С.С. Духанов, г. Новосибирск
РОЛЬ ФОТОАРХИВА МУЗЕЯ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ СИБИРИ им. С.Н. БАЛАНДИНА В ИЗУЧЕНИИ НОВОСИБИРСКОГО ЭТАПА ТВОРЧЕСТВА АРХИТЕКТОРОВ Б.А. ГОРДЕЕВА, С.П. ТУРГЕНЕВА И ИНЖЕНЕРА Н.В. НИКИТИНА (2010 г.)
Особенностью Новосибирска 1930-х гг. стала его оторванность от ведущих центров архитектуры. Поэтому важнейшими импульсами для развития архитектуры жилых и общественных зданий в городе стали строившиеся непосредственно н Новосибирске здания мастеров советского авангарда и их учеников. Одним из таких архитекторов, принесших передовые идеи архитектурного авангарда из Москвы в Новосибирск, не опосредованно (через литературу), а, так сказать, из первоисточника, был архитектор-конструктивист Б.А. Гордеев. Вместе с ним в Новосибирске работал 1 архитектор С.П. Тургенев и инженер Н.В. Никитин.
Значение творчества этой группы архитекторов определяется несколькими факторами:
1. Наиболее интенсивный период проектной деятельности группы, которую возглавлял архитектор Б.А. Гордеев, приходится на первую половину 1930-х гг., то есть на наиболее насыщенный событиями и интересный для изучения период советской архитектуры. В этот период группой архитектора Б.А. Гордеева были запроектированы и построены наиболее значимые с архитектурной точки зрения конструктивистские здания и комплексы Новосибирска (более пяти комплексов; всего около тридцати жилых и общественных зданий, расположенных в центре города). Среди всех работавших в городе архитекторов-конструктивистов Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев и инженер Н.В. Никитин стали наиболее плодотворными - они оставили после себя в Новосибирске наиболее значимое наследие архитектурного конструктивизма.
2. Учителем Б.А. Гордеева был один из лидеров конструктивизма архитектор В.А. Веснин. Таким образом, несмотря на удаленность Новосибирска от центров архитектурного авангарда, концепции его лидеров (в данном случае, братьев Весниных) должны были оказать не только косвенное, но самое прямое воздействие на формирование архшеюурного лица города 1930-х гг:
Поэтому представляется актуальным выяатение в творчестве Б.А. Гордеева в Новосибирске на рубеже 1920-х—1930-х гг. следующих моментов: влияние идей братьев Весниных на творчество Б.А. Гордеева, развитие конструктивистских идей Б.А. Гордеевым в Новосибирске и влиянпетвор-чесгва последнего на проекты местных архи текторов.
С другой стороны, профессиональное изучение архитектурного авангарда началось в нашей стране лишь с последней четверти XX в. То есть тогда, когда внеипшй облик зданий 1920-х- 1930-х гг. был в значительной мере искажен, а проектная документация (в том числе и стадия эскизного проектирования) утрачена или распылена по многим источникам. Кроме того, большинство проектов были выполнены группой архитектора Б.А. Гордеева для ведомства ОГТГУ-НКВД. Специфика последнего слелала недоступными немногие еще сохранившиеся материалы их творчества.
Поэтому трудно переоценить роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (далее - МЙАС) для изучения новосибирского этапа творчества архитекторов Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и инженера Н.В. Никитина. Их творчеству конца 1920-х — начала 1930-х 1Т. посвящен специальный блок (ФН, Он.5. К.2); всего до 70 листов с черно-белыми фотографиями и фотокопиями XX в.
Значение этого источника определяется его структурой и комплексным характером собранных здесь материалов. Они охватывают общественное, жилое и комплексное строительство. Для общей характеристики источника удобно рассмотреть материалы, относящиеся к спорткомплексу «Динамо» (они составляют примерно половину объема информации) - крупнейшему в Новосибирске конструктивистскому клубу.
Бесценны фотокопии эскизной стадии проектирования (генплан, перспективы, фасады, интерьеры, в том числе нереализованных частей комплекса). Они позволяют с наибольшей степенью достоверности представить проектную графику архитектора 1930-х тт. и заложенные в его проекте архитектурные идеи (лл. 1-10). Сопоставление с архитектурной графикой браггьев Весниных
позволяет судить как о влиянии их концепций и конструктивистского метода проектирования на Б.А. Гордеева, так и о степени его творческой самостоятельности. Проектная трафика авангарда была в начале 1930-х гг. особой сферой приложения таланта архитектора: она сама по себе представляла (и тем более представляет теперь) искусствоведческий и художественный интерес. Здесь было сделано немало новаторского. Поэтому отдельным моментом является выявление места собственно проектной графики архитектора Б.А. Гордеева среди аналогов конструктивизма.
Исключительно важны фотографии спортклуба (главного корпуса и игрового зала) в ходе строительства и после пожара (лл. 18-37). Они позволяют достоверно судить о ходе строительных и монтажных работ, конструкциях и отделке здания. На фотографиях главного корпуса, сделанных сразу после завершения строительства, видны эффектные пластические элементы конструктивизма - верхнее освещение спортзала, навесы на плоской кровле-террасе, необычная фактурная обработка главного фасада. Все эти элементы были быстро утрачены (из-за некачественною исполнения и суровых климатических условий) и до настоящего времени не сохранились.
На первый взгляд может показаться неясным, в чем заключается значение фотографий, сделанных после пожара игрового зала (когда были утрачены его уникальные деревянные конструкции). Но роль этих фотографий в том, что они позволяют заглянуть «за фасад» конструктивистского здания, построенного в условиях сибирского города 1930-х гг. Функциональная архитектура конструктивизма часто не соответствовала климатическим и социально-экономическим условиям Сибири. На фотографиях видно, что при отсутствии строительной базы широко применялись эрзацы (заменители) конструктивистских материалов: кирпич и деревянные балки (железобетонным был только каркас стен); деревянные переплеты вместо металлических и т.п. Видны диковинные приборы отопления и детали каркаса.
3. Также бесценны обмерные чертежи спортклуба (вместе с игровым залом), выполненные под руководством проф. С.Н. Баландина (лл. 11-17). В фотоматериалах эскизного проекта планы отдельных блоков спорткомплекса не сохранились. В то же время, особенностью именно конструктивистского метода проектирования было то, что здание проектировалось «изнутри наружу» -от плана (ортогональный метод проектирования). План (вместе с другими ортогональными проекциями) был в проектах конструктивистов самым главным.
При этом внутренние пространства активно взаимодействовали с фасадными плоскостями - выступали из них наружу в виде различных объемов. Эту' источниковедческую проблему усугубляют столь характерные для конструктивизма раздробленность объсмно-простран-ственной композиции и аморфная геометрия «переливающегося» внутреннего пространства. Поэтому увидеть целостную структуру конструктивистских зданий (что именно и насколько выступает из фасадной плоскости) можно только на планах. Фотографии фасадов и интерьеров здесь бессильны.
Таким образом, материалы фотоархива МИАС им. С.Н. Баландина охватывают или восполняют все существенные стороны конструктивистской архитектуры зданий, запроектированных и построенных архитекторами Б.А. Гордеевым, С.П. Тургеневым и инженером Н.В. Никитиным в Новосибирске.