Научная статья на тему 'Дидактическая система университетского технического комплекса'

Дидактическая система университетского технического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TEACHERS’ TRAINING IN LEARNING METHODS / UNIVERSITY TECHNICAL COMPLEX / PROFESSIONAL TRAINING IN TECHNICAL SPECIALTIES AND AREAS / DIRECTIONAL DIDACTIC SYSTEM / INDIVIDUALIZATION OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова Ольга Александровна, Федотов Николай Сергеевич, Беляева Оксана Игоревна

В статье описываются преимущества университетского комплекса как формы учреждения высшего профессионального образования. Обосновывается необходимость и отмечаются трудности формирования направленной дидактической системы университетского технического комплекса. Предлагается подход к формированию такой системы, базирующейся на проектном методе, через дополнительную подготовку преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотникова Ольга Александровна, Федотов Николай Сергеевич, Беляева Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic system of university technical complex

The article describes the benefits of a university complex as a form of higher education institution. The necessity of forming a directional didactic system of a university technical complex is substantiated. There is proposed an approach to the formation of such a system through an additional teachers’ training, based on the project method.

Текст научной работы на тему «Дидактическая система университетского технического комплекса»

О.А. СОТНИКОВА, проректор по учебно -методической работе и дополнительному образованию Н.С. ФЕДОТОВ, первый проректор по учебной работе О.И. БЕЛЯЕВА, начальник отдела

В статье описываются преимущества университетского комплекса как формы учреждения высшего профессионального образования. Обосновывается необходимость и отмечаются трудности формирования направленной дидактической системы университетского технического комплекса. Предлагается подход к формированию такой системы, базирующейся на проектном методе, через дополнительную подготовку преподавателей.

Ключевые слова: университетский комплекс, профессиональная подготовка в области технических специальностей и направлений, дидактическая система, направленность дидактической системы, индивидуализация обучения, методическая подготовка преподавателя

Ухтинский государственный техничес- лирования пропорции обучающихся по кий университет как университетский ком- разным направлениям подготовки (очевид-плекс еще очень молод, он был сформиро- ное преимущество любого многопрофиль-

ван в 2012 г. и в настоящее время пережи- ного заведения над монопрофильным);

вает период становления [1]. В этой связи • дополнительные возможности повы-

при анализе дидактической системы обра- шения квалификации для преподавателей

зовательной составляющей учреждения и сотрудников среднего и начального уров-речь пойдет не столько о достигнутых ре- ней в рамках единого комплекса; зультатах, сколько о тех ориентирах, ко- • единая библиотечно-информацион-торые приняты университетом в области управления учебным процессом.

Сама структура университетского комплекса предусматривает реализацию идеи непрерывного образования, обеспечивающего учащимся приемлемые образовательные траектории. Преимущества вертикально структурированной модели университетского комплекса очевидны:

• предоставление максимально широких возможностей академической мобильности для всех обучающихся;

• согласованность образовательных программ всех уровней по единым направлениям подготовки;

• трансформация лабораторной базы в крупный единый лабораторный комплекс, в который, в частности, входят учебно-опытный нефтяной промысел и учебноопытный лесхоз УГТУ;

• дополнительная возможность регу-

Дидактическая система университетского технического комплекса

ная система;

• возможность более рационального использования материально-технической базы различных ступеней образования.

Содержательная и структурная интеграция, опыт которой уже имеют технические университетские комплексы, иллюстрирует выполнимость названных задач [2].

Мы исходим из того, что управление учебным процессом является эффективным, «если образовательная работа организуется во имя обеспечения индивидуализации обучения и раскрытия профессионально-личностного потенциала будущих специалистов; если проявляется забота о функциональности академических знаний, о готовности выпускника к успешному переходу в другие социальные институты (профессиональные, семейные, гражданские, правовые, общественные, национальные, а также институты непрерывного образования) и другие вузы, в том числе более высокого статуса, включая зарубежные» [3]. Поэтомув качестве ведущих принципов деятельности университетом определены преемственность, доступность, ком-плементарность и параллельность образования.

Принцип преемственности предусматривает, что каждая последующая ступень образования должна развивать профессиональную компетентность, формируемую на предыдущей ступени. Причем такое развитие не всегда означает полное сочетание специальностей и направлений; они могут быть согласованы, например, в рамках одной укрупнённой группы специальностей и направлений или различных профилей одного направления (в случае высшего профессионального образования). При этом преемственность понимается как создание условий для индивидуализации образовательной траектории.

Принцип доступности образования обеспечивает наличие гибких схем перехода от одной ступени обучения к другой, в том числе по формам обучения и по обра-

зовательным технологиям, среди которых немаловажное место занимают технологии дистанционного обучения. Именно возможности выбора образовательных траекторий позволяют студенту раскрыть свой профессионально-личностный потенциал. Дополнительные перспективы профессионально-личностного роста студенту открываются в многопрофильном университетском комплексе. Так, в УГТУ представлены несколько направлений технического образования на различных образовательных ступенях: нефтегазовое, строительное, геологическое и лесотехническое. Тем самым созданы условия для выбора студентом оптимальной «точки роста» в сфере профессионального образования. В случае когда эта «точка » располагается на повышенном уровне, студенту предоставляется возможность углубленной профессиональной подготовки (обучение в так называемых «элитных» группах).

Принцип комплементарности предусматривает открытое взаимодействие с потенциальными потребителями научно-технических знаний и работодателями с целью

формирования целостности компетенций выпускника. УГТУ реализует этот принцип на основе сотрудничества с головными и дочерними предприятиями ОАО «Газпром» (правление ОАО «Газпром»определило УГТУ в качестве опорного вуза компании), ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Транснефть», ОАО «Роснефть», ОАО «Зару-бежнефть », а также с отраслевыми НИИ и другими научными организациями (Коми научный центр Уральского отделения РАН, Коми региональное отделение РАЕН, институты «Севернипигаз», «Печорнипи-нефть», Тимано-Печорский научно-исследовательский центр, предприятия «Ухта-нефтегазгеология», «Севергеофизика»). Во многих компаниях созданы базовые кафедры УГТУ, курирующие формирование у студентов в период производственной практики компетенций, максимально востребованных современным производством.

Принцип параллельного обучения в университетском техническом комплексе ориентирует студентов на получение дополнительной профессии в период обучения по основным образовательным программам. Так, благодаря наличию соответствующих кадров и материально-технического оснащения студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, могут получить рабочие профессии. Параллельное обучение в УГТУ осуществляется и в рамках сотрудничества с нефтегазовыми компаниями. Так, специалисты ОАО «Газпром трансгаз Ухта» на базе своего Центра обучения кадров дают нашим студентам рабочие профессии, востребованные в газовой отрасли. Два учебных центра для аналогичных целей переданы университету от ООО «ЛУКОЙЛ-Коми ».

Каждый указанный выше принцип управления образовательной деятельностью имеет свое «формальное» выражение: в спецификации производственной практики, в специально организованной группе подготовки, в согласованных учебных планах и программах и т.д. Однако никаким

«формальным выражением», без содержательных изменений самой процедуры реализации образовательных программ нельзя решить проблему повышения качества образования в целом. Как известно, от того, какие познавательные действия будут заданы студентам, зависит скорость обучения. А уровень достижений студентов зависит прежде всего от системы управления процессом обучения, т.е. от дидактической системы.

Понятие «дидактическая система» в педагогике трактуется по-разному, но применительно к теории и методике профессионального образования дидактическую систему логично определить как «тип управления учением студента» [4]. Это обусловлено прежде всего спецификой педагогических задач, в первую очередь - задач формирования профессионально значимых качеств (компетенций). Характеризуя виды дидактических систем с позиции управления учебным процессом, В.П. Беспалько выделяет три его «парные» характеристики:

■ вид алгоритма управления (замкнутое и разомкнутое управление),

■ степень учета индивидуальных особенностей студента (направленное и рассеянное управление),

■ степень использования технических средств для выполнения операций управления (автоматическое и ручное управление).

Исходя из предложенной типизации дидактических систем, в современных условиях следует признать прогрессивной такую дидактическую систему, которая базируется на замкнутом, направленном и автоматическом управлении учебной деятельностью студента. Замкнутость дидактической системы означает, что мониторинг освоения и формирования компетенций осуществляется непрерывно; это важно, поскольку позволяет своевременно внести корректировки в процесс обучения. Для этой цели целесообразно использование рейтинговых технологий. УГТУ практикует балльно-рейтинговую систему (БРС) оценки освоения дисциплин. Внедренная повсеместно, она ориентирует преподавателя на использование замкнутой дидактической системы. Учебные достижения студентов заносятся в автоматизированную систему управления (АСУ) «Деканат», разработанную преподавателями и сотрудниками кафедры информационных систем и технологий. Компьютерно-информационная поддержка как способ и метод обучения продуктивно влияет и на мотивацию студентов, и на организацию самого учебного процесса. Кроме того, возможности университетского сайта позволяют каждому студенту по номеру зачетной книжки и паспортным данным отслеживать состояние своей академической успеваемости. Все это создает условия для автоматического управления в дидактической системе.

Таким образом, два свойства дидактической системы: замкнутость и автоматичность - можно задать «внешним образом», через специально организованную систему управления учебным процессом в целом. Третье свойство дидактической системы -

направленность - определяет индивидуальный подход к обучению. Причем речь идет не только об индивидуальных особенностях каждого студента (способности, степень обученности, уровень обучаемости и т.п.), но и об особенностях студенческого возраста вообще. М.А. Холодная отмечает, что студенческий возраст - это период сложного структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно [5]. Исследования психологов (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухоб-ская, Л.Н. Фоменко и др.) свидетельствуют о том, что при обучении студентов нет возможности выбрать установку на какой-то «ведущий » компонент развития психики, поскольку они изменяются и в сторону снижения, и в сторону повышения. «Пики» индивидуальны, но все приходятся на период студенческого возраста (18-22 года). Таким образом, направленность дидактической системы весьма затруднительно обеспечить системой управления учебным процессом в целом, организационными процедурами (мероприятиями). Индивидуализацию процесса обучения можно решить только на методическом уровне применительно к предметному содержанию каждой отдельной дисциплины (блока дисциплин, модулей). Для этого необходим специально подготовленный преподаватель. Эта задача становится все более весомой, если учесть модернизационные процессы, происходящие в системе образования.

Для построения дидактической системы, обладающей свойством направленности, в УГТУ используется система повышения квалификации преподавателей. Оценивая ее эффективность, необходимо учитывать территориальные и структурные особенности вуза, которые характерны для образователь-ныхучреждений любого малого города России (удаленность от центра страны, широта предметного спектра учебной работы преподавателя и т.п.). Программы дополнительного профессионального образования «Преподаватель » и «Преподаватель высшей шко-

лы», ставшие традиционными в системе повышения квалификации технических вузов, у нас ориентированы прежде всего на формирование готовности педагога к реализации направленной дидактической системы в практике своей работы. Технология методической подготовки преподавателей по своему существу является «организацией самообразования », поскольку базируется на проектном подходе при минимальном объеме трансляционных методов обучения. Процесс подготовки преподавателей осуществляется через разработку и выполнение ими образовательных проектов, которые направлены на исследование различных методических проблем технического образования в условиях университетского комплекса, а именно:

1) создание условий, которые позволяют выработать установку на формирование взаимосвязанных компетенций (в единстве всех уровней образования - от «довузовских» до «послевузовских»);

2) создание таких педагогических условий для самостоятельной деятельности студента, которые способствуют формированию у него профессиональных познавательных интересов (от самостоятельной постановки учебных задач к их теоретико-прикладному решению);

3) структурирование предметного содержания дисциплин в рамках развивающегося и обновляющегося информационного поля;

4) развитие технологий педагогического сотрудничества в учебно-исследовательской деятельности студента и др.

Важнейшим условием реализации принципа направленности обучения в УГТУ яв-

ляется формируемый на его базе инновационный территориальный кластер «Нефтегазовые технологии» [6]. Именно благодаря кластерной организации научной деятельности нам удается встроить НИРС в учебный процесс, что, в свою очередь, прямо диктуется требованиями современной инновационной экономики.

Другим важным условием реализации принципа направленности является формирование благоприятной образовательной среды в вузе. Эта задача решается во многом благодаря внедрению в УГТУ оригинальной модели организационной культуры [7].

Управление учением студента осуществляется в ходе выполнения им образовательных проектов по принципу «учебная ситуация - контроль, переходящий в самоконтроль ». В каждом предметном цикле указанная структура имеет свою специфику, а потому направленность дидактической системы проявляется по-разному. В настоящее время в университете ведется более десяти исследований в области теории и методики профессионального образования, предметом которых является технология формирования направленной дидактической системы в университетском техническом комплексе.

Литература

1. Цхадая Н.Д. От учебно-консультационно-

го пункта к университетскому комплексу. URL: http://komiexpo.com/ experts/10/

2. Акимов М.Ю., Ларченко И.Н. Реструкту-

ризация структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе. URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/sociology/akimov-larchenko.pdf

3. Гуманитарные технологии преподавания в

высшей школе: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. С. 27.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с

участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). и^: http://gendocs.ru/ У27190

5. Холодная М.А. Психология интеллекта.

Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 106-107.

6. Кобрунов А.И., Беляева О.И. «Север» и

«нефтегазовая доминанта» в программе стратегического развития УГТУ // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 49-56.

7. Безгодов Д.Н. Концептуальные основания

организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125-130.

В.А. ПУЛЬКИНА, зам. начальника управления

Г.В. КОРШУНОВ, проректор по организационным вопросам и внешним связям

Роль геобрендинга в развитии международных связей вуза

В статье рассматривается возможность развития международных связей вуза через имидж той территории, на которой он расположен. Авторы описывают новые медиа в сети Интернет как канал коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями в целях привлечения полезных мигрантов: студентов, ученых, преподавателей, компаний-партнеров - в Ухту, что положительным образом отразится на формировании позитивного имиджа города.

Ключевые слова: геобрендинг, брендинг территорий, территориальный маркетинг, имидж, новые медиа, среда Web 2.0, инвестиции, территориальное образование

В последнее время тема геобрендинга стала очень популярной. Страны, регионы и города ведут активную информационную политику, стремясь привлечь на свою территорию необходимые ресурсы. При этом такие феномены, как глобализация и интернетизация, дают возможность территориальным образованиям выходить в своей деятельности на новые, более масштабные рынки, например, искать инвестиции, туристов и полезных мигрантов даже в зарубежных странах. Для этого они используют инструменты маркетинга территорий и геобрендинга.

Маркетинг территории можно определить как деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания и/ или изменения отношения и поведения рези-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.