Научная статья на тему 'Роль финансовых знаний в экономическом положении домохозяйств и граждан'

Роль финансовых знаний в экономическом положении домохозяйств и граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2885
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУУМЫ / ДОМОХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / FINANCIAL LITERACY / FINANCIAL EDUCATION / INDIVIDUALS / HOUSEHOLDS / FINANCIAL STANDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярова Антонина Александровна

В работе систематизированы основные направления влияния финансового просвещения населения на социально-экономическую жизнь граждан и отдельных домохозяйств. Умение грамотно управлять деньгами и ресурсами становится критически важным фактором выживания бедных домохозяйств. Связь между уровнем финансовой грамотности и благополучием людей проиллюстрирована многочисленными примерами из зарубежной практики и подтверждена исследованиями, проведенными международными и национальными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Financial Literacy and the Financial Standing of the Individual Households and Individuals

The article author systemically describes the key ways in which the financial literacy contributes to the improvement of the financial standing of the individual households and the individuals. The ability to use the available funds and resources wisely is a critically important factor that contributes to the under-funded individual households' survival. Many examples taken from the descriptions of the international best practices as well as the Russian and overseas scholars' research findings prove that there is a correlation between the level of financial literacy and the financial standing.

Текст научной работы на тему «Роль финансовых знаний в экономическом положении домохозяйств и граждан»

ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова:

финансовая грамотность, финансовое образование индивидуумы, домохозяйства, экономическое благополучие населения

А. А. Столярова, ст. науч. сотр. Центра финансовых рынков НИФИ АБиК Минфина России (e-mail: astolyarova49@mail.ru)

Роль финансовых знаний в экономическом положении домохозяйств и граждан

В течение последних десятилетий в мире происходит ряд демографических, социальных и экономических процессов, оказывающих большое влияние на жизнь человека. Во многих странах наблюдается тенденция постепенного переноса издержек с правительства на граждан, с работодателей на сотрудников, с бизнеса на потребителей. В такой ситуации все большее значение для человека приобретают финансовые знания, уровень которых становится одним из факторов социально-экономической стабильности и благополучия граждан и домохозяйств.

В условиях рыночной экономики знание экономических и финансовых законов имеет большое значение, укрепляет личную финансовую безопасность и способствует повышению благосостояния. Основная задача финансового просвещения — привести индивидуума к пониманию современной экономической и финансовой системы, научить грамотному по отношению к себе и обществу поведению, предопределяющему, в конечном счете, финансовые решения и условия жизни человека.

Финансовое образование и уровень финансовой грамотности граждан и домохозяйств влияют на следующие социально-экономические аспекты их жизни:

— личная финансовая безопасность;

— личное благосостояние;

— уверенность, ответственность, самооценка, целеустремленность;

— разумное потребление, покупательная способность;

— независимость;

— грамотное финансовое обеспечение всех этапов жизненного цикла семьи;

— конкурентоспособность;

— уровень социальной и экономической включенности;

— инвестиционная активность.

Финансовое образование способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и тем самым способно повысить финансовую безопасность отдельных лиц и семей. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточные знания и навыки в области личных финансов могут привести не только к банкротству, но и неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам.

В наибольшей степени финансовая безопасность связана с управлением личной задолженностью, уровень которой в последние несколько десятилетий значительно возрос. По данным многочисленных исследований, большинство работающих, главным образом молодых, испытывают финансовые трудности, накапливают большие долги с серьезными последствиями. Так, например, в Германии просроченные долги имеют более 2,8 млн домохозяйств1. Для многих людей, и особенно молодежи, непогашенные долги становятся тяжелым бременем, лишают их экономической независимости. Кредитные проблемы граждан, приобретая массовый характер, негативно сказываются на кредитно-банковской системе страны, замедляют реальный экономический рост.

Для разумного использования банковских кредитов важны знание и оценка таких понятий, как стоимость кредита, права и обязанности заемщика, долговая ловушка. Для физических лиц-заемщиков необходима ясность в отношении таких вопросов, как процентные и другие платежи по кредиту, возможность досрочного его погашения без штрафных санкций, сроки кредитования. Способность управлять задолженностью, реальная оценка проблемных сторон долгов перед банками минимизирует риски кредитного договора и возможность попадания в долговые ловушки. В мировой практике имеется множество примеров, свидетельствующих о позитивных поведенческих изменениях у заемщиков в результате финансового просвещения. Так, исследование эффективности предварительного консультирования потенциальных заемщиков при покупке жилья в США показало, что заемщики, получившие консультацию до покупки дома, нарушали условия договоров в среднем на 13 % меньше, чем остальные граждане2.

В условиях широкого предложения разнообразных финансовых продуктов программы и проекты повышения финансовой грамотности позволят гражданам понять свои материальные выгоды, увеличить доходы, создать резервы на случай чрезвычайных жизненных ситуаций, укрепляя тем самым свое личное благосостояние. Финансовое образование усиливает ответственность граждан, придает им уверенность при оформлении финансовых документов, помогает выработать навыки общения с чиновниками. Хорошей иллюстрацией важности финансовой грамотности для личного благосостояния человека может послужить пример с получением гарантированной поддержки (GIS), оказываемой гражданам Канады с низкими доходами. Согласно оценкам Постоянной комиссии по вопросам людских ресурсов, более 300 тыс. лиц пожилого возраста в Канаде не получают положенную им по закону государственную поддержку. В результате анализа ситуации эксперты комиссии пришли к выводу, что основным препятствием для участия в GIS стал недостаточный уровень финансовой грамотности и, как следствие, неумение грамотно заполнить и подать декларации по налогу на прибыль3.

В условиях сокращения государственного участия в пенсионном обеспечении граждан при увеличении продолжительности жизни особое значение приобретает пенсионное планирование, информированность граждан о возможных путях дополнительного обеспечения старости.

1 Trautes Heim/ VSE - die Schuldnerhilfe (www.schuldnerhilfe.org).

2 Improving Economic Security Later in Life: Meeting the Credit and Financial Services Needs of Older Persons/ WOODSTOCK Institute (http://woodstockinst.org).

3 Why Financial Capability Matters/ Financial Consumer Agency of Canada (http://policyresearch.gc.ca).

По данным экономистов, в течение ближайших 40 лет в России отношение средней пенсии к средней зарплате будет находиться на уровне 20 %4, что позволит обеспечить не более пятой части жизненно важных расходов граждан. С учетом того, что для пенсионного обеспечения в среднем считается достаточным 70 % от привычного уровня расходов, ответственность за формирование основных источников дохода россиян после выхода на пенсию целиком будет лежать на самих гражданах. Задумываться о своих пенсиях люди должны как можно раньше с начала трудовой деятельности, с тем чтобы иметь больший временной период для накоплений. У современных молодых людей в дополнение к государственной пенсии имеется возможность сформировать пенсионные доходы из различных источников: негосударственных пенсионных фондов, личных сбережений и инвестиций.

Необходимо отметить, что развитие добровольных видов пенсионного страхования в России сдерживается как небольшим размером заработных плат, не позволяющих гражданам осуществлять целенаправленные пенсионные накопления, так и крайне низким уровнем грамотности населения. Элементарной финансовой непросвещенностью (наряду с отсутствием доверия) объясняется крайне пассивное отношение населения к возможности выбора инструментов для инвестирования накопительной части страховых взносов.

Для принятия стратегически правильных решений, касающихся пенсионных средств, граждане нуждаются в инвестиционных знаниях и навыках, информации для понимания и оценки финансовых продуктов, необходимых для создания и защиты своих сбережений и инвестиций, особенно если эти сбережения и инвестиции — часть будущих или настоящих пенсионных доходов.

Экспертами установлено, что финансовое образование придает индивидууму уверенность в решении повседневных вопросов управления денежными средствами, способствует пониманию терминологии и «языка денег», повышению ответственности и самооценки. Исследование, проведенное среди австралийских граждан, выявило, что неуверенность при решении налоговых проблем заставляет все больше людей (две трети респондентов) постоянно обращаться за помощью к финансовым консультантам.

В результате финансового образования происходит развитие личностных навыков, которые повышают способность действовать независимо, и появляется уверенность в себе. Знания и навыки, приобретенные на этапе формирования личности, обеспечивают долговременные перспективы, помогая молодым людям стать целеустремленными и ответственными взрослыми, способными открыть свое дело и успешно вести бизнес, или высококвалифицированными работниками, которые способствуют прибыльной работе своей организации, экономическому развитию и процветанию города, региона, страны.

По мнению экспертов Мирового банка, объем финансовых возможностей домашних хозяйств во многом определяют финансовая грамотность и потребительское поведение. Финансовые знания и навыки необходимы потребителям финансовых продуктов и услуг, чтобы правильно пользоваться информацией для выбора тех продуктов и услуг, которые удовлетворяют их потребности. Подробная информация о банковских, страховых, пенсионных, фондовых продуктах позволяет сделать оптимальный выбор в соотношении риск - доходность. Во взаимодействии с органами защиты прав потребителей финансовая грамотность помогает сократить разрыв в знаниях между потребителями финансовых продуктов и их «поставщиками» — финансовыми институтами. Информационная грамотность потребителей позволяет им выбрать продукты по разумным ценам и соответствующего качества, а в необходимых случаях — обращаться в службу омбудсмена. Особенно важна финансовая грамотность в развивающихся странах, за счет которых в основном происходит более чем 150-миллионный прирост новых потребителей финансовых услуг.

4 Управляй своими деньгами/ Путеводитель по личным финансам и инвестициям (http://money-guide.ru).

Финансовая независимость как граждан, так и домохозяйств базируется на разумном планировании семейного бюджета, грамотном управлении денежными средствами, экономической возможности противостоять чрезвычайным обстоятельствам.

Основа финансового управления — бюджетирование. Составление бюджета семьи — это элементарный навык, формируемый в процессе финансового образования, который помогает людям следить за своими доходами и расходами, позволяет определить, в каких размерах и в какой форме им необходимо производить накопления для различных целей. Этот процесс повышает финансовую осведомленность членов семьи, их безопасность, благополучие и независимость.

По данным исследования, проведенного австралийским фондом финансовой грамотности, 90 % респондентов признали важность составления бюджета семьи в течение всей жизни. Потребность в составлении бюджета возрастает с увеличением возраста членов семей, ростом доходов, причем у женщин эта потребность выше, чем у мужчин5.

Однако семейный бюджет — это не только цифры, таблицы, планирование и контроль. Семейный бюджет выполняет социальную и воспитательную функции: он может многое рассказать о денежных отношениях внутри семьи, об отношении к другим людям. Он отражает модель жизни, которую в дальнейшем скопируют дети, так как у них нет другой возможности освоить навыки обращения с деньгами, кроме наблюдения за тем, что делают с деньгами родители.

С навыками по составлению бюджета тесно связаны навыки сбережения и экономии средств. Бюджет является инструментом, который помогает отслеживать финансовый потенциал семьи. Благодаря навыкам успешной экономии, семьи лучше справляются с неожиданными расходами в чрезвычайных ситуациях, получают дополнительные возможности приобретения различных финансовых продуктов и услуг для удовлетворения своих потребностей в результате рационального расходования денежных средств. Этот важный навык может трансформироваться в способность заниматься инвестированием для достижения долгосрочных финансовых целей, таких как покупка жилья или накопление дополнительных средств для пенсионного периода.

Большинство зарубежных специалистов считает, что обучение финансовой грамоте целесообразно начинать в раннем возрасте. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них сформируются полезные финансовые привычки.

Американские исследователи изучили влияние финансового образования, полученного в средней школе, на структуру и экономию собственного капитала взрослого человека и сделали вывод о том, что школьное финансовое образование способствует формированию высокой нормы сбережений и является мощным инструментом стимулирования личных накоплений6.

Как индивидууму, так и домохозяйствам для сохранения и приумножения своих сбережений необходима инвестиционная грамотность. Сочетание навыков и знаний, возможности получить консультации и грамотно оценивать информацию и риски, понимание своих прав и обязанностей позволяет избежать мошенничеств в финансовой сфере, правильно спланировать затраты и сделать оптимальный выбор инвестиционных продуктов, стимулирует инвестиционную активность населения. Грамотное инвестирование является основой финансовой независимости и источником дополнительных средств граждан как на протяжении трудовой жизни, так и при выходе на пенсию.

5 Фридман П. Финансовое образование потребителей (http://cfltaskforce.treasury.gov.au).

6 Bernheim B. D., Garrett D. The determinants and consequences of financial education in the workplace: Evidence from a survey of households / National Bureau of Economic Research (http://www.nber.org/papers/ w5667); Bernheim B. D., Garrett D. M., Maki D. M. Education and saving: The long-term effects of high school financial curriculum mandates // Journal of Public Economics. — 2001. — № 80(3). — P. 435-465.

Большую роль в сохранении денег и защите имущества, обеспечении безопасности, спокойствия и независимости индивидуумов и домохозяйств способны сыграть знания о страховых продуктах и услугах, позволяющие определить наиболее подходящие из них для достижения поставленных целей и получения максимальной отдачи. Но это еще не все. Покупая страховку, потребитель получает также и сведения о достоверности и точности информации, касающейся данного продукта или услуги. Понимание риска, с которым связаны инвестиционные решения, основано на оценке информации и консультаций, полученных из разных источников. Такая оценка является наилучшим способом защиты инвестиций, имущества и средств от мошенников.

Финансовая независимость играет исключительную роль для женщин, которые, как правило, более уязвимы в финансовом отношении. Основными причинами сравнительно низкой экономической защищенности женщин являются: недостаток средств на жизнь у женщин-одиночек; ответственность за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, которое в основном ложится на плечи женщины; более низкие доходы у работающих женщин. В настоящее время в мире наблюдается рост количества разводов: так, их доля относительно зарегистрированных браков составляет 57,5 % в России, 45,8 % в США, 38,3 % во Франции7. У женщин значительно выше продолжительность жизни, и они все чаще вынуждены самостоятельно заботиться о себе и своих детях.

Финансовое образование, навыки разумного финансового планирования с раннего возраста — это верный путь для миллионов семей к обеспечению всех этапов их жизненного цикла и, как следствие, большей экономической и финансовой стабильности всего общества.

Понимание правил принятия финансовых решений помогает избежать финансовых тупиков и проблем. Чем больше человек знает в начале жизненного пути, тем легче будут решаться его финансовые проблемы. Ключевые жизненные рекомендации, определяющие главные финансовые решения, наиболее полно даны Институтом по проблемам женщин США8:

— раннее начало планирования долгосрочных целей, таких как покупка жилья, плата за образование детей, обеспечение достойного выхода на пенсию;

— поиск работы с высокими заработками;

— активное участие в решении финансовых вопросов при создании семьи. Понимание финансовых последствий развода и отстаивание интересов при разводе;

— недопущение задолженности по кредитам;

— изучение и выбор плана пенсионных накоплений;

— формирование навыков инвестирования на основе финансового плана в целях обеспечения прироста сбережений;

— исследование финансовых возможностей для защиты всех членов семьи при болезнях, инвалидности, потере работы.

Следует отметить, что советы по широкому кругу финансовых вопросов, которые дает Национальный фонд по финансовому образованию США, помогают американцам принимать правильные решения для достижения своих жизненных целей9.

Исследования ряда аналитиков в США показали, что люди испытывают стресс из-за неспособности эффективно управлять своими финансами; прослеживается взаимосвязь между уровнем финансовой грамотности, личными финансовыми проблемами, психическим и физическим здоровьем.

7 Статистический сборник «Россия и страны мира — 2008 г»/ Федеральная служба государственной статистики (www. gks. ru/vps/PA).

8 Financial literacy in America: individual choices, national consequences / National Endowment for Financial Education — NEFE (http://www.nefe.org/).

9 Financial literacy in America: individual choices, national consequences / National Endowment for Financial Education — NEFE (http://www.nefe.org/).

Немаловажные преимущества финансовая грамотность дает как фирмам, так и их сотрудникам в конкурентной борьбе за более высокие производственные показатели, а в ряде случаев и за выживание.

В ряде исследований, проведенных в США и других странах, по изучению влияния уровня финансовой грамотности на производительное и физическое состояние работников, а через них и на финансовые показатели компаний, показано, что нерешенные финансовые проблемы работников снижают производительность труда, увеличивают количество невыходов на работу, отрицательно влияют на здоровье10. Руководство компаний, в которых понимают такую связь, часто организует обучение сотрудников по месту работы. Как показывают данные из многих источников11, инвестирование в финансовое образование на рабочих местах, способствуя удовлетворению от работы, продвижению по службе, снижению количества прогулов, возможности дальнейшего обучения, оказывает не только непосредственное воздействие на поведение сотрудников, но и косвенно влияет на финансовые результаты компании (экономия средств, производительность, рост прибыли и т. п.).

Считать затраты и определять выгоды от экономической и финансовой грамотности важно и для малого бизнеса, который состоит в основном из самостоятельно занятых лиц и основной задачей которого является выживание в конкурентной среде.

Многие страны в настоящее время стала волновать проблема финансовой изоляции — исключения — населения из финансовой сферы. В пятнадцати «старых» странах Европейского сообщества финансовое исключение населения составляет 7 %, тогда как в «новых» странах этот показатель достигает 34 %. В Польше масштабы финансового исключения еще значительнее и приближаются к 50 %12.

В Канаде до принятия программы финансовой грамотности (1998 г.) только 3 % всех взрослых и 8 % всех семей с ежегодным доходом ниже $25 тыс. пользовались услугами банков и в связи с этим считались исключенными из рынка основных финансовых услуг. Следует отметить, что для банковских клиентов с низким уровнем дохода плата за некоторые услуги часто была почти в 10 раз выше, чем по обычным операциям. При попытке понять, почему потребители используют такие дорогостоящие услуги, аналитики пришли к выводу, что определяющими факторами были отсутствие качественной финансовой информации, а также недостаточное количество доступных банков. Что касается потребителей, то они в качестве основной причины банковской изоляции назвали низкий уровень своих финансовых знаний. С целью повышения эффективности государственных социальных программ и экономии средств правительство Канады постановило в обязательном порядке производить перечисление всех социальных пособий на банковские депозиты с использованием электронного перевода. Однако в процессе реализации указанного мероприятия выяснилось, что 60 % получателей социальной помощи не имели банковских счетов. Вот почему задача увеличения доступа к банковским и финансовым операциям, защита интересов потребителей, использование информации при принятии решений легли в основу государственной программы финансовой грамотности в Канаде13.

Как показывает мировой опыт, повышение финансовой грамотности во многих случаях приводит к сокращению социальной и экономической изоляции и включению населения, особенно бедного и социально незащищенного, в финансовую систему.

10 Garman E., Leech I., Grable J. The negative impact of employee poor personal financial behaviors on employers/ Financial Counselling and Planning. —1996. — vol. 7.

11 Bloom M., Burrows M., Lafleur B., Squires R. The Economic Benefits of Improving Literacy Skills in the Workplace. — Ottawa: Conference Board of Canada, 1997; Ananiadou K., Jenkins A., Wolf A. Basic skills and workplace learning: what do we actually know about their benefits / Studies in Continuing Education, 2004. — № 26 (2). — P 289-308.

12 Финансовая образовательная программа «Планируй свое будущее» (http://www.mfc.org.pl).

13 http://policyresearch.gc. ca.

Целый ряд исследований14 доказывает, что знания в области личных финансов, а также наличие эффективной, достаточной и доступной сети финансовых услуг являются ключом к достижению роста доходов малоимущих и сокращению масштабов нищеты. Бедность часто связана с отсутствием доступа к информации, что создает препятствия для полноценного участия малообеспеченных семей в экономической деятельности.

Совокупность мероприятий по финансовому просвещению и обеспечению доступа к финансовым продуктам и услугам дала положительные результаты среди сельского населения в ряде стран. Так, например, на Филиппинах еще в 1986 г. начала действовать программа по развитию сельских районов, в рамках которой предоставлялись микрокредиты для сельской бедноты. Ее результатом стало увеличение участников в течение шести лет более чем в 20 раз, а также повышение уровня возврата кредитов до 99,7 %15.

Еще одной яркой иллюстрацией эффективности финансового образования следует назвать программу банковского мини-кредитования бедного населения Индии. Там, благодаря информированию и увеличению доступа сельской бедноты к банковским продуктам и услугам, ежегодно 5 % семей — участников программы перешагивали черту бедности, а высокий уровень выплат по долгам стал показателем того, что бедные могут инвестировать свои небольшие средства, получать прибыль и гасить кредиты16. Указанные примеры, а также данные исследований показывают, что малоимущие граждане, несмотря на то, что тратят практически все свои средства, имеют потенциал для экономии финансовых ресурсов, хотя и в небольших количествах.

Бедность не всегда означает, что у людей отсутствуют деньги. Часто население просто не имеет навыков сбережения как жизненно важного средства создания накоплений и выхода из порочного круга нищеты. Эксперты часто объясняют этот факт недостатком информации о рынках и малыми возможностями использования имеющейся информации в целях увеличения своих доходов. С этой позиции отсутствие денег можно рассматривать как признак бедности, а не как ее причину.

Огромное значение финансовая грамотность имеет в формировании инвестиционной активности населения. Трудности привлечения людей к операциям с ценными бумагами обусловлены рядом причин, важнейшими из которых следует признать низкий уровень благосостояния и отсутствие теоретических и практических знаний о возможностях фондового рынка. Обучение населения правилам поведения на рынке ценных бумаг является важным механизмом привлечения средств в экономику страны, предпосылкой создания накоплений и резервов на всех этапах жизни человека. Если люди начнут привыкать к терминологии фондового рынка со школьной скамьи, решая на уроках математики задачи о росте курсовой стоимости акций или рассчитывая купонный доход по облигациям, во взрослой жизни им будет легче «найти» фондовый рынок. Люди должны знать, что рынок ценных бумаг существует, работает по определенным правилам и что вход в него расположен в брокерской компании или в домашнем компьютере.

Таким образом, можно констатировать, что финансово образованные граждане получают в течение всей жизни дополнительные возможности и преимущества в двух направлениях: экономическая независимость за счет роста личного благосостояния и улучшение качества жизни. Примеры позитивного влияния финансового просвещения на социально-экономические аспекты жизни граждан в зарубежных странах можно использовать в целях усиления мотивации к участию в различных программах и мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности россиян.

14 Poverty Reduction Through Enhanced Access to Financial Services: Case Studies of Botswana, Kenya and Namibia // Occasional Paper. — 2007. — № 10.

15 Кемпсон Э. Стимулы к сбережению: стимулирование накоплений среди семей с низкими доходами/ Исследовательский центр по личным финансам Университета в Бристоле (www.pfrc.Bris.As.uk).

16 Там же.

Разъяснительная работа среди населения приобретает особую актуальность в связи с подготовкой и реализацией государственного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В 2010 г. создана Межведомственная комиссия по координации этого проекта, в состав которой вошли представители Минфина России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы страхового надзора и Центробанка РФ.

Результативность проекта в целом и используемых при его реализации методик и информационных продуктов в частности будет основана на современных и понятных примерах из реальной жизни и мотивации граждан к непрерывному процессу образования на протяжении всей жизни. Немаловажные факторы эффективности — способность программы устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Библиография

1. Diagnostic Review of Consumer Protection in Financial Services. Russian Federation [Электронный ресурс] / The World Bank. — Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/ INTECAREGTOPPRVSECDEV/Resources/RU_CPFL_Vol_I_draft_EN.pdf/.

2. The Case for Financial Literacy in Developing Countries [Электронный ресурс] / ОЭСР. — Режим доступа: http://www. oecd. org/ pages.

3. Financial literacy in America: individual choices, national consequences [Электронный ресурс] / National Endowment for Financial Education (NEFE). — Режим доступа: http://www. nefe. org /Home.

4. Improving Economic Security Later in Life: Meeting the Credit and Financial Services. Needs of Older Persons [Электронный ресурс] / Woodstock Institute. — Режим доступа: http://www.woodstockinst.org.

5. Why Financial Capability Matters [Электронный ресурс] / Financial Consumer Agency of Canada. — Режим доступа: http://policyresearch.gc.ca.

6. Bernheim, B. D., Garrett, D. The determinants and consequences of financial education in the workplace: Evidence from a survey of households [Электронный ресурс] / National Bureau of Economic Research. — Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w5667.

7. Bernheim, B. D., Garrett, D. M., Maki, D. M. Education and saving: The long-term effects of high school financial curriculum mandates // Journal of Public Economics. — 2001. — № 80 (3).

8. Garman, E., Leech, I., Grable, J. The negative impact of employee poor personal financial behaviors on employers / Financial Counselling and Planning. — 1996. — vol.7.

9. Bloom, M., Burrows, M., Lafleur, B., Squires, R. The Economic Benefits of Improving Literacy Skills in the Workplace. — Ottawa: Conference Board of Canada, 1997.

10. Ananiadou, K., Jenkins, A., Wolf, A. Basic skills and workplace learning: what do we actually know about their benefits / Studies in Continuing Education. — 2004. — № 26 (2).

11. Plan your future [Электронный ресурс] / The MFC Financial Education Program. — Режим доступа: http://www.mfc.org.pl/finedu.html.

12. Poverty Reduction Through Enhanced Access to Financial Services: Case Studies of Botswana, Kenya and Namibia // Occasional Paper. — 2007. — № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.