Научная статья на тему 'Роль Фрэнсиса Бэкона в становлении жанра философского эссе в Англии'

Роль Фрэнсиса Бэкона в становлении жанра философского эссе в Англии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философское эссе / способ выражения философствования / инвариантные признаки жанра / информативная структура эссе / содержательно-фактуальная информация / содержательно-контекстуальная информация / индивидуальность авторского опыта / philosophical essay / a way of philosophical thinking / invariant features of the genre / informative essay structure / substantive and factual information / substantive and contextual information / individuality of the author's experience.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скурко Елизавета Марковна

В статье рассмотрена проблема становления философского эссе в Англии, специфические особенности ранних философских эссе, проанализирована информативная структура философского эссе раннего периода и определена роль Ф. Бэкона в зарождении и развитии данного жанра. В исследовании использовались структурный, концептуальный и контекстологический методы. Результаты исследования могут быть использованы на занятиях по анализу англоязычных текстов различных жанров в лингвистических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Francis Bacon in developing the genre of the philosophical essay in England

This article aims to examine the problem of the formation of the philosophical essay in England, the specific features of early philosophical essays to analyze the information structure of the early philosophical essay, and determine the role of F. Bacon in the origin and development of this genre. The author of the study used structural, conceptual and contextual methods. The results of the study can be used in classes on the analysis of English-language texts of various genres at linguistic universities.

Текст научной работы на тему «Роль Фрэнсиса Бэкона в становлении жанра философского эссе в Англии»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 5.7.8.

DOI 10.25257/KB.2024.3.21-27

Роль Фрэнсиса Бэкона в становлении жанра философского эссе в Англии

The role of Francis Bacon in developing the genre of the philosophical essay in England

Е. М. СКУРКО1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

E.M. SKURKO1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье рассмотрена проблема становления философского эссе в Англии, специфические особенности ранних философских эссе, проанализирована информативная структура философского эссе раннего периода и определена роль Ф. Бэкона в зарождении и развитии данного жанра. В исследовании использовались структурный, концептуальный и контекстологический методы.

Результаты исследования могут быть использованы на занятиях по анализу англоязычных текстов различных жанров в лингвистических вузах.

Ключевые слова: философское эссе, способ выражения философствования, инвариантные признаки жанра, информативная структура эссе, содержательно-фактуальная информация, содержательно-контекстуальная информация, индивидуальность авторского опыта

Abstract: This article aims to examine the problem of the formation of the philosophical essay in England, the specific features of early philosophical essays to analyze the information structure of the early philosophical essay, and determine the role of F. Bacon in the origin and development of this genre. The author of the study used structural, conceptual and contextual methods. The results of the study can be used in classes on the analysis of English-language texts of various genres at linguistic universities.

Key words: philosophical essay, a way of philosophical thinking, invariant features of the genre, informative essay structure, substantive and factual information, substantive and contextual information, individuality of the author's experience

ВВЕДЕНИЕ

Стремление к всесторонней гуманизации философии как особой области культуры привело к переориентации интересов философов из сугубо научной сферы в сферу образно-художественного и философствующего мышления, не сводимого лишь к теоретическому способу познания мира. В связи с этим возникла необходимость обращения

к экзистенциальному философскому направлению, в котором указывается на взаимозависимость философии и того, что находится за ее пределами [1, 2]. Художественная литература и искусство становятся теми сферами, в которых философия ищет для реализации новые возможности. Самым подходящим способом выражения философствования

(как особого состояния сознания) оказалось эссе как литературная форма, так как именно в этом жанре лучше всего отражаются формы свободного философствования [3].

В пору своего зарождения философское эссе испытывает на себе влияние проповеднических выступлений и особенно научно-философских трактатов древних и современных авторов, оказавшееся столь сильным, что оно даже препятствует самостоятельному развитию самого жанра эссе и замедляет формирование его специфических особенностей, одной и самой главной из которых является его прагматическая направленность, которая остается без изменений на всем протяжении становления и развития эссе как публицистического жанра - «воздействовать на читателя или слушателя с целью убедить его в правильности выдвигаемых положений или вызвать в нем желаемую реакцию на сказанное» [4, с. 405].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Особенности жанра философского эссе в период его зарождения в Англии

Как результат влияния проповеди в прагматической направленности ранних философских эссе на первый план выдвигается функция воздействия с целью назидания и поучения. Авторы эссе раннего периода хотели создать из своих произведений своеобразный моральный кодекс, а свои взгляды представить в виде особых заповедей, которыми читатель должен был руководствоваться в жизни. В данный период назидание носит в философском эссе своеобразный характер. Под влиянием научного стиля авторы в основном констатируют прописные истины, перечисляют общепринятые нормы, как бы напоминая читателю об их существовании. Однако и императивность - указание на то, как надо воспринимать излагаемые факты, - присутствуют в эссе раннего периода, что, собственно, и отличает философское эссе от научно-философских трактатов [5].

Произведения первых эссеистов предназначались только для классически образованных читателей, что вело к существенному ограничению читательской аудитории. Этот факт не мог не сказаться на характере передаваемой информации и языковых средств ее выражения. В целом философские эссе раннего периода можно охарактеризовать как «слишком тяжеловесные, слишком академически эрудированные...» [6, с. 262].

Состояние литературного жанра, науки и культуры в Англии в то время также оказало воздействие на жанр эссе. Хотя в истории английского языка 16-17 в. считаются периодом формирования национального языка, тем не менее, в конце 16 - первой половине 17 в. государственным языком в Англии все еще считалась латынь, поэтому очень сильно влияние латинского языка на произведения этого периода, написанные на английском. Латинское влияние ощущается в этот период в общих тенденциях развития культуры - возрождением интереса к классическому искусству и литературе.

Большое воздействие оказывала на философские эссе этого периода господствующая в то время средневековая философ-ско-мировоззренческая мысль, постулирующая, что идея формирует мир, а выражение идей - слово - есть проявление разума, являющегося законом бытия. Поклонение разуму, характерное для философских течений анализируемого периода, привело к тому, что в произведениях этого времени сложился своеобразный культ слова, к воздействующей силе которого постоянно апеллируют авторы, стараясь активизировать разум человека - основу познания и поведения людей. Воздействие исключительно на сферу рационального восприятия человека - специфика философского эссе этого периода.

Достижения в различных областях науки и культуры того периода, разрабатывавшиеся и осуществлявшиеся в контексте господствующего религиозно-философского направления общественной мысли, повлияли на выбор тем авторами эссе. Они являли собой рассуждения авторов по четырем

основным вопросам: морали и нравственности, философии и религии. Подобный выбор вопросов также оказывал влияние на характер информации в эссе, еще больше усилив сходство одних эссе с проповедническими, а других - с научными трактатами.

Поскольку в литературе в Англии конца 16 - первой половины 17 в. отмечается наличие разнообразных литературных течений и отсутствие при этом доминирующего направления, то такой константный экстралингвистический фактор как ведущее литературное направление не оказал сколько-нибудь существенного влияния на тенденции развития эссе в Англии в этот период.

Итак, под сильным влиянием научного стиля (научных трактатов древних и современных авторов), а также под воздействием религиозных проповедей начинает постоянно возникать гибридная форма, которая получает название «эссе». Однако конец 16 - первая половина 17 в. - это только переход от трактатов и проповедей к эссе, которое еще не сложилось окончательно к этому времени как самостоятельный жанр со своими устойчивыми признаками и отличительными особенностями.

Именно этим и обусловливается тот факт, что в эссе этого периода своеобразно реализуются основные инвариантные признаки жанра: так, главная черта эссе -открытость образа автора - практически отсутствует, так как авторы говорят от лица надличной истины, как бы пряча за ней свое индивидуальное «я», свое понимание излагаемых проблем. То же происходит с такими характеристиками жанра, как эмоциональность, экспрессивность, свобода и непринужденность повествования, отсутствие которых в эссе раннего периода из-за сильного влияния научного стиля компенсируется усиленной логикой изложения, строгой поступательностью подачи материала, тесной связью и зависимостью всех частей текста [7]. Но поскольку отличительные признаки эссе как жанра публицистического стиля все же присутствуют в эссе данного периода, ошибочным, на наш взгляд,

является бытующее среди некоторых литературоведов мнение, что произведения родоначальника философского эссе в Англии Ф. Бэкона относятся к чисто научным трактатам, а не к эссе.

Информативная структура философского эссе раннего периода

Информативная структура жанра эссе характеризуется рядом константных реализаций. Однако изучение эссе показало, что его информативная структура имеет в каждом периоде развития свои специфические особенности, которые можно определить как варьирующиеся реализации. Их наличие в информативной структуре эссе объясняется не только спецификой экстралингвистических факторов и особой реализацией основных признаков жанра, но и внутренними факторами, к числу которых относятся совокупность смысловой, эстетической и аппелятивной информации. Исходя из удельного веса первых двух типов инфор-маций, можно судить о степени наличия в тексте соответственно содержательно-фак-туальной (СФИ) и содержательно-концептуальной информации (СКИ), а особенности аппелятивной определяют природу каждой из них и характер их взаимодействия. Понятие СФИ и СКИ определены и разработаны профессором И. Р. Гальпериным в книге «Текст как объект лингвистического исследования» [8].

Основными параметрами СФИ являются: объективность, логичность, линейность изложения, конкретность пространственно-временного фактора, а также конкретность описания и повествования.

СКИ представляет собой эстетическую информацию текста. Это квинтэссенция открытой автором в жизни истины, активно утверждаемая им с позиции эстетического идеала. Ее основными параметрами являются: обобщенность, субъективность и логика мысли (что не обязательно сопровождается логичностью изложения).

Поскольку СФИ и СКИ являются основными типами информации текста, то от их

баланса и характера зависит информативная структура эссе [9]. В философском эссе раннего периода в силу его назидательности и дидактичности преобладает СФИ, которая характеризуется рядом вышеперечисленных параметров, естественных для эссе данного периода, находящегося под сильным влиянием научных и философских трактатов: логичностью изложения, последовательностью, а также обязательным параметром любой СФИ - объективностью.

Что касается СКИ, то в философском эссе раннего периода она выражается полностью эксплицитно, так как в нем практически отсутствует художественность, почти нет экспрессивно-образных усилителей речи (ярких метафор, сравнений, гипербол)

Анализ информативной структуры философских эссе Ф. Бэкона

Рассмотрим эссе Ф. Бэкона "Of Studies". Так, уже в первом предложении текста: Studies serve for delight, for ornament and for ability [10, p. 117] налицо слияние двух типов информации - фактуальной и концептуальной, потому что информация, содержащаяся в нем, и объективна (достаточно общеизвестные истины), и субъективна (на первом месте в ряду перечислений стоит слово delight, а ability -на последнем, - а это уже не что иное как субъективное понимание вопроса о пользе занятий, субъективное отношение автора к данной проблеме.

В последующих предложениях текста, доказывающих правомерность выдвинутого в зачине тезиса, СФИ и СКИ также сливаются. Это снова происходит за счет пересечения, наложения параметров этих двух типов информации. Объективность информации сохраняется в тексте за счет продолжения высказывания общеизвестных истин.

В других эссе Ф. Бэкона это происходит еще и за счет привлечения примеров из Библии, из жизни древних, что также можно считать общеизвестными фактами, учитывая высокий уровень образованности читателей эссе того времени [10].

Объективный характер информации еще более подчеркивается отсутствием субъективной модальности, которая еще не проявляет себя в эссе этого периода как константный признак жанра. Автор практически уходит от выражения своих субъективных оценок и ограничивается передачей общепризнанных, не зависящих от его личностной позиции оценок норм морали и этики. Объясняется это, очевидно, тем, что личное отношение автора к сообщаемому соответствует, как правило, общепринятым объективно-существующим этико-этическим представлениям. Внешняя отстраненность автора подчеркивается использованием таких лексических единиц как true, universally, которые придают сигналам авторской оценки характер общепринятых.

"It is a true rule, that love is ever rewarded either with the reciprocal or with an inward and secret contempt" [10, p. 33].

"Anger is certainly a kind of baseness" [10, p. 119].

Вместе с тем, любое обобщение несет в себе концепт, так как обобщение - это «мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, переход от единичному к общему, от менее общего к более общему» [11, с. 344], а значит оно обязательно содержит в себе информацию о концепте автора, ведь выбор того или иного признака предмета и его выдвижение на первый план в качестве значимого в тексте преследует определенную коммуникативную цель и предполагает определенный угол зрения на предмет. Это проявляется, например, в использовании автором аналогий (natural abilities are like natural plants, they need pruning by study; distilled books are like common distilled waters), сентенций, которые всегда передают фрагменты авторского мировоззрения, его убеждения и взгляды:

Histories make men wise.

Every defect of the mind may have a special receipt [10, p. 117].

Поэтому, несмотря на отсутствие в эссе Ф. Бэкона субъективной модальности, уже можно говорить, что в них начинает действовать тенденция - стремление выразить свою ценностную позицию, которую автор занимает по отношению к этическим и прочим нормам. Это стремление реализуется в следующих языковых единицах: в использовании в отдельных случаях местоимения I, в употреблении модальных глаголов may, can, а также глаголов, в семантике которых заложены элементы субъективного восприятия: confess, prove, assure, convince, а также за счет выражения наиболее существенных с авторской точки зрения положений в форме повелительного наклонения, которое является языковой формой реализации императивности эссе, его воспитательной направленности. Оно придает общеизвестным положениям характер дидактических предписаний, побуждая тем самым читателя принять их за руководство в своих действиях.

Говоря о средствах выражения категории информативности в эссе Ф. Бэкона, необходимо отметить следующее: использование глаголов know, say, discover, придающих высказываниям вневременной и поэтому обобщающий характер; употребление обобщающих слов типа forever, whoever, whatsoever, абстрактных существительных морально-этической, религиозно-философской и научной тематики: mortality, immortality, eternity, destiny, providence, contempt, pride, wisdom, love, revenge, death, apogee, perigee, fortitude, etc., а также существительных во мн. числе: vices, burdens, hopes, grievances, perfections, etc.; использование безличных предложений, подчеркивающих обобщающий характер сообщаемого: It is known that... It is well said that... etc.

В эссе Ф. Бэкона, а также в эссе других авторов этого периода логичность изложения всегда сопровождает логическое развитие мысли, так как они все же еще очень близки к научно-философским трактатам. Языковые средства, участвующие в выражении логичности фактуальной информации, одновременно являются средствами создания логики

концептуальной информации, так как организация движения мысли в рассуждениях авторов, которую они создают, отображает объективно существующие общие законы и связи предметов. Можно поэтому утверждать, что совмещение логичности изложения (параметра СФИ) и логики мысли (параметра СКИ) является еще одним доказательством слияния фактуальной и концептуальной информации в философском эссе первого периода в Англии [12].

Философские эссе Ф. Бэкона почти полностью состоят из сентенций, так как они являются наилучшей формой передачи афористичной, обобщающей информации и силу этого наиболее отчетливо отражают общечеловеческие представления, поэтому сентенции располагаются в тексте как в зачине, так и в основной части, и в концовке (сентенция - эпилог).

Сентенции в эссе Бэкона имеют следующие особенности: они всегда отражают только собственные признаки объекта, тем самым реализуя стремление автора ограничиться констатацией фактов и передать их в возможно более обобщенном виде:

- Dissimulation is but a faint kind of policy or wisdom [10, p. 20];

- Revenge is a kind ofwildjustice [10, p. 17];

- Travel, in the younger sort, is a part of education; in the elder, a part of experience [10, p. 56].

Сентенции выполняют в эссе Бэкона несколько функций: первая фиксирует и в эксплицитной форме передает читателю знание автора о мире, его мировоззрении; вторая означает, что сентенция употребляется, чтобы внушать нормы морали и нравственности, убеждать читателя в непреложности высказываемых идей.

ВЫВОДЫ

Философское эссе - это способ философского и одновременно художественного мышления, которому присущи целостное

видение действительности и попытка выражения этого видения автором. Можно сделать вывод о том, что философское эссе как способ философско-художественного мышления выражает одну из магистральных тенденций развития культуры: стремление к свободе самоопределения и мировосприятия.

Роль Ф. Бэкона в становлении философского эссе в Англии трудно переоценить. Именно Бэкон впервые в английской литературе дал название «essays» своим сочинениям, изданным в конце 16 и первой половине 17 века.

Он заявляет, что при написании больше опирался на опыт, чем на книги, но никакого иного опыта, кроме его личного человеческого опыта, у Ф. Бэкона как у философа нет.

О чем бы он ни говорил и ни мыслил, он говорит о себе и мыслит себя. Понимание эссе, особенно философского, как опыта означает лишь то, что автор исходит не из текстовой традиции, «не из книг», а из своего индивидуального бытия, так как опыт может быть только своим (чужой опыт уже принимает форму знания и лишается того, что присуще опыту как таковому, то есть исключительной единственности того, кто является его носителем и породителем) [13, 14]. А основная особенность эссе как самостоятельного жанра как раз и есть не повтор (то есть не изложение чужих опытов) и не вымысел, а индивидуальность авторского опыта, выражение реальности мыслящего - его собственного бытия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Иванов О. Б. Эссе в европейской философской и художественной культуре: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный педагогический университет. 2004. 24 с.

2. Михайлов В. Д. Эссеистика и философия: точки соприкосновения // Серия «Вестника СВФУ». 2020. № 2 (18). С. 50-55.

3. ТесленкоМ. А. Литературный жанр эссе как философствование

и способ философской рефлексии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sciencef0rum.ru/2013/157/3669 (дата обращения 15.03.2024).

4. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Изд. лит. на иностр. яз., 1958, 458 с.

5. Rakhimova M. Historical aspects of the essay genre. A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. 2020. Vol. 6. Iss. 10. Pp. 211-215.

6. История английской литературы. Изд. АН СССР, т. 1. ч. 2, М.-Л., 1945. 425 с.

7. Зацепин К. А. Эссе: от философии к литературе // Новое литературное обозрение. 2010. № 4. С. 191-201.

8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 135 с.

9. Копаева Е. В. Структурно-композиционные особенности жанра эссе

(на материале англоязычных текстов) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 17 (623). С. 148-162.

10. Bacon F. Bacon's Essays. Lnd and Glasgow, n.d., 418 p.

11. Кондаков Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1971, 656 с.

12. Скурко Е. М. Развитие информативной структуры английского

эссе 19-20 веков. (Опыт диахронического исследования): дисс. ... канд. филол . наук. М., 1984. 206 с.

13. Зубец О. П. Что такое философское эссе (Ф. Бэкон, Д. Юм, С. Джонсон) // Теоретический семинар сектора этики. Институт философии РАН. 2017. 8 с.

14. Кожевников Н. Н, Данилова В. С. Философское эссе и его значение для развития современной философской методологии // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 2 (18). C. 44-49.

REFERENCES

1. Ivanov O.B. Esse v evropeiskoi filosofskoi i khudozhestvennoi culture [Essays in European philosophical and artistic culture. Abstract of PhD of Philosophical Sciences]. Rostov-on-Don, Rostov State Pedagogical University Publ., 2004. 24 p. (in Russ.).

2. Mikhailov V.D. Essay-writing and philosophy: Points of contact. Seriia «Vestnik SVFU» - NEFU Bulletin Series. 2020, no. 2 (18), pp. 50-55 (in Russ.).

3. Teslenko M.A. Literary genre of the essay as philosophizing and way of the philosophical reflection. Available at: http://www.scienceforum.ru/ 2013/157/3669 (accessed March 15, 2024).

4. Galperin I.R. Ocherkipo stilistike angliiskogo iazyka

[Essays on the stylistics of the English language]. Moscow, 1958, 458 p. (in Russ.).

5. Rakhimova M. Historical aspects of the essay genre. A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. 2020, vol. 6, iss. 10, pp. 211-215 (in Eng.).

6. Istoriia angliiskoi literatury [History of English literature]. Moscow-Leningrad., Publishing House AN SSSR, 1945, vol. 1, part 2, 425 p.

7. Zatsepin K.A. Essays: from philosophy to literature. Novoe literaturnoe obozrenie - The New Literary Review. 2010, no. 4, pp. 191-201 (in Russ.).

8. Galperin I.R. Tekst kak obekt lingvisticheskogo issledovaniia [Text as an object of linguistic research]. Moscow, Nauka Publ., 1981. 135 p. (in Russ.).

9. Kopaeva E.V. Structural and compositional features of the essay genre (based on the material of English-language texts). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta - Bulletin of the Moscow State Linguistic University. 2011, no. 17 (623), pp. 148-162 (in Russ.).

10. Bacon F. Bacon's Essays. Lnd and Glasgow, n.d., 418 p. (in Eng.).

11. Kondakov N.I. Logicheskiislovar [Logical dictionary]. Moscow, Nauka Publ., 1971, 656 p. (in Russ.).

12. Skurko E.M. The development of the informative structure of the English essay of the 19th and 20th centuries. (The experience of diachronic research). Candidate's thesis of PhD of Philology Sciences. Moscow, 1984. 206 p. (in Russ.).

13. Zubets O.P. What is a philosophical essay (F. Bacon, D. Hume, S. Johnson). In: Teoreticheskii seminar sektora etiki [Theoretical seminar of the ethics sector]. Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. 2017. 8 p. (in Russ.).

14. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. Philosophical essay and its significance for the development of modern philosophical methodology. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Filosofiia - Vestnik of North-Eastern Federal University. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy. 2020, no. 2 (18), pp. 44-49 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Елизавета Марковна СКУРКО И

Кандидат филологических наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заведущая кафедрой иностранных и русского языков,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР!Ч-код: 8788-5520

И [email protected]

Поступила в редакцию 19.06.2024 Принята к публикации 01.07.2024

Для цитирования:

Скурко Е. М. Роль Фрэнсиса Бэкона в становлении жанра философского эссе в Англии // Культура и безопасность. 2024. № 3. С. 21-27. 00!:10.25257/КВ.2024.3.21-27

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elizaveta M. SKURKO H

PhD in Philology, Associate Professor,

Head of Foreign and Russian Languages Department,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-cod: 8788-5520

H [email protected]

Received 19.06.2024 Accepted 01.07.2024

For citation:

Skurko E.M. The role of Francis Bacon in developing the genre of the philosophical essay in England. Kultura i bezopasnost-Culture and safety. 2024, no. 3, pp. 21-27 (in Russ.). DOI:10.25257/KB.2024.3.21-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.