Научная статья на тему 'Роль философии в формировании интеллигентности'

Роль философии в формировании интеллигентности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль философии в формировании интеллигентности»

Секция истории и философии

на южные границы- России агрессивно вышла другая окраинная для Европы евроазиатская империя — Османская.

Границы Османской империи к концу XVII в. включали в себя Молдавию, Южную и Западную Украину, Подолье, Запорожье, Крым, Кавказ. Речь Посполита отступала под ударами османов, оставляя Украину. Южно-Герман-ский этнос совместно с поляками и венграми остановил продвижение Османской империи в центральную Европу и потеснил турок к Черному морю.

Начиная войну с Турцией, Петр Великий едва ли представлял себе всю ее трудность и длительность. Он хотел использовать выгодно сложившуюся для России политическую обстановку, когда она боролась в составе мощной европейской коалиции.

Впервые за много веков русская южная политика приобрела европейское значение и наступательный характер. Россия стала втягиваться в орбиту западно-европейских интересов. Однако по своим параметрам и внутреннему развитию Россия неожиданно превратилась в 3-ю силу. Ее национальный объем почти совпал с имперским размахом и в'дальнейшем приходилось «соответствовать» ему.

Во всей деятельности Петра I Прутский поход 1711г. занимает особое место. Решение нанести удар в направлении Балкан с выходом к Средиземному морю, «мягкому подбрюшью» Европы и Востока, было одновременно рациональным, непредсказуемым, интуитивным и гениальным, с одним «но», — если бы Россия добилась успеха. В этом случае большинство проблем южных русских границ было бы решено на столетия вперед, имея в виду естественные границы по побережью Черного тл Азовского морей и Кавказскому хребту.

Разграничение на юге между Россией, Османской империей, Восточно- и Западно-европейскими государствами превратилось в пресловутый и тупиковый для России «Восточный вопрос».

ББК 87.717

Л. И. Антропова

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

Если под интеллигентностью понимать не информированность и не обеспеченность вузовски»} дипломом, а подлинную духовность (т. е. в конечном счете —-культуру и нравственность), то и остановимся на значении в этом плане знакомства с философией. И тогда становится ясно, что философия должна приблизиться к своей главной жизненной функции — помогать человеку. Знакомство с философией должно реально помочь молодому человеку в главном — в осознании конечного, глубинного смысла своего пребывания в этом мире. Причем, чем тяжелее наша реальная жизнь, тем более важными и значительными для нас должны становиться поиски смысла жизни, разумеется, если мы хотим -не просто выжить, а выжить как люди. Этого не замечали только составители учебников и учебных программ, в результате чего и кочевал из учебника в учебник тезис, что философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, что философия — это методология (т. е. наука об истинном мышлении, о путях к , технической и естественно-научной истине). И поскольку нравственный аспект философии оказывался как бы ни при чем, то у молодежи формировалось

представление о философии как о «мозговой игре», не имеющей никакого отношения к ее реальной жизни. На наш взгляд, это и есть формалистическое выхолащивание философии.

Биотерапия, биолокация, телепатия, ясновидение — все это говорит о необходимости нового миропонимания. Все более популярными среди молодежи становятся работы Вернадского о ноосфере, духовные искания Рерихов, их «Живая этика», пророческие озарения Циолковского, Блаватской, русских философов-космистов. В ТРТУ издана книга проф. Г. В. Чефранова «Бог. Вселенная. Человек» (1989), обосновывающая закон сохранения в природе не только материи и энергии, но и информации; издана книга А. В. Непомнящего «Гуманитарное образование в высшей технической школе» (1992), где подчеркивается, что развитие духовности в.человеке должно быть признано приоритетным по отношению к его физическому и интеллектуально-профессиональному развитию, ибо «только с развитием духовного начала человек начинает воспринимать себя как элемент, как часть цельной системы «человечество», познает бессмысленность насилия над другими людьми, элементами той же системы, и, наконец, приходит к пониманию смысла Любви как высшей меры справедливости, целесообразности, необходимости» (с. 41). В России создана Академия энергоинформационного обмена в природе. Стало ясно, что концепция «телесного человека» учитывала лишь массу, вещество в человеке — но не его энергетические и информационные структуры. Пора, наконец, перейти от теории конечного человека как продукта случайных мутаций к теории о человеке бесконечном в пространстве и времени. Информационно-духовная сущность человека усовершенствуется с каждым его жизненным воплощением, особенно если он к этому стремится сознательно, если в этом видит конечный, глубинный смысл своей жизни. У философии нет более благородной и более актуальной задачи, чем пробудить это стремление, чем вывести это стремление на осознаваемый уровень массы людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.