Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intellect. Innovations. Investments • № 3, 2020
УДК 657 DOI: 10.25198/2077-7175-2020-3-61
РОЛЬ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СОЗДАНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Л. А. Свиридова
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация. Бухгалтерский (бюджетный) учет в государственных учреждениях является неотъемлемой частью российской национальной системы учета, который ориентирован на создание комплексной, достоверной информации для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и сведений, необходимых для максимально эффективного управления государственными финансами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Одним из наиболее важных аспектов в регламентации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности является разработка адаптированной учетной политики, учитывающей специфику осуществления функций государственным учреждением.
Цель статьи - дать критическую оценку существующей ситуации по вопросам регламентации учета и отчетности учреждений системы МВД России при помощи исследования положений учетной политики и определить роль в этом процессе главного распорядителя бюджетных средств.
В настоящей статье использованы существующие базовые методы исследования (монографический, логической увязки, дедукции, экстраполяции), а также методы экспертного анализа законодательных и нормативных документов, регламентирующих организацию ведения учета основных объектов бухгалтерского наблюдения, раскрываемых в учетной политике учреждений правоохранительных органов.
Раскрыта роль главного распорядителя в процессе консолидации информации о целевом использовании бюджетных ассигнований в правоохранительной деятельности на основе единой учетной политики. Предложено систематизировать процесс создания и утверждения учетной политики для органов внутренних дел с выделением роли главного распорядителя, что позволит обеспечить единые подходы к идентификации объектов бухгалтерского наблюдения и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности. Определено содержание методологического раздела учетной политики, с учетом специфики деятельности учреждений правоохранительных органов.
Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении процесса создания локального нормативного документа, обеспечивающего контроль формирования консолидированной информации об использовании государственных средств, направленных на обеспечение функций правоохранительных органов с учетом роли главного распорядителя бюджетных средств в этом процессе, как это определено в нормативных актах Минфина России.
В условиях экономного и эффективного расходования государственных средств целесообразно организовать процесс создания и утверждения учетной политики для государственных органов со сложной организационной структурой и отвечающих за достоверность консолидированной отчетности, таким образом, как это установлено в федеральных стандартах государственного сектора вступивших в действие начиная с отчетности за 2019 год.
Ключевые слова: бухгалтерский (бюджетный) учет, главный распорядитель бюджетных средств, учреждения правоохранительных органов, локальный нормативный акт, учетная политика в деятельности правоохранительных органов.
Для цитирования: Свиридова Л. А. Роль главного распорядителя бюджетных средств в создании учетной политики правоохранительных органов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. -№ 3. - С. 61-70. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-3-61.
THE ROLE OF THE CHIEF ADMINISTRATOR OF BUDGETARY FUNDS IN THE CREATION OF ACCOUNTING POLICY OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES
L. A. Sviridova
Orenburg State University, Orenburg, Russia e-mail: [email protected]
Abstract. Accounting (budget) in state institutions is an integral part of the Russian national accounting system, which is focused on the creation of comprehensive, reliable information for the preparation of accounting
(financial) statements and information necessary for the most effective management ofpublic finances at all levels budget system of the Russian Federation. One of the most important aspects in the regulation of accounting and reporting is the development of an adapted accounting policy that takes into account the specifics of the exercise of functions by a public institution.
The purpose of the article is to give a critical assessment of the current situation regarding the regulation of accounting and reporting of institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia by examining the provisions of accounting policies and to determine the role of the main manager of budget funds in this process.
This article uses the existing basic research methods (monographic, logical linking, deduction, extrapolation), as well as expert analysis of legislative and regulatory documents governing the organization of accounting of the main objects of accounting supervision, disclosed in the accounting policies of law enforcement agencies.
The role of the main manager in the process of consolidating information on the targeted use of budget allocations in law enforcement based on a single accounting policy is disclosed. It is proposed to systematize the process of creating and approving an accounting policy for internal affairs bodies with emphasizing the role of the main manager, which will allow for unified approaches to identifying objects of accounting supervision and disclosing information about them in financial statements. The content of the methodological section of the accounting policy is determined, taking into account the specifics of the activities of law enfo cement agencies.
The scientific novelty of this study is to consider the process of creating a local regulatory document that provides control over the formation of consolidated information on the use ofpublic funds aimed at ensuring the functions of law enforcement agencies, taking into account the role of the main manager of budget funds in this process, as defined in egulatory acts of the Ministry of Finance in Russia.
In the conditions of economical and efficient spending ofpublic funds, it is advisable to organize the process of creating and approving an accounting policy for government bodies with a complex organizational structure and responsible for the reliability of the consolidated reporting, in such a way as established in the federal standards of the public sector that came into effect Starting from reporting for 2019.
Keywords: accounting (budget), the main manager of budgetary funds, law enforcement agencies, local regulatory act, accounting policy in the activities of law enforcement agencies.
Cite as: Sviridova, L.A. (2020) [The role of the chief administrator of budgetary funds in creation the accounting policy of law enforcement agencies]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 3, pp. 61-70. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-3-61.
Введение
Назначение учетной политики государственного учреждения как внутреннего стандарта, регламентирующего учет и отчетность трудно переоценить. Необходимо признать, что не всегда создание учетной политики оценивается как важная необходимость регулирования ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако это может являться негативным моментом в решении вопросов контроля результатов деятельности, как отдельного учреждения, так и взаимосвязанных между собой однотипных учреждений на территории всей Российской Федерации, таких как структура МВД России. В настоящее время вопрос создания, утверждения и применения учетной политики четко регламентирован соответствующими стандартами государственного сектора, необходимо только правильно их трактовать и использовать в учетной деятельности. Что именно изменилось в нормативном регулировании, и как правильно составить учетную политику для правоохранительных органов рассмотрим в данной статье с учетом
роли в этом процессе главного распорядителя бюджетных средств.
История создания учетной политики для государственных учреждений
Исторические аспекты развития вопроса формирования учетной политики для учреждений государственного сектора включают следующие этапы. В 1992 году впервые в отечественных стандартах упоминается термин «учетная политика»1. Все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовых форм и вида экономической деятельности, должны формировать свою учетную политику, оформляя ее соответствующей организационно-распорядительной документацией начиная с 1 января 1995 года, однако данный стандарт регулировал локальный документ для коммерческого сектора экономики2.
В период с 1992 г. по 2010 г. в государственных учреждениях учетная политика, как правило, не составлялась в силу того, что не было специального указания о том, что она должна быть.
1 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 10 «Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации».
2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.1994 г. № 100 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».
До 2011 года государственная учетная политика реализовывалась в соответствии с инструкциями, разработанными Минфином России для регулирования учета в государственном секторе. Были утверждены план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корре-спонденций счетов бюджетного учета; иные вопросы организации бюджетного учета.
Однако решая вопросы методологического регулирования, Минфин России не может учесть все отраслевые особенности функционирования учреждений государственного сектора. Поэтому решение вопроса формирования учетной политики каждым государственным учреждением стало их основной задачей. Впервые о необходимости формирования учетной политики в государственных учреждениях прописано в Инструкции № 157н, вступившей в действие с 2011 года. А особенную важность данный организационно-распорядительный документ получил с вступлением в действие с 01.01.2013 г. Федерального закона «О бухгалтерском учете»3.
Все государственные учреждения любого типа: казенные, бюджетные и автономные стали формировать учетную политику, отражающую особенности их функционирования, организационной структуры, ведомственной принадлежности и оказания государственных услуг4. В настоящее время вопрос формирования учетной политики государственного учреждения окончательно регламентирован стандартом государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
В соответствии с вступившим в силу федеральным стандартом, локальными актами государственного учреждения утверждаются:
«а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок постановки на учет и выбытия, раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
г) формы первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета, не предусмотренных законодательством;
д) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета»5.
Назначение учетной политики
Ведение бухгалтерского учета является обязанностью государственного учреждения в силу нормы, закрепленной в законе6. Полнота и достоверность информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета результатов деятельности экономического субъекта зависит от степени проработки локального нормативного документа, предназначенного для этих целей. Именно учетная политика является основой всей системы учетных процедур.
Принятая государственным учреждением учетная политика должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета, то есть охватывать все аспекты, связанные с учетным процессом, а именно его подсистем финансового, налогового и управленческого учета.
Данный документ локального уровня регулирования разрабатывается исходя из предположения, что большинство его положений будут применяться последовательно из года в год. Изменения же, вносимые в учетную политику, могут быть обусловлены как изменениями в законодательстве, так и существенными изменениями условий деятельности государственного учреждения.
Бюджетное и бухгалтерское законодательство в последнее время является одним из наиболее динамично изменяющихся отраслей права, поэтому возникает необходимость своевременного внесения изменений и уточнений в учетную политику в практической деятельности государственных учреждений [3, 6, 9, 10, 16].
С 1 января 2018 года вступил в действие стандарт государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», который определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского
3 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г..
4 Приказ Минфина №157н от 01.12.2010 г. «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
5 Приказ Минфина России от 30.12.2017 г. № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
6 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
учета. Данный стандарт устанавливает объекты бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора. В этом нормативном документе установлены общие правила признания (прекращения признания) объектов в бухгалтерском учете. В стандарте определены правила оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, характерных для государственного сектора. Регулятор не обошел вниманием общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики. Большое значение отводится основным принципам (допущениям) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечисленные нормы нового стандарта государственного сектора о предоставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными учреждениям являются основанием для подтверждения нашего мнения о том, что учетная политика должна разрабатываться главным распорядителем бюджетных средств для всех подведомственных учреждений и содержать единые требования к объектам учета и отражению информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Специфика деятельности МВД России
Учетная политика не только внутренний документ государственного учреждения, который содержит совокупность способов ведения бухгалтерского учета, он одновременно является и инструментом эффективного управления, что очень важно для учреждений государственного сектора, имеющих сложную организационную структуру. Специфика деятельности государственных учреждений оказывает влияние на особенности организации бухгалтерского учета, а, следовательно, и на формирование содержания учетной политики для этих целей. Наиболее специфична деятельность правоохранительных органов, поэтому содержание учетной политики данного вида учреждений представляет особый интерес.
Специфика осуществления деятельности это существенный аспект, который нельзя оставить без внимания разрабатывая учетную политику. Организационная структура системы правоохранительных органов Российской Федерации достаточно сложная, но поставленные цели деятельности и решаемые ею задачи схожие на всех уровнях управления, используемые активы однотипные, обязательства однородные.
Организационная структура системы правоохранительных органов Российской Федерации, возглавляемой МВД России выглядит следующим образом, как представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации
Источник: информация официального сайта МВД России www.mvd.ru
Исходя из представленной организационной структуры, следует, что Центральный аппарат, возглавляемый Министерством внутренних дел России должен решать вопрос об организации учета и контроля результатов деятельности всех учреждений, входящих в данную структуру. При решении вопроса об организации учета в структуре правоохранительных органов необходимо разработать унифицированную учетную политику как минимум в трех вариантах: для территориальных органов МВД России; для организаций, входящих в систему МВД России; для представительств за рубежом. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что главный распорядитель должен решать вопросы, обозначенные для него бюджетным
законодательством. Для качественного их решения необходимо регламентировать применение единообразных приемов и способов бухгалтерского учета во всей организационной структуре, приведенной на рисунке 1.
МВД России наделено полномочиями главного распорядителя и администратора средств, в ведении которого находится решение следующих вопросов в соответствии с бюджетным законодательством:
«1) обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
2) формировать перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) вести реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению;
4) осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований;
5) составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета;
6) вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи;
7) определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
8) формировать и утверждать государственные (муниципальные) задания;
9) обеспечивать соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
10) формировать бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
11) отвечать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
12) осуществлять иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения»7.
Учитывая важность перечисленных решаемых вопросов и требование о формировании бюджетной отчетности главного распорядителя средств, крайне необходимо регламентировать вопрос ведения учета и составления отчетности в подведомственных учреждениях по единым правилам,
создавая и внедряя в действие типовую унифицированную учетную политику. Главный распорядитель бюджетных средств доводит разработанный локальный нормативный документ до всех подведомственных учреждений системы правоохранительных органов.
На сегодняшний день каждое Управление Министерства внутренних дел субъекта Российской Федерации, являясь юридическим лицом, составляет самостоятельно свою учетную политику. А в ходе ведомственной контрольной проверки со стороны МВД России ее содержание подвергается критике и замечаниям. На наш взгляд, нецелесообразно, оставлять решение вопроса по организации и ведению учета и составлению отчетности отдельными подведомственными учреждениями, входящим в единую структуру МВД России. В то время как главный распорядитель, т. е. министерство, должно обеспечивать соблюдение получателями средств целевого назначения при расходовании государственных средств, условий, целей и порядка, установленных при предоставлении бюджетных ассигнований.
Результаты исследования
В стандарте «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» сформулировано положение о том, что субъект учета, в том числе и государственное учреждение входящие в структуру МВД России формирует свою учетную политику на основе учетной политики органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя, в частности и главного распорядителя бюджетных средств. Данное установленное правило создания учетной политики отдельного учреждения лишний раз убеждает нас в том, что его локальные положения не могут быть иными, чем положения по учету и формированию отчетности вышестоящего ведомства.
По нашему мнению, организация процесса создания учетной политики для структуры МВД России должна выглядеть следующим образом, как показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Регламентация процесса создания учетной политики для системы МВД
Источник: составлено автором
Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 158.
Формирование общих правил организации и ведения бухгалтерского учета является важнейшим условием для государственных учреждений, входящих в сложные организационные структуры системы управления. Именно поэтому роль главного распорядителя бюджетных средств заключается в решении следующих основополагающих аспектов локального регулирования:
- правомерные и неправомерные факты хозяйственной жизни в части расходов учреждений, установить их четкий перечень с учетом целей и задач бюджетной росписи;
- единообразная идентификация объектов бухгалтерского наблюдения и их оценка, не допускать никаких неоднозначных трактовок требований стандартов;
- сведение к минимуму возможных ошибок в учете и отчетности;
- формирование информации в системе «Электронный бюджет».
При отсутствии в законодательстве тех или иных правил ведения бухгалтерского учета учреждение правоохранительных органов вправе использовать правила, установленные своим собственным регламентом (например, регулировать учет таких специфических объектов, как база данных по отпечаткам пальцев, группе крови и др.).
В российском законодательстве не закреплены определенные требования к составлению разделов учетной политики. Некоторые источники утверждают, что таких разделов должно быть восемь для бюджетных8 и казенных учреждений9, на наш взгляд это ошибочное мнение. Восемь основополагающих моментов, которые раскрываются в методологическом разделе учетной политики и в её приложениях. Однако традиционно данное положение следует делить на две части - финансовую и налоговую. Можно предусмотреть и третью часть, регламентирующую управленческий учет. А раскрытие содержания учетной политики проходит по основным её разделам организационному, техническому и методическому.
Организационный раздел учетной политики определяет структуру Центра финансового обеспечения МВД России и его взаимодействие с финансовыми отделами подведомственных территориальных органов МВД, разработку внутренних инструкций о порядке ведения финансового учета и составления отчетности.
В организационном разделе учетной политики дается ссылка на применяемые законодательные
и нормативные акты различного уровня регулирования, которыми руководствуется учреждение. Вопросам нормативного регулирования деятельности государственных учреждений посвящено много публикаций различных авторов, например, Дружи-ловской Т. Ю. [7, 8], Елиной Л. А. [12], Тихоновой А. И. [13], Гордеевой С. Н. [2] и многих других, которые акцентируют внимание на том, что существует разграничение такого регулирования для государственного сектора.
В этой связи необходимо отметить, что в учетной политике главным распорядителем бюджетных средств перечисляются правовые акты, которыми должны руководствоваться в своей деятельности правоохранительные органы:
а) документы законодательного уровня - Бюджетный кодекс и Федеральные законы, регулирующие осуществление деятельности, ведение учет и составления отчетности;
б) федеральные стандарты - Инструкции Минфина и стандарты для государственного сектора;
в) отраслевые стандарты - приказы МВД России, регламентирующие вопросы учета и отчетности учреждений, входящих в правоохранительную систему государства.
Технический раздел учетной политики финансового и налогового учета представляет собой совокупность процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке учета. То есть в данном разделе указывают применяемые в государственном учреждении программные продукты, технологии обработки, передачи и хранения информации. Актуальным в этом разделе является регламент формирования информации в рамках «Электронного бюджета», который позволяет обеспечить единообразие представляемых данных для отчетности об исполнении государственного бюджета, в том числе и по разделу 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельности», подразделу 02 «Органы внутренних дел».
Методический раздел учетной политики включает в себя указание способов ведения учета, применяемый план счетов, принципы и правила получения, обработки, регистрации, передачи информации, оценки, критериев разграничения основных средств и материальных запасов, погашения стоимости активов, учета и распределения накладных расходов [4] и ряд других требований.
В учетной политике также может быть выделен
8 Учетная политика бюджетного учреждения на 2019 год: образец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.glavbukh. m/art/82650-uchetnaya-poHtika-budget-2019 (дата обращения: 11.01.2017).
Готовая учетная политика на 2019 год для казенных учреждений образец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. glavbukh.ru/art/91926-gotovaya-uchetnaya-politika-na-2019-god-dlya-kazennyh-uchrejdeniy (дата обращения: 11.01.2017).
раздел «Организация внутреннего контроля». В учреждениях со сложной организационной структурой, таких как МВД России, функцию внутреннего контроля целесообразно отделить от функций финансового отдела, создав специальное подразделение. По мнению Турищевой Т. Б. особое внимание необходимо уделять предварительному контролю фактов хозяйственной жизни, который должны обеспечивать руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела [14]. По нашему мнению, предварительный контроль фактов хозяйственной жизни
учреждений правоохранительных органов должен обеспечивать главный распорядитель бюджетных средств - Министерство внутренних дел России в лице министра внутренних дел.
Методический раздел учетной политики является самой объемной частью данного организационно-распорядительного документа государственного учреждения. Составляется он на основании действующей нормативной базы для государственного сектора. Рассмотрим более подробно требования к содержанию данной части учетной политики в таблице 1.
Таблица 1. Содержание методического раздела учетной политики государственного учреждения правоохранительных органов для целей финансового учета
Объект бухгалтерского учета Классификация объектов Описание методов учета Ссылка на нормативный документ
1 2 3 4
Факты хозяйственной жизни Порождающие обязательства. Приводящие к прекращению обязательства. Принятие к учету нефинансовых активов. Использование государственных средств на функционирование учреждения обязывает их относиться к совершаемым фактам с особой ответственностью и целесообразностью осуществления. Документирование фактов хозяйственной жизни осуществляется в момент их совершения СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина № 274н от 30.12.2017 г
Активы Нефинансовые активы: - основные средства; - нематериальные активы; - непроизведенные активы; - имущество казны; - материальные запасы; - готовая продукция; - товары; - затраты. Оценка нефинансовых активов предусматривает учет всех фактических расходов на их приобретение и создание. В правоохранительной деятельности существуют специфические объекты нефинансовых активов: военная техника; боеприпасы; огнестрельное оружие; обмундирование; служебные собаки; базы данных ДНК и крови, отпечатков пальцев и т. п. СГС «Основные средства», утв. приказом Минфина № 257н от 31.12.2016 г
Финансовые активы Исполнение требований Федерального казначейства по открытию, ведению и закрытию лицевых счетов О порядке открытия и ведения лицевых счетов, приказ Казначейства России № 21н от 17.10.2016 г.
Обязательства Бюджетные обязательства Денежные обязательства Контрактная система осуществления закупок О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, 44-ФЗ от 05.04.2013 г
Источники финансирования деятельности Го сударственный бюджет Бюджетные ассигнования Субсидии Субвенции Дотации О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, 459-ФЗ от 29.11.2018 г.
Приносящая доход деятельность Выручка от реализации продукции, работ, услуг О некоммерческих организа-циях,7-ФЗ от 12.01.1996 г.
Объект бухгалтерского учета Классификация объектов Описание методов учета Ссылка на нормативный документ
1 2 3 4
Доходы Обменные и необменные операции, приводящие к увеличению экономических выгод или полезного потенциала Временная определенность фактов хозяйственной жизни СГС «Доходы», утв. приказом Минфина № 32н от 27.02.2018 г.; СГС «Аренда», утв. приказом Минфина № 258н от 31.12.2016 г.
Расходы Оплата труда. Отчисления на социальные нужды. Увеличение стоимости нефинансовых активов. Содержание имущества. Командировочные расходы. Соблюдение норм и нормативов расходов. Распределение расходов по соответствующим статьям и подстатьям бюджетной классификации. Документальное обоснование поступления и выбытия нефинансовых и финансовых активов. СГС «Концептуальные основы учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина № 256н от 31.12.2016 г.
Источник: авторская разработка
Все перечисленные в методическом разделе учетной политики объекты бухгалтерского учета контролируются главным распорядителем с целью эффективного и экономного расходования государственных средств. Основной контроль со стороны Министерства внутренних дел должен быть направлен на целесообразность расходов, связанных с содержание имущества учреждений правоохранительных органов, закупку основных средств и материальных запасов, обоснованность обязательств. Отдельные авторы разработали методику оценки эффективности осуществленных закупок по каждому контракту государственного учреждения [15]. По нашему мнению, централизованное снабжение подведомственных учреждений всем необходимым для выполнения функций охраны правопорядка и законности должно стать приоритетным направлением в целевом использовании бюджетных ассигнований.
Заключение
Разработка грамотной и уникальной учетной политики, идеально подходящей конкретному уч-
реждению с учетом специфики его деятельности, удовлетворяющей всем потребностям пользователей бухгалтерской информации, это сложный процесс [1]. В настоящее время, учитывая требования федеральных стандартов государственного сектора, необходимо перейти к централизованному варианту составления учетной политики главным распорядителем бюджетных средств и ее последующему применению всеми подведомственными учреждениями, так как это обеспечит более высокий уровень контроля за целевым, экономным и эффективным использованием средств государственного бюджета при приобретении активов и возникновении обязательств. Такой подход к использованию унифицированной учетной политики всеми подведомственными учреждениями обеспечит формирование полной и достоверной консолидированной информации с учетом требований бюджетного законодательства по целевому и эффективному использованию государственного финансирования и будет способствовать более эффективному внутреннему финансовому контролю единой структуры правоохранительных органов.
Литература
1. Акатьева М. Д. Необходимые умения главного бухгалтера: организационные и расчетные аспекты // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2017. - № 3. - С. 29-37.
2. Акатьева М. Д. Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2019. - № 5. - С. 2-7.
3. Гарнов И. Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений. Как избежать рисков при учете распределения косвенных затрат между источниками финансового обеспечения госучреждений // Финансовая газета. - 2015. - № 34. - С. 14-15.
4. Гарнов И. Как учитывать косвенные затраты государственных (муниципальных) учреждений. Обсуждаем Письмо Минфина России № 03-03-10/36660 // Финансовая газета. - 2015. - № 33. - С. 14-15.
5. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т. Н. Новации в нормативном регулировании учетной политики и их значение для деятельности организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2019. - № 1. - С. 2-10.
6. Дружиловская Э. С., Шарапова Н. А. Современные проблемы формирования учетной политики организаций // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2015. - № 2. - С. 30-36.
7 Дружиловская Т. Ю. Нормативное регулирование некоммерческих организаций: современное состояние и перспективы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2017. -№ 8. - С. 35-40.
8. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С., Маслова Т. С. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Международный бухгалтерский учет. -2016. - № 23. - С. 2-18; Бухгалтер и закон. - 2017. - № 3. - С. 13-24.
9. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т. Н. Направления дальнейшего реформирования нормативного регулирования учетной политики // Бухгалтер и закон. - 2016. - № 4. - С. 15-25.
10. Евсеев Е. Г., Анохова Е. В. Формирование резервов предстоящих расходов в учреждениях // Аудитор. - 2015. - № 3. - С. 51-56.
11. Котенева Т. В. Актуальные вопросы формирования учетной политики казенного учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6043 (дата обращения: 11.01.2017).
12. Мельник М. В., Захарова И. А., Косендяк Е. В., Яковчук О. А. Стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе: отечественная и международная практика // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 5. - С. 77-81.
13. Тихонова А. И. Планируемые поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика» [Электронный ресурс] // Финансовые и бухгалтерские консультации: электрон. журн. - 2017. - № 1. - С. 4-6. - Режим доступа: http://www.fbk.ru/publications/ publishing_library/ (дата обращения: 11.01.2017).
14. Турищева Т. Б. Об особенностях организации бухгалтерского учета и контроля в автономных образовательных учреждениях в условиях реформирования // Аудитор. - 2016. - № 6. - С. 28-37.
15. Шешукова Т. Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - № 3-4. - С. 149-158.
16. Giacomini D. Use of Accounting Information by Mayors in Local Governments (2020) International Journal of Public Administration, № 43 (4), pp. 341-349.
References
1. Akat'eva, M. D. (2017) [Necessary skills of the chief accountant: organizational and settlement aspects]. Buhgalterskij uchetv izdatel'stve ipoligrafi [Accounting in publishing and printing]. Vol. 3, рр. 29-37. (In Russ.).
2. Akat'eva, M. D. (2019) [Presentation of financial statements for 2019]. Buhgalterskij uchetv byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah [Accounting in budget and non-profit organizations]. Vol. 5, pp. 2-7. (In Russ.).
3. Garnov, I. (2015) [Accounting policy of state (municipal) institutions. How to avoid risks when taking into account the distribution of indirect costs between sources of financial support for state institutions]. Finanso-vayagazeta [Financial newspaper]. Vol. 34, pp. 14-15. (In Russ.).
4. Garnov, I. (2015) [How to take into account indirect costs of state (municipal) institutions. Discussing the Letter of the Ministry of Finance of Russia no. 03-03-10/36660]. Finansovayagazeta [Financial newspaper]. Vol. 33, pp. 14-15. (In Russ.).
5. Druzhilovskaya, T. Yu., Korshunova, T. N. (2019) [Innovations in the regulatory regulation of accounting policy and their significance for the activities of organizations]. Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah [Accounting in budget and non-profit organizations]. Vol. 1, pp. 2-10. (In Russ.)
6. Druzhilovskaya, E. S., Sharapova, N. A. (2015) [Modern problems of formation of accounting policy of organizations]. Buhgalterskij uchet v izdatel'stve i poligrafii [Accounting in publishing and printing]. Vol. 2, pp. 30-36. (In Russ.).
7. Druzhilovskaya, T. Yu. (2017) [Normative regulation of non-profit organizations: current state and prospects]. Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah [Accounting in budget and non-profit organizations]. Vol. 8, pp. 35-40. (In Russ.).
8. Druzhilovskaya, T. Yu., Druzhilovskaya, E. S., Maslova, T. S. (2016) [Features of normative regulation of accounting in state (municipal) institutions]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet [International accounting]. Vol. 23, pp. 2-18. (In Russ., abstract in Eng.).
9. Druzhilovskaya, T. Yu., Korshunova, T. N. (2016) [Directions of further reforming of regulatory regulation of accounting policy]. Buhgalter i zakon [Accountant and law]. Vol. 4, pp. 15-25. (In Russ.).
10. Evseev, E. G., Anohova, E. V. (2015) [Formation of reserves for upcoming expenses in institutions].Auditor [Auditor]. Vol. 3, pp. 51-56. (In Russ.).
11. Koteneva, T. V. Actual issues offormation of accounting policy of the state institution. Available at: http:// lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6043 (accessed 10.12.2019) (In Russ.).
12. Mel'nik, M. V., Zaharova, I. A., Kosendyak, E. V., Yakovchuk, O. A. (2016) [Accounting Standards in the public sector: domestic and international practice]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and management: problems, solutions]. Vol. 2. No. 5, pp. 77-81. (In Russ.).
13. Tihonova, A. I. (2017) Planned amendments to PBU1/2008 "Accountingpolicy".Financial and accounting consultations: electron. journal. Vol. 1, pp. 4-6. Available at: http://www.fbk.ru/publications/publishing_li-brary (accessed 11.01.2017) (In Russ.).
14. Turishcheva, T. B. (2016) [On the peculiarities of accounting and control in Autonomous educational institutions in the conditions of reform]. Auditor [Auditor]. Vol. 6, pp. 28-37. (In Russ.).
15. Sheshukova, T.G. (2018) [Efficiency of public procurement in budgetary institutions: methodological aspect]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet [International accounting]. Vol. 3-4, pp. 149-158. (In Russ., abstract in Eng.).
16. Giacomini, D. (2020) Use of Accounting Information by Mayors in Local Governments International Journal of Public Administration. Vol. 43 (4), pp. 341-349. (In Eng.).
Информация об авторе:
Лариса Александровна Свиридова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 23.10.2019; принята в печать: 28.04.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author:
Larisa Aleksandrovna Sviridova, Candidate of Economical Sciences, associate Professor, Department of accounting, analysis and audit, Orenburg State University, Orenburg, Russia
e-mail: [email protected]
The paper was submitted: 23.10.2019.
Accepted for publication: 28.04.2020.
The author has read and approved the final manuscript.