Научная статья на тему 'РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.Р. Касенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ»

Fujino T^/kuno y., Nakada D. et al.— Med. J. Osaka

Univ., 1953, v. 4, p. 299—304. Gilmor A.— Aquaculture, 1977, v. 11, p. 51—62. Miroga K., Nishibuchi M.— J. Fac. Fish. Anim. Husb. Hiroshima Univ., 1976, v. 15, p. 29—34.

bakazaki R., Tamura К., Kato Т., et al.— Jap. J. ined.

Sei. Biol., 1968, v. 21, p. 325—331. Temmyo R.— Bull. Tokyo med. den. Univ., 1966, v. 13, p. 489-510.

Поступила 29/V 1979 r.

HALOPHILIC VIBRIONS IN THE ENVIRONMENT Yu. 1. Grigoriev, E. P. Ermolina, G. M. Shikalov, M. I. Lapenkov

Presents dataon tne detection of halophilic vibriens in ma-/ rine environments in the USSR, and considers factors that determine the frequency of their detecton. Reports rates of seeding of aquatic organisms, fish, and sea products by pa-

rahemolytic vibrions. Discusses the importance and rates-of isolation of V. anguillarum from fish affected by vibriosis.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 616.31-084:374-053.5

Л. Р. Касенова

РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ школьников

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения. Москва

| Высокая распространенность стоматологических заболеваний зависит от многих факторов: географических условий, режима труда и отдыха, характера питания, конституциональных особенностей организма, перенесенных и сопутствующих заболеваний, гигиенического содержания полости рта. Последнее, по данным многих авторов, оказывает влияние на степень пораженности зубов и пародон-та. Поэтому в исследованиях последних лет (Miller и Kleinmann; Rateitschak; Gangler) действию микробного фактора (зубного налета и камня) отводится роль пускового механизма в развитии заболеваний зубов и пародонта. Устранение местных неблагоприятных факторов зависит от самого населения, его общей и санитарной культуры, знаний, гигиенических навыков и традиций (А. В. Гранин, и др.). По данным Т. Ф. Виноградовой и Л. С. Липатовой, Г. И. Кадниковой, знания и навыки населения в вопросах профилактики поражений пародонта все еще находятся на низком уровне; в распространенности стоматологических заболевании важную роль играет нарушение элементарных гигиенических норм и правил ухода за полостью рта. Учитывая важность проблемы, мы поставили задачи: определить распространенность ^новных стоматологических заболеваний среди школьников, изучить состояние санитарного просвещения, гигиенического обучения и воспитания в школах, гигиенические знания педагогов, роди-

телей, школьников, выяснить степень участия педагогов и медицинских работников школы в сани-тарно-просветительных мероприятиях, направленных на оздоровление учащихся.

Было проведено комплексное стоматологическое и социально-гигиеническое обследование 686 учеников одной из школ Киевского района Москвы с анкетным опросом педагогов, родителей и школьников. Анкета включала паспортную часть, вопросы о режиме труда и отдыха, режиме питания и др., характеризующие уровень общемедицинских знаний педагогов, родителей и пропаганду этих знаний педагогами среди родителей и школьников.

Проинтервьюировано 335 учащихся в возрасте от 7 до 16 лет, 106 педагогов и 112 родителей.

Среди педагогов было 13 мужчин и 93 женщины; 9 были в возрасте от 20 до 29 лет, 38 — от 30 до 39 лет, 33 — от 40 до 49 лет, 24 — от 50 до 59 лет и 2 — от 60 до 62 лет. Высшее образование имел 81 человек, среднее — 25. Среди родителей было 22 мужчины и 90 женщин. Возраст 8 — от 28 до 29 лет, 55 — от 30 до 39 лет, 41 — от 40 до 49 лет, 4 — от 50 до 59 лет, 2 — от 60 до 69 лет, 2 — от 70 до 72 лет. У 41 человека было высшее образование, у 8 — незаконченное высшее, у 29 — среднее специальное, у 19 — среднее, у 15 — начальное.

Результаты стоматологического обследования показали, что распространенность кариеса зубов среди обследованных школьников в различных

возрастных группах колеблется. Распространенность заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта достаточно высока. У большей половины школьников с помощью индекса РМА выявлены начальные изменения в пародонте. Кроме патологии зубов и пародонта, у учащихся обнаружены общесоматические заболевания: у 36,73% заболевания ЛОР-органов, у 12,53 % нарушение осанки.

Анкетное интервьюирование школьников показало, что большинство не соблюдают режим дня: недостаточно спят и бывают на свежем воздухе; мало учеников занимаются физической культурой и спортом вне школы, в часы досуга преобладают умственные занятия статического характера (чтение, просмотр телепередач). Необходимо отметить, что с увеличением возраста возрастают миопиче-ские расстройства со стороны органа зрения; по-видимому, несоблюдение гигиенических принципов построения режима дня обусловливает загруженность зрительного анализатора и напряженную работу органа зрения. Между тем устранение недостатков в режиме дня является одной из существенных предпосылок к повышению работоспособности и сохранению здоровья. Интервьюирование взрослых показало, что систематически делают зарядку утром и занимаются спортом, к сожалению, меньшинство педагогов и родителей.

Большинство школьников, педагогов и родителей не соблюдают режим питания, употребляют кондитерские и мучные изделия в неограниченном количестве.

В условиях все более полного удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения показатель потребления лечебно-профилактических средств ухода за полостью рта может достаточно точно отражать уровень культуры в вопросах личной гигиены и гигиены быта. К показателям санитарной культуры следует отнести знание популярной медицинской литературы, гигиенические навыки, обращаемость за стоматологической помощью, наличие предметов личной гигиены, их характеристику, правильное хранение, количество потребляемых лечебно-профилактических средств ухода за полостью рта. Путем опроса был выявлен низкий уровень знаний о стоматологических заболе-

ваниях. Очень плохо осведомлены педагоги, родители и школьники относительно гигиены полости рта.

Чтобы профилактика болезней была успешной, движение за санитарную культуру должно принять общественный характер. Пропаганду санитарных знаний наряду с органами здравоохранения должны вести органы просвещения, что предусматривается уставом средней общеобразовательной школы.

В 1—3-х классах ежедневно в течение 15—20 мин проводятся уроки охраны здоровья, на которых демонстрируются диафильмы, проводятся беседы на медицинские темы и обучение гигиеническим навыкам (мытью рук, чистке зубов, правильному сидению за партой) с показом плакатов. В 4-м классе эти вопросы включены в программу занятий по природоведению. В 5—7-х классах уроков охраны здоровья нет, но все учителя обращают внимание на внешний вид учащихся, осанку во время сидения за партой, беседуют на тему «Гигиена подростка». В старших (8—10-х) классах 1 раз в год проводятся беседы с учащимися по вопросам личной гигиены и полового воспитания. В то же время опрос учащихся показал, что многие из них не знают правил личной гигиены в полном объеме.

Медицинский персонал 2 раза в год проводит осмотр и санацию полости рта школьников. Са-нитарно-просветительная работа среди учащихся проводится в основном медицинской сестрой в форме выступлений, бесед на общемедицинские темы (о гигиене, травматизме). Знания по санитарно-гигиенической тематике родители и учителя полу-^ чают из журналов «Здоровье», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Работница» и других печатных изданий, по радио и телевидению, несколько учителей имеют справочник врача и др. Школьники получают гигиенические знания главным образом от родителей.

Таким образом, анализ данных анкетного интервьюирования в комплексе со стоматологическим обследованием школьников показал, что уровень гигиенических знаний учителей,^родителей и школьников недостаточно высок. Раскрыты новые фак-торы, ^устранение которых может существенно изменить структуру стоматологической заболеваемости и уровень санитарной культуры населения

ЛИТЕРАТУРА

Виноградова Т. Ф., Липатова Л. С. ? Профилактика стоматологических заболеваний у детей. М., 1975. Гранин А. В.— Мед. реф. ж., 1974, № 11, с. 6—12. Кадникова Г. И. Эпидемиология и профилактика хрони« ческих гингивитов у детей. Дис. канд. Рига, 1975.

Gang le г Р.— Dtsch. Zahn-, Mund- u. Kieferheilk., 1978

Bd 66, S. 383-388. Miller C. H., Kleinmann J. L.— J. dent. Res., 1974,

v. 53, N 2, Pt. 2, p. 4217. Rateischak К. H.— Z. präv.-Med., 1975, Bd 20, S. 309— 313.

Поступила 5/1 II 1979 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.