Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 65. С. 5-18.
Tomsk State University Journal of Economics. 2024. 65. рр. 5-18.
Экономическая теория, методология и политика
Научная статья
УДК 338.45
doi: 10.17223/19988648/65/1
Роль Фонда развития промышленности в области развития технологического суверенитета РФ
Никита Сергеевич Степанов1
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия, stepanov720@inecon. ru
Аннотация. Актуальность настоящей статьи определена тем, что в условиях цифровой трансформации экономики и структурных изменений миропорядка, направленных на формирование многополярного мира, важным фактором конкурентоспособности любой страны является обеспечение технологического суверенитета. Цель статьи - уточнение роли Фонда развития промышленности в обеспечении технологического суверенитета России и разработка направлений повышения эффективности данных процессов. Исследование основано на использовании общенаучных и специальных научных методов и приемов научного познания: метода аналогии; метода формализации; метода абстрагирования и логического анализа; метода декомпозиции и структурно-логического анализа. В статье дан анализ теоретических концепций сущности экономического суверенитета, представляющего собой состояние государства обеспечить себя самостоятельно производством всех критически важных технологий и видов продукции. Проанализирована деятельность Фонда развития промышленности Российской Федерации, направленная на льготное финансирование проектов в сфере импортозаме-щения, разработки новой высокотехнологичной продукции и других приоритетных высокотехнологических сферах. Уточнена роль Фонда развития промышленности Российской Федерации в процессе обеспечения технологического суверенитета. В статье обосновано, что в сложнейших условиях геополитического давления, антироссийских санкций западных государств перед Россией стоит задача выйти на новый уровень технологического и промышленного разривития. В короткие сроки России придется поднять на новый уровень собственные критические технологии в науке, информационных технологиях, промышленности, на транспорте, в разработке лекарств и новых материалов и других важных для страны областях, чтобы обеспечить технологический суверенитет, независимость в производстве каждого критически важного для нас продукта. Достижение данной цели возможно путем повышения эффективности деятельности Фонда развития промышленности. Предложенная методика оценки и мониторинга уровня технологического суверенитета позволит выявлять низкоэффективные направления льготного финансирования и корректировать принимаемые Фондом решения. Основным научным результатом настоящей статьи является
© Степанов Н.С., 2024
разработка подхода к роли Фонда развития промышленности России, которая заключается в формировании и распространении инноваций в процесс создания эффекта, необходимого для обеспечения технологического суверенитета в условиях цифровой экономики, посредством выбора наиболее перспективных инвестиционных технологических проектов и предоставления им льготного финансирования.
Ключевые слова: высокотехнологические отрасли, импортозависимость, ограничения развития, санкции
Для цитирования: Степанов Н.С. Роль Фонда развития промышленности в области развития технологического суверенитета РФ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 65. С. 5-18. doi: 10.17223/19988648/65/1
Economic theory, methodology and policy
Original article
The role of the Industrial Development Fund in the development of technological sovereignty of the Russian Federation
Nikita S. Stepanov1
1 Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The relevance of this article is due to the fact that, in the context of the digital transformation of the economy and structural changes in the world order aimed at forming a multipolar world, an important factor in the competitiveness of any country is to ensure technological sovereignty. The aim of the article is to clarify the role of the Industrial Development Fund in ensuring Russia's technological sovereignty and to develop ways to improve the efficiency of these processes. The research is based on the use of general and special scientific methods and techniques of scientific cognition: analogy, formalization, abstraction and logical analysis, decomposition and structural logical analysis. The article presents an analysis of the theoretical concepts of the essence of economic sovereignty, which is the state's ability to provide itself with the production of all critical technologies and types of products on its own. The activities of the Industrial Development Fund of the Russian Federation aimed at concessional financing of projects in the field of import substitution, development of new high-tech products and other priority high-tech areas are analyzed. The role of the Industrial Development Fund of the Russian Federation in the process of ensuring technological sovereignty has been clarified. The article proves that, in the most difficult conditions of geopolitical pressure and anti-Russian sanctions of Western states, Russia faces the task of reaching a new level of technological and industrial development. In a short time, Russia will have to raise its own critical technologies to a new level in science, information technology, industry, transport, in the development of medicines and new materials and other areas important to the country in order to ensure technological sovereignty and independence. in the production of every critically important product for us.
Achieving this goal is possible by increasing the efficiency of the Industrial Development Fund. The proposed methodology for assessing and monitoring the level of technological sovereignty will make it possible to identify low-effective areas of concessional financing and adjust the decisions made by the Fund. The main scientific result of this article is the development of an approach to the role of the Russian Industrial Development Fund, which consists in the formation and dissemination of innovations in the process of creating the effect necessary to ensure technological sovereignty in the digital economy by selecting the most promising investment technology projects and providing them with concessional financing.
Keywords: high-tech industries, import dependence, development restrictions, sanctions
For citation: Stepanov, N.S. (2024) The role of the Industrial Development Fund in the development of technological sovereignty of the Russian Federation. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 65. pp. 5-18. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/65/1
Введение
Кризисы последних лет и их более широкие последствия подчеркнули важность цифровой трансформации России для обеспечения социального и экономического благополучия и предоставили ценные знания о стремлении к «технологическому суверенитету». Хотя дискуссии о технологическом суверенитете являются актуальными, точное понимание суверенитета или автономии остается неоднозначным. Важно отметить, что политические дискуссии о технологическом суверенитете России возникли давно, а пересмотренные стратегии промышленной и цифровой политики «институционализировали» различные понятия суверенитета, выражая убежденность в том, что России необходимы дополнительные усилия для защиты и обеспечения промышленной конкурентоспособности [11].
Есть мнение, что Россия не сможет обеспечить свое глобальное экономическое преимущество и геополитическое влияние, что зависимость от технологических решений, часто поступающих из-за границы, требует ответа в промышленной и нормативной сфере [7, 12]. В этом контексте можно выделить два важных аспекта для технологической политики России. Чтобы стать более суверенной в глобальной экономике, следует стать мировым лидером в области экономических инноваций, а не только в регулировании.
Необходима комплексная промышленная политика, которая поддержит отрасли, традиционно сильные, но ощущающие на себе последствия кризиса, и создаст прочную основу для отраслей с высоким потенциалом развития. В промышленной политике России мы выделили три категории ключевых промышленных секторов: традиционно сильные, но стоящие перед новыми вызовами, имеющие большой потенциал и динамику развития и имеющие новые перспективы развития. Кроме того, мы также обращаем внимание на важную роль Фонда развития промышленности, созданного в 2014 г., который «предлагает льготные условия финансирования проектов в сфере лизинга производственного оборудования, импортозамещения, разра-
ботки новой высокотехнологичной продукции, станкостроения, цифровиза-цию действующих производств, производство предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения, производство комплектующих, повышение производительности труда, ИКТ, транспорта и услуг по поддержке бизнеса». В данной статье представлена роль Фонда развития промышленности в обеспечении технологического суверенитета России и разработаны направления повышения эффективности данных процессов.
Методология
Исследование основано на использовании общенаучных и специальных научных методов и приемов научного познания. Выделим следующие из них: метод аналогии - при определении критериев выделения инвестиционных проектов, получающих льготное финансирование; метод формализации - для обоснования элементов стратегической концепции деятельности Фонда развития промышленности; метод абстрагирования и логический анализ - для разработки концептуальных положений обеспечения технологического суверенитета; метод декомпозиции и структурно-логического анализа - при разработке подхода к формированию и распространению инноваций в процесс создания эффекта, необходимого для обеспечения технологического суверенитета в условиях цифровой экономики.
Результаты
Новая промышленная стратегия потенциально открывает совершенно новые возможности для развития промышленности, в принятых в 2023 г. стратегических документах [5-6, 9-10] четко обозначены основные приоритеты промышленной трансформации: экология, цифровизация и конкурентоспособность, а ее конечная цель - обретение полного суверенитета и, как следствие, субъективности в потенциальных глобальных потрясениях, инициированных конфликтом с развитыми странами. Период создания и детальной реализации новой промышленной стратегии может иметь решающее значение для России, поскольку создает для нее потенциал стать лидером в экономическом плане.
Технологический суверенитет России означает увеличение ее технологических возможностей и способности влиять на правила и ценности, которые управляют миром, сосредоточенным вокруг новых технологий, в котором другие страны начинают доминировать. Сбои в цепочках поставок во время пандемии, торговая война с Китаем и технологические санкции, введенные Западом в отношении России, заставили нас осознать, насколько важна сегодня независимость в сфере современных технологий [8].
За последние тридцать лет Россия создавала прочную экономическую основу, базирующуюся на своих конкурентных преимуществах, прежде
всего на более низких затратах на рабочую силу в сочетании с высококвалифицированной рабочей силой. Однако российская экономика все еще недостаточно инновационна, что не позволяет ей занять более высокую позицию в мировом разделении труда и, таким образом, генерировать более высокую прибыль на основе экспорта инновационной высокотехнологичной продукции [2]. Эту ситуацию можно изменить, если Россия должным образом воспользуется возможностью, созданной новой промышленной стратегией, в которой важная роль отводится Фонду развития промышленности России, призванному активизировать инновационную деятельность и повысить уровень технологического суверенитета.
В соответствии с целевым предназначением Фонда его функционирование осуществляется на основе четырех принципов, представленных на рис. 1.
Целевое назначение займа: финансирование проектов, направленных на импортозамещение, освоение наилучших доступных технологий, цифровизацию производств, диверсификацию предприятий ОПК, производство комплектующих, маркировку лекарств и товаров, повышение производительности труда.
Возвратные займы и хорошее обеспечение: предоставление "длинных и дешевых" денег подразумевает наличие твердых гарантий от инициаторов проекта под качественное и надежное обеспечение займов. Бюджетные деньги должны быть возвращены, даже если с проектом что-то пойдет не так.
Поддержка - разным, приоритет - сильным: проведение оценки качества проекта и профессионализма команды, при этом отрасли и регион не имеют большого значения; поддержку получают в первую очередь успешные компании, имеющие потенциал и перспективы развития, с высокой вероятностью получения высоких результатов, проблемные предприятия не могут рассчитывать на поддержку Фонда.
Принцип "одного окна": бесплатная информационная поддержка бизнеса в Консультационном центре для каждой компании с предоставлением сведений как о программах Фонда, так и о других формах государственной поддержки промышленных предприятий.
Рис. 1. Принципы функционирования Фонда развития промышленности [4]
За время своей деятельности Фонд ежегодно увеличивает объемы финансирования и количество заемщиков (рис. 2).
800 700 600 500 400 300 200 100 0
■ заемщики, получившие займ ранее
I новые заемщики
_ — «
2015 2016 2017 2018
130 172 224
54 76 96 128
300
358
2019 2020 300 358 172 186
408
2021 408 222
466
2022 466 244
Рис. 2. Динамика финансирования ФРП промышленных предприятий [4]
Как мы видим, количество новых заемщиков увеличивается в среднем на 24,5% каждый год, растут также и объемы запрашиваемого финансирования и, следовательно, возможности российской промышленности в эффективных изменениях (табл. 1).
Таблица 1. Характеристики поступивших заявок о финансировании за 2017-2022 гг. [4]
12017 г. 12018 г. 12019 г. 12020 г. 12021 г.|2022 г. В натуральном измерении (штуки)
Заявки с суммой займа > 2 млрд руб. 52
Заявки с суммой займа > 500 млн руб. <= 2 млрд руб. 4 9 15 14 83 150
Остальные заявки 518 512 603 894 763 873
В стоимостном измерении (млрд руб.)
Заявки с суммой займа > 2 млрд руб. 226
Заявки с суммой займа > 500 млн руб. <= 2 млрд руб. 2,9 6,3 11,1 18 121,6 17,9
Остальные заявки 91,7 84,3 96,3 170,9 113,3 146,8
Чтобы максимально участвовать в данных процессах, необходимо с самого начала участвовать в создании и моделировании всей стратегии, а затем концептуальных программ на тактическом и, наконец, оперативном уровне, а также в проектировании и постулировании внедрению таких инструментов (например, программ финансирования, технологических стандартов, нормативно-правовой базы для международного сотрудничества), которые лучше всего соответствуют российской специфике. Умелое использование возможностей, созданных для России новой промышленной стратегией, в сочетании с нынешним экономическим кризисом может дать России одно из ведущих мест на промышленной карте мира. Условием является соответствующая разработка, понимание и использование новой
промышленной стратегии российским правительством и российскими предприятиями, а также использование потенциала Фонда развития промышленности в области развития технологического суверенитета РФ. Нынешняя экономическая ситуация, вызванная современным кризисом, означает, что Россия просто не может себе позволить не принять участие в масштабной промышленной трансформации [1].
Россия сталкивается с долгосрочными социальными, экологическими и экономическими проблемами, их решение будет невозможно без правильно продуманной, амбициозной, стратегически ориентированной, гибкой и адресной промышленной политики, обеспечивающей устойчивость к экономическим потрясениям и поддерживающей развитие конкурентной позиции предприятий. Осознавая проблемы в таких областях, как здравоохранение, старение общества, мобильность, устойчивая экономика и энергетика, цифровая трансформация, безопасность, включая экономическую безопасность, государственное вмешательство до сих пор было сосредоточено на решении проблем с использованием инноваций и технологий, разработкой ключевых технологий, которые применяются во многих отраслях промышленности [3].
Значение высокотехнологичной промышленности для технологического суверенитета выходит за рамки непосредственного производства в этом секторе. Развивающаяся промышленность создает рабочие места в сфере услуг, поддерживая промышленное производство, например, в области исследований и разработок, торговли товарами или, что сегодня становится все более важным, эксплуатации цифровых систем. Внутри отрасли также существуют виды производства, оказывающие большее внешнее воздействие, чем другие. Это, прежде всего, интеграторы цепочек создания стоимости, которые проектируют конечную продукцию и организуют ее производство на многих этапах, часто создавая производство нескольких десятков компаний, поставляющих комплектующие или полуфабрикаты. Эти виды предприятий имеют особое значение для развития национальной экономики, поскольку они генерируют наибольший положительный внешний эффект.
Сильная отечественная обрабатывающая промышленность особенно важна в периоды коллапса международной торговли, как это было в начале пандемии COVID-19. В такой обстановке оказывается важным локализовать производство ключевых стратегических товаров в стране, где их использование необходимо. Наличие сильного промышленного сектора создает стратегическую автономию и влияет на безопасность экономики и граждан (например, доступ к продуктам питания и лекарствам).
В процессе функционирования Фонда развития промышленности предполагается, что оно будет построено вокруг пяти осей развития, которые будут определять направление трансформации промышленности в ближайшие годы. Этими осями являются:
1) цифровизация, которая улучшит промышленную деятельность - от проектирования продукции через процесс производства товаров до изменения бизнес-моделей;
2) безопасность - целью России должно быть, среди прочего, восстановление производственных мощностей, чтобы обеспечить безопасность промышленности, независимой от поставок с внешних рынков;
3) локализация промышленного производства - сокращение цепочек поставок и диверсификация источников сырья и полуфабрикатов станет тенденцией, обеспечивающей стабильность производственных мощностей России;
4) «зеленый курс», который создает возможности для российских производителей - как поставщиков экологически производимых товаров, так и производителей технологических решений с низкими и нулевыми выбросами;
5) современное общество - приумножение социального капитала, основанного на доверии, сотрудничестве, построении социальных связей и человеческого капитала, развивающегося параллельно с доступностью новых технологий и повышением навыков и компетенций сотрудников.
Для обеспечения технологического суверенитета важно дополнить существующую систему поддержки развития, сосредоточив внимание на решении конкретных, четко определенных проблем отраслей, используя законодательные и программные инструменты, адаптированные к их потребностям. Эти инструменты не могли бы быть эффективными, если бы их создание не основывалось на реальных потребностях. Фонд развития промышленности должен играть роль института, собирающего и систематизирующего проблемы и ожидания предпринимателей.
Обсуждение
Технологический суверенитет - это способность страны контролировать собственную ситуацию в технологических и цифровых аспектах. Может ли государство быть суверенным, если оно получает все технологии (в том числе используемые в государственном управлении) от крупных иностранных интернет-компаний? Является ли суверенным государство, которое не производит никаких собственных интеллектуальных ресурсов, которые можно было бы перевести в производство (оборудование, программное обеспечение, системы и т.д.)?
Суверенитет представляет собой полную противоположность описанным выше ситуациям. Таким образом, мы имеем дело с отсутствием технологического суверенитета всякий раз, когда он уступает слишком большой контроль над цифровыми и технологическими вопросами, касающимися своей страны, внешним государствам либо из-за удобства, неосведомленности, либо из-за нехватки собственных ресурсов. Технологический суверенитет имеет и потребительский аспект - страна не суверенна, когда на ее рынке мало конкуренции, услуги и продукты функционируют по модели монополии или олигополии, и противодействие такой ситуации невозможно из-за отсутствия инструментов и квалификации органов, отвечающих за защиту прав.
Поэтому сложно прогнозировать, сможет ли она использовать экономическую войну с Западом для модернизации, оставив роль поставщика сырья и создав еще один центр многополярного мира. Есть много признаков того, что это можно осуществить, но для развития экономики нужны деньги (капитал), человеческие ресурсы (инновации), технологические корпорации и, конечно, рынки сбыта.
Распад СССР и кризис 1990-х гг. полностью разрушили старую промышленную структуру, чтобы восстановить ее, после 2007 г. были созданы государственные технологические корпорации - «Росатом», «Ростех» (первоначально называвшийся «Ростехнологии») и «Роскосмос». Это позволило эффективно управлять всем технологическим и производственным циклом в трех ключевых отраслях: ядерное оружие, военные технологии, присутствие в космосе. Конечно, оборонная промышленность («оборонка») играет основополагающую роль, поскольку Россия по-прежнему ощущает себя осажденной крепостью, которую Запад время от времени пытается завоевать и подчинить.
Позже оборонная промышленность начала гражданское производство, используя свои технологические компетенции, подтвержденные позицией России на мировом рынке вооружений. Именно поэтому Ростех, помимо военных самолетов, поставляет и гражданскую авиацию новых разработок, таких как Sukhoi Superjet или МС-21. Преодоление западного доминирования в авиационной отрасли продолжается уже несколько лет, и здесь мы отчетливо видим, как отрезание технологий Западом задерживает проекты и тормозит разработку новой продукции, несмотря на это, российская авиационная промышленность предоставляет современные конструкции и просто впечатляющую продукцию, например авиационные или ракетные двигатели. Объединение оборонной и гражданской деятельности также хорошо сочетается в Росатоме, который, помимо создания новых типов ядерного оружия, также является мировым лидером в гражданской энергетике и контролирует 80% мирового рынка атомной энергетики.
Но проблемы, стоящие перед развитием технологий, огромны, основная из них - лишение России современных средств производства, что еще больше ограничивает дальнейшее развитие. Россия была и остается крайне неконкурентоспособной в машиностроении, импорт этой отрасли многократно (в 5-6 раз) превышал экспорт. Во времена хороших отношений с Западом и высоких цен на нефть эта разница оплачивалась за счет нефтяных доходов - в пиковые годы суммы, направляемые на эти цели, составляли более 30% доходов от экспорта нефти и газа (153 млрд долл. в 2013 г.), страны Европейского союза были основным поставщиком техники. Позже ограничений было все больше и больше, сегодня этот обмен нарушен. Огромный российский машинный парк остался без запчастей, без возможности обновления и модернизации.
Серьезность таких ситуаций иллюстрирует ситуация со станками (токарные, фрезерные, шлифовальные и т.д.): российская промышленность очень зависима от импорта, собственного производства практически нет. А эти
устройства необходимы для производства всей промышленности, в том числе и ключевой для России отрасли - оборонной. В России ранее доминировала модель «развития инноваций», характерная для периферийных (колониальных) экономик. Средства на развитие технологий поступали извне через фонды, специализирующиеся на поиске решений по всему миру и использовании местных талантов. К этим фондам были добавлены местные государственные финансы на поддержку науки, работа над задачами новых технологий иногда давала хорошие результаты, но дальнейшее их развитие - прототипы, коммерциализация и крупномасштабное промышленное производство - происходило за рубежом. Во всем технологическом импортном пакете решения, разработанные в России, также иногда возвращались в виде готовой продукции. Был сформирован эффективный механизм, перекачивающий таланты и идеи со всего мира и закрепляющий промышленное доминирование Запада, чтобы обеспечить технологический суверенитет, его необходимо устранить и весь технологический цикл осуществить внутри страны.
Для этого важно использовать деятельность Фонда развития промышленности, которому следует проводить постоянный мониторинг деятельности. Оценка (диагностика) и контроль состояния и уровня развития технологического суверенитета предусматривают возможность постоянно осуществлять диагностику и контроль предприятий / секторов, рынка в целом и оценивать внешние факторы, что позволит на ранней стадии выявить признаки кризисного развития, определить его масштабы, исследовать основные факторы, его обуславливающие, разработать меры по предотвращению кризиса и предупреждению банкротства, осуществлять контроль за реализацией этих мер путем использования финансового инструментария. Результаты диагностики являются основанием для принятия соответствующих управленческих решений. При этом сочетание стратегического и оперативного планирования, прогнозирования, анализа, мониторинга, контроля; определение параметров, методов и инструментов осуществления оценки и своевременное реагирование на изменения показателей состояния технологического суверенитета и доведение их до нормативных позволят обеспечить эффективность деятельности Фонда.
В связи с этим нами была разработана система показателей оценки развития технологического суверенитета, представленная в табл. 2. Использование данных показателей в процессе постоянного мониторинга деятельности Фонда позволит выявлять негативные тенденции в той или иной сфере, оперативно разрабатывать меры реагирования и исправлять возникающие ограничения для российской технологической промышленности.
Важным элементом механизма управления деятельностью Фонда является информационно-аналитическое обеспечение, которое должно содержать следующие данные: качественные и количественные значения индикаторов уровня развития рынка во всех направлениях, наличие или потенциальность рисков и угроз.
Таблица 2. Показатели оценки уровня развития технологического суверенитета
Показатель Характеристика Правило расчета Оценка
1. Уровень технологического суверенитета России на общемировом рынке Отражает рыночную долю России в пределах совокупной выручки технологических отраслей в мире, что указывает на общий масштаб рынка и косвенно -на уровень влияния России на мировую экономику в целом Уровень технологического суверенитета = Выручка предприятий технологических отраслей государства / Общий объем выручки предприятий технологических отраслей в мире 100% Положительная динамика характеризует рост технологического суверенитета
2. Уровень технологического суверенитета страны в каждом отдельном секторе (авиационной техники, судостроения, военной техники и пр.) / объемы общемирового рынка в данной сфере Отражает рыночную долю каждого сектора государства в общем объеме данного сектора в мире, характеризует значимость каждого сектора в стране и в мире Доля отдельного сектора технологического суверенитета = Выручка предприятий отдельного сектора, формирующего технологический суверенитет государства / Общий объем выручки предприятий отдельного сектора х 100% Положительная динамика характеризует рост отдельного сектора рынка страны в общем секторе мирового рынка ЕАЭС
3. Доля внутреннего рынка технологической продукции отдельных предприятий (рекомендуется считать по крупным предприятиям) в общем объеме рынка (или мира при достаточно большой доле) Отражает относительную долю предприятия в пределах совокупной выручки на внутреннем рынке технологической продукции и указывает на рыночную мощность предприятия Доля внутреннего рынка технологической продукции отдельных предприятий = Выручка предприятия / Выручка внутреннего рынка технологической продукции (мира) х 100% Положительная динамика характеризует рост рыночной мощности и влияния отдельного предприятия
4. Относительный прирост выручки предприятия / сектора / рынка за год, % Характеризует темпы прироста чистого дохода предприятия / сектора / рынка (за год) Относительный прирост выручки за год = (Выручка - Прошлогодняя выручка) / Прошлогодняя выручка х 100% Высокие темпы прироста могут свидетельствовать как о положительной динамике наращивания продаж, так и о низкой базе сравнения
5. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) выручки предприятий / сектора / рынка технологической продукции, % Характеризует устойчивость развития предприятия / сектора / рынка технологической продукции. Индикатор указывает, на сколько % росло предприятие / сектор / рынок в среднем за год CAGR = ((Выручка / Выручка 3 года назад) : (1/3) - 1) х 100% Сравнение среднеотраслевых значений на определенную дату
Заключение
Сегодня перед страной стоит задача выйти на новый уровень развития в короткие сроки, несмотря на негативное влияние западных санкций на важнейшие отрасли промышленности в РФ. В короткие сроки России придется поднять на новый уровень собственные критические технологии в науке, информационных технологиях, промышленности, на транспорте, в разработке лекарств и новых материалов и других важных для страны областях, чтобы обеспечить технологический суверенитет, независимость в производстве каждого критически важного для нас продукта. Достижение данной цели - сложная задача, поскольку многие экономически ведущие страны ввели беспрецедентные санкции против России, ограничения напрямую затронули технологическую отрасль РФ. Представленное в статье уточнение роли Фонда промышленного развития позволяет лучше понять возможные эффекты от его деятельности, способной обеспечить условия для достижения технологического суверенитета. Предложенная методика оценки и мониторинга уровня технологического суверенитета позволит выявлять низкоэффективные направления льготного финансирования и корректировать принимаемые Фондом решения.
Список источников
1. Степанов Н. С. Модернизация Фонда развития промышленности с целью создания эффективного импортозамещения в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 61. С. 5-16.
2. Ткаченко И.Н., Стариков Е.Н., Евсеева М.В. Оценка эффектов применения проектных инструментов промышленной политики в регионах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, № 3. С. 287294.
3. Афонин С.Е. Оценка влияния социально-экономических факторов на объемы промышленного производства в регионах России // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44 (6). С. 27-30.
4. ФРП в 2022 году профинансировал 256 промышленных проектов на общую сумму 140 млрд рублей. URL: https://frprf.ru/press-tsentr/novosti/frp-v-2022-godu-profinansiroval-256-promyshlennykh-proektov-na-obshchuyu-summu-140-mlrd-rubley/
5. Постановление от 15 апреля 2023 года № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2023 № 1434 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"».
7. Камчатова Е.Ю., Муратова М.Н. Возможности применения ресурсного подхода при обеспечении технологического суверенитета промышленности РФ // Инновации и инвестиции. 2023. № 2. С. 196-201.
8. Жданеев О.В. Обеспечение технологического суверенитета отраслей ТЭК Российской Федерации // Записки Горного института. 2022. № 258. С. 1061-1078. doi: 10.31897/PMI.2022.107
9. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 марта 2023 г. № 833 «Об утверждении Методики определения перечня приоритетной продукции».
10. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.».
11. Горин Е.А., Имзалиева М.Р. Современная промышленная политика: технологический суверенитет // Бюллетень науки и практики. 2023. № 1. С. 238-245.
12. Скорниченко Н.Н., Стрелкова Н.В. Роль технопарков в развитии инновационной деятельности и укреплении технологического суверенитета России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2023. № 2. С. 114-124.
References
1. Stepanov, N.S. (2023) Modernization of the Industry Development Fund to create effective import substitution in today's environment. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 61. pp. 5-16. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/61/1
2. Tkachenko, I.N., Starikov, E.N. & Evseeva, M.V (2022) Effect evaluation of the industrial policy project instruments application in the regions. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 22 (3). pp. 287-294. (In Russian). doi: 10.18500/1994-2540-2022-22-3-287-294
3. Afonin, S.E. (2022) Assessing the influence of socio-economic factors on the volume of industrial production in the regions of Russia. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 44 (6). pp. 27-30. (In Russian).
4. IDF. (2023) In 2022, the IDF financed 256 industrial projects for a total amount of 140 billion rubles. [Online] Available from: https://frprf.ru/press-tsentr/novosti/frp-v-2022-godu-profinansiroval-256-promyshlennykh-proektov-na-obshchuyu-summu-140-mlrd-rubley/ (In Russian).
5. Resolution No. 603 of April 15, 2023: On approval of priority areas of technological sovereignty projects and structural adaptation projects of the economy of the Russian Federation and the Regulations on the conditions for classifying projects as technological sovereignty projects and structural adaptation projects of the Russian Federation economy, on the provision of information on technological sovereignty projects and projects for structural adaptation of the economy of the Russian Federation and maintaining a register of these projects, as well as the requirements for organizations authorized to submit conclusions on the compliance of projects with the requirements for projects of technological sovereignty and projects for structural adaptation of the economy of the Russian Federation. (In Russian).
6. RF Government. (2024) Decree of the Government of the Russian Federation dated 01 September 2023 No. 1434: On introducing amendments to the state program of the Russian Federation "Development of industry and increasing its competitiveness ". (In Russian).
7. Kamchatova, E.Yu. & Muratova, M.N. (2023) Vozmozhnosti primeneniya resursnogo podkhoda pri obespechenii tekhnologicheskogo suvereniteta promyshlennosti RF [Possibilities of using the resource approach in ensuring the technological sovereignty of industry in the Russian Federation]. Innovatsii i investitsii. 2. pp. 196-201.
8. Zhdaneev, O.V. (2022) Obespechenie tekhnologicheskogo suvereniteta otrasley TEK Rossiyskoy Federatsii [Ensuring the technological sovereignty of the fuel and energy sectors of the Russian Federation]. Zapiski Gornogo instituta. 258. pp. 1061-1078. doi: 10.31897/PMI.2022.107
9. Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. (2023) Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated March 14, 2023, No. 833: On approval of the Methodology for determining the list ofpriority products. (In Russian).
10. RF Government. (2023) Order of the Government of the Russian Federation of May 20, 2023, No. 1315-r: On approval of the Concept of technological developmentfor the period until 2030. (In Russian).
11. Gorin, E.A. & Imzalieva, M.R. (2023) Sovremennaya promyshlennaya politika: tekhnologicheskiy suverenitet [Modern industrial policy: technological sovereignty]. Byulleten' nauki ipraktiki. 1. pp. 238-245.
12. Skornichenko, N.N. & Strelkova, N.V. (2023) Rol' tekhnoparkov v razvitii innovatsionnoy deyatel'nosti i ukreplenii tekhnologicheskogo suvereniteta Rossii [The role of technology parks in the development of innovation activities and strengthening the technological sovereignty of Russia]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 2. pp. 114-124.
Информация об авторе:
Степанов Н.С. - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития, Институт экономики Российской академии наук (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
N.S. Stepanov, Cand. Sci. (Economics), senior researcher, Center of Institutions of Social and Economic Development, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.12.2023; одобрена после рецензирования 19.01.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted 05.12.2023; approved after reviewing 19.01.2024; accepted for publication 29.02.2024.