Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие государства и бизнеса / роль государства во взаимодействии с транснациональными корпорациями / транснациональные корпорации / группы интересов / социальная экосистема / interaction of the state and business / the role of the state in interaction with transnational corporations / transnational corporations / interest groups / social ecosystem

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильичева Людмила Ефимовна, Чайковская Ирина Сергеевна

Представлен анализ взаимодействия российского государства с иностранными транснациональными корпорациями (ТНК), основанный на представлении о ТНК как об особом виде социальной экосистемы; систематизированы особенности взаимодействия между данными акторами в период с конца ХХ в. по настоящее время и показана целесообразность данного взаимодействия в современных условиях, достигаемая благодаря проведению эффективной государственной политики. Теоретико-методологической основой исследования послужили теория групп интересов, общие эмпирические методы, контент-, ивент- и сетевой анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN INTERACTION WITH FOREIGN MULTINATIONAL CORPORATIONS IN MODERN RUSSIA

The article presents an analysis of the interaction of the Russian state with foreign transnational corporations (TNCs), based on the idea of TNCs as a special kind of social ecosystem; systematizes the features of interaction between these actors in the period from the end of the twentieth century to the present and shows the feasibility of this interaction in modern conditions, achieved through effective public policy. The theoretical and methodological basis of the study was the theory of interest groups, general empirical methods, content, event and network analysis.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 323 001: 10.24412/2071-6141-2023-3-16-30

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Л. Е. Ильичева, И. С. Чайковская

Представлен анализ взаимодействия российского государства с иностранными транснациональными корпорациями (ТНК), основанный на представлении о ТНК как об особом виде социальной экосистемы; систематизированы особенности взаимодействия между данными акторами в период с конца ХХ в. по настоящее время и показана целесообразность данного взаимодействия в современных условиях, достигаемая благодаря проведению эффективной государственной политики. Теоретико-методологической основой исследования послужили теория групп интересов, общие эмпирические методы, контент-, ивент- и сетевой анализ.

Ключевые слова: взаимодействие государства и бизнеса, роль государства во взаимодействии с транснациональными корпорациями, транснациональные корпорации, группы интересов, социальная экосистема.

Введение

До недавнего времени процессы глобализации считались основным вектором развития мирового порядка. Центральное место в них отводилось транснациональным корпорациям (ТНК), которые, будучи одновременно и источником, и продуктом глобализации, стали «системообразующим фактором мировой политики и мировой экономики» [1], эволюционировав в крупнейших экономических, социальных и политических акторов глобального уровня.

В настоящее время глобализационные процессы уступают место «деглобализации» или «медленной глобализации», характеризуемой упадком мировой экономической интеграции. Начало развитию данного тренда положил глобальный финансовый кризис 2008 - 2010 гг., а глобальная пандемия новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 и, впоследствии, интенсификация военного конфликта на Украине, придали дополнительные импульсы, приведя к внедрению мер, в различной степени направленных на экономическую изоляцию и обособление отдельных государств и/или регионов [2].

На XIX ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2022 г. В.В. Путин говорил об «интеграции» на основе совместной выработки общих, выгодных всем стратегий как альтернативе западной модели развития, основанной на глобализации [3].

В то же время согласно Д. Пескову, специальному представителю Президента РФ, наиболее вероятным сценарием развития миропорядка в

ближайшие годы является «островизация», вызванная концом глобализма и глобальной системы безопасности ХХ века вследствие перезагрузки глобальных технологических рынков, национализации технических стандартов, релокации производства критических товаров по причине стремления крупных техноэкономических блоков, к которым он относит Россию, США, Китай и, возможно, Индию, производить еду, лекарства и всё остальное на своей территории [4].

Роль и место ТНК в полицентричном мире будущего пока не определена, однако они по-прежнему остаются влиятельными политическими и экономическими акторами и источником современных технологий, инновационных разработок и «know-how», то есть обладают необходимыми ресурсами и технологическим потенциалом, позволяющими претендовать на роль связующих звеньев между макрорегионами будущего [5].

Вместе с тем многие иностранные ТНК в 2022 году заявили о различного рода ограничениях деятельности на российском рынке, вплоть до полного выхода из активов по причине несогласия с проводимой Россией внешней политикой, что поднимает вопрос о целесообразности сотрудничества российского государства и иностранных ТНК и возможности выстраивания партнёрского взаимодействия в будущем.

Российскому государству, от которого требуются проактивные действия стратегического характера, направленные на обеспечение технологического суверенитета и достижение необходимых темпов социально-экономического развития в полицентричном мире, приверженность которому зафиксирована в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, при выстраивании взаимоотношений с иностранными ТНК целесообразно учитывать риск резкого изменения инвестиционных стратегий с их стороны [6].

Становление и современное состояние взаимодействия российского государства и иностранных ТНК

История взаимодействия российского государства и иностранных ТНК насчитывает более сотни лет [7]. Первые ТНК появились на территории современной России в конце XIX - начале ХХ вв., однако их массовая экспансия на российский рынок началась в конце XX в. в результате демократических преобразований, что способствовало встраиванию государства в мировую экономическую систему [8]. Временной отрезок 90-х гг. ХХ в. и до настоящего времени мы условно разделили на 3 периода, для которых характерны различные особенности взаимодействия российского государства и ТНК: период открытости (1990-е гг. - 2014 г.), период осторожности (2014 - 2022 гг.) и период турбулентности (начиная с 2022 г.).

В период открытости политика российского государства в отношении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), источником которых является ТНК, в целом предусматривала равные меры государственной поддержки для иностранных и отечественных инвесторов в части обеспечения защиты капиталовложений и иных мер государственной поддержки, за исключением некоторых ограничений по привлечению иностранного капитала в стратегические отрасли или на территорию приграничных регионов [9].

Вступление России в ВТО и принятие на себя иных международных обязательств обеспечивало дополнительные гарантии для зарубежных инвесторов, одновременно укрепляя инвестиционный имидж страны, что также являлось важной задачей российского руководства, ведь мировой рынок ПИИ характеризуется превышением спроса над предложением [10].

Задача повысить позицию Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса («Doing business») со 120-й в 2011 году до 20-й - в 2018 году была поставлена Президентом В. Путиным в майских указах 2012 года [11]. Выполнить данную задачу не удалось. В 2019 году Россия впервые вошла в первую тридцатку лидеров, заняв 28 строчку, что оказалось выше всех стран БРИКС, но ниже некоторых стран бывшего Советского Союза (Прибалтийских стран, Грузии и Казахстана), а впоследствии Всемирный банк отказался от ведения данного рейтинга.

Укреплению инвестиционного имиджа способствовало участие России во Всемирном экономическом форуме в Давосе и проведение аналогичных мероприятий на своей территории, свидетельствующих об открытости государства к диалогу с потенциальными иностранными инвесторами. Российский инвестиционный форум в Сочи, Восточный экономический форум во Владивостоке, Петербургский международный экономический форум стали традиционными событиями в российской деловой и политической повестке и излюбленными местами подписания соглашений о сотрудничестве с иностранными инвесторами.

На внутригосударственном уровне большое внимание уделялось повышению уровня инвестиционной привлекательности российских регионов. По инициативе Правительства РФ было создано Агентство стратегических инициатив, призванное стимулировать конкуренцию между регионами для улучшения их совокупных инвестиционных показателей и популяризации лучших практик, ведь уровень инвестиционной привлекательности России находится в прямой зависимости от уровня инвестиционной привлекательности каждого из ее субъектов.

Об открытости государства к диалогу с иностранными инвесторами также можно судить по количеству бизнес-объединений, представляющих иностранных инвесторов, среди которых Российско-Германская внешнеторговая палата, Франко-Российская торгово-промышленная палата, Американская торговая палата, Ассоциация европейского бизнеса и многие

другие, накопившие большой опыт и компетенции по формированию предложений в части улучшения условий ведения бизнеса. С 1994 г. в России под патронажем Председателя Правительства РФ действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, осуществляющий предварительное рассмотрение и подготовку предложений по вопросам, связанным с инвестиционной привлекательностью российской экономики с реализацией инвестиционных проектов.

Приток иностранных инвестиций в российскую экономику происходил неравномерно, однако к 2013 г. ТНК были представлены практически во всех отраслях экономики России. При этом концентрация ТНК в сфере оптовой и розничной торговли была самой высокой - в ней работали более трети от числа всех ТНК, далее следовали сфера услуг и операции с недвижимостью, а затем - обрабатывающая промышленность, занимая 21,8 и 17,5% соответственно [12, с. 82-83]. В некоторых отраслях российской экономики ТНК удалось занять существенно большую долю, чем отечественным производителям (например, в пищевой и табачной отраслях доля иностранных ТНК составляет от 60 до 90 %) [13].

Период осторожности характеризуется началом дезинтеграции России с мировой экономической системой, когда в ответ на присоединение Крыма к составу России и в связи с событиями на востоке Украины в 2014 г. США, а вскоре и Европейский союз, приняли ряд законодательных актов, направленных на ограничение экономических отношений с Россией (далее - санкции) [14, с. 98], что привело к спаду инвестиционной активности более чем на три четверти в 2015 г. Негативные макроэкономические показатели и санкционные ограничения оказали влияние на ТНК из различных секторов экономики, при этом добывающие отрасли и финансовый сектор оказались наиболее уязвимыми к данным потрясениям, прежде всего по причине целенаправленного воздействия санкционных мер на данные отрасли (секторальные санкции).

Ответная реакция со стороны России была более чем острожной и осмотрительной, ведь симметричные меры навредили бы ей самой. В 2018 г., взаимоотношения российского государства и ТНК были охарактеризованы М. С. Орешкиным (в то время - Министром экономического развития РФ) следующим образом: «... у иностранных компаний, с одной стороны, остаётся приверженность инвестировать в Россию и, с другой стороны, Россия продолжает относиться к иностранным компаниям - в том случае, если они добросовестно инвестируют, создают рабочие места, создают валовый внутренний продукт, - так же, как к российским компаниям. В целом этот позитивный настрой сохраняется. И российское Правительство, и иностранные инвесторы смотрят с оптимизмом вперёд, планируют развивать новые проекты» [15].

Большинству ТНК удалось довольно быстро адаптироваться к новым условиям ведения предпринимательской деятельности. Слабый рубль существенно увеличил привлекательность экспорта из России, а стоимость труда в России оказалась ниже уровня Китая [16, с. 40.]. Это стимулировало ТНК к локализации производства в различных отраслях промышленности (например, открытие производства автомобилей Mercedes (Daimler) в Московской области, инвестиции Henkel в развитие производства товаров бытовой химии в Пермском крае, инвестиции Abbott в фармацевтической отрасли в Белгороде, Воронеже и Владимирской области и др.), хотя необходимо отметить, что стратегия по локализации не была принципиально новой, на тот момент многие ТНК уже имели производственные мощности на территории Российской Федерации.

Период турбулентности начался в феврале 2022 г., когда, начав специальную военную операцию на Украине, Россия столкнулась с резким неодобрением со стороны США, Евросоюза и их союзников, в результате чего экономические ограничительные меры в отношении России приняли невиданный размах. За высокую интенсивность и широкий охват исследователи окрестили вводимые санкции «санкционным штормом» [17].

Помимо включения в санкционные списки широкого круга политических деятелей и бизнес-элиты, интенсификации санкций в отношении банковско-финансового сектора и добывающих отраслей, блокировки золотовалютных резервов Российской Федерации, под запретом оказался экспорт в Россию широкой номенклатуры товаров, многие из которых использовались в качестве сырья для производства продукции с более высокой добавочной стоимостью, а также импорт целого ряда товаров, произведенных в России. Это, безусловно, негативно сказалось на возможности как ТНК, так и отечественных компаний продолжать производство товаров и импортировать готовую продукцию в Россию. Пожалуй, в российской экономике не осталось отрасли, которая не была бы подвержена влиянию санкций.

С самого начала конфликта штаб-квартиры ТНК стали массово заявлять о различного рода ограничениях своей деятельности, вплоть до ухода с российского рынка и ликвидации своих подразделений, обосновывая свои действия неодобрением поведения России и солидарностью с Украиной. За редким исключением данные заявления характерны для ТНК из недружественных стран [18]. Решение продолжать свою деятельность без изменений характерно, прежде всего, для ТНК из стран, не относящихся к недружественным (Китай, Индия и др.), однако исключения есть и тут. Например, китайская телекоммуникационная компания Huawei приняла решение закрыть российское подразделение, обслуживающие корпоративных клиентов, сохранив деятельность центров разработки перспективных технологий и намереваясь поставлять оборудование в Россию с использо-

ванием механизма «параллельного импорта» [19]. Ответные антикризисные меры российского государства будут рассмотрены нами далее.

Применение экосистемного подхода, с позиций которого ТНК, будучи сложносоставной группой интересов, может быть рассмотрена как особый вид социальной экосистемы, находящейся во взаимодействии не только с государством в стране базирования, но и с государствами принимающих стран, а также с обществами в этих странах, позволяет наиболее полно учесть особенности организационного устройства и управления ТНК, а также многокомпонентную сущность ТНК как политического актора.

А. В. Лапин и Л. Е. Ильичева предложили модель «социальной экосистемы», представив её как совокупность двух субсистем, находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия: субсистемы компаний, взаимодействующих между собой в целях инновационного развития, и социально-экономической субсистемы - среды, обеспечивающей оценку ценности, учет издержек и выгод, регулирование и сохранение устойчивого использования и т. п. [20].

В случае ТНК субсистему компаний образуют зарубежные представительства ТНК, действующие в социально-экономическом пространстве своих стран пребывания (находящиеся в состоянии взаимодействия с социально-экономической субсистемой стран пребывания), и материнская компания, располагающаяся в стране базирования ТНК, взаимодействующая как с социально-экономической системой страны базирования, так и с социально-экономическими субсистемами зарубежных стран, но с последними - лишь косвенно, посредством учета её социально- экономических особенностей при принятии решений относительно стратегии присутствия и развития в данных странах своих зарубежных представительств и оценки их деятельности. Материнская компания при этом выступает в роли провайдера всей системы, принимая ключевые решения, связанные с её дизайном, приоритетами и задачами каждого из участников и системы в целом. То есть в случае ТНК субсистема компаний оказывается локализованной в различных странах. К субсистеме компаний можно также отнести поставщиков сырья и услуг, с которыми ТНК находится в состоянии тесной кооперации для производства наилучших продуктов и/или услуг для потребителей и/или покупателей, а также подрядчиков, клиентов, дистрибьюторов продукции, торговые сети и проч., в зависимости от рода деятельности ТНК.

Применение данного подхода к анализу ТНК позволяет учесть, что многоуровневая структура корпорации включает в себя различные сообщества (группы), интересы которых в определенных ситуациях могут существенно различаться. Так, например, материнская компания стремится к организации производства в принимающей стране с наименьшими затра-

тами, например, в части оплаты труда сотрудников, а также может пренебрегать соблюдением экологических норм и других законодательных требований в пользу получения коммерческой выгоды, что не соответствует интересам сотрудников, естественным образом заинтересованных в более высокой оплате труда и отсутствии негативного воздействия на окружающую среду, в которой они существуют.

В дополнение к этому нельзя не отметить тот факт, что подразделения ТНК в различных принимающих странах являются экономическими субъектами, относительно независимыми друг от друга, но зависимыми от материнской компании и, соответственно, находящимися в состоянии конкуренции за финансирование, возможность организации производства именно на их территории для последующего снабжения других, географически близких регионов, привлечение наиболее квалифицированных сотрудников ТНК и проч., что говорит о разнонаправленности их интересов. В связи с этим решения, принятые на уровне материнской ТНК в пользу одного из своих зарубежных подразделений, могут не соответствовать интересам её подразделений в других странах.

Более того, обращают на себя внимание и такие ситуации, когда решения материнской компании в отношении своего зарубежного подразделения коренным образом не соответствуют интересам самого этого подразделения и его сотрудников (например, решения материнской компании о прекращении ведения деятельности в какой-нибудь стране). Таким образом, применение экосистемного подхода позволяет учесть, что ТНК является сложносоставной группой интересов, в ряде случаев распадающейся на множество групп меньшего размера.

Представление о ТНК как об особом виде социальной экосистемы позволяет применять сетевой подход к исследованию взаимодействия государства и иностранных ТНК: головным провайдером сети выступает материнская компания, находящаяся в прямом взаимодействии с государством и обществом страны базирования и в опосредованном взаимодействии с государствами и обществами зарубежных стран присутствия, а узлами сети - зарубежные представительства ТНК, взаимодействующие с обществами и государствами своих стран. Данный подход позволяет учесть многослойную организационную структуру ТНК, особенности многоуровневого управления корпорацией, взаимодействие с обществами и государствами в странах присутствия и в домашней стране, взаимодействие между ними, а также их влияние на взаимоотношения ТНК и принимающих государств.

Преимуществом предлагаемого нами подхода является возможность учитывать не только экономическую, но и социальную составляющую политического потенциала ТНК, а также особенности принятия

управленческих решений и специфику организационной структуры корпораций.

Анализ взаимодействия российского государства и иностранных ТНК в период турбулентности (начиная с 2022 г.)

К началу 2022 г. накопительный итог прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику составил порядка 610 млрд долларов США [21]. Необходимо отметить, что на ТНК из развитых экономик (США, Великобритания, страны Евросоюза и Япония), поддерживающих экономические санкции против России, приходится более 60 % от общего объема ПИИ, инвестированных в экономику России; 10 крупнейших по размеру активов в РФ нефинансовых ТНК (например, Fortum, Renault, Shell, PepsiCo и др.) относятся к поддерживающим санкции странам.

Согласно исследователям Йельского университета, о выходе из России заявили около 30 % компаний, разного рода ограничения внедрили около 50 % компаний и только около 20 % продолжили свою деятельность [22]. По мнению Евинетт и Пизани, об уходе из России заявили не более 9 % западных ТНК [23]. При этом, по расчетам Центра стратегических разработок (ЦСР), из 5 тыс. представительств иностранных ТНК о намерении выйти заявило только около 90 компаний (не более 2 %) [24]. Как утверждает ЦСР, «более половины компаний не объявляли о каких-либо ограничениях в своей работе и продолжают деятельность в обычном режиме. Среди крупнейших 600 компаний 46 % заявили о решении как-либо ограничить свою деятельность на территории России и, в частности, 21 % приостановили деятельность».

Как видно, количественные оценки экспертов довольно сильно разнятся, однако даже при самом оптимистичном взгляде, рассматривая ТНК как особые социальные экосистемы, можно сделать вывод о том, что внедрение вышеупомянутых стратегий со стороны ТНК негативно повлияет на российскую экономику (например, на величину налоговых поступлений в государственные бюджеты различных уровней, производительность труда [25], внедрение инноваций и проч.), а также приведет к отрицательным социальным эффектам достаточно высокой магнитуды, к числу которых, прежде всего, относится доступность продукции и услуг на российском рынке и уровень безработицы.

Первоначальная задача государства состояла в том, чтобы «погасить шок и не допустить паники» на фоне надвигающейся «инвестиционной зимы». Для решения этих задач в кратчайшие сроки была создана жесткая система антикризисного управления, сформирована централизованная система оперативных штабов и единая точка сборки всех инициатив - еженедельно пополняемый оперативный план и механизм контроля

результативности принимаемых решений, налажен мониторинг текущей обстановки, оценка рисков, внедрен механизм «обратной связи» с предпринимательским сообществом. В рекордные сроки были разработаны необходимые нормативно-правовые акты, включая Указы Президента РФ.

В сложившейся обстановке А.Р. Белоусов констатировал наличие трёх вариантов развития взаимоотношений государства с иностранными партнёрами [26]:

1. Компания продолжает полноценную работу в России, обеспечивая в полном объёме поставку сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производственного процесса, выполняет трудовые обязательства перед сотрудниками.

2. Иностранные акционеры передают свою долю под управление рос-

сийских партнёров и впоследствии смогут вернуться на наш рынок.

3. Компания окончательно прекращает работу в России, закрывает производство и увольняет сотрудников.

Первый вице-премьер отметил, что Правительство РФ относится к третьему варианту как к умышленному банкротству [27]. Для того чтобы сделать его наименее привлекательным для ТНК, Правительство запретило проводить все сделки по продаже активов покидающих российский рынок ТНК без одобрения правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями [28], причем активы допускаются к продаже по цене, составляющей не более 50 % их справедливой рыночной стоимости, более того, продавец должен перевести в бюджет не менее 10 % от суммы сделки либо согласиться на рассрочку платежа [29]. Помимо этого, были введены ограничения на выплату дивидендов иностранным акционерам, а именно: обязанность аккумулировать средства на счетах типа «С», за исключением случаев одобрения специальной правительственной комиссией [30]. Использование счетов типа «С» нерезидентами РФ возможно только для ограниченного круга операций, включая уплату налогов, сборов, переводов на покупку облигаций федерального займа и т. п. [31].

В апреле 2022 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, предлагающий механизм введения внешней администрации по управлению организациями, имеющими существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в Российской Федерации в целом или в отдельном субъекте Российской Федерации, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25 % акций (долей), к которым можно без труда отнести все представительства иностранных ТНК. То есть угроза потери активов в России при прекращении деятельности стала реальной для ТНК.

Наряду с этим были созданы дополнительные стимулы для продолжения деятельности в ключевых направлениях для обеспечения устойчивости

экономики, например, обнуление ставок таможенных пошлин в отношении товаров критического импорта (сырьё для пищевой, химической, легкой промышленности и проч.), в число которых вошло 1307 кодов ТН ВЭД ЕАЭС сроком на полгода. По истечении срока пользования льготой данная мера была продлена еще на 6 месяцев в отношении наиболее критических позиций в количестве, составляющем примерно четверть от первоначального списка [32].

Со временем, как только ушедшие компании объявляли о сопутствующих финансовых потерях (например, чистый убыток McDonald's от прекращения деятельности в России составил 1,2 миллиарда долларов США), желание ТНК уходить заметно убавлялось: если в июне 2022 г. соответствующие заявления сделали 11 компаний, то в июле того же года -только 4 компании [25].

В результате, несмотря на то что сотни компаний заявили об ограничении своей деятельности вплоть до сворачивания бизнеса, фактически сделок о продаже активов было заключено существенно меньше: по оценке консалтинговой компании Aspiring Capital, в августе 2022 года работа велась только по 60 % сделок, объявленных а начале марта [33], что говорит об эффективности предпринятых Правительством РФ мер.

По итогам первого квартала 2023 г. МВФ спрогнозировал рост российского ВВП в 2023 г. на 0,7 %, это на 0,4 п. п. выше, чем ожидалось в январе, что также подтверждает эффективность российских антикризисных мер в целом.

Заключение

Использование экосистемного подхода для анализа ТНК позволяет взглянуть по-новому на взаимодействие государства и ТНК, а именно: учесть не только экономический, но и социальный аспекты деятельности корпораций, многослойную организационную структуру и особенности корпоративного управления, которые государству необходимо учитывать при выстраивании взаимодействия и формировании государственной политики в отношении иностранных ТНК.

Во взаимоотношениях с иностранными ТНК российское государство исходит из необходимости выстраивания конструктивного диалога и взаимного исполнения взятых сторонами обязательств. На протяжении многих лет иностранным предприятиям предоставляются меры государственной поддержки в расчёте на выполнение обязательств по углублению локализации и созданию новых рабочих мест на территории нашей страны.

Современный этап взаимодействия российского государства и иностранных ТНК характеризуется существенными изменениями государственной политики в отношении прямых иностранных инвестиций, предпосылками для которых послужили:

• Беспрецедентный уровень экономического давления со стороны западных стран, призванный коренным образом изменить российский внешнеполитический курс [14].

• Решения многих ТНК ограничить работу своих представительств в России вплоть до полного прекращения деятельности.

Российское государство стремится к удержанию западного бизнеса на российском рынке с целью минимизации потенциального негативного социально-экономического эффекта, корректируя государственную политику в отношении ТНК посредством внедрения мер двух видов, нацеленных как на подразделения ТНК в России, так и на штаб-квартиры ТНК в их домашних странах, с учетом социально-экономических аспектов деятельности ТНК в России:

• Меры, осложняющие уход ТНК из России (например, ограничениями на вывоз капитала, совершение сделок, угроза введения внешней администрации и проч.).

• Меры, стимулирующие ТНК продолжать свою деятельность и производство в России (например, обнуление ставок таможенных пошлин в отношении критического сырья, послабление экологических и иных ре-гуляторных мер и т.п.).

Это позволило предотвратить развитие негативных тенденций на финансовых и товарных рынках в 2022 г., в том числе избежать угрозы дефицита товаров и роста цен на товары первой необходимости и лекарственные средства [34-35]. То есть антикризисные меры показали свою эффективность, однако государству необходимо искать пути эффективного взаимодействия с ТНК на основе взаимных интересов, сводя к минимуму негативные эффекты и максимизируя положительное влияние такого взаимодействия в интересах социально-экономического развития страны.

Государство располагает широким инструментарием, позволяющим и впредь регулировать взаимоотношения с иностранными ТНК с учетом обоюдных интересов, отталкиваясь от необходимости достижения собственных целей. Однако комплексность всех факторов, определяющих условия данного взаимодействия, с нашей точки зрения, требует от государства выработки индивидуального подхода для каждого отдельного случая на основании общих критериев, определяемых приоритетами социально-экономического развития России.

Список литературы

1. Евсюков А. А. Транснациональные корпорации в мировой политике и угрозы национальной безопасности // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 78-81. EDN WMAAVT.

2. World Investment Report 2022: International Tax Reform and Sustainable Investment. United Nations publication issued by the United Nations Conference on Trade and Development. New York, 2022. 224 p. P. 22-25.

3. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69695 (дата обращения: 26.04.2023).

4. Песков Д. «Остров Россия». 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/09/06/2022/62a0e95b9a79472d8b71320 7?from=newsfeed (дата обращения: 03.10.22).

5. ТНК из списка 100 крупнейших компаний финансируют более трети НИОКР, приходящихся на частный сектор, при этом объем международных инвестиций в новые проекты в сфере НИОКР продолжает расти: World Investment report 2019. United Nations publication issued by the United Nations Conference on Trade and Development. UNCTAD/WIR/2019. P. 11-12.

6. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» № 299 от 31 марта 2023. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090 (дата обращения: 26.04.2023).

7. Вартумян А.А. К вопросу о деятельности транснациональных элит в России: исторический аспект // Вопросы элитологии. 2020. № 1. С. 93-109.

8. Graham E.M., Oding M., Welfens P.J.J. Internationalization and economic policy reforms in transition countries. P. 220. DOI: 10.1007/3-54029047-8.

9. Кузнецова О.В. Роль государственной политики в привлечении прямых иностранных инвестиций на Дальний Восток России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право 2018. T. 11. № 1. С.106-121. DOI: 10.23932/2542- 0240- 2018-11-1-106-121.

10. Синякова А.Ф. Приоритеты государственной политики стимулирования прямых иностранных инвестиций в российскую экономику // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4. Ч. 3. С. 142-144.

11. Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ. 2006. 168 с.

12. Капустина Л. М., Фальченко О. Д. Транснациональные корпорации: роль в экономическом развитии России. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2015. 164 с. ISBN 978-59656-0222-3. EDN WBQAWX.

13. Лазгиев М.М. Экспансия ТНК на потребительском рынке в контексте экономической безопасности России // Научный журнал КубГАУ. 2017. №133(09). [Электронный ресурс]. URL: http://ej.kubagro.ru/2017/09/pdf/52.pdf (дата обращения: 06.04.2023).

14. Тимофеев И.Н. Умная политика: каким должен быть ответ России на санкции США? / Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия / [сост. И. Н. Тимофеев, Т. А. Махмутов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М. : НП РСМД, 2018. 280 с. ISBN 9785-6041888-3-5. С. 97-100.

15. Брифинг Максима Орешкина и управляющего партнёра по СНГ компании Ernst & Young Александра Ивлева по завершении 32-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep news/34330/ (дата обращения: 26.04.2023).

16. Хейфец Б.А., Чернова В.Ю. Глобальные ТНК в России в условиях импортозамещения // Россия и современный мир. 2018. № 4. C.30-45. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.fa.ru/art2018/bv2627.pdf DOI: 10.31249/rsm/2018.04.03 (дата обращения: 24.04.2023).

17. Мельникова Ю. «Санкционный шторм» 2022 г. и его последствия для российской экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://russi ancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sanctions/sanktsionnyy-shtorm-2022-g-i-ego-posledstviya-dlya-rossiyskoy-ekonomiki / ? ysclid = lggd 4ycazd 338993306 (дата обращения: 26.04.2023).

18. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign policy/official documents/1861789/ (дата обращения: 26.04.2023).

19. Huawei повела себя некорпоративно. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5733165 (дата обращения: 06.04.2023).

20. Ильичева Л.Е., Лапин А.В. Ценностные и социальные детерминанты устойчивого развития российских регионов в эпоху глобальной ци-вилизационной деформации: монография. М.: Издательство «Проспект», 2022. 344 с. C. 61 - 88.

21. По данным Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 06.04.23).

22. Some of the Biggest Brands Are Leaving Russia. Others Just Can't Quit Putin. Here's a List. (By Jeffrey Sonnenfeld and Steven Tian) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/interactive/2022/04/07/opinion/c ompanies-ukraine-boycott.html (дата обращения: 06.04.2023).

23. Evenett S., Pisani N., Less than Nine Percent of Western Firms Have Divested from Russia (December, 20, 2022) [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=4322502 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4322502 (дата обращения: 06.04.2023).

24. Исследование Центра Стратегических Разработок. Картина иностранного бизнеса в новых экономических условиях [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/ru/research/kartina-inostrannogo-biznesa-v-novykh-ekonomicheskikh-usloviyakh (дата обращения: 06.04.2023).

25. Gurkov I., Saidov Z., Filinov N. The behavior of foreign manufacturing corporations in Russia after the launch of "a special military oper a-tion" of Russia in Ukraine [Электронный ресурс]. URL: https://www. resear chgate.net/publication/366500526 THE BEHAVIOUR OF FOREIGN MA NUFACTURING CORPORATIONS IN RUSSIA AFTER THE LAUNCH OF ' A SPECIAL MILITARY OPERATION' OF RUSSIA IN UKRAINE (дата обращения: 26.04.2023).

26. Белоусов перечислил три варианта закрытия в России иностранных компаний [Электронный ресурс]. URL: https ://www. kommersant.r u/doc/5240568?ysclid=lgxhutb67t316723118 (дата обращения: 26.04.2023).

27. Правительство России примет меры для поддержки занятости в связи с уходом иностранных компаний с российского рынка [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/44712/ (дата обращения: 26.04.2023).

28. Деятельность подкомиссии по выдаче разрешений (Указы № 79, 81). [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81 ?ysclid=lgesci9kh2688440947 (дата обращения: 26.04.2023).

29. Власти решили ввести взнос в бюджет при продаже активов иностранцами. Такие бизнесы должны продаваться за полцены и ниже. [Электрон-тронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/12/2022/63a1ae3d9a79479cb 3d0b5fc?utm source=yxnews&utm medium=desktop (дата обращения: 26.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Указ Президента РФ от 04.05.2022 N 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами" [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47808 (дата обращения: 26.04.2023).

31. Решение Совета директоров Банка России от 21.11.2022 (ред. от 17.03.2023) "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций), на которые распространяется порядок исполнения обязательств, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" [Электронный ресурс]. URL: https: //www. consultant.ru/document/con s doc LAW 431911/ (дата обращения: 26.04.2023).

32. Нулевые ставки пошлин и тарифные льготы в отношении отдельных видов товаров критического импорта будут продлены до конца марта 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https: //eec. eaeunion. org/news/ nulevye-stavki-poshlin-i-tarifnye-lgoty-v-otnoshenii-otdelnykh-vidov-tovarov-kriticheskogo-importa-b/?sphrase_id=176327 (дата обращения: 26.04.2023).

33. На каких условиях иностранцы продают бизнес в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/05/08/2022/62ebc7609a7947 c562a5979c (дата обращения: 26.04.2023).

34. Белоусов заявил о росте цен на потребительские товары с начала санкций [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220413/tseny-1783312989.html (дата обращения: 26.04.2023)

35. Мишустин отметил сохранение занятости в стране после ухода иностранных компаний с рынка [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/858735 (дата обращения: 26.04.2023).

Ильичева Людмила Ефимовна, д-р полит. наук, проф., ilicheva-le@ranepa.ru, Россия, Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; главный научный сотрудник, Россия, Москва, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,

Чайковская Ирина Сергеевна, магистрант, shuleva@yandex. ru, Россия, Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

THE ROLE OF THE STATE IN INTERACTION WITH FOREIGN MULTINATIONAL CORPORATIONS IN MODERN RUSSIA

L. E. Ilyicheva, I. S. Tchaikovskaya

The article presents an analysis of the interaction of the Russian state with foreign transnational corporations (TNCs), based on the idea of TNCs as a special kind of social ecosystem; systematizes the features of interaction between these actors in the period from the end of the twentieth century to the present and shows the feasibility of this interaction in modern conditions, achieved through effective public policy. The theoretical and methodological basis of the study was the theory of interest groups, general empirical methods, content, event and network analysis.

Keywords: interaction of the state and business, the role of the state in interaction with transnational corporations, transnational corporations, interest groups, social ecosystem.

Ilyicheva Lyudmila Efimovna, doctor of political sciences, professor, ilicheva-le@ranepa.ru, Russia, Moscow, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Russia, Moscow, chief researcher, Institute of Socio-Political Studies of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences,

Tchaikovskaya Irina Sergeevna, master's student, shuleva@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.