РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С УЧЕТОМ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ
Е. М. ШМАТКОВА
В данной статье рассматривается российский аспект тенденций мировой экономики, роль и значение институтов государства и гражданского общества в данном процессе, исследуются такие понятия, как «государство», «гражданское общество», «глобализация экономики»; обосновывается их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.
Ключевые слова: формы и методы государственного воздействия на экономику, глобализация экономики, взаимодействие государства с организациями гражданского общества.
Проблема роли государства и гражданского общества в экономике в условиях глобализации как главной тенденции развития мировой экономики вышла в экономической науке на первое место по целому ряду причин. Никогда еще за такое короткое время не было столь всеобъемлющей трансформации мира, поэтому осознание этого феномена приобрело особое значение. Это связано с самой острой для экономической теории проблемой определения границ, форм и методов государственного воздействия на экономику, актуальность которой особенно высвечивается несоответствием между возможностями и реальными результатами нашей экономики, а также вопросами воздействия гражданского общества на государство.
Долгое время в Российской Федерации отсутствовала целенаправленная государственная политика по развитию собственного производства, что способствовало захвату иностранными компаниями господствующих позиций на нашем внутреннем рынке.
Общий объем импорта России (за исключением стратегических грузов и торговли со странами Таможенного Союза) составил 284 млрд долл. США, по массе грузов - 109 млн т. По сравнению с предыдущим 2011 г. этот показатель увеличился на 36,8 % (сообщается в пресс-релизе Федеральной таможенной службы РФ).
Экспорт России (аналогично, без учета торговли оружием и драгоценностями, а также поставок в Белоруссию и Казахстан) - 455 млрд долл., по массе товаров - 716 млн т.
Во внешней торговле приняли участие 83 тысячи предприятий (юридических лиц и ИП). Сре-
ди них 68 500 фирм участвовали в импорте товаров в Россию, а 20 500 организаций - в экспорте.
В общей структуре импорта из стран дальнего зарубежья 47 % приходится на долю машин и оборудования, из стран СНГ - 29,4 %. Доля импорта продовольственных товаров составила 15,4 % от общего объема импорта из государств дальнего зарубежья, из стран СНГ - 17,3 % [3].
При этом следует особо отметить тот факт, что иностранные компании зачастую используют тактику недобросовестной конкуренции, приобретая контрольный пакет акций этих предприятий, а затем останавливая производство на них, в целях пресечения конкуренции со стороны российских предприятий. Понятно, что это никак не может положительно сказаться на развитии экономики нашей страны.
Процессы глобализации не являются главной причиной прошедшего и переживаемого ныне финансовых кризисов, но они существенно обострили их и затрудняют выход из них. Такими последствиями мировых экономических кризисов мы обязаны именно глобализации мировой экономики, усилившей связи между экономиками различных стран. Так, из Российской Федерации произошел отток иностранного капитала, а банковская система, которая ориентирована скорее на финансовые спекуляции, чем на поддержку реального сектора экономики, без финансовых влияний со стороны государства могла оказаться просто банкротом.
Понятно, что в сложившейся ситуации в качестве приоритета, как на правительственном уровне, так и в широких кругах общественности, признается необходимость в кратчайшие сроки на
основе инноваций возродить отечественное производство. Существует несколько подходов к выбору путей решения поставленной задачи (в качестве примера приведем два крайних из них):
1. В данном случае основной упор делается на иностранные инвестиции и кредиты, на привлечение мощных западных ТНК, которые привнесут не только финансовую поддержку, но и могут обеспечить внедрение передовых методов организации и управления производством.
2. Другой путь предлагает опираться исключительно на собственные силы, настаивает на необходимости изоляции от мирового финансового рынка, который на протяжении долгого времени не перестают потрясать кризисы, возведения высоких протекционистских барьеров на пути иностранных товаров для защиты собственного производителя [4].
Конечно, оба эти подхода имеют свои плюсы и минусы. Так, к последним можно отнести упрощения и неадекватность предложений реальным условиям мировой экономики. При первом для притока иностранного капитала надо создать определенные правовые и институциональные условия внутри страны, которые бы обеспечили гарантии прав и интересов инвесторов, прежде всего, в сфере налогообложения. Но главное в данном случае учитывать тот факт, что абсолютно все ТНК имеют собственные интересы и, естественно, избегают создавать себе конкурентов на мировом рынке.
Рассмотрим второй подход. Не вызывает сомнений тот факт, что активизация внутренних ресурсов является основой для экономического возрождения любого государства, но развитие ресурсной базы и реализация данного подхода все же просто невозможны в условиях изоляции экономики страны.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее приемлемым для развития России является максимальное использование в своих интересах тех новых возможностей, которые открываются процессами глобализации, и минимизация ее негативных последствий путем оптимизации вмешательства государства в экономику и организации диалога с гражданским обществом. Именно эти постулаты и должны лечь в основу стратегии государства.
Выделим основные компоненты этой стратегии:
1. Меры, которые должны быть направлены на защиту национальных интересов России: укрепление ее валютно-финансовой системы, защита национальной интеллектуальной собственности, освобождение от импортной зависимости.
2. Завоевание позиций на мировом рынке наукоемкой продукции и стимулирование инновационного развития.
3. Расширение международного сотрудничества в информационной, научно-технической и экономической областях.
Первостепенной задачей является создание всех необходимых правовых и институциональных условий для притока иностранных инвестиций. Особое внимание необходимо уделить формированию регионального общего рынка со странами СНГ (пока это удается сделать только с Белоруссией и Казахстаном) и восстановлению кооперационных связей.
Обязательна и кооперация с мировым сообществом для решения острейших проблем в валютно-финансовой сфере, сфере здравоохранения, экологии, борьбы с преступностью и международным терроризмом.
Но успешное реформирование нашей экономики и проведение эффективной промышленной политики возможно только при тесном взаимодействии государства с организациями гражданского общества. Это предполагает изменение приоритетов государственной политики в сторону социализации государства. Только на этой основе может быть достигнута консолидация общества - необходимая предпосылка возрождения России, ее оптимальной адаптации к сложным процессам глобализации, ее успешной интеграции в мировое сообщество на равноправных основах. Альтернативой этому курсу может быть лишь криминализация общества (в том числе и усиление коррумпированности властных структур), в дальнейшем - распад экономических и социальных связей, что может привести к утрате самой государственности.
Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка [1].
В заключение хотелось бы отметить: не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его как важного источника новых возможностей. Именно благодаря процессу глобализации происходит объединение усилий всех государств в решении уже давно назревших проблем мирового масштаба. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработ-
ке программ развития мира, необходимо и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы.
Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах, что воздействует на роль самого государства, заставляя его считаться с тенденциями мировой экономики.
Кроме того, глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: необходимыми становятся знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовность к новациям и рискам. Это, безусловно, положительно влияет на качество кадров, а значит, и на развитие страны в целом. А человеческий капитал, в свою очередь, определяет структуру и уровень развития гражданского общества, что является важнейшим фактором специфики его влияния на экономическую и политическую ситуацию в стране в целом.
Литература
1. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. М., 2011. С. 78-83.
2. Иванов Н. Д. Глобализация и проблема оптимальной стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 2. С. 15-17.
3. URL: http://www.fintimes.km.ru
4. URL: http://www.ecgb.ru
* * *
ROLE OF THE STATE AND CIVIL SOCIETY TAKING INTO ACCOUNT
TENDENCIES OF WORLD ECONOMY: RUSSIAN ASPECT
Ye. M. Shmatkova
In this article the Russian aspect of tendencies of world economy, role and value of institutes of the state and civil society in this process is considered, such concepts, as "state", "civil society", "economy globalization" are investigated; their close interrelation and interconditionality locates.
Key words: forms and methods of state impact on economy, economy globalization, state interaction with organizations of civil society.