Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТЧУЖДЕНИЯ'

РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТЧУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ПРОБЛЕМА / ЧЕЛОВЕК / ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осинцева В.С.

В статье рассмотрена проблема отчуждения как глобальная человеческая проблема. Раскрыты формы отчуждения, выявлено влияние данной проблемы на состояние человека, а также определена важность и возможность преодоления отчуждения. Рассмотрено понятие философской практики как способ преодоления отчуждения. Определены проблемы на пути преодоления отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHILOSOPHICAL PRACTICES IN OVERCOMING ALIENATION

The article deals with the problem of exclusion as a global human problem. Disclosed forms of exclusion, revealed the impact of the problem on the human condition, as well as determined the importance and possibility of overcoming exclusion. Considered the notion of philosophical practices as a way of overcoming exclusion. Identifies the problems in overcoming exclusion.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТЧУЖДЕНИЯ»

УДК 101

Осинцева В.С. студент 1 курса

факультет «Начальное образование. Дошкольное образование»

Профессионально-педагогический институт Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Россия, г. Челябинск РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ

ОТЧУЖДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрена проблема отчуждения как глобальная человеческая проблема. Раскрыты формы отчуждения, выявлено влияние данной проблемы на состояние человека, а также определена важность и возможность преодоления отчуждения. Рассмотрено понятие философской практики как способ преодоления отчуждения. Определены проблемы на пути преодоления отчуждения.

Ключевые слова: отчуждение, проблема, человек, философская практика, общество.

Osintseva V.S.

Student Professional-Pedagogical Institute South Ural State humanitarian and Pedagogical University

Chelyabinsk

1 course, Faculty of primary education. Pre-school education

THE ROLE OF PHILOSOPHICAL PRACTICES IN OVERCOMING

ALIENATION

Abstract: the article deals with the problem of exclusion as a global human problem. Disclosed forms of exclusion, revealed the impact of the problem on the human condition, as well as determined the importance and possibility of overcoming exclusion. Considered the notion of philosophical practices as a way of overcoming exclusion. Identifies the problems in overcoming exclusion.

Keywords: alienation, problem, man, philosophical practice, society.

Проблема отчуждения - это проблема, которая всегда интересовала многих философов и мыслителей. Однако, как философско-социологическая категория стала рассматриваться лишь в эпоху Немецкой классической философии. Это проблема, которая была, и будет оставаться одной из наиболее актуальных тем философской мысли т.к. отчуждение охватывает все сферы жизнедеятельности человека.

Отчуждение - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их [1, с.728].

Проблема отчуждения рассматривалась многими социологами,

экономистами, философами, и писателями (Маркс, Бердяев, Маркузе, Кафка, Фихте и др.).

Отчуждение является особым аспектом деятельности, проявляющимся в противоречивости человеческой сущности, в потере контроля над собой, над своими действиями, в разногласии с природой и противостоянии себе же в качестве враждебной силы. Результатом отчуждения является подавления начал личности, то есть свободы творчества, любви, мотивации и возможности какого-либо самовыражения. Но без этого личность не может полноценно существовать, поэтому её же деятельность направляется против самой себя, и тогда процесс отчуждения в действительности становится процессом самоотчуждения: смысл жизни, мотивация, свобода становятся противоположностью.

То, что позже будет названо «отчуждение», Шеллинг называл «обусловливанием».

Из слов Шеллинга: «Обусловливание означает действие, посредством которого нечто превращается в вещь (Ding); обусловленное (bedingt) означает то, что стало вещью; тем самым становится ясным, что ничто не может быть положено как вещь через себя самое, т. е. что безусловная вещь (unbe-dingtes Ding) представляет собой противоречие. Безусловное (Unbedingt) есть как раз то, что совершенно не превращаемо в вещь, в принципе не может быть превращено в вещь»[2]

Немецкий философ И.Г.Фихте первым употребил термин "отчуждение" в философском смысле, подразумевая два значения: во-первых, что полагание объекта (мира, вещей в себе) есть не что иное, как становление субъекта внешним, во-вторых, что объект следует понимать как ставший внешним разум.

Таким образом, Фихте само полагание предметности (окружающего мира, вещей в себе) обозначил как своего рода отчуждение, то есть полагание не-Я (предмета) чистым «Я» выступает у Фихте как отчуждение чистого «Я».

Также хотелось бы рассмотреть проблему отчуждения труда, которая была изучена и разработана Карлом Марксом. Эта проблема актуальна и по сей день. С ней сталкивается большинство людей, поэтому её преодоление действительно важно.

Отчуждение труда (или отчуждение от результата труда) - это превращение трудовой деятельности человека и полученных от нее результатов в самостоятельную силу, противостоящую ему.

Таким образом, получается, что предмет, производимый трудом рабочего, противостоит ему как некая чуждая сущность. Противостояние заключается в том, что рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но эта вложенная жизнь уже не принадлежит ему самому. То есть рабочий в ходе трудовой деятельности попросту «опустошается» за счет своих усилий, направленных на труд.

И как говорил сам Карл Маркс: «...труд является для рабочего чем-то

внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя... Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому...» [3. с. 41-174]

Хотелось бы выделить следующие формы отчуждения:

• от собственного «Я» - самоотчуждение, деперсонализация, самоотторжение личности;

• человека от человека - характеризуется нарушением коммуникативных связей - одиночество;

• отчуждение труда (или отчуждение от результата труда) - это превращение трудовой деятельности человека и её результатов в противостоящую силу;

• человека от экологии, нарушение естественного равновесия, т.е. связей с природой;

• человека от культуры, характеризуется потерей поистине культурных ценностей, а также заменой их на «всеобщую массовую культуру», контркультуры и т. д.;

• человека от морали, т.е. высокие нравственные ценности (добро, честь, любовь, дружба, человечность) подчиняются вещественным взаимоотношениям, злу, насилию и эгоизму;

• человека от политики, как результат - позиция равнодушного наблюдателя или же пассивное, неосмысленное соглашательство.

Исходя из этого, отчуждение имеет неблагоприятные последствия в психофизиологическом, природном, культурном, экономическом и политическом аспектах. Такие последствия обусловлены влиянием отрицательных эмоций на здоровье человека. Это приводит к нарушениям психических и физиологических функций организма.

В любых своих формах отчуждение выступает источником зависимости человека. Всё предопределено не самой личностью, её выбором и деятельностью, а независимыми от неё силами.

Необходимость преодоления отчуждения, исходя из всего выше перечисленного, действительно очень важна для формирования развитой личности в обществе.

Основным остаётся вопрос о возможности преодоления отчуждения. Масштаб проблемы отчуждения, действительно, общепланетарен. Множество философов XX в. или скептически относятся к возможности преодоления, или дают отрицательный ответ.

Но попробуем рассмотреть возможность преодоления отчуждения. Представим философскую практику как путь преодоления отчуждения.

Философская практика - это международное движение философов, образованное в 80-х годах ХХв. Это движение философов, которые полагают, что философия применима к повседневной жизни и к простому, заурядному человеку. Они уверены, что она не только может заинтересовать широкую публику, но и сделать жизнь более полной и насыщенной, более значимой. Философы-профессионалы занимаются как с отдельными людьми, так и с группами, а также между собой для размышления над общими глобальными, жизненными проблемами.

Философская практика нацелена на осознание человеком самого себя, своих мыслей, слов, действий, на развитие умений размышлять и проводить анализ. Таким образом, философская практика - это практика свободы личности, освобождения, или освободительного движения. Философия, опирающаяся на практику свободы, определяется как свободная деятельность. И так как уже было сказано, что отчуждение - это зависимость человека, то есть несвобода личности, а философская практика нацелена на освобождение и развитие личности, то можно сделать вывод, что именно философская практика является как минимум одним путем решения проблемы отчуждения.

Но в условиях постиндустриального общества на пути преодоления отчуждения могут возникнуть проблемы в связи с началом усиленной компьютеризацией в обществе.

Во-первых, развитие средств массовой информации, таких как телевиденье или интернет, усиливает отчуждение в обществе, так как через эти средства человеку навязывается определенное видение мира. А значит, способность самостоятельно оценивать происходящее сводится к минимуму, в результате человеческая индивидуальность значительно снижается.

Во-вторых, в результате информационных технологий в трудовой процесс, появляются рабочие места, в большинстве случаев, с низким уровнем свободы действий, с тотальным контролем, не позволяющим человеку выходить за рамки предписаний, исключая всякую возможность человека реализоваться творчески.

Подводя итоги, сделаем вывод, что отчуждение - это проблема, которая была, и будет одной из наиболее актуальных тем, над которой можно долго размышлять и, разумеется, она является глобальной проблемой, преодоление которой важно для всего человечества. Философская практика является одним из путей преодоления отчуждения, т.к. она направлена на освобождение личности, на её развитие. Но с развитием информационных технологий отчуждение всё сложнее преодолеть. Телевиденье и интернет затмевают разум человека, подавляя его способность размышлять и оценивать окружающий мир. Компьютеризация в трудовом процессе исключает возможностью самовыражения. Но кроме этого, усиливается зависимость человека от машины, и живое общение

заменяется виртуальным, отчуждаю людей друг от друга.

Использованные источники:

1. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. / Состав-ль и глав. науч. редактор А.А. Грицанов; Науч. ред-ры: М.А. Можейко, Т.Г. Румянцева; Ответ-й секр. и редактор А.И. Мерцалова; Редак-й совет: А.А. Грицанов; М.А. Можейко, Т.Г. Румянцева, А.И. Мерцалова, В.Л. Абушенко, Т.С. Протько, К.И. Скуратович Рецензенты: Т.М. Алпеева - д. ф. н., С.В. Синяков - д. ф. н., А.В. Славин - д. ф. н., Р.А. Смирнова - д. ф. н., В.Г. Торосян - д. ф. н., Ю.А. Харин - д. ф. н., с.728.

2. Ф. Шеллинг, Schelling F. Werke. Bd. I. S. 166.

3. К. Маркс Экономико-философские рукописи 1844 года (К.Маркс и Ф.Энгельс. С.С., изд 2, т. 42, с. 41-174). http: //souz.info/library/marx/1844works .htm

УДК 101

Осинцева В.С. студент 1 курса

Факультет «начальное образование. Дошкольное образование»

Профессионально-педагогический институт Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Россия, г. Челябинск РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ Аннотация: в статье рассмотрена ситуация отречения и её роль в новоевропейской революции. А также определена ситуация отречения и отчуждения как духовный поворот к игнорированию и забвению всякого опыта себя. Раскрыта суть отчуждения в определении немецкой классической философии. Рассмотрена смена опыта отчуждения опытом трансгрессии.

Ключевые слова: человек, отречение, отчуждение, философствование, рациональность.

OSINTSEVA V.S.

STUDENT PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL INSTITUTE, SOUTH URAL STATE HUMANITARIAN AND PEDAGOGICAL

UNIVERSITY CHELYABINSK

1 COURSE, FACULTY OF PRIMARY EDUCATION. PRE-SCHOOL

EDUCATION

RATIONALITY AS A WAY OF OVERCOMING ALIENATION

Abstract: the article deals with the situation of repudiation and its role in the new european revolution. As well as determined the situation of renunciation and alienation as a spiritual twist to neglect and oblivion all the experience itself. The essence of exclusion in the definition of german classical philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.