Научная статья на тему 'Транснациональные корпорации как актор политических процессов в России'

Транснациональные корпорации как актор политических процессов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1758
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / КОРПОРАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АКТОР / GLOBALIZATION / STATE / CORPORATION / TRANSNATIONAL CORPORATION / POLITICAL PROCESS / POLITICAL ACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Ксения Вячеславовна

Транснациональные корпорации традиционно изучаются исследователями с точки зрения их роли и влияния на международные экономические отношения и процессы. Данная статья посвящена исследованию политических аспектов деятельности транснациональных корпораций (далее ТНК) в России. Рассматриваются причины, способствующие становлению ТНК в качестве значимых политических игроков, методы и средства их деятельности. Влияние ТНК на политический процесс носит не односторонний характер, государство, в свою очередь, также оказывает влияние на деятельность ТНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnational corporations as actors in political processes in Russia

Transnational corporations are traditionally studied from the viewpoint of their impact on international economic relations and processes. This article analyzes activities of transnational corporations (TNC) in Russia and their political aspects. Reasons for the TNCs becoming prominent political actors, their methods and tools are discussed. The impact of the TNС on political processes is bilateral as the state also has an influence on corporate actions.

Текст научной работы на тему «Транснациональные корпорации как актор политических процессов в России»

К. В. Крюкова

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

КАК АКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Транснациональные корпорации (ТНК) являются и причиной и следствием глобализации. Многие исследователи склонны обозначать ТНК как одну из существенных характеристик глобализации, которая в свою очередь способствует изменению характера взаимоотношений между субъектами мировой политики (в частности, уже давно не вызывает сомнений снижающаяся роль национального государства), перераспределению управленческих функций, возникновению новых форм наднациональных структур [1]. Глобализация превращает совокупность стран в целостную систему (стоит отметить, что мир интегрирован не равномерно, а у самого явления глобализации есть как сторонники, так и противники). Нельзя однозначно утверждать, что процесс глобализации завершится унификацией и созданием единой мировой системы. Так, в последнее десятилетие уже отчетливо проявились тенденции к глокализации — своеобразный сценарий развития глобализации на региональном уровне как проявление взаимодействия глобализации и национальных и этнических культур. Глобальные и локальные тенденции взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, но в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение. В основе глокализации лежит идея децентрализованного и «справедливого» мира. К тому же глобализация, существенно ослабив традиционные национальные системы государственного регулирования, не привела к созданию таких международных механизмов регулирования, которые восполняли бы возникший в результате этого пробел.

Характер и степень воздействия ТНК на процессы развития мирового хозяйства позволяют видеть в них ключевой инструмент общественно-политического развития, этому способствуют и их структурные и функциональные особенности. Так, транснациональные корпорации играют важную роль в интеграции международной производственной системы, формируют целостное мировое экономическое пространство; в то же время ТНК выступают важным условием стабилизации, роста экономик как в стране базирования, так и на принимающей территории. ТНК во многом определяют и стимулируют инновационную деятельность в сфере НИОКР.

В целом ТНК представляют собой крупный капитал. В данной статье используется определение ТНК, выработанное Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию — ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD): к ТНК относятся корпорации, включающие головные предприятия и их зарубежные филиалы (зарубежные аффилированные лица — дочерние компании, отделения, ассоциированные компании), причем головное предприятие контролирует активы других экономических единиц в государствах за пределами страны базирования материнской компании, как правило, путем участия в капитале. В качестве нормативной нижней границы для осуществления контроля за активами считается доля капитала не менее 10% обыкновенных акций для акционерных обществ или иных форм участия. О международном статусе компании свидетельствует размер зарубежных активов и их доля в общем объеме активов компании, доля зарубежных продаж в общем

© К. В. Крюкова, 2010

объеме реализации продукции и доля зарубежного персонала в общей численности персонала компании. ЮНКТАД, исследуя деятельность ТНК, ранжирует крупнейшие транснациональные корпорации по объему зарубежных активов и анализирует уровень их транснациональности.

Собственно ТНК становятся акторами мировой политики. Так, например А. Ю. Мель-виль [2, с. 106-108], говоря о становлении транснациональной политической системы вследствие глобализации, отмечал влияние и роль ТНК в этом процессе: во-первых, ТНК де-факто закреплены в качестве негосударственных, надгосударственных акторов; во-вторых, благодаря ТНК происходит формирование и развитие самостоятельной сферы активных транснациональных взаимосвязей и взаимодействий; в-третьих, результатом подобных взаимодействий и взаимосвязей становится расширение повестки дня мировой политики; в-четвертых, деятельность ТНК служит появлению новых нетрадиционных каналов и инструментов транснациональных взаимодействий, так, информационные и коммуникационные и технологии — во многом продукт ТНК.

В деятельности зарубежных и отечественных ТНК на территории принимающего государства прослеживается ряд схожих моментов, что определяется сущностью транснациональных корпораций, но есть и существенные различия. Прежде всего различия вызваны принципиально иным положением иностранных ТНК в правовой системе принимающего государства, а также тем фактом, что принимающее государство естественным образом заинтересовано в развитии национальной экономики.

Приходя на рынок принимающей страны, ТНК должны учитывать не только возможность получения прибыли, но и специфику ведения бизнеса в этой стране, природу национальных институтов, что приводит к выработке стратегии поведения, построению логики взаимодействий между субъектами. Главным образом ТНК должны выстроить отношения с органами государственной власти различных уровней и другими политическими институтами, предусмотреть формы интеграции, определить доступ к ресурсам (финансовым, материальным и трудовым), следовать определенным «правилам игры»1. Однако благодаря своим социальным навыкам (социальный навык рассматривается как способность одних действующих субъектов склонять других к сотрудничеству с целью производства или воспроизводства существующего набора правил [3, с. 18]) и опыту транснациональные компании успешно реализуют свою стратегию на новом рынке, а также оказывают влияние на существующие нормы и правила.

Следует учитывать и то, что ТНК могут как выступать проводниками интересов страны базирования, так и занимать позиции принимающей страны в случае своей большей заинтересованности, либо иметь собственную позицию, отвечающую интересам ТНК, по различным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. В основе поведения ТНК лежит принцип максимизации выгоды.

Интеграция России в мировое экономическое пространство привела к появлению иностранных ТНК в нашей стране, становление же собственных ТНК обусловлено процессами, происходившими в 1990-е годы.

Формирование крупного российского бизнеса, ставшего платформой для возникновения отечественных ТНК, в 1990-е годы происходило в условиях глубокого экономического спада, смены политического строя, недоверия общества к новым государственным институтам. Характерными чертами данного периода являются взаимозависимость и

1Так, представители ТНК могут вступать в национальные ассоциации, консорциумы и другие объединения, что дает возможность установления контактов с руководителями органов власти, также не исключена возможность ротации кадров между ТНК и государственными органами страны пребывания.

тесное взаимодействие бизнеса и государства в силу ряда причин: бизнес был заинтересован в ресурсах, которыми обладало государство (приватизируемая государственная собственность, бюджеты различных уровней, поддержка на внешних и внутренних рынках); государству в свою очередь были необходимы налоги и сборы, прежде всего финансовая и политическая поддержка власти, например, во время избирательных кампаний (самым ярким примером служит президентская кампания 1996 г.). Крупный бизнес на протяжении большей части 1990-х годов способствовал сохранению политического строя и политической элиты.

Яков Паппэ выделяет следующие элементы модели взаимодействия крупного капитала и государства в этот период: 1) прямое участие органов власти в формировании конкретных компаний и интегрированных бизнес-групп2 и обеспечении их экспансии; 2) экстраординарные способы финансирования государственных нужд частным бизнесом; 3) прямые неинституционализированные консультации представителей государства и бизнеса, эпизодически проводившиеся по конкретным вопросам экономической политики вне рамок регулярного процесса принятия решений; 4) периодические переходы представителей крупного бизнеса в органы государственной власти и обратный переход крупных политиков и чиновников; 5) неоднократные случаи силового давления крупных предпринимателей или их коалиций на государство, далеко выходящие за рамки лоббизма; 6) неоднократные случаи прямого силового давления правоохранительных органов и спецслужб на частные компании и интегрированные бизнес-группы [4, с. 91-92].

В это же время предпринимались попытки создать нормативно-правовую базу для регулирования отношений между крупным бизнесом и властью. Среди прочего стоит отметить закон «О финансово-промышленных группах» 1995 г. (признан утратившим силу в 2007 г.), согласно которому финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, объединяющих свои активы в целях экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест [5]. Наряду с зарегистрированными финансово-промышленными группами (например «Интеррос») существовали структуры, де-факто являющиеся таковыми, — «Газпром» и «ЛУКОЙЛ».

Появление первых российских ТНК в сырьевой, прежде всего нефтяной и газовой, и металлургической отраслях промышленности обусловлено тем, что эти ТНК развивались на старом научно-техническом потенциале Советского Союза, к тому же именно их продукция оказалась востребованной на мировом рынке и обладала достаточной конкурентоспособностью.

2000-е годы характеризуются принципиально новой моделью отношений между бизнесом и властью: произошел переход от взаимозависимости к доминированию государства. Власть перестала видеть в бизнесе источник поддержки, которая обеспечивалась теперь высокой личной популярностью президента В. В. Путина и укреплением позиций власти в целом3. Если до середины 2003 г. государство продолжало придерживаться в своей линии поведения некоторых тенденций, свойственных предыдущему периоду, таких как приватизация в нефтяной отрасли, поддержка процессов концен-

2Здесь и далее под интегрированными бизнес-группами и финансово-промышленными группами, не уходя в тонкости терминологии, предлагается понимать крупный капитал в целом.

3По мнению некоторых исследователей, произошла смена «режима переговоров» на «режим консультаций».

трации (примерами могут служить «Русский алюминий», «Мегафон»), то с 2004 г. начинает преобладать качественно иная модель отношений. Здесь стоит обозначить «дело ЮКОСа»; формирование государственных холдингов и появление новой формы прямого участия государства в экономике — государственных корпораций (Объединенная авиастроительная корпорация); национализация ряда крупных компаний и предприятий (в качестве примеров выступают покупка «Роснефтью» «Юганскнефтегаза», переход под контроль «Газпрома» «Сибнефти»). По мнению Я.Паппэ, госкорпорации фактически выпадают из сложившейся в России системы государственного регулирования экономики, замкнутой на исполнительную власть [4, с. 188].

Тем не менее законодательные органы власти сохраняют потенциал для лоббистской деятельности ТНК. Что касается 1990-х годов, то, как уже говорилось, налицо было прямое участие крупнейших корпораций в самом процессе выборов в Думу. В настоящее время наблюдается тенденция ко все более непосредственному представительству отдельных корпораций. Изменение принципов комплектования Совета Федерации стимулировало приток представителей «большого бизнеса» и в этот законодательный орган. Одним из факторов, способствующих этому, стала слабость партий и партийного представительства, что позволяет корпоративной элите брать на себя не только лоббистские, но и квазипартийные функции.

Среди наиболее значимых общественных объединений, способствующих проведению интересов ТНК, стоит отметить Российский союз промышленников и предпринимателей, основной целью деятельности которого является консолидация усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса. РСПП считает, что конструктивные отношения, доверие между бизнесом и властью — условия стабильности, предсказуемости общества, экономического роста.

Государство также стало активно использовать формулы «социальной ответственности бизнеса» и «частно-государственного партнерства», однако не совсем очевидно, для каких целей они служат: для идеологического обеспечения или для основания качественно новых проектов в экономической политике, ведь государство полностью взяло на себя разработку экономической стратегии, что лишило бизнес возможности лоббирования по стратегически значимым для него вопросам.

В 1990-х годах участие иностранного капитала в российской экономике осуществлялось посредством создания совместных предприятий, покупки акций отдельных предприятий, выделения займов [6, с. 206-209]. Связано это прежде всего с высокими рисками ведения бизнеса в тот период, обусловленными нестабильной политической, социально-экономической ситуацией, отсутствием гарантий и функционирующей нормативно-правовой базы.

Повышение устойчивости российской экономики благодаря высоким ценам на традиционные статьи экспорта и стабилизация внутренней ситуации в 2000-х годах привели к увеличению количества иностранных ТНК. Многие ТНК находят на российском рынке оптимальное сочетание конкурентных преимуществ для своего бизнеса. С одной стороны, доступ к дешевым ресурсам, с другой — наличие постоянно растущих рынков сбыта; к этому необходимо также добавить экономию на ввозных пошлинах и транспортных издержках.

Иностранный капитал стремится прежде всего в наиболее стабильные отрасли экономики — добывающие. Примером прямых инвестиций транснационального масштаба может служить покупка британской ВР Тюменской нефтяной компании. Эта сделка

позволила британцам улучшить свои показатели рентабельности, поддержав капитализацию компании, а российской компании — выйти на уровень ТНК.

ТНК при открытии бизнеса в России руководствуются тремя основными стратегиями: первая своей целью ставит номинальное занятие ниши в отрасли, чтобы уже потом выбрать наиболее благоприятный момент для дальнейшего продвижения на национальном рынке (открытие небольшого представительства без производства); вторая стратегия нацелена на завоевание существенного места на российском национальном или региональном рынке, что ведет к строительству производств, вкладыванию средств в инфраструктуру, обучению персонала, формированию положительного корпоративного образа с целью минимизировать издержки и максимизировать прибыль; третья предусматривает использование России в качестве перевалочного пункта для продвижения своих товаров и услуг (причины зачастую не поддаются внешнему анализу).

Вторая стратегия представляется важной для государства, поскольку соответствует его интересам. Так, создание производств помогает решить проблемы занятости населения, ведь в силу относительной дешевизны рабочей силы и достаточной квалифицированности населения либо низкой себестоимости его обучения ТНК привлекают местное население. Создание ТНК инфраструктуры также позволяет решать ряд социально значимых вопросов. Налоговые отчисления ТНК в бюджет также играют не последнюю роль.

Деятельность иностранных ТНК в России географически крайне неравномерна. Главным образом их внимание привлекают высокоразвитые регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Калининградская и Нижегородская области, а также регионы с преобладанием экспортоориентированной промышленности — Магаданская и Тюменская области, Приморский край. Среди причин, обусловливающих выбор ТНК европейской части России для ведения бизнеса, стоит отметить близость и относительно большую доступность органов государственной власти, а также явную заинтересованность со стороны последних, которая выражается путем предоставления многочисленных налоговых льгот и преференций ТНК (в качестве примера можно назвать строительство комплекса «Балтийская жемчужина» или завода «Тойота» под Петербургом).

Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены меры по привлечению иностранных инвестиций, в частности в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» говорится об обеспечении стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдении соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества [7]. Активность ТНК несколько возросла после принятия в 1995 г. Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (последние изменения внесены в мае 2010 г.). Согласно этому закону, иностранному инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с государственными органами РФ о разделе произведенной продукции между Россией и иностранным инвестором. Однако, как показала история с «Сахалином-2», когда государство, преследуя свои интересы, фактически национализировало проект посредством «Газпрома», у иностранных ТНК нет надежных гарантий,

а различного рода административные манипуляции и барьеры могут препятствовать нормальному ведению бизнеса.

Среди структур, созданных для стимулирования инвестиций в Россию, нельзя обойти вниманием Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ). КСИИ действует уже 16 лет, и был создан для установления диалога между российским правительством и крупнейшими иностранными инвесторами, которые работают на российском рынке, а также для оказания экспертной поддержки и подготовки предложений иностранных инвесторов Правительству Российской Федерации. Среди успехов деятельности КСИИ — участие в разработке и принятии в 2008 г. Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», определяющего правовые условия и механизмы участия иностранных инвесторов в капитале таких предприятий и др. Однако в начале 2010 г. государство пошло на ужесточение и формализацию правил работы совета [8]: введено положение о ротации членов КСИИ, также иностранные ТНК вынуждены, например, разделять цели «Концепции-2020», вести благотворительную деятельность в России и не могут значительно сокращать инвестиции в РФ.

В настоящее время корпорации — один из наиболее значимых участников политического процесса как национального, так и глобального масштабов, причем степень их влияния все больше возрастает, но характер и степень участия крупных корпораций в политических процессах принимающей страны во многом зависят от специфики национального государства. Вследствие интеграционных процессов Россия становится участником глобализации, что привело к проникновению иностранных ТНК в страну, появлению отечественных ТНК и созданию специфичной системы отношений крупного капитала и российской власти.

Динамика отношений бизнеса (в частности, ТНК) и власти позволяет выделить три основных этапа: 1990-е годы, 2000-2003, 2004 — по настоящее время, что отражает трансформацию политического режима и политической системы России в целом. Первый этап характеризуется тесной взаимосвязью и взаимодействием, что позволяет говорить о бизнесе как о равноправном партнере государства. Второй этап начинается с «равноудаления» государства, что на практике означало отказ от обязывающих связей с бизнесом и ликвидацию политических инструментов, позволявших в недавнем прошлом оказывать политическое давление. Национализация крупных компаний и создание госкорпораций как формы прямого участия государства в экономике — основные черты третьего этапа. Говоря о взаимоотношениях иностранных ТНК с государством, стоит добавить к вышесказанному, что в 1990-е годы иностранный капитал опасался высоких рисков, связанных с ведением бизнеса в России. В 2000-е годы иностранные ТНК активно начинают приходить на рынок страны; выстраивается модель отношений между иностранным капиталом и российским руководством, когда политическая лояльность обменивается на экономические преференции.

Литература

1. Keohane R. Governance in a Partially Globalized World // American Political Science Review. Vol. 95. N 1. 2001. P. 1-13.

2. Мельвиль А. Ю. Становление транснациональной политической среды и «волны» демократизации // Современные международные отношения и мировая политика. М., 2004. С. 106142.

3. Fligstein N. Fields, Power and Social Skills: A Critical Analysis of The New Institutionalism Ц Экономическая социология. 2001. T. 2. № 1. С. 4-25.

4. Паппэ Я. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники. М., 2009.

5. Федеральный закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» Ц Консультант-плюс. URL: http:llwww.consultant.rulonlinelbasel?req=doc;base=LAW;n=8476 (дата обращения: 05.06.2010).

6. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? М., 2009.

7. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ll Консультант-плюс. URL: http:llnalog.consultant.ruldoc16283.html (дата обращения: 05.06.2010).

8. Шаповалов А., Бутрин Д., Мазанова Ж. Иностранных лоббистов встроили в вертикаль ll Коммерсантъ. 2010. № 29 (4329). 18 февр. ll URL: http:llwww.kommersant.ruldoc.aspx? DocsID=1324324&NodesID=4 (дата обращения: 08.06.2010).

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.