Научная статья на тему 'Опыт проведения программы профилактики стоматологических заболеваний у детей школьного возраста в Азербайджане'

Опыт проведения программы профилактики стоматологических заболеваний у детей школьного возраста в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
507
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ФТОРИДСОДЕРЖАЩАЯ ЗУБНАЯ ПАСТА / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зейналова Г. К., Алиева Р. К.

Азербайджан не мав особистого досвіду профілактики стоматологічних захворювань на основі часто використовуваних освітніх програм і загального призначення фторідвмісних зубних паст для профілактики карієсу зубів і захворювань пародонту. Проведені протягом 3 років клінічні дослідження зі всією переконливістю свідчать про те, що використання фторідвмісних зубних паст в Шкільній Освітній Програмі профілактики стоматологічних захворювань швидко впливає на зростання і розвиток карієсу зубів і захворювань пародонту. Неконтрольована гігієна порожнини рота виявилася мало ефективною. Позитивні зрушення, що намітилися, були досягнуті лише після закінчення 18 місяців. Тому для профілактики і лікування захворювань пародонту у школярів за допомогою фторідвмісних зубних паст можна рекомендувати лише контрольовану гігієну порожнини рота.Азербайджан не имел личного опыта профилактики стоматологических заболеваний на основе часто используемых образовательных программ и общего назначения фторидсодержащих зубных паст для профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта. Проведенные в течение 3 лет клинические исследования со всей убедительностью свидетельствуют о том, что использование фторидсодержащей зубной пасты в Школьной Образовательной Программе профилактики стоматологических заболеваний очень быстро оказывает влияние на рост и развитие кариеса зубов и заболеваний пародонта. Неконтролируемая гигиена полости рта оказалась мало эффективной. Даже наметившиеся положительные сдвиги были достигнуты лишь по истечении 18 месяцев. Поэтому для профилактики и лечения заболеваний пародонта у школьников с помощью фторидсодержащих зубных паст можно рекомендовать только контролируемую гигиену полости рта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зейналова Г. К., Алиева Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения программы профилактики стоматологических заболеваний у детей школьного возраста в Азербайджане»

© Г.К.Зейналова, Р.К.Алиева

УДК 616.31-083; 616.31-08-039.71

Г.К.Зейналова, Р.К.Алиева

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Азербайджанский медицинский университет (г.Баку)

Работа является самостоятельно выполняемой кандидатской диссертацией «Организация и эффективность проведения программы профилактики стоматологических заболеваний у детей школьного возраста».

Вступление. В связи с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в Азербайджане, вопросы изучения стоматологической заболеваемости, оказания специализированной помощи населению, профилактики стоматологических заболеваний приобретают ещё большую актуальность для сохранения стоматологического здоровья и поддержания общесоматического здоровья населения.

Всемирная программа по предотвращению увеличения стоматологической заболеваемости базируется на принципах, провозглашенных ВОЗ и Рй!, основными этапами которой, является санитарное просвещение населения в области стоматологии, расширение профилактической стоматологической службы, мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта [3,4,5,6,7,8,9]. Возрастающая стоматологическая заболеваемость в Азербайджане представляет реальную угрозу, в первую очередь состоянию здоровья подрастающего поколения [1].

Для улучшения состояния здоровья населения в области стоматологии в соответствии с принципами, провозглашёнными ВОЗ и Рй!, в нашей республике Азербайджанской Стоматологической Ассоциацией с 1998 года проводится Школьная Образовательная Программа (ШОП) по обучению гигиене полости рта [2].

Цель исследования. Изучение эффективности проводимой в Азербайджане Школьной Образовательной Программы по уходу за полостью рта детей с использованием фторидсодержащих зубных паст.

Объект и методы исследования. Для выяснения уровня знаний по гигиене полости рта было проведено анкетирование детей до начала программы, через полтора года и через 3 года после начала программы (всего 510) анкет. Санитарная культура по вопросам профилактики заболеваний полости рта была изучена у 750 родителей детей начальных классов г. Баку и у 335 учителей начальных классов. Данные исследования проводились в Насиминском, Наримановском и Сабаиловском районах г. Баку. Для изучения профилактической и клинической

эффективности действия фторидсодержащих зубных паст на состояние зубов и тканей полости рта у детей была поставлена задача по изучению исходных данных стоматологического статуса 909 младших школьников (7-10 лет). Дети, участвовавшие в клинических исследованиях по профилактической эффективности фторидсодержащей зубной пасты (всего 909 человек) были распределены по группам в следующем порядке:

Первая группа - состояла из 308 школьников, которые чистили зубы 2 раза в день фторидсодержащей зубной пастой под контролем врача в школе и предварительно обученных родителей дома (группа контролируемой гигиены КГ).

Вторая группа - 303 школьника также чистили зубы 2 раза в день фторидсодержащей зубной пастой, но без контроля (группа неконтролируемой гигиены полости рта НКГ).

Третья группа - 298 школьников (группа сравнения ГС) однократно обучались гигиене полости рта, но дальнейшая их гигиена и применяемые зубные пасты были произвольными и не контролировались.

Дети, участвовавшие в клиническом исследовании, проходили тщательный осмотр состояния полости рта с заполнением карт, рекомендованных ВОЗ (Женева, 1997). Изучалось состояние зубов с определением распространенности и интенсивности кариеса (индексов КПУ, КПУ+кп и их составляющих), индекс гигиены по Green-Vermillion (OHI-S), индекс CPI и его составляющих. Обследования одних и тех же детей проводились каждые 6 месяцев врачом - стоматологом. Диагностика кариеса зубов, заболеваний пародонта, определение клинических индексов осуществлялись общепринятыми в клинических обследованиях методиками. Всего у 74 детей изучены показатели 213 пятен, при этом проведено 639 измерений проницаемости эмали метиленовой синью по методике Аксамита Л.Т..

Следует отметить, что содержание фторида в питьевой воде г Баку во всех трех исследуемых группах было примерно одинаково и составляло

0,3-0,5мг/л.

Полученные цифровые данные подверглись статистической обработке методами медицинской статистики. Для количественной оценки разницы между вариационными рядами, использовался параметрический критерий t-Стьюдента, для

частотного анализа критерий согласия Пирсона -%2. Вычисления проводились на компьютере с помощью электронной таблицы EXCEL .

Результаты исследований и их обсуждение.

Комплексная программа, предложенная нами, состоит из 2-х направлений - педагогического и медицинского. Задачей педагогического этапа программы являлась ознакомлением детей начального звена общеобразовательных школ с анатомией и физиологией полости рта, с основными стоматологическими заболеваниями, способами обнаружениями таких заболеваний, а также с методами их предупреждения. Основной упор в преподавании делался на необходимость регулярного гигиенического ухода за полостью рта, обучение правильной чистке зубов, методам профилактики заболеваний ротовой полости и рациональному питанию.

Для реализации педагогического этапа комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний нами были предложены учебные пособия, утвержденные Министерством образования Азербайджанской Республики. Исходные уровни знаний по гигиене полости рта детей 7-8 лет были низкими. При этом 30% мальчиков и 50% девочек считали, что зубы необходимо чистить только 1 раз в день. 50% мальчиков и 40% девочек не знали, какую зубную пасту выбрать, и какой должна быть зубная щетка. Исходные уровни знаний по гигиене полости рта у детей 8-9 лет и 9-10 лет также оказался низким.

Педагогический этап комплексной профилактической программы благоприятно отразился на уровне знаний по гигиене полости рта. Через 3 года уровень гигиенических знаний у мальчиков увеличился до 12,5 баллов, у девочек до 11,5 баллов; у детей 8-9 лет знания были оценены одинаково по 12 баллов соответственно у мальчиков и девочек. Та же динамика отмечена у детей 9-10 лет. Изучение первоначального стоматологического статуса у 1100 школьников 7-9 лет первоклассников позволило установить высокую распространенность основных стоматологических заболеваний. Распространенность кариеса зубов составила 91,64±0,83%, интенсивность кариеса - 5,83±0,31. Воспалительные заболевания тканей пародонта были выявлены у 55,45±1,50 школьников. Большинство детей (73,18±1,33%, по данным OHI-S) имели плохую гигиену полости рта.

По результатам анализа ответов первоклассников можно констатировать, что дети не имеют достаточных знаний и навыков в области гигиены полости рта и правильного питания, а в семье эти навыки не формируются и не контролируются. Положительный эффект проведения образовательной программы был получен в отношении снижения у детей 1-й группы (обучавшихся по программе), по сравнению со школьниками 2-й группы (не обучавшихся), распространенности кариеса постоянных зубов на 19,95% (49,60±1,83% и 69,55±2,43%, p<0,001). Интенсивность кариеса постоянных зубов также уменьшилась у детей 1-й группы, по

сравнению со школьниками 2-й группы, в 1,8 раза (0,79±0,11 и 1,42±0,21 по КПУ, р<0,001).

Количество детей с воспалительными заболеваниями пародонта также уменьшилось в 1-й группе, по сравнению со 2-й группой, в 1,7 раза.

Таким образом, внедрение программы, проводимой врачами-стоматологами и учителями среди детей младшего возраста, показало ее высокую эффективность в повышении санитарно-гигиенических знаний и снижении стоматологической заболеваемости школьников.

Изучение профилактической и клинической эффективности действия фторидсодержащих зубных паст на состояние зубов и тканей полости рта у детей было изучено у 909 младших школьников (7-10 лет). Мы исследовали влияние фторидсодержащей зубной пасты на основные показатели кариеса и заболеваний пародонта, состояние гигиены полости рта, а также на процессы реминерализации эмали. Интересные результаты были получены при изучении динамики заболеваемости детей кариесом зубов по показателю его распространенности (рис.1), различия между ГС и КГ полости рта по приросту распространенности кариеса составило 58%. Самый важный показатель эффективности профилактической работы - редукция прироста распространенности кариеса - по отношению к ГС составил 41,57% в разные сроки, а по отношению к НКГ - 3% - 52%. Важнейший показатель - редукция прироста интенсивности кариеса — наиболее выражено различалась между группами контроля (ГС, НКГ) и контролируемой гигиены полости рта. Уже через 6 месяцев редукция прироста кариеса составила 17%. В дальнейшем показатель превысил 50% и не опускался ниже 48%.

Ипхпд б мас. /2 мае. IS мес. 24 мае. 36 мае

Рис. 1. Динамика распространенности кариеса в исследуемых группах.

Интересны результаты изучения состояния Индекса Гигиены полости рта, в ГС за все время исследования индекс гигиены в течение всего периода было неудовлетворительным (2,13-2,02), что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии гигиены полости рта у школьников. Прямо противоположная ситуация с гигиеной полости рта сложилась в группе с КГ Уже через 6 месяцев после

Исход 6 мес. 12 мес. 18 мес. 24 мес. 36 мес.

Рис. 2. Динамика распространенности заболеваний пародонта в исследуемых группах.

начала исследования уровень гигиены в группе повысился, что выразилось в снижении индекса с 2,20 до 1,29, а через 36 месяцев - до 0,44.В связи с высокими результатами, полученными нами при контролируемой гигиене полости рта, следовало ожидать также высокой эффективности фторидсодержащих зубных паст и на состояние пародонта у школьников (рис.2).

Распространенность заболеваний пародонта снизилась на 42 %, тогда как в группе неконтролируемой гигиены полости рта она снизилась всего на 6,0%, а в группе сравнения только на 2.5%.

Таким образом, проведенные в течение 3 лет клинические исследования со всей убедительностью свидетельствуют о том, что использование фторидсодержащей зубной пасты в Школьной Образовательной Программе профилактики стоматологических заболеваний очень быстро оказывает влияние на рост и развитие кариеса зубов и заболеваний пародонта. Неконтролируемая гигиена полости рта оказалась мало эффективной. Даже наметившиеся положительные сдвиги были достигнуты лишь по истечении 18 месяцев.

Выводы.

1. Установлена высокая распространенность кариеса у учащихся младших классов г. Баку -91,64±0,83%, воспалительные заболевания пародонта были выявлены у 55,45±1,50% детей, а также выявлен неудовлетворительный уровень санитарной культуры у детей младшего школьного возраста и их родителей.

2. В рамках комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний разработаны учебно-методические пособия для детей, родителей и учителей.

3. Школьная Образовательная Программа профилактики стоматологических заболеваний - современный эффективный метод профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта, позволяющим в течение 2 - 3 лет снизить прирост интенсивности кариеса в 2 раза, а заболеваний пародонта - в 2-4 раза.

4. Контролируемая гигиена полости рта с использованием фторидсодержащих зубных паст показала выраженные результаты профилактики кариеса зубов: по редукции прироста распространенности заболеваемости кариесом до 57%, по редукции прироста интенсивности кариеса 48-57%.

5. Высокая профилактическая эффективность контролируемой гигиены полости рта с использованием фторидсодержащей зубной пасты выражается в улучшении состояния гигиены полости рта и пародонта: за 3 года Индекса Гигиены снизился с 2,2 до 0,44, число секстантов с кровоточивостью уменьшилось с 5,47±0,49 до 1,85±0,12, а количество секстантов с зубным камнем снизилось с 0,16±0,01 до

0,06+0,01.

Перспективы дальнейших исследований.

Для профилактики и лечения заболеваний паро-донта у школьников с помощью фторидсодержащих зубных паст можно рекомендовать только контролируемую гигиену полости рта.

Список литературы

1. Зейналова Г.К. Организация санитарного просвещения профилактики основных стоматологических заболеваний среди детей младшего школьного возраста в Азербайджане / Г.К. Зейналова, Р.К. Алиева / Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Проблемы и пути развития современного здравоохранения», Международная академия наук и высшего образования (Великобритания); Всеукраинский академический союз (Украина).-2011. - http://www.gisap.eu/ru/node/1588.

2. Доклад Комитета экспертов ВОЗ по гигиене полости рта и использованию фторидов. Женева. - 2006. - № 120/10.

3. Леонтьев В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов. - М. : Мед. - 2006. - 416 с.

4. Леус П.А. Оптимизация программ стоматологической помощи детям школьного возраста / П.А. Леус // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2007. - №2. - С. 59-64.

5. Набатова Т.А. Роль стоматологического просвещения родителей в поддержании здоровья полости рта детей : ав-тореф. дис. на соискание ученой степени канд. мед.наук : спец. 14.00.21 «Стоматология» / ТА. Набатова. - Москва,

2000.- 19 с.

6. Хамадеева А.М. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М. Хамадеева, В.Д. Архипов. - Самара,

2001. - 230 с.

7. Axelsson P. The long-term effect of a plaque control program on tooth mortality, caries and periodontal disease in adults. Results after 30 years of maintenance / P Axelsson // J ClinPeriodontol. - 2004.- V.31. - P 749-757.

8. Azarpazhooh A. Fluoride Varnish in the Prevention of Dental Caries in Children and Adolescents : A. Systematic Review / A. Azarpazhooh, PA. Main // JCDA. - 2008. - V74,№ 1. - P 73-79.

9. Christensen G.J. Special oral hygiene and preventive care for special needs / G.J. Christensen // J. Am Dent Assoc.- 2005.-V.136.- P 1141-1143.

УДК 616.31-083; 616.31-08-039.71

ДОСВІД ПРОВЕДЕННЯ ПРОГРАМИ ПРОФІЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГІЧНИХ ЗАХВОРЮВАНЬ У ДІТЕЙ ШКІЛЬНОГО ВІКУ В АЗЕРБАЙДЖАНІ

Зейналова Г.К., Алієва Р.К

Резюме. Азербайджан не мав особистого досвіду профілактики стоматологічних захворювань на основі часто використовуваних освітніх програм і загального призначення фторідвмісних зубних паст для профілактики карієсу зубів і захворювань пародонту.

Проведені протягом 3 років клінічні дослідження зі всією переконливістю свідчать про те, що використання фторідвмісних зубних паст в Шкільній Освітній Програмі профілактики стоматологічних захворювань швидко впливає на зростання і розвиток карієсу зубів і захворювань пародонту. Неконтрольована гігієна порожнини рота виявилася мало ефективною. Позитивні зрушення, що намітилися, були досягнуті лише після закінчення 18 місяців. Тому для профілактики і лікування захворювань пародонту у школярів за допомогою фторідвмісних зубних паст можна рекомендувати лише контрольовану гігієну порожнини рота.

Ключові слова: гігієна порожнини рота, фторідвмісна зубна паста, санітарно-гігієнічна освіта.

УДК 616.31-083; 616.31-08-039.71

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Зейналова Г.К., Алиева Р.К

Резюме. Азербайджан не имел личного опыта профилактики стоматологических заболеваний на основе часто используемых образовательных программ и общего назначения фторидсодержащих зубных паст для профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Проведенные в течение 3 лет клинические исследования со всей убедительностью свидетельствуют о том, что использование фторидсодержащей зубной пасты в Школьной Образовательной Программе профилактики стоматологических заболеваний очень быстро оказывает влияние на рост и развитие кариеса зубов и заболеваний пародонта. Неконтролируемая гигиена полости рта оказалась мало эффективной. Даже наметившиеся положительные сдвиги были достигнуты лишь по истечении 18 месяцев. Поэтому для профилактики и лечения заболеваний пародонта у школьников с помощью фторидсодержащих зубных паст можно рекомендовать только контролируемую гигиену полости рта.

Ключевые слова: гигиена полости рта, фторидсодержащая зубная паста, санитарно-гигиеническое просвещение.

UDC 616.31-083; 616.31-08-039.71

Experience Of Carrying Out Of The Program Of Preventive Maintenance Of Dental Diseases In School Children In Azerbaijan

Zeynalova G.K., Oliyeva R.Q.

Summary. Azerbaijan had no personal experience of dental disease prevention based on commonly used educational programs and general use for the prevention of dental caries and periodontal diseases ftorid toothpastes.

Carried out within 3 years clinical studies have convincingly demonstrate that the use of ftorid toothpaste in the school program to prevent dental disease very quickly affect the growth and development of dental caries and periodontal disease. Uncontrolled oral hygiene was good enough. Even positive developments were achieved after 18 months. Therefore, for the prevention and treatment of periodontal disease in school children with ftorid toothpaste can be recommended only supervised oral hygiene.

Key words: hygiene of an oral cavity, fluoride containing tooth-paste, sanitary-and-hygienic education.

Стаття надійшла 21.05.2012 р.

Рецензент - проф. Каськова Л.Ф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.