Ботоканова Гульнара Топчуевна, Шейшенбаева Аида Муканбетовна РОЛЬ ФИЛОСОФЕМ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ НАУКЕ
В статье предпринята попытка анализа различных подходов к определению понятия "философема". Авторы, опираясь на анализ работ классиков истории философии и российских исследователей, дают определение понятию "философема". Философема - совокупность идей, концептов философского порядка, содержащихся в памятниках культуры. Отмечается, что философская мысль кыргызов получила отражение в разнообразных артефактах традиционной культуры. Философемы были вплетены в ткань различных форм традиционной культуры народа, где получили отражение проблемы бытия природы, человека, общества. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/4/7.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 33-35. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 1
Философские науки
В статье предпринята попытка анализа различных подходов к определению понятия «философема». Авторы, опираясь на анализ работ классиков истории философии и российских исследователей, дают определение понятию «философема». Философема - совокупность идей, концептов философского порядка, содержащихся в памятниках культуры. Отмечается, что философская мысль кыргызов получила отражение в разнообразных артефактах традиционной культуры. Философемы были вплетены в ткань различных форм традиционной культуры народа, где получили отражение проблемы бытия природы, человека, общества.
Ключевые слова и фразы: философема; философия; традиция; традиционная культура; концепт; артефакт.
Ботоканова Гульнара Топчуевна, д. филос. н. Шейшенбаева Аида Муканбетовна
Кыргызский национальный аграрный университет имени К. И. Скрябина, г. Бишкек botokanova@rambler.ru; sheyshembaeva78@mail.ru
РОЛЬ ФИЛОСОФЕМ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ НАУКЕ
При изучении философской мысли кыргызского народа до XX в. важно учитывать, что духовная жизнь его была воплощена главным образом в разнообразных формах культуры. В период господства родоплемен-ных, патриархальных отношений, кочевого способа бытия, отсутствия письменной культуры философская мысль кыргызского народа, содержащаяся в философемах, получила отражение в разнообразных артефактах традиционной культуры и была вкраплена в ткань памятников художественного мышления.
Целью предлагаемой статьи является раскрытие сущности феномена философем на основе анализа трудов классиков истории философии, отечественных и зарубежных исследователей.
В историко-философской литературе понятие «философема» впервые встречается в работе Аристотеля «Топика». Философ, рассматривая соотношение понятий эпихирема, софизм, апорема, дает следующее определение: «философема же - это доказывающее умозаключение» [1, с. 525].
В конце XVII века понятие философема встречается в трудах английского богослова, представителя кембриджского платонизма Теофила Гейла (1628-1679). В сочинении "The Court of the Gentiles" («Суд язычников») философема определяется как независимый, отдельный концепт, утверждение, идея, которую не нужно доказывать, потому что она уже доказана [12].
Следующим исследователем, попытавшимся дать анализ данному понятию, был Гегель, который в своих «Лекциях по истории философии», рассматривая историю греческой философии, обосновывал отделение философского знания от других форм познавательной деятельности, отмечая, что «многие философемы сделались, правда, более доступными пониманию благодаря мифическому изложению; однако они все же не являются правильным способом изложения, ибо философемы суть мысли, которые, чтобы быть чистыми, должны быть изложены как мысли», определил философему как философский фрагмент, скрыто содержащийся в нефилософской среде, «ибо в том только и состоит заслуга философии, что истина дается в ней в форме понятия» [4, с. 130]. Таким образом, по Гегелю, философию интересуют не «философемы вообще», а содержание мысли, выраженное в форме чистого логического понятия.
В Оксфордском словаре понятие «философема» определяется как философское утверждение, теорема или аксиома, доказательство или вывод в философии [10].
В словаре Уэбстера, опубликованного в 1913 г. в Англии, философема определяется как философское положение, доктрина или принцип мышления [11].
Понятие «философема» получило разработку и в Российской философской литературе. В философском энциклопедическом словаре отмечается, что «философема (греч.) - философское утверждение» [9, с. 481]. Но, к сожалению, на наш взгляд, в данном определении не отражена вся глубина и богатство сущности данного понятия.
Известные советские философы В. С. Горский и Б. С. Крымский используют понятие «философема», анализируя философские идеи в средневековой русской культуре: «Мы пытаемся вычленить философски значимые идеи "философемы", заложенные в подтексте древнерусских культурных памятников» [5, с. 91].
По мнению российского исследователя в области эпистемологии В. С. Степина, философема является результатом философской рефлексии определённого уровня, встречающейся в различных областях нефилософского познания. Он отмечает, что философия отражается не только в профессиональных текстах, но и в других формах духовного освоения мира, таких как литература, право, искусство, политика, обыденное мышление [8, с. 43].
Действительно, практика историко-философских исследований убедительно показывает, что объектом философского анализа в истории философии были не только проблемы бытия, развития познания, но и политические, правовые, конкретно-научные, художественные, религиозные источники. В результате философские идеи находят отражение в памятниках культуры, не являющихся специфически философскими.
34
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Изучение этих источников дает возможность исследователю лучше понять характер социальной среды, материальной и духовной культуры, в которой развивается и обогащается то или иное философское учение.
Другой российский исследователь В. А. Песоцкий в монографии «Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа» рассматривает понятие философема с точки зрения взаимодействия философии и литературы. Отмечая, что философема - это результат интеграции философского и нефилософского знания, пишет, что философемы встречаются, «в текстах по своему основному содержанию не философских», а затем уже становятся объектом философских исследований [7, с. 182]. Далее, автор отмечает такие особенности философем, как несистематизированность знания, фрагментарный характер, средство для популяризации философских знаний в нефилософской среде [Там же, с. 185]. По мнению В. А. Песоцкого, «философема» предстаёт как форма философского знания, сочетающая в себе обыденный и научный уровни познания.
Философемы становятся объектом философского дискурса в исследовании Т. Благовой и Б. Емельянова. В работе «Философемы Достоевского: три интерпретации» [3, с. 14] исследователи дают следующее определение понятию «философема»: «смысловой инвариант, сохраняющий идентичность самому себе на всем вербальном пространстве Достоевского» [Там же].
Значительный вклад в разработку понятия «философема» внесли работы другого российского исследователя В. В. Картавцева. Анализируя понятие «философема» в рамках интеграции философского и художественного типов знания, он раскрывает онтологический, гносеологический, методологический, социально-практический аспекты данного феномена, исследует природу, содержательно-сущностные особенности, функции философемы как структурного элемента культуры. Отмечая такие черты философем, как несисте-матизированность и имманентное присутствие в художественных произведениях, он предлагает следующее определение понятию философема: «Философема - идеальный феномен, посредством которого осуществляется интеграция философского типа рациональности и других типов человеческого познания...» [6, с. 22].
Как известно, становлению философии в теоретическом, системно-рационализированном смысле в Кыргызстане предшествовал длительный период развития предфилософии, характерной чертой которой была вплетенность элементов философского знания в ткань жизненно-практического мышления, мифоэпических, религиозных представлений. Именно в предфилософии возникают и функционируют «философемы». Кыр-гызы удовлетворяли потребности своего духовного бытия с помощью таких форм культуры, как мифы, эпо-сы, пословицы и поговорки, народные поучения и наставления, акынская поэзия. То есть до возникновения письменной культуры философские идеи были вкраплены в ткань устного народного творчества и развивались в основном в художественной культуре. Именно здесь мы находим стихийную постановку мировоззренческих вопросов, которые затем вошли в круг изучения профессиональной философии. Совершенно справедливо отмечают исследователи, что «в Кыргызстане до 50-х годов ХХ в. философия как целостная научная система на теоретическом уровне не была распространена. Философские идеи народных традиций, отраженные на уровне обыденного сознания, народная мудрость, выраженная в эпических произведениях, является не философией, а философемой.» [2, с. 16].
Имманентное присутствие философских идей в разнообразных формах художественной культуры является спецификой, определенным качеством кыргызской философии. Здесь перед историком философской культуры возникает задача вычленить философски значимые идеи - философемы, образующие фундамент представлений, дошедших до наших дней в виде памятников культуры. Явления окружающей действительности, события общественной жизни, отражаясь в сознании людей, находили свое выражение в мифоэпических произведениях, пословицах и поговорках, народных наставлениях, акынской поэзии. Функции духовного освоения мира взяло на себя устное народное творчество. Народные мудрецы передавали из поколения в поколение самобытную философию. У кыргызов эпическая литература адресовала познавательную информацию самым широким слоям общества, выступая важнейшим средством ретрансляции философски значимых идей в культуре. Представляя собой средоточие мудрости, она побуждала к размышлениям о смысле человеческого бытия, о жизни и смерти, о предназначении человека, о сущности окружающего мира, о закономерности исторического развития, его социальных связей и отношений, осмысление этих проблем было самобытным.
Проводя анализ понятия «философема», можно отметить, что все исследователи едины в следующем:
- философема является важнейшим источником историко-философской науки;
- философема есть определённая форма знания;
- философема есть философски значимая идея;
- философема имеет мировоззренческое значение;
- философема находит отражение в нефилософских текстах;
- философема обеспечивает взаимодействие обыденного и теоретического уровней познания.
На наш взгляд, можно дать следующее определение понятию философема - это совокупность идей, концептов философского порядка, содержащихся в памятниках культуры. Основными источниками применительно к кыргызской философии являются различные формы вербальной культуры - пословицы и поговорки, мифы, эпосы, произведения художественного творчества, а также артефакты материальной культуры -архитектурные творения (жилище - боз уй), узоры и орнаменты декоративно-прикладного искусства, традиционная одежда и т.д. Здесь расширяется традиционный подход к источнику историко-философской науки. Кыргызская философия выражена не только в устных вербальных источниках, но и в произведениях декоративно-прикладного искусства, архитектурных творениях, в различных образцах художественной культуры.
То есть элементы философского знания, содержащиеся в философемах, могут быть найдены в составе любых артефактов культуры.
Применительно к кыргызской философии также можно добавить, что у кыргызов, как и у многих народов мира, вступивших в этап разложения рода и появления соседских общин, имеется предфилософия -единство житейской мудрости, мифоэпического сознания и традиционных знаний. И такое состояние сознания может сохраняться тысячелетиями, если нет условий и причин для перехода к философии. Вместе с тем необходимо отметить, что в ХХ веке, когда уже философия существовала в рационально-теоретической форме, философски значимые идеи получили достаточно яркое отражение в художественной литературе. Органическая связь философии и художественного творчества особенно наглядно предстает в творчестве Ч. Айтматова и ряда других современных писателей, и нельзя игнорировать их философские идеи, которые глубоко вплетены в художественную структуру их романов, повестей и рассказов.
То есть «философемы» в широком смысле как философски значимые идеи содержатся не только в пред-философии, но и современной художественной культуре. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что:
- философское мировоззрение не всегда отражается в рационализированной, логико-методологической форме, на определенном этапе оно развивается по преимуществу в русле духовно-практического освоения действительности и предстает в форме философем;
- философема - совокупность идей, концептов философского порядка, содержащихся в памятниках культуры;
- философская мысль кыргызского народа до середины ХХ в. не имеет рационалистических, собственно философских систем, не содержит в себе более или менее дифференцированного теоретического философского знания, а выступает в форме философемы, для которой характерна ориентация на комплекс смыс-ложизненных проблем и идей, которыми люди той или иной эпохи руководствовались в процессе своего повседневного бытия.
Список источников
1. Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 687 с.
2. Бекбоев А., Козубаев О. Унгуу создон улама. Кыргыз философиясынын очерктерине карата. Бишкек, 1994. 62 с.
3. Благова Т. И., Емельянов Б. В. Философемы Достоевского: три интерпретации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 352 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории: в 3-х кн. СПб.: Наука, 1994. Кн. 2. 432 с.
5. Горский В. С., Крымский С. Б. Философские идеи в отечественной средневековой культуре // Философские науки. 1985. № 5. С. 91-99.
6. Картавцев В. В. Философема как объект социально-философского анализа: автореф. дисс.... к. филос. н. М., 2011. 25 с.
7. Песоцкий В. А. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа. М.: Изд-во МГОУ, 2009. 403 с.
8. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 1996. 400 с.
9. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 1997. 576 с.
10. http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/philosopheme (дата обращения: 05.03.2017).
11. http://www.thefreedictionary.com/Philosopheme (дата обращения: 05.03.2017).
12. https://play.google.com/books/reader?id=GjCI52YG1zIC&printsec=frontcover&output=reader&hl=fr&pg=GBS.RA 1-PA104 (дата обращения: 05.03.2017).
ROLE OF PHILOSOPHEMES IN HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL SCIENCE
Botokanova Gul'nara Topchuevna, Doctor in Philosophy Sheishenbaeva Aida Mukanbetovna
Kyrgyz National Agrarian University named after K. I. Skryabin in Bishkek botokanova@rambler.ru; sheyshembaeva78@mail.ru
The article analyzes different approaches to defining the concept "philosopheme". Having analyzed Russian and foreign classical works on history of philosophy the authors introduce a definition of the concept "philosopheme". Philosopheme is integrity of philosophical ideas and concepts contained in cultural monuments. The paper shows that Kyrgyz philosophical thought was represented in different artifacts of traditional culture. Philosophemes were woven into the texture of different forms of national traditional culture representing existential problems of nature, human being and society.
Key words and phrases: philosopheme; philosophy; tradition; traditional culture; concept; artifact.