THE ROLE OF FINANCIAL RESOURCES IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT
OF THE ECONOMY Аminov F.B. (Republic of Uzbekistan)
Aminov Fazlitdin Bahodirovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF INNOVATION ECONOMICS, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article identifies the problems associated with improving the practice of using financial resources in the innovative development of the economy of the Republic of Uzbekistan, and developed scientific proposals for their solution. Also, the presence of an effective investment and industrial policy of the state (with clear directions for the allocation of financial resources), the development of investment infrastructure, which is the main direction of reducing the risks associated with the implementation of investment projects, the issues of increasing the investment attractiveness of enterprises are analyzed.
Keywords: own funds of business entities, loans of commercial banks, funds of the state budget, foreign investments, international loans, other borrowed funds.
РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ
ЭКОНОМИКИ Аминов Ф.Б. (Республика Узбекистан)
Аминов Фазлитдин Баходирович - кандидат экономических наук, доцент, кафедра инновационной экономики, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье определены проблемы, связанные с совершенствованием практики использования финансовых ресурсов в инновационном развитии экономики Республики Узбекистан, и разработаны научные предложения по их решению. Также наличие эффективной инвестиционной и промышленной политики государства (с четкими направлениями размещения финансовых ресурсов), развитие инвестиционной инфраструктуры, что является основным направлением снижения рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов, анализируются вопросы повышения инвестиционной привлекательности предприятий.
Ключевые слова: собственные средства субъектов предпринимательства, кредиты коммерческих банков, средства государственного бюджета, иностранные инвестиции, международные кредиты, прочие заемные средства.
Научно-технический прогресс - один из ключевых факторов экономического роста. Это связано с тем, что для обеспечения инновационного развития экономики необходимо ускорение научно-технического прогресса. Обеспечение перехода экономики на путь инновационного развития, в свою очередь, обеспечит ее международную конкурентоспособность.
Переход экономики Республики Узбекистан на путь инновационного развития - необходимое условие ее конкурентоспособности. В «Стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года ПФ-4947, модернизация, техническое и технологическое обновление производства будут способствовать дальнейшему укреплению макроэкономической стабильности и высокой экономический рост был признан одним из необходимых условий для поддержания уровня жизни [1].
Также прогрессивная идея в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017 - 2021 годы в «Год активного предпринимательства, поддержки инновационных идей и технологий», шаг поэтапный переход к новой модели экономики, специализирующейся на создании ноу-хау и производстве «умных» технологий [2].
В свою очередь, инновационное развитие секторов экономики требует формирования источников, которые будут полностью финансировать затраты на инновации.
Источниками финансирования инновационного развития секторов экономики являются:
* собственные средства хозяйствующих субъектов;
* кредиты коммерческих банков;
* средства государственного бюджета;
* иностранные инвестиции;
* международные займы;
* прочие заемные средства.
Таблица 1. Состав источников финансирования инвестиций в основной капитал в Республике Узбекистан, в процентах
Источники финансирования
Годы
2016 2017 2018 2019 2020
Собственные средства предприятий 55,2 54,7 52,9 53,0 29,4
Средства государственного бюджета 5,3 4,5 4,5 4,5 5,5
Кредиты и прочие займы коммерческих банков 10,3 11,2 11,8 10,0 11,0
Иностранные инвестиции и займы 19,3 19,8 19,9 21,3 20,4
Другие источники 9,9 9,8 10,9 11,2 33,7
Источники финансирования - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Из таблицы видно, что в 2020 году доля предприятий в общем объеме источников финансирования своих вложений в основной капитал резко снизилась за счет увеличения доли других источников. Это связано с тем, что в 2020 году доля Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан в финансировании инвестиций увеличится. В результате в 2020 году доля Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан в общем объеме источников финансирования инвестиций в основной капитал составила 8,5%.
Кредиты коммерческих банков играют важную роль в обеспечении инновационного развития хозяйствующих субъектов в стране.
Должен быть ряд условий для финансирования инновационного развития реального сектора экономики за счет кредитов коммерческих банков. Основные из них:
- наличие эффективной государственной инвестиционной и промышленной политики (с четкими направлениями распределения финансовых ресурсов);
- развитие инвестиционной инфраструктуры, что является основным направлением снижения рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий [3].
Следует отметить, что расслоение ставок обязательных резервов Центрального банка Республики Узбекистан в сентябре 2020 года в зависимости от сроков депозитов коммерческих банков значительно повысило возможности банков по предоставлению инвестиционных кредитов.
«Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан № ПФ-4947 от 7 февраля 2017 года, ставит задачу по привлечению кредитов международных финансовых организаций и иностранных банков в узбекскую экономику [4]. Это заставляет коммерческие банки привлекать международные займы в больших объемах и эффективно их использовать.
Химический комплекс Шуртангаз, Бухарский НПЗ, Кунградский содовый завод, Дехканабадский завод калийных удобрений, Устюртский газохимический комплекс мощностью 83 тысячи тонн уникальной полипропиленовой продукции в год, в Джизаке построен завод по производству 760 тысяч тонн портландцемента. В регионе закуплены и запущены высокоскоростные пассажирские поезда «Талго-250» на маршрутах Ташкент-Самарканд и Ташкент-Карши. Важную роль в завершении строительства электрифицированной железной дороги Ангрен-Поп сыграли международные кредиты.
Одной из серьезных проблем в развитии инноваций и инвестиций в экономику является несвоевременное погашение кредитов, выданных коммерческими банками Республики Узбекистан для финансирования инвестиционных проектов.
Анализ необоснованных инвестиционных проектов, финансируемых за счет кредитов крупнейших коммерческих банков страны, показал, что при их всестороннем рассмотрении были допущены серьезные ошибки. Взять хотя бы проект Косонсой-Текмен. Внедрено новое оборудование и технологии, позволяющие производить инновационные товары. Однако эти методы и технологии специализируются на обработке шерсти мериносовых (чуваланг) овец, обитающих в Австралии. Импорт шерсти из Австралии в Узбекистан экономически нецелесообразен. В результате пришлось использовать белую козью шерсть. Но товар настолько низкого качества, что продать его невозможно.
Тот факт, что коммерческие банки страны имеют односторонние представительские отношения с иностранными банками, т.е. иностранные банки не имеют корреспондентских счетов Востро в узбекских банках, отрицательно сказывается на ликвидности банков страны.
Список литературы /References
1. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-4947 от 7 февраля 2017 года. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан // Собрание законодательства Республики Узбекистан. Ташкент, 2017. № 6 (766). 32-б.
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 г. № ПФ-5308. Государственная программа реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы в «Год активного предпринимательства, поддержки инновационных идей и технологий» (с. 39). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lex.uz/ (дата обращения:17.11.2021).
3. Мазурина Т.Ю. Банковское инвестиционное кредитование: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Деньги и кредит. Москва, 2013. № 4. С. 33.
4. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-4947 от 7 февраля 2017 года. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан // Собрание законодательства Республики Узбекистан. Ташкент, 2017. № 6 (766).
5. Kurbanov A.B., Jalilova N.M. "Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions." Journal of Contemporary Issues in Business and Government 27.2 (2021): 4046-4050.
6. Kurbanov A.B. The role of small business in innovation // Economics, 2020. Т. 2. № 02.
7. Kurbanov A.B., Abdullaev J. ECONOMIC METHODS OF REGULATING THE INVESTMENT PROCESS BY STATE, 2021.
8. Khamraeva S.N. Features and trends of digital economy development in uzbekistan and abroad // ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 2021. Т. 11. № 2. С. 1198-1205.
9. Хамраева С.Н. Формирование агротехнопарков в Узбекистане / С.Н. Хамраева // European Research, 2016. № 12(23). С. 39-40.
10. Хамраева С.Н. Особенности развития электронной торговли / С.Н. Хамраева // Современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ростов-на-Дону, 22-24 апреля 2021 года. С. 226-230.