Научная статья на тему 'Роль государства в переходной экономике: опыт Индии'

Роль государства в переходной экономике: опыт Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1400
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маляров Олег Васильевич

Для корректировки курса экономической реформы в России большой интерес представляет опыт Индии в использовании государственного участия в экономике для подчинения рыночного механизма целям социально-экономического развития, форсированной модернизации экономики и ускорения темпов экономического развития. Обретение собственной государственности позволило Индии использовать государственный капитализм для преодоления губительных последствий навязаной ей извне колониальной модели «открытой экономики». Поэтому реформа 90-х годов, направленная на расширение открытости экономики, свободы рынка и предпринимательства, осуществляется при сохранении базовых структур государственного сектора и государственного регулирования. Это позволило Индии избежать падения производства и финансового кризиса 1997-1998 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the State in Transitional Economy: the Experience of India

The economic reforms in Russia can gain much from the experience India has in state participation in economy for taming market forces to the goals of socio-economic development, forced modernization of economy and acceleration of economic growth. After gaining political independence, India has used state capitalism to overcome the pernicious consequenses of the colonial «open economy» imposed from outside. Hence, the reform of the 90s aimed at greater openness of the economy, more freedom for the market and enterprise has been carried on with maintaining the basic structures of the state sector and state regulation of the economy. It has allowed India to escape fall in production and financial crisis of 1997 and 1998

Текст научной работы на тему «Роль государства в переходной экономике: опыт Индии»

Экономическая наука современной России

№ 2, 2000 г.

Экономика зарубежных стран

Роль государства в переходной экономике: опыт Индии

© О.В. Маляров, 2000

Для корректировки курса экономической реформы в России большой интерес представляет опыт Индии в использовании государственного участия в экономике для подчинения рыночного механизма целям социально-экономического развития, форсированной модернизации экономики и ускорения темпов экономического развития. Обретение собственной государственности позволило Индии использовать государственный капитализм для преодоления губительных последствий навязаной ей извне колониальной модели «открытой экономики». Поэтому реформа 90-х годов, направленная на расширение открытости экономики, свободы рынка и предпринимательства, осуществляется при сохранении базовых структур государственного сектора и государственного регулирования. Это позволило Индии избежать падения производства и финансового кризиса 1997-1998 годов.

С 1992 года в России осуществляется попытка капиталистической трансформации экономики, базировавшейся на доминирующей роли государства во всех сферах народного хозяйства. При этом переход к капитализму осуществляется путем механического перенесения на российскую почву порядков, форм и методов организации экономики, существующих в странах с давно сформировавшимся капиталистическим строем. Практически совершенно невостребованным оказался богатейший опыт так называемых «развивающихся стран»,

осуществляющих коренную модернизацию своих социально-экономических структур. Между тем для нынешней переходной экономики России именно этот опыт - как положительный, так и отрицательный, - имеет наибольшее значение.

Особый интерес представляет модернизация экономики в Индии. Крупные размеры территории, значительное разнообразие природно-ресурсных зон, многочисленность населения, принадлежащего к различным национальным и религиозно-общинным группам, федеративное государст-

венное устройство сближают Индию с Россией, порождают ряд сходных проблем.

Опыт Индии является особенно ценным для России еще и потому, что, в отличие от многих других развивающихся стран, она осуществляла структурную модернизацию своей экономики в основном за счет внутренних накоплений при очень небольшой доле внешних источников капиталовложений.

Немаловажно и то, что структурные сдвиги в индийском обществе осуществлялись в условиях политической демократии.

Разумеется, речь не идет о слепом копировании индийской модели развития в России. Задача состоит в изучении индийской практики решения тех проблем, с которыми сталкивается и Россия, и адаптации положительных аспектов ее опыта к российским условиям.

За сравнительно короткий исторический период Индия прошла несколько этапов капиталистической эволюции, существенно различавшихся моделями соотношения рыночного механизма с экономической ролью государства.

1. Колониальная модель

К первому этапу можно отнести последнее столетие колониального периода. Докапиталистическая и раннекапиталистическая экономика Индии, лишенной собственной государственности, подверглась насильственной «интернационализации» со стороны колониальных правителей. Она была открыта для зарубежного развитого капитализма, обладавшего неизмеримо большей конкурентоспособностью, которая базиро-

валась на крупной фабричной промышленности и высокой степени концентрации и централизации капитала. Это позволяло ему осуществлять свою экспансию в колонии под лозунгами невмешательства государства в экономику и свободы торговли.

В таких условиях иностранная конкуренция, способствуя развитию товарно-денежных отношений, вместе с тем подавляла развитие индийской кустарной промышленности и возводила высокий инвестиционный барьер становлению национальной фабричной промышленности. Зарубежные промышленники осуществляли экспансию на лишенном протекционистской защиты индийском рынке главным образом путем экспорта товаров, а не производительного капитала.

К концу колониального периода многие отрасли промышленности, особенно производящие средства производства, практически отсутствовали. В той мере, в какой фабричная промышленность все же возникла, она была скорее придатком зарубеж- О ной индустрии, полностью зависящим от | ее технологической базы. Замедленное раз- | витие индийской промышленности при о низком потенциале занятости в отраслях * импортированной технологии усиливали О аграрное перенаселение. "

Таким образом, для первого этапа капи-

ф

талистической эволюции Индии типична | колониальная социально-экономическая о структура. Она характеризовалась дуализ- о мом узкого, крайне сконцентрированного § современного капиталистического сектора, ♦ и широкой сферы традиционного докапита- ^ листического и раннекапиталистического сельского хозяйства и кустарной промыш- § ленности. Крайняя отсталость, безработи- .

ца и полубезработица, резкое экономическое и социальное неравенство при нищете большинства индийского населения были естественным продуктом такой социально-экономической структуры. Рыночный механизм не только не мог устранить деформации, свойственные этой модели социально-экономической эволюции, но в значительной мере способствовал их консервации, сдерживая развитие отечественного производства и усугубляя общее отставание страны.

2. Модель импортозамещающей структурной модернизации с опорой на государственный капитализм

Второй этап начался после завоевания в 1947 г. политической независимости. Движущей силой новой модели развития стало сочетание государственно-капиталистичес-с кого и частнокапиталистического укладов. § Государственный капитализм - государст-™ венный сектор и государственное регулиро-^ вание экономики - не только дополняли ча-

♦ стный сектор, развивавшийся по законам сиирынка, но в определенной мере ограничива-Роли свободу рынка и частного предпринима-нойтельства в целях структурных преобразова-| ний в экономике. Стратегия импортзамеще-врения - один из ключевых элементов новой сомодели развития - была связана с протекци-ауконистской защитой отечественной промы-

* шленности и сельского хозяйства, что огра-сканичивало свободное движение товаров и ка-| питала через границу, т.е. создавало в | отличие от первого этапа национальную го экономику. Внутри страны осуществлялось

определенное ограничение сферы крупного частного бизнеса - как иностранного, так и индийского - в целях защиты мелкого предпринимательства и расширения общей базы капиталистического развития.

Конституционная база экономической роли государства. Законодательные основы новой системы переходной экономики были заложены в Конституции Индии. Характерной особенностью индийской Конституции является то, что, наряду с «Основными правами», включающими право частной собственности и частного предпринимательства, она включает также «Руководящие принципы политики государства», которые имеют «основополагающее значение для управления страной, и Государство обязано исходить из этих принципов при издании законов». В число «руководящих принципов» входит и такой: «Государство, в частности, проводит политику, направленную на обеспечение того, чтобы .. .собственность и контроль над материальными ресурсами были распределены так, чтобы наилучшим образом служить общему благу, . функционирование экономической системы не привело к концентрации богатства и средств производства во вред общим интересам». «Руководящие принципы» фактически поставили общественные интересы выше прав отдельной личности на частную собственность и частное предпринимательство. В частности, в соответствии с «руководящими принципами» в Конституцию Индии были внесены поправки и дополнения, позволяющие передавать в ведение государства полностью или частично любые отрасли промышленности, торговли и другие виды предпринимательства, осуществлять национализацию частных пред-

приятий, не выплачивая частному собственнику полной компенсации, осуществлять выплаты за национализированное имущество не деньгами, а низкодоходными долгосрочными государственными облигациями. Это облегчило национализацию крупнейших частных коммерческих банков, угольной промышленности, нефтеперерабатывающих предприятий и др.

Размежевание компетенции Союза и штатов. Конституция Индии содержит детальное размежевание компетенции Союза и штатов, в том числе в области государственного регулирования экономики. В компетенции Союза оборонная промышленность, связанные с вооруженными силами производства, атомная промышленность, нефтедобыча, железные дороги, шоссейные дороги общесоюзного значения, морское судоходство, морские порты общесоюзного значения, воздушное сообщение и аэродромы, денежное обращение, государственный долг, иностранные займы, центральный банк, банковское дело, страхование, биржа, внешняя торговля, торговля между штатами, законодательство о корпорациях (акционерных компаниях). К компетенции штатов относится сельское хозяйство, ирригация, водохранилища и гидроэнергетика, земля и земельные отношения, кооперация и др. К совместной компетенции Союза и штатов относятся экономическое и социальное планирование, развитие электроэнергетики, контроль над ценами и распределением промышленной и сельскохозяйственной продукции, контроль над монополиями, значительная часть вопросов гражданского права, законодательство о профсоюзах, трудовое законодательство и др.

Конституция предусматривает также разделение налоговых доходов между Центром и штатами. Помимо трансфертов, осуществляемых в соответствии с рекомендациями Финансовой комиссии («законодательно устанавливаемым трансфертом») применяется также «плановый трансферт», разрабатываемый Плановой комиссией Индии и направленный на финансовую поддержку плановых программ в штатах. Распределение этого трансферта между штатами осуществляется на основе так называемой «формулы Гадгила» (по имени известного индийского экономиста, возглавлявшего Плановую комиссию в конце 1960-х гг.): 60% трансферта распределяется пропорционально численности населения каждого штата, 20% - с учетом степени отсталости штата, которая измеряется доходом на душу населения, если он ниже среднего по стране, 10% - в соответствии с уровнем собираемых в штате налогов и 10% -выделяется для решения специальных проблем каждого штата. Несколько модифици- ш руясь, эта формула сохраняет свое принци- О пиальное значение при распределении пла- | нового трансферта. Третья форма направ- О ления финансовых средств в штаты, имену- * емая «дискреционным трансфертом», осу- О ществляется по усмотрению Центра. "

Планирование. С 1951/52 гг. страте- | гия индийского развития определяется пя- | тилетними планами, которые являются о комплексными программами структурных о сдвигов в экономике, определяют структу- § ру государственных капиталовложений и * плановых ассигнований, а также основные ^ направления государственного регулирования экономики. Пятилетние планы реали- §§ зуются через годовые планы, ассигнования .

по которым являются составной частью бюджетных рассходов.

Главную роль в разработке планов играет Плановая комиссия. Основными функциями Плановой комиссии являются: определение ресурсов страны и возможностей увеличения дефицитных ресурсов, формулирование плана наиболее эффективного и сбалансированного использования ресурсов, установление приоритетов и стадий осуществления плана с расчетом ресурсов, необходимых для каждой стадии, выявление факторов, сдерживающих экономическое развитие, и условий их преодоления, разработка механизма выполнения каждой стадии плана, периодическая оценка хода осуществления плана и внесение предложений по корректировке социально-экономической политики. Плановая комиссия содействует координации деятельности отраслевых ведомств центрального правительства, с другой, занимается согласованием центрального плана и пла-с нов штатов. Разработанный Плановой ко-§ миссией проект плана подлежит утвержде-041 нию Национальным советом развития, со-^ стоящим из премьер-министра, министров

♦ центрального правительства, главных ми-§ нистров штатов и членов Плановой комис-£ сии. Хотя формально Плановая комиссия -

«совещательный орган, действующий на | высшем политическом уровне, но не участвующий в повседневном управлении», а ° «выполнение плана возложено на цент> ральные министерства и правительства

* штатов», обязанность разработки общего

Я

¡5 плана, которому должны соответствовать

Ц политика и конкретные мероприятия ис-

| полнительных органов, фактически вовле-

го кают Плановую комиссию в процесс госу-

дарственного регулирования экономики. Комиссия следит за выполнением плана, помогает в необходимых пределах исполнительным органам центра и штатов. Статус Плановой комиссии повышается благодаря тому, что ее председателем является премьер-министр, а в число ее членов входят и некоторые другие министры центрального правительства.

Пятилетние планы являются ориентирами для всех форм государственного регулирования - прямого и косвенного, административного и финансового.

Планирование частного сектора - в основном индикативное, поддерживаемое различными формами косвенного регулирования.

Лицензирование. Важнейшей формой административного регулирования частного сектора является выдача разрешений на ведение той или иной деятельности. Промышленное лицензирование на практике распространялось в основном лишь на крупные предприятия. Оно использовалось для направления крупного капитала в приоритетные отрасли тяжелой и наукоемкой промышленности и сдерживания роста крупных предприятий в отраслях, зарезервированных за мелкой промышленностью.

Государственный сектор экономики. С 1950/51 г. по 1991/92 г. общая доля государственного сектора в воспроизводимом национальном богатстве (материальных активах) страны возросла с 15% до 38%, а в чистом внутреннем продукте - с 3% до 19%. Его доля в общей занятости в так называемом организованном секторе экономики (предприятия и заведения с числом занятых не менее 10) увеличилась за этот период с 35% до 61%.

В Индии существуют три основных формы организации государственных предприятий.

К первой относятся департаментские предприятия. Они управляются соответствующими министерствами и ведомствами центрального правительства или правительств штатов, а их работники являются государственными служащими. Их расходы подлежат ежегодному утверждению парламентом или законодательными собраниями штатов, а доходы непосредственно поступают в соответствующие бюджеты как составная часть общего бюджетного процесса. Основные департаментские предприятия - железнодорожный транспорт, почта и телеграф, оборонные заводы, гидроэлектроэнергетика. На долю департаментских предприятий в 1992 г. приходилось примерно 40% капитала государственного сектора и 23% его продукции.

Недепартаментские государственные предприятия являются юридическими лицами и состоят на самостоятельном балансе. Они подразделяются на два типа. Первый это - корпорации, создание каждой из которых требует принятия парламентом специального закона. К ним относятся в первую очередь крупнейшие финансовые организации центрального правительства.

Второй тип, к которому относятся большинство государственных предприятий, -акционерные компании, принадлежащие либо центральному правительству, либо правительствам штатов. Государственными считаются предприятия, не менее 51% акций которых принадлежит государству. С 1950/51 г. по 1989/90 г. число государственных компаний возросло с 36 до 1160, а их оплаченный акционерный капитал - с 260

млн. рупий до 449846 млн.рупий. Хотя их доля в общем числе компаний возросла незначительно - с 0,1% до 0,6%, концентрация в государственном секторе наиболее крупных предприятий обусловила рост их доли в общем оплаченном капитале всех акционерных компаний с 3,4% до 75,3%.

В сфере производства государственный сектор сосредоточен в производственной инфраструктуре и в капиталоемких отраслях промышленности. Он занимает практически монопольное положение в железнодорожном и авиационном транспорте, электроэнергетике, угольной и нефтяной промышленности. На него приходится три четверти производства стали, около две пятых выплавки алюминия, почти все производство других цветных металлов, половина производства азотных удобрений. В руках государства оборонная промышленность и значительная часть производства тяжелого оборудования.

Государство не использовало своего монопольного положения для установле- щ ния высоких цен на продукцию этих отрас- О лей. Напротив, она обычно продавалась по | заниженным, нередко сильно субсидируе- О мым ценам. Такая ценовая политика спо- * собствовала развитию других отраслей эко- -й

и

номики, от чего выигрывал, прежде всего, 0

т-> о

частный сектор. В то же время заниженные

®

цены на продукцию государственного сек- |

тора неизбежно отрицательно сказывались О

на возможностях его саморазвития. О

Кредитно-финансовая система. §

Большую роль в регулировании экономики *

Индии играет государственная и государст- ^ венно-кооперативная кредитно-финансовая

система, сформировавшаяся в результате §

национализации центрального банка стра- .

ны - Резервного Банка Индии (РБИ) и крупнейших коммерческих банков, а также создания государственных организаций долгосрочного финансирования промышленности и государственно-кооперативной системы кредитования сельского хозяйства.

На долю 28 государственных коммерческих банков приходится свыше 80% вкладов и кредитов всех коммерческих банков страны. Их дочерними банками являются 196 региональных сельских банков.

Государственный сектор занимает фактически монопольное положение в системе долгосрочного финансирования промышленности. На общеиндийском уровне действуют три вида государственных организаций долгосрочного финансирования. Первый - государственные финансовые корпорации и банки развития, специально созданные для предоставления долгосрочных займов и инвестиций. Второй - государственный паевой траст, созданный в целях аккумуляции средств мелких и средних ин-с весторов для последующего вложения их в § диверсифицированный портфель обращаю™ щихся на бирже ценных бумаг - «Юнит ^ траст оф Индиа». Третий - государствен-

♦ ные страховые компании, использующие § страховые накопления для долгосрочных £ займов и инвестиций в ценные бумаги.

На уровне штатов действуют государ-| ственные финансовые корпорации штатов & и корпорации промышленного развития ° штатов.

> Через государственно-кооперативную

* систему кредита направляется примерно £ половина общего кредита сельскому хозяй-I ству и смежным видам деятельности в ° сельской местности. Нижнее звено систе-

о

го мы составляют 92 тысячи первичных об-

ществ сельскохозяйственного кредита, включающих 98 млн. членов. Первичные общества входят в качестве членов в состав 364 центральных кооперативных банков, действующих на уровне округов. Возглавляют эту трехступенчатую структуру 28 кооперативных банков штатов. Наряду с этим действует двухступенчатая государственно-кооперативная система долгосрочного кредитования сельского хозяйства, состоящая из 19 кооперативных банков штатов по развитию сельского хозяйства и сельской местности, и их низовой сети, включающей 738 кооперативных банков с более 7 млн. членов. Государство участвует в паевом капитале этой системы, используя ее для финансирования сельского хозяйства.

Главная роль в становлении всей этой государственной и государственно-кооперативной кредитно-финансовой системы принадлежит центральному банку страны -РБИ. Он участвует в регулировании кре-дитно-инвестиционных потоков, в том числе путем варьирования рефинансирования в зависимости от соблюдения коммерческими банками заданий по кредитованию приоритетных секторов экономики. Банкам предписываются нормы обязательных инвестиций в низкодоходные государственные ценные бумаги, а поступающие средства используются затем как государственные капиталовложения.

В результате был преодолен один из главных недостатков, порожденных колониальной социально-экономической структурой, - неразвитость системы кредита, особенно долгосрочного, и отвлечение кредитных ресурсов от финансирования производственной сферы. Число мелких промышленных предприятий и заведений, ко-

торые смогли получить кредит коммерческих банков, возросло с 51 тыс. в конце июня 1969 г. до 29574 тыс. в конце марта 1996 г., а их доля в общем кредите коммерческих банков - с 8,3% до 16,0%. За тот же период доля крестьянских хозяйств в общем кредите коммерческих банков поднялась с 1,3% до 12,4%.

Государственное регулирование цен и распределения товаров. Ценообразование на продукцию государственных предприятий находилось под влиянием представлений, что главной целью этих предприятий должно быть не получение прибыли на вложенный капитал, а обеспечение экономического развития и социального прогресса в масштабах всей страны (бытовала даже концепция ценообразования на основе принципа «ни прибыли, ни убытков»).

Регулирование цен охватывает также ряд товаров, производимых в частном секторе. Например, на электроэнергию, уголь, бензин, газ, дизельное топливо, химические удобрения цены устанавливаются административным путем. Особое значение имеет государственное регулирование цен и распределения продовольственного зерна и других сельскохозяйственных товаров. Важную роль в подъеме сельского хозяйства страны и его стабильном развитии играет система «поддерживающих» закупочных цен. В соответствии с рекомендациями Комиссии по сельскохозяйственным затратам и ценам правительство объявляет в начале сельскохозяйственного сезона цены, по которым оно обязуется закупать определенные виды сельскохозяйственной продукции, если рыночные цены на нее упадут ниже этого уровня. Закупки осуществляют-

ся специализированными государственными закупочными организациями.

За счет закупок формируются государственные запасы сельскохозяйственной продукции, которые играют двоякую роль. С одной стороны, они способствуют стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию путем операций на свободном рынке, увеличивая продажи в случае неоправданного повышения цен и увеличивая закупки при их падении. С другой стороны, эти запасы служат источником поставок предметов первой необходимости в систему общественного распределения. Эта система состоит из 450 тыс. «магазинов справедливых цен», к которым прикреплено 160 млн. семей, приобретающих по регулируемым ценам нормируемую часть предметов первой необходимости: рис, пшеницу, растительное масло, сахар и керосин.

Для содействия сбыту сельскохозяйственной продукции и устранения спекулятивных посредников широко используется кооперативное движение, поддерживаемое О государством. Так, повсеместное развитие О кооперации по сбыту молока сыграло важ- §| ную роль в том, что Индия вышла на пер- О вое место по его производству. Осуществ- * ляется приоритетное лицензирование са- О харных заводов и прядильных фабрик, при- "

о

надлежащих кооперативам производителей

®

сырья. |

Импортный протекционизм. Для о,

поддержки отечественного производства о используются как количественные ограни- § чения импорта определенных товаров, так * и высокие таможенные пошлины. В резуль- ^ тате Индия почти не ввозила потребительские товары промышленного характера, § особенно предметы длительного пользова- .

ния, а с конца 60-х гг. крайне ограничила и импорт продовольствия. Количественные ограничения через импортное лицензирование распространялись даже на сырье, компоненты и оборудование. При выдаче лицензий на их импорт предпочтение отдается государственным внешнеторговым организациям и тем предприятиям, которые используют их в собственном процессе производства.

Регулирование иностранных капиталовложений. Импортный протекционизм вынуждает иностранные компании, стремящиеся проникнуть на индийский рынок, идти на капиталовложения внутри страны. Однако и здесь государство тщательно регулирует размещение и формы иностранных инвестиций. Закрыты для иностранного капитала отрасли, освоенные национальным капиталом: сельское хозяйство, внутренняя торговля, горнодобывающая промышленность, а также сферы, зарезервированные за мелкой промышленнос-с тью. Доля иностранных инвесторов в акцией онерном капитале предприятий обычно ог-™ раничивается 40%. В то же время, стремясь ^ привлечь капитал в наукоемкие и техноло-

♦ гически сложные отрасли, правительство § публикует списки производств, в которых £ разрешается иностранное участие в акцио-о нерном капитале до 51% в том случае, если | иностранный инвестор покрывает стоимость импортируемого оборудования. Та° кие же исключения делаются для компа-> ний, которые обязуются экспортировать не

* менее 40% своей продукции.

% С 1947/48 г. по 1991/92 г. в отраслевой Ц сруктуре вложенного в Индии иностранно-| го капитала доля торговли и финансов упа-го ла с 28% до 3%, доля плантаций, горнодо-

бывающей, текстильной, пищевой и табачной промышленности - с 40% до 20%, в то время как доля химической, машиностроительной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности возросла с 9% до 63%. Под давлением индийского государства иностранный капитал вынужден функционировать в основном в совместных предприятиях, в которых большинство акций принадлежит индийскому капиталу. Важной формой приобретения зарубежных технологий стали соглашения о техническом сотрудничестве с иностранными фирмами, часто не предусматривающие иностранного участия в акционерном капитале (их доля в общем числе соглашений о техническом сотрудничестве достигла в конце семидесятых годов почти 90%). Все это укрепило позиции отечественного крупного, в том числе и монополистического капитала.

Однако под влиянием ограничительной политики государства, направлявшего как иностранный, так и отечественный крупный бизнес в капиталоемкие и высокотехнологичные отрасли, отраслевая структура капитала существенно изменилась.

С 1956/57 г. по 1985/86 г. доля торговли и финансов в оплаченном акционерном капитале частных компаний снизилась с 26% до 14%, доля горнодобывающей, пищевой, текстильной, кожевенной промышленности и плантаций - с 32% до 16%, в то время как доля металлургии, машиностроения и химической промышленности возросла с 18% до 42%.

В то же время имел место быстрый рост мелкой промышленности. Немалую роль здесь сыграло резервирование определенных производств для нее, государствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные закупки, меры по развитию финансовой инфраструктуры, налоговые льготы и протекционистские меры во внешней торговле. Число зарегистрированных мелких промышленных предприятий и заведений возросло с 36 тыс. в 1961 г. до 2860 тыс. в конце 1996 г. В настоящее время мелкая промышленность дает около 40% продукции обрабатывающей промышленности, около 45% ее экспортируемой части и примерно 35% общих экспортных поступлений в страну.

Сельское хозяйство. Аграрные реформы (установление потолка на размеры арендной платы и земельных владений) хотя и не привели к сколько-нибудь значительному перераспределению земли в пользу безземельных и малоземельных крестьян, ограничили возможности и масштабы полуфеодальной аренды, «выталкивая» крупных земельных собственников на путь ведения собственного хозяйства. Одновременно государство предоставляло крестьянам по льготным (субсидируемым) ценам воду для орошения, электроэнергию, удобрения, пестициды и инсектициды, высокоурожайные сорта семян и помогало им в сбыте их продукции, в том числе через механизм государственных закупок и «поддерживающих» цен. Оно также способствовало освобождению их от тисков ростовщиков, расширяя предоставление кредита государственными и государственно-кооперативными организациями под льготные ставки процента. В результате с 1951 г. по 1981 г. доля неинституциональных кредитных источников упала с 92,8% до 38,8%, в том числе профессиональных ростовщиков - с 46,4% до 8,3%. Значительная часть крестьян-землевладельцев перешла к ведению интенсивного земледелия.

Обобщая, можно сказать, что данная модель является по существу моделью форсированной трансформации колониальной социально-экономической структуры в капиталистическую. В ходе ее реализации были созданы отсутствующие звенья общественного воспроизводства, диверсифицирована структура экономики и резко ускорились темпы экономического развития. Если за 50 лет, предшествовавших завоеванию политической независимости и принятию первого пятилетнего плана среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли лишь 1,2%, сельскохозяйственной продукции - 0,3%, а промышленной продукции - 2,0%, то в 1951/52 -1994/95 гг. они возросли соответственно до 4,1%, 2,9% и 6,2%.

Зависимость индийской экономики от зарубежной индустриальной и научно-технической базы была значительно уменьшена. Импорт инвестиционных товаров в процентах к общим инвестициям в машины и оборудование снизился с 54% в ш 1950/51 г. до 16% в 1986/87 г. Качественно I

0

изменилась структура экспорта: доля про- | дукции первичного сектора экономики О снизилась с 52% в 1960/61 г. до 24% в I 1990/91 г., в то время как доля продукции О обрабатывающей промышленности подня- "

лась с 45% до 73%. Ускорение экономиче- |

®

ского развития сопровождалось повыше- |

1

нием жизненного уровня индийского насе- § ления. За период с 1951 г. по 1991 г. наци- о ональный доход на душу населения (в це- § нах 1980/81 г.) удвоился, смертность на ф тысячу человек снизилась почти в три ра- ^ за. Только с 1973/74 г. по 1989/90 г. доля

§

населения за чертой бедности уменьши- § лась с 54,9% до 34,3%. .

Однако реализуемая на втором этапе модель содержала встроенный механизм, который в длительной перспективе делал невозможным ее сохранение.

Государственно-капиталистический и частнокапиталистический уклады в промышленности, а на более поздней стадии и в сельском хозяйстве базировались на современной капиталоемкой технологии со сравнительно низким потенциалом занятости. Поэтому они оказались неспособны «рассосать» огромную, накопившуюся еще с колониальных времен и все возрастающую открытую и скрытую безработицу. В то же время, поскольку основным направлением аграрной политики фактически была поддержка роста частнокапиталистического уклада, сколько-нибудь радикальное перераспределение земли в пользу малоземельных крестьян и безземельных сельскохозяйственных рабочих - основного слоя безработного и полубезработного населения - не осуществлялось. Число малоземельных хозяйств (ме-^ нее 1 га) возросло с 36,2 млн. в 1970/71 г. до § 62,1 млн. в 1990/91 г., причем средний раз™ мер их земельных владений составлял толь-^ ко 0,44 га, а общая суммарная площадь

♦ меньше, чем общая площадь 1,7 млн. круп-§ ных земельных владений (10 га и более).

£ В результате значительная часть насе-'§ ления осталась невовлеченной в основной

I

| процесс экономического развития. Хотя до-& ля безработных в общей численности рабо-° чей силы сократилась, их абсолютное чис-| ло - вследствие роста населения и рабочей

* силы не уменьшилось. Открытая безрабо-£ тица составляла 7,1 млн. на 1 января 1978 г. Ц и 7,4 млн. на 1 января 1994 г. Масштабы неге полной занятости намного больше. Хотя

о

го открытая безработица в 1993/94 г. состав-

ляла лишь 2% рабочей силы, открытая безработица и неполная занятость вместе составляли в этом году 10%, то есть 37 млн. Избыток ищущих работу оказывал огромное давление на рынок труда, существенно понижая заработную плату и опуская уровень доходов значительной части населения (320 млн. чел. в 1993 г.) ниже черты бедности.

В качестве паллиативной меры осуществлялись программы смягчения бедности (главным образом - путем организации общественных работ в сельской местности) и общественного распределения продовольствия по контролируемым ценам. Но они стали тяжелым бременем для государственного бюджета.

Существенно уменьшали ресурсы, которые могли быть использованы для государственных инвестиций, открытые и скрытые субсидии частному сектору. Низкие доходы большой части населения в сочетании с сокращением государственных расходов на цели развития сдерживали рост индийского внутреннего рынка. По мере завершения основной фазы импортза-мещения ограниченность спроса все больше становилась одним из главных факторов, препятствующих дальнейшему экономическому росту, что усиливало экспортную ориентацию производства. Но это требовало увеличения субсидий и налоговых льгот предприятиям, экспортирующим свою продукцию, что еще больше усугубляло бюджетный дефицит. С другой стороны, это ослабляло позиции Индии в противостоянии крупнейшим капиталистическим державам и таким контролируемым ими международных организаций как МВФ, требовавшим «открыть» индийскую

экономику, ослабить экономическую роль государства и предоставить свободу рыночным силам.

Внутри страны такое же давление оказывал индийский монополистический капитал, который значительно усилился за годы независимости, потому стал претендовать на капиталоемкие отрасли зарезервированные за государственным сектором.

3. Переход к экспорториентиро-ванной модели развития

Реформа 1991 года. Все это обусловило переход к третьему этапу эволюции индийской экономики. Новая модель развития лежала в основе провозглашенной в июне 1991 г. экономической реформы.

Число отраслей, закрытых для частного предпринимательства сократилось с 18 до 6 (железнодорожный транспорт, оборонная промышленность, атомная энергетика, угольная и нефтедобывающая отрасль, добыча сырья для атомной энергетики). Обязательное лицензирование создания и расширения крупных частных предприятий было сохранено в производстве алкогольных напитков, сигар и сигарет, опасных химических продуктов, фармацевтических товаров, в электронной, аэрокосмической и оборонной промышленности. Одновременно было отменено требование получения специального разрешения на создание или расширение мощностей предприятиями, входящими в монополистические объединения.

Проникновение крупного предпринимательства в отрасли, зарезервированные за мелкой промышленностью, было облегчено повышением выраженного в размерах «по-

толка» предприятий, квалифицируемых как «мелкие» (с 6 млн. рупий инвестиций в машины и оборудование до 30 млн.рупий). Сокращен перечень продукции, производство которой резервировано за мелкой промышленностью, а в 1997 г. крупные предприятия получили доступ в такие прежде закрытые для них традиционные отрасли малого предпринимательства как производство обуви, кожевенных изделий, одежды, игрушек -при условии, что они будут экспортировать не менее 50% своей продукции.

Была осуществлена продажа на фондовой бирже части акций государственных, в том числе финансово-кредитных предприятий, но все же доля государственного сектора в банковском деле оставалась высокой (82,4% в 1996/97 г.). Доля обязательных инвестиций коммерческих банков в низкодоходные государственные облигации была с 38,5% в конце 1991/92 г. до 25% в 1996/97 г., отменено государственное регулирование ставки процента по большинству видов банковских вкладов и кредитов. ш

Ослаблен и налоговый пресс: макси- О мальная ставка налога на доходы физичес- I ких лиц снижена с 56% в 1991/92 г. до 30% О в 1997/98 г., а ставка налога на доходы заре- -

I

гистрированных в Индии компаний - соот- О ветственно с 57,5% до 35%. О

Средневзвешенная ставка налога на

ф

импортные товары сократилась с 87% до ф 30%. Кроме того, индийское правительство § взяло на себя обязательство поэтапно отме- ^

о

нить количественные ограничения на им- §

порт. Отменено лицензирование импорта -

сырья, промежуточных продуктов, компо- Б нентов и оборудования. Была объявлена

конвертируемость рупии по текущим опе- §§

рациям. В 48 приоритетных производствах .

иностранные инвесторы получили право довести долю участия в акционерном капитале предприятия до 51%, а в 9 сверхприоритетных производствах - до 74% (обычный «потолок» иностранного участия по закону составляет 40%).

На ряд товаров, включая чугун и сталь, уголь, газетную бумагу, смазочные масла, половину основных лекарств, было отменено административное установление цен.

Реформа существенно меняет роль, отводимую государственному сектору. Уменьшается финансовый груз социальных функций. Открытие экономики для импорта и для частного предпринимательства в сферах, прежде резервировавшихся за государственным сектором, ставит государственные предприятия в условия конкуренции, сокращение сферы регулируемых государством цен и ставок процента ориентирует их на рынок. Ряд государственных предприятий получил право самостоятельно осуществлять капиталовложения, прес вращаться в совместные предприятия в Ин-§ дии и создавать дочерние предприятия за

™ рубежом. Наконец, в 1997/98 г. начался проем

^ цесс частичной продажи акций государст-♦ венных предприятий. Общая социального экономическая роль государственного сек-£ тора уменьшается также вследствие сокращения доли государственных капиталовло-| жений.

& Таким образом, государственный сек° тор постепенно утрачивает роль главного II орудия структурных преобразований, фор* сированной капиталистической трансфор-<8

¡5 мации колониальной социально-экономи-

ф

Ц ческой структуры и становится по характе-

| ру своего функционирования однотипным

го частнокапиталистическому укладу.

Изменение модели неизбежно затрагивает и планирование. Об этом говорится в проекте «Девятого пятилетнего плана»: «С постоянным сокращением доли государственных капиталовложений, с расширением роли частных инвестиций и движением к более рыночноориентированной системе, планирование должно уходить от стратегии прямого вмешательства в экономику к политике стимулирования частных инвестиций и повышения отдачи как от государственных, так и от частных инвестиций в социально желательных сферах».

Иными словами, уменьшается роль государственного капитализма в целом.

Однако, хотя экономика Индии и до реформы была более рыночной, чем российская экономика, руководство страны не пошло на тотальный демонтаж государственного сектора и государственного регулирования. В Индии сохраняется планирование, в том числе пятилетние планы (хотя усиливается их индикативный характер в отношении контрольных цифр для частного сектора). Сохраняются и главные органы планирования - Плановая комиссия Индии и плановые органы штатов. Нет и всеобщей приватизации предприятий.

Размещение части дополнительных выпусков акций государственных предприятий на рынке капитала рассматривается как форма пополнения финансовых ресурсов для расширения государственных предприятий или укрепления их капитальной базы. В целях предотвращения резкого увеличения массовой безработицы правительство не пошло на массовое закрытие или приватизацию убыточных государственных предприятий, сосредоточившись на поисках путей повышения их эффективности.

Сохраняется государственное регулирование цен, в том числе административное устанавление цен на электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты, азотные удобрения, многие основные лекарства и др. Сохраняются государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, регулируемые цены на товары первой необходимости, продаваемые через «магазины справедливых цен».

Остается протекционизм во внешней торговле, причем не только в виде относительно высоких импортных пошлин, но и в форме количественных ограничений импорта. Импорт сельскохозяйственной продукции и промышленных потребительских товаров попрежнему подлежит лицензированию. Несмотря на постоянные требования основных внешнеторговых партнеров Индии отменить количественные ограничения импорта как несовместимые с требованиями Всемирной торговой организации, правительство страны в 1998 г. добилось от них (кроме США) согласия на постепенность их отмены - в течение 6 лет. Лишь в апреле 1998 г. был сделан первый шаг в этом направлении - отменены количественные ограничения импорта 350 товаров, что оставило в сфере ограничений примерно 2200 товаров.

По-прежнему регулируется сфера иностранных капиталовложений. Вывоз дивидендов на иностранные инвестиции в промышленных предприятия, производящие потребительские товары, должен покрываться валютными поступлениями от экспорта товаров этих предприятий. Индийским резидентам не разрешается вывозить капитал из страны, а размеры и условия привлечения заемных средств из-за рубежа (особенно крат-

косрочных займов) подлежат строгому государственному контролю. Наконец, индийское правительство не намерено в ближайшее время переходить к конвертируемости рупии по операциям с капиталом.

Реформы принесли свои плоды. Усиление автономии государственных предприятий позволило им добиться повышения прибыльности: средняя норма валовой прибыли на применяемый капитал возросла с 10,9% в 1990/91 г. до 16,1% в 1995/96 г., а средняя норма прибыли после выплаты процента - соответственно с 3,4% до 8,1%. Приток иностранного капитала возрос с 133 млн. долларов в 1991/92 г. до 4798 млн.долларов в 1997/98 г., в том числе иностранные прямые инвестиции увеличились соответственно со 129 млн.долларов до 3197 млн.долларов. За тот же период промышленное производство выросло на 53% (среднегодовой темп прироста - 7,3%), сельскохозяйственное - на 18% (среднегодовой темп прироста - 2,7%), ВВП - на 46% (среднегодовой темп прироста -6,6%), инвестиции в основной капитал - на 78% (среднегодовой темп прироста -10,1%), экспорт - на 93% (среднегодовой темп прироста - 11,6%).

Опыт Индии, как и Китая, опровергает утверждения, что экономическая реформа неизбежно сопровождается падением производства, капиталовложений, общим ухудшением социально-экономического положения страны. Сохранение основ государственного сектора и государственного регулирования экономики, постепенность в проведении реформы позволяют добиться положительных результатов. Эти же два фактора, общие для Индии и Китая, позволили обеим странам практически избежать,

0) О

Т1 о

О О

ю о о о

в отличие от России и многих стран Азии, финансового кризиса 1997-1998 годов.

Темпы экономического роста Индии в годы реформы в сравнении с темпами экономического роста других крупнейших развивающихся стран в тотже период иллюстрирует таблица. Данные таблицы свидетельствуют о том, что избранная в годы независимости модель сочетания рыночного механизма и частного предпринимательства с активной экономической ролью государства, несомненно, оправдала себя.

Таблица

Среднегодовые темпы прироста ВВП

развивающихся стран за 1992-1997 гг., %

Индия 6,6

Китай 11,2

Индонезия 7,2

Тайланд 7,3

Малайзия 8,4

Филиппины 3,7

Мексика 2,3

Бразилия 3,3

Аргентина 5,4

Чили 7,2

Венесуэла 1,6

Турция 4,8

Южная Африка 1,7

Средний темп прироста по всем

развивающимся странам 2,7

Вместе с тем последствия ослабления в последние годы государственного регулирования отнюдь не однозначны. С одной стороны, уменьшение бюрократического вмешательства в деятельность предприя-

тий, увеличение их автономии и создание более конкурентной среды способствует повышению эффективности производства на уровне отдельного предприятия. Но, с другой стороны, на задний план уходит достижение стратегических целей социально-экономического развития. Так, ослабление государственного регулирования коммерческих банков позволило им повысить прибыльность и другие финансовые показатели деятельности. Но банки, вместо ожидаемого от них распространения услуг на сельскую местность и малые города еще более сконцентрировали свою деятельность в крупнейших городах. Доля сельского хозяйства, мелкой промышленности и других «приоритетных секторов» достигшая в марте 1990 г. в соответствии с директивами государства 40% суммы кредитов коммерческих банков, к марту 1996 г. снизилась до 32%, в том числе доля сельского хозяйства - с 18% до 12%. Резко возросли ставки процента по банковским кредитам, что делает его труднодоступным для мелкой промышленности и сельского хозяйства. Это уже сказалось замедлением темпов роста производства в последние годы и заставило правительство сделать ряд шагов к усилению государственного регулирования кредитно-финансовой системы.

Таким образом, проблема нахождения оптимального соотношения роли государства и рыночного механизма в экономике попрежнему остается весьма актуальной.

Литература

Маляров О.В. Государство и частный сектор экономики Индии. М., 1984.

Маляров О. В. Роль государства в социально-экономической структуре Индии. М., 1978.

Российский статистический ежегодник. Госкомстат России.

Ahluwalia M.S. India's Economic Reforms. Delhi, 1998.

Basic Statistics Relating to the Indian Economy. Annual. Central Statistical Organisation. Delhi.

The Constitution of India. Delhi, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Economic Survey. Government of India. Annual. Delhi.

Ninth Five Year Plan. Draft Prepared at the Internal Meetings of the Planning Commission. Executive Summary. Government of India. Planning Commission. New Delhi, 1998.

Reserve Bank of India Bulletin. Monthly. Mumbai (Bombay).

Statistical Abstract. India. Central Statistical Organisation. Annual. Delhi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.