Научная статья на тему 'Роль физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов учебных заведений Министерства внутренних дел (МВД) Украины'

Роль физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов учебных заведений Министерства внутренних дел (МВД) Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КУРСАНТЫ / ШКОЛА / САМОКОНТРОЛЬ / АДАПТАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / ЗАГАЛЬНА і СПЕЦіАЛЬНА ФіЗИЧНА ПіДГОТОВКА / ФіЗИЧНИЙ РОЗВИТОК / КУРСАНТИ / АДАПТАЦіЯ / МЕТОДОЛОГіЯ / ВіДПОВіДАЛЬНіСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL PREPARATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / STUDENTS / SCHOOL / SELF-CONTROL / ADAPTATION / METHODOLOGY / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтало Ю. М.

В данной статье рассматривается вопрос о специфике физической подготовки курсантов в системе учебных заведений МВД Украины как составной части цепочки: «школа учебное заведение МВД структура МВД система переподготовки МВД». Представлена разработка современной методологии физической подготовки в плане отбора, адаптации, подготовки и переподготовки сотрудников МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байтало Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of physical education in professional preparation of students of educational establishments of Ministry of internal affairs (MIA) of Ukraine

In this article is examined a question about the specific of physical preparation of students in the system of educational establishments of MIA of Ukraine as component part of chainlet: «school is educational establishment of MIA is structure of MIA is system of retraining of MIA». Development of the state-of-the-art methodology of physical preparation by way of selection presented, to acclimatization, preparation and retraining of employees of the Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Роль физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов учебных заведений Министерства внутренних дел (МВД) Украины»

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МВД) УКРАИНЫ

Байтало ЮЖ

Харьковская госу дарственнаяакадемия физической ку ль туры

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о специфике физической подготовки курсантов в системе учебных заведений MВ Д У краины как составной части цепочки: «школа - учебное заведение MВ Д - структура MВД - система переподготовки MВД». Представлена разработка современной методологии физической подготовкив плане отбора, адаптации, подготовки и переподготовкисотрyдниковMВД

Ключевые слова: физическое воспитание, общая и специальная физическая подготовка, физическое развитие, курсанты, школа, самоконтроль, адаптация, методология, ответственность.

Анотація. Байтало Ю.М. Роль фізичного виховання у професійній підготовці курсантів навчальних закладів Міністерства внутрішніх справ (МВС) України. У даній статті розглядається питання про специфіку фізичної підготовки курсантів в системі учбових закладів MOC України як складової частини ланцюжка: «школа - учбовий заклад MOC - структура MOC - система перепідготовки MOC». Представлено розробку сучасної методології фізичної підготовки в плані відбору, адаптації, підготовки й перепідготовки співробітників MOC.

Ключові слова: фізичне виховання, загальна і спеціальна фізична підготовка, фізичний розвиток, курсанти, школа, самоконтроль, адаптація, методологія відповідальність.

Annotation. Bajtalo G.M. Role of physical education in professional preparation of students of educational establishments of Ministry of internal affairs (MIA) of Ukraine. In this article is examined a question about the specific of physical preparation of students in the system of educational establishments of MIA of Ukraine as component part of chainlet: «school - is educational establishment of MIA - is structure of MIA - is system of retraining of MIA». Development of the state-of-the-art methodology of physical preparation by way of selection presented, to acclimatization, preparation and retraining of employees of the Ministry of Internal Affairs.

Key words: physical education, general and special physical preparation, physical development, students, school, selfcontrol, adaptation, methodology, responsibility.

Введение.

Анализ литературных источников (как научной, так и методической литературы) [см., напр.: і - 7 и др.] свидетельствует; что вопросы физической подготовки будущих работников милиции, вплоть до настоящего момента, не являются предметом пристального внимания и специальных исследований Mногие исследователи лишь обращают внимание на отдельные «болевые» точки, например:

- необходимость рассмотрения особенностей физической подготовки на начальном этапе профессионального обучения будущихработников милиции;

- исследование особенностей физической подготовки в период адаптации к условиям милицейской службы;

- исследование структуры физической подготовкидействующих работников MD,!!;

- рассмотрение путей и средств эффективного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков для улучшения служебно- профессиональной подготовки

и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что, в конечном итоге, речь идет о разработке современной методологии физической подготовки сотрyдниковMВ Д

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственнойакадемии физической культуры

Формулирование целей работы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы явилась насущная необходимость рассмотрения физической подготовки работников органов внутренних дел в неразрывном единстве цепочки «школа -учебное заведение MВД - подразделение MВД - система переподготовки MВД». Соответственно, задачами исследования является анализ специфики отдельных элементов данной «цепочки».

Предмет исследования. Предметом исследования является процесс физической подготовки работников органов внутренних дел.

Объект исследования. Объектом исследования является процесс физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в период с июня 2004 г. по настоящее время. Для выработки цели и решения поставленных задач, были опрошены и протестированы около 200 курсантов Харьковского национального университета внутренних дел (ХНУВД) (начиная с момента их поступления в ВУЗ и по настоящее время). Возраст респондентов - от 17 до 22 лет.

Были проанализированы соответствующие научные и методические публикации

Результаты исследования.

Как известно, физическая культура есть неотъемлемой частью современной культуры Всегда подчеркивалось, что физическая культура является не только способом физического усовершенствования и оздоровления, но также и важнейшим воспитательным гражданским фактором, повышающим творческий общественный потенциал. К сожалению, в нашей стране не созданы достаточные (ни материальные, ни

психологические) предпосылки для широкого привлечения населения к занятиям физической ку льтурой Более трех четвертей населения Украины не занимается физкультуройсамостоятельно. И дело не только в том, что у людей очень мало свободного времени, что рядом с домом отсутствуют спортивные площадки (а те, что функционируют находятся далеко от места проживания). Это лишь верхушка айсберга данной проблемы. Г ораздо хуже обстоит дело с психологическим настроем на занятия физкультурой Как следствие - отсутствие привычки к систематическому выполнению комплексов физических упражнений. Кроме того, в качестве, может быть, важнейшей причины, следует отметить массовую «физкультурную безграмотность»: почти повсеместное отсутствие знаний, умений и навыков занятий физической культурой Практически отсутствует литература для людей, занимающихся физической культуройсамостоятельно.

Не является секретом крайне низкая общая физическая подготовка будущихкурсантов Речь идет о том, что в школе (которая просто обязана давать основательную начальную физическую подготовку уровень физического развития учащихся катастрофически падает за счет резкого сокращения различных спортивных кружков и секций. Многие исследователи считают этот процесс прямым следствием недостаточного финансирования школ со стороны государства отмечают постоянно ухудшающуюсяматериально-техническую базу. В качестве негативного момента, отмечается и проблема опережения физиологическим развитием физического (т.е. бурная акселерация подростков). Кроме того, даже в школах, где физической культуре уделяется достаточное внимание, занятия по общей и специальной физической подготовке проводятся, в основном, при низких (в лучшем случае - средних) физических нагрузках. Это ярко проявляется на вступительных экзаменах по физической подготовке Например, на оценку «отлично» вступительные экзамены по физической подготовкев учебные заведения МВД Украины в 2007 году сдали от 10% до 15% абитуриентов на оценку «хорошо» - от 20% до 25%, на оценку «удовлетворительно) - от 60% до 70%. Отдельные абитуриенты (от 20% до 30%) выполняя многие упражнения, с трудом выполняют нормативы самого низкого «граничного» уровня. Совершенно естественно, что когда вчерашние школьники становятся курсантами (что автоматически подразумевает резкое увеличение физических нагрузок), им очень трудно (а порой - и невозможно) выйти на уровень настоящих «взрослых» требований (например, провести приемы задержания преступника или приемы защиты от нападения). Следствием этого является не только крайне низкий уровень усвоения материала, но и вообще утрата всякого интереса к занятиям по физической подготовке

Что же делать? Для устранения данного феномена некоторыми исследователями [Л.Галипчак, 2007 и др.] предлагается такой вариант: если с самого начала на занятиях по специальной и общей физической подготовкевооружить курсантов теоретическими знаниями и практическими навыками ведения самоконтроля за состоянием здоровья в процессе занятий, то этих негативных последствий можно избежать [см.: 7, с.27].

По нашему мнению, вопрос вооружения курсантов знаниями и навыками ведения самоконтроля заслуживает самого серьезного внимания, но только с одной, очень серьезной, оговоркой. Дело в том, что самоконтроль - это регулярные самонаблюдения в отношении состояния своего здоровья, физического развития, влияния на организм занятий общей и специальной физической подготовкой и спортом. Субъективные показатели самоконтроля (самочувствие, настроение, аппетит, сон и т.п.), безусловно, поддаются достаточно простому систематическому контролю. А вот объективные показатели самоконтроля (частота сердечных сокращений (ЧСС), масса тела, объем легких и т.п.) очень нелегко держать под систематическим контролем в условиях, когда на физподготовкукурсантов выделяются считанные часы (не более 4-х) в неделю, а спортивные соревнования являются большой редкостью Г лавный вывод: самоконтролю необходимоучить в школе, начиная с младших классов. Возможно, тогда и процессы акселерации молодого поколения не будут иметь столь катастрофических последствий. Именно тогда, возможно, в учебные заведения МВД Украины будут приходить молодые люди, которые в полной мере смогут соответствовать требованиям приказа МВД Украины от 25.11.2003 г. № 1444, в котором главной целью, стоящей перед специальной физической подготовкой в системе учебных заведений МВД Украины, является формирование навыков самозащиты, обезоруживания и задержания лиц, нарушающих общественный порядок, угрожающих личной безопасности граждан и работников милиции, и направленных на развитие силы, выносливости, гибкости, а также воспитание смелости, решимости, инициативы и уверенности в собственных силах [см.: 6 и др.].

Несколько слов о так называемой «психологически-физической адаптации» курсантов В современных условиях, от каждого курсанта учебного заведения МВД Украины требуется обязательное наличие специальных физических качеств и умения максимально эффективно использовать умения и навыки специальной подготовки К сожалению, по мнению многих исследователей как уровень общей физической подготовки молодых людей, так и уровень их «мотивационно-психологическогозакаливания» (имеется в виду почти полное отсутствие представлений о специфических требованиях к поступающим в учебные заведения МВД) оставляет желать лучшего.

Выводы.

1. В заключение, можно специально подчеркнуть необходимость рассмотрения физической подготовки работников органов внутренних дел в неразрывном единстве цепочки: «общеобразовательная школа - учебное заведение МВД - структура МВД - система переподготовкиМВД».

2. В конечном итоге, речь идет о разработке современной методологии физической подготовки в плане отбора, адаптации, подготовки и переподготовкисотрудниковМВД

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Кроме отмеченных в Выводах двух -методологических - моментов, специально подчеркнем еще один очень важный - социальный - момент,

который будет предметом специального будущегоисследования Речь идет о том, что когда на занятиях по физической подготовке моделируются процессы реальных моментов задержания правонарушителей [см.: 2, 3] , это не может не заставить курсантов переосмыслить вопросы личной самодостаточности самостоятельности, ответственности Курсант с необходимостью будет анализировать весь процесс своей профессиональноюридической подготовки, что приведет его к соответствующим выводам о степени его готовности к правоохранительной деятельности Можно сделать вывод о неразрывной связи уровня общей и специальной физической подготовки сотрудникаМВД с уровнем его общей и специальной социальной и психологической адаптации [ср., напр.: 5 и др.]. Эти моменты подтверждаются и нашими исследованиями респондентов ХНУВД

Литература

1. Ануфрієв М.І., Бутов С.Є., Гіда О.Ф., Решко С.М. Основи спеціальної фізичної підготовки працівників органів внутрішніх справ: Навчальний посібник / За заг. ред. Я.Ю. Кондратьєва та Є.М.Мойсеєва - К.: Національна академія внутрішніх справ У країни, 2003. - 338 с.

2. Будагьянц Г.Н., Серебряк В.В., Попов С.В. Техника выполнения и система оценивания приемов задержания и сопровождения: Учебно-методическое пособие / Луган гос. ун-т внутр. дел; (Под общ. ред. Г.Н. Будагьянцаї. - Луганск: РИО ЛГУВД 2007. - 40 с.

3. Будаг'янц Г.М., Серебряк В.В., Попов С.В. Техніка виконання та система оцінювання прийомів звільнення від захватів і обхватів: Навчально-методичний посібник / МВС України, Луган держ. ун-т внутр. справ; (За заг. ред. Г.М. Будаї'янца). - Луганськ: РВВ ЛДУВС, 2007. - 38 с.

4. Заярін Г.О., Матюхін С.О., Несін О.М. Загальна та спеціальна фізична підготовка працівників міліції. -Донецьк: ДІВС, 2002. - 304 с.

5. Мунтян В.С. Стратегия, технико-тактическая и психологическая подготовка Стратегия преодоления страха. - Харьков: ХаГ АФК 2001. - 76 с.

6. Настанова з фізичної підготовки рядового і начальницького складу органів внутрішніх справ У країни: Наказ МВС України від 25 листопада 2003 р. - № 1444.

7. У досконаленнятактико-спеціальної та бойової підготовки як фактор підвищення професійної майстерності працівників ОВС: Матеріали всеукраїнськогосимпозіуму (Одеса, 6 - 7 червня 2007 року). - Одеса: ОЮІ ХНУВС, 2007. - 108 с.

Поступила в редакцию 03.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.