Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ'

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Алина Петровна

В статье рассматривается роль финансового мониторинга в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Исследуются система финансового мониторинга в Российской Федерации, законодательная база, а также основные аспекты деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу и организаций, вовлеченных в контроль за соблюдением законодательства в рамках противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению орудия массового уничтожения. Рассматриваются негативные аспекты данной противозаконной деятельности, которые влекут серьезные последствия для экономики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FINANCIAL MONITORING IN THE COUNTRY’S ECONOMY

The article discusses the role of financial monitoring in countering the legalization of proceeds from crime and the financing of terrorism. The system of financial monitoring in the Russian Federation, the legislative framework, as well as the main aspects of the activities of the Federal Service for Financial Monitoring and organizations involved in monitoring compliance with the law in the framework of combating money laundering, financing of terrorism and the proliferation of weapons of mass destruction are being studied. The negative aspects of this illegal activity, which entail serious consequences for the state economy, are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ»

Научная статья

УДК 336

doi: 10.47576/2313-2086_2022_2_32

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Попова Алина Петровна

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского,

Нижний Новгород, Россия, alina.popova107@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается роль финансового мониторинга в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Исследуются система финансового мониторинга в Российской Федерации, законодательная база, а также основные аспекты деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу и организаций, вовлеченных в контроль за соблюдением законодательства в рамках противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению орудия массового уничтожения. Рассматриваются негативные аспекты данной противозаконной деятельности, которые влекут серьезные последствия для экономики государства.

Ключевые слова: финансовый мониторинг; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; финансирование терроризма; финансовый контроль.

Для цитирования: Попова А. П. Роль финансового мониторинга в экономике страны // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 32-36. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_32.

Original article

THE ROLE OF FINANCIAL MONITORING IN THE COUNTRY'S ECONOMY

Popova Alina P.

Nizhny Novgorod State University named after Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia, alina.popova107@gmail.com

Abstract. The article discusses the role of financial monitoring in countering the legalization of proceeds from crime and the financing of terrorism. The system of financial monitoring in the Russian Federation, the legislative framework, as well as the main aspects of the activities of the Federal Service for Financial Monitoring and organizations involved in monitoring compliance with the law in the framework of combating money laundering, financing of terrorism and the proliferation of weapons of mass destruction are being studied. The negative aspects of this illegal activity, which entail serious consequences for the state economy, are considered.

Keywords: financial monitoring; legalization (laundering) of proceeds from crime; financing of terrorism; financial control.

For citation: Popova A. P. The role of financial monitoring in the country's economy. Applied economic research, 2022, no. 2, pp. 32-36. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_32.

Понятие «мониторинг» в переводе с английского языка означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

В экономической сфере финансовый мониторинг понимается как проверка, контроль операций, которые осуществляет лицо либо организация, обращаясь за предоставлением определенных услуг в различных сферах к определенным субъектам.

Понятие «финансовый мониторинг» появилось в российском законодательстве с изданием Указа Президента Российской Федерации № 1263 от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1].

В России в настоящее время функции финансового мониторинга осуществляет главный надзорный орган - Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмо-ниторинг), которая в свою очередь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность в области финансового мониторинга, является 115-ФЗ Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ [2].

Росфинмониторинг является главным подразделением финансовой разведки в России и от имени России участвует в деятельности

Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МА-НИВЭЛ), Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.

В настоящее время повышенное внимание к операциям с денежными средствами и осуществление мониторинга связаны с увеличением числа случаев террористических актов в мире, распространением оружия массового уничтожения и учащением операций по легализации (отмыванию) финансовых средств, заработанных преступным путем. Отсюда следует, что роль финансового мониторинга становится значительно важной в современной экономике как отдельно взятого государства, так и мира в целом [3; 4].

Перейдем непосредственно к содержанию данного понятия. Сущность финансового мониторинга заключается в комплексе мер, направленных на противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

В широком смысле к таким мерам стоит отнести следующие:

1) идентификация клиентов и их выгодоприобретателей;

2) анализ рисков осуществления клиентами отмывания доходов, полученных преступ -ным путем, и финансирования терроризма;

3) наблюдение за операциями, подлежащими обязательному контролю;

4) надзор за необычными операциями;

5) направление сообщений в Росфинмо-ниторинг;

6) осуществление мер по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности;

7) документальное фиксирование и хранение информации об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу;

8) подготовка и обучение кадров;

9) предоставление информации по запросам Росфинмониторинга;

10) обеспечение конфиденциальности мер, принимаемых субъектом финансового мониторинга [6].

В узком смысле под содержанием финансового мониторинга следует понимать комплекс таких мер, как:

1) идентификация клиента и его выгодоприобретателя;

2) мониторинг операций клиентов и их выгодоприобретателей;

3) направление сообщений в Росфинмо-ниторинг по факту выявления операций или на основании запросов Росфинмониторинга;

4) фиксирование информации в сфере финансового мониторинга;

5) обучение персонала субъектов финансового мониторинга [6].

Основная цель финансового мониторинга заключается в недопущении преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращение использования субъектов финансового мониторинга для отмывания незаконных доходов и финансирования терроризма.

Доходы, которые были получены преступным путем, формируют экономическую основу для коррупции и организованной преступности, а иногда служат источником денежных средств экстремистских групп. Все эти явления однозначно негативно влияют на экономику, подрывая финансовую стабильность государства, позволяя организованной преступности устанавливать контроль над финансовой системой страны. А значит, данное явление можно расценивать как угрозу экономической и даже национальной безопасности страны.

Легализация незаконных доходов искажает реальную картину экономической системы страны. При этом способы отмывания доходов, полученных преступным путем, достаточно разнообразны и могут охватывать весь спектр возможных хозяйственных операций с денежными средствами или иным имуществом. Все это является серьезным препятствием для рыночных преобразований, которые осуществляются во всех секторах общественной жизни, и нарушает функционирование экономики и основных экономических институтов, а также служит угрозой потери контроля над финансовой системой страны.

Масштабы легализации преступных доходов настолько серьезны, что связанные с ними преступления могут являться причиной финансовых и экономических потрясений для любой страны мира, а ущерб от финансирования терроризма исчисляется как материальными убытками, так и потерей человеческих жизней.

Неэффективная борьба с отмыванием денежных средств стимулирует преступность, принося этим огромный вред отдельным людям, обществу, государству и мировому сообществу в целом.

Как правило, при извлечении незаконных доходов между получением денежных средств и началом их легализации имеется временной промежуток. Причины его появления могут быть различными: необходимость сбора наличных денег, перевод безналичных средств из банка в банк через счета различных организаций, в том числе и специально для таких целей созданных, чтобы усложнить поиск реальных источников получения средств, и хранение средств в ожидании более выгодных экономических условий [5; 7]. В каждой из ситуаций денежные средства на определенное время или навсегда выходят из экономического оборота государства, подрывая финансовую систему страны. Значительный отток денежных средств притормаживает товарооборот в стране, кроме того, зачастую усугубляется финансовое положение компаний, поскольку отсутствуют поступления оборотных средств, которые, в свою очередь, задерживают выплату заработной платы и уменьшают объем выпуска продукции. Появляется необходимость проведения эмиссии денег, что, в свою очередь, влечет за собой развитие и нарастание инфляционных процессов.

Помимо прочего, достаточно часто доходы, полученные преступным путем, выводятся за границу, особенно привлекательными являются так называемые оффшорные зоны, предоставляющие налоговые льготы и руководствующиеся принципом конфиденциальности. В таком случае денежные средства покидают страну, что влечет за собой негативные последствия. На фоне ухудшения инвестиционного климата значительно сокращается приток иностранных средств. Государство не в состоянии прогнозировать, контролировать и собирать налоги в полном

объеме, что негативно сказывается на по-полняемости бюджета и на его распределении в дальнейшем.

Еще одним способом легализации доходов является обмен национальной валюты на валюту, которая применяется на международном финансовом рынке. Это оказывает давление на национальную валюту, что в целом негативно отражается на стабильности экономики государства. Появляются дополнительные условия для усиления инфляционных процессов. Эти обстоятельства делают любые инвестиции в этой стране нерентабельными, инфляция обесценивает

любую прибыль до её появления [5]. Все это способствует росту инфляции, создает неблагоприятный инвестиционный климат, что тормозит экономическое, техническое и научное развитие государства.

Именно поэтому система финансового мониторинга играет такую важную роль в экономике страны, поскольку необходимо не только своевременно выявлять незаконные операции с денежными средствами, но и предупреждать их возникновение с целью обеспечения финансовой стабильности и развития всех сфер деятельности государства.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.11.2001 № 1263 (ред. от 22.03.2005) "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_33838/ (дата обращения: 01.03.2022).

2. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 01.03.2022).

3. Зубков В. А., Осипов С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., 2007.

4. Питер Л. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег, международной преступности и терроризме. Ростов н/Д., 2005.

5. Потоцкая А. И. Место финансового мониторинга в системе экономической безопасности России. URL: http://arbir.ru/miscellany/U18S911E57652 (дата обращения: 01.03.2022).

6. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты, значение. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2008. № 2. С. 43-50.

7. Чиханчин Ю. А.. Антиотмывочная система как фактор, способствующий модернизации экономики // Федеральный справочник. URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-23/III/Chihanchin.pdf (дата обращения: 01.03.2022).

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 1263 dated 01.11.2001 (ed. dated 22.03.2005) "On the Authorized Body for countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_33838 / (date of application: 01.03.2022).

2. Federal Law "On Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and the Financing of Terrorism"dated 07.08.2001 No. 115-FZ (latest edition). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_32834 / (accessed: 01.03.2022).

3. Zubkov V. A., Osipov S. K. The Russian Federation in the international system of countering the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism. M., 2007.

4. Peter L. Dirty deals. The secret truth about the global practice of money laundering, international crime and terrorism. Rostov N./D., 2005.

5. Pototskaya A. I. The place of financial monitoring in the system of economic security of Russia. URL: http://arbir.ru/miscellany/U18S911E57652 (accessed: 01.03.2022).

6. Proshunin M. M. Financial monitoring: subjects, objects, meaning. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2008. No. 2. pp. 43-50.

7. Chikhanchin Yu. A. Anti-washing system as a factor contributing to the modernization of the economy. Federal Directory. URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-23/III/Chihanchin. pdf (accessed: 01.03.2022).

Информация об авторах

Попова Алина Петровна - магистрант, направление «Финансовый мониторинг», факультет финансов и кредита, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, alina.popova107@gmail.com

Information about the authors

Popova Alina P. - master's student, direction "Financial monitoring", Faculty of Finance and Credit, Institute of Economics and Entrepreneurship, Nizhny Novgorod State University named after Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia, alina.popova107@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.