Научная статья на тему 'Роль государства и общества в противодействии коррупции'

Роль государства и общества в противодействии коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1391
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЛАТЕНТНОСТЬ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ КОНВЕНЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / FIGHT AGAINST CORRUPTION / THE LATENCY OF CORRUPTION OFFENSES / INTERNATIONAL LEGAL CONVENTIONS / CIVIL SOCIETY / INTERNATIONAL EXPERIENCE OF COMBATING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеев Александр Владимирович

Рассматривается роль государства, гражданского общества, организаций коммерческого сектора, научного сообщества и граждан в противодействии коррупции. Предлагаются концептуальные направления деятельности данных категорий в области противодействия коррупции. Анализируются международно-правовые конвенции в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE AND SOCIETY IN COMBATING CORRUPTION

This paper examines the role of the state, civil society organizations, the business sector, academia, and citizens in combating corruption. Proposes a conceptual activities of these categories in the field of combating corruption. Analyzes the international legal conventions in the field of combating corruption.

Текст научной работы на тему «Роль государства и общества в противодействии коррупции»

УДК 343

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

THE ROLE OF THE STATE AND SOCIETY IN COMBATING CORRUPTION

А. В. ФАДЕЕВ (A. V. FADEEV)

Рассматривается роль государства, гражданского общества, организаций коммерческого сектора, научного сообщества и граждан в противодействии коррупции. Предлагаются концептуальные направления деятельности данных категорий в области противодействия коррупции. Анализируются международно-правовые конвенции в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: противодействие коррупции, латентность коррупционных правонарушений,

международно-правовые конвенции, гражданское общество, зарубежный опыт противодействия коррупции.

This paper examines the role of the state, civil society organizations, the business sector, academia, and citizens in combating corruption. Proposes a conceptual activities of these categories in the field of combating corruption. Analyzes the international legal conventions in the field of combating corruption.

Key words: fight against corruption, the latency of corruption offenses, international legal conventions, civil society, international experience of combating corruption.

Анализируя международные правовые конвенции и антикоррупционное законодательство зарубежных стран, можно сделать основной вывод, что целью их принятия является предупреждение коррупции. В немалой степени это достигается за счёт эффективного международного сотрудничества в этой сфере в рамках членства государств в международных организациях. В России до недавнего времени основной акцент делался на наказании виновных в должностных преступлениях, а законодательство, направленное на их предупреждение, практически отсутствовало. Очевидно, что уголовной ответственности за совершение должностных преступлений недостаточно для эффективного противодействия коррупции.

Ратификация международных конвенций активизировала работу законодателей по формированию антикоррупционного законодательства в его нынешнем виде, которое, прежде всего, должно быть направлено на предупреждение совершения коррупционных правонарушений и на введение административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за их совершение.

На данный момент российское антикоррупционное законодательство в основном регулирует следующие институты: антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, создание и деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, декларирование чиновниками и членами их семей сведений об имущественном положении, а также установление ограничений, запретов и обязанностей для государственных и муниципальных служащих.

Можно провести параллели между противодействием коррупции и борьбой с незаконным оборотом наркотических средств. Ежегодный объём ввозимых наркотиков в Россию примерно равен железнодорожному составу из нескольких десятков вагонов, а общий объём изъятых - несколько тонн. Таким образом, процент выявленных преступлений по обороту наркотических средств ничтожно мал, по сравнению с количеством совершённых преступлений. Аналогичная ситуация складывается и в сфере коррупцион-

© Фадеев А. В., 2013 168

ных правонарушений, где латентность - основная черта, характеризующая эти деяния. Из этого следует, что санкций, предусмотренных уголовным законодательством, недостаточно для эффективного им противодействия, а деятельность государственных органов должна быть направлена прежде всего на предупреждение совершения правонарушений.

На мой взгляд, следует разделить ответственность по противодействию коррупции между государственными и муниципальными органами, гражданским обществом, организациями коммерческого сектора и гражданами.

Можно выделить основные направления деятельности государственных и муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в Российской Федерации:

- международное сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями;

- проведение единой государственной политики;

- введение антикоррупционных стандартов;

- формирование нормативной правовой базы;

- административную реформу, направленную на оптимизацию государственных и муниципальных полномочий, сокращение численности государственных и муниципальных служащих, а также совершенствование порядка прохождения службы;

- определение компетенции и усиление деятельности правоохранительных органов по предупреждению и выявлению фактов коррупции;

- обеспечение независимости судебной системы;

- усиление роли институтов гражданского общества и граждан в сфере противодействия коррупции, обеспечение независимости средств массовой информации;

- создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению.

Международные конвенции отдельно уделяют внимание активной роли в противодействии коррупции отдельных лиц и групп вне публичного сектора, выделяя среди них гражданское общество, неправительственные организации и организации, работающие на

базе общин [1]. Участие общества может выразиться в осуществлении следующих мер:

- привлечение населения в процесс принятия решений;

- обеспечение для населения доступа к информации;

- информирование населения, в том числе о существовании органов по противодействию коррупции и способах предоставления таким органам информации о случаях коррупции;

- создание атмосферы нетерпимости в отношении коррупции;

- создание программ публичного образования, особенно школьных и университетских учебных программ;

- опубликование и распространение информации о коррупции, кроме ограничений, установленных законодательством.

Среди институтов гражданского общества в России наиболее эффективно могут участвовать в деятельности по противодействию коррупции политические партии, общественная палата Российской Федерации и общественные палаты в субъектах Федерации, общественные советы, образованные при органах исполнительной власти, профсоюзные организации и общественные организации антикоррупционной направленности.

Законодательно установлено право общественных советов, образованных при органах исполнительной власти на основании

ч. 2 ст. 20 ФЗ от 4 апреля 2005 г. № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» [2], общественных организаций ветеранов, профсоюзных организаций, научных организаций и образовательных учреждений на содействие работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Институты гражданского общества в России участвуют в противодействии коррупции с помощью следующих инструментов:

- привлечения граждан и общественных организаций к реализации государственной политики;

- выдвижения и поддержку гражданских инициатив;

- проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- осуществления общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти.

В этой связи можно отметить деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, образованного 1 февраля 2011 г. [3].

В коммерческом секторе в целях предупреждения коррупции с учётом требований международно-правовых норм можно выделить следующие меры:

- разработку кодексов профессиональной этики в частных организациях для честного и добросовестного выполнения работниками своих обязанностей и в целях предупреждения конфликтов интересов;

- совершенствование бухгалтерского учёта, аудита и внутреннего аудита для предупреждения и выявления коррупционных правонарушений, а также введение ответственности за их нарушение;

- поощрение установления добросовестной коммерческой практики;

- введение ограничений для бывших государственных или муниципальных служащих в отношении перехода на работу в коммерческий сектор, после их выхода в отставку или на пенсию, в случае если эта работа связана с ранее выполняемыми функциями.

Важную роль по предупреждению коррупции должны сыграть научное сообщество и образовательные учреждения. Их вкладом может стать:

- создание антикоррупционных образовательных программ;

- организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки государственных и муниципальных служащих по образовательным программам антикоррупционной направленно -сти, а также улучшение качества профессиональной подготовки специалистов в области противодействия коррупции;

- подготовка методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции;

- создание и использование инновационных технологий, направленных на повышение эффективности противодействия коррупции (например, использование полиграфа);

- совершенствование высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции;

- разработка федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с включением в них антикоррупционных программ;

- повышение эффективности участия России в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере и оказание поддержки другим государствам в обучении специалистов и исследовании причин и последствий коррупции;

- изучение опыта зарубежных государств по противодействию коррупции и по реализации антикоррупционных образовательных программ.

В этом отношении можно отметить, что Россия выступила одним из учредителей Международной антикоррупционной академии, созданной в Австрии для подготовки специалистов в области противодействия коррупции [4].

Государство, исходя из взятых на себя международных обязательств, должно создать условия для участия общества и граждан в процессе противодействия коррупции.

Необходимо отметить, что в последнее время органы государственной власти активизировались на пути установления правовых основ взаимодействия с гражданским обществом. Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 25 сентября 2012 г. одобрена «Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года», разработанная Министерством юстиции Российской Федерации [5].

В заключение можно отметить, что если главное соревнование в современном мире идёт в сфере управления, то следует присмотреться, каким образом в Германии, Великобритании, США и других странах, имеющих серьёзные успехи в противодействии коррупции, преодолели этот социальный недуг. Большую роль при этом играют институты гражданского общества. Заимствовать эти технологии не стыдно, а жизненно необходимо и для нашего общества, и для государства.

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 13, ч. 1.

2. Там же.

3. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и

правам человека : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 // Российская газета. - 2011. - № 5399. - 4 февр.

4. иКЬ: http://www.vesti.ru/doc.html?id=443754.

5. иКЬ: http://state.kremlin.ru/face/14681.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.