Научная статья на тему 'Роль государства в обеспечении экономической безопасности личности'

Роль государства в обеспечении экономической безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4351
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / СОБСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА ИНВЕСТИЦИОННАЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ / ЦЕНОВАЯ / НАЛОГОВАЯ / ВАЛЮТНАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оськина Елена Алексеевна

В статье рассматривается роль государства в обеспечении экономической безопасности личности. Сделана попытка более детально проанализировать понятие «социально-экономическая политика». Особое внимание уделяется вопросу о месте и роли государства в защите экономических интересов страны в целом и каждого человека в отдельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в обеспечении экономической безопасности личности»

Анализ риска как критерия типологизации регионов по их привлекательности для миграции рабочей силы предполагает исследование взаимосвязи миграционного риска с мотивами миграции. Для этой цели необходимо различать постоянные (общие) и переменные (случайные) риски.

Постоянные риски (как риски постоянной опасности) характеризуют степень надежности или личной выгоды непосредственно для данного субъекта в связи с переселением, связаны с возможностью полной потери всех средств; трудностями адаптации в местах вселения; нарушением воспроизводства мигрирующих; потерей здоровья из-за изменений климатических условий.

В этом случае речь идет о рисках как о состоянии нахождения в определенное время в определенном месте, который известен и позволяет заранее, перед тем как предпринять тот или иной шаг, подсчитать возможные выгоды и потери, обосновывая в зависимости от их соотношения «оправданность» и «неоправданность» риска.

Риск измеряется субъектом применительно к житейским ситуациям, и здесь уместно различение формы «риск/надежность», означающей отсутствие абсолютной надежности. Миграционный риск никогда не может быть определен полностью, так как даже в среде с относительно ограниченным уровнем риска всегда существует возможность непредвиденных исходов. Иначе говоря, любой миграционный процесс, даже строго увязанный с установленными нормативами, в принципе оценивается в понятиях риска, то есть поддается своего рода общей оценке его рискованности с точки зрения возможных результатов. Поэтому постоянные риски сопутствуют традиционным (экономическим, демографическим, социальным, политическим и др.) мотивам миграции. Так, главным мотивом, определяющим желание иностранных работников (особенно из стран СНГ) трудиться в России являются более благоприятные социально-экономические условия, чем у них на родине. А основным мотивом

выбора региона вселения для мигранта является близость к привычному месту жительства.

Переменные миграционные риски характеризуют степень неожиданности и опасности возникновения экстремальной ситуации, предощущение опасности, что оправдывает существование формы «риск/опасность»: если решение принимается, то риска избежать нельзя. Этот вид риска присутствует в нетрадиционных (экстремальных) миграционных мотивах: война, насилие, религиозные распри, погромы, экологические и стихийные бедствия.

Структурная перестройка глобальной и региональной экономики усиливает экономическую и социальную напряженность, что может служить причиной увеличения масштабов миграционного движения и обострения миграционного риска.

Примечания

1 См.: Илюшин С. Н. Потенциальная фаза социального риска как этап системного кризиса // Философия, социология, политология. 2009. № 11. С. 36.

2 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2004. С. 10.

3 Там же. С. 21.

4 См.: Бурдельный Е. Современное состояние трансграничных международных миграций. URL: http: //www. dobrososedstvo/org/k-razmyshleniya/ (дата обращения: 12.01.2012).

5 В этом контексте мы не затрагиваем неожиданной ситуации, вызвавшей стихийное массовое перемещение населения, так как в этом случае трудно говорить о рациональном выборе, любое действие в данный момент можно признать единственно верным.

6 См.: Акимов В. А., Радаев Н. Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. М., 2004. С. 32.

7 Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 654.

8 Луман Н. Понятие риска // Теория и практика экономических и социальных систем. 1994. Вып. 5. С. 155.

9 Там же. С. 156.

УДК 336.565. - 049.5.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Е. А. Оськина

Саратовский государственный технический университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается роль государства в обеспечении экономической безопасности личности. Сделана попытка более детально проанализировать понятие «социально-экономическая политика». Особое внимание уделяется вопросу о месте и роли государства в защите экономических интересов страны в целом и каждого человека в отдельности.

Ключевые слова: государство, личность, собственность, экономическая безопасность, социально-экономическая политика, политика инвестиционная, институциональная, ценовая, налоговая, валютная.

The Role of the State in the Provision of Economic Safety of a Personality

E. A. Oskina

The paper considers the role of the state in the provision of economic safety of a personality. It is tried to define the term «socio-economic policy» in detail. Special attention is paid to the issue of the place and role of the state in protection of the economic interests of the country on the whole and each person in particular.

© Оськина Е. А., 2Q12

Е. Л. Оськина. Роль государства в обеспечении экономической безопасности личности

Key words: state, person, property, economic safety, economic help, social-economical polisi, investment polisi, institutional, prise, tax, currency.

Человек - исходная категория всех структур безопасности. Обеспечение личной безопасности становится условием обеспечения безопасности всех других членов общества. Личность находится в фокусе практически всех опасностей, так как от любых деструктивных социально-политических, экологических, этнических и технических событий страдает именно человек. Безопасность личности, то есть защищенность человека на уровне его личных интересов и потребностей, имеет множество разновидностей. Это связано с тем, что человек - член общества и часть природы, потому что живет в ограниченных параметрах социальной среды жизнедеятельности и окружающей природной среды. Как гражданин общества человек нуждается в правовой защите. Правовая безопасность человека в рамках общеобязательных социальных норм диктуется традициями общества и правовой деятельностью государства. Материальная его безопасность, защищенность его собственности, хозяйственных, имущественных, трудовых и семейных отношений обеспечивается всей общественной системой1. И здесь, по нашему мнению, требуется рассмотреть спектр поведения личности и множества факторов, влияющих на ее безопасность. В то же время можно указать определенные факторы, непосредственно влияющие на жизнедеятельность человека, которые могут быть заданы в форме определенных критериев и стандартов. Большую роль при этом играют экология, здравоохранение, правовая защита. Общеизвестно, что в экономической стабилизации главенствующая роль принадлежит государству. Но в последние годы государство утрачивает контроль над производством и распределением результатов труда, выпускает из рук базовые экономические и правовые рычаги воздействия на экономику. Финальные результаты потери управляемости экономикой: падение темпов роста валового национального продукта; ослабление экономических позиций страны на мировых рынках; свертывание социальных программ и снижение уровня жизни населения. Правомерно встает вопрос о месте и роли государства в защите экономических интересов страны в целом и каждого человека в отдельности.

Основная роль в обеспечении безопасности личности отводится государству, которое дополняет усилия граждан и общественных организаций, защищает всех индивидуумов, все социальные группы, общество в целом. Это изначально его основная функция и предназначение. Экономическая безопасность личности может быть обеспечена только при наличии устойчивой системы экономической безопасности, которая предполагает формирование эффективной социально-экономической политики, призванной

укрепить производственные отношения, изменить политику в области труда и занятости, реформировать собственность на средства производства, изменить социальную структуру России, ее политическую систему. Государство в лице законодательной и исполнительной власти определяет стратегические направления развития, формирует социально-экономическую политику, меры и механизмы воздействия на общество, личность, отрасли, предприятия, организации. Его роль -«подталкивать» отечественную промышленность к развитию, в хозяйственной жизни ограничиться минимумом необходимых функций. К ним относятся обеспечение законности и правопорядка, стабильность денежной и финансовой систем, поддержание эффективного функционирования рыночных механизмов посредством: содействия конкуренции, регулирования естественных монополий, воздействия в качестве субъекта хозяйствования на структуру предложения и спроса.

Деятельность же органов государственной власти и государственного управления должна быть направлена на формирование национальной идеи, концепции, стратегии, различных видов политик, отражающих общественный строй и создание экономической структуры страны в соответствии с главной целью: достижения благосостояния нации. Создание системы экономической безопасности личности (ЭБЛ) предполагает наличие эффективной социально-экономической политики2. Поэтому значительную роль в обеспечении экономической безопасности личности играет проведение государственной социальноэкономической политики, затрагивающей основы жизни каждого гражданина. Для наведения порядка в социальной сфере необходимо применение государственных и административных мер. Социальная политика, наряду с другими, является составляющей государственной экономической политики, которая есть генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Она складывается из институциональной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости. При более детальном рассмотрении этого вопроса выявляем, что круг составляющих «политики» более широк и, на наш взгляд, это понятие раскрывается следующим образом.

Политика институциональная - государственные меры, действия по формированию старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов. Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения экономических реформ (например при переходе от централизованной экономики к рыночной).

Инвестиционная политика - составное звено экономической политики, система мер, определяющая объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших достижений науки и техники.

Политика ценовая - концепция стратегии государства и отдельных фирм по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса. Ценовая политика государства основывается на участии ресурсов госбюджета в регулировании экономики. В условиях развитого рынка и эффективной экономики ценовой политикой фирм становится стратегия низких издержек, которая связывает достижение конкурентных преимуществ с более низкими затратами на производство и сбыт продукции.

Политика бюджетно-финансовая - это целенаправленная деятельность государства (в лице органов государственной власти и местного самоуправления) по использованию бюджетнофинансовой и денежно-кредитной систем для реализации задач экономической политики. В зависимости от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны бюджетнофинансовая политика предусматривает разную степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор пути достижения сбалансированности бюджетных расходов. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику и тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой3.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процессе производства.

Налоговая политика - система мероприятий, проводимых государством в налоговой сфере.

Валютная политика - совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых в области валютных отношений. В рамках текущей валютной политики осуществляют оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д. Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, прежде всего в рамках Международного валютного фонда, а также валютных реформ.

Политика внешнеэкономическая - политика, проводимая правительством страны, государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала в рамках экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Политика аграрная - деятельность государства в области аграрных отношений, часть экономической политики, направленная на решение аграрного вопроса - вопроса о путях развития сельского хозяйства, о собственности на землю и другие средства производства.

Социальная политика - совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и управления общественным развитием

- духовными и материальными сферами жизнеобеспечения личности.

Политика в области труда и занятости - целенаправленная деятельность ответственных за эту сферу государственных органов управления в целях регулирования рынка труда, основанная на базовых законах Российской Федерации4.

В результате детального рассмотрения понятия «социально-экономическая политика» круг проблем по экономической безопасности личности значительно расширился. Это понятие вмещает в себя практически все стороны экономической и социальной жизни государства. Каковы же экономические и социальные основы для успешного проведения социально-экономической политики? Главное экономическое противоречие текущего момента заключается в том, что значительные производительные силы продолжают существовать в старой системе производственных отношений, которая практически развалена и не функционирует. Перспективный путь решения данной проблемы состоит в переходе к способу производства, основанному на рыночных отношениях. Основу любых производственных отношений составляют отношения собственности на средства производства. Это базисные отношения, на которых строится рынок и которые в конечном итоге приобретут решающее значение для формирования социальной структуры России, гражданского общества, политической системы, включая характеристику политического режима государства, формирования политических партий и отношений между ними. Именно это определяет в настоящее время содержание и направленность всей политической борьбы в российском обществе, которая концентрируется вокруг вопроса о собственности и путях формирования нового собственника5.

В настоящее время Россия постепенно, с большими издержками, но неуклонно входит в рынок, который предполагает многообразие форм собственности: государственной, частной, коллективной. И если не закладывать изначально основу социальных конфликтов в обществе, то

38

Научный отдел

Е. А. Оськина. Роль государства в обеспечении экономической безопасности личности

речь может идти об объемах, приоритетах, соотношениях и взаимосвязях между ними и, что самое главное, какая цель, решение каких социальных задач осуществляется с их помощью.

Совершенно очевидно, что государство не может взять на себя такие секторы, как торговля, сфера, обслуживание (сервис), мелкое и значительный объем среднего производства. Это объясняется тем, что на их нормальное функционирование не хватает финансовых и материальных ресурсов; эти сектора связаны непосредственно с «живыми» деньгами, что вызывает стремление со стороны различных представителей этих секторов использовать их в личных целях, в ущерб обществу и государству. Для поддержания соответствующего порядка государство вынуждено создавать громоздкий управленческий аппарат, который плохо справляется со своими функциями и в конечном итоге теряет управление этими секторами. В силу указанных выше причин эти сектора порождают волну преступлений, коррупцию, питают теневую экономику, на борьбу с которыми приходится отвлекать значительные силы правоохранительных органов. Для государства и общества выгоднее, нравственнее передать эти сектора в частные руки, создав при этом систему финансовой и налоговой инспекции за их деятельностью, вводя в действие ряд правовых мер по регулированию отношений в этой сфере и стимулируя создание эффективной защиты безопасности этих секторов перед лицом угроз со стороны криминалиста.

Особое место в экономике занимает коллективная собственность, являющаяся по существу народной. Именно она, будучи коллективной собственностью работающих на конкретных предприятиях, обеспечивает материальную и социальную базу благосостояния ее владельцев (а не отдельного лица) и одновременно с этим дает основную продукцию и финансовые средства, обеспечивает функционирование большей части государственных и общественных структур в политической, экономической, военной, социальной и духовной областях жизни6.

И, наконец, государственная собственность, обеспечивающая единую экономическую инфраструктуру, основу научно-технического прогресса, обороноспособность и безопасность страны, жизнедеятельность государства. Мировой опыт свидетельствует, что государственный сектор необходим и включает в себя как наиболее оптимальный вариант три крупные категории промышленности:

- отрасли, являющиеся малорентабельными или нерентабельными, но без которых страна не может существовать (традиционные виды транспорта, ряд отраслей, связанных с добычей и переработкой сырья и т. д.). Как правило, это базовые отрасли хозяйства;

- наукоемкое и капиталоемкое производство, требующее значительных финансовых затрат и

прибыль от которого может быть получена, как правило, в отдаленной перспективе. Без этих отраслей невозможен научно-технический прогресс, создание новейших технологий, а значит, прогрессирующее экономическое развитие (электроника, авиакосмос, атомная энергетика и т. д.);

- оборонная промышленность.

Все остальное должно быть поэтапно передано в руки коллективного и частного собственника. Принципиальным вопросом в этой связи является вопрос о земле, где также должны быть учтены интересы общества в целом и интересы личности в отдельности. Учитывая огромные территориальные пространства России, разницу в различных регионах по таким параметрам, как климатические, демографические особенности, качество земель, профессиональный опыт земледельца, традиции, сложившиеся формы организации земледельческого труда, невозможно принять единый для всей территории закон о земле. Поэтому принят единый закон об основах землевладения и землепользования, а конкретные формы его реализации оставили за субъектами Федерации, регионами с учетом их местных особенностей. При этом, как это принято в мировой практике и как было в дореволюционной России, значительная часть земель остается в руках государства. При наличии разных форм собственности взаимодействие между ними в условиях рыночных отношениях радикально меняется, в частности, меняются принципы государственного управления - переход от директивных к экономическим методам управления народным хозяйством. Несмотря на хаос и беспорядочность в нынешней экономике, представляется возможным выявить закономерную последовательность перехода к новому типу отношений:

1-й этап - разгосударствление собственности, формирование трех указанных выше форм собственности и в результате этого появление нового класса собственников - субъектов будущих и частично настоящих рыночных отношений;

2-й этап - накопление начального капитала и раздел экономических сфер его приложения между собственниками. Результатом этого должно стать, и в значительной мере уже стало, формирование уродливого, непотребительского рынка;

3-й этап - формирование собственно рыночных отношений и в результате - создание нормального потребительского рынка.

Отсутствие взвешенного и просчитанного подхода в осуществлении стратегии реформ вызвало тяжелые экономические и социальные последствия для России в целом и для проводимых реформ. Не менее остро встала и проблема формирования нового собственника. По существу, речь идет о трех возможных моделях приватизации, соответствующих трем указанным выше формам собственности: акционирование крупных и средних производств с сохранением контрольного пакета акций у трудового коллек-

тива или у государства; продажа производств частно-акционерным структурам, то есть кооперация собственности; продажа или передача предприятий в руки частного производителя7. На самом же деле нерешительность, медлительность, а также бездействие, отстраненность государства в проведении в жизнь этих моделей приватизации привели к тому, что инициативу в решении данного вопроса перехватили иные «субъекты приватизации»: отдельные предприимчивые должностные лица государственного аппарата и администрации производств, располагающие властно-распорядительными полномочиями по отношению к государственной собственности и использующие их в корыстных целях; бывшие и нынешние «теневики», включающие свой капитал в легальный оборот для приобретения собственности; бывшая и нынешняя номенклатурная элита, обладающая необходимым капиталом; обогатившаяся часть сегодняшних коммерсантов, приобретших капитал за счет непроизводительной деятельности, в основном спекулятивного характера, и за счет перевода безналичных денег в наличные в процессе получения льготного кредитования на предпринимательскую деятельность; иностранные инвесторы, привлекаемые возможностью легкой «добычи». Нарушение этапности проведения реформы и процесса разгосударствления привело к тому, что бурно началось формирование не столько собственников, сколько богатых людей, составивших свой капитал не за счет производительной деятельности, а путем посреднической деятельности, незаконного при-

своения капитала, финансированных и кредитных спекуляций, искусственным извинчиванием цен и т. д. Процесс формирования собственности еще далеко не завершен. Его корректность, равно как и внесение элементов стабилизации и снятие социальной напряженности будут в значительной мере зависеть от поведения основного субъекта экономических отношений - государства8.

Такое состояние дел в области социальноэкономической политики напрямую затрагивает экономическую безопасность личности, и выход из него возможен при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Примечания

1 См.: Астапов К. Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2005. № 4. С. 71.

2 См.: Государственное территориальное устройство России / под ред. А. Г. Гранберга и В. В. Кистанова. М., 2007. С. 126.

3 См.: Астапов К. Л. Указ. соч. С. 65.

4 Там же. С. 83.

5 См.: Корицкий А. В. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск, 2000. С. 89.

6 См.: Национальная экономика России : потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / под ред. В. И. Лисова. М., 2008. С. 213.

7 См.: Корицкий А. В. Указ. соч. С. 77.

8 См.: Серегина С. Ф. Роль государства в экономике. М., 2002. С. 125-127.

УДК 33

НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

А. И. Еленович

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу направлений расширения рыночной власти в современной экономике. Рассматриваются процессы инновационной диверсификации, причины, формы, особенности их проявления на современном этапе экономического развития, анализируются интегративные связи бизнеса в современной экономике.

Ключевые слова: интеграция, рыночная власть, бизнес, корпоративная интеграция, инновационная диверсификация.

The Directions of Market Power Expansion in Modern Economy

A. I. Elenovich

This article is devoted to the analysis of market authority expansion in modern economy. The article examines the processes of

innovative diversification, reasons, forms, the special features of their demonstration on the modern stage of economic development, analyzing the integrative business relations in modern economy.

Key words: integration, market power, business, corporate integration, innovative diversification.

Мировая современная экономика активно выходит на инновационный путь развития. На данном этапе для нее характерно широкое распространение инновационной диверсификации производства, которая выступает с одной стороны, результатом расширения границ технологической совокупности, а с другой - проявлением процесса интеграции рыночной власти и бизнеса. Как отмечает О. Н. Хрусталёва, интеграция есть сфера

© Еленович А. И., 2Q12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.