28 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦
Dmitry Valeriyevich Udalov,
Doctor of Economics,
professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Yuliya Aleksandrovna Koblova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338.24
Дмитрий Валериевич Удалов,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
<|£|> [email protected]
Юлия Александровна Коблова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Статья посвящена анализу изменений в государственной политике, происходящих в условиях становления цифровой экономики. Проанализирована роль и перечислены меры государства по обеспечению экономической безопасности. Отмечены риски и вызовы, с которым столкнулась Россия в последние годы. Обосновано влияние распространения цифровых технологий на экономические явления и процессы. Выявлена необходимость формирования новых принципов и механизмов обеспечения экономической безопасности в условиях цифровой экономики. Обоснованы меры государственной политики России, направленные на создание необходимых условий для развития цифровой экономики. Доказана необходимость создания электронного гражданского оборота и цифровой среды доверия, стандартизации цифровой инфраструктуры, нахождения облачных решений хранения данных, создания цифровых платформ и цифровых кластеров. Обосновано, что широкий доступ к патентам и изобретениям будет способствовать ускоренной трансформации экономики России в цифровую среду. Выделены угрозы экономической безопасности, возникающие в цифровой экономике, в числе которых вирусы и вредоносное программное обеспечение, ненадлежащее использование ИТ-ресурсов, потеря либо утечка данных в результате хакерской атаки, утечка данных, хранящихся в облачных сервисах, и др. Предложены основные направления поддержания экономической безопасности страны и пути решения по предотвращению угроз экономической безопасности, важнейшими из которых выступают распространение « цифровой гигиены», финансирование программ киберразведки, запуск программ страхования от киберугроз и др.
Ключевые слова: государство, экономическая безопасность, цифровая экономика, кибербезопасность.
ROLE OF THE STATE IN ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
The article presents an analysis of the changes in state policy that resulted from the emergence of digital economy. The authors analyze the role of the state and state measures to ensure economic security, describe the risks and challenges that Russia has faced in recent, identify the effect of the spread of digital technologies on economic processes, highlight the need to formulate new principles and mechanisms to ensure economic security in the digital economy, and support the measures of the Russian state policy aimed at creating favorable conditions for the development of digital economy. It is argued that it is necessary to create civil e-government and confidence in digital technology, standardization of digital infrastructure, to find cloud data storage solutions, and establish digital platforms and digital clusters. It is suggested that wide access to patents and inventions will contribute to accelerated transformation of the Russian economy into digital environment. The article lists threats to economic security occurring in the digital economy, including viruses and malicious software, abuse of IT resources, loss or leakage of data due to a hacker attack, leakage of data stored in cloud services, etc. The authors put forward suggestions to ensure economic security of the country and ways to prevent threats to economic security, the most important of which are promotion of "digital hygiene", financing cyber-intelligence programs, launching insurance programs against cyber threats, etc.
Keywords: state, economic security, digital economy, cyber security.
Проблемы экономической безопасности усиливаются и приобретают особую актуальность в периоды системных экономических кризисов, обострения международных экономических отношений, в условиях перехода на новый уровень технологического развития. Сегодня ключевым трендом, характерным для различных отраслей и секторов экономики, является цифровизация, позволяющая радикально повысить их результативность. Суще-
ственные изменения претерпевает институциональная структура общества [5]. В этих условиях многие развитые страны адаптировали свою политику к современным вызовам экономического, социального и политического характера, возникающим в цифровой экономике. В России же наблюдается ряд пробелов в этой сфере.
Целью настоящей статьи является выявление роли и новых функций государства в обеспечении
НБЫ1994-5094 ♦-
29 -♦
экономической безопасности в условиях цифровой экономики.
Государство представляет собой самостоятельную организацию, обладающую суверенитетом, сформированными механизмами принуждения и управления, определенным правовым порядком на своей территории. С целью обеспечения экономической безопасности оно осуществляет деятельность по созданию условий для стабильного бескризисного развития хозяйственной системы, выявлению и предупреждению угроз, устранению противоречий между интересами разных государств, социальных групп, общества и индивида [1].
Государственное обеспечение экономической безопасности включает экономико-регулятивные, правовые и организационные меры воздействия на экономику, необходимые для защиты интересов личности, общества и государства. Данные меры предполагают предоставление государственной поддержки и защиты предпринимательской деятельности, контроль за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности, деятельность государства в лице его компетентных органов, направленную на установление, изменение, дополнение законодательных и иных обязательных юридических установлений, предназначенных для упорядочения экономических отношений.
Деятельность по обеспечению экономической безопасности России осуществляет президент РФ, который формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, а также правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
С 2014 г. наблюдается обострение угроз экономической безопасности РФ [2, с. 41]. Экономика страны столкнулась с серьезными внешними угрозами - санкциями западных стран и значительным снижением мировых цен на нефть. Это стало причиной существенного спада в отечественной экономике, который продолжается и в настоящее время.
Наряду с этим, все большее влияние на экономические процессы оказывали распространяющиеся быстрыми темпами цифровые технологии. С одной стороны, они открыли новые возможности для развития экономики и повышения ее эффективности, а с другой - явились источником новых вызовов и угроз экономической безопасности. В этой связи возникает необходимость формирования новой системы обеспечения экономической безопасности, адекватной условиям цифровой экономики.
Термин «цифровая экономика» ввел в 1995 г. американский ученый-информатик Николас Не-гропонте. В настоящее время этот термин активно применяется во всем мире, хотя процесс определения понятия еще не завершен и оно остается размытым.
По определению Всемирного банка цифровая экономика представляет собой систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» содержит следующее определение: цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [4].
В этих условиях необходимо создание условий для развития цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что позволит повысить конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечит экономический рост и национальный суверенитет. Так, программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [6] предусматривает:
- создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
- создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
- повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики РФ, так и экономики в целом.
Для того чтобы обеспечить свою экономическую безопасность, современные государства должны осуществлять поддержку высокотехнологичных ИТ-компаний и способствовать цифровому образованию граждан.
Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» должен перевести на новые цифровые рельсы экономику, бизнес, социальную сферу, государственное управление и городское хозяйство. Для этого необходимо разработать механизмы создания электронного гражданского оборота и цифровой среды доверия, изменить трудовое законодательство и устранить законодательные барьеры, препятствующие развитию цифровых технологий [3].
Цифровая инфраструктура должны быть стандартизирована, должны применяться облачные технологии для хранения данных и создания цифровых платформ. В настоящее время в Российской Федерации электронные базы данных разных ми-
30 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦
нистерств и ведомств разобщены, отсутствует единая база данных, единая электронная подпись гражданина: электронная подпись, оформленная в одном ведомстве, не принимается в другом.
Ускоренная трансформация экономики России в цифровую среду возможна на основе широкого доступа к патентам и изобретениям. Так, достаточно успешным оказался опыт лаборатории Bell Labs (AT&T), которая в 1948 г. для ускорения научно-технического прогресса открыла доступ к информации по изобретению транзистора, в 1958 г. -к интегральным схемам, в 1971 г. - к данным по микропроцессору, в начале 2000-х гг. - прототипам ДНК-машин.
В условиях цифровой экономики возникают новые угрозы и вызовы [7]. Среди них наиболее значимыми являются киберугрозы. Можно выделить следующие угрозы экономической безопасности, возникающие в цифровой экономике:
- вирусы и вредоносное ПО;
- ненадлежащее использование ИТ-ресурсов;
- физическая потеря устройств содержащих информацию;
- физическая потеря мобильных устройств;
- ненадлежащее распространение через мобильные устройства;
- потеря доступа к внутренним сервисам;
- потеря доступа к сервисам обслуживания клиентов;
- потеря либо утечка данных в результате ха-керской атаки;
- потеря информации после подключения LoT-устройств;
- утечка данных из внутренних систем;
- утечка данных в процессе взаимодействия с поставщиками;
- утечка данных, хранящихся в облачных сервисах;
- утечка информации из ИТ-инфраструктуры, размещенной у третьей стороны;
- утечка данных вследствие атаки на точку продаж (для банков и торговли).
В условиях быстрого распространения цифровых технологий поддержание экономической безопасности государства, нейтрализация и предотвращение угроз требует реализации следующих направлений:
1. Обмен информацией на постоянной основе об информационных инцидентах и технологиях защиты между компаниями и общественными организациями на международном уровне. Создание единого центра круглосуточного реагирования на киберинценденты.
2. Расширение международного сотрудничества российских организаций с Европолом и Интерполом с целью совершенствования процедур информирования, оказания взаимопомощи и реализации совместных мер по противодействию киберпре-ступности.
3. Повышение уровня образования, знаний и компетенций в области информационной безопасности ИТ-специалистов, налаживание каналов
взаимодействия бизнес- и информационных подразделений с отделами экономической безопасности.
4. Обеспечение безопасности и защиты основных объектов экономики, а также критической инфраструктуры, повышение эффективности работы центра кибербезопасности ЦБ РФ по повышению безопасности банковской системы и безопасности платежных систем.
5. Широкое освещение в СМИ действий силовых структур по уничтожению организованной кибер-преступности, открытая публикация решений судов по киберпреступлениям.
6. Воспитание «цифровой гигиены» со школьной скамьи, внесение соответствующих изменений в школьные программы, повышение киберграмот-ности населения и его осведомленности в области информационной безопасности.
7. Повышение технического обеспечения информационной безопасности систем, постоянное обновление антивирусов, установка межсетевых экранов, средств защиты от утечек, использование телеметрических сервисов и маршрутизаторов, защита автоматизированных систем управления технологическими процессами от вредоносного программного обеспечения, установка выключателей для программируемых логических контроллеров.
8. Законодательное регулирование киберпро-странства, использования криптовалют и блокчейн-технологий.
9. Расширение финансирования программ ки-берразведки, направленных на поиск киберпреступ-ников и уничтожение преступного бизнеса.
10. Формирование новых продуктов и программ страхования от киберугроз.
Таким образом, международная борьба за политическое и экономическое влияние в условиях развития цифровой экономики способствует возникновению новых угроз экономической безопасности. Предупреждение и устранение угроз и рисков цифровой экономики, обеспечение безопасности информационной среды является сегодня основой конкурентоспособности человека, бизнеса и государства. Это требует формирования новых принципов и механизмов обеспечения экономической безопасности государства.
Одним из важнейших факторов повышения уровня экономической безопасности страны является повышение эффективности работы самого государственного управления через использование цифровых технологий, применение искусственного интеллекта (ИИ) и анализа больших данных. На протяжении последних лет прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем цифровизации органов государственного управления и качеством выполнения ими государственных задач и социальных программ. Примером тому может служить успешная работа созданных по всей стране МФЦ и электронного портала «Госуслуги», что приводит к снижению трансакционных издержек деятельности государственных органов управления и повышению качества предоставляемых гражданам
ISSN 1994-5094 ♦-
31 -♦
услуг. Создание и использование центров обработки данных для анализа, планирования и мониторинга большого количества информации, особенно экономической, позволит произвести цифровую трансформацию государственного управления и применить принцип управления по результатам. Анализ больших данных позволяет не только увидеть результативность действий государственных и муниципальных органов власти, но и формировать более точную государственную статистику, производить аудит исполнения бюджетных расходов и доходов, рассчитывать издержки и себестоимость госуслуг и целевых программ, отслеживать индексы контроля коррупции и развития бизнеса, тем самым способствовать снижению необоснованного государственного вмешательства в экономику и выявлять проблемы механизмов государственного регулирования и контроля. Применение технологии распределенного реестра и всех вышеперечисленных мер, устранение правовых барьеров по использованию цифровых технологий в госуправлении приведет к прозрачности планирования и доступности анализа достигнутых результатов, прежде всего в развитии государственного сектора экономики и госкорпораций, что будет способствовать повышению уровня экономической
безопасности России и может стать драйвером развития всей отечественной экономики.
1. Болдырев О.Ю. Вызовы глобализации и проблемы защиты экономического суверенитета государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 5. С. 71-75.
2. Буценко И.Н., Москвина Г.Ю. Экономическая безопасность России в международном измерении // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 1. С. 41-45.
3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://government.ru/rugov classifier/614/events/
4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41919.
5. ПоповМ.В., КобловаЮ.А., МурыгинаН.В. Институты виртуального пространства: механизм, закономерности формирования и новые угрозы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 82-86.
6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM 4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
7. Удалов Д.В. Угрозы и вызовы цифровой экономики // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 12-18.