Научная статья на тему 'Роль геобрендинга в развитии международных связей вуза'

Роль геобрендинга в развитии международных связей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОБРЕНДИНГ / БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ИМИДЖ / НОВЫЕ МЕДИА / СРЕДА WEB 2.0 / ИНВЕСТИЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / WEB 2.0 / GEO BRANDING / TERRITORY BRANDING / TERRITORY MARKETING / TERRITORY IMAGE / NEW MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пулькина Виктория Алексеевна, Коршунов Георгий Владимирович

В статье рассматривается возможность развития международных связей вуза через имидж той территории, на которой он расположен. Авторы описывают новые медиа в сети Интернет как канал коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями в целях привлечения полезных мигрантов: студентов, ученых, преподавателей, компаний-партнеров – в Ухту, что положительным образом отразится на формировании позитивного имиджа города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пулькина Виктория Алексеевна, Коршунов Георгий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of territory branding in university development of international relations

The key theme of the article is the possibility of higher school promotion and developmentof its international relations through the image of the territory where it is located. The authors describe new media in the Internet as the main channel of communication with foreign target audiences for involvement of useful migrants – students, scientists, teachers, the partner companies to Ukhta. That strategy can contribute much to formation of the attractive image of the city.

Текст научной работы на тему «Роль геобрендинга в развитии международных связей вуза»

Литература

1. Цхадая Н.Д. От учебно-консультационно-

го пункта к университетскому комплексу. URL: http://komiexpo.com/ experts/10/

2. Акимов М.Ю., Ларченко И.Н. Реструкту-

ризация структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе. URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/sociology/akimov-larchenko.pdf

3. Гуманитарные технологии преподавания в

высшей школе: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. С. 27.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с

участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). и^: http://gendocs.ru/ У27190

5. Холодная М.А. Психология интеллекта.

Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 106-107.

6. Кобрунов А.И., Беляева О.И. «Север» и

«нефтегазовая доминанта» в программе стратегического развития УГТУ // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 49-56.

7. Безгодов Д.Н. Концептуальные основания

организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125-130.

В.А. ПУЛЬКИНА, зам. начальника управления

Г.В. КОРШУНОВ, проректор по организационным вопросам и внешним связям

Роль геобрендинга в развитии международных связей вуза

В статье рассматривается возможность развития международных связей вуза через имидж той территории, на которой он расположен. Авторы описывают новые медиа в сети Интернет как канал коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями в целях привлечения полезных мигрантов: студентов, ученых, преподавателей, компаний-партнеров - в Ухту, что положительным образом отразится на формировании позитивного имиджа города.

Ключевые слова: геобрендинг, брендинг территорий, территориальный маркетинг, имидж, новые медиа, среда Web 2.0, инвестиции, территориальное образование

В последнее время тема геобрендинга стала очень популярной. Страны, регионы и города ведут активную информационную политику, стремясь привлечь на свою территорию необходимые ресурсы. При этом такие феномены, как глобализация и интернетизация, дают возможность территориальным образованиям выходить в своей деятельности на новые, более масштабные рынки, например, искать инвестиции, туристов и полезных мигрантов даже в зарубежных странах. Для этого они используют инструменты маркетинга территорий и геобрендинга.

Маркетинг территории можно определить как деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания и/ или изменения отношения и поведения рези-

дентов и нерезидентов (в лице частных лиц и организаций коммерческого и некоммерческого характера) относительно конкретной территории [1, с. 54]. Геобрендинг (брендинг территорий) - это стратегия развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований - от малонаселенных пунктов до больших регионов. В ее основе лежит комплексный подход к развитию территории и повышению ее привлекательности для местного населения, инвесторов и туристов [2, с. 76].

По мнению авторов, необходимо сначала построить сильный узнаваемый бренд страны, региона или города и только потом продвигать его на рынке. В случае когда территория не узнаваема представителями целевых аудиторий или узнаваема, но не вызывает у них интереса, использование инструментов территориального маркетинга является бесполезным. В свою очередь, технологии геобрендинга помогают акцентировать уникальность места, сделать его привлекательным для туризма и вложения инвестиций, постоянного жительства и развития частного бизнеса.

Сегодня конкуренция территорий за ресурсы остра как никогда. Представителям власти и непосредственно управленцам приходится использовать новые подходы и технологии для решения поставленных задач. Устроительный РИ и медиарилейшнз все еще остаются популярными и эффективными методами продвижения территорий, но с каждым днем все большую актуальность приобретают коммуникации в среде Web 2.0.

Д.П. Гавра дает следующее определение электронного (цифрового) РИ территорий: это система коммуникационных мероприятий по продвижению города, региона, государства в интернет-среде, опирающаяся на комплексное использование web-технологий и позволяющая создать добавленную стоимость территории за счет социальной синергии всемирной сети[3]. Глобальная сеть предоставляет технологи-

ческому субъекту связей с общественностью значительные преимущества по сравнению с off-line-средой. Социальные сети, блоги и микроблоги, RSS-ленты и Wiki-ресурсы, аудио- и видеоподкасты позволяют четко сегментировать целевые аудитории, размещать большие объемы информации, получать оперативную обратную связь, вовлекать пользователей в процесс самостоятельного распространения сообщений, используя эффект «вируса». Интернет и сам по себе является «глобальной деревней». Этот термин ввел Маршалл Маклюэн для описания сложившейся новой коммуникативной, а впоследствии и культурной ситуации. Маклюэн считает, что в результате электронных средств связи земной шар «сжался» до размеров деревни, стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира [4, с. 17].

Общение в глобальной сети стирает пространство и время, благодаря чему жители разных концов света могут осуществлять коммуникацию без особых усилий и финансовых затрат. В контексте геобрендинга платформы новых медиа позволяют городам и регионам России заявить о себе на весь мир. Если еще 30 лет назад, не обладая возможностью поиска информации в Интернете, люди могли сформировать свое мнение о том или ином городе, только побывав там, то сегодня каждый пользователь Сети может совершить виртуальную экскурсию по европейским столицам и популярным курортам, без особых усилий найти фото и видео данной территории, прочесть отзывы туристов и даже пообщаться в режиме on-line с жителями конкретного населенного пункта.

Особое значение имеет этот факт для малых и средних городов России, которые не входят в число популярных туристических маршрутов зарубежных туристов. Специалисты по связям с общественностью, работающие над продвижением данных территорий, все чаще осуществляют ком-

муникации c потенциальными посетителями через такие каналы, как социальные сети Facebook и ВКонтакте, видеохостинг YouTube, рейтинги отелей и гостиниц мира.

В перспективе создания музейного комплекса «Ухта - родина первой российской нефти» [5] и позиционирования этого северного города в соответствии с вышеобо-значенной концепцией использование новых медиа для продвижения города также представляется целесообразным.

В основе геобрендинга и его развития с использованием современных информационно-компьютерных технологий и новых медиа должны лежать стратегические преимущества территории и ее взаимоотношения с внешней средой как внутри страны, так и за ее пределами. В этом контексте Ухта действительно является уникальным городом с особым положением на карте России. Это индустриальная столица Республики Коми, имеющая стратегическое значение для обеспечения энергетической безопасности центральных регионов страны и зарубежных партнеров России. Культурным ядром города, бесспорно, является Ухтинский государственный технический университет, представляющий собой первый в Республике Коми университетский комплекс.

УГТУ - один из крупнейших многопрофильных технических вузов на Европейском Севере страны, один из представителей Содружества нефтегазовых вузов России. Многие годы вуз является кадровой и научной базой для реализации многих ключевых проектов ведущих компаний ТЭК и других отраслей промышленности. Следуя своей концепции развития, УГТУ выполняет важную геополитическую миссию: благодаря формированию университетского комплекса Ухта обретает статус опорного города в решении проблемы моногородов, общей демографической проблемы и оптимизации структуры занятости населения Республики Коми и сопредельных регионов Европейского Севера страны. Все это -

факторы, способствующие формированию бренда Ухты.

Следует отметить, что люди с давних времен интуитивно использовали технологии геобрендинга для развития своих территорий. Продвижение города путем создания религиозного или образовательного центра позволяло привлечь паломников и учащихся, что сопровождалось формированием соответствующей инфраструктуры. Яркий тому пример - города, известные под брендом университетских; при этом университеты изначально открывались на базе монастырей, бывших центрами просвещения. Например, Оксфорд был впервые письменно упомянут в «Англосаксонских хрониках» в 912 г. в связи с тем, что на его месте располагалась монашеская обитель Фрайдсвайд, а университет в Оксфорде был основан в 1117 г. именно для того, чтобы дать священнослужителям более полное образование. Позднее университет стал привлекать студентов и профессоров, ихобслуживание создавало рабочие места и повышало доходы местного населения [6, с. 56].

Одно из перспективных направлений развития Ухты, по мнению авторов, связа-

но с установкой «Ухта - университетский город». Постепенно она превратилась в концептуальный фокус стратегии формирования университетского комплекса в Ухте и стала составной частью имиджа города. Из десятитысячного коллектива УГТУ и его филиалов восемь с половиной тысяч сосредоточены в Ухте, городе со стотысячным населением. В России нет другого такого города, который, не будучи региональным центром или наукоградом, на стотысячное население имел бы такой сравнительно крупный государственный университет [7].

Одним из важнейших направлений деятельности университета является стратегическое партнерство с ведущими транснациональными компаниями России, такими как ОАО «Газпром», ОАО «НК “Роснефть”», ОАО «АК “Транснефть”», ОАО «ЛУКОЙЛ », ОАО «Зарубежнефть », и их многочисленными дочерними обществами в различных регионах страны. Взаимодействие осуществляется на основе долгосрочных договоров о партнерстве и охватывает все сферы жизни университета. Назовем основные направления, по которым ведется сотрудничество с компаниями: профориентация и довузовская подготовка школьников, ознакомительные, производственные и преддипломные практики, курсовое и дипломное проектирование по заказу предприятий, именные стипендии для студентов, гранты и стажировки для аспирантов и преподавателей вуза, выполнение прикладных исследований и проектно-изыскательских работ, совместное проведение мероприятий и реализация проектов в социальной, культурной и спортивной сферах. Партнерство с нефтегазовыми компаниями, таким образом, буквально «пронизывает » университетскую жизнь. Работа университета с реальным сектором экономики и его признание «потребителями » образовательных услуг -именно это является общепринятым международным индикатором статуса ведущих вузов мира. Опыт стратегического партнер-

ства обеспечивает привлечение к ним зарубежных партнеров и способствует обмену практическими наработками, идеями, проектами на международном уровне. Именно этот фактор в первую очередь привлекает в Ухту иногородних абитуриентов, которые стремятся получить в стенах университета профильное образование и обрести жизненные и профессиональные перспективы.

Продвижение международного имиджа нефтегазового комплекса и инновационных проектов в этой сфере, поддержка отраслевого партнерства являются одними из главных задач Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минеральносырьевого и топливно-энергетического комплексов, созданного решением ректоров нефтегазовых вузов России по итогам участия в Петербургском международном экономическом форуме. Для развития на-званныхприоритетов консорциума с апреля 2011 г. реализуется проект отраслевого международного межвузовского медиасотрудничества «Utime news», объединяющего медиаресурсы профильных университетов и компаний ТЭК России, а в перспективе рассчитанного и на другие страны мира. Проект может служить примером использования коммуникационных технологий в продвижении регионального бренда и отраслевого сотрудничества.

Несмотря на то, что Ухта находится вдали от традиционных центров обучения иностранных студентов - Москвы и Санкт-Петербурга, значение развития международного сотрудничества университета крайне велико. УГТУ на протяжении многих лет входит во всемирную сеть вузов северного измерения планеты - «Университет Арктики», а представители университета являются участниками постоянно действующих рабочихгрупп по образованию, исследованиям и молодежной политике при Совете министров Баренцева Евро-Арктического региона. Университет реализует различные международные программы по нескольким

ключевым направлениям: страны БЕАР (Финляндия, Норвегия, Швеция), страны Европы (Германия, Франция, Великобритания, Венгрия, страны Балтии), США, Китай и многие другие регионы мира, где партнерами вуза являются ведущие учебные заведения, имеющие профильные для УГТУ специальности и факультеты. Одним из самых простых примеров является получение более чем 70 студентами УГТУ второго высшего образования в Норвегии по программе бакалавриата «Bachelor ofNorthern Studies » с использованием дистанционных технологий. Лучшие студенты имеют стипендии для обучения в течение одного семестра в Университете Нурланда и в университетском колледже Альты, по окончании которого они получают европейский диплом дополнительно к осваиваемой в УГТУ профессии. Активно развиваются в университете и программы приема иностранных профессоров и ведущих специалистов предприятий нефтегазовой отрасли. К примеру, у нас выступают ведущие лекторы Всемирного общества инженеров-нефтяников (SPE). Университет ставит весьма амбициозные и при этом реальные и прагматичные задачи: создание совместных образовательных программ с двойным дипломом, расширение спектра образовательной и научной мобильности студентов и ученых, более активное участие коллективов и научно-педагогических школ вуза в зарубежных грантах и программах сотрудничества.

Оказать значительное содействие в решении перечисленных задач способен устойчивый положительный имидж города. По мнению авторов, чем выше паблицитный капитал территории, чем шире представлен город в среде Web 2.0, чем больше вовлеченность пользователей всемирной паутины в обсуждение положительного опыта Ухты,

тем результативнее и успешнее окажутся попытки привлечь в средний северный город полезных мигрантов. В данном контексте роль геобрендинга представляется весьма значительной. А учитывая тот факт, что сегодня все большее число людей получают необходимую информацию через Интернет, именно эта площадка представляется самым эффективным каналом коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями - потенциальными студентами, преподавателями и партнерами университета.

Работать над развитием международных связей вуза администрации университета необходимо в тесном взаимодействии с руководителями системы местного самоуправления. Одним из примеров сотрудничества исполнительной власти и преподавателей и студентов кафедры «Связи с общественностью » УГТУ могла бы стать разработка программы развития территории МОГО «Ухта» кактуристического направления и инвестиционно привлекательного города. Такой тандем может благотворно отразиться как на имидже Ухты, так и на имидже университета.

Литература

1. Сачук Т. Территориальный маркетинг: основные понятия и методы // Муниципальная власть. 2010. № 1. С. 54-60.

2. Визгалов Д. Маркетинг мест // Муници-

пальная власть. 2010. № 3. С. 76-79.

3. Гавра Д.П. Современные технологии про-

движения регионов в Интернет-пространстве. и^: http://www.geobranding.ru/ шаГегіаІі/ 1-latest-news/ 1-statja-1.html

4. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние

расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: КАНОН-пресс-Ц; Куч-ково поле, 2003. 464 с.

5. ПулькинаВ.А., ЗеленскаяЕ.А. Музей «Ухта

- Родина первой российской нефти» как технология геобрендинга // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 66-72.

6. Серегина Е. История возникновения брен-

динга территорий. URL: http://

www.advertology.ru/ print81687.htm

7. Цхадая Н.Д. Ухта - университетский го-

род // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 48-53.

Д.Н. БЕЗГОДОВ, проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам

К разработке технологии обследования и корректировки образовательной среды вуза на основе компетентностного подхода

В статье раскрыта логика построения принятой в УГТУ матрицы направлений и форм воспитательной работы и ценностно-компетентностного параллелепипеда как инструмента оценки качества воспитательных мероприятий и образовательной среды вуза в целом. Обоснована актуальность задачи развития общекультурных компетенций в воспитательном процессе.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, ценностные ориентиры, воспитательная работа, матрица воспитательной работы, ценностно-компетентност-ный параллелепипед

В контексте модернизации российской системы образования важность вопросов развития образовательной среды профессионального учебного заведения существенно возрастает. Ведь введение ФГОС имеет не самодовлеющее значение; принципиальным является их ориентированность на требования инновационной модели экономики. В этом плане предполагаемый переход к компетентностной стратегии подготовки выпускника отнюдь не является простой сменой модели учебно-воспитательного процесса и требований, предъявляемых к выпускнику вуза. Это результат мировоззренческого углубления классической образовательной парадигмы, и, как таковой, компетентностный подход не отменяет традиционный знаниевый, но обогащает и уточняет его. Вообще, все основные аспекты модернизации отечественного

образования носят не локально-временной, но эпохальный характер, что обусловливает и долгосрочную актуальность всех задач по обеспечению процесса модернизации. К таковым относится и задача развития на основе компетентностного подхода образовательной среды высших учебных заведений.

Компетентностный подход отчетливо выявляет один из ключевых принципов профессиональной подготовки, а именно: значительное число компетенций будущего профессионала, особенно общекультурные компетенции, не могут быть предметом освоения исключительно в условиях аудиторно-лабораторной подготовки. Более того, некоторые из них вообще не являются впервые формируемыми в стенах профессионального учебного заведения. Они предполагают поэтому не столько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.