DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_8_707 УДК 334
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Семенихина Анна Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Россия, e-mail: an-semenikhina@ rambler.ru
Морозова Ольга Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Россия, e-mail: [email protected]
Андросова Анастасия Олеговна,
магистрант, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Россия, e-mail: [email protected]
Комиссарова Наталья Сергеевна,
студент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Россия, e-mail: [email protected]
В статье освещены вопросы государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере и основные направления его развития в современных условиях ограниченности ресурсов. Указаны проблемы в области ГЧП, сдерживающие инновационное развитие национальной экономики, и пред -ложен механизм совершенствования инновационного развития экономики России на основе использования государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; бизнес; государство; инновационная сфера; технологии.
UDC 334
THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE INNOVATIVE SPHERE AND THE MECHANISM OF ITS IMPLEMENTATION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT
OF THE RUSSIAN ECONOMY
Semenikhina Anna Viktorovna,
PhD in Economics, Associate Professor, Oryol State University named after I. S. Turgenev, Oryol, Russia, e-mail: [email protected]
Morozova Olga Ivanovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Oryol State University named after I. S. Turgenev, Oryol, Russia, e-mail: [email protected]
Androsova Anastasia Olegovna,
undergraduate, Oryol State University named after I. S. Turgenev, Oryol, Russia, e-mail: [email protected]
Komissarova Natalya Sergeevna,
student, Orel State University named after I. S. Turgenev, Oryol, Russia, e-mail: nata.komissarova. 2000@gmail. com
The article highlights the issues of public-private partnership (PPP) in the innovation sphere and the main directions of its development in the current conditions of limited resources. The problems in the field of PPP that hinder the innovative development of the national economy are indicated, and a mechanism for improving the innovative development of the Russian economy based on the use of public-private partnerships is proposed.
Keywords: public-private partnership; business; state; innovation sphere; technology.
В настоящее время вопрос об инновационной активности становится наиболее актуальным в рамках современной деятельности предприятий, поскольку экосистема непосредственно изменяется под влиянием инновационного прогресса, требующего качественного совершенствования бизнеса. При этом социально-экономический подъем возможен при условии стимулирования инновационной предприимчивости, выработки и применения эффективных механизмов поддержки новаторской инициативы с помощью государственной, частной и государственно-частной поддержки.
На сегодняшний день исключительную привлекательность имеет непосредственно механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных сферах деятельности для реализации стратегии устойчивого роста национальной экономики и повышения уровня инновационной активности в стране. В связи с тем, что ни государство, ни частный сектор не в состоянии действовать полностью самостоятельно и независимо друг от друга для выполнения в полной мере данных задач, наблюдается тенденция усиления сотрудничества между властью и бизнесом. Данная форма объединения является взаимовыгодной, поскольку способствует увеличению эффективности оборота государственных средств, расширению инвестиционной и инновационной доли в экономике, сокращению расходов бюджета и повышению его доходной части за счет решения ряда проблем, препятствующих прогрессу приоритетных отраслей. По факту стимулирование инновационной деятельности посредством государственно-частного партнерства - это залог успешного управления и благосостояния общества в целом.
В настоящее время нет общепринятого определения государственно-частного партнерства в России и за рубежом. Причина - в широком спектре форм сотрудничества государственного и частного секторов в достиже -нии общих целей. В России первые модели ГЧП появились в начале 2000-х годов. Поэ-
тому работ, посвященных анализу ГЧП, относительно немного. В первую очередь можно назвать исследования В. Г Варнавского, А. В. Клименко, М. А. Дерябиной, Н. Д. Холодной, А. Е. Чириковой, Н. Ю. Лапиной, Л. С. Шиловой, С. В. Шишкина, М. Я. Миркина и др.
В отечественной литературе государственно-частное партнерство нередко отождествляют с так называемой «полуприватизацией». Например, В. Г Варнавский характеризует ГЧП как «косвенную, частичную приватизацию, своего рода альтернативу полной приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности» [3]. Такой подход имеет место и не имеет ничего противоречивого, поскольку зачастую государственных средств не хватает на развитие социально значимых объектов инфраструктуры. Вместе с тем рационально распределив полномочия между государством и бизнесом, можно компенсировать данный разрыв без осуществления полной приватизации для ряда отраслей.
В свою очередь П. Бруссер и С. Рожкова определяют ГЧП как «развитие традиционных механизмов взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государственной властью и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры» и отмечают, что «ГЧП - качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций» [2].
М. Полаковичова понимает ГЧП как «связь государственного сектора с частным сектором для реализации общественных планов государственной и муниципальной политики с использованием частных экономических и технических ресурсов», и характеризует ГЧП как «договорные отношения между государственным сектором и частным поставщиком продукции и услуг, в которых обе стороны вносят определенный вклад в совместный процесс» [11].
Точно так же, по словам Л. А. Голуба, «ГЧП - это проекты, в которых государствен-
ная и частная организация вступают в партнерские отношения и которые основаны на создании инфраструктуры и предоставлении услуг, обычно предоставляемых государственным сектором» [6].
Более близкий подход к определению ГЧП содержится у С.А. Бобряшова, согласно кото -рому ГЧП - это «соглашение между государственным сектором (государством, муниципалитетом - вышестоящей территориальной единицей или городом) и частной компанией с целью строительства и эксплуатации общественной инфраструктуры или объектов» [1]. Такое партнерство характеризуется разделением рисков, ответственности и выгод между партнерами.
Конкретизируя определение ГЧП в инновационной сфере, можно отметить, что в данном аспекте понятие государственно-частного партнерства можно рассматривать в двух аспектах: в широком и узком. В широком понимании это различные формы взаимодействия государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития, в узком - институционально-организационный альянс государственных проектов в различных сферах деятельности: от развития инфраструктуры до обеспечения общественных услуг.
Если говорить про ГЧП в инновационной сфере, то его можно определить как союз между бизнесом и государством, направленный на развитие принципов инновационной экономики в стране. В этой связи основной задачей данного партнерства является создание благоприятных условий развития ин-
новационной экономики, обеспечивающих привлечение инвестиций в инфраструктуру, стимулирование инновационной деятельности, повышение навыков и компетенций управленческих кадров, ускорение технологического развития и другой необходимой инфраструктуры. В основном проекты государственно-частного партнерства направлены на те социально значимые и необходимые сферы жизни общества, которые требуют больших инвестиций при условии длительных сроков окупаемости и повышенного уровня риска. Среди них строительство, ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, ^-инфраструктура и т.д. При этом механизм ГЧП реализуется таким образом, что государство старается создать благоприятные условия для повышения инновационной активности бизнеса, стимулируя проекты по развитию современных технологий и научных разработок, а частный бизнес, в свою очередь, коммерциализирует данные проекты и разработки, выводя их на рынок.
При этом важными направлениями развития ГЧП относительно инновационной сферы являются:
- создание для бизнеса гарантий со стороны государства на кредитование и финансирование научных разработок;
- субсидирование доли понесенных бизнесом издержек на НИОКР;
- коммерциализация инновационной продукции на внутреннем и внешних рынке.
Для государственно-частного партнерства в инновационной сфере характерные следующие признаки (рис. 1).
Рисунок 1 - Признаки ГЧП в инновационной сфере
При реализации государственно-частного партнерства в инновационной сфере помимо государства и бизнеса особое значение также имеют и такие составляющие, как гражданское общество, наука и образование. Это обусловлено тем, что инновации прежде всего должны разрабатываться с учетом имеющихся нужд общества и удовлетворять их. В свою очередь, уровень образования и научных достижений играют ключевую
роль в процессе исследовательских работ и создании инновационной инфраструктуры. Таким образом, создание и воплощение инновационного потенциала организуется партнерством четырех сил. При этом каждый из этих субъектов обладает комплексом собственных интересов и имеет свою долю в использовании плодов инноваций. Исходя из этого представим механизм инновационного партнерства (рис. 2).
Рисунок 2 - Механизм инновационного партнерства
В соответствии с рисунком, представляющим четырехзвенную спираль инноваций, обозначено влияние потребностей общества на спектр действий предпринимателей, осуществляющих заказ на инновации и профессиональные кадры в область деятельности субъекта «наука и образование». Тем временем государство обеспечивает для бизнеса благоприятный климат для реализации новаторских идей, а также устанавливает возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве. По результату со стороны населения реализуется общественный контроль с признанием инновационных эффектов путем связи с научным элементом сотрудничества и с государством, гарантирующим защиту интеллектуальной собственности. Конфигурация взаимодействий между всеми названными факторами инновационного процесса образует базис национальной инновационной системы, где решающим механизмом развития выступают принципы ГЧП.
Среди инструментов функционирования государственно-частного партнерства в инновационной сфере можно выделить следующие:
- финансирование проектов;
- формирование специальной инфраструктуры для реализации проектов;
- разработка бизнес-плана, отвечающего международным стандартам и методам;
- ориентация на долгосрочное сотрудничество, а следовательно, предоставление соответствующих гарантий со стороны государства по финансированию;
- разработка проектной концепции и следование ей;
- соответствие действий составленным договорам, контрактам и другим правовым нормам;
- поддержка региональных властей в развитии и продвижении проектов;
- распределение рисков и их последствий между обеими сторонами проекта.
Вместе с тем государственно-частное партнерство в инновационной сфере трансформируется сообразно задачам, выполняемым бизнесом и властью в исследуемом секторе. Как показывает практика, подобная вовлеченность в инновационный процесс создает так называемые «сервисы» и «поддержку» по всему технологическому циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой
высокотехнологичной продукции. Таким образом, основная цель союза государства и бизнеса заключается в создании условий, стимулирующих развитие НИОКР, и внедрении всех разработок в экономическую сферу страны, а также выход на мировой рынок.
Инновационная сфера в контексте развития механизма ГЧП непременно требует наличия комплексной формы государственного упорядочивания отношений посредством принятия системы нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные требования, тем самым формируя определенные условия нормативно-правового регулирования.
Так, федеральное законодательство, координирующее сферу ГЧП в целом, включает общие и специальные нормативно-правовые акты. К первым относятся Конституция РФ, бюджетное законодательство, нормы гражданского, земельного, налогового права и иные акты. В свою очередь, специальное законодательство РФ о ГЧП состоит из Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [8].
По факту на сегодняшний день комплекс нормативных документов, оказывающих непосредственное влияние на механизм ГЧП в инновационном секторе в РФ, отсутствует. Однако имеется ряд сопутствующих нормативных правовых актов, представленных в табл. 1.
Как видно из таблицы, нормативно-правовое регулирование ГЧП в инновационной отрасли связано лишь с документами, координирующими научно-технологическое развитие России. В отдельных чертах отражается порядок партнерства государства с бизнесом и наукой по направлению создания инновационной инфраструктуры. При этом следует отметить ряд проблемных аспектов тех или иных нормативно-правовых актов. К примеру, по ФЗ № 217 имеются ограничения, связанные с невозможностью создания сообществ несколькими научными и образовательными организациями, а также сложностью преобразования малых инновационных компаний либо отдельных предприятий в хозяйственные общества, что зачастую приводит к неоправданному завышению стоимости и создает трудности с привлечением инвесторов. Иными словами, сложившаяся база регулирования требует совершенствования путем укрепления правового статуса ГЧП в пределах освоения инновационной деятельности.
Таблица 1 - Нормативно-правовое регулирование ГЧП в инновационной сфере
Документ Особенности
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон № 116-ФЗ) Отражает характер деятельности в области создания технико-внедренческой особой экономической зоны. По результату бизнес имеет ряд преимуществ, в первую очередь - налаженную инфраструктуру и коммуникации
Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ Затрагивает вопросы осуществления деятельности государственными органами в области науки и образования, поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности
Федеральный закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» Способствует внедрению разработок научно-технических достижений, принадлежащих бюджетным учреждениям науки и образования. Реализация данного закона также стимулирует создание инновационных предприятий на базе высших учебных заведений и научных учреждений
Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» Отражает порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием высших учебных заведений
Национальный стандарт ГОСТ Р 56425 -2015 «Технопарки. Требования» Предназначен для тех, кто планирует претендовать на государственное финансирование в будущем или же стремится удовлетворить все характеристики, требуемые от технопарков государством или бизнес-сообществом
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 377 о государственной программе РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» Предусматривает создание условий сетевого развития для реализации проектов по развитию научной инфраструктуры и технологической базы, способствующих научно-техническому прогрессу страны
Региональное законодательство Включает акты, принятые для развития системы стратегического планирования инновационной инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП
В результате главным документом, обеспечивающим процесс использования инструментов государственно-частного партнерства с целью развития инновационной сферы, является Закон о ГЧП. Однако его слабые стороны также не позволяют достичь отдельных инновационных целей. Ключевыми рисками и препятствиями для бизнеса выступает закрытый перечень объектов соглашения, в частности, обозначается факт отсутствия отраслевой специфики закона. Не полностью сформированная нормативная база для реализации ГЧП проектов является сдерживающим механизмом инновационного роста экономики. Все это обязывает обновить федеральный закон о государственно-частном партнерстве, так как многие проблемы остаются нерешенными.
Таким образом, ГЧП в инновационной сфере требует не просто унификации правовых отношений, возникающих в процессе реализации инновационной политики, но и предполагает учитывать интересы партнерства в программах развития отраслей и новаторских видов деятельности, включая применение успешного опыта на примере ИТ-инфраструктуры, где ГЧП имело ограниченный потенциал, однако после внесения ряда поправок были решены задачи, связанные с достаточной консервативностью законодательства. Следовательно, принятие подобных дополнений в законопроекты в области инноваций будет также способствовать выполнению положений по развитию современной национальной экономики.
В настоящее время наблюдается тенденция: государство в большой мере занимается исследовательскими организациями, то есть берет на себя этап организации разработок, а бизнес - непосредственно управление проектами. При этом реализуются такие задачи, как расширение базы НИОКР и использова-
ние интеллектуальной собственности за счет привлечения средств частного инвестора.
По состоянию на 2021 год Правительство России путем формирования и утверждения комплекса различных программ и проектов стимулирует развитие науки и совершенствование технологий. При этом особенно актуальной становится комплексная программа под названием «Национальная технологическая инициатива». Таким образом, обозначается перспективное направление применения ГЧП в инновационной сфере, позволяющее приблизить разработки к их фактическому использованию и коммерциализации. На рис. 3 представлен обновленный национальный механизм ГЧП в области инноваций.
Исходя из рисунка, следует сделать вывод, заключающийся в выборе перспективного аспекта по применению и распространению механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, где основным движущим фактором остается создание собственной модели инновационного развития, благодаря которому будет расширяться список партнеров и круг участников инфраструктурных и инновационных проектов. Иначе говоря, ключевая задача государ -ства в текущих реалиях сводится к содействию по направлению изменения мнения о рынке инноваций и технологическом предпринимательстве.
Однако важно отметить, что реализуемые в настоящее время в нашей стране механизмы, хотя и содержат в себе элементы взаимо -действия государства и частного сектора, не могут в полной мере считать достаточными для реализации стратегии инновационного развития экономики России. Основная проблема заключается в том, что несмотря на фундаментальные разработки программ по развитию ГЧП в нашей стране и нормативно-правовую базу, практический аспект реализации инновационных проектов по принципу
Внутренний и внешний рынок интеллектуальной, инновационной продукции, услуг и процессов
Рисунок 3 - Обновленный национальный механизм ГЧП в области инноваций
государственно-частного партнерства сильно отстает. То есть фактически реализовать данные проекты и внедрить научные разработки представляется достаточно сложным в условиях развития экономики нашей страны.
По своей сущности, модель ГЧП подразумевает внедрение и коммерциализацию инновационных проектов, которые, в свою очередь, должны принести социальный и экономический эффект. Однако сложно говорить об этом, когда большая часть данных проектов либо не имеет достаточного финансирования на практике, либо до реализации данных проектов дело не доходит вовсе. Связано это с отсутствием четкого разграничения ответственности между сторонами партнерства. Для решения данного вопроса необходимо распределить финансовые обязанности между государством и бизнесом посредством оказания и всесторонней поддержки частного бизнеса со стороны государства, в том числе и финансовой на начальном этапе реализации проекта как наиболее сложной и затратной стадии в любом проекте. За дальнейшую реализацию
проекта и выход его уже на рынок должен отвечать непосредственно частный сектор. В такой ситуации в равной и справедливой мере будут распределены обязанности и ответственность между сторонами, что позволит успешно преодолеть разрыв между практической реализацией инновационных проектов и фундаментальных разработок. При этом государство финансирует лишь начальную стадию реализации проекта, что способствует грамотному распределению бюджета и составлению сметы, а также экономии ресурсов. Задача частного бизнеса заключается в непосредственном осуществлении реализации инновационного контроля при государственном контроле и получении государственных гарантий и льгот. При этом эффективность данной схемы очевидна.
В свою очередь, к основным проблемам, сдерживающим развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере и мешающим реализации инновационных проектов в РФ, можно отнести:
- практическое отсутствие опыта эффективного взаимодействия частного сектора и
государства, в связи с чем данный альянс не является привлекательным;
- узость законодательной базы в области ГЧП;
- отсутствие концепции поэтапного введения и использования моделей ГЧП в инновационных проектах;
- недостаточная проработка вопросов об объектах интеллектуальной собственности, практической реализации различных научных разработок; а также налоговых льгот и финансовой поддержки со стороны государства; стимулирования потребителей наукоемкой продукции;
- отсутствие необходимой инфраструктуры.
Синергетическое решение данных вопросов требует современных управленческих подходов. Ключевой задачей на современном этапе является переход от управления к сложному единству организационно-распорядительного, информационно-аналитического, социального обслуживания и общественно-коммуникативного управления, а также существенное изменение технологий реализации функций государства, где стратегические функции остаются за государственным аппаратом. На рис. 4 представлен предлагаемый авторами механизм реализации стратегии развития инновационной экономики в нашей стране на основе государственно-частного партнерства.
Рисунок 4 - Механизмы инновационного развития экономики на основе использования государственно-частного партнерства
Таким образом, на наш взгляд, предложенные направления развития ГЧП в инновационной сфере будут способствовать преодолению имеющихся в РФ разрывов путем повышения внимания со стороны государства в вопросах развития механизмов государственно-частного партнерства, а также поддержки со стороны властей всех уровней. Кроме того, предложенные направления будут способствовать повышению привлекательности государственно-частного партнерства для частного сектора, что в конечном итоге приведет к повышению уровня жизни населения и экономическому росту в стране.
Таким образом, осуществить преобразование инструмента ГЧП в области инно-
Список литературы_
вационного сотрудничества на территории Российской Федерации возможно лишь в ходе решения проблем, касающихся неразъясненных вопросов для бизнеса, желающего принять решение о партнерстве с государством. Преодоление подобных барьеров будет способствовать развитию национального научно-производственного потенциала, интеллектуальной базы, а также появлению новых технологий, продуктов и рынков. Государство должно быть заинтересовано в развитии инновационной сферы и принципов ГЧП, которые являются двигателем развития общественных институтов и инфраструктуры, повышающих благосостояние населения и стимулирующих экономический рост страны в целом.
1. Бобряшова С.А. Теоретические подходы к понятию государственно-частного партнерства // Научный потенциал студенчества в XXI веке: мат-лы III Междунар. науч. студенческой конф. Т. 3. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2019.
2. Бруссер П., Рожкова С. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2. С. 29-33.
3. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления, 2010. URL: http:// www.strana-oz.ru/?article=988&numid=21 (дата обращения: 13.04.2022).
4. Воронцова ГВ. Перспективы становления информационной экономики в России // Современные вызовы и реалии экономического развития России: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2018. С. 111-112.
5. Воронцова ГВ., Байрамова, М.А. Экономический рост России на современном этапе инновационного развития экономики // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сб. науч. тр. Междунар. конф. 2018. С. 37-41.
6. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 2016. 272 с.
7. ГЧП в инновационной сфере. URL: https://studref.com/333953/finansy/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo_ sistemeinnovatsionnogo_razvitiya_ekonomiki (дата обращения: 07.05.2022).
8. Инновации в России. URL: https://www.mckinsey.eom/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20 Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_webJq-1.ashx (дата обращения: 15.05.2022).
9. Николаев С.Ф. Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 346- 348.
10. Партнерские отношения: особенности ГЧП. URL: http://today.kz/news/ekonomika/2018-10-23/771233-partnerskie-otnosheniya-osobennosti-gchp-vraznyih-stranah-mira/ (дата обращения: 10.05.2022).
11. Полаковичов М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2013. № 8. С. 61-77.
12. Риски государственно-частного партнерства в инновационной сфере. URL: http://os.x-pdf. ru/20ekonomika/81144-1-riski-gosudarstvenno-chastnogopartnerstva-innovacionnoy-sfere-res.php (дата обращения: 20.05.2022).
13. Соколовская О.Е. Европейский рынок проектов государственно-частного партнерства первого полугодия 2016 года: выводы и тенденции // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 511-513.
References _
1. Bobryashova S.A. Theoretical approaches to the concept of public-private partnership. Scientific potential of students in the XXI century: materials of the III International Scientific Student Conference Vol. 3. Economics. Stavropol: SevKavSTU, 2019.
2. Brousser P., Rozhkova S. Public-private partnership - a new mechanism for attracting investments. Securities Market. 2007. No. 2. pp. 29-33.
3. Varnavsky V. Public-private partnership in Russia: problems of formation, 2010. URL: http://www.strana-oz. ru/?article=988&numid=21 (date of application: 04/13/2022).
4. Vorontsova G.V. Prospects for the formation of the information economy in Russia. Modern challenges and realities of economic development of Russia: Materials of the V International Scientific and Practical Conference / edited by L.I. Ushvitsky, A.V. Savtsova. 2018. pp. 111-112.
5. Vorontsova G.V., Bayramova, M.A. Economic growth of Russia at the present stage of innovative development of the economy. Management in the conditions of global world transformations: economics, politics, law: collection of scientific tr. International Conference 2018. pp. 37-41.
6. Golub L.A. Socio-economic statistics. M.: Humanit. published. Vlados Center, 2016. 272 p.
7. PPP in the innovation sphere. URL: https://studref.com/333953/flnansy/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo_ sistemeinnovatsionnogo_razvitiya_ekonomiki (accessed: 07.05.2022).
8. Innovations in Russia. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20 Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (accessed: 05/15/2022).
9. Nikolaev S.F. Prospects of public-private partnership mechanisms in implementation of innovative projects. Young scientist. 2020. No. 15 (305). pp. 346- 348.
10. Partnerships: features of PPP. URL: http://today.kz/news/ekonomika/2018-10-23/771233-partnerskie-otnosheniya-osobennosti-gchp-vraznyih-stranah-mira / (accessed: 10.05.2022).
11. Polakovichov M. Public-private partnership: theory and practice. Economic issues. 2013. No. 8. pp. 61-77.
12. Risks of public-private partnership in the innovation sphere. URL: http://os.x-pdf.ru/20ekonomika/81144-1-riski-gosudarstvenno-chastnogopartnerstva-innovacionnoy-sfere-res.php (accessed: 05/20/2022).
13. Sokolovskaya O.E. The European market of public-private partnership projects in the first half of 2016: conclusions and trends. Young Scientist. 2017. No. 2. pp. 511-513.