Научная статья на тему 'Роль государства в развитии инновационной экономики'

Роль государства в развитии инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIONS / INNOVATIONAL ACTIVITY / NATIONAL INNOVATION CAPITAL / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиразетдинов Рустем Маратович, Мухаметзянова Диляра Дамировна

В настоящее время инновации играют основную роль в экономическом развитии любого государства и являются залогом конкурентоспособности страны. На сегодняшний день Россия акцентирует свое внимание на инновационной деятельности. Именно государственное воздействие и его непосредственное участие обеспечивают высокие темпы экономического роста. В работе использовались метод анализа и синтеза данных, системный подход. Полученные в результате исследования данные позволяют сделать выводы о том, что необходимо более плотное взаимодействие между органами государственной власти и инновационными предприятиями. Следует особое внимание уделить кооперации предприятий с целью создания целостных научно-инновационно-производственных комплексов. Результаты данного исследования могут быть полезны в процессе формирования и реализации социально-экономической политики государства, а также для продолжения научных изысканий по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сиразетдинов Рустем Маратович, Мухаметзянова Диляра Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state in the development of the innovation economy

Presently, innovations play an important role in the economic development of any state and serve as a competitive advantage of the state. At the present moment Russia emphasizes the inovatioal activities. It is exactly the state influence and direct participation that may provide high rates of the economic growth. The authors have used the methods of data analysis and synthesis, a systemic approach. The data obtained in result of the research enable to make a conclusion that there is a need for close cooperation between public authorities and innovational enterprises. Special attention should be paid to cooperation of enterprises for creation of integral scientific-innovational production complexes. The results of this research may be useful in the process of the development and realization of socioeconomic state police, as well as for further scientific studies within this subject.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии инновационной экономики»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Сиразетдинов Р.М., Мухаметзянова Д.Д.

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Роль государства в развитии инновационной экономики

АННОТАЦИЯ:

В настоящее время инновации играют основную роль в экономическом развитии любого государства и являются залогом конкурентоспособности страны. На сегодняшний день Россия акцентирует свое внимание на инновационной деятельности. Именно государственное воздействие и его непосредственное участие обеспечивают высокие темпы экономического роста. В работе использовались метод анализа и синтеза данных, системный подход. Полученные в результате исследования данные позволяют сделать выводы о том, что необходимо более плотное взаимодействие между органами государственной власти и инновационными предприятиями. Следует особое внимание уделить кооперации предприятий с целью создания целостных научно-инновационно-производственных комплексов. Результаты данного исследования могут быть полезны в процессе формирования и реализации социально-экономической политики государства, а также для продолжения научных изысканий по данной тематике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, инновационная активность, национальный инновационный потенциал, национальная экономика

JEL: 010, 031, 038

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сиразетдинов Р.М., Мухаметзянова Д.Д. Роль государства в развитии инновационной экономики // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 29232930. — doi: 10.18334/rp.17.21.36888

Сиразетдинов Рустем Маратович, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, директор Института экономики и управления в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (rustem.m.s_1999@mail.ru)

Мухаметзянова Диляра Дамировна, ассистент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.21.36888

(с) Сиразетдинов Р.М., Мухаметзянова Д.Д. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2924

Введение

На сегодняшний день все большую актуальность приобретают инновационные процессы и их масштабное внедрение в хозяйственную жизнь сообщества. В основном это аргументируется продолжающимся кризисом в условиях ожесточенности конкуренции на мировом и межрегиональном рынках, особенно в условиях ограничения импорта производства. В данном аспекте инновации - это один из основополагающих факторов экономического роста. Они способствуют повышению конкурентоспособности и укреплению хозяйственной деятельности экономических систем.

Основополагающим нормативным документом стратегического развития национальной экономики безусловно является Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., в которой в качестве стратегических ориентиров заявлены улучшение благосостояния российских граждан, укрепление национальной безопасности, усиление позиций РФ на мировой экономической арене. Согласно данному документу, Российская Федерация должна войти в пятерку мировых стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, обеспечить устойчивую конкурентоспособность на мировом рынке и обеспечить национальную безопасность своих граждан [1]. Все эти цели будут достижимы при условии объединения всех российских регионов, обновления материально-технической базы, повышения производительности труда, усовершенствования технологических процессов и т.п.

Повышение конкурентоспособности предприятий

В условиях рыночной экономики движущей силой конкурентоспособности является нововведение. Несмотря на то, что каждая успешная компания использует собственную стратегию, основные принципы действия являются одинаковыми. Компания может добиться конкурентных преимуществ только путем введения инноваций за счет освоения новых методов конкурентной борьбы. Инновации могут привести к снижению себестоимости продукта и, как следствие, стоимости самого продукта, повышению спроса на него, повышению имиджа производителя и возможности освоения и захвата новых рынков сбыта. Быстроменяющиеся запросы потребителей приводят к сокращению жизненного цикла продукта, принуждают малые и средние предприятия быстро перестраивать свои производственные программы.

2925

Инновации являются стратегическим параметром любого предприятия и экономики в целом [2].

Классификация инноваций, влияющих на конкурентоспособность, выглядит следующим образом:

1. по характеру отношений: —социально-экономические; —организационные;

—технологические инновации;

2. по сфере распространения: —управленческие;

—производственные —технические; —социальные инновации.

В настоящее время предприятия, причисляемые к инновационно-активным, снижают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. В основном инновационная деятельность направлена на организационную и маркетинговую деятельность, которая связана с минимальной наукоемкостью.

Инновационная деятельность заключается не только в превращении нового знания в новые виды продуктов, технологий или услуг, но и в непосредственном исследовании рынков сбыта, качества товаров, конкурентной среды, а также во внедрении комплекса технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в свою очередь приводят к инновациям и новым подходам к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.

Государственное регулирование инновационных процессов является основополагающим условием перехода функционирования экономики на рыночные отношения. В результате разработок и внедрения нововведений на предприятиях происходит интеллектуализация, механизация и автоматизация производительных процессов [3]. Благодаря данным разработкам происходит непосредственное совершенствование производственных технологий и системы управления производством, расширение и качественные преобразования производства.

2926

Регулирование инновационной деятельности органами государственной власти

Безусловно, основной прерогативой государства является правовое регулирование. На сегодняшний день одной из основных функций государства является поддержка инновационной деятельности и формирование федеральных целевых программ. Координацию инновационной деятельности осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации [4]. Министерство экономического развития РФ занимается непосредственной разработкой государственной инновационной политики и определением приоритетов в развитии отраслей национальной экономики.

Департамент стратегического развития и инноваций разрабатывает программы инновационного развития с государственным участием, занимается формированием технологической платформы, а так же содействует модернизации.

Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции занимается развитием предпринимательства, поддержкой малого и среднего бизнесов, что влечет за собой дальнейшую реализацию инновационных проектов. Непосредственно бюджетным обеспечением инновационной политики занимается Министерство финансов РФ. В виду сложившейся экономической ситуации на данный момент финансируются лишь проекты, основанные на фундаментальных исследованиях, остальные же финансируются на основе срочной, возвратной и платной основах.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства финансирует проекты и дает гарантии под кредиты коммерческих банков или других финансовых структур. В соответствии с Постановлением Правительства РФ инновационная деятельность финансируется за счет внебюджетных фондов, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятий [5]. Субъектами образования внебюджетных фондов в РФ являются Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств.

Согласно Постановлению Правительства РФ, инновационная политика призвана увеличить внутренний валовый продукт страны путем освоения принципиально новых видов продукции и технологии за

2927

счет непосредственного расширения рынка сбыта отечественных товаров.

По итогам рейтинга инновационных экономик Bloomberg в январе 2016 года Россия заняла 12 место из 50 наиболее инновационных экономик, улучшив на 2 позиции свое положение по сравнению с 2014 годом. Улучшение позиций России произошло за счет увеличения добавленной стоимости в промышленности как доли в ВВП на душу населения, а также увеличения числа компаний в сфере высоких технологий. В области регистрации патентов Россия ухудшила свои позиции с 6 места в 2015 году до 15 в 2016 году [6].

Пути повышения эффективности инновационной деятельности

Одной из основных функций государства является контроль и развитие фундаментальных исследований в области инновационной экономики, что может привести к наращиванию научного потенциала. Без государственной поддержки и крупных бюджетных затрат невозможно создание значимых научных исследований и технологий. Именно эти затраты и определяют в дальнейшем социально-экономические преобразования в сфере инноваций экономических систем [7]. Одной из основных проблем научных исследований в данной сфере является то, что не все достойные прикладные исследования преобразуются в разработки, которые в последующем трансформируются в результат производства.

Непосредственно внедрение инноваций и реализацию инновационных проектов осуществляют микроэкономические единицы. Это индивидуальные предприниматели, предприятия, занятые в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, услуг [8]. В результате освоения инновации она либо распространяется в рамках данного хозяйствующего субъекта, либо перемещается в другие хозяйствующие субъекты, использующие в дальнейшем данное нововведение.

Одним из наиболее важных организационно-управленческих процессов в данном случае будет являться интеграция нескольких предприятий, занятых в процессе разработки и внедрения инноваций, а так же интеграция подобных предприятий с научно-исследовательскими, образовательными подразделениями,

инновационными центрами, инвестиционными компаниями в сфере реализации и апробации инновационных проектов [9]. Несомненно,

2928

интеграция непосредственно в регионе либо между различными регионами будет более эффективна, чем отдельно функционирующие хозяйственные субъекты, что будет способствовать не только экономии времени, но и экономии материальных, финансовых, трудовых и других видов ресурсов. Подобный метод решения задач в условиях информационной коммуникации позволит создать целостные научно-инновационно-производственные комплексы, что в свою очередь будет способствовать упрощению принятия управленческих решений и позволит снизить загруженность органов государственной власти, ответственных за эти вопросы.

Измерить национальный инновационный потенциал очень затруднительно. В основном это связано с тем, что показатель инновационных результатов неидеальны, возможны небольшие колебания, так как не все инновационные процессы возможно оценить и измерить.

Для наилучшего развития научно-инновационного потенциала необходимо создание государством следующих условий.

1. Усиление государственного контроля в области формирования инновационного потенциала и построение системы управления.

2. Выступление государства в роли заказчика, а в дальнейшем посредника между НИОКР и частным бизнесом.

3. Выведение инноваций на мировой рынок. В условиях открытой экономики предоставляется возможность экспорта и импорта передовых технологий. Открытость рынка позволит заимствовать принципы развития и управления инновациями.

4. Развитие малого инновационного бизнеса.

5. Защита интеллектуальной собственности.

6. Контроль инновационных открытий на всех макро- и микроэкономических уровнях.

7. Формирование научной базы инновационных технологий через подготовку квалифицированных кадров.

8. Непосредственное партнерство государства и частного сектора. В данном случае государство выступает в качестве разработчика стратегии, создает благоприятный климат и контролирует деятельность предприятий, разрабатывающих инновационные проекты на своей территории [10].

В настоящее время осуществляется разработка методов, направленных на повышение эффективности деятельности. Малые и

2929

средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут создавать инновационно-технические предпосылки с их

и и «_» т т и

дальнейшей реализацией на рынке. Но данный метод обусловлен высокими рисками, обусловленными крупными затратами. В данном случае крупным предприятиям будет легче реализовать продукцию более высокого технологического уровня. Менее рискованным будет путь, при котором малые и средние предприятия будут сотрудничать друг с другом. Сотрудничество может происходить на любых стадиях становления проекта. Данный способ поможет минимизировать риски проекта и повысить конкурентоспособность.

Заключение

В результате исследования инновационного экономического роста России можно сделать вывод, что инновационный потенциал в наше время преобладает над результатами практических применений инноваций. Несмотря на увеличение доли собственных исследований, непосредственное внедрение и реализация инновационных продуктов остаются на низком уровне. Кооперация предприятий и научно-исследовательстких институтов не происходит на желаемом уровне.

Таким образом, на сегодня в России создаются все предпосылки для формирования инновационного потенциала. Но для наилучшего развития инновационной экономики России существует необходимость создания благоприятного климата, способствующего коммерциализации инноваций.

Иначе все затраты, обеспеченные в основном за счет государственных средств, не принесут нужных экономических результатов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Копылакова М.С. Инновационное развитие экономики в России // Инновационная

экономика. - 2015. - № 12-1. - С. 140-142.

2. Загидуллина Г.М., Соболев Е.А. Технологические уклады, их роль и значение в развитии

инновационной экономики России // Известия Казанского архитектурно-строительного университет. - 2014. - № 4. - С. 348-355.

3. Ильина Е.В. Влияние санкций на экономику России // Вестник экономики, права и

социологии. - 2015. - № 4. - С. 34-38.

4. Левизов В.А. Управление экономикой регионов: инновационная политика // Журнал

правовых и экономических исследований. - 2014. - № 1. - С. 199-202.

2930

5. Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И., Файзуллин И.Э. Развитие инвестиционно-

строительного комплекса Республики Татарстан // Российское предпринимательство. - 2014. - № 19. - С. 135-145.

6. Кирсанов М.Ю. Экономическое развитие и инновационная экономика:

совершенствование государственного и муниципального управления // Научное мнение. - 2015. - № 2-3. - С. 150-153.

7. Сиразетдинов Р.М., Устинова Л.Н. Совершенствование алгоритма управления

инновационным потенциалом экономических систем // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 37. - С. 15-25.

8. Баутин В.М. Инновационная экономика: содержание, место и роль инноваций //

Известия Тимирязевский сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 2. -С. 103-118.

9. Орлова Л.Н. Инновационная экономика: факторы и противоречия развития, уровни

формирования // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - № 3. - С. 57.

10. Суслов В.И. Инновационная экономика: Общие положения // Вестник Алтайской

академии экономики и права. - 2015. - № 1. - С. 15-24.

Rustem M. Sirazetdinov, Doctor of Science, Economics, Head of the Chair of Expertise and Property Management, Director of the Institute of Economics and Management in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering

Dilyara D. Mukhametzyanova, Teaching Assistant of the Chair of Expertise and Property Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

The role of the state in the development of the innovation economy

ABSTRACT

Presently, innovations play an important role in the economic development of any state and serve as a competitive advantage of the state. At the present moment Russia emphasizes the inovatioal activities. It is exactly the state influence and direct participation that may provide high rates of the economic growth. The authors have used the methods of data analysis and synthesis, a systemic approach. The data obtained in result of the research enable to make a conclusion that there is a need for close cooperation between public authorities and innovational enterprises. Special attention should be paid to cooperation of enterprises for creation of integral scientific-innovational production complexes. The results of this research may be useful in the process of the development and realization of socioeconomic state police, as well as for further scientific studies within this subject.

KEYWORDS: innovations, innovational activity, national innovation capital, national economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.