HhsSZ
УДК 338(470+571)
УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
THREATS AND CHALLENGES OF DIGITAL ECONOMY
Эконом
Удал OB Дмитрий Валериевич
Udalov Dmitry Valerievich
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Economics), professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: u.dv@icloud.com
Цель статьи - рассмотреть основные угрозы и вызовы цифровой экономики.
Международная борьба за политическое и экономическое влияние в условиях развития цифровой экономики способствует возникновению новой угрозы экономической безопасности. Предотвращение и устранение угроз и рисков для цифровой экономики и обеспечение безопасности ИТ-среды стали сегодня базой конкурентоспособности для человека, бизнеса и государства.
Ключевые слова: цифровая экономика, киберпре-ступность, ИТ-программы, информационная безопасность, интернет, аутсорсинг, инновации, блокчейн.
The article aims to identify major threats and challenges of the digital economy. The author argues that international competition for political and economic influence in the context of digital economy contributes to the emergence of a new threat to economic security. Prevention and elimination of threats and risks to digital economy and ensuring the security of the IT environment have become the basis of competitiveness for individuals, businesses and states.
Keywords: digital economy, cybercrime, IT programs, information security, Internet, outsourcing, innovations, block-chain.
Развитие современной экономики, основанной на использовании новейших цифровых технологий, создании новых материалов, анализе больших массивов данных, разработке новых систем управления, приводит к изменению принципов конкурентных отношений. Конкурентная борьба происходит не только за передел существующих рынков в «красном океане», но больше за формирование новых рынков товаров, услуг, технологий в «голубом океане», конкуренция систем управления на базе новых цифровых платформ. В таких условиях цифровая экономика изменяет понимание и сущность экономической безопасности государства, бизнеса, домохозяйства, частных лиц, порождает новые угрозы и риски для участников экономических процессов и связей [1].
Возникновение нового вида преступности -организованной киберпреступности - заставляет экономических агентов и государство выделить основные задачи по предотвращению киберугроз в следующих направлениях:
1) защита персональных данных человека;
2) безопасность коммерческих информационных систем;
3) безопасность информационных систем государственных структур;
4) защита рабочей среды, технологий и инструментов.
Расширение цифрового сервиса, индивидуализация многих видов услуг повышает угрозу мошенничества при снижении контроля со стороны пользователей или провайдеров. Риски утечки информации требуют повышения уровня защиты электронных систем. В настоящий момент киберугрозы и ущерб от ки-берпреступников вышли на второе место в мире после техногенных катастроф. В 2016 г. произошло более 70 миллионов атак на российские объекты экономической инфраструктуры, более 52,5 миллионов атак, по данным Совета безопасности РФ, проведены на сайты российских госорганов. Исследования Allanz Risk Barometer показали, что ущерб российской экономики в 2015 г. от киберпреступлений составил более 203,3 миллиардов рублей,
что соответствует половине годового финансирования здравоохранения или 0,25 % ВВП Российской Федерации. Преступники присваивали за год в среднем по 158 долларов при краже одной электронной записи. В последнее время из-за снижения порога масштаба деятельности организованная киберпреступность направлена, прежде всего, на кражи личных данных через мобильные устройства и финансовые мобильные приложения. При многопорядковом увеличении денежного потока через компьютерные системы денежные транзакции и финансовые учреждения являются основными целями злоумышленников.
С 1 января 2017 г. в РФ действует новый стандарт Банка России СТО БР ИББС-1.3-2016 «Сбор и анализ технических данных при выявлении и расследовании инцидентов информационной безопасности при осуществлении переводов денежных средств». Этим документом ЦБ РФ устанавливаются требования по информационной безопасности в финансовых организациях и операционных платёжных системах, что должно содействовать сохранению безопасности банковской системы. Развитие и контроль информационной безопасности банковской системы, взаимодействие со службами безопасности коммерческих банков осуществляет центр кибербезопасности Центрального Банка РФ. Затраты на ликвидацию последствий кибератак только в 2015 г. в России, по оценке Group-IB, составили 79,8 миллиардов рублей (0,1 % ВВП РФ), а в 2016 г. возросли почти вдвое, риск фишинга в кибер-пространстве вырос с 21 % в 2015 г. до 30 % в 2016 г. Массированные DDoS-атаки, направленные не только на банки, но и на ICO новых криптовалют и их инфраструктурных объектов, возросли на порядок. Причиной этому является недостаточное количество необходимого защитного оборудования, программного обеспечения и мощностей, отсутствие специальных сервисов, кроме этого многие гибридные решения защиты не решают полностью проблему безопасности и необходим переход к комбинированным, облачным и операторским технологиям защиты информации. По данным ЦБ РФ, за 2017 г. количество кибератак на российские банки увеличилось в 2,3 раза.
Хотя информационная безопасность является основой конкурентоспособности современного бизнеса, по итогам обследования 248 российских фирм компанией PwC в 2017 г. оказалось, что 40 % российских компаний
не имеет стратегии информационной безопасности, а в 50 % компаний отсутствует план реагирования на инциденты информационной безопасности, при этом у 48 % компаний нет программ обучения сотрудников, направленных на повышение информационной безопасности бизнеса. Такое отношение к кибербезо-пасности приводит к большому ущербу и потерям экономики, к нарушению конфиденциальности данных, разглашению коммерческой тайны, возможности промышленного шпионажа, нарушению норм хозяйственной деятельности, непредвиденным проблемам бизнес-процессов, интеллектуальному пиратству, снижению качества продукции и услуг, создает условия для появления угрозы жизни людей. Аналогичные проблемы присутствуют и в органах государственного управления.
Информационная среда постоянно подвергается воздействию новых вредоносных ха-керских программ, атакам вирусов-шифровальщиков, что вынуждает службы информационной безопасности развиваться теми же темпами и находить «противоядие» угрозам проникновений, например, массированные атаки ^ос-файлами на Д^-отделы предприятий. Однако киберпреступникам часто в нарушение всяческих инструкций содействуют сами граждане, сотрудники фирм, банков и государственных организаций, пользуясь поддельными или непроверенными сайтами, теряя мобильные переносные устройства и носители информации, оставляя их без присмотра или защищая электронные данные простыми комбинациями паролей «дат рождения», используя служебную электронную почту для личной переписки, фотографируясь на фоне «закрытых» объектов или документов, лежащих на столах, несанкционированно перенося информацию с бумажного носителя на электронный, чем открывают широкий доступ к секретам компаний и госструктур. Во многих российских компаниях обмен данными организуется ненадлежащим образом, отсутствуют системы допуска, протоколы и процедуры реакций на инциденты информационной безопасности, отсутствует защита удалённых устройств, например, при работе сотрудников дома или при использовании корпоративных гаджетов в публичных ЖгЕг. Одной из причин слабой киберзащиты фирм является низкая зарплата ИТ-персонала, что приводит к отсутствию высококвалифицированных специалистов, умеющих выстраивать
стратегию и тактику информационной безопасности компании [2].
Инновационный, цифровой уклад жизни, внедрение новых информационных программ и технологий, задачи анализа больших данных (БигДата), смена технологической эпохи, появление технологий блокчейн, интернета вещей (IoT) заставляют компании по-другому относиться к собственному человеческому ресурсу, знаниям, к знаниевым активам, которые имеют свою специфику, так как пока не оцениваются с позиции редкости и истощаемости. Человеческий потенциал фирмы, особенно ИТ-специалисты, становится ключевым ресурсом в конкурентной стратегии фирмы, способным противодействовать внешним агрессивным воздействиям среды, предотвращать внутренние угрозы и риски, изменять систему управления, которая фактически из вертикальной иерархии преобразуется в горизонтальную среду партнёрства и выходит на отношения «субъект-субъект», что позволяет находить скрытые внутренние ресурсы и максимально использовать знания и умения всех участников фирмы, в том числе создавая коммуникации через удалённый доступ и аутсорсинг.
Использование новейших цифровых технологий, требования новых условий конкуренции заставляют компании по-другому относиться к подбору, подготовке, переподготовке и удержанию специалистов. Диджитал-компа-ниям нужны диджитал-эдвайзоры, обладающие не только знаниями компьютерных технологий, но и имеющие высокий эмоциональный интеллект, выполняющие широкую миссионерскую деятельность по мотивации членов команды, способные настойчиво и уверенно проводить инновационную политику в условиях цифровой глобализации. В быстроразви-вающихся российских компаниях «Яндекс» и Х5 Retail Group, наверное, не случайно, в 2017 г. посты CEO заняли бывшие Д^директоры -менеджеры, знающие, как работать с людьми, умеющие находить таланты и мотивировать команду на реализацию целей. По данным Forbes, в прошлом году в инвестиционной компании Гонконга состоялся прецедент. Впервые в истории должность члена Совета директоров занял робот с правом голосования и высокой вычислительной мощностью для анализа больших объёмов данных. Руководство «Сбербанка» объявило о планах по замене 3 тысяч банковских работников, включая юристов, роботами. Скорость и направление
изменений внутри фирмы должны соответствовать скорости и направлениям изменений внешней среды.
Существенные затраты по устранению угроз экономической безопасности несёт энергетика и промышленность РФ, так как электростанции, объекты инфраструктуры, заводы, фабрики строились ещё во времена СССР и большинство не соответствует современным требованиям информационной безопасности. Цифровая трансформация бизнес-процессов и технологий увеличивает расходы на информационную безопасность и инфраструктуру. Исследования компаний Qrator и Wallarm «Информационная безопасность в финансовой сфере» показали, что в 2016 г. из 150 российских банков в 32 % увеличился бюджет расходов на информационную безопасность, а в 39 % банков остался на том же уровне, что в целом увеличивает себестоимость финансовых услуг и кредитов. По данным «Ассоциации по вопросам защиты информации» (BISA), основные последствия от инцидентов информационной безопасности, по мнению участников рынка, приходятся на финансовые риски (32 %), на репутационные риски (38 %) и риски отзыва лицензии (24 %). В последнее время финансовые организации и платежные системы стали использовать сторонние решения для защиты от угроз DDoS-атак, многие банки пропускают первоначально информационный трафик через внешний сервер, тем самым повышая возможность противодействия несанкционированному доступу к основному серверу. Общемировой тренд развития теории и практики кибербезопасности состоит в том, что подразделения информационной безопасности не должны быть надстройкой над бизнес-процессами компании или над государственным управлением, а становятся органичной частью единого механизма, вписываются в общую стратегию развития.
Россия находится в условиях длительных санкций и закономерности захвата технологической основы промышленного и информационного развития американскими, азиатскими и европейскими компаниями, что осложняет переход страны к цифровой экономике во всех направлениях хозяйствования. В связи с этим необходимо выработать новые государственные методы регулирования киберпростран-ства, принципы разумного протекционизма отечественным интернет-компаниям и операторам. Вопрос перевода обработки данных
с зарубежных на местные серверы в целях информационной безопасности и защиты данных становится более актуальным. Необходимо увеличить долю закупок оборудования связи и софта отечественных производителей, использовать сертификацию и лицензирование продукции и интернет-услуг, поставляемых из-за рубежа, блокировать работу интернет-компаниям, нарушившим законодательство. Российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) разработала программу защиты интересов граждан Российской Федерации от угроз интернет-услуг и торговли. Программа предусматривает шаги по обеспечению выравнивания конкурентных условий для он-лайн-ритейлеров.
Направление развития информационных технологий неразрывно связано с образованием граждан, развитием человеческих ресурсов. Для этого необходимы программы онлайн-об-учения через широкополосный доступ к интернету и средствам связи, через формирование со школьной скамьи компьютерной грамотности и «цифровой гигиены», понимания элементов информационной безопасности. Подача заявления в росгвардию о хищении токенов или биткойнов из электронного кошелька в ближайшее время будет неудачной, так как заявителю и полицейскому необходим новый уровень знаний. Компания «Мегафон» в ноябре 2017 г. провела первый платёж по технологии блокчейн через «Сбербанк», а некоторые страны (Финляндия, Швеция, Украина, Великобритания, Швейцария) за последние три года уже перевели на данную технологию учёт и регистрацию имущественных и неимущественных трансакций граждан и компаний, то есть современное государство должно быть государством высокотехнологичных ИТ-компаний и хорошо обученных граждан, способных к постоянному саморазвитию в условиях новой цифровой конкуренции.
В нашей стране этому должна способствовать реализация программы «Цифровая экономика России», утверждённая Правительством РФ 28 июля 2017 г., которая задумана осуществляться по следующим направлениям [4]:
- нормативное регулирование киберпро-странства;
- образование и кадры;
- формирование исследовательских компетенций и технологических заделов;
- ИТ-инфраструктура;
- кибербезопасность.
Программа должна перевести на цифровые, инновационные «рельсы» экономику, бизнес, социальную сферу, государственное управление и городское хозяйство. Для этого были разработаны подходы и дорожные карты по созданию электронного гражданского оборота и цифровой среды доверия с использованием киберфизических систем, намечены цели по изменению трудового законодательства и устранению законодательных барьеров, препятствующих развитию цифровых технологий. Необходима стандартизация цифровой инфраструктуры, нахождение облачных решений хранения данных, создания цифровых платформ и цифровых кластеров.
В РФ до настоящего времени электронные базы различных министерств и ведомств настолько разобщены, что не существует единой базы данных, нет единой электронной подписи гражданина, и электронная подпись, оформленная в одном ведомстве, не принимается в другом. Вопросы ускоренной трансформации экономики РФ в цифровую среду связаны с широким доступом к патентам и изобретениям. Нашей страной может быть использован опыт лаборатории Bell Labs (AT&T), которая в целях ускорения технического прогресса в 1948 г. обеспечила доступ к информации по изобретению транзистора, в 1958 г. к интегральным схемам, в 1971 г. опубликовала данные по микропроцессору, а в начале 2000 г. - прототипы ДНК-машин.
При реализации госпрограммы необходимы пулы инвестиционных банков и компаний для финансирования цифровых стартапов и проектов, что влечёт за собой потребность в развитии системы киберстрахования инвест-проектов, их экономики и содержательной части (контента). Рост объёма страхования от киберугроз оценивается экспертами от 10 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей за пять лет. Государству для перевода экономики в ки-берпространство нужен новый уровень знаний населения, и социальные сети становятся не развлечением, а рабочим инструментом обучения граждан необходимым навыкам и умениям, возможным «мостиком» общения с госорганами. Лицензионные платежи иностранным компаниям составляют существенную долю в себестоимости отечественных цифровых товаров и услуг.
Внешние вызовы, глубокая цифровая им-портозависимость экономики диктуют российским компаниям задачу участия в острой
международной конкуренции по созданию добавленной стоимости в киберсреде, что требует нахождения путей коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности, законодательного решения вопросов оборота цифровых технологий и программного обеспечения, обеспечения информационной безопасности при запуске цифровых платформ и технологий. Для этого необходимо обеспечить безопасность основных инструментов цифровой экономики - защиту электронных подписей и платежей, токенов, SIM-карт, онлайн сервисов, защиту информации в электронных облаках, базах данных, развитие криптографии и технологий аутентификации личности, защиту системы электронного документооборота, каналов передачи, защиту серверов, безопасность деятельности коммерческих и государственных электронных торговых площадок, научных лабораторий. Отдельной задачей стоит защита от киберугроз искусственного интеллекта, роботов, беспилотных летательных аппаратов и транспорта, новейших технологий блок-чейн, интернета вещей (IoT) [7].
Главные угрозы информационной безопасности цифровой экономики сейчас составляют вирусы-шифровальщики, например cryptolocker, проникающие не только в личные компьютеры, но и в сети стратегических объектов, космодромов, АЭС, аэропортов, нефтепроводов, оборонных предприятий, крупных заводов, способные вызвать техногенные катастрофы. Потери и ущерб от таких проникновений исчисляются в мире сотнями миллионов долларов. Серьёзную угрозу представляют атаки на публичные размещения акций (ICO) компаний в блокчейн-пространстве с целью хищения активов или уничтожения платформ, атаки на криптовалютную инфраструктуру и сервисы, кражи электронных кошельков, паролей, атаки на банки и финансовые организации, воровство финансовых средств юридических лиц на уровне банк-клиент, создание поддельных доменов известных фирм и брендов, фальшивых платёжных систем, терминалов, фишинговых устройств и писем, угрозы безопасности финансов и активов физических лиц при интернетбанкинге и брокерском обслуживании, пользовании электронными гаджетами и оборудованием. По данным Group-IB, за последние три года количество киберинцидентов в России увеличилось на 72 %, а ущерб от них возрос на 200 % с прогнозом увеличения в три раза.
Новые цифровые технологии дают новые возможности анализа больших данных, компьютерное зрение позволяет в автоматическом режиме обрабатывать огромное количество изображений, фотографий, находить нужный объект, что помогает в розыске злоумышленников и террористов. Опасность новых технологий состоит в том, что визуализация информационных потоков формирует новую субкультуру интернета, порой отрицательно влияющую на психику людей своим минимализмом, «эстетикой серого бетона», безысходностью, что несёт в себе угрозу эксплуатации преступниками тем суицида и смерти, особенно среди молодёжи. Инстаграмизм стал новым мейнстримом массовой культуры, где можно создавать иллюзию и «редактировать» представления о собственной жизни, при этом вынужденно подвергаясь влиянию алгоритмов навязывания, создаваемых роботами поисковых систем [5].
Таким образом, автоматический анализ информационных запросов пользователей в интернете, данные с личных «умных» гаджетов, трансакции по банковским картам, электронная переписка и мессенджеры создают блок информации о человеке, которую он и сам о себе может не знать. Интернет сегодня знает о пользователе больше, чем его близкие родственники, чем создаётся угроза хищения личных данных и использования их в корыстных целях.
Фишинговые письма с зараженными файлами хакерской группировки Cobalt в 2017 г. получили более 3 тысяч получателей, 250 фирм из 12 стран мира, а через три недели произошла кибератака со средним чеком на 100 миллионов долларов, от которой не все смогли защититься. Среди многих киберпре-ступников самые известные организованные хакерские группировки - это Lurk, Buhtrap, Lazarus, Carbanak, Cobalt. Ущерб от их преступной деятельности исчисляется не только в суммах похищенного, нанесённого вреда, уничтоженной инфраструктуры, но и в нанесении неоценимого морального ущерба потерпевшим гражданам и фирмам, ущерба мировой экономике тем, что организованной киберпреступностью были завербованы, привлечены к преступным замыслам и действиям многие лучшие умы киберпростран-ства, молодые, увлечённые цифровыми технологиями люди, не нашедшие своё место в легальной экономике. Отдельной темой
является создание и развитие специальных государственных электронных подразделений и разворачивание незримых компьютерных войн за сферы влияния как в экономике, так и в политике. Примеров таких компьютерных войн и конфликтов уже масса, начиная с атак на инфраструктурные объекты ядерной программы Ирана, заканчивая претензиями на «вмешательство» в президентские выборы в США. Создание странами «фабрик троллей», распространяющих фей-ковые новости, обозначило наступление новой эпохи, в которой мнимая информация становится заказным товаром и может в считанные минуты обрушить котировку акций на бирже или рейтинг политика [3].
В эпоху быстрого развития цифровых технологий основные направления поддержания экономической безопасности страны и пути решения по предотвращению угроз и рисков киберпреступлений состоят в следующем:
1) постоянный обмен информацией об информационных инцидентах и технологиях защиты между компаниями и общественными организациями на международном уровне, внедрение на объектах центров круглосуточного реагирования на киберинциденты (CERT) для выявления, анализа и предотвращения киберугроз;
2) международное сотрудничество российских организаций с Европолом и Интерполом по совершенствованию процедур информирования, взаимопомощи и совместных мер противодействия киберпреступникам;
3) повышение компетенций в информационной безопасности ИТ-специалистов, всех служб компаний и госструктур, организация взаимодействия бизнесподразделений, «ай-тишников» и отделов экономической безопасности;
4) организация мер безопасности и защиты не только основных объектов экономики, но и критической инфраструктуры, дальнейшая работа центра кибербезопасности ЦБ РФ (FinCERT) по повышению безопасности банковской и платёжных систем;
5) постоянное освещение в средствах массовой информации результатов борьбы с кибер-преступностью, публикация решений судов по преступлениям в информационной среде, действий силовых структур по уничтожению организованной киберпреступности;
6) распространение цифровой «гигиены» со школьной скамьи, организация школьных
программ, уроков киберграмотности и осведомлённости в вопросах информационной безопасности;
7) повышение технического обеспечения информационной безопасности систем, постоянное обновление антивирусов, установка межсетевых экранов, средств защиты от утечек (ОЬР), использование телеметрических сервисов и маршрутизаторов, защита автоматизированных систем управления технологическими процессами от вредоносного программного обеспечения, установка выключателей для программируемых логических контроллеров;
8) законодательное регулирование кибер-пространства, использования криптовалют и блокчейн-технологий;
9) финансирование программ киберразвед-ки по поиску киберпреступников и уничтожению преступного бизнеса;
10) скорейшая доработка и реализация программы «Цифровая экономика России», запланированных мероприятий ее дорожных карт, применение технологии блокчейн в электронном гражданском обороте;
11) запуск новых продуктов и программ страхования от киберугроз;
12) инициирование РФ действий по принятию Организацией Объединённых Наций моратория на использование кибероружия.
Использование новых цифровых технологий, быстрый анализ больших данных позволяют подготовить реалистичный экономический прогноз, то есть формируется эпоха прогностической экономики, в основу которой закладывается максимально индивидуализированная модель потребления. Цель соответствия индивидуальным предпочтениям потребителя приводит к тому, что конкуренция между производителями развивается в направлении борьбы за информацию о предпочтениях и мечтах покупателя, за базы данных о его образе жизни, здоровье, увлечениях, что увеличивает угрозу несанкционированного доступа и хищения персональных данных.
Международная борьба за политическое и экономическое влияние в условиях развития цифровой экономики способствует возникновению новых угроз экономической безопасности. Предупреждение и устранение угроз и рисков цифровой экономики, обеспечение безопасности информационной среды стало сегодня основой конкурентоспособности человека, бизнеса и государства.
Библиографический список (References)
1. Мамаева Л.Н. Характерные проблемы информационной безопасности в современной экономике // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 21-24.
2. Мамаева Л.Н., Жадан И.Э. Информационный аспект экономической безопасности // Информационная безопасность регионов. 2013. № 2 (13). С. 67-70.
3. Манахова И.В., Кудайкулов М.К. Глобальные вызовы и риски экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века : матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. 2016
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 28.07.2017. URL: http://government.ru/rugovclassifier/ 614/events.
5. Удалов Д.В., Алферов В.Ю. Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности: экономико-правовой аспект / (Д.В. Удалов, В.Ю. Алферов, К.И. Бабина, Л.Н. Мамаева, И.В. Манахова). Саратов. 2016.
6. Удалов Д.В., Русановский В.А., Манохина Н.В., Мамаева Л.Н. Институциональная экономика. 2-е изд. перераб. и доп. Москва, 2014.
7. Щербик Е.Е. Криптовалюты и валютная монополия государства // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2015.
1. Mamayeva L.N. (2016) Kharakternyye problemy in-formatsionnoy bezopasnosti v sovremennoy ekonomike [Typical challenges of information security in the current economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (22). P. 21-24.
2. Mamayeva L.N., Zhadan I.E. (2013) Informatsion-nyy aspekt ekonomicheskoy bezopasnosti [Information aspect of economic security] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2 (13). P. 67-70.
3. Manakhova I.V., Kudaykulov M.K. (2016) Global'nyye vyzovy i riski ekonomicheskoy bezopasnosti [Global challenges and risks of economic security] // Eko-nomicheskaya bezopasnost' Rossii: vyzovy XXI veka : mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. I.A. Sushkova [Economic security of Russia: Challenges of the 21st Century: intern. conf. / ed. I.A. Sushkova].
4. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Fed-eratsii» 28.07.2017. [The program for "Digital Economy of the Russian Federation"] URL: http://government.ru/rugov-classifier/614/events.
5. Udalov D.V., Alferov V.Yu., Babina K.I., Mamayeva L.N., Manakhova I.V. et al. (2016) Gosudarstvennaya politika v sfere obespecheniya natsional'noy bezopasnosti: ekonomiko-pravovoy aspect [State policy in the sphere of ensuring national security: economic and legal aspects]. Saratov.
6. Udalov D.V., Rusanovskiy V.A., Manokhina N.V., Mamayeva L.N. (2014) Institutsional'naya ekonomika [Institutional economics]. Moscow.
7. Shcherbik, Ye.Ye. (2015) Kriptovalyuty i valyutnaya monopoliya gosudarstva [Crypto-currencies and currency monopoly of the state] // Kul'tura, nauka, obrazovaniye: problemy i perspektivy : mater. IV Vseros. nauch.-prakt. konf. [Culture, science, education: problems and prospects: All-Russian conf.] Nizhnevartovsk.