Научная статья на тему 'Роль государства в обеспечении информационной безопасности РФ и формировании культурных ценностей и ориентиров в молодежной среде и сохранении традиционных ценностей старшего поколения'

Роль государства в обеспечении информационной безопасности РФ и формировании культурных ценностей и ориентиров в молодежной среде и сохранении традиционных ценностей старшего поколения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
345
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЦЕННОСТИ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соснило Андрей Игоревич

Статья посвящена проблемам информационной безопасности РФ, негативного воздействия СМИ на российскую молодежь, необходимости выработки со стороны государства четких целей и задач для государственных СМИ, киноиндустрии. Авторы уделяют особое внимание необходимости масштабного освещения положительных примеров самореализации молодых людей в различных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the government in ensuring the information security of the Russian Federation and the formation of cultural values and guidelines for the youth and the preservation of the traditional values of the older generation

The article is devoted to the problems of information security of the Russian Federation, the negative impact of mass media on the Russian youth, the need to develop the clear goals and objectives for the state mass media, the film industry. The authors pay special attention to the necessity of largescale coverage of positive examples of selfactualization of young people in different spheres.

Текст научной работы на тему «Роль государства в обеспечении информационной безопасности РФ и формировании культурных ценностей и ориентиров в молодежной среде и сохранении традиционных ценностей старшего поколения»

2 А. И. Соснило, Е. Ю. Майорова A. I. Sosnilo, E. Yu. Mayorova

| Роль государства в обеспечении

° информационной безопасности РФ

§ и формировании культурных

I ценностей и ориентиров

i в молодежной среде и сохранении

I традиционных ценностей

- старшего поколения

The role of the government in ensuring the information security of the Russian Federation and the formation of cultural values and guidelines for the youth and the preservation of the traditional values of the older generation

Соснило Андрей Игоревич

санкт-Петербургский филиал ФГОБу вПо «Финансовый университет при Правительстве российской Федерации» (г Москва) Заместитель директора по воспитательной работе доцент кафедры «общественные науки» кандидат исторических наук a_sosnilo@mail.ru

Майорова Елизавета Юрьевна

северо-Западный институт — филиал РАНХиГС

(санкт-Петербург)

аспирант кафедры Политологии

savatresbien@yandex.ru

Ключевые слова:

информационная безопасность, социальные ориентиры, ценности, целеустремленность, созидательность, креативность, инициативность, социальная ответственность, этический контроль СМИ

Статья посвящена проблемам информационной безопасности РФ, негативного воздействия СМИ на российскую молодежь, необходимости выработки со стороны государства четких целей и задач для государственных СМИ, киноиндустрии. Авторы уделяют особое внимание необходимости масштабного освещения положительных примеров самореализации молодых людей в различных сферах.

Sosnilo Andrey Igorevich

Saint-Petersburg branch of Financial University under

the Government of the Russian Federation (Moscow)

Deputy director on educational work

Associate Professor of the Chair «Social Sciences»

PhD in History

a_sosnilo@mail.ru

Mayorova Elizaveta Yurjevna

North-West Institute of Management branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Post-graduate student of the Chair of Political Science savatresbien@yandex.ru

Key words:

information security, social goals, values, pur-posefulness, creative, creativity, initiative, social responsibility, ethical control of the media

The article is devoted to the problems of information security of the Russian Federation, the negative impact of mass media on the Russian youth, the need to develop the clear goals and objectives for the state mass media, the film industry. The authors pay special attention to the necessity of large-scale coverage of positive examples of self-actualization of young people in different spheres.

Современное информационное поле Российской Федерации насыщено множеством негативных элементов, влияющих на разрушение традиционных ценностей российского общества и его культурных

основ. Наиболее уязвима в этом отношении российская молодежь, находящаяся в процессе личностного формирования. Актуальной проблемой в этих условиях становится реализация задачи демон-

48

управленческое консультирование . N 1 . 2013

страции позитивной роли отдельных самореализовавшихся личностей в социальной, политической, экономической и других сферах, расширение представлений молодых людей о существующих возможностях для их личностного развития, обращение к конкретным примерам и достижениям молодых людей в значимых для развития государства сферах, освещение их целей, образа мыслей, поступков, интересов.

Авторами было проведено интервьюирование более ста молодых людей, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга, по итогам которого были сделаны следующие выводы: молодые люди в подавляющем большинстве затрудняются назвать соотечественников, которых они могли бы привести в качестве ориентира для себя. Среди имен, которые называют молодые люди, лидирующие позиции занял Марк Цукерберг, из россиян чаще других назывались имена Чулпан Хаматовой, Павла Дурова. Часто молодые люди не могли назвать своих соотечественников и называли только иностранные имена, что свидетельствует о том, что российскому обществу нанесен серьезный урон и требуется вмешательство государства для нормализации ситуации в информационном пространстве. Многие указали в качестве людей, которые являются для них примерами, известных зарубежных артистов и спортсменов. Часть молодых людей привела в качестве примеров своих родителей, близких или друзей, некоторые сочли всех известных им людей недостаточно хорошими, чтобы стремиться быть в чем-то на них похожими. Лишь два человека из ста смогли назвать имена успешных сверстников, на которых они могли бы ориентироваться.

Демонстрация государством известных примеров самореализации молодых людей, широкомасштабное распространение таких примеров для молодых людей является одним из важнейших инструментов для государственного развития. Крайне необходимо активно формировать у молодежи такие качества, как целеустремленность, творчество, созидательность, инициативность, социальная ответственность.

Мощнейшим фактором внутренней о самомотивации молодых людей являет- ^ ся понимание реальности достижения ^ желаемого результата. Поэтому прин- Е^ ципиальной является демонстрация воз- ^ можности достижения результата простыми людьми, в том числе сверстни- о

к я т

ками. Многие молодые люди зачастую о идут на поводу у отрицательных рас- < крученных образов и стереотипов, ре- ^ кламы и пропаганды, содержащихся х в голливудских кинофильмах. В СМИ 2 демонстрируется продукция не самого н высокого с моральной точки зрения ка- ^ чества, зачастую косвенно, но пропа- щ гандируется насилие, наркомания, алкоголизм, табакокурение и пр. Поэтому информационное пространство требует вмешательства со стороны государства, формулирования четких целей и задач создания конкретных циклов передач, расширения научно-популярного сегмента телеэфира. Анализ показывает, что в отечественных СМИ лишь в незначительной степени пропагандируются базисные государственные культурные ценности среди молодежи.

Требуется активизация моделей поведения, ориентированных на развитие, созидание,творчество. Необходима демонстрация конкретных примеров ведения хозяйства, внедрения инноваций в сельском хозяйстве, ЖКХ, энергетике и других отраслях.

Значительную роль в процессе передачи моральных и этических ориентиров молодому поколению могут сыграть люди пожилого возраста, так как именно они в первую очередь являются носителями традиционных ценностей. Отметим, что в настоящий момент в Российской Федерации существуют проблемы в межпоколенческом взаимодействии. Пожилые люди, с одной стороны, сохраняют способность к посильной трудовой деятельности, готовность передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные на обеспечение их жизнедеятельности. А с другой — испытывают такие острые социальные и нравственные проблемы, как одиночество, ограничение возможности активного участия в общественной жизни, невостребован-

о ность накопленных знаний и профессио-

^ нального опыта.

^ В российской действительности про-^ блемы социальной политики имеют свою

^ специфику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства

о в различных сферах общественной жиз-

со

о ни, а также наследием социалистических < принципов управления государством. != Поэтому вмешательство государствен-х ных институтов в отношения между по-2 колениями должно, по мнению авторов, н- стать одним из ориентиров социальной ^ политики РФ.

Игнорирование государством науки и культуры, как некогда выразился в одной из своих лекций академик РАМН В. П. Казначеев, «рассеивает духовность России», которая является частью научной картины мира, понимания того, кем мы являемся и куда идем. В результате присутствия огромного объема негативной информации на телеэкранах нарастают настроения неверия в свою страну и ее лидеров, апатии к изменению своей жизни и окружения в лучшую сторону, отчаяния и депрессии, происходит разрушение ценностного фундамента всего общества. А это, в свою очередь, одна из причин широкого протестного движения, набравшего обороты за несколько последних лет. Митинги оппозиции начали собирать не 1000-3000 человек, а десятки тысяч, и это серьезный повод изменить информационное поле страны в пользу созидания и развития, направить общественную энергию на возрождение страны.

Развитые страны в своей политике и информационном поле задают некие ориентиры развития, ценностные и моральные идеалы. И, безусловно, в фильмах, как одной из форм донесения информации до широкой аудитории, которые финансируются правительством, присутствует пропаганда. Последние два десятка лет на мировоззрение наших соотечественников оказывается сильнейшее воздействие, что влияет на восприятие этических ценностей, моральных норм и пр. Российское общество не только попадает под влияние чужой идеологии, но оплачивает ее производство из собственного кармана за счет просмотра

на ТВ и в кинотеатрах зарубежных кинофильмов. Итогом этого становится все больший моральный упадок общества, разрушение традиционных ценностей и самоидентичности. Растет поток бесчеловечных преступлений, практически немыслимых в относительно недавнем прошлом, растет уровень насилия в школах, уровень беспризорности, наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Молодые люди в 3 раза чаще становятся убийцами или оказываются вовлечены в преступления. По данным исследователей, в России в 2010 г. произошло 15 954 убийства, или 11,2 убийства на 100 тыс. населения. В США этот показатель составляет 5 убийств на 100 тыс. населения, в Белоруссии — 4,9, в Эстонии — 5,2, а например, на Украине — 4,81. В целом информация ООН не слишком расходится с официальной российской статистикой, согласно которой в 2009 г. в стране было зафиксировано 17 700 тыс. убийств2.

Если проанализировать содержание продукции современной голливудской киноиндустрии, то можно отметить, что к числу часто затрагиваемых в кинофильмах ценностей можно отнести демократию, свободу, службу в армии, работу полиции, расовую терпимость, усыновление сирот и многое другое. Практически в каждом американском блокбастере можно увидеть возвышение американской нации, спасающей мир от падения гигантских метеоритов, вторжения злобных инопланетян всех мастей, неизлечимых вирусов и прочих апокалиптических угроз.

Американцы переписывают историю, как считают нужным. Истребление коренного населения Америки — все ради просвещения и распространения дости-

1 Доклад ООН «Глобальное исследование убийств-2011» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт ООН. URL: http://www. unodc.org/documents/data-and-analysis/statis-tics/Homicide/Globa_study_on_homicide_2011_ web.pdf (дата обращения: 03.09.2012).

2 Убойные цифры: [Электронный ресурс] // Официальный интернет сайт Издательского дома «Коммерсант». URL: http://kommersant. ru/doc/1794610 (дата обращения: 03.09.2012).

жений цивилизации. В фильме «Спасти рядового Райана» всему миру показали, благодаря кому была выиграна Вторая мировая война, а русские надписи на Рейхстаге и более 20 млн погибших русских людей — это доводы, которые остаются неслышными в информационную эпоху среди многочисленных шоу и скандалов. Значительная часть населения Европы и Америки вообще не осведомлена об участии России во Второй мировой войне! И это следствие целенаправленной информационной политики западных стран.

Если присмотреться, то идеологическая позиция США четко видна, хотя и прекрасно завуалирована, упакована в яркую, красивую обертку и преподнесена в виде шоу и развлечений. Отдыхающие расслабленные люди, особенно молодые, нередко принимают за чистую монету то, что они видят и слышат, и на основании увиденного выстраивают свою картину мира, жизненных целей, ценностей, этических норм и т. д. Роль первой мировой державы и разбросанные по всему миру военные базы требуют от США большого количества человеческих ресурсов, готовых воевать за государственные идеалы. Министерство обороны США с завидной регулярностью выделяет средства на свои агитационные материалы в виде ярких блокбастеров, изобилующих впечатляющими спецэффектами.

Во время Второй мировой войны сформулированные различными исследователями теоретические положения пропаганды прошли проверку на практике. Особенно серьезно к информационному воздействию отнеслась Германия. В зале, где проводился съезд Национал-социалистической партии в 1936 г., был вывешен лозунг: «Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир»1.

1 Информационное противоборство во Второй мировой войне [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Панарина И. Н. URL: http://www.panarin.com/doc/77 (дата обращения: 03.09.2012).

Какова же позиция Российского госу- о дарства в тех фильмах, которые снима- ^ ются при государственной финансовой ^ поддержке? По сути, она отсутствует EJ в подавляющем большинстве картин. g Можно по пальцам пересчитать фильмы, L-в которых видны хотя бы какие-то намет- о ки идеологической позиции. Это в первую о очередь фильмы военной тематики, такие < как: «Война», «Блокпост», «Высота 89», ^ «Деверсант», «9 рота» и др. Ряд сериалов: х «Грозовые ворота», «Честь имею», «Лик- 2 видация», «Улицы разбитых фонарей», н «Менты», «Убойная сила», «Агент нацио- ^ нальной безопасности» и др. щ

Современные фильмы, сделанные на уровне лучших западных аналогов, и вовсе посчитать не получится, по крайней мере авторы статьи с ними не знакомы. Естественно, критиковать легче, чем что-то создавать, но и молчать в данном случае смерти подобно, ибо продвигать «классику жигули» среди БМВ и «мерседесов» сложно, поскольку выбор при прочих равных заранее очевиден, особенно при наличии сети Интернет и торрент-трекеров.

Псевдосенсации, полоскание грязного белья, криминальные разборки — это локомотивы современного эфира. Под натиском этой информационной атаки и регулярной «бомбежки» произошел ментальный надлом нашего общества. Внимание людей отвлекается от высших потребностей и ценностей (творчество, самореализация, семья, гармония, труд, познание, духовность, красота и др.) и переключается на потребности и ценности более низкого уровня. В условиях такой информационной атаки невозможно воспитать здорового ребенка и гражданина. Недаром многие молодые люди буквально грезят «свалить из России».

В последние годы можно отметить ряд позитивных сдвигов и появление в СМИ ряда передач, так или иначе несущих созидательное, воспитательное или просветительское начало, сделанных в современном и достаточно интересном формате. Здесь можно выделить дневной выпуск новостей Первого канала, цикл передач Academia на канале «Культура», «Специальный корреспон-

о дент» на канале «Россия», «Суд истории»

^ на Пятом канале, работу телеканалов

^ «Моя планета» и «Наука 2.0» и ряд ре-

ЕЗ гиональных каналов (например, Новго-

^ родское областное телевидение) и др.

Отдельно хочется отметить работу ка-

о нала «Наука 2.0». Контент вещания телеса

о канала выполнен с учетом современных < реалий и привлекает достаточное число != молодых людей, популяризирует отече-х ственные научные разработки и научные 2 знания в целом, исполняет образован- тельную роль. Тем не менее телеканал ^ пока не имеет эквивалентной по мас-с= штабу аудитории телезрителей в сравнении с федеральными государственными телеканалами и не охватывает такой аспект, как активизация позитивных намерений и моделей поведения молодых людей. По мнению авторов, канал должен получить статус федерального и осуществлять полномасштабное вещание по всей территории РФ.

Несмотря на предпринимаемые усилия, ощущается тотальная нехватка научно-популярных, обучающих, просветительских передач и фильмов. Вместо воспитательных и мировоззренческих функций, развития российских зрителей, телевидение понижает их интеллектуальный и нравственный уровень. Итогом этого станет не рост числа людей, получающих современное образование, а рост преступности, стагнация, запустение и разруха.

В этом направлении мы значительно откатились назад по сравнению с СССР. И здесь весьма примечательно мнение одного из телепрофессионалов советской эпохи: «Научно-популярные передачи шли практически по всем каналам ЦТ и создавались не только нашей редакцией. Нельзя не упомянуть такие циклы, как „В мире животных", „Клуб кинопутешествий", „Очевидное — невероятное"; существовали рубрики, посвященные занимательным фактам науки („Под знаком пи"), а также прикладным аспектам научных достижений (дискуссии „Новаторы и консерваторы", конкурсы „Ярмарка идей", разбор проектов и наработок рационализаторов и изобретателей „Это вы можете")» [1].

Научно-популярные передачи и фильмы остаются приоритетными для всех развитых стран мира и занимают значительную часть в сетке вещания большинства европейских каналов — это четкая государственная позиция. В первую очередь таковыми являются следующие каналы: BBC Discovery, BBC Science, BBC World, Animal Planet, Viasat History, Explorer, National Geographic, National Geographic History, National Geographic Nature, National Geographic Wild и ряд других.

Элементы популяризации научного знания присутствовали в трудах ученых всегда, а с появлением кино и телевидения эта популяризация была воплощена в виде телепередач и фильмов, получила дополнительные возможности увеличения охватываемой аудитории и силы воздействия на нее. Сравнение содержания выпусков новостей западных и отечественных СМИ демонстрирует ценностную несостоятельность отечественного информационного вещания.

Если для примера проанализировать содержание информационных выпусков телеканала Euro News, можно отметить, что значительная часть сюжетов посвящена внедрению в жизнь высоких технологий, результатам прогрессивных исследований, прототипам различных инноваций, энергосберегающим технологиям, альтернативным источникам энергии, различным изобретениям. Постоянно разбираются конкретные примеры установки и использования солнечных батарей, переработки и хранения полученной энергии, вопросы ее продажи сетевым компаниям и пр. Подробно обсуждаются примеры затрат на установку ветряков и результаты полученной в итоге экономии. Показываются сюжеты о жителях энергоэффективных домов, примеры внедрения различных изобретений, влияющих на экологию в городском хозяйстве, в сельском хозяйстве и пр. Рассказывается о внедрении новых технологий в переработке мусора или устройстве энергетической системы горнолыжного курорта и т. д. и т. п.

Все это дает положительный эффект, так как в рекламе нуждаются не только

пороки, но и ценности. Люди каждый день видят позитивные примеры, у некоторых из них они перерастают в новые идеи, в стремления, а потом и в конкретные действия, и в итоге воплощаются на практике со знаком «плюс».

Просматривая в сети Интернет выпуски информационной программы «Время», выходившей в СССР, можно увидеть сюжеты, посвященные сельскому хозяйству, промышленности, науке, культуре. Людям демонстрировалось созидательное начало, показывалось, что в государстве что-то делалось, выращивалось, строилось, изобреталось и внедрялось. Сегодня становится очевидной катастрофическая нехватка такого рода информации. Целый блок новостей Euro News посвящен культуре, что тоже является немаловажным моментом, ибо культура самым непосредственным образом влияет как на воспитание и пропаганду ценностей, так и на экономику. Отечественная киноиндустрия также нуждается в господдержке, мы продолжаем снимать фильмы, но лишь немногие из них доходят до кинопроката или становятся хоть сколько-нибудь известными широкой публике. О некоторых мы узнаем лишь благодаря их признанию на мировых кинофорумах и фестивалях. Таким образом, большинство вложенных средств не дают никакого эффекта для продвижения положительных общественных ценностей.

Одним из немногих видимых проявлений государственной позиции стало внесение Федеральным агентством по культуре и кинематографии в типовой контракт с продюсерами финансируемых из госбюджета художественных фильмов пункта о запрете пропаганды курения и наркомании. Положительно можно оценить тот факт, что телепрограммы получили возрастную маркировку в соответствии с законом «О защите

детей от информации, причиняющей о вред здоровью и развитию». ^

Тем не менее все, что касается госу- ^ дарственного финансирования киноин- Е^ дустрии, остается далеким от идеаль- ^ ного. По словам одного из аудиторов Счетной палаты РФ, который проверял о оказание финансовой поддержки кино- о производителям,«проекты с сомнитель- < ной художественной и культурной зна- ^ чимостью получали удостоверения на- х циональных фильмов. Это же касается 2 фильмов, в которых объем иностранных н инвестиций превышал положенные по ^ закону 50%. В общей сложности 28 кон- щ трактов на сумму свыше 464 млн руб. получили статус национальных фильмов неправомерно»1.

По мнению авторов настоящей статьи, должна быть коренным образом пересмотрена государственная информационная политика и начато активное продвижение высоких моральных и ценностных ориентиров. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может и должно стать коренное изменение политики государства в области телевидения и кино. Четверть времени вечерних выпусков новостей может быть посвящена популяризации научных знаний (технологий, инноваций, внедрению изобретений). Четверть времени следует отдать поддержке отечественной культуры в самых разных формах.

Эти меры должны способствовать активизации самореализации потенциально способных к этому людей, явиться стимулом для совершения первых шагов в этом направлении.

1 Счетная палата РФ не нашла ни одного контракта о господдержке кино без нарушений [Электронный ресурс]. 09.04.2010. URL: http://www.specletter.com/news/2010-04-09/ 6848.html (дата обращения: 04.09.2012).

Литература

1. Егоров В. В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004. C. 46-47. References

1. Egorov V. V. Televidenie: Stranicy istorii. M.: Aspekt Press, 2004. Р. 46-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.