Научная статья на тему 'Роль государства в период кризиса на российском финансовом рынке'

Роль государства в период кризиса на российском финансовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС 2014 ГОДА / CRISIS OF 2014 / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / LIBERAL MARKET AND STATE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаяхметов Д.Ф.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с экономическим кризисом на российском финансовом рынке, который начался в середине декабря 2014 года и обнажил реальные масштабы экономических проблем, которые накапливались в России в течение нескольких лет. Нестабильная ситуация на финансовом рынке заставила правительство немедленно разработать программу антикризисных действий. Предложенные меры в краткосрочной перспективе позволили нейтрализовать наиболее острые проблемы, но и показали, что эффективная политика в области развития будет невозможна без фундаментального изменения российской экономической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state in the crisis period on the Russian financial market (Russia, Moscow)

The article focuses on the problems in Russian financial market related to the economic crisis that started in the middle of December, 2014, and laid bare the real scale of economic problems that had been accumulating in the Russian economy over a number of years. Unstable situation on the financial market made the government to develop an anti-crisis program, containing measures that allowed to neutralize the most acute problems in the short run. However, this process demonstrated that effective development politics is impossible without a fundamental change of the Russian economic system

Текст научной работы на тему «Роль государства в период кризиса на российском финансовом рынке»

тива (клиентская), внутренняя перспектива (процессная, внут- ся. Руководители и даже рядовые сотрудники понимают, что

ренний мир личности), финансовая перспектива, перспектива в эпоху глобальной информатизации и повышения среднего

знаний и обучения. уровня жизни, фактор самореализации выходит на первый

Топ-менеджеры обязаны развиваться сами, выполнять свои план, достижения каждого не остаются незамеченными, а роль

личные BSC, а также фокусироваться на создании организацион- «человеческого капитала» всё больше возрастает.

ной культуры, способствующей как совершенствованию таланта Персонал является самым главным ресурсом КО. Рост и

каждого сотрудника, так и коллективному развитию [7, с. 107]. успех КО определяется знаниями и опытом работников, занимающих ключевые посты. [8, с. 61]. Очень важно их правильно

Заключение мотивировать.

В динамично меняющемся мире грамотная мотивация Предложенные подходы к разработке и внедрению системы

персонала является одним из ключевых элементов повыше- мотивации в российских КО помогают взглянуть на проблему

ния эффективности деятельности компаний. При этом связь комплексно, учитывая современные рыночные тренды и науч-

личной и командной эффективности всё больше укрепляет- но-практические достижения в управлении персоналом.

литература

1. Банковский менеджмент: учебник / Под ред. В.Д. Секерина, с.С. Голубева. — М.: Проспект, 2016.

2. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. — М.: Ось-89, 2006.

3. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath&Partners; Пер. с нем. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

4. Дафт Р. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2003.

5. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.

6. Мотивация / Б.Трейси; пер. с англ. Е. Ивченко. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

7. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2013.

8. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: уч. пособие — М.: КНОРУС, 2012.

9. Серов Е.Р. Организация работы с приоритетными клиентами в кредитных организациях // Проблемы современной экономики. — 2014. — №2 (50). — С. 210-218.

10. Серов Е.Р. Организация работы с корпоративными клиентами как важный элемент повышения эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций // Проблемы современной экономики. — 2012. — №1 (41). — С. 165-172.

1 key performance indicators — ключевые показатели результативности

2 грейд (grade) в переводе с английского означает «степень / уровень / ранг». Должности, получившие близкие значения баллов при проведении экспертной оценки относят к одному и тому же грейду.

3 customer relationship management — система управления взаимоотношениями с клиентами

4 термин «немонетарный» здесь носит условный характер, подразумевающий бесплатное получение льгот работниками при компенсации расходов за счёт работодателя по тем пакетам, где КО несёт финансовые расходы

роль государства в период кризиса на российском

финансовом рынке

д.Ф. Шаяхметов,

аспирант кафедры финансов и кредита экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

shayachmetov@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы, связанные с экономическим кризисом на российском финансовом рынке, который начался в середине декабря 2014 года и обнажил реальные масштабы экономических проблем, которые накапливались в России в течение нескольких лет. Нестабильная ситуация на финансовом рынке заставила правительство немедленно разработать программу антикризисных действий. Предложенные меры в краткосрочной перспективе позволили нейтрализовать наиболее острые проблемы, но и показали, что эффективная политика в области развития будет невозможна без фундаментального изменения российской экономической системы.

Ключевые слова: кризис 2014 года, финансовый рынок, либеральный рынок и государственный контроль

УДК 338.001.36 ББК 65.23.03

Кризис на российском финансовом рынке, который начался в середине декабря 2014 года, обнажил реальные масштабы экономических проблем, которые накапливались в России в течение нескольких лет. Основные макроэкономические показатели России значительно ухудшились, доверие граждан и бизнеса к государству и учреждениям, отвечающим за экономическую стабильность, снизилось.

Нынешняя ситуация является результатом одновременного проявления трех неблагоприятных тенденций: того факта, что модель развития российской экономики на базе ресурсов достигла своего предела из-за структурных недостатков, резкого падения цен на нефть во второй половине 2014 года и влияния западных экономических санкций.

В краткосрочной перспективе «ручное управление» позволило нейтрализовать наиболее острые проблемы, хотя эф-

фективная политика в области развития будет невозможна без фундаментального изменения российской политической и экономической системы.

Как разразился кризис в декабре 2014 года

«Черный вторник» 16 декабря 2014 года на Московской бирже проверил на прочность российскую финансовую систему. Обменный курс доллара и евро неожиданно вырос до рекордного уровня 80 и 100 рублей за единицу соответственно. Падение рубля стало кульминацией «негативного» сценария предыдущих месяцев, связанного в значительной степени со снижением цены на нефть и напряженности в отношениях между Россией и Западом. Кроме того, на падение отечественной валюты повлияли события, произошедшие непосредственно на финансовом рынке. Наиболее важные из них связаны с пиком спроса на валюту, вызванным приближающимся край-

1200-

1000

800

600

400

200

Госсектор (без ЦБ)

юююююююю

ш

CP ср

ra i= 5 га

7000

6000

5000

4000

3000 - -

2000

1000

Банки

.Проценты по долгу ■ Тело долга

I

555555

ш

30000

25000

20000

15000

10000

5000

Компании V

Проценты по долгу

Тело долга

1 1 г г V

1-1 ¡ .1

¡1 II lili lili

555555

35000

30000

25000

20000

15000

10000—

555555

ш

рис 1. график погашения внешнего долга рФ в млн долларов

Источник: Банк России [21]

ним сроком погашения крупной партии долга корпоративного сектора в иностранной валюте (см. рис. 1) и кризисом доверия участников рынка к политике Центрального Банка. Следует также отметить, что в этих «недетерминированных» условиях некоторые клиенты начали выводить рублевые депозиты, на что банки были вынуждены ответить квотированием.

В последующие дни ситуация на финансовом рынке стабилизировалась, а валютные курсы остались на предпиковых уровнях. Это было связано главным образом с объявлением антикризисного плана действий правительством. Укрепление рубля также связано с тем, что корпоративный сектор столкнулся с необходимостью уплаты налогов, которая увеличила спрос на национальную валюту. Кроме того, клиенты повысили доверие к рублевым депозитам после того, как процентные ставки были значительно увеличены (даже выше 20%).

Антикризисная программа властей

«Хрупкость» российского финансового рынка заставила правительство немедленно разработать программу антикризисных действий, направленных главным образом на обеспечение стабильности банковской системы, которая является необходимым условием стабильности и надежности всей экономической системы России.

Банк России объявил план, включающий в себя следующие пункты: увеличение объема валютных кредитов, доступных банкам, для того, чтобы улучшить их ликвидность в иностранной валюте, ослабление банковских ограничений по отношению к

установлению процентных ставок по кредитам и депозитам, смягчение требований по обязательным резервам [4]. Затем Государственная Дума одобрила предложение правительства, которое санкционировало предоставление 1 млрд дополнительного капитала банкам наряду с удвоением объема гарантий по вкладам граждан.

Одновременно с этим министерством экономического развития было признано, что антикризисные меры были в значительной степени краткосрочной реакцией на события и служили для нейтрализации угрозы для экономической системы, но они не складывались в последовательную стратегию по преодолению кризиса. Это связано с тем, что причины кризиса гораздо глубже, чем временные «провалы» на финансовых рынках и частично вне контроля российского правительства.

Причины кризиса

Нынешний экономический кризис в России имеет три основные причины:

1. «обострение» структурных проблем в российской экономике;

2. серьезная напряженность в отношениях между Россией и Западом, которая привела к «войне» санкций;

3. резкое падение цен на нефть во второй половине 2014 года;

Ни одно из этих явлений само по себе не вызвало бы столь быстрого ухудшения экономической ситуации в стране, но их одновременное появление создало серьезные проблемы

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

0

российскому правительству. Экономика России зависит от добычи и экспорта энергетических ресурсов (на долю которых приходилось около 70% доходов от экспорта, 50% бюджета и 20% ВВП), поэтому она очень чувствительна к колебаниям на мировых товарных рынках (см. рис. 2). Легкие деньги от нефтяной ренты не мотивировали отрасли промышленности к созданию инновационных, высокотехнологичных производств, которые могли бы генерировать стабильный экспорт и доходы бюджета.

Одной из ключевых проблем российской экономики является недостаток инвестиций и медленное внедрение новых технологий и новых методов управления. Основным фактором, который препятствует инвестициям и модернизации, являет-

Проценты 9,5

9,0

3,5

3,0

7.5

^ —*—бззоаый ыриант

\\ ш Уидрснимитинистжиый вариант

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Базовый вариант 7,9 8,9 9,1 9,2 8,5 8,2 7,6 8,1

Умеренно-оптимистичный вариант 7,9 8,9 9,1 9,0 8,4 8,2 7,7 8,3

Как менялась доля нефтегазовых доходов в бюджете

Доходы бюджета, трлн руб. '//, Из них нефтегазовые доходы, трлн руб. Доля нефтегазовых доходов в доходах бюджета, %

2006 2007 2000 20(19 2010 2011 2012 2012 2011 2019

рис 2. динамика доли нефтегазовых доходов в бюджете

Источник: Минфин[22]

основные направления «реформирования» российской экономики

Суть экономических проблем России, которые так ярко проявились в период кризиса, можно проследить в дебатах среди представителей правительства и деловых кругов о выбранном Кремлем курсе. В этой связи хотелось бы продемонстрировать две точки зрения на экономическое развитие России, сторонников которых принято называть государственниками и либералами, которые дают принципиально разные рецепты успеха по ключевым вопросам [9].

Рассмотрим некоторые ключевые вопросы в контексте текущей экономической ситуации:

Приоритеты в расходах

Современное состояние российской экономики характеризуется, как было отмечено выше, экспортно-сырьевой направленностью и сильной зависимостью от внешней конъюнктуры на топливно-энергетические ресурсы. В этих условиях и при невысоком уровне инновационной активности в промышленности (см. рис. 3), определяемой долей инновационно-активных предприятий в общей их численности, а также ограниченным финансированием, своеобразным «катализатором наукоемких производств» могут стать государственные расходы, в том числе госзаказы на крупную инновационную промышленность. Поэтому усилия государства в настоящее время должны быть направлены на формирование новой модели экономического роста, основанной в большей степени на постоянных инновациях [13]. Это в свою очередь должно привести к внедрению инновационной модели экономики, развитию рынка высококвалифицированных специалистов, успешному проведению модернизации и технологического обновления, что для отечественной экономики очень актуально.

рис. 3. Инновационная активность в промышленности

Источник: Исследование инновационной активности в промышленности [12]

Социальная политика

Одной из сторон текущей экономической ситуации является дефицит региональных бюджетов (дефицит региональных бюджетов в декабре 2015 года составил 171,6 млрд руб.) [14]. При существующей динамике цен на нефть федеральный бюджет вряд ли сможет обеспечить достаточную поддержку регионов. Между тем, дальнейшее увеличение задолженности регионов ставит под угрозу их финансовую устойчивость. В этой связи введение прогрессивного налога является одним из действенных способов диверсификации источников дохода регионов. В дополнение хотелось бы выделить некоторые доводы в пользу введения в России прогрессивного налогообложения [15]:

Во-первых, прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц гармонично встраивается в национальную экономику и при постоянной корректировке параметров служит в соответствии с теориями экономического роста Дж.М. Кейнса, Р. Солоу, Э. Фелпса и Н. Калдора повышению темпов роста ВВП.

Во-вторых, такая мера является более эффективной, чем монетарные меры, в том числе регулирование национальной нормы сбережений посредством денежно-кредитной политики, так как воздействует постоянно и не влечет иных столь существенных экономических последствий, как, например, изменение учетной процентной ставки рефинансирования Центрального банка России.

Центральный банк (эмиссия, кредитование)

В рамках данного раздела хотелось бы отметить первоисточники кризиса 2014 года на основании анализа динамики макроэкономических показателей, таких как ВВП, денежная масса и денежная база, а также рассмотреть предлагаемые реформы с точки зрения нивелирования выявленных проблем.

Связь денежной массы и ВВП не чисто российский феномен. Точно так же реагируют на денежные сокращения и замедления экономики других стран. Так, причиной Великой депрессии в США было сокращение денежной массы из-за неверной политики ФРС, что официально признано самим Федеральным резервом [16]. Анализ причин кризисов, происходивших в США и России, показывает, что главной их причиной было падение денежной массы или (как в случае с текущим кризисом в России) недостаточные темпы ее роста [17]. На рис.4 представлен график прироста денежной массы (М2) к аналогичному периоду прошлого года, на котором отмечены области «провалов», соответствующие происходившим в стране кризисам.

Таким образом, действия, направленные на дальнейшее сокращение денежной массы, в том числе концентрация Минфином рублевых средств на счетах правительства ЦБ, валютные интервенции ЦБ, изымающие из экономики рублевую денежную массу, а также «замораживание» дополнительных доходов в фондах, не способствуют выходу из рецессии в данной ситуации.

В условиях «денежного голодания» дополнительная эмиссия, как показывает практика (см. рис. 4), должна стимулировать

so

50

20

10

-20

экономику, а поддержание прироста денежной массы на соответствующем уровне не допустит подобных «провалов» в будущем.

Курс рубля

Российская экономика по-прежнему сильно зависит от импорта — поставок потребительских товаров, оборудования, в том числе инновационного производства (см. рис.3). Согласно данным Росстата, доля импортной продукции в розничном товарообороте выросла в 2007 году до 47%, а в посткризисные 2010-2011 гг. стабилизировалась на уровне 4344% (см. рис. 5).

Одним из следствий такой зависимости от импорта является влияние изменения курса рубля на динамику цен потребительских товаров и услуг [18]. Таким образом, установление валютного коридора является одним из «инструментов» стабилизации экономики в данных условиях.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нынешних условиях роль государства может стать ключевой для достижения «прорыва» в российской экономике, обеспечивая экономический рост, стабильность и справедливость, в том числе по следующим направлениям:

1. в условиях слабо диверсифицированного производственного сектора и богатой сырьевой базы, что стимулирует бизнес развиваться именно в этом секторе, государство может стать «первопроходцем» в освоении новых производств, определяя вектор будущего развития;

2. в «недетерминированных» экономических условиях государство может стать главным инвестором долгосрочных проектов;

3. в условиях опасности чрезмерной опоры на внешние рынки и

текущего курса на приватизацию, что в свою очередь чревато «передачей» бизнеса в иностранные руки, государство может минимизировать указанные риски, имея контроль над стратегически важными предприятиями;

4. в условиях «финансового эмбарго» государство может стать гарантом окупаемости инвестиций, в том числе внешних, снижая при этом проектные риски;

5. в условиях существующей дифференциации в распределении доходов, в том числе по регионам [20], роль государства в справедливом их распределении может стать ключевой;

Кризис 201Л г.

Кризис 2UC№ г.

Г- г^ СП СП CT» Ol СП CT) noooooooooooo riOOOOOOOOOOOO О iH CN CN ГО ■H iH iH iH iH о о о о о rf 1Л гН чН о о LTl гН О

1-i О О iH 1-i 1-i r< о 4-i птт 111.01. (H.io.; 111.07. (H.04.! 111.01. (И.Ю. (11.07. (H.04.! (H.01.! (И.Ю. (11.07. (11.04. '- L.Ol., L.10. iH О К о о о о ■Н тА тА гЧ iH ■=* 1-Н о о о ■н

Кризис 1988 г. п ,.„,, „,_,,_,,_

Денежная масса (М2) к АППГ

рис. 4. динамика денежной массы (М2)

Источник: Банк России [23]

2005

2006

2007

2008

2009

2С10

2С11

2С13

■ Доля импортны* товаров в товарных ресурса* розничной торговли (процент) рис. 5. доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли

Источник: Росстат [24]

6. в условиях отрыва экономической сферы от социальной, что свойственно либеральному рынку, государство может стать гарантом доступности социальных услуг для населения (образование, медицина и др.);

7. в условиях необходимости развития науки как прикладной, так и фундаментальной государство может стать основным инициатором данного роста;

8. в условиях отсутствия мотивации бизнеса к экологически чистому производству роль государства в решении данного класса вопросов также может быть решающей.

литература

1. Основные социально-экономические показатели // Институт Комплексных Стратегических Исследований. 29 апреля 2016 г. URL: http://www.icss.ac.ru/macro (дата обращения: 12.06.2016).

2. Комментарии о Государстве и Бизнесе № 114 // Центр развития НИУ ВШЭ. 20 мая 2016 г. URL: https://dcenter.hse.ru/ mon/71896859.html (дата обращения: 12.06.2016).

3. «Роснефть» провела секретное размещение // Коммерсантъ. 12 декабря 2014 г. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2631053 (дата обращения: 12.06.2016).

4. О мерах Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора // Банк России. 17 декабря 2014 г. URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=17122014_171432dkp2014-12-17T17_02_49.htm (дата обращения: 12.06.2016).

5. О директивах представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) открытых акционерных обществ «Газпром», «НК "Роснефть"», «АК "АЛРОСА"», «Зарубежнефть» и «ПО "Кристалл"» // Правительство России. 23 декабря 2014 г. URL: http://government.ru/news/16277/ (дата обращения: 12.06.2016).

6. Улюкаев: темпы роста российской экономики никогда не будут прежними // Информационное агентство России ТАСС. 18 декабря 2014 г. URL: http://tass.ru/ekonomika/1655059 (дата обращения: 12.06.2016).

7. Инвестиции в основной капитал в РФ существенно сократились в I квартале // Росбалт. 23 мая 2016 г. URL: http://www. rosbalt.ru/business/2016/05/23/1516851.html (дата обращения: 12.06.2016).

8. Евгений Калюков. Трейдеры высоко оценили вероятность дефолта по гособлигациям России // РБК. 9 января 2015 г. URL: http://www.rbc.ru/economics/09/01/2015/54af79129a79474c3096e015 (дата обращения: 12.06.2016).

9. Чем отличаются «государственники» от «либералов» // Деловая газета «Взгляд». 24 декабря 2015 г. URL: http://www.vz.ru/ infographics/2015/12/24/785824.html (дата обращения: 12.06.2016).

10. Глазьев С.Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» //Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2013. — №13. — С. 3-4.

11. Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. — 2014. — № 12. — С. 4-36.

12. Глисин Ф.Ф. Некоторые тенденции развития инновационной деятельности в России в условиях ограничения финансовых ресурсов // Инноватика и экспертиза. — 2015. — № 1 (14). — С. 50-57.

13. Каранатова Л.Г. Государственный заказ как механизм эффективного воздействия на инновационное развитие экономики России: дисс. ... доктора экономических наук. /ФИНЭК. — Санкт-Петербург, 2011.

14. Дефицит/профицит местного бюджета // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/ cbsd/dbinet.cgi?pl=9000203 (дата обращения: 12.06.2016).

15. Казначеева Н.Л., Лапов Д.Е. Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: преимущества и недостатки // Вестник Финансового университета. — 2015. — №1(85). — С.54-63.

16. Remarks by Governor Ben S. Bernanke // The Federal Reserve Board. 8 ноября 2002 г. URL: http://www.federalreserve.gov/ boarddocs/speeches/2002/20021108/default.htm (дата обращения: 12.06.2016).

17. Центробанк и кризис в России //Вопросик. 20 марта 2014 г. URL: http://voprosik.net/centrobank-i-krizis-v-rossii/ (дата обращения: 12.06.2016).

18. Николай Кондратов. Падение рубля разгоняет инфляцию //НИУ ВШЭ. 12 февраля 2014 г. URL: https://iq.hse.ru/ news/177668224.html (дата обращения: 12.06.2016).

19. Глазьев С.Ю. Нищета и блеск российских монетаристов. Часть 1 // Экономическая наука современной России. — 2015. — № 2. — С. 7-21.

20. Исследование различий зарплат в регионах России // РИА Рейтинг. 29 октября 2013 г. URL: http://riarating.ru/regions_ study/20131029/610592758.html (дата обращения: 12.06.2016).

21. График погашения внешнего долга Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/schedule_ debt.xlsx (дата обращения: 12.06.2016).

22. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год. URL: https:// www.minfin.ru/common/upload/library/2016/09/main/Ispolnenie_budzheta_2015.pdf (дата обращения: 12.06.2016).

23. Показатели денежно-кредитной статистики. Ретроспективный блок. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=dkfs (дата обращения: 12.06.2016).

24. Доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet. cgi?pl=9300196 (дата обращения: 12.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.