Научная статья на тему 'Роль государственного бюджета в развитии сферы образования и его проблемы в Кыргызской Республике'

Роль государственного бюджета в развитии сферы образования и его проблемы в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / STATE BUDGET / РАСХОДЫ / EXPENDITURES / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / BUDGET DEFICIT / РЕСУРСЫ / RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эшалиева Н. Д., Абдрасулова З. А.

Статья описывает основные проблемы в бюджетной образовательной системе Кыргызской Республики в целом, а также рассматривает текущие проблемы бюджета по 2016 году. Так как многие эти проблемы переходят из года в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE BUDGET IN DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF EDUCATION AND ITS PROBLEMS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

The article describes the main problems in the budgetary educational system of the Kyrgyz Republic as a whole, and also considers the current problems of the budget for 2016. Since many of these problems go from year to year.

Текст научной работы на тему «Роль государственного бюджета в развитии сферы образования и его проблемы в Кыргызской Республике»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Н.Д. Эшалиева, старший преподаватель З.А. Абдрасулова, преподаватель

Института социального развития и предпринимательства (Кыргызстан, г. Бишкек)

Аннотация. Статья описывает основные проблемы в бюджетной образовательной системе Кыргызской Республики в целом, а также рассматривает текущие проблемы бюджета по 2016 году. Так как многие эти проблемы переходят из года в год.

Ключевые слова: государственный бюджет, расходы, дефицит бюджета, ресурсы.

Государственный бюджет играет ключевую роль в развитии социальной сферы, так как государство является единственным агентом, который может мобилизовать значительные ресурсы. Степень влияния государства на развитии социальной сферы, в том числе сферы образования часто определяется

долей государственного бюджета к ВВП страны. Чем больше доля бюджета в структуре ВВП, тем большую роль играет государство в жизнедеятельности общества. В нашей республике доля бюджета к ВВП по состоянию на 2015 г. составляет 27,9%.

Рисунок 1.

Государственный бюджет - это консолидированный или сводный бюджет республиканского и местных бюджетов за вычетом дублирующих статей доходов и расходов. Республиканский бюджет - это бюджет центральных органов власти, то есть Правительства, а местные бюджеты - это план финансирования местных органов. Республиканский бюджет разрабатывается Правительством и утверждается Жогорку Кенешем. Республиканский бюджет после утверждения парламентом и подписи президента становится законом, обязательным для исполнения. Основным

принципом при формировании бюджета должно быть соответствие заявленной политики государства с фактическими расходами в бюджете для сохранения доверия населения.

Местные бюджеты разрабатываются местными органами власти и утверждаются местными кенешами. Местные бюджеты базируются на нормативно правовых актах и все органы власти одного уровня имеют одинаковые права и обязательства.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть на 8090% формируется за счет налоговых

поступлений, то есть различных налогов, собранных с юридических и физических лиц. Расходная часть составляет все виды расходов, производимых государственными учреждениями, включая заработные платы учителям, медработникам, финансирование Социального Фонда, развития экономики и др.

Как в любом бюджете идеальным считается, когда доходы государства больше или равны расходам. Ситуация когда доходы превышают расходы считается профицитом. Когда же расходы превышают доходы это дефицит.

Дефицит бюджета как таковой должен финансироваться, то есть недостачу средств государство изыскивает из различных источников, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государство может взять деньги взаймы у собственных источников в виде ГКВ, ГКО, или же в виде кредита у иностранных и международных партнеров. Обычно кредит берется под проценты и на возвратной основе. Таким образом, образуется задолженность государства или государственный долг.

Основные проблемы в целом в бюджетной системе можно классифицировать следующим образом:

1. Отсутствие четкой, ясной и стабильной политики государства в области бюджетной политики. Особенно, развитии сферы образования. Иными словами, до сих пор не определены основные приоритетные направления бюджетной политики, к которым относятся: действенная политика в области сбалансированного бюджета или все-таки приемлем дефицит бюджета; нет ясности в бюджетной политики относительно децентрализации, будет ли правительство постепенно внедрять финансовую децентрализацию, или все таки будет настаивать на финансовой вертикали. Также не четкая политика в области консолидации государственных ресурсов и, в результате, невозможность оценить полностью государственный сектор.

2. Нежелание внедрения финансовой децентрализации. Несмотря на

многочисленные лобби со стороны гражданского общества и МСУ финансовая децентрализация не внедряется в практику, что, в конечном счете, приводит к снижению мотивации у МСУ в развитии и финансовой независимости и стимулирует иждивенческое поведение на уровне отдельных МСУ.

3. Слабая прозрачность бюджета особенно на местах. Если в области прозрачности бюджета на уровне Минфина КР и Жогорку Кенеша КР произошли значительные положительные изменения, то бюджеты отдельных ведомств и органов МСУ являются для населения таким же белым пятном, как и раньше. Отсутствие адекватной информации подрывает доверие населения к соответствующим органам и значительно сокращает доверие к ним.

4. Контроль эффективности бюджетных расходов. Контроль исполнения бюджета сам по себе является трудновыполнимой задачей, так как классификация представления бюджета не соответствует классификации отчета по его исполнению. Также достаточно сложно подсчитать эффективность расходов бюджета, так как ни экспертное сообщество, ни граждане не обладают достаточной информацией для проведения такого анализа. Счетная палата, которой вменено проводить аудит эффективности, не имеет реальной возможности для проведения такого вида аудита.

5. Слабое вовлечение гражданского общества в бюджетный процесс. При формировании бюджета и контроле его исполнения граждане, бенефициары не имеют достаточных рычагов воздействия на приоритетные направления. В результате, бюджет не является народным, а является чиновничьим и выражает их точку зрения.

Что же касается бюджета Кыргызской Республики на 2017, то он имеет улучшения, так же как и весомые недостатки.

Если говорить о положительных сторонах и улучшении, то это в первую очередь:

• Снижение общих госрасходов;

• Стремление более целенаправленного, детального и более прозрачного указания статей расходов;

• Статья прочие расходы разъяснена более детально, стало меньше непрозрачных и неясных статей

Вместе с тем необходимо отметить и существенные недостатки:

1. Нечетко детализированы риски не поступлений по доходам, которые могут заключаться в намечающемся падении цен на золото;

2. Не достаточно заложено усилий в бюджете по раскрытию теневого сектора, не заложено достаточных усилий по увеличению собираемости налогов;

3. Основную долю в неналоговых поступлениях продолжают играть спецсредства, поступления которых из года в год только растет.

4. Сокращение неналоговых поступлений: при этом не указаны поступления от приватизации, хотя их достаточно;

5. примеров неэффективного управления госпредприятиями и акционерными обществами с госдолями. Ожидается существенное сокращение поступлений от дивидендов на 31%, прибыли госпредприятий на 60%, платы за использование природных ресурсов на 48%;

6. Бюджет 2017 года остается социально-ориентированным, 50% всех статей - это социальные расходы. В тоже время не обеспечены механизмы и не сделаны реформы в сфере распределения социальной помощи, средств на образование которые могли бы гарантировать обеспечение эффективного, прямого воздействия на развитие сферы образования;

7. Силовой блок остается засекреченным, хотя как указывалось ранее, на прошлых слушаниях бюджеты на оборону и правопорядок ведущих стран мира в целом открыты для публики и есть возможность оценивать эффективность потраченных средств налогоплательщиков. Мы видим сегодня, что ми-

лиция у нас не справляется с потоком беспорядков, пикетов и протестов по всей стране, но мы не знаем - достаточно ли средств выделяется им и эффективно ли они расходуют деньги налогоплательщиков.

8. Бюджетные ресурсы направлены на увеличения количественных показателей, в частности, на увеличение количества школ, классов, групп, часов, надбавок, следовательно, на увеличение бюджетных расходов, которые определяются исходя из экстенсивных показателей. Расходы на коммунальные услуги в системе образования сопровождаются низкой организацией менеджмента, мониторинга и контроля, особенно, по расходам на электрическую и тепловую энергию. В 2015 году перерасход по электроэнергии составил 26,5 млн.сомов. В Кеминском районе на отопление 3 школ и 1 детсада Орловского айыльного аймака в 2015 году предусмотрели 6,4 млн. сомов, когда на все остальные 28 школ и 9 детсадов района будет израсходованы 4,5 млн. сомов. Из года в год своевременно и качественно не представляются расчеты к проекту смет и утвержденным сметам расходов бюджетных средств, эти замечания постоянно указываются в предписаниях Счетной Палаты.

Дефицит бюджета все еще остается острой проблемой. То есть ситуация такова что мы продолжаем проедать деньги в долг. Большая зависимость республиканского бюджета от внешних источников финансирования и связанные с этим риски с непоступлением доходов от международных доноров.

Большая зависимость местного бюджета от республиканского и дотацион-ность регионов.

В целом все эти риски не позволяют вести ускоренное развитие сферы образования страны.

Все эти проблемы необходимо стране решать в ближайшее время, пока они не приняли угрожающих масштабов.

Библиографический список

1. Конституция Кыргызской Республики, 2010 г., Бишкек, Кыргызстан.

2. Регламент Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., Бишкек, Кыргызстан.

3. Закон «Об основных принципах бюджетного права», www.minfin.kg.

4. Вивек Рамкумар «Наши деньги-наша ответственность», Руководство для граждан, 2012 г., Вашингтон.

5. Сварним Вагле, Джаменджай Сингх «Опросы с применением гражданских карточек и карточек отзывов», Департамент Всемирного банка по общественному развитию, 2012 г., Вашингтон.

6. Международное партнерство по бюджету, «Исследование бюджетной прозрачности по всему миру», 2013 г., Вашингтон.

7. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, сборник «Лучшие методы достижению бюджетной прозрачности», 2013 г., www.oecd.org/dataoecd/33/13/1905258.pdf;

8. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, бюллетень ОЭСР «Почему так важен мониторинг государственных закупок?», 2013 г.

9. Исаак Шапиро, «Руководство для неправительственных организаций по работе с бюджетом», Международное партнерство по бюджету, 2013 г.

THE ROLE OF THE STATE BUDGET IN DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF EDUCATION AND ITS PROBLEMS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

N.D. Eshalieva, senior lecturer Z.A. Abdrasulova, lecturer

Institute of social development and entrepreneurship (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article describes the main problems in the budgetary educational system of the Kyrgyz Republic as a whole, and also considers the current problems of the budget for 2016. Since many of these problems go from year to year. Keywords: state budget, expenditures, budget deficit, resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.