ИССЛЕДОВАНИЕ
Заинуллина Д.Р.
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Необходимость государственного регулирования при смене технологических укладов
АННОТАЦИЯ:
В статье анализируются системные проблемы российской инновационной экономики. Автором обоснована необходимость государственного регулирования научно-технологической деятельности в России, в особенности на современном этапе. Целью государственной инновационной политики является технологическое совершенствование экономики и обеспечение конкурентоспособности российской промышленности в соответствии с провозглашенными приоритетами развития страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальная инновационная система, государственная инновационная политика, государственное регулирование, научно-техническая деятельность, инновационный бизнес
JEL: 031, 032, 038
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Зайнуллина Д.Р. Необходимость государственного регулирования при смене технологических укладов // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 3029-3040. — doi: 10.18334/ф.17.21.369И
Зайнуллина Диляра Рамилевна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.21.36911
(с) Зайнуллина Д.Р. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Российский рынок открыт для зарубежных товаров, поэтому успехи национальной экономики определяются уровнем производства конкурентоспособной продукции. Полезные ископаемые, которыми богата Россия, пользуются немалым спросом. В международном разделении труда Российская экономика занимает место сырьевого субъекта, который обменивает результаты от эксплуатации собственных полезных ископаемых на товары, поступающие с мирового рынка. Однако сложившаяся ситуация не устраивает российское общество в политическом, экономическом, социальном и психологическом аспектах.
Актуальность настоящей статьи обусловлена вызовом, стоящим перед российской экономикой, который заключается в необходимости перехода к шестому технологическому укладу, минуя пятый.
Автор ставит своей целью определение роли федеральных и региональных органов власти в активизации инновационной экономики, построении национальной инновационной системы в условиях смены технологических укладов.
Цели государственного регулирования инновационной деятельности
По мнению Бекниязовой Д.С., государственное регулирование инновационной сферы преследует две цели. В первую очередь, это технологическое совершенствование экономики и обеспечение конкурентоспособности российской промышленности в соответствии с провозглашенными приоритетами развития страны. Кроме того, это борьба с утечкой научно-технических знаний и контроль потенциала их получения [1].
Первоочередной проблемой развития инновационной сферы в российской экономике является формирование экономических механизмов научно-технического взаимодействия, стимулирующего не только стремление инновационного предприятия удовлетворить спрос рынка на инновации, к получению коммерческой выгоды от научных разработок, но и потребность инновационных предприятий в наиболее полном и быстром использовании достижений науки и техники [3].
На основе анализа международного опыта можно сделать вывод, что инновационный сектор экономики не может развиваться, тем более формироваться без регулирования и поддержки со стороны государства. Государственное регулирование инновационного бизнеса является
3031
системой организационного, правового, экономического и политического обеспечения государством благоприятной среды для создания и развития инновационного бизнеса [4].
К функциям государственного регулирования относятся:
—создание режима, благоприятствующего внедрению в бизнес научно-технических достижений;
— создание среды, благоприятствующей развитию экономической конкуренции на основе непрерывного обновления технологий, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, внедрения действенного механизма антимонопольной политики, снижения входных барьеров для иностранных производителей на российский рынок и экспортируемости наукоемкой конкурентоспособной продукции;
— создание условий динамично развивающегося предложения высококачественных инновационных товаров и услуг, произведённых в результате целенаправленной ориентации, стимулирования, поддержки инновационных субъектов бизнеса.
С точки зрения Белай О.С. и Мухаметзяновой Д.Д., в российской экономике на сегодняшний день отсутствует система воспроизводства инновационных товаров, включающая совокупность элементов и рычагов, слаженно действующую на всех этапах инновационного цикла, включающего фундаментальную и прикладную сферу, а также сферу производства [2].
Предложение инновационной конкурентоспособной продукции формируется благодаря стимулированию со стороны государства путем применения составляющих инновационной политики (налоговой, страховой, финансово-кредитной, амортизационной и др.) [5].
Целью государственной инновационной политики является стимулирование рационализации процесса внедрения инновационных результатов в каждом регионе, переориентация на производство инновационных товаров и услуг на местном, региональном, национальном и международном рынках. Для формирования и стимулирования спроса на инновационные товары и услуги в первую очередь необходима организация развитой системы госзаказов, которые формируются в рамках программ производства инновационной продукции, необходимой государству [6].
Требования к российской национальной инновационной системе
На сегодняшний день национальная инновационная система представляет собой сочетание организационной и рыночной инфраструктуры, которое ведёт к необходимости создания системы соответствующих рынков в отечественной экономике: местного, регионального, национального. Помимо этого, в государственной поддержке нуждается создание системы фирм, учреждений и структур, обеспечивающих процессы развития инновационного предпринимательства (центры подготовки и повышения квалификации кадров, информационно-консультационные центры, комитеты по поддержке и развитию инновационного предпринимательства и пр.) [7].
Как замечает Зеленцова С.Ю., ключевой задачей в рамках поддержки инновационной сферы со стороны государства является социальное обеспечение, направленное на получение как экономического, так и социального результата, повышающего уровень развития народного хозяйства и динамичную устойчивость его развития. В сложившемся технологическом укладе в инновационные процессы вовлечены как представители бизнеса, так и домашние хозяйства, поэтому от государственного регулирования и поддержки инновационной сферы напрямую зависит рост национального богатства и улучшение уровня жизни населения [3].
Переход российской экономики на инновационный путь подразумевает создание на территории страны зон инновационного развития, концентрирующих высококвалифицированные кадры, для полноценной жизни и работы которых должны быть созданы комфортные условия. Основным фактором инновационного развития становится доступность информационных и финансовых рынков, поэтому растёт значение плотности контактов и близости центров принятия решений. Таким образом, развитию российской инновационной экономики способствуют региональные модули, что невозможно без федерального регулирования регионального развития. В этой связи необходима реализация следующих мероприятий:
— формирование и внедрение программ по развитию закрытых территориальных образований, их эффективная интеграция в экономическую и социальную жизнь городов;
— государственная поддержка технологических центров и центров трансферта технологий;
3033
—размещение в субъектах Российской Федерации университетов, проводящих фундаментальные исследования в рамках приоритетных для государства научных направлений и обеспечивающих интеграцию образовательной и научной деятельности. Образовательные учреждения, о которых идёт речь, необходимо размещать в регионах, выполняющих опорную функцию для российской экономики и оказывающих наибольшее экономическое влияние на другие регионы. При этом отбор указанных регионов обязательно должен учитывать образовательный и инновационный потенциал территорий;
— определение принципов государственной поддержки региональных инновационных проектов на федеральном уровне.
Федеральные целевые программы как инструмент государственного регулирования инновационной деятельности
Целевая программа - это комплекс плановых, производственных, научно-технических, организационных и экономических мероприятий, имеющих одну цель, охватывающих все этапы процесса коммерциализации инноваций, учитывающих сроки, ресурсы, исполнителей, ответственных за исполнение каждого из этапов [8].
Возможно несколько уровней регулирования инновационной деятельности посредством программно-целевого метода.
Федеральные целевые программы аккумулируют средства федерального бюджета и внебюджетных фондов с целью финансирования инновационных проектов и коммерциализации их результатов.
Программы инновационного развития формируются в соответствии со стратегиями развития различных отраслей экономики. Большая часть средств финансирования подобных программ -собственные и заёмные средства инновационных предприятий [9].
Активизация инновационной деятельности призвана повысить уровень социально-экономического развития страны и представляет собой один из первоосновных приоритетов российской экономики.
Национальная инновационная политика может быть реализована в случае достижения следующих основных задач:
—устранение недостатков нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности;
— создание экономических и организационных механизмов, повышающих спрос отечественного бизнеса на инновации, обеспечение
достаточных темпов развития фундаментальной науки, основных прикладных разработок;
— необходимое сочетание мер государственного регулирования (прямого и косвенного стимулирования) и рыночных механизмов в рамках развития приоритетных направлений инновационного развития;
— формирование условий, при которых научно-технический комплекс достигнет современных экономических условий, обеспечение взаимодействия между частным и государственным капиталом в целях инновационного развития;
—развитие системы подготовки инженерных и научных кадров высшей квалификации;
— поддержка деятельности по обмену технологиями между оборонной и гражданской отраслями экономики, развитие и расширение использования технологий двойного применения;
— поддержка научно-технических исследований в приоритетных для российской экономики направлениях развития с учетом мировых тенденций в соответствующих сферах.
Инфраструктура инновационного бизнеса
Инфраструктура инновационного бизнеса состоит из трёх основных элементов: финансового, правового и информационного.
Правовая база инновационного бизнеса состоит из законодательных и нормативных актов, издаваемых органами власти, сети специализированных институтов права и соответствующих кадров, ответственных за разработку законопроектов [10].
Центральным элементом правового сектора является совокупность законов о защите объектов интеллектуальной собственности и охране авторских прав. На сегодняшний день наблюдается необходимость унификации указанного законодательства с международным, которая обусловлена процессами
интернационализации и глобализации инновационных рынков [11].
Существенной частью правового обеспечения инновационной сферы являются нормативные акты, стимулирующие и регламентирующие научные исследования в интересах бизнеса, и процедуры, касающиеся передачи результатов исследований в сферы их использования. Отсутствие эффективных и унифицированных механизмов коммерциализации инноваций - ключевой фактор,
3035
негативно влияющий и, соответственно, ограничивающий развитие материального производства [12].
К правовой инфраструктуре также относится комплекс правовых актов, непосредственно определяющих условия деятельности различных институтов обеспечения и поддержки инновационного бизнеса, его институциональной инфраструктуры [13].
Финансовая составляющая инновационного предпринимательства основывается на развитых финансовых и кредитных механизмах рыночных структур, обеспечивающих предпринимательство ресурсами.
С инновационным бизнесом могут работать следующие финансовые институты:
— инвестиционные институты различной направленности: пенсионные фонды, страховые компании и пр.;
— инвестиционные фонды, концентрирующиеся на отдельных видах бизнеса;
— акционерный капитал, формирующийся для привлечения средств путём продажи акций;
— частные инвесторы;
— венчурные фонды.
Тем не менее, основным источником финансирования инновационных проектов остаются собственные средства предприятий, в то же время для оказания поддержки инновационному бизнесу государство стимулирует создание внебюджетных фондов [14].
Говоря об информационном обеспечении, необходимо остановится на тех условиях, которым оно должно удовлетворять:
— достоверность;
— своевременность;
— адресность;
— актуальность информации;
— полнота;
— правовая корректность.
Государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и учреждений, собирающих и обрабатывающих научно-техническую информацию, а также взаимодействующих между собой с учётом принятых системных обязательств [15].
Инновационная политика является составной частью общей социально-экономической политики государства, выражающей
отношение государства к инновационной деятельности, определяющей цели, задачи и формы деятельности органов государственной власти в области науки и техники [16].
Российская инновационная политика реализуется на основе следующих основных принципов:
— обязательность регулирования инновационной деятельности со стороны государства в сочетании с реально функционирующим конкурентным механизмом в инновационном предпринимательстве;
— признание приоритета инновационной деятельности для увеличения конкурентоспособности наукоемкой продукции, эффективности технологического развития общественного производства, экономической безопасности и качества жизни населения;
— сосредоточение государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих структурные сдвиги в экономике;
— создание благоприятного инвестиционного климата при реализации инновационной деятельности;
— формирование условий для развития рыночного механизма в инновационной отрасли и недопущение недобросовестной конкуренции в инновационной среде;
— повышение обороноспособности и обеспечение национальной безопасности в результате активизации инновационной деятельности;
— активизация международного сотрудничества в инновационной отрасли.
Государственная инновационная политика как элемент системы регулирования должна иметь:
— органы управления, которые реализуют функции, обеспечивающие достижение сформулированных целей;
—чётко определённые цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
— инструменты поддержки и регулирования, призванные обеспечивать воздействие со стороны органов государственной власти на предприятия и инновационную среду в рамках выполнения своих функций.
Основными приоритетными направлениями государственной инновационной политики являются:
— создание, освоение и распространение техники и технологий, ведущих к радикальным изменениям в технологическом укладе. Для
3037
этого необходимо выполнение межотраслевых работ, которые не могут быть решены при существующей сырьевой направленности российской экономики;
— реализация крупных отраслевых научно-технических проектов, требующих значительной концентрации ресурсов, что не под силу частным предприятиям;
— научно-техническое обеспечение реализации социальных задач развития общества (образование, здравоохранение, культура, развитие инфраструктуры, охраны окружающей среды);
— направления научно-технической политики, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.
Основными органами, призванными обеспечить управление и регулирование инновационной деятельности, являются следующие ведомства.
Министерство экономического развития РФ, на которое возложены функции разработки государственной инновационной политики. В его задачи входит организация и координация работы по её формированию, а в последующем реализация конкурсного отбора и контроль осуществления проектов, финансируемых с участием государственного капитала [17].
Министерство образования и науки РФ решает задачи реализации государственной инновационной политики и соответствующей деятельности в образовательных учреждениях. Эта деятельность направлена на повышение эффективности коммерциализации инноваций в рамках высшей школы.
Заключение
Из вышесказанного ясно, что такое значительное явление как инновационная экономика не может быть реализована лишь силами частного бизнеса, одного желания которого здесь не достаточно. Локомотивом перехода от господствующего в российской экономике четвёртого технологического уклада непосредственно к шестому может и должно стать государство. При этом инструментом этого перехода является грамотно выстроенная государственная инновационная политика.
В заключении отметим, что в условиях смены технологических укладов для российской экономики необходимо создание под контролем
3038
государства инновационной системы, объединяющей все стадии инновационного цикла от фундаментальной науки до процесса производства.
Мы приходим к выводу о том, что государственная поддержка развития инновационной экономики должна носить региональный характер, то есть должны создаваться комфортные условия для жизни и работы высококвалифицированных кадров, для развития территориальных образований, центров трансфера технологий и университетов на территории субъектов Российской Федерации.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бекниязова Д.С. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной
деятельности // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2016. - № 1. -С. 44-47.
2. Белай О.С., Мухаметзянова Д.Д. Стратегии коммерциализации инноваций и проблемы
выведения инновационных продуктов на рынок // Российское предпринимательство. - 2015. - № 19. - С. 3209-3216.
3. Зеленцова С.Ю., Гаджиева Ш.З. Проблемы реализации целенаправленного
государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2016. - № 22. - С. 27-31.
4. Ильина Е.В. Обоснование форм и методов государственного регулирования рынка
виртуального капитала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 11. - С. 55
5. Мухаметзянова Д.Д. Инновационная и инвестиционная деятельность экономических
систем // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2013. -№ 7. - С. 26-31.
6. Рожков В.Л., Сайфуллина Ф.М. Активизация малоэтажного жилищного строительства
как фактор регионального инновационного развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 24. - С. 35-37.
7. Сиразетдинов Р.М. Моделирование инновационного развития инвестиционно-
строительного комплекса (на примере Республики Татарстан) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. -2011. - № 3. - С. 158-162.
8. Устинов А.Э., Устинова Л.Н. Повышение инновационной активности предприятия на
основе использования системы непрерывного улучшения процессов // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 26. - С. 37-41.
9. Воинов А.И. Роль технологического прогнозирования в смене технологических укладов
экономики // Экономические науки. - 2016. - № 135. - С. 35-38.
10. Бикметов Р.Ш. Необходимость изменений отечественной модели менеджмента в
условиях смены технологического уклада // Территория науки. - 2015. - № 1. -С. 56-61.
3039
11. Королёва А.М. Циклическое развитие экономики смена технологических укладов //
Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-3. - С. 26-28.
12. Джамалудинова М.Ю. Анализ государственного регулирования инновационной
деятельностью в современных условиях // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. - № 2. - С. 16.
13. Сурнина Н.М., Райхель М.В., Кудрявенкова О.Л. Роль государственного регулирования
в инновационной деятельности предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 5. - С. 199-202.
14. Любочкин Ф.В., Никулин Н.А., Новиков Е.В. Основные направления государственной
поддержки и регулирования инновационной деятельности научно-технических парков // Международный научный журнал. - 2013. - № 6. - С. 16-20.
15. Журавлёва И.В. Основные направления государственного регулирования
инновационной деятельности // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т. 179. - С. 170-179.
16. Глушенков А.М. Национальная инновационная система как важнейший фактор
развития системы управления знаниями в организации // Известия АСОУ. Научный ежегодник. - 2013. - № 1. - С. 115-121.
17. Семёнов А.И. Понятие «национальная инновационная система» и ключевые
направления менеджмента инновационной системы России // Бизнес и стратегии. - 2016. - № 2. - С. 45-48.
18. Пешина Э.В., Авдеев П.А. Методические подходы к системе показателей развития
национальных инновационных систем // Вопросы инновационной экономики.
- 2016. - № 17. - С. 4-21.
19. Афанасьев М.В., Гаврилов Д.А., Курбанбаева Д.Ф. Инновационное развитие
национальной экономики в контексте современной теории управления социально-экономическими системами // Экономика и предпринимательство.
- 2014. - № 12. - С. 139-142.
20. Локализация национальной инновационной системы России в условиях становления
глобальной инновационной системы // Интернет-журнал Науковедение. -2013. - № 2. - С. 24.
Dilyara R. Zainullina, Senior Lecturer of the Chair of Expertise and Property Management, Kazan State University of Architecture and Engineering
The need for state regulation at the shift of techno-economic
paradigms
ABSTRACT
In the article, the systemic problems of Russian innovational economy are analyzed. The author has substantiated the need for state regulation of scientific and technological activities in Russia, especially, at the present stage. The goal of the state innovation policy is the technological improvement of the economy and securing of the competitiveness of Russian manufacturing industry in accordance with the declared priorities of the state development.
KEYWORDS: national innovation system, state innovation policy, state regulation, scientific and technological activities, innovational business