Научная статья на тему '«ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС» В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА РУБЕЖЕ XVII-XVIII вв.'

«ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС» В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА РУБЕЖЕ XVII-XVIII вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС» В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА РУБЕЖЕ XVII-XVIII вв.»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

крылись задатки всяческого развития, но несомненно, что почин в нашем движении все еще принадлежит иноземным идеям и — прибавлю — принадлежал им искони» (Там же, с. 453). Как бы возражая славянофилам, Чаадаев подчеркивает, что в любом случае необходимым условием развития России является трезвая самокритика, «призвание во всех наших заблуждениях, во всех ошибках прошлого». Тогда «мы научимся, наконец, знать не то, что у нас было, а то, чего нам не хватало, не что надо вернуть из былого, а что из него следует уничтожить», (Там же, с. 458, 459). Полемизируя со славянофилами (которых называет творцами «ретроспективных утопий»), Чаадаев иронически прохаживается по поводу упований на миссианскую роль России «совершить обновление рода человеческого».

В теоретических исканиях российского мыслителя нашли отражение действительные проблемы, вытекающие из сложного и противоречивого процесса подключения к мировой истории стран и регионов, отставших в своем социально-экономическом и культурном развитии от более развитых цивилизаций. Неординарность и многогранность творчества Чаадаева стимулировали развитие основных направлений отечественной культуры, придали их автору статус предтечи русской философской традиции.

ББК 63.3/2/46

С. В. Крупнидкий

«ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС» В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА РУБЕЖЕ XVII—XVIII вв.

В истории России пространственный фактор имел определяющее значение для формирования русского менталитета и русской идеи.

Пространственно-историческая направленность русского народа, русской культуры, русского государства — достаточно постоянный фактор. Русский этнос в его социальной стадии развития сложился на перифирии европейского мира, в варианте так называемой Московии или Московского государства, правоприемнице не менее знаменитых Скифии и Татарии.

В XVII в. границы государств в бассейнах Черного, Азовского и Каспийского морей продолжали формироваться. Подвижность и противоречивость в этом районе связаны как со столкновением двух типов традиционных обществ (земледельческих и скотоводческих) Востока и Запада, смешением наций, народов, языков, наречий, так и с потрясающей изломанностью рельефа, с пересекающими Евро-Азиатский континент огромными реками, старыми и молодыми горными массивами, морями и полуостровами, степью и лесом. Впервые в новой истории русское традиционное общество встретило некие географические пределы в виде южных морей и непроходимых Кавказских гор. С любопытством варваров волны аграрного переселения с Великих русских равнин накатывались к предгорьям Кавказа и Крыма, а плодородные земли и теплый климат бередили их воображение.

Внутриутробное развитие России после Смутного времени с выяснением отношений в христианском кругу, между славянами — русскими, поляками, украинцами исчерпало себя в воспринимаемой как национально-оборонительной политике на юге против крымских и других татар. Но дело было уже не в Казыевом улусе, Едикульской и Едисанских ордах, ногаях и калмыках,

Секция истории и философии

на южные границы- России агрессивно вышла другая окраинная для Европы евроазиатская империя — Османская.

Границы Османской империи к концу XVII в. включали в себя Молдавию, Южную и Западную Украину, Подолье, Запорожье, Крым, Кавказ. Речь Посполита отступала под ударами османов, оставляя Украину. Южно-Герман-ский этнос совместно с поляками и венграми остановил продвижение Османской империи в центральную Европу и потеснил турок к Черному морю.

Начиная войну с Турцией, Петр Великий едва ли представлял себе всю ее трудность и длительность. Он хотел использовать выгодно сложившуюся для России политическую обстановку, когда она боролась в составе мощной европейской коалиции.

Впервые за много веков русская южная политика приобрела европейское значение и наступательный характер. Россия стала втягиваться в орбиту западно-европейских интересов. Однако по своим параметрам и внутреннему развитию Россия неожиданно превратилась в 3-ю силу. Ее национальный объем почти совпал с имперским размахом и в'дальнейшем приходилось «соответствовать» ему.

Во всей деятельности Петра I Прутский поход 1711г. занимает особое место. Решение нанести удар в направлении Балкан с выходом к Средиземному морю, «мягкому подбрюшью» Европы и Востока, было одновременно рациональным, непредсказуемым, интуитивным и гениальным, с одним «но», — если бы Россия добилась успеха. В этом случае большинство проблем южных русских границ было бы решено на столетия вперед, имея в виду естественные границы по побережью Черного тл Азовского морей и Кавказскому хребту.

Разграничение на юге между Россией, Османской империей, Восточно- и Западно-европейскими государствами превратилось в пресловутый и тупиковый для России «Восточный вопрос».

ББК 87.717

Л. И. Антропова

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

Если под интеллигентностью понимать не информированность и не обеспеченность вузовски»} дипломом, а подлинную духовность (т. е. в конечном счете —-культуру и нравственность), то и остановимся на значении в этом плане знакомства с философией. И тогда становится ясно, что философия должна приблизиться к своей главной жизненной функции — помогать человеку. Знакомство с философией должно реально помочь молодому человеку в главном — в осознании конечного, глубинного смысла своего пребывания в этом мире. Причем, чем тяжелее наша реальная жизнь, тем более важными и значительными для нас должны становиться поиски смысла жизни, разумеется, если мы хотим -не просто выжить, а выжить как люди. Этого не замечали только составители учебников и учебных программ, в результате чего и кочевал из учебника в учебник тезис, что философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, что философия — это методология (т. е. наука об истинном мышлении, о путях к , технической и естественно-научной истине). И поскольку нравственный аспект философии оказывался как бы ни при чем, то у молодежи формировалось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.