Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПЛОСКОСТОПИЯ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПЛОСКОСТОПИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
плоскостопие / медицина / лечебная физическая культура / ортопедическая обувь / супинаторы / тепловое лечение / физиотерапия / хирургическое вмешательство / flat feet / medicine / therapeutic physical education / orthopedic shoes / supinators / thermal treatment / physiotherapy / surgical intervention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Афонина К.М., Кокорина А.А., Колесникова Н.В.

Проведено исследование по выявлению плоскостопия среди студентов, указана проблема при определении действий при постановке диагноза «плоскостопие». Упомянуты способы лечения плоскостопия при помощи медицины и лечебной физической культуры. Определены цели ЛФК и комплексы упражнений ЛФК при плоскостопии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN TREATMENT OF FLAT FT

A study was conducted to identify flat feet among students, the problem was indicated in determining actions when making a diagnosis of "flat feet". The methods of treating flat feet with the help of medicine and therapeutic physical culture are mentioned. The goals of exercise therapy and exercise therapy complexes for flat feet are defined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПЛОСКОСТОПИЯ»

УДК 796:617.586-007.58 Афонина К.М., Кокорина А.А., Колесникова Н.В.

Афонина К.М.

студентка 1 курса Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, Россия)

Кокорина А.А.

студентка 1 курса Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, Россия)

Научный руководитель:

Колесникова Н.В.

ст. преподаватель, кафедра физвоспитания Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, Россия)

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Аннотация: проведено исследование по выявлению плоскостопия среди студентов, указана проблема при определении действий при постановке диагноза «плоскостопие». Упомянуты способы лечения плоскостопия при помощи медицины и лечебной физической культуры. Определены цели ЛФК и комплексы упражнений ЛФК при плоскостопии.

Ключевые слова: плоскостопие, медицина, лечебная физическая культура, ортопедическая обувь, супинаторы, тепловое лечение, физиотерапия, хирургическое вмешательство.

Физические упражнения являются неотъемлемым элементом для сохранения здоровья и продуктивности.

На данный момент точно известно, что 55-75% студентов первого курса имеют проблемы со здоровьем, из-за чего они отнесены к подготовительной или специальной группе по физкультуре в ВУЗе.

Согласно исследованиям, больше всего патологий связаны с неправильным функционированием опорно-двигательного аппарата, а также от 40 до 70% студентов имеют плоскостопие.

Однако полностью вылечить плоскостопие можно только в детском возрасте. У взрослых же течение болезни можно только купировать. Не следует забывать, что лечение этого заболевания будет длительным, поэтому больной должен непосредственно участвовать в нем.

Врачи достигают следующих целей во время лечения: снижение болевого синдрома, восстановление подвижности суставов костей стопы, укрепление мышц и связок, из-за нарушения которых происходит перенапряжение не только на стопу, но и на голеностопные, тазобедренные суставы, а также на позвоночник, именно это перегрузка приводит к деформации позвоночника, которая не соответствует его естественному состоянию.

Увеличение числа учащихся с плоскостопием в современных реалиях может быть обусловлено несколькими факторами: (1) Малоподвижный образ жизни и недостаток физической активности могут привести к ослаблению мышц стопы и развитию плоскостопия. Многие студенты ведут сидячий образ жизни из-за учебы, работы за компьютером, (2) Ношение неудобной обуви может негативно сказаться на состоянии ног. Многие студенты предпочитают стильную-травмирующую обувь, которая может увеличить риск плоскостопия, (3) Плоскостопие передается по генетической линии, и, если в семье были случаи плоскостопия, риск его развития у студентов может увеличиться. (4) Недостаточная осведомленность: некоторые учащиеся могут не осознавать, что у них плоскостопие, или не уделять этому достаточного внимания. Это может

привести к ситуации, когда значительное число учащихся, у которых проблемы с плоскостопием не были выявлены, останутся без необходимого лечения.

Рекомендуется проводить лечебные физические упражнения не менее 1015 минут несколько раз в день. Однако, ЛФК действенна только для плоских продольных стоп, при поперечном плоскостопии эффективность ЛФК минимальна, так как мышцы голени, которые одновременно тренируются, почти не влияют на поперечный свод стопы. В целом, регулярные упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени, могут улучшить функциональные возможности стопы и снизить болевые ощущения.

Для профилактики плоскостопия нужны регулярные физические нагрузки (ходьба, легкий бег), полноценное правильное питание, хождение босиком по траве, камням, а также наблюдение за своей осанкой и ношение правильно подобранной обуви с подъемом или ортопедическими стельками, но еще важно своевременное обращение к специалистам и лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Упражнения из лечебной физической культуры при работе с плоскостопием можно разделить два типа: (1) статические упражнения, которые выполняются в начале в положении сидя, стоя на коленях, сидя и лежа, так как они являются наиболее стабильными и менее утомительными методами, и (2) динамические упражнения., которые также можно разделить на (А) упражнения для нижних конечностей, которые выполняются симметрично, (Б) прикладные упражнения, такие как ходьба на кончиках пальцев, ходьба на внешней стороне стопы, ползание, лазание, (В) пассивные восстановительные упражнения и (Г) особенно активные упражнения, которые выполняются с помощью самоконтроля путем распределения веса тела по внешней дуге.

Упражнений для лечения плоскостопия огромное количество, поэтому каждый может выбрать себе комплекс по силам. Здесь же мы прикрепляем список упражнений, которые можно применить студентам с плоскостопием на занятиях физической культурой в подготовительных:

1. Лежа спиной к стене - сгибая колени - верхняя часть стопы опирается на стену - рисуем круги на стене верхней частью стопы,

2. Лежа на спине - поочередное сгибание и разгибание коленей - верхняя часть стоп очень хорошо растянута,

3. Сидя с опорой на спину - развести ноги в стороны, перекатывание мяча с одной ноги на другую,

4. Сидя с опорой на спину - сгибание и разгибание коленей, удерживая мяч между подошвами,

5. Сидя на стуле с опорой подошвами на трость - перекатывание трости.

6. Ходьба на кончиках пальцев ног, держа руки вверху - вдох -возвращение - выдох,

7. Ходьба на внешней стороне стоп, держа руки на затылке,

8. Ходьба по узкой части гимнастической скамейки,

9. Ходьба на кончиках пальцев со скрещенными ногами по линии, начерченной на полу.

Таким образом, роль физической культуры при лечении плоскостопия является неотъемлемой и крайне важной. Мы пришли к выводу, что благодаря применению определенных индивидуальных программ, параметры подошвы изменились в благоприятную сторону, учитывая наличие всех сочлененных изменений, которые могли бы задержать или затянуть успех восстановительного лечения. Применение физической культуры и упражнений при лечении плоскостопия можно считать важным и надежным методом для восстановления нормальной формы стопы и повышения качества жизни студентов и других людей, страдающих от этого заболевания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1989. - 544 с.;

2. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60;

3. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321;

4. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.;

5. Молдован Елена, Чороиу Сильвиу Габриэль, Эноиу Роксана, Эноиу Разван Санду. Роль физической подготовки в кинетическом улучшении и восстановлении детей с физическими недостатками, плоскостопием. - Румыния: Факультет физического воспитания и спорта Трансильванского университета в Брашове;

6. С. Сивачандиран, Г. Винод Кумар. Влияние программы корректирующих упражнений у спортсменов с плоскостопием на факторы выравнивания стопы: международный журнал физического воспитания, спорта и здоровья. - Индия: Университет Пондичерри, Пудучерри, 2016, с. 193-196

Afonina K.M., Kokorina A.A., Kolesnikova N. V.

Afonina K.M.

Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

Kokorina A.A.

Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

Scientific advisor: Kolesnikova N.V.

Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN TREATMENT OF FLAT FT

Abstract: a study was conducted to identify flat feet among students, the problem was indicated in determining actions when making a diagnosis of "flat feet". The methods of treating flat feet with the help of medicine and therapeutic physical culture are mentioned. The goals of exercise therapy and exercise therapy complexes for flat feet are defined.

Keywords: flat feet, medicine, therapeutic physical education, orthopedic shoes, supinators, thermal treatment, physiotherapy, surgical intervention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.