Научная статья на тему 'Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни'

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODE OF LIFE / HEALTHY MODE OF LIFE / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акмеев Анвер Сулейманович, Власова Жанна Николаевна, Маямсин Николай Борисович

Статья посвящена рассмотрению одной из главных проблем на сегодняшний день проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том числе в области физической культуры, и желаемого результата не дают. Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической деятельности представляется возможность выхода из сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE FORMATION OF HEALTHY LIFE STYLE

The article is devoted to two main problems of our days the health and the healthy mode of man s life. The existing scientific knowledge of ways, forms and methods of mans sanitation is offered in some definite branches of knowledge including the field of physical education in an uncoordinated way and it yields no necessary results. The author emphasized the importance of a physical education in the formation of a healthy mode of life. With the help of the physical education, physical activity we will be able to do with such a situation.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни»

Реализуемые технологии, позволяющие добиться интеграции учебных дисциплин в границах формирующейся новой лингвистической реальности, выступают в качестве альтернативного инструментария выстраивания как уникальных образовательных маршрутов обучающихся, так и уникальных моделей совершенствования профессиональной деятельности самих преподавателей.

Отсутствие границ, в которых ранее «замыкалось» освоение английского языка как языка для общих целей, предопределило не только нарастающее значение данного языка как языка успешной профессиональной самореализации субъектов образовательного процесса, но и как языка творческого профессионального самовыражения личности.

Пересмотр в отечественном образовании концепции изучения, преподавания и углубленного совершенствования языковых навыков на основе реализации EMI-технологий посредством не просто интеграции английского языка в контекст профильных дисциплин, а интеграции профильных дисциплин в контекст единого международного языкового поля позволяет добиться устранения именно психологических границ в момент выхода профессионала на международный профессиональный рынок. Отсутствие таковых барьеров, в свою очередь, предоставляет и современному педагогу неограниченные возможности востребованности на мировом рынке образовательных услуг.

Выводы. Таким образом, подготовка преподавателей вуза к реализации EMI-технологий в контексте формирующейся новой лингвистической реальности будет заключаться в следующих аспектах:

- расширение языковых границ в рамках осознания перспектив функционала формирующейся новой лингвистической реальности;

- непрерывное языковое самообразование, позволяющее быть постоянно включенным в системы инноваций;

- оптимизация образовательного процесса на основе создания единого языкового поля процесса обучения;

- формирование уникальных траекторий профессиональной самореализации и профессионального самосовершенствования в контексте профессионально-лингвистического погружения в «интегрированное» международное пространство.

Реализация EMI-технологий и подготовка преподавателей вуза к ее прогрессивному использованию выступает на настоящем этапе развития высшего образования средством контекстного погружения в сферу инновационного профессионального дискурса, позволяя освоить язык и профессию в рамках ускоренной адаптации к будущей профессиональной деятельности в условиях высокой конкурентоспособности.

Литература:

1. Денисова, Н.Е. Проблема использования английского языка как средства преподавания академических предметов (EMI) (на примере внедрения EMI в рамках программы бакалавриата «История искусств») / Н.Е. Денисова // Современное общество: наука, техника, образование: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием в 4-х томах. - Уфа, 2016. - С. 61-74.

2. Локтюшина, Е.А. Предметно-языковое интегрированное обучение как подход к профессиональному образованию / Е.А. Локтюшина, Т. Н. Сайтимова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 2(31). - С. 324-328.

3. Поленова, А.Ю. Английский язык обучения в университетском экономическом образовании: проблемы и перспективы развития / А.Ю. Поленова // Вопросы регулирования экономики. - 2016. - № 3. -С. 153-162.

4. Поленова, А.Ю. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональной мобильности будущего экономиста / А.Ю. Поленова, Г.С. Пшегусова // Вопросы регулирования экономики. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 129-136.

5. Попова, Н.В. Предметно-языковое интегрированное обучение (clil) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе / Н.В. Попова, М.С. Коган, ЕК. Вдовина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 3 (173). - С. 29-42.

6. Салехова, Л.Л. CLIL-интегрированное предметно-языковое обучение: концептуальная идея, преимущества, модели / Л.Л. Салехова, А.В. Данилов // Казанская наука. - 2015. - № 12. - С. 226-229.

7. Холина, Д.С. Сравнительный анализ технологий билингвального обучения: CLIL, EMI, ESP, EAP, WAC, CBI [Электронный ресурс] / Д.С. Холина. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?

8. Vinke, A.A. English as the medium of instruction in Dutch engineering education / А.А. Vinke. - Delft: Delft University Press, 1995. - 206 р.

9. Cho, D.W. English-medium instruction in the university context of Korea: Trade off between teaching outcomes and media-initiated university ranking / D.W. Cho // J. of Asia TEFL. - 2012. - № 4. - P. 135-163.

Педагогика

УДК: 796

кандидат педагогических наук, доцент Акмеев Анвер Сулейманович

Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск); кандидат культурологии, доцент Власова Жанна Николаевна

Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Маямсин Николай Борисович

Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск)

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одной из главных проблем на сегодняшний день -проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том числе в области физической культуры, и желаемого результата не дают. Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической деятельности представляется возможность выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, физическая культура, физическое развитие, физкультурная деятельность.

Annotation. The article is devoted to two main problems of our days - the health and the healthy mode of man s life. The existing scientific knowledge of ways, forms and methods of mans sanitation is offered in some definite branches of knowledge including the field of physical education in an uncoordinated way and it yields no necessary results. The author emphasized the importance of a physical education in the formation of a healthy mode of life. With the help of the physical education, physical activity we will be able to do with such a situation.

Keywords: mode of life, healthy mode of life, physical education, physical development, physical activity.

Введение. На рубеже столетий произошло изменение общественного сознания россиян, обусловленное сменой ценностных ориентаций, привнесением новых культурных смыслов. Важную роль в этом процессе сыграли средства массовой информации, которые сконструировали определенные образы физического развития и внедрили в массовое сознание образы. В этом есть как положительные, и так и отрицательные стороны. Современная культурная ситуация характеризуется повышенным интересом человечества к своему телу, красоте, здоровью, здоровому образу жизни и т.д.

Изложение основного материала статьи. На данном этапе развития общество столкнулось с тем, что возникает конфликт между тем, что считается красивым и эстетичным и тем, что считается здоровым и полезным. Обострение данной проблемы обусловлено развитием технологий в области пластической хирургии, которая предоставила человеку возможность менять физический облик, что часто входит в противоречие с показаниями медиков и валеологов. Это непосредственно связано со здоровьем человека, а иногда речь идет о его жизни. Здесь необходимо учесть двуединую роль СМИ, так как их возможности в зависимости от умелого управления играют и отрицательную, и положительную роль.

В контексте этой проблемы находится и проблема здорового образа жизни.

В современной литературе образ жизни соотносится с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни [9].

Функциональной структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. Следовательно, в проблеме здоровья медицинские предпосылки занимают не первое место; в них, прежде всего, выделяются социальные и личностные.

Так, кодекс здоровья, разрабатываемый учеными-валеологами, предполагает систему, в которую включены разные стороны человеческой повседневной жизнедеятельности: узнайте свой организм, живите в согласии с природой, проявляйте доброту и милосердие, постоянно создавайте в себе уверенность, что вы здоровы и желайте здоровья всем окружающим, дважды в день обливайтесь холодной водой, раз в неделю, в течение не менее 36 часов (ночь, день, ночь) не принимайте пищу и воду, правильно питайтесь, достаточно нагружайте физически свой организм, еженедельно ходите в парную или баню, имейте достаточный секс, не употребляйте алкоголь и не курите, ограничите до минимума лекарства, при простудных заболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой не прекращайте закаливающих процедур, трудитесь, уважайте своих детей, спите не менее 6-7 часов в сутки, найдите в себе веру, сохранение здоровья - это тоже труд, не вдавайтесь в крайности [7].

Следовательно, образ жизни как совокупность разных видов повседневной деятельности занимает одно из определяющих мест в современном обществе.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствия болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью - это потенциальные возможности организма, обусловленные генотипом и фенотипом, способность к мобилизации функциональных резервов, напряжению регуляторных механизмов в ответ на нагрузку.

Здоровый образ жизни рассматривается «как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества» [10].

И.С. Краснов считает, что понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) определяется словом «здоровый», что, по его словам, «является производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего - это физическое, душевное и социальное благополучие» [5]. Некоторые современные исследователи называют среди ведущих факторов, которые определяют состояние здоровья населения, три основные группы: генотип популяций, образ жизни и состояние окружающей среды [1].

Таким образом, здоровый образ жизни не ограничивается только границами человеческой анатомии и охватывает ряд других качеств человеческого тела.

Среди видов деятельности людей одно из важных мест занимает физическая культура. «Под физической (соматической) культурой понимается та область общей культуры, которая регулирует деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека, исходя из норм, ценностей и образов их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и эстетичности» [9]. Однако физическая культура как разрабатываемая учеными область общей культуры появляется на более поздних этапах общества. До Нового времени представления о человеке и его теле формируются стихийно и носят конвенциональный характер. Как говорит Г.В. Гачев: «Антропологические типы человеческих тел находятся в соответствии с природой, с национальным космосом (или развиваются в соответствие с ним, приходят в ходе исторического развития к гармонии с ним...). Тела земледельческих народов отличаются от тел кочевников - соответственно отличаются идеалы красоты человека. Крестьянин подобен дереву: дубу, ясеню, сосне. Идеал тела кочевника - гибкое, округлое, обнажённое, не большое, но пластичное» [3].

Разработка требования осуществляется с учетом исследований в области здорового образа жизни. Однако на них значительное влияние оказывают конвенционально (стихийно) сложившиеся представления большинства представителей конкретной культуры о своем теле. Хотя для современности характерна высокая степень институциализации представлений о физически развитом человеке, когда требования к здоровому образу жизни не только разрабатываются, но и активно внедряются в сознание людей через широкую систему институтов (комитеты по физической культуре и спорту, учреждения образования,

спортклубы, средства массовой информации и т.д.) [4]. Это позволяет рассматривать физическую культуру в широком смысле как сферу «человеческой культуры, которая включает в себя социально сформированные физические способности человека, проявляемые им в определенной деятельности, и всю ту социальную реальность, которая непосредственно обеспечивает их формирование, функционирование и развитие» [6].

В современной парадигме развития науки осуществляются попытки пересмотра понятия «физическая культура». Так, Б.Г. Акчурин предлагает соотносить его с понятием «медицинская культура» и заменить термином «телесно-физическая культура», поскольку «физическая культура, как культура тела, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Поэтому деятельность по ее формированию приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. Физкультурная деятельность, на наш взгляд, не ограничивается лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различным образом представлены духовные начала, связанные с интеллектуальными и социально-психологическими компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, интересов индивида» [1].

Важным компонентом физической культуры является физкультурная деятельность, это не только забава, развлечение и получение удовольствий», но и «осуществление и других видов деятельности. Данный вид деятельности связан, прежде всего, с культивированием отношения к своей телесной организации, развитием социальных отношений и внутренней психической целостности человека. Во многом современный человек занимается физической культурой при наличии сформированного потребностно-мотивационного звена, где не последнюю роль играет социальный статус личности.

Таким образом, исследователи выходят на расширенное понимание физической (телесной, соматической) культуры, «основным содержанием которой является процесс социализации, социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, с их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, включается в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере и в том отношении, в каких оно оказывается вплетенным в социальную жизнедеятельность, т.е. становится в своем социальном пределе культурной ценностью» [2].

Физическая культура является интегративным полем двух начал в человеческой природе: природной и социокультурной, где социокультурная является доминирующей. Каждая культура создает свои идеалы красоты, правила и условия ее функционирования, а также способы ее достижения. «Телесная культура, в отличие от других сфер культуры, соединяет социальное и биологическое начала в человеке в одно единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Социальный горизонт телесности находится, таким образом, в точке пересечения телесного и духовного начал. Телесная красота есть область соприкосновения реального и идеального, материи и света, природы и духа» [1].

По этой причине тело, приближающееся к идеальному образу физически развитого человека, может вызывать у представителя данной культуры различные эмоции. Здесь возникает необходимость сопряжения понятий «физическое развитие» и «физическое совершенство», поскольку необходимо учитывать биологические закономерности развития человека в контексте их культурного оформления. Под понятием «физическое развитие» понимается в каждый момент времени комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) организма. Одновременно физическое развитие отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. Физическое развитие характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют основные соматометрические показатели - длину тела, массу тела, окружность грудной клетки и т. д.

Физическое развитие человека по своему содержанию есть сложный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Оно характеризуется изменениями трёх групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Потребность в здоровье и высокой работоспособности, которая есть, является базовая.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости др.) [8]. Однако данные биологические характеристики находят свое воплощение в культурной системе, каковым и является понятие «физическое совершенство». Суть процесса физического совершенствования заключается в удовлетворении многообразных потребностей личности.

Выводы. Физкультурно-спортивная активность человека, проявляющаяся в различных формах занятий физическими упражнениями позволяет реализовывать не только потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через физическое развитие, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, но также содействует удовлетворению социально значимых потребностей личности, таких как: стремление к развитию, познанию, общению, соревнованию, положительным эмоциям, достижению конкретно поставленных целей, проявлению «собственного Я», самоутверждению, развитию волевых, нравственных и эстетических черт личности. В этой связи физическое совершенствование выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.

Литература:

1. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дис. ...на соиск. учен. степени док. филос. наук. - Уфа. 2005. - 315 с.

2. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). - М.: ФОН, 1997. - 212 с.

3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. - М.: ACADEMIA, 1998. - 432 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

5. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2. - С. 61-63.

6. Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 2. - С. 39-40.

7. Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении // Л.З. Тель. В 3 т. Т.1. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2011. - 432 с.

8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2 - е изд., исп. и доп. / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 490 с.

9. Человек и общество (Культурология) Словарь - справочник. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 554 с.

10. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. - М.: Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007. - 319 с.

Педагогика

УДК: 376

кандидат педагогических наук, доцент Алексеев Илья Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); учитель-логопед лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка» кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Вебер Алина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей профессионального самоопределения подростков с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях инклюзивного образования. Так же представлены результаты диагностики профессиональных интересов, склонностей и возможностей лиц данной категории, реализованной в рамках взаимодействия специалистов высших и специальных образовательных учреждений.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки с интеллектуальными нарушениями, взаимодействие специалистов, диагностика профессиональных возможностей, методы диагностики, коррекция профессиональных интересов, программно-аппаратные комплексы.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of professional self-determination of adolescents with a mild degree of mental retardation, who study in special educational institutions, as well as in conditions of inclusive education. It also presents the results of diagnostics of professional interests, aptitudes and abilities of individuals in this category, implemented as part of the interaction of specialists from higher and special educational institutions.

Keywords: professional self-determination, adolescents with intellectual disabilities, interaction of specialists, diagnostics of professional capabilities, diagnostic methods, correction of professional interests, software and hardware systems.

Введение. Профессиональная ориентация человека с ограниченными возможностями здоровья - процесс специфический и глубоко индивидуальный, который во многом зависит от характера отклонений в структуре дефекта, сохранности анализаторов, возможностей познавательной деятельности, соматического здоровья, желания и возможностей семьи участвовать в процессе образования; от готовности окружающего социума, системы образования, уровня профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей [1].

В нашей стране проживает около 1,2 млн. детей с ОВЗ, из них 65-68% - дети с умственной отсталостью и доля этих детей в обществе имеет тенденции к увеличению по причинам нарушенной экологии, слабой наследственности, последствий перенесенных заболеваний и др. [2]. Большинство из них (72%) имеют легкую форму умственной отсталости, которая оставляет возможность детям овладевать профессиями, не связанными со сложной интеллектуальной деятельностью.

Предварительный выбор профессии и профессиональное самоопределение является центральным новообразованием умственно отсталых детей старшего школьного возраста. Поэтому диагностика этого процесса как один из этапов его дальнейшего сопровождения в условиях специального и инклюзивного образования приобретает особую актуальность в настоящее время.

Изложение основного материала статьи. Вопросы готовности умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, в том числе вопросы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации изучались такими учеными, как В.И. Бондaрь, И.Г. Еременю, Б.К. Клюшников, В.В. Кopкyнoв, C.JI. Мирский, Б.И. Пинский, A.B. Политов, A.M. Щербакова и др. В исследованиях этих авторов было показано, что одной из основных проблем, затрудняющих профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков является недостаточность знаний о современном рынке труда, о существующих в настоящее время профессиях, малодифференцированные представления о своих желаниях и возможностях. Кроме этого, рассматриваемый процесс у детей данной категории осложнен не только бедностью их жизненного опыта, незрелостью интересов и неадекватностью самооценки, но и недостаточностью знаний о профессиях, о тех отраслях экономики, в которых они могли бы трудиться, о собственной профессиональной пригодности к определенному виду труда.

Вышеперечисленные особенности вместе с отсутствием единой системы квалифицированной профориентационной помощи, недостаточная разработанность методики профориентации и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.