Научная статья на тему 'Философемы "социальной трансформации" в современных социально-гуманитарных исследованиях и их роль в развитии социально-философского знания'

Философемы "социальной трансформации" в современных социально-гуманитарных исследованиях и их роль в развитии социально-философского знания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришина Тамара Александровна

Данная статья посвящена исследованию места философем в структуре познания современных трансформаций социальной сферы. Анализируется представляющий собой практическую значимость этап интеграции философского и нефилософского знания в контексте изучения современных тенденций изменения социума на уровне социально-гуманитарных проблем. И фундаментальные, и прикладные науки признают «социальную трансформацию» неоднозначным, сложным и многовекторным явлением, поэтому философемы могут стать практическими «указателями» направления «трансформации» и трактовок понятий «социальных изменений», социальных революций, реформ, модернизации или социальных движений. Социальная философия сегодня соглашается, что в социально-гуманитарном знании понятие «социальной трансформации» используется в качестве философемы, которая становится как структурной частью различных областей нефилософского знания (в силу всеобщего момента в рассмотрении сложнейших общественных явлений), так и позволяет анализировать сущность конкретных явлений или процессов на базе междисциплинарного социально-гуманитарного и социально-философского синтеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHEMES OF "SOCIAL TRANSFORMATION" IN MODERN SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES RESEARCH AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

This article is concerned with the study of the place of philosophemes in the structure of cognition of modern transformations in the social sphere. The stage of integration of philosophical and non-philosophical knowledge is analyzed in the context of the study of modern trends in the society at the level of social and humanitarian problems. Both fundamental and applied sciences recognize «social transformation» as an ambiguous, complex and multi-vector phenomenon, so philosophers can become practical «indicators» of the direction of «transformation» and interpretations of the concepts of «social change», social revolutions, reforms, modernization or social movements. Social philosophy today recognizes that in social and humanitarian knowledge the concept of “social transformation” is used as a philosopheme which becomes both a structural part of various areas of non-philosophical knowledge (due to the universal moment in the consideration of complex social phenomena), and allows of analyzing the essence of specific phenomena or processes on the basis of interdisciplinary socio-humanitarian and socio-philosophical synthesis.

Текст научной работы на тему «Философемы "социальной трансформации" в современных социально-гуманитарных исследованиях и их роль в развитии социально-философского знания»

УДК 101.3

DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-69-76

философемы «социальной трансформации» в современных социально-гуманитарных исследованиях и их роль в развитии социально-философского знания

Гришина Т. А.

Московский государственный областной университет/ «Школа Сосны» 141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Московская обл., Российская Федерации /

143030, Московская обл., Одинцовский р-н, 1-е Успенское ш, дача № 2, Российская Федерация

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию места философем в структуре познания современных трансформаций социальной сферы. Анализируется представляющий собой практическую значимость этап интеграции философского и нефилософского знания в контексте изучения современных тенденций изменения социума на уровне социально-гуманитарных проблем. И фундаментальные, и прикладные науки признают «социальную трансформацию» неоднозначным, сложным и многовекторным явлением, поэтому философемы могут стать практическими «указателями» направления «трансформации» и трактовок понятий «социальных изменений», социальных революций, реформ, модернизации или социальных движений. Социальная философия сегодня соглашается, что в социально-гуманитарном знании понятие «социальной трансформации» используется в качестве философемы, которая становится как структурной частью различных областей нефилософского знания (в силу всеобщего момента в рассмотрении сложнейших общественных явлений), так и позволяет анализировать сущность конкретных явлений или процессов на базе междисциплинарного социально-гуманитарного и социально-философского синтеза.

Ключевые слова: философема, социальная динамика, социальная трансформация, социальная философия, социальное познание, социально-гуманитарное знание, интеграция знаний.

PHiLosoPHEMEs of «sociAL transformation» iN modern sociAL sciENOEs AND HUMANITIES RESEARcH AND THEIR RoLE IN THE DEVELoPMENT of Socio-PHILoSoPHicAL KNoWLEDGE

T. Grishina

Moscow Region State University/ Pines

24, Very Voloshinoi st., Mytishchi, Moscow Region, 141014, Russian Federation / Cottage 2,1st Uspenskoe highway, Odintsovo district, Moscow region,, 143030, Russian Federation

© CC BY Гришина Т. А., 2019.

Abstract. This article is concerned with the study of the place of philosophemes in the structure of cognition of modern transformations in the social sphere. The stage of integration of philosophical and non-philosophical knowledge is analyzed in the context of the study of modern trends in the society at the level of social and humanitarian problems. Both fundamental and applied sciences recognize «social transformation» as an ambiguous, complex and multi-vector phenomenon, so philosophers can become practical «indicators» of the direction of «transformation» and interpretations of the concepts of «social change», social revolutions, reforms, modernization or social movements. Social philosophy today recognizes that in social and humanitarian knowledge the concept of "social transformation" is used as a philosopheme which becomes both a structural part of various areas of non-philosophical knowledge (due to the universal moment in the consideration of complex social phenomena), and allows of analyzing the essence of specific phenomena or processes on the basis of interdisciplinary socio-human-itarian and socio-philosophical synthesis.

Keywords: philosopheme, social dynamics, social transformation, social philosophy, social cognition, social and humanitarian knowledge, integration of knowledge.

Ускоряющиеся темпы и всё более разнообразные и усложняющиеся процессы социальной динамики требуют актуального научного рассмотрения. Социальные трансформации российского общества являются предметом многочисленных исследований различных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Каждая из наук признает «социальную трансформацию» сложным и многоплановым явлением. Так, в социологии «трансформация» является одной из концептуальных трактовок понятия «социальные изменения», социальные революции, реформы, модернизацию, социальные движения и т. д. [6]. При этом понятие «социальное изменение» рассматривается как родовое, включающее в себя ряд видовых понятий. Однако и в западной, и в российской социологии исследование социальных трансформаций оказывается гораздо более многоуровневым и многоаспектным, что выводит рассмотрение социальных трансформаций на уровень философских обобщений и универсальных понятий. В исторических исследованиях

также выявляется фундаментальная закономерность рассмотрения естественно-исторических процессов в тесном взаимодействии с социально-историческими. В политологии проблемы реформы государственного аппарата и системы властных полномочий неразрывно увязываются с социальными процессами, с соответствующими аспектами так или иначе трактуемых социальных трансформаций.

Для описания и исследования кардинальных изменений в обществе науки социально-гуманитарного цикла широко используют понятие «социальной трансформации». С точки зрения социальной философии понятие «социальной трансформации» в социально-гуманитарном знании используется в качестве философемы. Со стороны исследователей философема «социальной трансформации» конструировалась в различных областях нефилософского знания, поскольку именно всеобщий момент в рассмотрении сложнейших феноменов, выводящий его на уровень «вечных про-

блем», позволяет увидеть сущность того или иного конкретного явления или процесса [10].

Как отмечал академик В. С. Степин, в рамках нефилософского знания «... может быть разработана и выражена . целостная философская система, сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов философии» [13, с. 298].

В своем исследовании В. А. Песоц-кий показал, что философемы представляют собой результаты глубинной интеграции философского и нефилософского знания, полученные на основе использования определенных методологий и носящие ярко выраженный гипотетический и творческий характер. Философ выделил основные сущностно-содержательные признаки понятия «философема», которые дают нам возможность охарактеризовать конкретные философемы социальных трансформаций, а именно: они интегрируют философское и нефилософское знание; имеют мировоззренческий характер; могут формироваться в процессе познания любой формы бытия; это знание, полученное с применением философской методологии; на стадии гипотезы она присутствует и в самом философском знании; это философская мысль в развитии; это связующее звено между различными видами знания; она имеет фрагментарный характер и, наконец, способствует популяризации философии [10, с. 71-74].

В современных социально-гуманитарных исследованиях социальная трансформация рассматривается как процесс структурных изменений общественного состояния, при котором происходит реорганизация не отдельных составляющих компонентов, а са-

мой социальной системы в целом. Понятие социальной трансформации не идентично понятиям социальных процессов. Социальная динамика - это исследуемые способности общества реагировать на эндогенные и экзогенные изменения, а также выбор механизмов регуляции. Теория систем является одной из основ, на которую полагаются в данных исследованиях. Изменение части системы влечёт изменение системы в целом. Философема социальной трансформации не свидетельствует о её революционном характере, а зачастую раскрывает новую комбинацию основных частей социальной системы, не подрывая её основ, но трансформируя её в новое качество. Социальная трансформация подразумевает значительные базовые изменения, которые вызывают последующие сдвиги, изменения в основе социального организма. Новая характеристика отдельного элемента вызывает сдвиги во всех сферах социальной жизни, тем самым изменяя сущностное качество социальной системы.

Вопрос социальной трансформации наиболее подробно рассматривался ведущими зарубежными и отечественными социологами. Наиболее влиятельной работой по социальным трансформациям была и остаётся книга американского и канадского экономиста, социолога и политического философа К. Поланьи [11]. Его философема заключается в следующем: экономическая жизнь является подчинённым элементом широкой социальной системы, а саморегулирующийся рынок - результатом целенаправленного социального конструирования, а не стихийного саморазвития общества. Трансформация общества

K4J

свободного рынка неизбежна в пользу государственного регулирования.

Значительный вклад в исследование данной проблемы был сделан отечественными социологами [5; 7; 13], экономистами [1], юристами, политологами с различных точек зрения. Все исследователи сходятся в том, что современный этап трансформации постсоветского пространства обусловлен внутренними и внешними факторами, которые нестабильны и близки к состоянию «динамического хаоса».

Изменяются социальный набор, принципы, критерии социальной стратификации, взаимодействия различных социальных слоев и групп, приоритеты групповых интересов, статусов, идентичностей. Эти процессы часто не предсказуемы, так как состояние хаотичности системы ещё не переведено в этап сложной системы и уж тем более простой системы, в которой реально можно бескризисно сформировать систему нравственных ориентиров, стабильного мировоззренческого эталона. Это осложняет как само существование социума, так и процесс его изучения, но неизменной остаётся цель - избежать опасностей развития по катастрофическому сценарию.

Результаты и выводы исследовательской работы в специальных областях зачастую приводят к формулированию различных видов философем социальных трансформаций. То, что мы определяем как «философема», часто означает основное положение, философскую идею, лежащую в основе какого-либо представления. Философема может ограничиваться не объёмом учения, а узким вопросом. Это философема-концепция, по система-

тизации В. Песоцкого, что даёт «определённый способ понимания (трактовки) класса предметов, явлений или процессов, основанный на философской парадигме» [9, с. 25]. Философема теоретически формирует осевой замысел (конструктивный принцип) применительно к данному ряду социальных и мировоззренческих процессов и явлений и не позволит перевести рассмотрение проблемы на обыденный уровень.

Так, данные социологии о специфических трансформациях элит, социальных групп, социальной стратификации, мобильности и т. п. представлены в виде философем-концепций. В результате социологических исследований социальные трансформации могут представлять собой, например, радикальное и относительно быстрое изменение социальной природы [3, с. 123] или преобразование общества, отличающееся, национально-культурным своеобразием [12, с. 67]. Подобные философемы дают широкую базу для социально-философских обобщений в сфере современных социальных процессов. Выводы социологов на основе конкретно-социологических исследований непосредственно соединяются с социально-философским анализом некоторых видов социальных трансформаций. Так философема социолога М. Вебера о роли социальных действий в социальных трансформациях явилась базой для уточнения философско-теоретической концепции идеопрактики в статье В. Кравченко [4, с. 29].

Наибольшее значение «внешних» философем для развития социально-философских концепций имеют те, которые затрагивают мировоззрен-

ческие проблемы. Искусствознание и теория культуры, филология и религиоведение, психология и конфликтология, а также целый ряд других дисциплин, в том числе находящихся за пределами социально-гуманитарной сферы, могут сформировать философемы, дающие бесценный материал для социальной философии.

Так, психология личности, рассматривая проблему самоидентификации человека в обществе, подчёркивает несовпадение его внутренней временной ритмики с ритмами системно-овеществленных социальных процессов и структур. По мнению некоторых психологов, в сознании каждого человека формируется особая «концепция времени личности в масштабах ее жизни» [2, с. 71], что можно определить как «онтологическую философему», в которой «. следует отграничить время, относящееся к области объективного и к природе самого материального мира, и время как сферу субъективного, определяющееся неким духовным началом» [9, с. 26]. Уже сегодня в социологии проблемы социальных трансформаций увязывают с проблемой утраты личностью «временной идентичности».

Все разрозненные философемы в аспекте социально-философского анализа могут быть соединены на основе рабочей парадигмы, представляя собой реальную картину социальной динамики в срезе состояния общества «здесь и сейчас». Включение данных обыденного знания в научное знание, характерное для «внешних» философем, может раскрыть те аспекты проблем, которые находились вне философского исследования. Так, учёт особенностей быта представителей

той или иной этнической общности, которые в качестве философемы сформулированы в области этнографии (как особенности этнического менталитета, этнического характера), могут дать ключ к решению целого ряд социально-философских проблем, связанных с этнической самоидентификацией, трансформацией различного рода идентичностей и т. д.

В социально-философском исследовании, в отличие от социологического, политологического, культурологического и пр., социальная трансформация рассматривается как целостное динамическое состояние общества, имеющее множество факторов, как явных, так и латентных, а также состояние, малопрогнозируемое в ходе своего развития.

Социальная трансформация является неизбежным и необходимым периодом глобальной социальной динамики. Однако «социальную трансформацию» необходимо также рассматривать и как некий промежуточный результат социальной динамики, как определённый «этап», резко отличающийся от предыдущих состояний общества. В социальной трансформации отмечается уникальное сочетание эволюционных и революционных, архаических и модернизационных, прогрессивных и регрессивных процессов. В ней сложно и даже невозможно выделить ведущие и однозначно определяющие факторы, когда общество находится в состоянии динамического хаоса, и любое, даже, на первый взгляд, самое незначительное явление способно кардинально изменить наличную ситуацию. При этом в сравнении с биологическим организмом в своём существовании, определяемом генной про-

граммой, социальная система является «перепрограммируемой», а потому обладающей как большим жизненным ресурсом, так и реальной опасностью катастрофической гибели.

В современной социальной философии, включающей рассмотрение философем «социальных трансформаций» из разнообразных наук, постепенно вырабатывается более строгий понятийный аппарат, позволяющий охарактеризовать социальные трансформации, исходя из их сущност-но-содержательных признаков и характеристик. Например, в своём социально-философском исследовании А. Маслаков [8] подробно останавливается на социологических подходах и интерпретациях, беря социологиче-

ские философемы социальных трансформаций в качестве рабочих гипотез. Сочетая их с результатами философ-ско-исторических и социально-психологических исследований, представленных на уровне философем, автор диссертации создаёт собственную социально-философскую концепцию.

Таким образом, социально-философское рассмотрение «социальных трансформаций» в настоящее время требует использования интегратив-ных, интердисциплинарных методов, осмысления результатов всего комплекса социально-гуманитарных исследований и аккумулирования разнообразных знаний, в первую очередь, представленных в виде проработанных философем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батанов И. А. Основы теории социально-экономических трансформаций. СПб: Издательство Сантк-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2000. 132 с.

2. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 209 с.

3. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2003. 567 с.

4. Кравченко В. В. Идеопрактика и социальное действие: различия и взаимосвязь // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2013. № 3. С. 29-32.

5. Локосов В. В. Российское сообщество: трансформация целей, интересов, ценностей. М., 2006. 205 с.

6. Мартазанов Х.-М. М. Становление понятия социального изменения в истории фило-софско-социологической мысли // Новые технологии. 2008. Вып. 5. С. 139-146.

7. Мартынов А. В. Трансформация макросоциальных систем в постсоциалистическом мире. Методологический аспект. М.: URSS, 2016. 230 с.

8. Маслаков А. С. Социальные трансформации (типология и сущность): дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 222 с.

9. Песоцкий В. А. Философема в структуре философского знания: опыт классификации философем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2016. № 2. С. 22-35.

10. Песоцкий В. А. Философия в художественной литературе: философема в структуре философского знания. 2016. № 1. С. 66-77.

11. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. 320 с.

12. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: МПСИ, 2005. 583 с.

13. Степин В. С. Философское познание в динамике культуры // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 285-317.

REFERENCES

1. Batanov I.A. Osnovy teorii sotsial'no-ekonomicheskikh transformatsii [Fundamentals of the Theory of Socio-Economic Transformations]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics and Finance Publ., 2000. 132 p.

2. Golovakha E., Kronik A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological Time of the Person]. Moscow, Smysl Publ., 2008. 209 p.

3. Zaslavskaya T.I. Sotsietal'naya transformatsiya rossiiskogo obshchestva [The Societal Transformation of the Russian Society]. Moscow, Delo Publ., 2003, 567 p.

4. Kravchenko V.V. [Ideopractice and social action: differences and interrelation]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2013, no. 3, pp. 29-32.

5. Lokosov V. Rossiiskoe soobshchestvo: transformatsiya tselei, interesov, tsennostei [Russian Community: Transformation of Goals, Interests, Values]. Moscow, 2006, 205 p.

6. Martazanov H.-M. M. [The formation of the concept of social change in the history of philosophical and sociological thought]. In: Novye tekhnologii [New Technologies], 2008, no. 5, pp. 139-146.

7. Martynov A.V. Transformatsiya makrosotsial'nykh sistem v postsotsialisticheskom mire. Metodologicheskii aspekt [The Transformation of Macro-Social Systems in the Post-Socialist World. Methodological Aspect]. Moscow, URSS Publ., 2016, 230 p.

8. Maslakov A.S. Sotsial'nye transformatsii (tipologiya i sushchnost): dis. ... kand. filos. nauk [Social transformations (typology and nature): PhD thesis in Philosophy]. Moscow, 2003. 222 p.

9. Pesotsky V.A. [Philosopheme in the structure of philosophical knowledge: an experience in philosopheme taxonomy]. In: VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2016, no. 2, pp. 22-35.

10. Pesotskii V.A. Filosofiya v hudozhestvennoj literature: filosofema v strukture filosofskogo znaniya [Philosophy in Literature: Philosopheme in the Structure of Philosophical Knowledge]. 2016, no. 1, pp. 66-77.

11. Polanyi K. Velikaya transformatsiya: politicheskie i ekonomicheskie istoki nashego vremeni [The Great Transformation: the Political and Economic Origins of Our Time]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2002. 320 p.

12. Bogayevskaya A. Sotsial'nye transformatsii v Rossii: teorii, praktiki, sravnitel'nyi analiz [Social Transformations in Russia: Theories, Practices, Comparative Analysis]. Moscow, Moscow Institute of Psychology and Social Sciences Publ., 2005, 583 p.

13. Stepin V.S. [Philosophical Cognition in the Dynamics of Culture]. In: Chelovek v sisteme nauk [People in the System of Sciences]. Moscow; Nauka Publ., 1989, pp. 285-317.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гришина Тамара Александровна - учитель истории и обществознания Школы Сосны, соискатель кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: tomilica@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tamara A. Grishina - teacher of History and Social Science, school "Pines", postgraduate student at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: tomilica@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Гришина Т. А. Философемы «социальной трансформации» в современных социально-гуманитарных исследованиях и их роль в развитии социально-философского знания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 69-76. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-69-76

FOR CITATION

Grishina T.A. Philosophemes of «Social Transformation» in Modern Social Sciences and Humanities Research and Their Role in the Development of Socio-Philosophical Knowledge. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 1, pp. 69-76.

DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-69-76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.