#
Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика
RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism
2017 Том 22 № 3 544-552
http://journals.rudn.ru/literary-criticism
DOI 10.22363/2312-9220-2017-22-3-544-552 УДК ????
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ
Статья посвящена анализу современного состояния научно-популярного телевидения в России. Автор выявляет существующие проблемы, связанные с дальнейшим устойчивым развитием этого важного направления в деятельности телеканалов РФ и приходит к выводу о том, что нехватка квалифицированных научных журналистов существенно влияет на качество телевизионного научного контента. Кроме этого, не хватает целевых программ по переподготовке и повышению квалификации журналистов и ученых — популяризаторов науки. В статье анализируются возможности оптимизации научно-популярного направления. Особое внимание автор уделяет вопросу системного подхода к решению этих проблем. В частности, автор считает необходимым переподготовку не только журналистов, но и научных кадров — ученых и научных сотрудников, способных увлечь зрителей и передать им свои знания в доходчивом популяризаторском стиле.
Ключевые слова: научно-популярное телевидение, журналистское мастерство, популяризация, учебные и образовательные программы
В динамично развивающемся и меняющемся мире современности информированность, постоянное повышение квалификации, расширение кругозора — это естественные потребности специалиста и просто образованного человека. Наиболее эффективным и востребованным каналом популяризации знаний считают телевидение.
С появлением компьютеров и интернета телевидение утратило монополию на досуг, хотя, оставаясь самым доступным массовым медиа, продолжает удерживать лидирующие позиции в медиапотреблении россиян. Телевидению приходится бороться за внимание аудитории в условиях более насыщенной медиатехнологи-ями домашней среды [1] (таблица).
Массовость, общедоступность, способность наиболее интересно и красочно донести информацию, — все эти качества сделали телевидение незаменимым инструментом для повышения культурного и образовательного уровня населения. Особое место в реализации возможностей телевидения в этом направлении занимает научно-популярное направление.
Историю развития научно-популярного телевидения условно делят на три периода: появление и формирование основных принципов (1950—1980 гг.), децентрализация (конец 1980-х—2000 гг.), современный этап (2000—2017 гг.). Особой чертой современного периода становится выход образовательных и научных про-
Н.С. Гегелова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
грамм на региональные каналы, расширение интернет вещания, наличие у телеканалов интернет порталов, развитие образовательных порталов для учащихся.
Таблица
Медиапотребление в России (города 100+), мин
Медиа 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014
ТВ 227 234 226 222 228 226 220 238 239 244 246
Интернет 5 6 7 14 30 39 47 59 60 68 74
Радио 142 125 127 161 199 197 169 165 163 163 161
Пресса: 18 16 14 15 15 15 15 15 14 12 12
газеты 12 10 9 10 9 10 9 9 8 7 7
журналы 6 6 5 5 6 6 6 6 6 5 5
Всего 392 381 374 412 472 477 451 477 476 487 496
Источник: щценка АЦ Vi на основе данных TNS2.
В советский период, в сетке вещания Центральных телеканалов были учебные и культурно-просветительские передачи. Среди научно-популярных передач того периода можно выделить «Очевидное-невероятное» (1973 г.), киножурнал «Хочу все знать» (1957 г.), «В мире животных» (1968 г.) и др.
Например, «Очевидное-невероятное» одна из самых примечательных научно-популярных телепрограмм на отечественном телевидении, ориентировалась на очень широкую аудиторию. На протяжении 39 лет ее бессменным ведущим был ученый-физик, вице-президент РАЕН, Сергей Петрович Капица. Авторы передачи Л.Н. Николаев и С.П. Капица получили государственную премию СССР за создание передачи, а в 2008 г. С.П. Капица получил «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения [2].
«В мире животных» — еще один пример уникальной научно-популярной передачи. Ее первым ведущим был режиссер-документалист Александр Згуриди, а частым гостем передачи — ученый-зоолог Николай Дроздов, который в 1975 г. стал официальным ведущим передачи совместно с Василием Песковым. С 1990 г. Н. Дроздов ведет передачу один. Очень важен тот факт, что «В мире животных» (ей была присуждена одна из первых премий ТЭФИ (1996 г.)) выходит и по сей день, не теряя своей привлекательности для аудитории.
Второй период — период децентрализации — связан с экономическими и политическими изменениями в жизни страны. С одной стороны, сокращено финансирование, что влечет снижение количества образовательных программ, уступая место более выгодным, с экономической точки зрения, проектам. С другой стороны, именно в этот период, в конце 1990-х гг., начинает формироваться научно-популярное телевидение как особая модель вещания, появляются специализированные каналы [3. С. 25], российская аудитория знакомится с "BBC", "Discovery", "National Geographic" и другими [4].
Появляются каналы исключительно научно-популярной тематики, такие как телеканал «Т24» (2007 г.), «Наука 2.0» (2011 г.), «Московский образовательный» (2015 г.) и многие др.
Ключевую роль в третьем этапе развития научно-популярного телевидения принадлежит Интернету. Создаются образовательные каналы на You-Tube, вводятся методы дистанционного образования. Все большую роль научно-популярные программы играют в вопросах самообразования.
Наиболее востребованы научно-популярные каналы: «Культура», «24 Doc», «T24», «Наука 2.0», <^ХД», «История», «Russian Travel Guide», «Живая планета», «Моя планета», «Знание», «ЕГЭ ТВ», «Первый образовательный», «Звезда», «Агро-ТВ», «Просвещение», «Калейдоскоп», а также информационно-развлекательные телеканалы «Россия-1», «Первый», «СТС», которые имеют в сетке вещания научно-популярные программы.
Сегодня научно-популярное телевидение в России представлено в двух основных направлениях: учебные и образовательные передачи. Это открытые лекции, доступные широкой аудитории. Например, интеллектуальное реалити-шоу «Полиглот» на телеканале «Россия К».
Цель научно-популярных передач — расширить кругозор аудитории, популяризовать научные знания, они рассчитаны на широкую, неподготовленную аудиторию [5]. Примеры таких передач — «Очевидное-невероятное» (телеканал «Россия»), и «Черные Дыры. Белые пятна» (телеканал «Россия К»).
Документальные передачи отличаются от научно-популярных, хотя часто границы между ними стерты, так как документальные фильмы должны не только увлечь зрителя, но и представить на экране реальных людей в реальном окружении реального мира, со всеми присущими им событиями и явлениями [6].
К группе документальных каналов относятся «RT Д», «История» и «24 Doc». Они предлагают зрителям передачи о мировой и российской истории, документальные фильмы. Необходимо отметить, что все три телеканала ведут свое вещание на кабельном и спутниковом телевидении.
Основная задача каналов — повышение престижа и социальной значимости научной деятельности, привлечение молодежи в науку и пропаганда достижений науки и техники.
Важен тот факт, что количество научно-популярных телеканалов на российском телевидении неуклонно растет. Примечательно, что большая часть научно-популярных каналов входит в медиа-холдинг «ВГТРК», но лишь программа «Культура» субсидируется на уровне федерального бюджета.
В 2014 г. ученые ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провели опрос «Кто может лучше всего объяснить последствия развития науки, технологий и техники для общества?» Результаты показали, что лидерами общественного мнения в вопросах представления научных знаний являются «ученые-разработчики», о чем заявили 64% опрошенных. На втором месте оказались представители социальных и гуманитарных наук — 27%, журналисты же занимают третью строчку рейтинга, их мнению в вопросах науки доверяют порядка 21%.
Понятен выбор респондентов, конечно, грамотно подготовленная программа с участием ученых будет более убедительной, однако в реальности, в большинстве случаев, именно журналисты — инициаторы представления и популяризации новейших научных знаний и технологий.
Научно-популярное телевидение — это чрезвычайно сложная сфера журналистики. Каждая передача должна не только содержать в себе проверенные, актуальные факты научного мира, но и быть интересной для самого различного круга аудитории. При этом передача должна реализовать основные функции научно-популярного телевидения: распространять техническую информацию и способствовать популяризации науки, формировать общественное мнение по научным проблемам, расширять кругозор аудитории. На телевидении существует три распространенных подхода для решения этих задач. Первый — привлечение ученых, которые могут дать профессиональный комментарий или рассказать о новых научных фактах и открытиях. Второй — приглашение актеров и известных людей, которые могут обратить внимание на те или иные проблемы, привлечь аудиторию. Третий — привлечение журналистов, которые смогут максимально полно реализовать режиссерский замысел.
Сюжетно-композиционное построение научно-популярной программы обусловлено, прежде всего, целью и концепцией, разработанной автором. Главная задача стратегии журналиста при создании научно-популярного контента — увлечь зрителей, помочь им освоить новые знания, рассказать доступно о сложном, поделиться эксклюзивной информацией. Важно быть хорошим рассказчиком и популяризатором научных знаний, используя разные телевизионные жанры и форматы, все возможности изобразительно-выразительного языка экрана.
Ученый прибегает к стратегии более глубокого погружения в научную проблематику в жанре беседы с коллегами-учеными из разных отраслей науки (пример, С.П. Капица «Очевидное-невероятное»). Особое место занимают телевизионные научные лекции. Здесь существенно мастерство ученого как лектора-рассказчика, который бы смог сделать привлекательной науку для зрителей и научить их осваивать новые знания.
Актеров приглашают чаще всего для озвучивания научно-популярных телепрограмм и фильмов, иллюстраторов художественно-исторического контента.
Развитие современного телевидения и, в особенности, его научно-популярного направления невозможно представить в отрыве от современных рыночных условий. Любая передача, фильм, проект или даже телеканал — это продукт ме-диабизнеса.
На данный момент в Российской Федерации не существует единой комплексной программы по популяризации науки, отсутствует определенная стратегия создания научно-популярных каналов и передач. В результате перед российским телевидением встают две серьезные проблемы: нехватка финансирования и нехватка кадров. Комплекс экономических проблем влечет за собой отток молодых специалистов из данной области журналистики, нехватку научных журналистов.
В последнее время общественные и политические организации уже начали предпринимать шаги к возрождению науки и ее популяризации. Так, в 2004 г. при содействии фонда «Глобальная энергия», информационного интернет-канала «Наука и инновации», агентства научных новостей «ИнформНаука» и журнала «В мире науки» был создан «Клуб научных журналистов». Задачи этого клуба — реализация инициатив, способствующих росту интереса к науке и созреванию
научно-популярного рынка, а также борьба с антинаучными и псевдонаучными тенденциями в современной журналистике [7]. В том же году фонд «Глобальная энергия» учредил ежегодную премию «Энергия новости» в размере тысячи долларов, которая присуждается авторам самых интересных материалов о научных исследованиях в области энергетики [8].
С 2008 г. начинает реализовываться федеральная грантовая программа, направленная на поддержку научно-популярных СМИ [9]. Также, научно-популярные средства массовой информации получают ряд налоговых льгот. Государственная помощь приходит не только на федеральном, но и на региональном уровне. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет поддержку деятельности телеканалов «ТВ Центр», «Москва 24», «Москва. Доверие». Департамент предоставляет субсидии и гранты на освещение социально-значимых проблем, включая научно-популярную и образовательную тематику, оказывает поддержку в создании специальных проектов. Один из первых шагов в этом направлении — организация и проведение международного кинофестиваля научно-популярного кино «Мир знаний». Впервые этот фестиваль прошел в 2006 г. при поддержке «Киностудии «Леннаучфильм» и Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России».
Есть определенные успехи в направлении освещения науки. К примеру, телеканал «Наука» получил 16 февраля 2017 г. Золотую медаль РАН в номинации «За вклад в науку» за фильмы и передачи, посвященные достижениям российской и мировой науки. Церемония награждение состоялось в Центральном доме ученых РАН академии наук. Ведущие российские исследователи и научно-популярные СМИ были награждены дипломами за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.
«Канал "Наука" был создан, потому что в тот момент, а это было шесть лет назад, профессионально, детально, подробно и специализируясь только на этом про российскую науку не рассказывал никто. Это был канал про российскую науку и для российской науки. И сегодня нам очень приятно, что российская наука считает, что в этом смысле наши усилия были не напрасными. Она их оценила высоко и подтверждение тому — сегодняшняя награда» — рассказал, отвечая на вопросы журналистов, генеральный директор телеканала «Наука» Григорий Ков-басюк.
Кроме того, в номинации «Науки о жизни» победила Татьяна Владимировна Черниговская, руководитель лаборатории когнитивных исследований СПбГУ и кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ за цикл авторских программ «Ночь. Интеллект. Черниговская» на Пятом канале; фильмы и программы «Наблюдатель», «Правила жизни» на телеканале «Культура», программы «Очевидное — невероятное», «Истории из будущего», «Гордон» («Диалоги»); лекции, дискуссии и другие публичные выступления [10].
Развитие этого направления на телевидении связано с переподготовкой тележурналистов и ученых-авторов научно-популярных передач, а также подготовкой научных журналистов. Разработка программ преподавания научной тележурналистики, подготовки и переподготовки кадров популяризаторов науки, молодых ученых, ведущих научно-популярных программ становится актуальным направ-
лением в подготовке кадров. Проблема повышения уровня профессионализма не только тележурналистов, но и специалистов-ученых — авторов научно-популярных передач, оптимизация системы образования научных журналистов — требование сегодняшнего дня.
В настоящее время такая специализация существует в программах незначительного количества вузов, в частности в СПбГУ, в 2016 г. состоялся первый выпуск магистров по направлению научный журналист. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптик (ИТМО) также разработал магистерскую программу и объявил о приеме на подготовку специалистов по коммуникациям в сфере науки и образования.
«Сегодня большинство студентов, заинтересованных в получении формального образования в сфере научной журналистики и коммуникации, вынуждены искать подходящие программы за пределами России. Там их действительно более чем достаточно — на территории одного лишь Евросоюза больше сотни. В нашей стране подобные программы можно сосчитать по пальцам, и, как правило, они носят разовый характер. Более того, самый распространенный и эффективный формат таких программ — магистратура — у нас вообще никак не представлен», — комментирует Дмитрий Мальков, начальник отдела по научной коммуникации Университета ИТМО и один из разработчиков программы [11].
В 2013—2014 учебном году МГИМО в сотрудничестве и по инициативе Российской академии наук открывает принципиально новую по своему назначению и содержанию магистерскую программу «Высшая школа научной журналистики», цель которой состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов в области PR и коммуникационных технологий в целях более широкого ознакомления российской и мировой общественности с направлениями, достижениями и «точками роста» отечественной науки [12].
Необходимость создания такой специализации в рамках магистратуры назрела и во многих других региональных вузах.
Не менее актуален вопрос внедрения программы по повышению квалификации и переподготовке журналистов и ученых-специалистов для работы на телевидении. На сегодняшний день, к примеру, на факультете дополнительного профессионального образования Высшей школы кино и телевидения «Московского института телевидения и радиовещания Останкино» и в Академии медиаинду-стрии пока целевой программы подготовки научных журналистов нет.
В вопросах развития научно-популярного направления на телеканалах важен тот факт, что государство постепенно включается в процесс поддержки телевидения, оказывая ему грантовую поддержку, выделяя дополнительное финансирование и предоставляя различные налоговые льготы. Такие возможности необходимо использовать с пользой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации. М.: Информационное общество, 2000. Вып. 1. С. 25—27.
[2] Кабельщик для профессионалов платного ТВ. URL: http://www.cableman.ru/node/27314 (дата обращения: 7.04.2107).
[3] Константинова Е.Г. Научно-популярное телевидение: специфика функционирования и перспективы развития: дисс. ... канд. филол. наук. 10.01.10. МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2010. 54 с.
[4] Лапина И.Ю. Достижения отечественной науки на телеэкране: учеб. пособие. М., 2005. С. 9.
[5] Матвеева О.Р., Балабанов В.Г. Режиссура документального кино // Журнал Инфоком-муникационные технологии. Т. 8. № 1. Самара, 2010. С. 82—85.
[6] МГИМО университет. [Электронный ресурс]. URL: http://mgimo.ru/study/master/hssj/ (дата обращения: 30.05.2017).
[7] Официальный сайт Клуба научных журналистов. [Электронный ресурс]. URL: http:// nauchnik.ru/about/ (дата обращения: 11.04.2017).
[8] Официальный сайт РКК «Энергия». [Электронный ресурс]. URL: http://www.energia.ru/ ru/news/news-2015/news_08-26_3.html (дата обращения: 30.05.2017).
[9] Показаньева И.В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики // Научн. журнал Санкт-Петербургск. гос. уни-тета. 2014. Вып. 5. С. 74—82.
[10] Сергею Капице вручена «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения. Полит.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru/news/2008/09/26/kapitsa/ (дата обращения: 10.04.2017).
[11] Телевидение в России 2015: состояние, тенденции и перспективы развития: доклад / под общ. ред. Е.Л. Вартановой, В.П. Коломийца. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. 95 с. Роспечать — официальный сайт. URL: http://www fapmc.ru/rospechat/activities/reports (дата обращения: 12.04.2017).
[12] Учеба.РУ. Старшекласснику и абитуриенту. URL: https://www.ucheba.ru/article/2556 (дата обращения: 18.04.2017).
© Гегелова Н.С., 2017
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 4 июня 2017 Дата принятия к печати: 25 июня 2017
Для цитирования:
Гегелова Н.С. Научно-популярное телевидение на российских телеканалах: реалии и проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 3. С. 544-552. DOI 10.22363/2312-9220-2017-22-3-544-552
Сведения об авторе:
Гегелова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]
SCIENTIFIC POPULAR TELEVISION ON RUSSIAN TV CHANNELS: REALITIES AND PROBLEMS
N.S. Gegelova
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to analysis of the current state of popular science television in Russia. The author reveals the existing problems related to the further sustainable development of this important direction in the activities of Russian TV channels and comes to the conclusion that the lack of qualified science journalists significantly affects the quality of the TV scientific content. In addition, lack of targeted programs for retraining and advanced training of journalists and scientists — popularizers of science. In this regard, the possibilities of optimization of scientific-popular destinations. Special attention is paid to the need for a systematic approach to solving these problems. In particular, the author considers the necessary training not only journalists, but also academic staff — scholars and scientists, able to captivate the audience and to pass on their knowledge to the audience in intelligible promotional style.
Key words: popular science television, journalistic skills, promotion, training and educational programs
REFERENCES
[1] Zasurskiy Ya.N. Informatsionnoe obschestvo i sredstva massovoy informatsii [Information society and media]. M.: Informatsionnoe obschestvo, 2000. Vyip. 1. S. 25—27.
[2] Kabelschik dlya professionalov platnogo TV [The cable guy for professionals pay-TV]. Available at: http://www.cableman.ru/node/27314 (accessed: 7 March 2017).
[3] Konstantinova E.G. Nauchno-populyarnoe televidenie: spetsifika funktsionirovaniya i perspektivyi razvitiya: diss. ... kand. filol. nauk. 10.01.10 [Scientific and popular television: the specifics of functioning and development prospects: diss. ... kand. Phil. Sciences. 10.01.10]. MGU im. M.V Lomonosova. M., 2010. 54 s.
[4] Lapina I.Yu. Dostizheniya otechestvennoy nauki na teleekrane: ucheb. posobie [Achievements of domestic science on the TV screen]. M., 2005. S. 9.
[5] Matveeva O.R., Balabanov V.G. Rezhissura dokumentalnogo kino [Directing documentaries]. Zhurnal Infokommunikatsionnyie tehnologii. T. 8 No. 1. Samara 2010. S. 82—85.
[6] MGIMO universitet [MGIMO University]. Available at: http: //mgimo.ru/study/master/hssj/ (accessed: 11 March 2017).
[7] Ofitsialnyiy sayt Kluba nauchnyih zhurnalistov [Official site of the Club of Scientific Journalists]. [Elektronnyiy resurs]. Available at: http:// nauchnik.ru/about/ (accessed: 11 March 2017).
[8] Ofitsialnyiy sayt RKK «Energiya» [Official website of RSC Energia]. [Elektronnyiy resurs]. URL: http: //www.energia.ru/ru/news/news-2015/news_08-26_3.html (accessed: 10 March 2017).
[9] Pokazaneva I.V Genezis otechestvennogo nauchno-populyarnogo televideniya geograficheskoy tematiki: vozniknovenie televizionnoy trevel-zhurnalistiki [The genesis of the national popular science television of geographical themes: the emergence of television travel journalism]. Nauchn. zhurnal Sankt-Peterburgsk. gos. uni-teta. 2014. Vyip. 5. S. 74—82.
[10] Sergeyu Kapitse vruchena «TEFI» za lichnyiy vklad v razvitie rossiyskogo televideniya. Polit.ru [Sergey Kapitse was awarded «TEFI» for his personal contribution to the development of Russian television]. [Elektronnyiy resurs]. Available at: http://www.polit.ru/news/2008/09/26/kapitsa/ (accessed: 12 March 2017).
[11] Televidenie v Rossii 2015: sostoyanie, tendentsii i perspektivyi razvitiya: doklad / Pod obsch. red. E.L. Vartanovoy, VP. Kolomiytsa [Television in Russia 2015: Status, Trends and Development
Prospects: Report / Under common. Ed. E.L. Vartanova, V.P. Kolomiets]. M.: Federalnoe agentstvo po pechati i massovyim kommunikatsiyam, 2015. 95 s. Rospechat — ofitsialnyiy sayt. URL: Available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports (accessed: 15 March 2017). [12] Ucheba.RU. Starsheklassniku i abiturientu. Available at: https://www.ucheba.ru/article/2556 (accessed: 18 March 2017).
Article history:
Received: 4 June 2017 Revised: 25 June 2017 Accepted: 25 June 2017
For citation:
Gegelova N.S. (2017) Scientific popular television on Russian TV channels: realities and problems. RUDNJournal of Studies in Literature and Journalism, 2017, 22 (3), 544—552. DOI 10.22363/23129220-2017-22-3-544-552
Bio Note:
Gegelova Natalya Sergeevna, Doctor of Philology, Professor, Department of Mass Communications, Russian Peoples' Friendship University. Contacts: e-mail: [email protected]