Научная статья на тему 'Комитет по противодействию коррупции Республики Крым как субъект антикоррупционной политики государства'

Комитет по противодействию коррупции Республики Крым как субъект антикоррупционной политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1007
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / SPECIALIZED BODY COMBATING CORRUPTION / КОМИТЕТ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / COMMITTEE ON COMBATING CORRUPTION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабитова Э. Н.

В статье определяются институциональные, нормативно-правовые и организационные основы противодействия коррупции в Республике Крым. Особое внимание уделяется специализированному государственному органу противодействия коррупции Комитету по противодействию коррупции Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сабитова Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комитет по противодействию коррупции Республики Крым как субъект антикоррупционной политики государства»

УДК: 342.552 Э.Н. Сабитова

КОМИТЕТ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КАК СУБЪЕКТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, специализированный орган противодействия коррупции, Комитет

по противодействию коррупции Республики Крым.

В статье определяются институциональные, нормативно-правовые и организационные основы противодействия коррупции в Республике Крым. Особое внимание уделяется специализированному государственному органу противодействия коррупции - Комитету по противодействию коррупции Республики Крым.

Keywords: corruption, anti-corruption, specialized body combating corruption, Committee on combating corruption of the Republic

of Crimea

In article sets out the legal and institutional framework for combating corruption in the Republic of Crimea. Special attention is given to a specialized state body of the anti-corruption Committee on combating corruption of the Republic of Crimea.

Актуальность темы. В последнее время коррупция становится не только предметом изучения юристов, социологов, психологов, а также других отраслевых ученых, но и выступает как акцентированный объект воздействия внутригосударственной политики. [1]. На высшем государственном уровне неоднократно упоминалась роль коррупции как одного из ключевых факторов низкой эффективности аппарата государственной власти, проявляющегося недоверия к ней населения, зарубежных инвесторов, что предопределило включение коррупции в число основных угроз национальной безопасности Российской Федерации [2].

Коррупция в международном междисциплинарном энциклопедическом словаре обозначается как подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, служащих коммерческих или иных организаций, общественных и политических деятелей. В этом же источнике разъясняется содержание коррупции, определяемое совокупностью различных действий или бездействий, выражающихся в незаконном получении денежных средств, имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных или иных общественно значимых функций, а также в предоставлении таких преимуществ [3].

Противодействие коррупции в условиях ее активного проникновения в органы социального управления является естественной и предсказуемой реакцией любого государства и общества. От глубины такого проникновения коррупции зависит не только эффективности системы управления, но и выбор инструментов и основных подходов, направленных на ее вытеснение из этой системы [4].

Антикоррупционная политика в системе государственного и муниципального управления представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и способствует ограничению действия факторов совместно с деятельностью институтов гражданского общества, способствующих

появлению и распространению различных форм коррупции [5].

Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции [6].

Специализированные и неспециализированные, государственные и негосударственные органы и организации, осуществляющие в своей деятельности мероприятия, направленные на выявление, предупреждение, пресечение коррупционных правонарушений, профилактику коррупции и борьбу с ее отдельными проявлениями называются субъектами противодействия коррупции. Их деятельность регламентируется законодательством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В отдельных субъектах Российской Федерации вопросы противодействия коррупции стали активно формироваться и разрешаться несколько раньше, чем на федеральном уровне. При этом, для необратимости процесса реализации противодействия коррупции субъекты РФ начали формировать региональную антикоррупционную политику и осуществлять институционализацию инструментов и механизмов противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровнях. На сегодняшний день институционализация антикоррупционной политики происходит по следующим направлениям:

- институционализация правового регулирования региональной антикоррупционной политики;

- институционализация специализированных региональных государственных антикоррупционных органов;

- институционализация специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий, обеспечивающих контроль за реализацией региональной антикоррупционной политики и ее своевременную корректировку для повышения эффективности;

- институционализация инструментов и механизмов противодействия коррупции [4].

Таким образом, от эффективной деятельности субъектов противодействия коррупции во многом зависит успешная реализация антикоррупционной политики, которая в настоящее время активно формируется, и реализуются на территории Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях.

В настоящее время в субъектах РФ формируется необходимая для регламентации вопросов противодействия коррупции нормативно-правовая основа. Центральное место в системе региональных нормативно-правовых актов о противодействии коррупции занимают законы субъектов РФ. При этом, специальные законы о противодействии коррупции приняты практически во всех субъектах РФ.

Необходимо отметить, что практически во всех субъектах РФ имеются специализированные региональные государственные антикоррупционные органы или иные органы, на которые возложены функции по противодействию коррупции специальными нормативно-правовыми актами. К тому же, в некоторых субъектах РФ данные органы созданы либо при главах субъектов (Калужская обл., Московская обл.), либо при высшем исполнительном органе субъекта РФ (Воронежская обл., Рязанская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл., г. Москва), либо одновременно в структуре администрации главы и правительства региона (Белгородская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Ивановская обл., Костромская обл., Курская обл., Липецкая обл., Орловская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл.). В результате правовой статус государственных специализированных органов противодействия коррупции устанавливается региональными нормативно-правовыми актами, различающимися по юридической силе и объему правового регулирования. В тоже время следует отметить, что создание государственных специализированных органов противодействия коррупции различными по юридической силе нормативными правовыми актами отражается и на содержательных аспектах их правового положения.

В этой связи, на наш взгляд, изучение правовых и организационных основ деятельности специализированных органов противодействия коррупции в различных регионах российского государства будет еще длительное время оставаться чрезвычайно актуальной и практически значимой.

В сферу анализа был включен ряд нормативно-правовых актов субъектов РФ, регламентирующих деятельность специализированных антикоррупционных органов, обобщена и проанализирована информация о деятельности Комитета по противодействию коррупции Республики Крым как субъекта противодействия коррупции.

Учитывая важность и настоятельную необходимость противодействия коррупции на региональном уровне, полагаем, будет полезным рассмотреть правовое положение, структуру и компетенцию специализированного органа противодейст-

вия коррупции в Республике Крым - Комитета по противодействию коррупции Республики Крым.

В марте 2014 г. в Крыму прошел референдум, в ходе которого жители поддержали присоединение к Российской Федерации. После этого Президентом РФ и представителями крымских властей был подписан договор о включении Крыма и г. Севастополя в состав Российской Федерации [7]. Позже его ратифицировала Государственная Дума и Совет Федерации, а Президент РФ подписал закон о создании крымского федерального округа [8].

После присоединения Республики Крым в состав Российской Федерации начался процесс формирования региональной антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В июле 2014 г. Государственным Советом Республики Крым был принят Закон РК «О противодействии коррупции в Республике Крым», определяющий задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Республике Крым [9].

В июне 2014 г. Постановлением Совета Министров Республики Крым был образован специализированный государственный орган противодействия коррупции - Комитет по противодействию коррупции Республики Крым.

В целях установления правового статуса и правовых основ деятельности Комитета и его должностных лиц Постановлением Совета Министров от 27.06.2014 г. № 178 было утверждено Положение о Комитете. [10]

Комитет по противодействию коррупции в Республике Крым - это исполнительный орган государственной власти Республики Крым специальной компетенции, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Основной задачей Комитета является реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции, в соответствии с которой им осуществляются следующие полномочия:

- по поручению Главы РК разработка законопроектов для их представления в Государственный Совет РК в установленном порядке, а также республиканских программ, предложений по участию республики в федеральных программах, после утверждения - участие в их реализации;

- исполнение законов и иных нормативно -правовых актов РК путем проведения конкретных мероприятий и организации работы в подведомственных учреждениях, организациях, предприятиях, осуществление контроля за их исполнением;

- заключение договоров и соглашений;

- проведение кадровой политики в установленной сфере деятельности, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- осуществление руководства деятельностью подведомственных учреждений, организаций, предприятий;

- оказание консультативной и методической по вопросам противодействия коррупции, общих

принципов служебного поведения государственных гражданских служащих;

- проведение выставок, презентаций, пресс-конференций, «круглых столов», встреч и форумов по вопросам противодействия коррупции;

- изучение передового международного и российского опыта в сфере противодействия коррупции;

- осуществление функции главного распорядителя бюджетных средств;

- осуществление в установленном порядке функции государственного заказчика по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Комитета;

- рассмотрение обращений граждан, учреждений, организаций, предприятий по вопросам противодействия коррупции в порядке и сроки, установленные законодательством РФ и РК;

- проведение антикоррупционной экспертизы проектов законодательных и нормативных правовых актов РК;

- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Комитет принимает в установленном порядке меры, направленные на:

- выявление, предупреждение, пресечение коррупционных правонарушений;

- минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

- предупреждение коррупции, в том числе на выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

- выявление, устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов.

Необходимым элементом, определяющим правовой статус Комитета как специализированного органа противодействия коррупции служит совокупность правомочий, установленных действующими нормативными правовыми актами. Согласно Положению для осуществления своих полномочий Комитет имеет право:

- запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти и их территориальных органов, органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований необходимую для выполнения своих полномочий информацию;

- привлекать специалистов по согласованию с соответствующими исполнительными органами государственной власти Республики Крым для подготовки соответствующих проектов документов, выполнения работ и услуг, направленных на реализацию полномочий Комитета;

- проводить в пределах своей компетенции совещания с участием представителей федеральных органов государственной власти, а также исполнительных органов государственной власти Республики Крым с согласия их руководителей;

- участвовать в установленном порядке в работе конференций, совещаний, семинаров и в других мероприятиях по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

- пользоваться в установленном порядке информационными системами;

- получать в установленном порядке решения органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

- вносить на рассмотрение Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым предложения по устранению причин, способствующих возникновению коррупционных правонарушений;

- принимать в необходимых случаях совместные с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым решения;

- применять меры правового реагирования в установленном законодательством порядке;

- образовывать консультативные и совещательные органы.

Кроме того, необходимо отметить нормо-творческую компетенцию Комитета, в соответствии с которой Комитет имеет право издавать собственные нормативные правовые акты, разрабатывать методические материалы и рекомендации в установленной сфере деятельности.

Вызывает интерес взаимодействие Комитета с иными субъектами антикоррупционной деятельности. В процессе выполнения своих полномочий Комитет взаимодействует с субъектами антикоррупционной деятельности, перечень которых установлен законом. Кроме того, согласно Положению, Комитет обеспечивает координацию взаимодействия всех субъектов антикоррупционной деятельности в Республике Крым. Комитет также взаимодействует с гражданами, учреждениями, организациями, предприятиями, в частности, рассматривает их обращения, по вопросам противодействия коррупции в порядке и сроки, установленные законодательством.

К сожалению, в Положении о Комитете перечень субъектов, с которыми осуществляется взаимодействие, определен относительно обобщенно, поскольку отсутствует конкретный перечень органов исполнительной власти и область их взаимодействия с Комитетом.

Глава РК, а в случае если Глава РК не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров РК - Председатель Совета министров РК утверждает структуру и штатное расписание Комитета в пределах установленной Советом министров РК предельной численности. Следует отметить, что правовой статус структурных подразделений Комитета, должностные регламенты работников регулируются отдельным положением, утверждаемым Председателем Комитета, тогда как, в самом Положении о Комитете упоминается лишь о наличии таковых («структурные подразделения») в общих понятиях. Обращаясь к общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Правительства Республики Крым можно отметить следующие структурные подразделения Комитета: Управление по антикоррупционным проверкам, Отдел по анализу сведений о доходах, расходах, об

имуществе и обязательствах имущественного характера, Отдел по обеспечению деятельности Совета по противодействию коррупции, Отдел по организации работы и нормативно-правового обеспечения. [11] Однако считаем необходимым, конкретизировать существующие отделы в Положении о Комитете.

Актуальным является вопрос доступности информации о Комитете размещенной на официальном портале Правительства Республики Крым, который на сегодняшний день находится в стадии разработки, становления. Комитет - в разделе «ведомства». Таким образом, информация о Комитете, нормативной правовой основе деятельности, структурных подразделениях, должностных лицах на официальном сайте пока отсутствует.

Особым правовым статусом обладает Председатель Комитета, осуществляющий общее руководство и организацию деятельности Комитета. Председатель имеет заместителей, в том числе первого, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Главой РК, а в случае если Глава РК не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров РК - Председателем Совета министров РК по представлению Председателя. Председатель распределяет обязанности между заместителями, самостоятельно, в установленном порядке назначает, перемещает и увольняет работников Комитета, а также рассматривает вопросы о продлении сроков их пребывания на государственной гражданской службе.

Согласно Положению Председатель Комитета обладает следующими полномочиями:

- представляет в установленном порядке и в пределах компетенции Комитет в отношениях с федеральными органами власти и их территориальными органами, органами государственной власти РК, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями, средствами массовой информации;

- организует рассмотрение обращений граждан и организаций;

- организует прием граждан должностными лицами Комитета и осуществляет личный прием граждан;

- издает приказы по вопросам деятельности Комитета;

- заключает хозяйственные договоры;

- выдает доверенности, открывает расчётные и иные счета Комитета;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Председатель Комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет полномочий.

Комитет готовит ежегодный сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики РК, обеспечивает опубликование в средствах массовой информации основных положений ежегодного сводного отчета. Упомянутый сводный отчет формируется на основе обобщения результатов антикоррупционных мониторингов, антикоррупционных экспертиз и иной информации,

полученной от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов и их территориальных подразделений в РК, органов государственной статистики в Республике Крым, органов государственной власти Республики Крым и государственных органов Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и региональных отделений политических партий, которые участвовали в осуществлении антикоррупционной деятельности на территории Республики Крым.

Ежегодный сводный отчет о реализации мер антикоррупционной деятельности подготавливается и представляется на рассмотрение Главы РК, Государственного Совета РК, Совета министров РК, направляется в Прокуратуру РК.

Анализ правового регулирования противодействия коррупции в Республике Крым и правового статуса Комитета позволяет определить следующие выводы.

Во-первых, в Республике Крым начался процесс формирования региональной антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, в целях реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции в Республике Крым образован государственный орган специальной компетенции - Комитет по противодействию коррупции, основными функциями которого являются выявление, предупреждение, пресечение коррупционных правонарушений, минимизация и (или) ликвидация их последствий, а так же выявление, устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов.

В-третьих, правовой статус Комитета регламентируется отдельным Положением, в котором сформулированы его основные задачи, функции, права, особенности организации деятельности. Однако правовая и организационная основы деятельности Комитета нуждаются в дальнейшем развитии и требуют дополнительных научных исследований, с учетом анализа реальных результатов деятельности и выявления проблем функционирования.

Вышеизложенное, позволяет сформулировать следующие предложения по совершенствованию деятельности Комитета:

- обеспечить опубликование в СМИ, в частности на официальном сайте Правительства Республики Крым, информации о Комитете, его структурных подразделениях, их полномочиях;

- на официальном сайте исполнительных органов государственной власти, в разделе «Противодействие коррупции» разместить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Крым;

- в Положении о Комитете подробно детализировать перечень субъектов, с которыми взаимодействует Комитет по вопросам своей компетенции, а также определить область такого взаимодействия;

- конкретизировать в Положении о Комитете правовой статус его структурных подразделений, наименование отделов, их общую характеристику;

- привести в соответствие нормативные правовые акты Республики Крым с нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Литература

1. А.И. Тухватуллин, Анализ состояния социального аспекта национальной безопасности России на современном этапе. Вестник Казанского технологического университета: Т.16. №12; М-во образования и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ,2013, с. 331.

2. А.И. Тухватуллин, М.А. Тухватуллина, Информационная база оценки социальной безопасности государства: экономико-социологический аспект. Вестник Казанского технологического университета: Т.15. №17; М-во образования и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, с 273.

3. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков, Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь. СПб: Питер, 2006. С. 447.

4. П.А. Кабанов, Антикоррупционная политика субъектов Российской Федерации: от имитации к институ-ционализации. Криминология: вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербург, 4, 2011. С. 23.

5. В.П Копачев, Антикоррупционная политика в современной России. Автореф. дисс. ...кандид. полит. наук. - г. Краснодар, 2012. 12 с. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.dissercat.com.

6. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Справоч-но-правовая система «Консультант плюс».

7. Указ Президента РФ от 17.03.2014 г. № 147 «О признании Республики Крым» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ФЗ РФ от 21.03.2014 г. №36-ФЗ «О ратификации Договора между Россйской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Закон Республики Крым от 22.07.2014 г. № 36-ЗРК «О противодействии коррупции в Республике Крым» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

10. Постановление Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. №178 «Об утверждении Положения о Комитете по противодействию коррупции Республики Крым» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Правительство Республики Крым. Официальный сайт. Вакансии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rk.gov.ru.

© Э. Н. Сабитова - ст. преп. каф. государственного, муниципального управления, социологии и менеджмента НХТИ КНИТУ, sabitova_81@mail.ru.

© E. N. Sabitova - senior lecturer of Department "State and municipal management, sociology and management" Nizhnekamsk chemical-technological Institute of the KNRTU, sabitova_81@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.