УДК 343
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
THE ROLE OF THE STATE AND SOCIETY IN COMBATING CORRUPTION
А. В. ФАДЕЕВ (A. V. FADEEV)
Рассматривается роль государства, гражданского общества, организаций коммерческого сектора, научного сообщества и граждан в противодействии коррупции. Предлагаются концептуальные направления деятельности данных категорий в области противодействия коррупции. Анализируются международно-правовые конвенции в сфере противодействия коррупции.
Ключевые слова: противодействие коррупции, латентность коррупционных правонарушений,
международно-правовые конвенции, гражданское общество, зарубежный опыт противодействия коррупции.
This paper examines the role of the state, civil society organizations, the business sector, academia, and citizens in combating corruption. Proposes a conceptual activities of these categories in the field of combating corruption. Analyzes the international legal conventions in the field of combating corruption.
Key words: fight against corruption, the latency of corruption offenses, international legal conventions, civil society, international experience of combating corruption.
Анализируя международные правовые конвенции и антикоррупционное законодательство зарубежных стран, можно сделать основной вывод, что целью их принятия является предупреждение коррупции. В немалой степени это достигается за счёт эффективного международного сотрудничества в этой сфере в рамках членства государств в международных организациях. В России до недавнего времени основной акцент делался на наказании виновных в должностных преступлениях, а законодательство, направленное на их предупреждение, практически отсутствовало. Очевидно, что уголовной ответственности за совершение должностных преступлений недостаточно для эффективного противодействия коррупции.
Ратификация международных конвенций активизировала работу законодателей по формированию антикоррупционного законодательства в его нынешнем виде, которое, прежде всего, должно быть направлено на предупреждение совершения коррупционных правонарушений и на введение административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за их совершение.
На данный момент российское антикоррупционное законодательство в основном регулирует следующие институты: антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, создание и деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, декларирование чиновниками и членами их семей сведений об имущественном положении, а также установление ограничений, запретов и обязанностей для государственных и муниципальных служащих.
Можно провести параллели между противодействием коррупции и борьбой с незаконным оборотом наркотических средств. Ежегодный объём ввозимых наркотиков в Россию примерно равен железнодорожному составу из нескольких десятков вагонов, а общий объём изъятых - несколько тонн. Таким образом, процент выявленных преступлений по обороту наркотических средств ничтожно мал, по сравнению с количеством совершённых преступлений. Аналогичная ситуация складывается и в сфере коррупцион-
© Фадеев А. В., 2013 168
ных правонарушений, где латентность - основная черта, характеризующая эти деяния. Из этого следует, что санкций, предусмотренных уголовным законодательством, недостаточно для эффективного им противодействия, а деятельность государственных органов должна быть направлена прежде всего на предупреждение совершения правонарушений.
На мой взгляд, следует разделить ответственность по противодействию коррупции между государственными и муниципальными органами, гражданским обществом, организациями коммерческого сектора и гражданами.
Можно выделить основные направления деятельности государственных и муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в Российской Федерации:
- международное сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями;
- проведение единой государственной политики;
- введение антикоррупционных стандартов;
- формирование нормативной правовой базы;
- административную реформу, направленную на оптимизацию государственных и муниципальных полномочий, сокращение численности государственных и муниципальных служащих, а также совершенствование порядка прохождения службы;
- определение компетенции и усиление деятельности правоохранительных органов по предупреждению и выявлению фактов коррупции;
- обеспечение независимости судебной системы;
- усиление роли институтов гражданского общества и граждан в сфере противодействия коррупции, обеспечение независимости средств массовой информации;
- создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению.
Международные конвенции отдельно уделяют внимание активной роли в противодействии коррупции отдельных лиц и групп вне публичного сектора, выделяя среди них гражданское общество, неправительственные организации и организации, работающие на
базе общин [1]. Участие общества может выразиться в осуществлении следующих мер:
- привлечение населения в процесс принятия решений;
- обеспечение для населения доступа к информации;
- информирование населения, в том числе о существовании органов по противодействию коррупции и способах предоставления таким органам информации о случаях коррупции;
- создание атмосферы нетерпимости в отношении коррупции;
- создание программ публичного образования, особенно школьных и университетских учебных программ;
- опубликование и распространение информации о коррупции, кроме ограничений, установленных законодательством.
Среди институтов гражданского общества в России наиболее эффективно могут участвовать в деятельности по противодействию коррупции политические партии, общественная палата Российской Федерации и общественные палаты в субъектах Федерации, общественные советы, образованные при органах исполнительной власти, профсоюзные организации и общественные организации антикоррупционной направленности.
Законодательно установлено право общественных советов, образованных при органах исполнительной власти на основании
ч. 2 ст. 20 ФЗ от 4 апреля 2005 г. № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» [2], общественных организаций ветеранов, профсоюзных организаций, научных организаций и образовательных учреждений на содействие работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Институты гражданского общества в России участвуют в противодействии коррупции с помощью следующих инструментов:
- привлечения граждан и общественных организаций к реализации государственной политики;
- выдвижения и поддержку гражданских инициатив;
- проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- осуществления общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти.
В этой связи можно отметить деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, образованного 1 февраля 2011 г. [3].
В коммерческом секторе в целях предупреждения коррупции с учётом требований международно-правовых норм можно выделить следующие меры:
- разработку кодексов профессиональной этики в частных организациях для честного и добросовестного выполнения работниками своих обязанностей и в целях предупреждения конфликтов интересов;
- совершенствование бухгалтерского учёта, аудита и внутреннего аудита для предупреждения и выявления коррупционных правонарушений, а также введение ответственности за их нарушение;
- поощрение установления добросовестной коммерческой практики;
- введение ограничений для бывших государственных или муниципальных служащих в отношении перехода на работу в коммерческий сектор, после их выхода в отставку или на пенсию, в случае если эта работа связана с ранее выполняемыми функциями.
Важную роль по предупреждению коррупции должны сыграть научное сообщество и образовательные учреждения. Их вкладом может стать:
- создание антикоррупционных образовательных программ;
- организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки государственных и муниципальных служащих по образовательным программам антикоррупционной направленно -сти, а также улучшение качества профессиональной подготовки специалистов в области противодействия коррупции;
- подготовка методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции;
- создание и использование инновационных технологий, направленных на повышение эффективности противодействия коррупции (например, использование полиграфа);
- совершенствование высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции;
- разработка федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с включением в них антикоррупционных программ;
- повышение эффективности участия России в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере и оказание поддержки другим государствам в обучении специалистов и исследовании причин и последствий коррупции;
- изучение опыта зарубежных государств по противодействию коррупции и по реализации антикоррупционных образовательных программ.
В этом отношении можно отметить, что Россия выступила одним из учредителей Международной антикоррупционной академии, созданной в Австрии для подготовки специалистов в области противодействия коррупции [4].
Государство, исходя из взятых на себя международных обязательств, должно создать условия для участия общества и граждан в процессе противодействия коррупции.
Необходимо отметить, что в последнее время органы государственной власти активизировались на пути установления правовых основ взаимодействия с гражданским обществом. Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 25 сентября 2012 г. одобрена «Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года», разработанная Министерством юстиции Российской Федерации [5].
В заключение можно отметить, что если главное соревнование в современном мире идёт в сфере управления, то следует присмотреться, каким образом в Германии, Великобритании, США и других странах, имеющих серьёзные успехи в противодействии коррупции, преодолели этот социальный недуг. Большую роль при этом играют институты гражданского общества. Заимствовать эти технологии не стыдно, а жизненно необходимо и для нашего общества, и для государства.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 13, ч. 1.
2. Там же.
3. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и
правам человека : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 // Российская газета. - 2011. - № 5399. - 4 февр.
4. иКЬ: http://www.vesti.ru/doc.html?id=443754.
5. иКЬ: http://state.kremlin.ru/face/14681.