Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА В МИРОВОЙ РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА В МИРОВОЙ РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович

В статье показано значение внешнего заимствования для развития и модернизации национальных экономик новых независимых государств, включая вопросы привлечения иностранных инвестиций и зарубежных специалистов, импорт технологий, экспорт как источник получения доходов для модернизации экономики, международные кредиты. Определены роль и значение иностранных инвестиций для дальнейшего развития экономики Республики Узбекистан, ее модернизации на новой инновационно-технологической основе. Подробно описан широкий комплекс мероприятий Правительства Республики Узбекистан, направленный на формирование институциональных основ интеграции национальной экономики республики в мировой рынок инвестиций. Показано, как в составе данного комплекса мер внедряются новые рыночные механизмы валютного, налогово-бюджетного и денежно-кредитного регулирования, стимулирования роста национального экспортного потенциала республики, направленные на улучшение инвестиционного климата и деловой среды в республике. Выявлены необходимые условия для перехода на режим инфляционного таргетирования, включающие институциональную независимость Центрального банка, высокий уровень квалификации аналитиков и достоверную статистическую базу, свободное ценообразование и минимальную зависимость от обменного курса и мировых цен на сырьевые ресурсы, наличие устойчивой банковской системы и развитых финансовых рынков. Проведен анализ стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на период до 2021 гг., определен целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение деловой среды, дальнейшее усиление защиты прав предпринимателей, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, активизацию внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур. При этом особо выделены меры по дальнейшему институциональному строительству, направленные на совершенствование законодательно-нормативной базы, формирование инфраструктуры по защите и поддержке предпринимательского сектора национальной экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Определен комплекс мер по реформированию и совершенствованию деятельности ряда государственных структур управления, в том числе региональных органов, что позволит значительно улучшить инвестиционный и деловой климат в стране, привлечь иностранные инвестиции в процессы модернизации производственного и технологического потенциалов республики на основе интеграции национальной экономики в мировой рынок инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL APPROACHES TO THE INTEGRATION OF THE NATIONAL ECONOMY OF UZBEKISTAN IN THE GLOBAL INVESTMENT MARKET

The article shows the importance of the external economic factor for the development and modernization of the national economies of the new independent States, including the issues of attracting foreign investment and foreign experts, the import of technology, export as a source of income for modernization of the economy, international loans. Identified the role and importance of foreign investment for further development of the national economy of the Republic of Uzbekistan, modernization innovation on a new technological basis. Described various activities of the Government of the Republic of Uzbekistan, aimed at the formation of the institutional framework of integration of national economy into the global investment market. Shown as part of this package of measures introducing new market mechanisms monetary, fiscal, and monetary regulation, stimulation of growth of national export potential of the Republic aimed at improving the investment climate and business environment in the country. Identified the necessary conditions for the transition to the inflation targeting regime, including the institutional independence of the Central Bank, high level of training of analysts and reliable statistical database, free pricing and minimal dependence on the exchange rate and world commodity prices, the sustainability of the banking system and developed financial markets. The analysis strategy for the further development of the Republic of Uzbekistan for the period till 2021, a defined activities aimed at improving the business environment, further strengthening the protection of the rights of entrepreneurs, promoting the development of small business and private entrepreneurship, intensifying foreign economic activities of business entities. It is particularly highlighted measures to further institutional and building aimed at improving the legislative and normative base, development of infrastructure for the protection and support of the business sector of the sector of the national economy, including small and medium-sized businesses. It was identified a set of measures to reform and improve the performance of a number of state governance structures, including regional bodies, which will significantly improve the investment and business climate in the country, to attract foreign investment in the processes of modernization of production and technological potential of the Republic on the basis of integration of national economies into the global investment market.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА В МИРОВОЙ РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ»

УДК 330.368: 339.91

Институциональные подходы к интеграции национальной экономики Узбекистана в мировой рынок инвестиций

Зиядуллаев У. С., Ташкентский государственный экономический университет, Республика Узбекистан

Ключевые слова: инвестиционный климат, деловая среда, иностранные инвестиции, денежно-кредитная политика, либерализация национальной экономики, Республика Узбекистан.

В статье показано значение внешнего заимствования для развития и модернизации национальных экономик новых независимых государств, включая вопросы привлечения иностранных инвестиций и зарубежных специалистов, импорт технологий, экспорт как источник получения доходов для модернизации экономики, международные кредиты. Определены роль и значение иностранных инвестиций для дальнейшего развития экономики Республики Узбекистан, ее модернизации на новой инновационно-технологической основе. Подробно описан широкий комплекс мероприятий Правительства Республики Узбекистан, направленный на формирование институциональных основ интеграции национальной экономики республики в мировой рынок инвестиций. Показано, как в составе данного комплекса мер внедряются новые рыночные механизмы валютного, налогово-бюджетного и денежно-кредитного регулирования, стимулирования роста национального экспортного потенциала республики, направленные на улучшение инвестиционного климата и деловой среды в республике. Выявлены необходимые условия для перехода на режим инфляционного таргетирования, включающие институциональную независимость Центрального банка, высокий уровень квалификации аналитиков и достоверную статистическую базу, свободное ценообразование и минимальную зависимость от обменного курса и мировых цен на сырьевые ресурсы, наличие устойчивой банковской системы и развитых финансовых рынков. Проведен анализ стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на период до 2021 гг., определен целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение деловой среды, дальнейшее усиление защиты прав предпринимателей, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, активизацию внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур. При этом особо выделены меры по дальнейшему институциональному строительству, направленные на совершенствование законодательно-нормативной базы, формирование инфраструктуры по защите и поддержке предпринимательского сектора национальной экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Определен комплекс мер по реформированию и совершенствованию деятельности ряда государственных структур управления, в том числе региональных органов,

что позволит значительно улучшить инвестиционный и деловой климат в стране, привлечь иностранные инвестиции в процессы модернизации производственного и технологического потенциалов республики на основе интеграции национальной экономики в мировой рынок инвестиций.

Institutional approaches to the integration of the national economy of Uzbekistan in the global investment market

Ziyadullaev U. S., Tashkent State University of Economics, Uzbekistan

Keywords: investment climate, business environment, foreign investments, monetary policy, Republic of Uzbekistan.

The article shows the importance of the external economic factor for the development and modernization of the national economies of the new independent States, including the issues of attracting foreign investment and foreign experts, the import of technology, export as a source of income for modernization of the economy, international loans. Identified the role and importance of foreign investment for further development of the national economy of the Republic of Uzbekistan, modernization innovation on a new technological basis. Described various activities of the Government of the Republic of Uzbekistan, aimed at the formation of the institutional framework of integration of national economy into the global investment market. Shown as part of this package of measures introducing new market mechanisms monetary, fiscal, and monetary regulation, stimulation of growth of national export potential of the Republic aimed at improving the investment climate and business environment in the country. Identified the necessary conditions for the transition to the inflation targeting regime, including the institutional independence of the Central Bank, high level of training of analysts and reliable statistical database, free pricing and minimal dependence on the exchange rate and world commodity prices, the sustainability of the banking system and developed financial markets. The analysis strategy for the further development of the Republic of Uzbekistan for the period till 2021, a defined activities aimed at improving the business environment, further strengthening the protection of the rights of entrepreneurs, promoting the development of small business and private entrepreneur-ship, intensifying foreign economic activities of business entities. It is particularly highlighted measures to further institutional and building aimed at improving the legislative and normative base, development of infrastructure for the protection and support of the business sector of the sector of the national economy, including small and medium-sized businesses. It was identified a set of measures to reform and improve the performance of a number of state governance structures, including regional bodies, which will significantly improve the investment and business climate in the country, to attract foreign investment in the processes of modernization of production and technological potential of the Republic on the basis of integration of national economies into the global investment market.

Как показывает мировой опыт, на сегодня реализовано много успешных модернизационных проектов, которые позволили национальным экономикам за относительно короткий срок добиться существенных позитивных результатов. Хотя все эти проекты явились результатом целенаправленной политики приступивших к реформам государств и концентрации внутренних усилий и ресурсов, ни одна модернизация не была осуществлена без использования внешних факторов. Среди этих факторов, прежде всего, выделяются иностранные инвестиции, импорт технологий, привлечение иностранных специалистов, экспорт как источник получения доходов для модернизации и преимуществ обновленной экономики, международные кредиты.

Иностранные инвестиции играют большую роль в модернизации национальной экономики Узбекистана. Привлечение иностранных инвестиций позволяет национальным производителям воспользоваться передовыми технологиям, повысить свою производительность труда и конкурентоспособность. Модернизация экономики также связанна с повышением уровня капитализации, добиться чего, в свою очередь, можно за счёт внешних использования факторов, то есть привлечение иностранных инвестиций, что является дополнительным источником повышения уровня предложения капитала в национальной экономике.

В настоящее время в Узбекистане осуществляется широкий комплекс мероприятий, направленных на формирования институциональных основ интеграции национальной экономики в мировой рынок инвестиций. С принятием «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы»1 в стране стали активно внедряться рыночные механизмы валютного регулирования, стимулирования роста ее экспортного потенциала, направленные на улучшение инвестиционного климата и деловой среды.

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 2.09.2017 г. № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» были определены основные направления либерализации валютного рынка, которые оказывают позитивное влияние на состояние инвестиционного климата республики при их реализации. Среди них следует выделить свободную покупку и продажу иностранной валюты как юридическими, так и физическими лицами, которые теперь вправе использовать собственную СКВ по своему усмотрению. При установлении обменного курса государство намерено применять только рыночные механизмы. Указом установлено, что с 5 сентября 2017 года юридические лица Республики Узбекистан могут без ограничения приобретать в коммерческих банках иностранную валюту для оплаты по текущим международным операциям, а физические лица-резиденты Республики Узбекистан свободно продавать в обменных пунктах и приобретать иностранную валюту в конверсионных отделах коммерческих банков в соответствии с действующим порядком и использовать ее за границей без каких-либо ограничений2 [2].

1 Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 г. № УП-4947 // Все законодательство Узбекистана. URL. https://nrm.uz/content (дата обращения 01.02.2018 г.).

2 Указ Президента Республики Узбекистан от 2.09.2017 г. №УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017, №36, ст.945.

Либерализация валютного регулирования потребовала кардинального изменения действующего инструментария реализации монетарной политики, осуществляемой в республики. В соответствие с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 сентября 2017 г. № ПП-3272 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики» был начат поэтапный переход в среднесрочной перспективе на режим инфляционного таргетирования, используемый в практике центральными банками для обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке. С этой целью предусматривается разработать и принять до 1 марта 2018 г. Концепцию развития и осуществления денежно-кредитной политики, а также «дорожную карту» по ее реализации на 2018-2021 гг. Она должна включать в себя следующие мероприятия:

• координацию макроэкономической, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики для обеспечения согласованности целей по устойчивому экономическому росту, сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен;

• увеличение применяемого инструментария реализации денежно-кредитной политики по операциям предоставления и привлечения ликвидности;

• широкого применения коммерческими банками рыночных механизмов формирования процентных ставок, в том числе по кредитам;

• применение, исходя из международной практики, моделей макроэкономического анализа и прогнозирования;

• повышения прозрачности осуществляемой денежно-кредитной политики для информирования населения об используемых инструментах и ожидаемых результатах.

Экспертами МВФ, в ходе опросов руководителей центральных банков (ЦБ) ряда государств, были выявлены необходимые условия для перехода на режим инфляционного таргетирования. Они включают в себя институциональную независимость Центрального банка, высокий уровень квалификации аналитиков и достоверная статистическая база, свободное ценообразование и минимальная зависимость от обменного курса, мировых цен на сырьевые ресурсы, устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки. До недавнего времени В. Eichengreen, P. Masson, M. Savastano и S. Sharma (1999 г.) подчеркивали, что применение данного инструментария странами с переходной экономикой нецелесообразно, поскольку он предъявляет достаточно высокие требования к институциональной и макроэкономической среде [1]. Вместе с тем E. Truman (2003 г.), N. Batini и D. Laxton (2005 г.) придерживались точки зрения, что данные условия не носят обязательного характера [2,3]. Наоборот, опыт стран, применяющих инфляционное таргетироваиие, свидетельствует о том, что улучшение институциональной среды в них происходило после перехода на новый режим денежно-кредитной политики. Данное положение на примере России подробно обосновано в совместной статье А.А. Акаева, Н.С. Зиядуллаева, А.И. Сарыгулова и В.Н. Соколова В.Н. (2017 г.) [4].

Также следует учитывать, что результаты, достигнутые развитыми странами, были в целом выше, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, так как последние не достигали целевых ориентиров по сокращению инфляции вследствие ее высокой волатильности. Однако, несмотря на это, как подчеркивают S. Roger, M. Stone (2005 г.), неудовлетворительные стартовые условия могут быть улучшены за относительно короткий промежуток времени. Так, после введения ин-

фляционного таргетирования волатильность инфляции в странах уменьшилась за 3 года в 2 раза [5]. Ключевым фактором прогресса в использовании данного режима, по мнению М. Sherwin (2000 г.), является политическая поддержка со стороны государства [6]. На примере Российской Федерации это положение убедительно доказано в другой статье упомянутых выше российских ученых [7].

При проведении работ по дальнейшему реформированию и совершенствованию финансового сектора Республики Узбекистан с целью лучшей адаптации его к условиям мировой финансовой системы, на наш взгляд, следует учитывать положительный опыт Российской Федерации, наработанный в процессе создания нового международного финансового центра (МФЦ) в г. Москве [8], а также участия России в международной банковской реформе «Базель-3» [9].

В соответствии с упомянутым выше Указом Президента Республики Узбекистан от 31 марта 2017 г. № УП-4996, для расширения и углубления сотрудничества с международными и зарубежными государственными финансовыми институтами, ведущими иностранными компаниями и банками, повышения эффективности использования привлекаемых иностранных инвестиций в республике был образован Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям. Среди основных направлений его деятельности были определены координация работы по формированию и проведению единой государственной инвестиционной политики, в том числе привлечение иностранных инвестиций, а также улучшение инвестиционного климата в республике на основе совершенствования законодательно-правовой базы. Особое внимание уделяется привлечению прямых инвестиций, кредитов и средств финансово-технического содействия для реализации инвестиционных проектов в рамках отраслевых инвестиционных программ, комплексных программ социально-экономического развития территорий, программ развития производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, а также системного мониторинга за ходом их реализации.

В 2017 году, в рамках реализации приоритетного направления «Развитие и либерализация экономики» Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, был осуществлен целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение деловой среды в стране, дальнейшее усиление защиты прав предпринимателей, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, активизацию внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур. При этом особо следует выделить меры по дальнейшему институциональному строительству, направленные на совершенствование законодательно-нормативной базы, формирование инфраструктуры по защите и поддержке данного сектора национальной экономики.

Так, например, для защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными структурами, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, в республике был учрежден пост Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав предпринимателей. Среди основных направлений его деятельности следует выделить участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, оказание правовой поддержки при осуществлении проверок их деятельности, подготовку предложений по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление пра-

вовых гарантий субъектов предпринимательства, стимулирование их развития.

Для дальнейшего повышения качества, доступности и прозрачности оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, усиления гарантий защиты их прав и законных интересов центры государственной регистрация субъектов предпринимательства, работающие по системе «одно окно», были переданы из структуры региональных органов управления - хокимиятов во ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан. Это позволило обеспечить общее руководство их деятельностью, укрепить материально-техническую базу и повысить квалификацию сотрудников центров, контролировать соблюдение ими законодательства при оказании государственных услуг.

В целях дальнейшего укрепления правовых механизмов защиты и гарантий деятельности частного предпринимательства, внедрения новых инструментов их государственной поддержки, расширения доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам был создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Основной его целью является предоставление субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде выделяемых ресурсов коммерческим банкам, в том числе за счет привлеченных иностранных кредитных линий, поручительства субъектам малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков, компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков.

Кроме того, было принято решение о кардинальном реформировании системы Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан. Основными направлениями ее деятельности были определены:

• в области защиты прав субъектов предпринимательства - создание эффективной системы поддержки субъектов предпринимательства, особенно в период становления их деятельности, усиление гарантий надежной защиты их прав и законных интересов;

• в области улучшения деловой среды и инвестиционного климата - дальнейшее совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности;

• в области содействия предпринимательской деятельности - оказание практической помощи субъектам предпринимательства в организации, ведении и дальнейшем развитии бизнеса;

• в области взаимодействия с государственными органами - внедрение эффективной системы взаимодействия и новых форм работы, способствующих высокой мобильности и результативности взаимодействия со всеми ветвями государственной власти;

• в области обучения субъектов предпринимательства и подготовки кадров - кардинальное повышение качества системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур;

• в области внешнеэкономической деятельности и привлечения инвестиций - интеграцию субъектов предпринимательства республики в международное бизнес-сообщество, обеспечение выхода продукции отечественных организаций на внешние рынки.

Особое внимание было уделено активизации внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур. Так, с 1 июня 2017 года хозяйствующим субъектам было разрешено осуществлять экспорт товаров собственного производства за

иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков.

Кроме того, с 1 июля 2017 года был введен порядок, в соответствии с которым субъектам предпринимательства разрешается осуществление экспорта свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур на основе прямых договоров на условиях 100-процентной предварительной оплаты.

С 1 августа 2017 года был установлен порядок, в соответствии с которым было отменено требование по обязательной продаже 25% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляемой хозяйствующими субъектами.

Осуществлению эффективной государственной политики в сфере развития частной собственности и предпринимательства на базе приватизированного государственного имущества послужит преобразование Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции. Важнейшей его задачей определено оказание всемерной поддержки и повышение эффективности производственной деятельности приватизированных предприятий.

В рамках Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана на 20172021 годы, исходя из изменяющейся конъюнктуры и дальнейшего усиление конкуренции на мировых рынках, руководством республики принято решение о выработке и реализации кардинально новых принципов и инструментария обеспечения устойчивого и опережающего развития страны. В частности, в разделе «Развитие и либерализация экономики» было предусмотрено «комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов».

В данном контексте наибольшее значение приобретают преобразования, осуществляемые на отраслевом уровне в отдельных регионах Узбекистана, в частности в сфере промышленного производства, что является определяющим для социально-экономического развития большинства областей страны.

Вместе с тем, несмотря на реальный курс на модернизацию и технологическое обновление, в республике все еще сохраняется низкий уровень инновационной активности, отсутствие спроса на инновации и низкий уровень коммерциализации, воплощение инновационных идей в создание или усовершенствование новых продуктов, услуг, процессов, реализуемых на рынке и используемых в практической деятельности.

Складывается ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую сферу, инновационную деятельность предприятий не приводит к адекватному увеличению объемов конкурентоспособной продукции, росту инновационного потенциала и инновационной активности.

Однако тенденции развития мировой экономики свидетельствуют, что укрепление экономической независимости государства сегодня возможно только в контексте инновационной парадигмы. Для ее реализации в Узбекистане имеются благоприятные предпосылки: высокий уровень образования населения, значительный научно-технический потенциал, развивающаяся технологическая база наукоемких производств, богатые минерально-сырьевые ресурсы.

В этой связи особую важность приобретает переход от стимулирования инно-

ваций к экономическому росту на их основе, росту производительности труда, что может быть стратегически решено за счет резкого роста возможностей реализации инновационного потенциала, т. е. ускорения процессов коммерциализации инноваций и технологий.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятий каждого региона, учет темпов роста производительности труда и объемов введения в эксплуатацию новых основных фондов к инвестициям позволил разбить регионы Республики Узбекистан на три группы.

В первую группу вошли регионы с высоким уровнем производственного ресурсного потенциала, характеризующиеся достаточно высоким уровнем инвестиций в основной капитал и высокой степенью отдачи на использование основных фондов (Навоийская, Кашкадарьинская, Ташкентская, Андижанская области).

Ко второй группе были отнесены регионы, которые при достаточном объеме инвестиций обладают уровнем отдачи выше среднего, а также регионы, средние по уровню привлечения всего множества ресурсов и реализации инноваций и со средней отдачей использования основного капитала (Ферганская, Бухарская области, г. Ташкент).

В третью группу вошли регионы, которые при относительно нормальном притоке инвестиций имеют отдачу ниже среднего на использование основного капитала предприятиями (Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьин-ская, Джизакская, Хорезмская области и Республика Каракалпакстан).

Наиболее высокий уровень прироста основных фондов наблюдается в индустриально развитых областях (Навоийской, Кашкадарьинской и Ташкентской), в которых на единицу инвестиций поступило более 0,4 сума3 основных фондов. В тоже время в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Хорезмской областях данный показатель составляет менее 0,1 сума, что свидетельствует о значительных резервах повышения отдачи от вложенных средств.

За последние десять лет коэффициенты обновления промышленно-производ-ственных основных фондов в Республике Узбекистан опережали коэффициенты выбытия в 1,7-6,8 раз, при средневзвешенном значении 2,9. Причем в черной металлургии их соотношения достигает 16,3 раза (2012 г.), электроэнергетике - 20,8 раза (2014 г.), топливной промышленности - 25,4 раза (2013 г.). Это позитивный факт, т.к. свидетельствует о том, что обновление основных фондов осуществляется главным образом за счет нового строительства, а не замены старых, изношенных основных фондов, которое приводит к накоплению устаревшего оборудования и сдерживает рост их экономической эффективности.

В этой связи динамичный и поступательный характер процесса институционального строительства для реализации Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан позволит значительно улучшить инвестиционный и деловой климат в стране, привлечь иностранные инвестиции в процессы модернизации производственного и технологического потенциалов республики на основе интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему в целом, в

3 Сум - денежная единица Республики Узбекистан.

том силе в такой ее важнейший сегмент как мировой рынок инвестиций. Признательность

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-010-00853 а).

Библиография

1. Eichengreen В., Masson P., Savastano M., Sharma S. Transition Strategies and Nominal Anchors on the Road to Greater Exchange-Rate Flexibility // Essays in International Finance. 1999. Vol. 213. (Princeton, New Jersey: International Finance Section, Department of Economics, Princeton University).

2. Truman E. Inflation Targeting in the World Economy / Institute for International Economics, Washington, 2003.

3. Batini N.. Laxton D. Under What Conditions Can Inflation Targeting Be Adopted? The Experience of Emerging Markets / Paper prepared for the Ninth Annual Conference of the Central Bank of Chile "Monetary Policy Under Inflation Targeting". Santiago, Chile. October 20-21, 2005.

4. Акаев А.А., Зиядуллаев Н.С., Сарыгулов А.И., Соколов В.Н. Прогнозная модель экономической динамики в условиях стагфляции с учетом волатильности национальной валюты// Проблемы прогнозирования. -2017. - № 3. - С. 34-41.

5. Roger S., Stone M. On Target: The International Experience with Achieving Inflation Targets / IMF Working Paper 05/163. Washington, IMF, 2005.

6. Sherwin M. Institutional Frameworks for Inflation Targeting? / Reserve Bank of New Zealand Bulletin, 2000, Vol. 63.

7. Акаев А.А., Зиядуллаев Н.С., Сарыгулов А.И., В.Н. Соколов Среднесрочный прогноз динамики развития экономики России // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 5. - с. 37-46.

8. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС. Международный финансовый центр в Москве: возможности и механизмы формирования - М.: Общество и экономика, 2014. - № 4. - c. 121-140.

9. Зиядуллаев Н.С., Кургузов В.В., Кравченко П.П., Кибардина Ю.С. Международная банковская реформа Базель-3 и российские реалии - М., Российский внешнеэкономический вестник, 2011. - № 4. - с. 44-49; № 5, с. 41-45.

10. Мировая динамика. Закономерности, тенденции, перспективы/отв.ред. А.А.Акаев, Садовничий В.А. и др./ - М.: РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова, ЛИБРОКОМ, 2014. - 488 с.

11. Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 6 / Под ред. член-корр. В. А. Цветкова. — М.; СПб. : Нестор-История, 2016. — 712 с.

References

1. Eichengreen B., Masson P., Savastano M., Sharma S. Transition Strategies and Nominal Anchors on the Road to Greater Exchange-Rate Flexibility // Essays in International Finance, 1999, Vol. 213 (Princeton, New Jersey: International Finance Section, Department of Economics, Princeton University).

2. Truman E. Inflation Targeting in the World Economy / Institute for International Economics, Washington, 2003.

3. Batini N.. Laxton D. Under What Conditions Can Inflation Targeting Be Adopted? The Experience of Emerging Markets / Paper prepared for the Ninth Annual Conference of the Central Bank of Chile "Monetary Policy Under Inflation Targeting". Santiago, Chile, October 20-21, 2005.

4. Akaev A.A., Ziyadullaev N.S., Sarygulov A.I., Sokolov V.N. A predictive model of economic dynamics in the conditions of stagflation, given the volatility of the national currency//Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting], 2017, no 3, pp. 34-41 (in Russ.).

5. Roger S., Stone M. On Target: The International Experience with Achieving Inflation Targets / IMF Working Paper 05/163. Washington, IMF, 2005.

6. Sherwin M. Institutional Frameworks for Inflation Targeting? / Reserve Bank of New Zealand Bulletin, 2000, Vol. 63.

7. Akaev A.A., Ziyadullaev N.S., Sarygulov A.I., Sokolov V.N. Medium-term forecast of dynamics of development of the Russian economy //Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting], 2016, no

5, pp. 37-46 (in Russ.).

8. Ziyadullaev N.S., Ziadullaev U. S. International financial center in Moscow: opportunities and mechanisms

of formation - M.: Society and economy, 2014, no 4, pp. 121-140 (in Russ.).

9. Ziyadullaev N.S., Kurguzov V.V., Kravchenko P.P., Kibardina Y.S. Design international banking reform, Basel 3, and the realities of Russia - Moscow, Russian foreign economic Bulletin, 2011, vol. 4, pp. 44-49; vol. 5, pp. 41-45 (in Russ.).

10. World dynamics. Patterns, trends, perspectives /otv.red. Akaev A.A., Sadovnichij V.A. i dr./ - M.: RAN i MGU im. M.V.Lomonosova, LIBROKOM, 2014, 488 p. (in Russ.).

11. Modernization and economic safety of Russia, tom 6 (otv. red. Tsvetkov V.A.). - M-SPb: «Nestor-Istorija», 2016, 712 p. (in Russ.).

Автор

Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович, кандидат экономических наук, старший преподаватель Ташкентского государственного экономического университета (ТГЭУ). Адрес: ул. Ислама Каримова, д. 49, г. Ташкент, 100138, Республика Узбекистан; тел. (99871)120-38-88; факс (99871)120-38-88; e-mail: uz2005@yandex.ru

НОВОСТИ http://www.newsrus.su/

Доля региональных покупателей новостроек в Московской области

увеличилась на 9%

Проведенное аналитиками ФСК «Лидер» исследование на рынке подмосковного жилья комфорт-класса показало, что доля покупателей из других регионов России в 2017 году составила 40% от общего числа купивших жилье в проектах ФСК «Лидер», тогда как годом ранее на их долю приходилось 31%, а в 2015-м - 28%.

«Такую статистику демонстрируют проекты, находящиеся в стадии строительства и реализации с 2015 года и ранее, а именно: иР-кварталы «Сколковский» и «Новое Тушино», а также ЖК «Новое Измайлово-2». И, следовательно, можно констатировать, что доля региональных клиентов увеличивается по мере роста стадии готовности проектов», - отмечает Ольга Тумайкина, коммерческий директор ФСК «Лидер».

Такая же статистика зафиксирована на протяжении 2017 года в ЖК «Новогиревский»: минимум клиентов, имеющих постоянную регистрацию (прописку) за пределами Москвы и Московской области, пришелся на II квартал с показателем 29%, и до конца года увеличился до 40%.

Что касается новых проектов - иР-кварталов «Скандинавский» и «Римский», старт реализации которых пришелся на 2016-й год, то этот показатель за последние два года не изменился: из регионов был каждый пятый покупатель.

Таким образом, согласно средним показателям по всем находящимся в реализации проектам ФСК «Лидер», на долю региональных покупателей в 2017-м году пришлось 32% против 27% в 2016-м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.