Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования в содействии развитию малого предпринимательства'

Роль государственного регулирования в содействии развитию малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1973
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К МАЛЫМ ФОРМАМ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ / GOVERNMENT REGULATION / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / CRITERIA OF REFERRING JURIDICAL PERSONS TO SMALL FORMS / FACTORS INFLUENCING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна

В статье раскрывается роль государственного регулирования предпринимательской деятельности в обеспечении развития малого промышленного бизнеса. На уровне государства выявлены факторы, способствующие и тормозящие развитие малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of government regulation in assistance to small business development

The role of government regulation of business activity in ensuring small industrial business development is shown in the article. At the state level are revealed factors promoting and holding up small business development.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования в содействии развитию малого предпринимательства»

5. Внедрение коуч-технологий по сравнению с другими технологиями повышения конкурентоспособности предприятия не имеет ограничений на применение во всех сферах деятельности предприятия, на любой стадии развития и может быть использовано как универсальный стиль управления предприятием.

Таким образом, коуч-технологии как способ внедрения изменений в систему управления предпринимательскими структурами значительно превосходят традиционные способы по ожидаемым результатам: организационно-психологическому и экономическому эффекту, минимальным ограничениям и диапазону временных и функциональных границ их использования. Одной из актуальных проблем практики внедрения коуч-технологий на предприятиях становится развитие потенциальной потребности в их внедрении до уровня реализованных эффективных проектов, их внедрении в систему управления через информированность и компетентность руководителей и работников по данному вопросу.

1. Иенсен Р. Современные экономические стратегии. СПб., 2004.

2. Конторович В. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России. Режим доступа: www.narod.ru. Загл. с экрана.

3. Кьел А., Нордстрем. Международная конкуренция. М., 2007.

4. Рейнольдс М. Коучинг эмоциональная компетентность: направьте свои эмоции (EQ) на успех в работе. М., 2003.

5. Светов М. Интегральная эргоника. Персональный коучинг Вашего успеха и благополучия. М., 2006.

6. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. М., 2003.

Поступила в редакцию 15.07.2008 г.

Sharovatov E.N., Мегки1оуа E.Yu. Coach-technologies in competitiveness of enterprise structures. In the article basic contents of coach-technologies in the modern competitive enterprise environment are reflected. The purposes, tasks, principles and the algorithm of coachtechnologies introduction are determined.

Key words: coaching, competitiveness, enterprise structures.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОДЕЙСТВИИ РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С.С. Морковина

В статье раскрывается роль государственного регулирования предпринимательской деятельности в обеспечении развития малого промышленного бизнеса. На уровне государства выявлены факторы, способствующие и тормозящие развитие малого предпринимательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, субъекты малого предпринимательства, критерии отнесения юридических лиц к малым формам, факторы, влияющие на развитие.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации и целей, которые ставит перед собой государство. В странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование функционирования и развития малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением наме-

ченных правительственных программ. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства опираются на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Известно, что государство может выступать тормозом развития предпринимательства, когда имеет место неблагоприятная обстановка для осуществления предпринимательской деятельности или запрет на отдельные его виды; безразличным субъектом, ко-

гда оно прямо не противодействует функционированию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов [1-4].

Наибольшую ценность для предпринимательства вообще и малого в частности представляют функции государства как ускорителя предпринимательского процесса. В связи с чем целесообразно их рассмотреть более детально.

Государство берет на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров.

Государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей, с этой целью на исполнительном уровне формируются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию налогообложению и т. п.

И наконец, государство обычно берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для реализации проектов. С этой целью государство стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность законодательно. В частности, Российская Федерация рассматривает регулирование ступенчатым образом, т. е. на каждом уровне законодательной власти имеются законы, регулирующие в той или иной степени малое предпринимательство:

1) Конституция РФ;

2) кодексы РФ;

3) Федеральные Законы;

4) постановления Правительства РФ;

5) местные законодательные акты.

Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью: создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий; реализацию экономической политики, включая научно -техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую; реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности; применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности; упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя; снижение расходов по социальному страхованию [5].

Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно: поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения; интенсификацию инвестиционных процессов; стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

Однако поддержка малого предпринимательства на государственном уровне должна быть адресной, т. е. содействовать развитию малых форм хозяйствования. Для получения статуса малого предприятия субъекту малого предпринимательства необходимо постоянно соответствовать критериям, которые содержатся в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, при этом законодатель ввел ограничения по численности работающих, виду деятельности и объему продаж продукции.

Известно, что при выделении категории предприятий, претендующих на государственную поддержку, необходимо обеспечить достаточную простоту и незатратность введения и применения критерия. Определенные на законодательном уровне критерии отнесения предприятий к категории субъектов малого предпринимательства не в полной мере позволяют государству регулировать деятельность малого бизнеса и способствуют, как отмечают исследователи этой проблематики, реализации теневых схем. Большинство развитых стран, в т. ч. и Россия, применяют 3 основных критерия: занятости, оборота и баланса при выделении категории малого бизнеса. Введение нового критерия - объемов выручки от продаж продукции, работ, услуг, при отнесении к субъектам малого предпринимательства, на наш взгляд, является обоснованным, т. к. не только позволяет объективно их оценить, но и избежать предоставления крупным предприятиям льгот посредством простого развития бизнеса.

Рассматривая государственное регулирование малого предпринимательства с позиции организационно-правовых форм деятельности, отметим, что согласно ГК РФ предпринимательской деятельностью вправе заниматься не только юридические лица (организации), но и физические лица (граждане). Рассматривая ст. 24 ГК РФ, отметим, что в основе предпринимательской деятельности отдельного гражданина лежит его волеиз-лияние. То есть гражданин в процессе осуществления своей деятельности планирует получать доход (в противном случае зачем такая деятельность, как долго стали бы мы работать не получая заработной платы?), при этом он принимает на себя и уровень риска, и обязательства для себя или членов своей семьи.

Создавая малое предприятие предприниматель без образования юридического лица (ПБЮЛ) вступает во взаимоотношения с наемными работниками. Организация процесса производства, управление финансами, взаимодействие с государственной, кредитной системой становится прерогативой ПБЮЛ. Однако закрепленные на современном этапе льготы для данной категории налогоплательщиков позволяют использовать данную организационно-правовую форму в

качестве буфера для ухода от налогов, осуществления теневой экономики и пр.

Как отмечают исследователи, несмотря на значительную производительность труда на промышленных предприятиях, основные доходы бюджета формируются в сфере торговли. Данное обстоятельство позволяет предположить, что имеет место существенный перелив валовых доходов из сферы производства в сферу обращения, и сделать вывод о наличии теневых способов реализации этого явления. В основе подобных схем, позволяющих бизнесу подменять производственную деятельность торговлей, лежит несовершенное законодательство в отношении малого предпринимательства в форме ПБЮЛ. Вовлечение в теневые схемы ПБЮЛ позволяет предприятиям:

- юридически безнаказанно разбивать бизнес, создав на месте одного крупного предприятия несколько мелких, попадающих в категорию малых со всеми правами льгот и поддержки;

- значительно снижать налоговое бремя в части применения специальных налоговых режимов;

- снижать затраты предприятия на ведения бухгалтерского, финансового учета и т. п.

- уходить от обязательств в отношении государства, кредитной системы, покупателей и заказчиков, ввиду несовершенства закона о банкротстве по отношению к физическим лицам.

В основе теневых схем, возникающих в процессе вовлечения в бизнес ПБЮЛ, лежит возможность привлечения наемного труда в основную деятельность. Использование наемных работников позволяет выровнять юридические лица и ПБЮЛ в отношении законодательства, производства и т. п., сохранив льготы последних. Это «достоинство» ПБЮЛ используют недобросовестные налогоплательщики. По мнению автора, хотя законодатель не ограничивает формы осуществления хозяйственной деятельности для ПБЮЛ (производство, торговля, сфера услуг), наиболее типичными являются фермерские хозяйства, в которых не предусмотрен наемный труд. В отношении налогов тоже вполне понятно, доход, полученный в этом случае, независимо от его размеров (применим тождество между доходом семьи и зара-

ботной платой), облагается единым социальным налогом (ЕСН) и подоходным налогом.

Все это позволило автору сделать вывод о целесообразности внесения поправок в законодательство. ПБЮЛ как организационно правовая форма имеет место только в отношении предпринимательской деятельности в промышленности, не предусматривающей применение наемного труда, ярким примером являются крестьянские (фермерские) хозяйства - семейно-трудовые объединения лиц, совместно ведущих с/х производство и выступающих собственниками произведенной продукции. При этом ограничение доходов является вторым дополнительным критерием отнесение ПБЮЛ к категории малого бизнеса.

Рассмотрим возможные последствия реализации предложения по ограничению деятельности бизнес-единицы ПБЮЛ, занимающегося производством, посредством введения ограничения на привлечение наемных работников. Отсутствие наемного труда однозначно отразится не только на объемах предпринимательской деятельности, но и на собираемости налогов. Что касательно деятельности ПБЮЛ, объемы ее уменьшатся, и сократится число предприятий производства, торговли, сферы услуг. Но разве не там (благодаря ПБЮЛ) на сегодняшний день к теневому бизнесу относится каждое второе предприятие? Данное обстоятельство вовсе не означает закрытие предприятий в сфере производства, где требуется наемный труд, а лишь изменение их статуса - в этом плане на уровне государства уже сделан шаг и принят закон ФЗ № 209, который вводит новые категории микропредприятий, переход в ранг которых доступен и понятен. При этом предприятия, в виде ПБЮЛ создаваемые для реализации теневых схем, будут вынуждены покинуть рынок.

Изменение организационно-правовых

форм приведет к перераспределению налогов, и вполне возможно, у ПБЮЛ их объемы вырастут, по крайней мере в части ЕСН (очень сомнительно, что предприниматель умышленно будет сокращать свою пенсию и т. п.).

Рассматривая аспекты государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, считаем, что в качестве критериев отнесения юридических лиц к малым формам могут применяться дифференцированные показатели: для фон-

доемких видов экономической деятельности (промышленные производства, строительство, транспорт) в качестве критерия принимается величина активов; для материалоемких видов экономической деятельности (оптовая, розничная торговля) - годовой объем оборота; для трудоемких видов экономической деятельности (научно-техническая сфера и другие инновационные фирмы) - численность работников.

При этом государственная поддержка малого бизнеса может быть оказана приоритетным направлениям развития экономики. Необходимо установить критерии для тех категорий малого бизнеса, которым государство по тем или иным причинам считает целесообразным оказывать различного рода помощь, как правило, дифференцированную в зависимости от вида экономической деятельности. Из этих соображений, в первую очередь, следует выделить малые промышленные и инновационные предприятия как типы предпринимательства, в большей степени нуждающиеся в поддержке.

Говоря о государстве как об ускорителе предпринимательских процессов, следует рассмотреть не только инструментарий, но и факторы, способствующие (либо тормозящие) развитие малого предпринимательства.

Опрос руководителей 24 малых предприятий и 10 ПБЮЛ, функционирующих в сфере производства, с целью выявления факторов, определяющих развитие малого предпринимательства в ЦЧР, позволил автору сформулировать наиболее значимые из них для инфраструктурного обеспечения малого промышленного предприятия и государственной поддержки. Характеризуя респондентов, отметим, что все малые предприятия созданы в период с 1998 до 2000 г. и являются сравнительно молодыми производствами, производящими продукцию мелкими партиями и на заказ. Результаты опроса представлены в табл. 1. Для оценки отрицательного, положительного либо отсутствия влияния факторов предпринимательского климата на развитие бизнеса респондентам был предложен список факторов. По каждому фактору было подсчитано количество положительных, нейтральных и отрицательных ответов, а затем удельный вес ответов каждой перечисленной группы в выборочной совокупности, выраженной в процентах.

Таблица 1

Оценка значимости факторов, влияющих на развитие бизнеса

№ Наименование факторов Оценка

-1 | 0 |+1

Доля в выборочной совокупности, %

1 Уровень налогообложения и налоговая система 61 28 11

2 Нормативно-правовое и административное регулирование малого бизнеса (процедуры регистрации, лицензирования, сертификации и пр.) 59 17 24

3 Уровень производственных затрат в регионе (цен на энергию, топливо, услуги транспорта) 57 34 9

4 Коррупция и взяточничество чиновников 53 36 11

5 Степень износа основных фондов 55 28 17

6 Уровень арендных ставок на производственные и офисные помещения 47 39 14

7 Достаточность собственных оборотных средств 42 17 41

8 Просроченная дебиторская задолженность 39 52 9

9 Наличие свободных производственных помещений 39 46 15

10 Уровень конкуренции 38 15 47

11 Деятельность контролирующих и инспектирующих органов 37 44 19

12 Наличие и уровень квалификации рабочей силы, специалистов 37 28 35

13 Уровень барьеров для выхода на новые рынки сбыта, установление связей с иностранными партнерами 35 47 18

14 Развитость банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования 29 34 37

На основании данных опроса можно сделать вывод о сложившихся тенденциях развития инфраструктурного обеспечения и государственной поддержки малого предпринимательства.

Большинство опрошенных (70 %) отмечают его стабилизацию и улучшение. Более четверти опрошенных отмечают ухудшение состояния работы элементов инфраструктуры поддержки, что является существенным показателем. В наибольшей степени негативно сказываются на делах предпринимателей следующие факторы: уровень налогообложения и налоговая система; нормативноправовое и административное регулирование малого бизнеса; уровень производственных затрат в регионе; коррупция и взяточничество чиновников; степень износа основных фондов. Решение этих задач потребует должной координации региональных и местных ресурсов в создании элементов инфраструктуры, формировании инвестиционных механизмов поддержки малых производств, развитии предпринимательского потенциала населения.

В связи с чем ключевым моментом обеспечения устойчивого развития малого предприятия на уровне государства являются меры по регулированию налогового законодательства в сфере малого предпринимательст-

ва, создание эффективной системы его финансовой поддержки, укрепление производственного потенциала промышленных предприятий путем выделения на льготных условиях производственных помещений, техники для организации производственных процессов, содействие подготовке кадров и развитие малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, создание инфраструктуры в виде сети бизнес-инкубаторов, которые бы поддерживали вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития малые предприятия.

1. Балацкий Е.А., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист. 2001. № 4. С. 45-49.

2. Рунов А.В. Системы поддержки малого бизнеса за рубежом. М., 2003. С. 255.

3. Шлындиков В.М. Малое предпринимательство. Мн., 2002.

4. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2002. С. 154-156.

5. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. М., 1996.

Поступила в редакцию 7.07.2008 г.

Morkovina S.S. Role of government regulation in assistance to small business development. The role of government regulation of business activity in ensuring small industrial business development is shown in the article. At

the state level are revealed factors promoting and holding up small business development.

Key words: government regulation, subjects of small business, criteria of referring juridical persons to small forms, factors influencing development.

СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С.В. Невдаха

В статье рассмотрены основные направления и формы развития малого предпринимательства, факторы экономического роста. Рассмотрена система государственной поддержки малого предпринимательства, проблема концентрации капитала, взаимосвязь капитала, трудозатрат и производительности труда.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономический рост, государственная поддержка.

Роль малого предпринимательства в современной экономике трудно переоценить. В развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта, в нем сосредоточено значительное число рабочих мест. В целом можно сказать, что малое предпринимательство является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития, стержнем экономического роста национальных экономик. Исследование экономических, социальных и политических проблем развития предпринимательства и динамики экономического роста в России приобретает все возрастающую значимость в условиях современной экономики [1-4]. Это объясняется рядом обстоятельств: высокой степенью неопределенности на рынке, высокой конкуренцией, резким изменением конъюнктуры рынка, происходящими циклическими процессами.

На данном этапе исследования необходимо рассмотреть основные факторы, обеспечивающие движение экономического роста. Прежде всего, здесь следует отметить, что, разрабатывая классификацию факторов экономического роста, исследователи предлагают разные основания. Рассматриваются следующие группировки основных факторов: экономические и неэкономические; количественные и качественные; экстенсивные и интенсивные; объективные и субъективные; личные и вещественные; организационные,

управленческие, структурные; научные, технические, ресурсные; внешние и внутренние.

Кроме того, подход некоторых ученых изначально строится на признании доминирующей роли внутренних (эндогенных) факторов, определяемых историческими традициями и достигнутым уровнем экономического роста и развития. Другие ученые, например, сторонники концепции «периферийной экономики» (Р. Пребиш, Р. Зингер и др.), определяющими считали внешние (экзогенные) факторы.

Согласно теории рыночной экономики факторы экономического роста - это ресурсы, способствующие увеличению национального дохода и ВВП. Кроме труда, земли и капитала к ним относят предпринимательскую способность и НТП.

Длительное время решающими факторами экономического роста считались капитал и труд. Их взаимодействие и эффективное использование выражается в росте производительности труда, что, в свою очередь, является важнейшим показателем экономического роста.

В современной экономической науке также не оспаривается тот факт, что основной предпосылкой экономического роста является определенный темп роста общественного капитала. Прирост капиталовложений должен быть таким, чтобы благодаря мультипликатору он вызвал средний рост спроса, который обеспечит полное использование постоянно растущего производственного по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.