Научная статья на тему 'Роль федеральных университетов в формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере Сибирского федерального университета)'

Роль федеральных университетов в формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере Сибирского федерального университета) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верховец C. В., Кирко В. И., Кеуш А. В.

В статье рассматривается понятие «федерального университета». Приводится обзор законодательства, касающегося деятельности федеральных университетов по развитию инновационной деятельности и созданию малых предприятий. Предложена модель региональной инновационной инфраструктуры на основе взаимодействия Сибирского федерального университета (СФУ) с территориально-административными образованиями и финансово-промышленными группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль федеральных университетов в формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере Сибирского федерального университета)»

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

Роль федеральных университетов в формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере Сибирского федерального университета)

C. В. Верховец,

к. с.-х. н., первый проректор по науке и международному сотрудничеству Сибирского федерального университета (СФУ), руководитель департамента международного сотрудничества e-mail: sverhovec@sfu-kras.ru

В. И. Кирко,

д. ф.-м. н., профессор, директор научно-технического центра инновационных технологий СФУ, зав. кафедрой менеджмента высоких технологий Института управления бизнес-процессами и экономики СФУ e-mail: director.nifti@mail.ru

А. В. Кеуш,

магистрант Института экономики, управления и природопользования СФУ

e-mail: annakeush@mail.ru

В статье рассматривается понятие «федерального университета». Приводится обзор законодательства, касающегося деятельности федеральных университетов по развитию инновационной деятельности и созданию малых предприятий.

Предложена модель региональной инновационной инфраструктуры на основе взаимодействия Сибирского федерального университета (СФУ) с территориально-административными образованиями и финансово-промышленными группами.

Ключевые слова: федеральный университет, региональная инновационная инфраструктура.

Одной из главных составляющих успеха инновационной деятельности в регионе является формирование эффективной инновационной инфраструктуры. Важную роль в этом должны сыграть федеральные университеты, как центры создания и реализации инноваций, интеграции образования, науки и производства, формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала.

Первые федеральные университеты были созданы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в конце 2006 г., ими стали Сибирский федеральный университет в Красноярске и Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону. Каждый из университетов объединил по четыре ведущих вуза, ранее действовавших в регионе.

На сегодняшний день создано еще пять федеральных университетов: Северный (Арктический) федеральный университет в Архангельске, Казанский (Приволжский) федеральный университет в Казани, Уральский федеральный университет в Екатерин-

бурге, Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет в Якутске.

Законодательно не закреплено число создаваемых федеральных университетов. По мнению экспертов, их количество может составить от 16 до 20, но фактически зависит от ряда обстоятельств [1]. Например, от предложений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, подготовленных на основании программ социально-экономического развития в зависимости от потребности в развертывании такого образовательного центра, и наличии необходимых ресурсов.

Федеральный университет это автономное учреждение, осуществляющее образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений с целью интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и/или регионального уровня [2].

В Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов выделены следующие их признаки:

• широкий спектр инновационных образовательных программ основного высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий, дифференцированность программ по целевым группам и уровням;

• широкий спектр фундаментальных и прикладных междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований, проводимых университетом, включая приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

• широкое участие в региональных, общенациональных и международных программах и проектах, обеспечивающее устойчивую диверсифицированную структуру доходов в консолидированном бюджете университета.

Основными результатами реализации проекта создания федеральных университетов должны стать:

• адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития стратегически важных территорий РФ;

• создание дополнительных предпосылок для развития экономики территорий регионов и деятельности федеральных университетов;

• более высокая доступность качественного профессионального образования и возможность занятий высокой наукой в федеральных округах;

• отработанные механизмы обеспечения экономической устойчивости учреждений высшего профессионального образования на основе актуализации их деятельности и более тесного и ответственного участия в социально-экономическом развитии территорий, регионов РФ;

• реальное формирование группы учреждений высшего профессионального образования качественно нового вида [2].

Опыт создания федеральных университетов показал необходимость изменения действующего законодательства в области образования и науки для урегулирования вопросов деятельности образовательных учреждений такого вида.

Так был внесен ряд изменений в федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другие, приняты новые нормативно-правовые акты. Рассмотрим некоторые из них.

Специальным законом, регулирующим отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования, является Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Закон о высшем образовании).

Положения Закона о высшем образовании предусматривают интеграцию науки высшего и послевузовского профессионального образования, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

Закон о высшем образовании устанавливает виды и наименование высших учебных заведений в РФ, в том числе «федеральный университет».

Федеральный университет — высшее учебное заведение, которое:

• реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

• обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

• выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

• является ведущим научным и методическим центром [3].

Таким образом, федеральный университет становится одним из основных субъектов инновационной деятельности.

Интересным представляется положение Закона о высшем образовании в части введения такой категории как «национальный исследовательский университет».

Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Подобное нововведение создает предпосылки для создания нескольких центров внедрения современных, в том числе инновационных технологий: федеральный университет и «национальный исследовательский университет». Анализ положений закона позволяет сделать вывод о невозможности присвоения такого статуса федеральному университету, а, следовательно, это может позитивно повлиять на конкуренцию в сфере создания и реализации инноваций.

Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, одобренных Правительством РФ и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса, интеграцию образовательной и научноисследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство [4].

Финансовое обеспечение деятельности федеральных университетов осуществляется в порядке, установленном для автономных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждени-

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

ях» таковым признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. Финансирование указанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников.

Доходы автономного учреждения остаются в его самостоятельном распоряжении, используются им для достижения целей, ради которых оно создано и не относятся к доходам бюджета.

Автономное учреждение вправе открывать расчетные и иные счета в кредитных организациях, включая валютные счета. С автономных учреждений снимается обязанность осуществлять все операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета, открытые в федеральном казначействе, что будет способствовать значительному повышению оперативности финансовых потоков.

Также в отличие от бюджетного автономное учреждение вправе получать кредиты и займы у кредитных организаций и иных частных лиц, что является немаловажной предпосылкой к концентрации ресурсов вуза на приоритетных направлениях образовательной, научной и инновационной деятельности путем привлечения финансового капитала для реализации приоритетных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских, образовательных и инновационных проектов [5].

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный капитал других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя при условии согласия собственника своего имущества. Данное положение создает благоприятные условия для создания вокруг университетов малых инновационных предприятий и как следствие формирование инновационной инфраструктуры вуза.

В отличие от бюджетных образовательных учреждений, которые могут учреждать хозяйственные общества в соответствие Федеральным законом от

02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О создании бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» автономные образовательные учреждения обладают рядом преимуществ, например:

• отсутствует ограничения по ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что сокращает количество процедур и ускоряет инновационный процесс (сдача в помещений в аренду и т. п.);

• доходы от распоряжения долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и часть прибыли хозяйственных обществ поступают в их самостоятельное распоряжение, без установления направлений расходования;

• не устанавливается закрытого перечня объектов, которые могут быть использованы в качестве вклада в уставный капитал.

Таким образом, автономность для федеральных университетов закладывает рыночные принципы ведения финансово-хозяйственной деятельности, дает возможность, грамотно распределять ресурсы, повышать оперативность и эффективность управления.

Опираясь на обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность федеральных университетов, можно сделать вывод о том, что именно они должны стать региональными центрами развития инноваций и инновационной инфраструктуры. Переход федеральных университетов в статус автономных учреждений открывает широкие возможности по созданию малых предприятий, в том числе на основе взаимодействия его с территориально-административными образованиями различного уровня.

Одной из перспективных инновационных структур при университете может стать бизнес-инкубатор как форма поддержки и развития инновационной деятельности.

Бизнес-инкубаторы во всем мире являются эффективным инструментом регионального развития экономики, направленного на оказание поддержки предпринимателям на начальной стадии их деятельности.

Бизнес-инкубатор может быть организован в форме самостоятельной организации, подразделения университета или другой структуры.

Формирование бизнес-инкубаторов при университете обусловлено необходимостью реализации не только научного или научно-технического, но и предпринимательского потенциала студентов, аспирантов и сотрудников в инновационной сфере.

В бизнес-инкубаторе обычно предоставляются следующие виды услуг:

• льготная аренда помещений и оборудования;

• оказание консультационных, бухгалтерских, юридических, информационных, офисных и иных услуг;

• доступ к информационным базам данных;

• льготные условия кредитования и т. п. Существенно стимулирующим условием для развития малых предприятий является предоставление преимущественного права последующего выкупа арендуемых площадей.

Сибирский федеральный университет образован распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. № 1518-р в результате присоединения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет», Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, «Красноярский государственный технический университет», «Государственный университет цветных металлов и золота» к государственному образова-

тельному учреждению высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет» в целях:

• обеспечения поддержки модернизации системы высшего профессионального образования;

• повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Сибирского федерального округа;

• подготовки высококвалифицированных специалистов;

• укрепления научно-образовательных и производственно-технических связей с зарубежными странами.

Сегодня Сибирский федеральный университет — это 19 институтов, 41 тысяча студентов, более трех тысяч преподавателей, большая часть которых — доктора и кандидаты наук. В состав Попечительского совета СФУ входят представители крупного бизнеса, политики, ведущие ученые. Председатель Совета — Президент России Д. Медведев.

Университетом выделены шесть приоритетных областей научной и образовательной деятельности, которые должны обеспечить научное и кадровое сопровождение основных направлений социальноэкономического развития территории Сибири:

• инженерная физика;

• химия новых материалов и материаловедение;

• биофизическая экология и биотехнология;

• космические и информационно-коммуникационные технологии;

• геотехнологии;

• региональная экономика и управление человеческим капиталом.

В структуру университета входит центр коллективного пользования с уникальным оборудованием для проведения исследований, суперкомпьютер, призванный решать задачи межрегионального уровня, уникальная электронная библиотека, которая призвана стать мощным дата-центром, центром сбора и хранения информации о российских и зарубежных новых технологиях, трансферт которых является одной из приоритетных задач. Особую важность созданные объекты представляют в связи с тем, что все программы, проекты в части инновационной деятельности, в части информатизации и других проектов, реализуемых на территории Красноярского края, требуют мощного информационного обеспечения [8].

В настоящий момент в университете формируется инновационная инфраструктура, которая будет основана на создании сети бизнес-инкубаторов, учрежденных совместно с административно-территориальными образованиями и финансово-промышленными группами (рисунок).

Организация подобной сети бизнес инкубаторов будет построена на основе договоров с администрациями территорий. В данной схеме университет выступает как активный участник развития различного уровня территориально-административных образований. А у администраций городов и районов появляется возможность формирования собственной инновационной структуры в соответствии с их планами развития и с использованием потенциала университета [7].

Модель взаимодействия университета с административно-территориальными образованиями и финансово-промышленными группами

На сегодняшний день в Красноярском крае создаются благоприятные условия для создания и развития инновационной инфраструктуры и малого инновационного предпринимательства, приняты следующие нормативно-правовые акты:

• Закон Красноярского края «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края» (от 10.07.2008 г. № 6-2000);

• Закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на

2008-2010 гг.» (от 20.12.2007 № 4-1130);

• Постановление Законодательного собрания Красноярского края «Об утверждении приоритетных направлений государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае» (от 07.07.2009 г. № 8-3635П);

• Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 г., одним из приоритетных направлений которой является развитие научно-технической и инновационной деятельности;

• Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка, условий и оснований предоставления, приостановления и прекращения предоставления субсидий субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на возмещение части процентных ставок по кредитам российских кредитных организаций и части лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателям, по договорам, заключенным в целях реализации инвестиционных проектов, отобранных в установленном порядке в 2004-2010 гг., а также критериев отнесения к категории субъектов молодежного предпринимательства и перечня приоритетных видов экономической деятельности для поддержки молодежных инвестиционных проектов» (от

31.05.2010 № 286-п);

• Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении общих требований к бизнес-инкубатору, порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе, перечня затрат

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

на реализацию проекта по созданию и (или) развитию, и текущему содержанию бизнес-инкубатора и перечня услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе, а также порядка предоставления субсидий и отчетности о расходовании средств субсидий» (от 13.11.2009 г. № 571-п) и др.

В крае приняты и реализуются более десятка ведомственных целевых программ по основным отраслям реального сектора экономики.

В настоящий момент разрабатывается проект Закона Красноярского края «О дополнительных мерах государственной поддержки инновационной деятельности в Красноярском крае», который будет направлен на поддержание и развитие инновационной деятельности, обеспечение защиты прав и интересов участников инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для решения задач инновационного развития региона, построения эффективной инновационной инфраструктуры региона, реализации мер государственной инновационной политики необходимо задействовать инновационный потенциал федерального университета при участии органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса.

* * *

Работа выполнена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки науки и научно-технической деятельности, а также Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на

2009-2013 гг.

Список использованных источников

1. Создание федеральных университетов: законодательный аспект http://www.garant.ru/action/interview/10230.

2. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов: одобрена на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 22.09.2009 г. № АФ-33/03пр//Справочно-правовая система «Гарант», НПП «Гарант-Сервис».

3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ//Справочно-правовая система «Гарант», НПП «Гарант-Сервис».

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов: Федеральный закон РФ от 10.02.2009 г. № 18-ФЗ//Справочно-правовая система «Гарант», НПП «Гарант-Сервис».

5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ Справочно-правовая система «Гарант», НПП «Гарант-Сервис».

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон РФ от 15.08 2009 г.//Справочно-правовая система «Гарант», НПП «Гарант-Сервис».

7. А. В. Бухаров, В. Г. Зинов, В. И. Кирко. Об инновационной структуре университетских комплексов//Инновации, № 7, 2008.

8. Сайт Сибирского федерального университета. http://www.sfu-kras.ru/res.

The Role of Federal Universities in forming innovative regional infrastructure (on the Example of the Siberian Federal University)

S. V. Verkhovets, candidate of agricultural sciences, first vice-rector research and international affairs, Siberian Federal University.

V. I. Kirko, doctor of physical and mathematical sciences, professor, the director of scientific-technical center of innovative technologies, the head of the high technologies management department of IUDM&RE FSAEI of HVE «Siberian Federal University».

A. V. Keusch, candidate for a master's degree, Siberian Federal University, Institute of economics, management and environmental studies.

The concept of «federal university» is considered in the article. We consider the latest changes of legislation and new opportunities, being offered in the result of this process, which influence the activity of federal universities are presented. The structural model of the innovative regional infrastructure, based on the interaction of Siberian Federal University, territorial-administrative formations and financial-industrial groups is offered.

Keywords: federal university, regional innovative infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.