рые возникают от воздействия:
- тяги, создаваемой пропульсивной установкой буксира;
- инерционных сил, возникающих от движения буксира во время его маневрирования при выполнении команд с мостика транспортного судна;
- массы буксира, которая увеличивается вследствие потери осадки при волнении моря.
Принятие нагрузок на буксирный кантат, расчет его разрывного усилия и конструктивные особенности буксирного устройства предусматриваются правилами Российского морского регистра судоходства Российской Федерации (Правила РС). Однако, исходя из того, что некоторые моменты в данных вопросах Правилами РС отнесены на решение проектных организаций и/или заказчиков, имеют место случаи, когда ради уменьшения расходов при постройке буксиров принимаются решения в отношении буксирного устройства, которые не способствуют предотвращению обрыва буксирного каната. Так, например, пунктом 5.4.8 Правил РС предусмотрено, что «Буксирные гаки должны иметь амортизаторы, предельная нагрузка амортизирующего действия которых должна быть не менее 1,3 номинальной тяги на гаке.
Буксиры ограниченного района плавания Я3 мощностью менее 220 кВт могут не иметь амортизаторов на гаках. Для остальных судов использование гаков без амортизаторов является предметом специального рассмотрения Регистром». Здесь имеет место принятие решения об установки буксирных гаков без амортизаторов (буксиры с азимутальными винто-рулевыми колонками в порту Новороссийск и буксиры проекта № 16609/2 в порту Тамань), что негативно сказывается на безопасности плавания транспортных судов, так как имеют случаи обрыва буксирного каната в момент выполнения Швартовных операций. Для исключения таких аварийных ситуаций с транспортными судами во время Швартовных операций и портовых буксировок в порту, необходимо (п.1 -п.3):
1) Исключить возможность установки буксирных гаков без
амортизаторов на буксирах мощностью более 220 кВт.
2) Буксирная лебедка, которая устанавливается на баке для выполнения Швартовных операций с транспортными судами, должна быть в обязательном порядке с двумя барабанами, один для хранения буксирного каната, другой для подачи буксирного каната на судно через 3 - 4 шлага. Выполнение этого требования обеспечивает возможность изменять длину буксирного каната во время выполнения буксировки.
3) Удерживающее усилие тормоза буксирной лебедки, установленной на баке буксира, должно составлять 95% разрывной нагрузки буксирного каната. Выполнение этого требования обеспечит неразрывность соединения буксиров и транспортного судна во время Швартовных операций, так как в момент достижения критической нагрузки на буксирный канат произойдет его травление с барабана буксирной лебедки, а не его обрыв.
4) При установке буксирного устройства на баке буксира (в носовой оконечности), в символе класса РС вместо слова «Буксир» указывать «Буксир-кантовщик».
Такие требования необходимо применить по следующим основаниям:
А) Правилами РС в основном предусмотрено проектирование буксиров выполняющих морские буксировки при длине буксирного троса не менее 150 или 500 или 700 метров. При такой длине буксирного троса амортизирующая функция выполняется за счет длины и провиса между буксиром и буксирующим объектом;
Б) При выполнении портовой буксировки длина буксирного каната может составлять от 20 до 80 метров, в связи с чем требуется гасить возникающие на буксирный канат нагрузки с помощью буксирных устройств.
Литература:
1. Правила классификации и постройки судов./Российский морской регистр судоходства, 2011.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Соловьева Е.А., главный специалист КУ города Омска «Центр поддержки предпринимательства», аспирант ФГБОУ ВПО
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ)
Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ»
Одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации резервов для экономического развития является государственно-частное партнерство, которое является эффективным инструментом привлечения частного капитала в общественно значимые проекты. Для развития государственно-частного партнерства необходимо привлекать сферу малого и среднего предпринимательства, решать существующие проблемы.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; предпринимательство; государственная поддержка
THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS SUPPORT
Solovjeva E., main specialist, Center of entrepreneurship support; postgraduate, Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI) Solovjeva O., Ph. D., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport
One of the main mechanisms of expansion of resource base and reserves mobilizationfor economic development is the public-private partnership. It is the effective instrument of private capital attraction in socially significant projects. It is necessary to attract the sphere of small and average business, to solve existing problems for development of public-private partnership.
Keywords: public-private partnership; entrepreneurship; state support
В настоящее время наблюдается тенденция усиления сотрудничества бизнеса и государства. В большинстве развитых и развивающихся стран для решения общественно важных проблем большую роль играет привлечение частного капитала. При этом в качестве одного из важнейших и эффективных механизмов привлечения капитала для решения государственных экономических и социальных проблем рассматривается государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство открывает широкие возможности для заинтересованных сторон - для государства и представителей бизнеса. Поэтому данный механизм пользуется попу-
лярностью во многих странах мира. Грамотное использование инструментов государственно-частного партнерства позволяет снизить бюджетную нагрузку, обеспечить развитие инфраструктуры, повысить занятость населения, развить частное предпринимательство, повысить качество товаров и услуг, их конкурентоспособность.
В условиях экономического кризиса, как показывает практика, в первую очередь под угрозу попадают инвестиционные программы. Сложнее становится решать задачи социального характера, а также возрастает потребность бизнеса в государственной поддержке, так как она позволяет снизить риски частных инвесторов, повысить надежность инвестиционных проектов. В результате сотруд-
ничества бизнеса и государства частные компании извлекают доход из инвестиций, а государство экономит бюджетные средства и реализует общественно важные программы. Организации, работающие в рамках государственно-частного партнерства, добровольно налагают на себя некоторые ограничения на бизнес и политику получения прибыли, а в обмен получают налоговые льготы [5]. Поэтому государственно-частное партнерство взаимовыгодно для участников (рис. 1) [3].
Ведущую роль в механизме государственно-частного партнерства играет государство, так как именно оно является инициатором большинства проектов государственно-частного партнерства, их главным действующим лицом. Также государство играет ключевую роль в связи с тем, что его партнерство с предпринимательством строится по отношению к государственной и муниципальной собственности. В реализации процессов государственно-частного партнерства задействованы все уровни управления: федеральный (национальный), региональный и муниципальный [6].
Государственно-частное партнерство как механизм привлечения капитала возникло давно. До начала Первой мировой войны во всем мире, в том числе и в России, многие объекты инфраструктуры (мосты, железные дороги, автострады, электростанции) строились во многом с участием средств частных предпринимателей. Привлекательность государственно-частного партнерства была обусловлена тем, что экономический рост и увеличение численности населения требовали соответствующего уровня развития дорожной сети, увеличения энергетических мощностей, строительства новых объектов водоснабжения, газоснабжения, переработки отходов. Государству справиться со всем комплексом задач в одиночку было достаточно сложно.
В настоящее время развитие государственно-частного партнерства в разных странах идет различными темпами. Лидерами в этой области являются Великобритания, Франция, Германия и Испания, где данный рынок достаточно сформирован. Другие страны только начинают внедрять такие программы, но уже есть положительные результаты [4].
В России в последнее время уделяется повышенное внимание развитию механизмов государственно-частного партнерства, развитие которого предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Процедура формирования механизма государственно-частного партнерства должна быть последовательной и включать в себя несколько обязательных этапов (рис. 2) [1].
В большей степени эффективность государственно-частного партнерства проявляется в таких отраслях, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационная инфраструктура. Например, в Омской области совместно с руководителями федеральных министерств и ведомств было принято решение о строительстве аэропорта «Омск-Федоровка» на основе государственно-частного партнерства. В связи с принятием данного решения был объявлен конкурс на составление бизнес-плана для строительства нового аэропорта в Федо-ровке. Целью подготовки бизнес-плана является установление технических параметров аэропорта, факторов роста конкурентоспособности авиапредприятия и перспектив развития территории действующего аэропорта. Кроме того, важнейшей составляющей бизнес-плана является детальная проработка методов реализации механизма государственно-частного партнерства для привлечения внебюджетных ресурсов в строительство аэропорта, описание действий по привлечению частных инвестиций [2].
В настоящее время государственно-частное партнерство в России осуществляется в следующих формах:
1. заключение договоров о реализации проектов, в которых в
качестве равноправных партнеров, каждый со своим вкладом в проект, участвуют структуры государственной или муниципальной власти и частные компании. Такие проекты могут реализовываться на основании концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, арендных, инвестиционных и иных форм договоров;
2. использование средств Инвестиционного фонда РФ и других источников государственного финансирования для поддержки крупных проектов в стратегических направлениях, реализуемых частным бизнесом;
3. создание особых экономических зон (опытно-внедренческих, производственных, туристско-рекреационных, портовых), стимулирующих за счет мер государственной поддержки развитие бизнес-проектов. Эта форма способствует развитию обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий, производству новых видов продукции, социально-экономическому развитию регионов, созданию новых рабочих мест. Также отводится значительная роль в решении задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу экономики на инновационный путь развития;
4. создание корпораций со смешанным государственным и частным капиталом для развития приоритетных отраслей экономики;
5. взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники, адаптации научнотехнического комплекса к условиям рыночной экономики;
6. сотрудничество государства и бизнеса в развитии социальной сферы, при котором согласованно с государственной политикой бизнес самостоятельно и за свой счет реализует проекты в областях, приоритетных для государства и общества.
Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса могут стать проведение с участием представителей бизнеса консультаций по вопросам повышения конкурентоспособности, устранения административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности; привлечение предпринимателей к участию в разработке проектов нормативно-правовых актов. При этом следует оказывать поддержку развитию отраслевых бизнес-ассоциаций. Кроме того, необходимо формировать отраслевые, региональные и ведомственные планы государственно-частного партнерства, способствующие повышению эффективности использования средств, которые направляются на развитие программ профессионального образования, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализацию их результатов [7].
Государство может решать проблемы с использованием инструмента государственно-частного партнерства, взаимодействия не только с крупным бизнесом, но и с малым и средним предпринимательством. Но в настоящее время потенциал малого и среднего бизнеса в этом отношении недооценивается. Большинство считает, что проекты, где можно применять модели государственно-частного партнерства, должны быть исключительно крупными. Но, как показывает практика, это далеко не всегда так. Во всем мире 90 % проектов с использованием государственно-частного партнерства
- это проекты, реализуемые на местном уровне в секторе малого и среднего предпринимательства. С их помощью, как правило, решаются проблемы создания социальной, коммунальной и даже промышленной инфраструктуры.
За счет механизма государственно-частного партнерства, привлекая ресурсы малого и среднего предпринимательства, можно не только существенно расширить источники финансирования проектов, но также сократить сроки строительства и реконструкции объектов, повысить производительность труда персонала, снизить инвестиционные и эксплуатационные затраты. При существующем порядке реализации проектов данные задачи пока решать очень сложно.
Обеспечивает Обеспечивает
- предпринима- - согласование
тельскую публичных интересов;
инициативу; К Г осударст- /1 - долгосрочные
- управление Частный \ венно- / Государство гарантии установления
коммерческими сектор / частное справедливых тарифов;
рисками; 1/ партнерство \J - управление рисками;
- экономию затрат; V N - устанавливает
- сжатые сроки стандарты на качество
реализации услуг;
проекта - контроль
Рис. 1. Роль участников в государственно-частном партнерстве
Рис. 2. Этапы формирования механизма государственно-частного партнерства
Сегодня именно малое и среднее предпринимательство рассматривается как потенциальный источник экономического роста. Поэтому необходимо разрабатывать механизмы участия малого и среднего бизнеса в государственно-частном партнерстве, организационно-экономические основы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства.
Формирование государственно-частного партнерства с участие малого и среднего предпринимательства обеспечит инновационный путь развития предпринимательства, значительный экономический, организационный и социальный эффекты.
Направления развития малого и среднего предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства должны учитывать сложившуюся специфику сектора. Система регулирования отношений в данном секторе должна включать в себя такие направления деятельности органов управления, как обеспечение мониторинга процессов, происходящих на рынке товаров и услуг в сфере влияния малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной конкурентной среды путем формирования государственночастного партнерства. Необходимо проводить диагностику и своевременно решать возникающие проблемы, разрабатывать методи-ко-аналитический инструментарий для принятия хозяйствующими субъектами корректирующих мер.
Функционирование механизма государственной поддержки при получении ресурсов позволит обеспечить использование интенсивных технологий производства, страхование рисков, развитие инновационной и финансово-кредитной инфраструктуры, оптимизацию транзакционных издержек малого и среднего предпринимательства [1].
В целом в России государственно-частное партнерство находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов, но активная работа уже ведется. Для развития необходимо решать также следующие существующие проблемы, которые препятствуют развитию государственно-частного партнерства:
1) существуют ограничения в финансовых ресурсах;
2) существуют административные барьеры, связанные с решением вопросов землепользования, проведения инженерных сетей, получения разрешений и необходимых документов;
3) наблюдается дефицит квалифицированных кадров;
4) низкая информированность и компетентность частных партнеров препятствует развитию государственно-частного партнерства, региональный бизнес не владеет информацией в полном объеме, не знаком с механизмами государственно-частного партнерства;
5) нет четкого разграничения полномочий органов власти в этом вопросе;
6) в субъектах РФ законы о государственно-частном партнерстве в основном носят декларативный характер.
Для решения всех указанных проблем необходимо производить структурные изменения в органах государственной власти с целью выделения структурных подразделений, которые будут заниматься решением вопросов, связанных с внедрением механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, необходимо создавать особые экономические зоны и концессии как основные формы государственно-частного партнерства [5].
Большую роль играет урегулирование механизма государственно-частного партнерства на законодательном уровне. Во-первых, необходимо принимать поправки в Бюджетный кодекс, в частности добавить главу о замещении средств бюджета средствами частного сектора при создании объектов государственной и муниципальной
собственности, прописать правила и процедуры, гарантии возвращения частных инвестиций.
Во-вторых, статья 3 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает возможность финансирования государственных закупок за счет внебюджетных источников. Но при этом не прописан механизм замещения, поэтому можно внести поправки в нормативный акт, регулирующие эти вопросы.
В-третьих, на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона о Федеральной контрактной системе. Но в нем также нет термина «государственно-частное партнерство».
Необходимо закрепить систему отношений государственночастного партнерства в основополагающих законах, определяющих правила расходования государственных средств. Для привлечения частных инвесторов в государственные проекты необходимо обеспечить регулирование процессов соответствующим законодательством, предоставить гарантии по возврату вложенных в объекты государственной и муниципальной собственности средств [6].
Таким образом, интерес к механизмам государственно-частного партнерства, обусловлен многими факторами, прежде всего, дефицитом бюджетных средств и низкой эффективностью управленческой деятельности, осуществляемой государственными структурами. Государственно-частное партнерство становится все более популярным способом решения задач развития той или иной общественно значимой сферы, где выполнение поставленных целей без привлечения инвестиций и потенциала института предпринимательства невозможно.
Государственно-частное партнерство можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов достижения поступательного экономического развития страны. При сбалансированной инвестиционной политике в сочетании с сильными сторонами государственного и частного секторов можно достичь высоких достижений.
Литература:
1. Гайнуллина, Г.А. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства: дис. ... канд. эк. наук / Г.А. Гайнуллина. - Омск, 2010.
- 153 с.
2. Для нового аэропорта напишут бизнес-план [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infomsk.ru/buisness/news/ 4322dlya_novogo_aeroporta_napishut_biznes-plan
3. Николаев, А.И., Бочков, С.О. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение / А.И. Николаев, С.О. Бочков // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. - № 1-2.
4. Тюшевская, О. Выгодный альянс / О. Тюшевская // Business Excellence. - 2012. - № 11. - С. 22-24.
5. Тюшевская, О. ГЧП: вынужденная необходимость / О. Тюшевская // Business Excellence. - 2012. - № 11. - С. 18-20.
6. Тюшевская, О. Система, которая пока не работает / О. Тюшевская // Business Excellence. - 2012. - № 11. - С. 26-30.
7. Фильченков, В.А. Организация государственно-частного партнерства в социальной сфере региона / В.А. Фильченков // Российское предпринимательство. - 2008. - № 4. - С. 19-23.