Филологические науки
УДК 82-4
Гречишкина Светлана Викторовна Svetlana Grechishkina
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЭССЕ ГЭРИ СНАЙДЕРА О ПРИРОДЕ КОНЦА XX в.
THE IDEOLOGICAL AND ARTISTIC ORIGINALITY OF THE ESSAY GARY SNYDER ABOUT THE NATURE OF THE END OF XX CENTURY
Статья посвящена проблеме выявления художественных средств выражения идейного содержания эссе Г. Снайдера о природе, вошедших в сборник «Практика дикости» (1990). Особое внимание уделяется истории развития жанра эссе о природе в США и характеристике жанра эссе в целом. Выявляются интертекстуальные связи между эссе Г.Д. Торо «Прогулки» и эссе Г. Снайдера «Этикет свободы». В философских эссе Г. Снайдера выделяются универсальные жанровые черты эссе наряду со специфическими чертами эссе о природе. Обозначаются основные позиции философии биорегионализма, которая является идейной основой некоторых произведений Снайдера. Наряду с элементами интертекстуального анализа в исследовании используются историко-культурный и сравнительно-сопоставительный методы
Ключевые слова: американская литература, биорегионализм, документальная литература о природе, эссе о природе, интертекстуальные связи
В условиях современного мирового процесса, направленного на установление рационального природопользования и формирование экологической культуры, исследования в области литературы о природе представляются особенно актуальными. Известно, что литература может участвовать в формировании культурных ценностей, а также отражать происходящие в обществе процессы. Целью данной
The article is devoted to the problem of singling out literary devices of the idea expression employed in the collection of nature essays «The Practice of the Wild» (1990) authored by Gary Snyder. Special attention is paid to the history of the US nature essay development as well as to the review of the essay genre. Intertextual links between G.D. Thoreau's «Walking» and Snyder's «The Etiquette of Freedom» are pointed out. Universal features of the essay as a genre and peculiar features of American nature essay in the Snyder's philosophical essays are considered. In this research the elements of intertextual analysis, historical and cultural and comparative methods are used
Key words: American literature, bioregionalism, non-fiction nature writing, nature essay, intertextual links
статьи является раскрытие идейно-художественного своеобразия философских эссе Гэри Снайдера о природе.
Число российских работ, посвящён-ных современной американской литературе о природе, увеличивается. В декабре 2010 г. на факультете журналистики МГУ состоялась международная конференция «Природа и культура: американский опыт сосуществования Nature and Sustainability
of Culture», организованная Российским обществом по изучению культуры США. На конференции представлены доклады по произведениям Л.М. Силко, Т. Моррисон, Г.Д. Торо, Э. Дикинсон, Г. Лонгфелло, Р.У. Эмерсона и других американских авторов. В 2002 г. вышла в свет книга Е.А. Стецен-ко «Экологическое сознание в современной американской литературе».
Особое внимание в США и в России уделяется творчеству Г.Д. Торо, огромный вклад которого в развитие литературы о природе неоспорим. В 2008 г. защищена диссертация С.Ю. Соломатиной на тему «Художественное своеобразие натурфилософской эссеистики Генри Дэвида Торо». По утверждению автора диссертационного исследования, никто «не раскрыл так глубоко необходимость для нормального развития каждого человека формирования у него потребности в творческом диалоге с природой, как американский мыслитель-трансценденталист Торо» [4, С. 7]. В США произведения Торо считают образцом литературы о природе. Дж. Апдайк в 2004 г. назвал Торо святым отшельником, а значимость «Уолдена» сравнил со значимостью Библии: «A century and a half after its initial publication, Walden has become such a totem of the back-to-nature, preservationist, anti-business, civil-disobedience mind-set, and Thoreau so vivid a protestor, so perfect a crank and hermit saint, that the book itself risks being as revered and unread as the Bible» [23]. Торо видел человека частью природы, учитывал тесную взаимосвязь, взаимозависимость человека и среды его обитания. Произведения Торо глубоко философичны и отличаются обилием изобразительно-выразительных средств, они представляют собой сплав художественности и фактического материала.
Одним из писателей, испытавших влияние творчества Г.Д. Торо, является американский поэт, переводчик, эссеист, активист природоохранного движения Гэри Снайдер (1930 — ). Нельзя сказать, что творчество Г. Снайдера широко известно в России. Есть ссылка на его творчество в уже упомянутой книге Е.А. Стеценко [5; С.
36], а также переводы отдельных статей и стихотворений на русский язык в Интернете.
Г. Снайдера, как правило, относят к группе «битников», к представителям Сан-Францисского ренессанса [15, С. 639641]. В 1955 г. он публично выступил на собрании поэтов-битников, которое положило начало Сан-Францисскому ренессансу, со своим стихотворением «Ягодный пир» («Berry Feast»). Самый большой интерес Снайдер всегда проявлял к природе, который появился у него ещё в школе. Он был участником клуба альпинистов. Одним из любимых авторов Снайдера был канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон [11, С. 6]. Многое дало Снайдеру обучение в колледже Рида (1947-1951 гг.). Под влиянием Ллойда Рейнольдса и других преподавателей колледжа он увлёкся восточной культурой и культурой коренного населения США [21]. После обучения в колледже Снайдер сменил несколько мест работы, занялся изучением японского и китайского языков в г. Беркли. В это же время он начал публиковать свои произведения в литературных журналах. В 1956 г. Снайдер отправился в Японию для изучения дзэн-буддизма, где прожил с некоторыми перерывами до конца 1960-х гг. В этот период вышли в свет некоторые сборники его стихов: «Брусчатка и «Стихи холодной горы» («Riprap, and Cold Mountain Poems») (1959 г.), «Мифы и тексты» («Myths &Texts») (1960 г.), «Глушь» («The Back Country») (1968 г.). В начале 1960-х Снайдер в течение нескольких месяцев путешествовал по Индии, родине буддизма. В 1969 г. Снайдер вернулся в США и поселился в выстроенном своими руками доме Киткитдиззе у подножья Сьерра-Невада в штате Калифорния [12, С. 289].
Г. Снайдер является обладателем многих наград. За книгу «Черепаший остров» (1974) ему была присуждена Пулитцеров-ская премия. С 2003 по 2009 гг. Снайдер был сопредседателем Академии американских поэтов. Он обладает званием почётного профессора Калифорнийского университета Дэвис [18]. В 2012 г. его удостоили премии имени Генри Дэвида Торо за непре-
взойдённое мастерство в создании документальной литературы (литературы non-fiction) о природе.
Ещё в конце 1960-х гг. Р. Ховард назвал Г. Снайдера «истинным наследником Торо» [16, С. 68]. Такое сравнение не случайно: Снайдер часто цитирует Торо, ведёт с ним диалог на тематическом и идейном уровнях. Снайдер, как и Торо, обращает большое внимание на этимологию ключевых слов, используемых в рассуждениях. Он, как правило, сравнивает происхождение и значение слов в английском, китайском и японском языках, что позволяет ему вписать рассматриваемое понятие в широкий культурный и философский контекст. Например, отслеживая происхождение слова wild, Снайдер проводит параллель с понятиями Дао и дхарма, взятых из даосизма и буддизма соответственно [20, С. 10]. Наиболее тесно связанным с творчеством Торо является эссе Снайдера «Этикет свободы» («The Etiquette of Freedom»), вошедшее в сборник его эссе «Практика дикости» («The Practice of the Wild»). В «Этикете свободы» рассматриваются два ключевых вопроса, являющиеся центральными и в эссе Торо «Прогулки» ( «Walking» ) : что представляет собой «дикость» и каково значение прогулок в жизни человека. В «Этикете свободы» есть несколько изменённая цитата из произведения Торо: «Thoreau says «give me a wildness no civilization can endure». That's clearly not difficult to find. It is harder to imagine a civilization that wildness can endure, yet this is just what we must try to do» [20; С. 6]. У Торо эта фраза звучит так: «Give me a wildness whose glance no civilization can endure...» [22, С. 75]. На наш взгляд, Снайдер намеренно убирает из исходного варианта слова whose и glance, чтобы избежать олицетворения природы, поскольку уподобление природы человеку считается признаком антропоцентризма. Для Торо природа — прежде всего женщина, мать: «Here is the vast, savage, howling mother of ours, Nature, lying all around, with such beauty, and such affection for her children.» [там же; С. 84]. Для Снайдера природа — дом, вселенная: «Nature is not a place to visit, it
is home.» [20, С. 7]; «The physical universe and all its properties — I would prefer to use the word nature in this sense.» [там же, С. 9]. Таким образом, Снайдер не только продолжает традиции, заложенные Торо, но и развивает их, трансформируя, согласно новым представлениям.
В эссе «Этикет свободы» есть реминисценция, говорящая о связи с эссе Торо «Прогулки». По мнению Торо, прогулки наталкивают на размышления и представляют собой приключения: «But the walking of which I speak has nothing in it akin to taking exercise, as it is called, <...>; but is itself the enterprise and adventure of the day.» [22, С. 62]. Снайдер высказывает аналогичную идею: «Practice in the field, «open country», is foremost. Walking is the great adventure, the first meditation, a practice of heartiness and soul primary to humankind. Walking is the exact balance of spirit and humility.» [20, С. 18]. Автор рассчитывает на актуализацию ассоциативных связей с произведением Торо, что будет способствовать обогащению эссе дополнительным смыслом.
В эссе Снайдера присутствует топос, восходящий к эпохе Романтизма, к творчеству Вордсворта — образ природы как учителя: «And the fact that my neighbors and I and all of our children have learned so much by taking our place in these Sierra foot-hills — logged-over land now come back, burned-over land recovering, considered worthless for decades — begins to make this land a teacher to us» [20, С. 95]. В эссе «Этикет свободы» есть широко известное выражение «nature red in tooth and claw», взятое из произведения «In Memoriam A.H.H.» (1850) английского поэта А. Теннисона: «That is to say, they [foragers, peasants, or artisans] have understood the play of the real world, with all suffering, not in simple terms of «nature red in tooth and claw» but through the celebration of the gift-exchange quality of our give-and-take» [20, С. 19]. Интертекстуальные связи говорят о глубоких историко-культурных традициях, связывающих литературу Великобритании и США.
Существует вопрос о классификации литературы, основанной на реальных собы-
тиях, рассказывающей о реальных людях, но использующую ряд изобразительно-выразительных средств художественной литературы или содержащую определённую долю вымысла. Эссе о природе, созданные Г.Д. Торо и Г. Снайдером, представляют собой именно такой вид литературы. Дж. К. Оутс, например, высказала мнение, что «Уолден» — это скорее вымышленное произведение, чем точный отчёт о пребывании в лесу [17]. Такой же позиции придерживается современный экокритик П.Д. Мёрфи, который считает саму концепцию литературы нон-фикшн хрупкой: «how much adding of second-hand material, embellishment, shaping, rewriting and so on will lead people to regard a work as fictional rather than non-fiction?» [12; С. 38]. Несмотря на большое количество вопросов, связанных с документальной литературой о природе, в США эта литература всегда была популярна.
Как утверждает американский исследователь Н. Стаки-Френч, жанр эссе укоренился на континенте вместе с пришедшими английскими колонистами и пережил бурное развитие в XVIII в. вместе с распространением периодических изданий [13, С. 28]. В XIX в. интерес к литературе о природе был обусловлен урбанизацией, повлёкшей за собой увеличение числа чита-тел ей, сожалеющих о своей оторванности от природы, большим количеством специалистов, интересующихся естествознанием, а также развитием средств массовой информации. Популярность эссе о природе стала увеличиваться в 1970-х гг., что позволило некоторым исследователям утверждать, что в США наступила новая золотая эпоха жанра. Её наступление связывают с ростом числа экологических движений и распространением зелёной политики [там же, С. 1255].
Е.А. Стеценко справедливо отмечает, что в документальных книгах о природе «прослеживаются истоки многих специфических черт американской словесности, поскольку в них всегда присутствовали беллетристические элементы: поэтические пейзажи, метафорические образы, автобиографические мотивы, устные рассказы»
[5, С. 57]. «Документальные жанры литературы о природе предоставляли широкие возможности для прямого изложения научных и философских теорий, публицистических высказываний и самовыражения автора, который, как правило, служил центром повествования и носителем заключённого в нём взгляда на мир» [там же, С. 146]. К жанру эссе как к одному из видов документальной литературы о природе американские авторы обращались в поисках возможности соединить разнородные начала. Соединяя в себе образ и понятие, вымысел и действительность, эссе не уничтожает самостоятельности этих составляющих [8, С. 491].
В силу многоликости эссе определение границ этого жанра представляет собой значительную трудность. По утверждению М. Эпштейна, эссе постоянно пересекает границы других жанров [7, С. 338-340]. Профессор Л.Г. Кайда обозначает это явление «подвижностью жанровых границ» [3, С. 23]. Эссе о природе — неоднородная форма, в которой могут присутствовать элементы автобиографии, дневника, философского трактата, путевого очерка, рассказа и некоторых других жанров. Эссе Снайдера по форме философские, поэтому они близки философскому трактату, наряду с этим эссе Снайдера включают элементы автобиографии и путевого очерка. «Этикет свободы», например, начинается с эпизода, взятого из жизни писателя: «One June afternoon in the early seventies I walked through the crackly gold grasses to a neat but unpainted cabin at the back end of a ranch near the drainage of the South Yuba in northern California.» [20, С. 4]. Для иллюстрации философских размышлений Снайдер часто привлекает опыт путешествия по разным странам. В эссе «Хорошее, Дикое, Священ-
Л о '-»
ное» Снайдер рассказывает о своей поездке в Австралию, где он посетил священные для аборигенов места: «The memories of such spots are very long. Nanao Sakaki, John Stokes, and I were in Australia in the fall of 1981 at the invitation of the Aboriginal Arts Board doing some teaching, poetry readings, and workshops with both aboriginal leaders
and children» [там же, С. 81-82]. Описание священных мест сопровождается комментариями автора. Можно проследить черты путевого очерка.
Л. Г. Кай да, выделяя «теоретические контуры жанра как композиционно-речевой системы», делает вывод, что и события, и факты в эссе подчинены «комментарий-ному движению мысли» автора. Автор тщательно отбирает факты, которые впоследствии приобретают некий новый, нужный автору философско-обобщённый смысл [3, С. 82]. В американском эссе о природе, как правило, описание определённой местности сопровождается философскими размышлениями. Профессор С. Словик считает, что писатели, обращающиеся к документальным жанрам о природе, постоянно «испытывают, травмируют, волнуют и успокаивают свои умы» в попытке уловить суть сознания [19, С. 3]. В эссе Снайдера «Этикет свободы» есть размышления о сознательном и бессознательном: «The world is our consciousness, and it surrounds us. <. > The depths of mind, the unconscious, are our inner wilderness area.» [20, С. 16]. Показать движение своей мысли — задача любого эссеиста. Как заметил доктор филологических наук Э.А. Бальбуров, «эссе
— это взвешивание нового опыта на весах индивидуальной мысли» [1, С. 40]. М. Фуко утверждал: «проба, опыт, «эссе» [«essai»] — что надо понимать как преобразующее испытание самого себя в игре истины, а не как основанное на примитивизации присвоение другого в целях коммуникации
— это живое тело философии, по крайней мере, если сегодня она всё ещё продолжает оставаться тем, чем была когда-то, то есть «аскезой», упражнением себя в движении мысли» [6, С. 15]. Жанр эссе именно потому тяготеет к философским произведениям, поскольку удельный вес размышлений автора в них довольно велик.
Во многих эссе можно найти прямое, даже личное обращение автора к читателю. Диалог с читателем строится с помощью вопросов, задаваемых автором. Например, в эссе «Место, регион и общинные земли» («The Place, the Region, and the Com-
mons») Снайдер задаёт такой вопрос: «But how could we be were it not for this planet that provided our very shape?» [20, С. 29]. Для создания разговорного стиля Снайдер употребляет эллипсы: «Very powerful. Very much in mind» [там же, С. 84]. С той же целью употребляются стяжённые формы: I'd, it's, that's, didn't, восклицательные предложения. Авторское «я», неотъемлемый элемент жанра эссе, обнаруживается у Снайдера местоимениями I, we, конструкциями I think, It seems, словами perhaps (Perhaps a dreaming place [там же, С. 89]), maybe и др.
Британский исследователь Т. Кларк считает, что эссе позволяет привлекать материал из различных источников, включая анекдоты, и подходит для рассмотрения междисциплинарных вопросов об окружающей среде [12, С. 36]. Эссе отличается от трактата или диссертации отсутствием претензии на систематичность и полноту освещения и своей обращённостью к обычной, а не подготовленной аудитории [10, С. 103]. Предмет эссе, как правило, обсуждается доступным языком, для подтверждения мнения используются неожиданные иллюстрации, что не может не быть привлекательным для широкой аудитории.
Эссе, по мнению Л. Г. Кайды, можно считать идеальной формой воплощения авторской субъективности, в которой весь подбор аргументов подчинён раскрытию его идеи в свободной модели сцепления [3, С. 32]. Субъективность в эссе может быть выражена уже в заголовке. Например, в заголовке эссе Снайдера «Хорошее, дикое, священное» («Good, Wild, Sacred»), несмотря на разделение в нём слов запятыми, слова good и wild воспринимаются, благодаря их расположению, как определения к слову sacred. Заложена основная идея — священное может быть чем-то «диким» ( невозделанным, нецивилизованным) . В первом же абзаце эссе выясняется, что речь идёт о земле. В ходе рассуждений автор доказывает, что можно жить в гармонии с природой, отказавшись от антропоцен-тричной парадигмы, от идеи главенства мужчин над женщинами, в принципе от
иерархичности в пользу идеи сосуществования, где каждый организм — это часть семьи, сообщества, экосистемы, Вселенной (mountains-and-rivers mandala universe [20, С. 94]; mosaics of micro and macro communities, [там же, С. 79]). Мозаика и мандала ( модель вселенной в буддизме) — два образа, которые использует Снайдер для пояснения типа взаимосвязи вещей в мире. Network, web (сеть, система) — ещё два слова-образа, которые употребляются в эссе в противовес упрощённой схеме мировосприятия. Начало «линейному» восприятию (вспомним линейный детерминизм в механистической картине мира) Снайдер видит в сельскохозяйственном разделении участков, соединённых линиями, тропами, проложенными через лес [там же, С. 80]. Все идеи эссе связаны авторским «я».
В сборнике эссе «Практика дикости» преобладают идеи биорегионализма. Философия биорегионализма и социальное движение биорегионалистов возникли в качестве реакции на глобализацию. Хотя, по справедливому замечанию исследователей Т.В. Воронченко и Н.Н. Сокольских, экспертное сообщество пока не сформулировало чёткого ответа на вопрос, каким образом глобализация влияет на традиционный уклад жизни людей [2, С. 187], приверженцы биорегионализма считают, что влияние глобализации отрицательное. Г. Снайдер придерживается того мнения, что внутри биорегиона, территориальной единицы, границы которой определяются природными факторами, возникает уникальная культура, предполагающая гармоничные взаимоотношения человека и природы, а глобализация разрушает возникающие культурные границы регионов.
Известно, что писатели-биорегиона-листы представляют определённую местность как «комплексный, многослойный палимпсест, содержащий данные геологии, метеорологии, истории, мифов, этимологии, семейной генеалогии, сельскохозяйственной практики, устных рассказов и регионального фольклора» [9, С. 17]. Они часто используют метафоры для выражения идеи взаимосвязи человека с мес-
том проживания, фольклорные мотивы, мифы, истории, рассказанные коренными жителями [там же, С. 18]. «Палимпсестом» можно считать произведение Г. Снайдера «Киткитдиззе», в котором автор рассказывает о своём месте проживания, уделяя внимание таким деталям, как растительность, почва, животный мир. Название дома «Киткитдиззе» — имя низкорослого кустарника, взятое из диалекта индейцев племени винту. Снайдер в своём творчестве всегда много внимания уделяет культуре американских индейцев, которую он считает необходимой базой для американской культуры в целом. В сборнике «Практика дикости», например, есть эссе «Женщина, которая вышла замуж за медведя», посвя-щённое индейской легенде.
Благодаря особой композиции и динамизму, достигаемому за счёт частой смены временного и пространственного измерения, эссе Снайдера воспринимаются как сюжетные произведения. Например, эссе «Этикет свободы» состоит из 5 частей: «Пакт», «Слова «природа», «дикий» и «дикость», «Дикость», «Мир наблюдает» и «Обратно домой». При прочтении эти части воспринимаются как пять эпизодов: встреча с автором; совместное с ним отслеживание этимологии слов; выход в дикую природу, где мы вместе пересекаем фрон-тир во времени и пространстве; становимся объектом наблюдения природы и, наконец, возвращаемся домой. Как путешествие воспринимается и эссе «Хорошее, дикое, священное». Отправной точкой путешествия служит место жительства автора — склон горного хребта Сьерра Невада. В первом же предложении эссе автор сообщает, где он живёт: «My family and I have been living for twenty years now on land in the Sierra Nevada range of northern California» [20, С. 78]. Постепенно пространство, в котором совершается путешествие, расширяется до всей территории США. Размышления автора переносят нас в Австралию, потом в Японию, мы вместе с автором довольно долго передвигаемся по территории этих стран (посещаем пустыню в центре Австралии, место проживания айнов, корен-
ного населения Японии, порт Кобе и другие места) . После мы ненадолго останавливаемся в Аравийской пустыне, в Великобритании, в Гватемале, а в конце пути снова оказываемся в месте жительства автора, то есть после расширения пространство снова сужается. Во время путешествия мы не только передвигаемся в пространстве, но и во времени — автор постоянно обращается то к прошлому (неолиту, времени прихода европейских поселенцев на североамериканский континент, второй мировой войне и т.д.), то к настоящему, а ближе к концу эссе он отправляет нас в будущее, чтобы в завершении вернуть в настоящее. Создаётся впечатление открытости, широты и в то же время цельности, упорядоченности, гармонии, согласованности, что соответствует представлению универсума в виде мандалы («the whole mountains-and-rivers mandala universe»).
Как было отмечено, Г. Снайдер — эссеист и поэт. В процессе создания эссе он использует некоторые приёмы, которые применяет обычно в поэзии. Например, звуковой повтор, повтор грамматический. Приведём самый яркий, на наш взгляд, пример повтора: the assumptions of an endlessly expansive materialist economy [20, С. 81]. Повторяется звук [s], создавая впечатление, что шипит змея. С помощью этого приёма создаётся отрицательный образ экономической экспансии. В эссе также используются графические приёмы, которые Снайдер употребляет и в стихах: курсив, увеличение интервала между абзацами. В «промежутках» происходит торможение процесса восприятия и активизируется оценка прочитанного.
Эссе Снайдера основаны на достоверных фактах и глубоких философских идеях, в них используются изобразительно-выразительные средства, присущие художественной литературе. Эссе снабжают читателя достоверной информацией из жизни автора, фактами мировой истории, а также приносят эстетическое удовольствие. Благодаря особому композиционному построению, эссе воспринимаются как сюжетные произведения.
В эссе Снайдера не чувствуется ностальгия по утерянной связи человека с природой, а предлагается новый путь, основанный на эклектичной философской концепции автора. Этот путь не отрицает полностью достижений прошлого. Сам автор уже в движении к новому, он живёт согласно своей философской концепции, на практике доказывая возможность альтернативного распространённой западной модели существования. Основной вывод, к которому подталкивает нас Снайдер в своих эссе, вступая с нами в диалог — либо ты с природой, либо против неё. В случае выбора второго варианта нас ожидает потеря как собственного «я», так и места обитания.
В эссе Снайдера выделяются следующие общие жанровые черты: пересечение границ других жанров, диалогичность, элементы разговорной речи, наличие авторского «я» в тексте, авторского видения, не претендующего на «истину в последней инстанции», наличие переходов от конкретного к абстрактному. Документальность проявляется в использовании конкретных исторических примеров, фактов из жизни автора, письменной передачи имевших место в реальности разговоров. В эссе Снайдера встречается характерный для британской и американской литератур топос. В произведениях описываются особенности конкретного региона, уделяется внимание его ландшафту и растительности. Выражается необходимость внимательного отношения к природе, а также необходимость отказа от идей антропоцентризма. Философская концепция Снайдера сочетает в себе идеи буддизма и биорегионализма.
Снайдер развивает традиции литературы о природе США. Произведения Снайдера — это своеобразный диалог с произведениями Торо. Эссе Снайдера, созданные в конце XX в., посвящены дикой природе, перед которой преклонялся Торо. Помимо тематической близости, наблюдается идейная близость между произведениями этих писателей. Хотя эссе Г. Снайдера отличаются от эссе Г. Д. Торо меньшим удельным весом художественно-изобразительных
средств, однако они не лишены художес- повторы, графические приёмы, метафоры твенности. Снайдер использует звуковые и особую композиционную структуру.
Литература
1. Бальбуров Э.А. Русская философская проза: Вопросы поэтики. М.: Языки славянской культуры, 2010. 216 с.
2. Воронченко Т.В., Сокольских Н.Н. Трансформация культуры пограничья в эпоху глобализации // Гуманитарный вектор, 2012. № 3 (31). С. 187-191.
3. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М.: Флинта: Наука, 2008. 98 с.
4. Соломатина С.Ю. Художественное своеобразие натурфилософской эссеистики Генри Дэвида Торо: автореф. дис. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2008 г. 21 с.
5. Стеценко Е.А. Экологическое сознание в современной американской литературе. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 320 с.
6. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2. Пер. В. Каплуна. Спб.: Академический проект, 2004. 432 с.
7. Эпштейн М.Н. На перекрёстке образа и понятия (Эссеизм в культуре нового времени) // Парадоксы новизны. М.: Прогресс, 1987. С. 334-380; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/epsht_essay.htm (дата обращения: 25.08.2012)
8. Эпштейн М.Н. Эссе об эссе // Амероссия. Избранная эссеистика. М.: Серебряные нити, 2007 г. 504 с.
9. A Companion to the Regional Literatures of America. Ed. Charles L. Crow. Malden: Blackwell Publishing Ltd., 2003. 606 p.
10. A Glossary of Literary Terms. 9th edition. M. H. Abrams, G. G. Harpham. Boston: Wadsworth Cengage Learning, 2009. P. 103-104.
11. Almon B. Gary Snyder / Western Writers Series № 37. The Caxton Printers, Ltd, Boise State University, 1979. 47 p.
12. Clark T. The Cambridge Introduction to Literature and the Environment. NY: Cambridge University Press, 2011. 255 p.
13. Encyclopedia of Beat Literature / ed. Kurt Hemmer. 2007. 401 p.
14. Encyclopedia of the Essay. Ed. Tracy Chevalier. London: Fitzroy Dearborn Publishers, 2006. P. 1254-1255.
15. Gray R. A History of American Literature. Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 2004. 913 p.
16. Gray T. Gary Snyder and the Pacific Rim. Creating Counter-Cultural Community. The University of Iowa Press, 2006. 353 p.
17. Oates J.C. Introduction to Walden; or, Life in the Woods by G. D. Thoreau. Princeton: Princeton University Press, 1989. 352 p.
18. Poetry Foundation. URL: http://www.poetryfoundation.org/bio/gary-snyder (дата обращения: 14.03.2012)
19. Slovic S. Seeking Awareness in American Nature Writing. Salt Lake City: University of Utah Press, 1992. 203 p.
20. Snyder, G. The Practice of the Wild. San Francisco: North Point Press,1990. P. 78-96.
21. The Oregon Encyclopedia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oregonen-cyclopedia.org/entry/view/snyder_gary_1930_/ (дата обращения: 14.03.2012)
22. Thoreau G.D. Wild Apples and Other Natural History Essays. Athens and London: The University of Georgia Press, 2002. 236 p.
23. Updike J. Introduction to Walden; or, Life in the Woods by G.D. Thoreau. 150th Anniversary Edition. Princeton: Princeton University Press, 2004. 352 p.
Коротко об авторе_
Гречишкина С.В., аспирант, ассистент, каф. «Европейские языки и лингводидактика», Забайкальский государственный университет worldinteraction@maiI.ru
Научные интересы: эколитература, биорегиональная литература, биорегионализм, экологическая философия
_Briefly about the author
S. Grechishkina, postgraduate student, assistant, European Languages and Language Didactics department, Transbaikal State University
Scientific interests: ecoliterature, bioregional literature, bioregionalism, ecological philosophy