УДК 336.148
МГ. Шлозков РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается государственный аудит как элемент системы экономической безопасности, эффективное формирование которой предлагается в рамках контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Автором проведен анализ ряда бюджетных показателей и современного бюджетного процесса, результаты которого можно использовать при формировании системы экономической безопасности.
Ключевые слова: государственный аудит, бюджетный контроль, система экономической безопасности.
lYiikhaii potoztov THE ROLE OF STATE AUDIT IN THE ENSURING
OF ECONOMIC SECURITY
Annotation. The article discusses the state audit as an element of economic security, the effective formation of which is proposed under the control of the Accounts Chamber of the Russian Federation. The author of the analysis of a number of budgetary performance and modern budgetary process, the results of which can be used in the formation of economic security. Keywords: state audit, budgetary control, system of economic security.
Национальная безопасность, эффективная рыночная экономика и правовое демократическое государство - императивы реформ последних двух десятилетий в Российской Федерации, которые происходят достаточно сложно и противоречиво. Одна из причин, по которой затруднено обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, - несбалансированность и нестабильность бюджетной системы России. Данное обстоятельство определяет создание системы организационно-правового обеспечения бюджетной безопасности. Актуальность рассматриваемых проблем обусловлена еще и тем, что стабильностью и сбалансированностью бюджетной системы характеризуется национальная безопасность государства.
Государственный аудит представляет собой комплекс мероприятий, форм и методов защиты финансово-экономических интересов государства в рамках бюджетно-налоговой политики. На макроуровне - это способность государства эффективно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия. Бюджетная безопасность является характеристикой финансовой системы государства, функционирование которой направлено на обеспечение сбалансированного экономического роста в различных отраслях национальной экономики, и устойчивой к влиянию внутренних и внешних факторов [2]. Институты власти обязаны формировать систему защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию государства. В связи с этим в первую очередь необходимо разработать соответствующую нормативно-правовую базу, в которой должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, по которым действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб бюджетной безопасности Российской Федерации.
Контроль за исполнением данных критериев может осуществлять Счетная палата РФ, которая способна дать оценку соблюдению этих критериев и подготовить соответствующие доклады парламенту, а также довести данную информацию до общественности. Совершенно очевидно, что Счетная палата РФ - орган, наделенный достаточными полномочиями, и может на постоянной основе осуществлять систематический мониторинг финансово-бюджетной политики и экономической деятельно-
© Полозков М.Г., 2014
сти субъектов в целях предупреждения и недопущения кризисных ситуаций. Это совершенно не означает, что в условиях рыночной экономики государство должно вмешиваться и закрепощать деятельность агентов, однако устанавливать «правила игры» и следить за их исполнением оно просто обязано, т.к. в противном случае экономический эгоизм участников рынка может довести экономику страны до абсурдных ситуаций. То же самое можно сказать и о государственных институтах. Нормальное существование системы невозможно, если ключевые элементы не двигаются в едином направлении.
К настоящему моменту существует множество форм контроля экономической деятельности. Государственный аудит как способ контроля позволяет наиболее результативно решить проблему формирования эффективной системы бюджетной безопасности, способствующей экономическому развитию страны. Обусловлено это тем, что аудиторские проверки выявляют нарушения и отклонения не просто в процессе реализации тех или иных экономических решений, а также в момент их принятия и последующем исполнении. Такой способ контроля особенно важен для бюджетного планирования.
К настоящему моменту аудит федерального бюджета представляет собой целый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Предварительный аудит формирования федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации определяет обоснованность и достоверность показателей проекта федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, определяет соответствие бюджетных планов указам Президента РФ и иным нормативно-правовым актам, а также их эффективность. Он осуществляется на основании ст. 13 и 18 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1], стандарта государственного аудита СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета», а также стандарта финансового контроля СФК 204 «Предварительный контроль формирования проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов» [3]. Предварительный анализ бюджетных планов снижает риск появления непредвиденных кризисных ситуаций, позволяет предотвратить нарушения, а главное, соизмерить планируемую деятельность субъекта с основными задачами государственной экономической политики.
Оперативный анализ осуществляется на основании статей 13 и 19 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1] и положений стандарта государственного аудита СГА 202 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета» [3]. Данный этап анализа акцентирует внимание на финансовых поступлениях в федеральный бюджет, сравнивает фактические показатели с запланированными, выявляет отклонения от положений плана, предлагает его корректировки.
Последующий контроль отслеживает исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в отчетном финансовом периоде. На этом этапе контрольно-счетные органы проверяют бюджетные отчетности ответственных лиц. Последующий контроль регламентирован статьями 13 и 20 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1], а также стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета» и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 205 «Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов» [3].
Таким образом, государственный аудит как комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий является одной из наиболее эффективных мер по отслеживанию и координации финансовой деятельности государственных институтов. Более того, аналогичные способы контроля могут быть применены к деятельности частных организаций.
К настоящему моменту, на официальном сайте Счетной палаты РФ [3] была опубликована масса отчетов об аудиторских проверках, что свидетельствует об активной деятельности контрольно-счетных органов. Обусловлено это тем, что в течение последних 10-15 лет по миру прокатилась чере-
да финансовых кризисов, которые пагубно отразились на экономическом состоянии крупнейших стран. Опыт показал, что современные банковские и прочие финансовые системы мира не в состоянии самостоятельно справляться с проблемами.
Сегодня России, как и большинству других стран, необходимо пересмотреть свои экономические приоритеты во избежание новых потрясений, а это значит, что проблема создания мощной структуры по обеспечению бюджетной безопасности, надзору и контролю деятельности государственных и частных институтов (организаций) наиболее актуальна. Таким образом, заданный вектор развития системы контрольно-счетных органов РФ выглядит более чем перспективно. В самом деле, зачастую кризисные ситуации возникают по причине ошибок, заложенных уже на стадии принятия экономических решений. Чем большую роль в отрасли играет деятельность института, тем более фатальны последствия его ошибок. В особенности, если речь идет о таких государственных учреждениях, как, например, Центральный банк.
Концепция долгосрочного развития Российской Федерации, разработанная по поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, который состоялся 21 июля 2006 г., и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. регламентирует цели экономического развития России, среди которых повышение эффективности использования федеральных ресурсов, увеличение объемов ВВП, повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса и т.д. Для того чтобы достичь этих целей, необходима эффективная система бюджетной безопасности.
На ход бюджетного процесса очень влияют макроэкономические показатели. В частности, такие параметры как количественное исчисление инфляции, валовой внутренний продукт подлежат регистрации в законе о бюджете. Именно потому постоянно проводится наблюдение за изменениями макроэкономических характеристик и в дальнейшем учитывается Счетной палатой в качестве одного из разделов отчетной документации о доходах и расходах бюджета. Анализируя прогнозные данные основных макроэкономических параметров, которые закладываются в проект федерального бюджета России, и их реальные значения, представляется возможным выявить их систематическое несоответствие. Причем действительные данные, к примеру, показателей уровня инфляции, номинального объема и темпов ВВП, могут как превышать изначально заданные значения, как наблюдалось с 2000-го по 2008 г., а также в 2010-2013 гг., так и иметь гораздо более низкие величины, как было в 2009 г. [3]. За отчетный период в 2013 г. также наблюдалось несовпадение реальных значений некоторых показателей с запланированными. Процент превышения фактического объема валового внутреннего продукта составил 8,3 к заданным для него расчетам в 2012 г.; объем реального ВВП превысил план на 0,1 %; цена на сорт российской нефти Urals во всем мире в среднем превзошла запланированную стоимость на 45,7 %, а цена на экспорт газа в среднем увеличилась более чем на 25 %. Таким образом, качество расчета прогнозных данных оказывается недостаточно высоким, что отрицательно воздействует на ход исполнения бюджета [3].
В дополнение к прогнозам разработаны расчетные значения рисков их достижения, которые подробно описываются Счетной палатой в заключениях по проекту закона о федеральном бюджете, указывается связь этих критериев с мировой экономикой, а именно: с понижением стоимости нефти, с гарантированным поступлением инвестиций в основной капитал и возрастающим влиянием импортируемых товаров на конкурентоспособность их российских аналогов и положение торгового баланса России. Также обращается внимание на зависимость экономической ситуации Российской Федерации от мирового рынка капиталов и сырья [3]. К примеру, одной из причин формирования рисков для стабильного социального и экономического развития государства на ближнюю и дальнюю перспективы является сочетание двух процессов: постоянный финансовый отток вместе с текущим отрицательным сальдо, причиной которого становится преувеличение в достаточной степени скорости по-
ступления в страну определенного количества продукции над скоростью вывоза отечественной продукции за рубеж.
В связи с необходимостью формирования эффективной системы бюджетной безопасности и достижении поставленных целей бюджетирования, ориентированного на результат, повышаются запросы к более качественному выполнению прогноза развития государства как на отчетный период, так и на будущее. При формировании эффективной системы бюджетной безопасности необходимо синхронизировать и согласовать стратегии развития различных отраслей экономики между собой в рамках различных государственных программ, а также разработать индикаторные критерии для прогноза и систему поэтапной их реализации на ближайшие три года. В то же время необходимо обеспечить реализацию принципов раскрытия информации в отчетности органов государственной власти (отчетах о финансово-хозяйственной деятельности, об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов и т.д.), исходя из требований к обеспечению бюджетной безопасности Российской Федерации. При этом Счетная палата РФ должна быть вправе выражать аргументированное профессиональное мнение (аудиторское заключение) о существенности представляемой отчетности для оценки обеспечения бюджетной безопасности, а также для контроля за соблюдением финансовых интересов Российской Федерации.
Счетная палата в рамках системы экономической безопасности осуществляет контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга, а также эффективности использования привлеченных кредитных ресурсов и займов, полученных Правительством РФ, и предоставленных Россией займов иностранным государствам и международным организациям. Кроме этого, необходимо создать информационную систему для всестороннего мониторинга бюджетного процесса, включающую выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз бюджетной безопасности Российской Федерации. На основе полученной информации должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мероприятий по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 41-ФЗ от 05.04.2013 «О Счетной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Бюджетная безопасность: производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатин-форм, - 2007. - 487 с.
3. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://audit.gov.ru (дата обращения: 03.11.2014).