Научная статья на тему 'РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / геноцид / факультатив / Великая Отечественная война / духовно-нравственные ценности / оккупированные территории РСФСР / нацизм против человечества / фашизм / patriotic education / genocide / elective / Great Patriotic War / spiritual and moral values / occupied territories of the RSFSR / Nazism against humanity / fascism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Антонова Олеся Владимировна, Билюкина Яна Владимировна

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания обучающейся молодежи посредством факультативного занятия в образовательной среде посредством событий из отечественной истории в период Великой Отечественной войны. Рассматривается важность воспитания патриотических чувств у студентов. Определяется воспитательный потенциал событий Великой Отечественной войны при формировании духовно -нравственных ценностей у молодого поколения. Также в статье представлены рефлексивные заметки студентов к концу факультативного курса, подтверждающие эффективность данного метода воспитания патриотизма. Уроки войны представляют собой выводы из опыта ее подготовки, ведения, исхода, результатов и итогов, которые могут служить полезным, поучительным примером для последующих поколений. Важный, существенный, необходимый опыт войны помогает извлечь что-либо поучительное и полезное на будущее. Факультативный курс «Без срока давности» имеет цель устранить заблуждения в отношении истории родной страны и защитить её традиционные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of patriotic education of young students through optional classes in an educational environment through events from national history during the Great Patriotic War. The importance of fostering patriotic feelings among students is considered. The educational potential of the events of the Great Patriotic War in the formation of spiritual and moral values among the younger generation is determined. The article also presents students' reflexive notes by the end of the optional course, confirming the effectiveness of this method of education of patriotism. The lessons of war are conclusions from the experience of its preparation, conduct, outcome, results and outcomes, which can serve as a useful, instructive example for future generations. An important, essential, necessary experience of war helps to extract something instructive and useful for the future. The optional course "Without a statute of limitations" aims to eliminate misconceptions about the history of the native country and protect its traditional values.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

При обучении детей народному многоголосному пению важно развивать навыки интонационно-ритмического варьирования, приобщать учащихся к эпизодически возникающим гармоническим созвучиям секундового, кварто-квинтового строения. Не нужно забывать, что в основе народной песенной культуры лежит вариационность и импровизационность. Наиболее характерные формы мелодического движения нижнего бурдона следующие:

1) повторение основного тона четырёхступенной или пятиступенной ладовой ячейки на всём протяжении мелострофы;

2) бурдонирование на первой ступени лада с перемещением вверх на следующую ступень и возвращение к главному строю (ля-до-ля);

3) остинатное движение в пределах малой терции с переменностью опор (ля - до, до - ля).

Чтобы распеть фольклорный текст в двух-трёхголосии, нужно поучится варьировать не только верхний и нижний подголоски, но и основную мелодию.

Выводы. Таким образом следует отметить, что приобщение детей младшего школьного возраста к песенному народному искусству способствует формированию патриотизма, творческой активности. Предлагаемая методика поможет младшим школьникам достаточно легко, в течение одного года, освоить навыки песенного многоголосного пения. Данные навыки, сформированные у детей на основе песен различных народов России в ходе организации поликультурной образовательной среды, обеспечат сохранение традиций народного многоголосия.

Литература:

1. Алпатова, А. С. Народная музыкальная культура. Архаика : учебник для среднего профессионального образования / А. С. Алпатова ; ответственный редактор В. Н. Юнусова. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 247 с. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/515436.

2. Калугина, Н. В. Методика работы с русским народным хором / Н. В. Калугина. - М.: Музыка, 1977. 254 с.

3. Карпушина, Л. П. Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования / Л. П. Карпушина, Т. А. Козлова // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019,- Вып. 65. - Ч. 4- С. 172-176.

4. Карпушина, Л. П. Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды: теория и практика: учебное пособие / Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2012. - 153 с.

5. Крошилина, Т. Д. Основы методики обучения народному пению: практическое пособие для среднего профессионального образования / Т. Д. Крошилина. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 123 с. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/520337.

6. Маевская, В. П. Методика работы с хором (многоголосие в детском хоре) : учеб.-метод, пособие / В. П. Маевская, 3. Л. Леонович. - Минск: Белорус. Гос. ун-т культуры и искусства, 2011. - 99 с.

7. Науменко, Г. М. Фольклорная азбука: учебное пособие для нач. школы / Г. М. Науменко. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 133 с.

8. Русский фольклор: программно-методические материалы. 1-4 классы / авт.-сост. Л. Л. Куприянова. -М.: Мнемозина, 2008. - 160 с.

9. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики: учебное пособие. - ФГОУ ВПО, РАМ им. Гнесиных. - М.: Графика, 2010.-202 с.

Педагогика

УДК 370. 32

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Антонова Олеся Владимировна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Билюкина Яна Владимировна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема патриотического воспитания обучающейся молодежи посредством факультативного занятия в образовательной среде посредством событий из отечественной истории в период Великой Отечественной войны. Рассматривается важность воспитания патриотических чувств у студентов. Определяется воспитательный потенциал событий Великой Отечественной войны при формировании духовно -нравственных ценностей у молодого поколения. Также в статье представлены рефлексивные заметки студентов к концу факультативного курса, подтверждающие эффективность данного метода воспитания патриотизма. Уроки войны представляют собой выводы из опыта ее подготовки, ведения, исхода, результатов и итогов, которые могут служить полезным, поучительным примером для последующих поколений. Важный, существенный, необходимый опыт войны помогает извлечь что-либо поучительное и полезное на будущее. Факультативный курс «Без срока давности» имеет цель устранить заблуждения в отношении истории родной страны и защитить её традиционные ценности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, геноцид, факультатив, Великая Отечественная война, духовно-нравственные ценности, оккупированные территории РСФСР, нацизм против человечества, фашизм.

Annotation. The article deals with the problem of patriotic education of young students through optional classes in an educational environment through events from national history during the Great Patriotic War. The importance of fostering patriotic feelings among students is considered. The educational potential of the events of the Great Patriotic War in the formation of spiritual and moral values among the younger generation is determined. The article also presents students' reflexive notes by the end of the optional course, confirming the effectiveness of this method of education of patriotism. The lessons of war are conclusions from the experience of its preparation, conduct, outcome, results and outcomes, which can serve as a useful, instructive example for future generations. An important, essential, necessary experience of war helps to extract something instructive and useful for the future. The optional course "Without a statute of limitations" aims to eliminate misconceptions about the history of the native country and protect its traditional values.

Key words: patriotic education, genocide, elective, Great Patriotic War, spiritual and moral values, occupied territories of the RSFSR, Nazism against humanity, fascism.

Введение. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в условиях быстрого развития информационно-

коммуникационных технологий, представляющей угрозу для национальной безопасности, имеет неэффективные текущие методы и подходы в достижении поставленной цели, что способствует нехватке мотивации и интереса у студентов к изучению родной истории и культуры. В практической части статьи приводим рефлексию (самоанализ) студентов.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с запросами современного мира приоритетами социального развития будут улучшения содержания и повышение качества образования. Качества образования обуславливает ряд задач, которые поставлены перед современным образованием. Они, прежде всего, должны быть ориентированы на соответствие цели образования и его результата, на улучшение условий получения образования, а так же на расширения спектра образовательных услуг [1, С. 45]. Занятие преподавателей вуза по повышению образовательного уровня посредством системы факультативных занятий сводится: к более деятельному формированию главных компетенций студентов; организации условий для повышения круга интересов к самостоятельной и исследовательской работе; формированию творческой возможности будущих учителей истории и русского языка.

Факультатив призван содействовать достижению ведущих целей современного образования, сформулированных в стандартах высшего образования. Но особым смыслом она обладает организацию педагогических условий для становления умения верного взаимодействия со сложной, наполненной чувствами и волнениями извещением о драматических и трагических событиях в истории войны. Исследование документов образовательной части «Без срока давности» содействует помочь обучающейся молодежи в понимании основных проявлений стратегии народов. Ознакомление с историей злодеяний против народа должно притянуть чуткость к универсальным вопросам и взаимопонимания и привести к осмыслению своей ответственности как гражданина мира за предупреждение распространения мысли нацизма. Образовательный курс «Без срока давности» призван не только пропагандировать исторические знания о злодеяниях фашистов, но и их соучастников против мирного народонаселения в годы войны. А также и корректировать неправильные суждения о событиях на оккупированной территории РСФСР, сложившиеся через телевидение, интернет, литературу, фильмы и другое [3, С. 45]. Важнейшей задачей факультативного курса выражает пробуждение у обучающихся эмоциональных волнений, способствующих усилению у них патриотических чувств. Посещая факультативное занятие, «Без срока давности», слушатели познакомились с рядом подлинных фильмов о зверских преступлениях нацистской Германии в годы войны. Киноленты рассказывают о малоизвестных фактах в годы войны, обнародование которым дана лишь в наши дни. Серия фильмов отображает доблестные подвиги советского народа в битве с нацистским порядком. В кинолентах идет речь об участии наших сограждан в избавлении Европы, формировании партизанской деятельности на территории западных стран, а также о трагедиях и геноциде, которые осуществляло немецкая армия при ходе Второй мировой войны. Факультатив «Великая Отечественная война: без срока давности» имеет целью не только распространять исторические знания о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны, но и исправлять ложные представления о событиях на оккупированной территории РСФСР, сформировавшиеся через средства массовой коммуникации [2, С. 45].

Факультатив устремлен на патриотическое воспитание молодежи, прежде всего, соединить стремления «для большего результата в работе и воссоздании исторической правды в общемировом информационном поле». Морали войны представляют собой выводы из опыта ее подготовки, ведения, итогов, последствий, которые могут служить нужным, назидательным примером для предшествующих поколений, иными словами, это важный, стержневой, необходимый опыт войны, те ее стороны, из которых можно извлекать что-либо поучительное и полезное на завтрашний день. Уроки войны основываются на оценочных суждениях и потому порой могут быть весьма преднамеренными и соглашательскими, тем не менее это не значит, что беспристрастная оценка прошлого не выполнима. Напротив, она возможна и необходима. В этом смысле общественная историческая память вызвана организовывать поставленные гарантии против повторения войны. Война в силу своего характера, особенностей, охвата и смысла дает громадный настоящий материал для объективного анализа вечных проблем войны и мира. Гражданско-патриотический потенциал модуля содержит в формировании представлений обучающихся об встречающихся научных материалах изучения проблемы для их использования и пользования в:

- практической деятельности различной направленности - поисковой, образовательной, просветительскойи воспитательной;

- становлении осознания планомерности и системности государственной политики Третьего рейха, направленной на уничтожение мирного населения оккупированных территорий;

- в понимании необходимостии справедливости наказания нацистов и их пособников за преступления, совершенные на оккупированных территориях;

- формировании эмоционально-ценностного отношения к геноцидуна оккупированных территориях РСФСР в годы Великой Отечественной войны.

Для реализации духовно-нравственного потенциала курса созданы педагогические условия по проведению занятий, соблюдение которых позволяет не только воздействовать на убеждения молодежи и её мировоззрение в целом, но и обеспечивать реализацию усвоенных духовно-нравственных ценностей в практической деятельности с учетом общепризнанных норм морали. Поскольку факультатив имеет практико-ориентированный характер, процесс воспитания будет разворачиваться на конкретно-историческом (региональном) материале в рамках проектной или научно-исследовательской деятельности. В содержание всех разделов и учебных материалов модуля заложен не только информационно-исторический, но и эмоционально-ценностный компонент, способствующий против мирного населения оккупированных территорий РСФСР в годы Великой Отечественной войны. В практической части статьи приведены примеры работ студентов проведенных в рамках факультатива рефлексии (самоанализ).

Билюкина Яна ПОИО-21.

Рефлекция. «В застенках Демблина».

Данной рефлексии о факультативе «Без срока давности» хочу выразить свое переживание, осмысление тех событий, которые произошли более восемьдесят лет тому назад. Меня до глубины души взолновало то, что пережили узники красноармейцы в немецком концлагере. На курсе мы очень много говорила об ужаса войны и немецких концлагерях в Польше и Германии. Из истории много известно, что узниками были и красноармейцы из нашей Якутской Автономной Советской Социалистической республики. Установить точное количество жертв геноцида из нашей республики не представляется возможным. Один из примеров является наш земляк узник концлагеря Толлумаан Мэрикэнов - Тыа Баайа. Это горький рассказ о простом советском парне охотнике, который жил себе, охотился, воспитывал сынишку. Грянула внезапно война, пришла повестка, и его забрали на войну, в ту войну откуда он не вернется в свой родной дом, сынишку. Был призван на фронт с родного алааса Орто-Суут, дома остались отец и единственный сынишка Тыа Баайа. В глазах родных он так и остался всегда молодым, улыбающимся, любящим сынишку. Запомнили, как Тыа Баайа смотрел на кроху -сына, который не хотел с ним расставаться, плакал. Так в 1941 году покинул родной алаас и с тех пор о нем не было никаких вестей. Давно вырос сын, родились у сына дети и внуки. В течение 75 лет о нем не было ничего известно. То, что

он был узником концлагеря «Демблин» родные узнали из рассекреченных документов 2015 году и только тогда внуки узнали о дальнейшей судьбе дедушки - фронтовика Тыа Баайа. Это было очень тяжелое известие для родных и земляков. Концлагерь «Демлин» был одним из самых жестоких лагерей фашистов, нечеловеческие условия, неимоверно большое скопление пленных. В сутки умирали более тысяча советских солдат от голода был каннибализм. Думаем, что находясь, в застенках концлагеря узник молил Бога лишь об одном, чтоб его сынишка остался жив. Сын Валентин продлил род узника Демблина Толлумаан Мэрикэнов. У него семеро сыновей и три дочери, и более 50-ти внуков, правнуков. Потомки солдата живут и работают во многих уголках нашей необъятной страны. Мэриуэнов Толлумаан Арчылаанович внесен в поименную книгу-мемориал. Печатная книга памяти. Дата и место призыва 1941 г. Причина выбытия пропал без вести. Толлумаан непокоренный узник концлагеря «Demlink» Польша.

Сыксынова Сайыына Б-ПО-РЯЛ-21.

Рефлексия.

На занятиях «Великая Отечественная Война: без срока давности» узнала: что слово геноцид - форма массового насилия, который ООН определил как действия, совершаемые с намерением уничтожить какую либо группу; также многочисленные жертвы военных преступлений нацистов и их пособников в период войны; про концлагеря, существовавшие в то время и многое другое. Познакомились с документами Нюренбергского процесса, если быть честной ничего об этом не знала, только несколько раз слушала. Заинтересовавшись, узнала, что нюренбергский процесс- это суд над военными преступниками нацисткой Германии, что он открылся 20-го ноября 1945 году в 10:00 в городе Нюрнберг и главной целью ООН было "избавить грядущие поколения от бедствия войны". Помимо военного трибунала узнали про героев, про людей, которым присущи такие человеческие качества, как смелость, отважность, стойкость, которые способны свершить подвиг, умеют преодолевать преграды и решать проблемы. Такой героиней была 23-летняя учительница начальных классов, партизанка-разведчица Матрена Исаевна Вольская, ее помощница учительница Варвара Сергеевна Полякова и фельдшер Бкатерина Ивановна Громова, несмотря на сложность, ответственность, на то, что им самим было страшно, через 200 километровый путь по бездорожью и болотам спасли более Зтысяч разновозрастных детей. И читая, что они голодных, обессиленных, но живых детей в невероятно трудных условиях смогли вывести из оккупированной территории и доставить в тыл, я почувствовала множество эмоций, от страха и тревоги до гордости и счастья. Огромнейший эмоциональный накал получила, при просмотре видео про жизнь в концлагере, про то, как люди там выживали, голодали, умирали. На занятиях факультатива «Великая Отечественная Война: без срока давности» мы не то, что узнали ужасы минувшей войны, но в мыслях побывали в фашистских застенках, горящем сарае, где заживо сжигали невинных колхозников и детей. Смотря документальные кадры фильма мы студенты мысленно вместе с советскими гражданами «прошли» через ад, смерть и невообразимые человеку жестокие пытки. О которых, мы современная российская молодежь вчера даже не думали и думать не могли. Бели раньше меня не очень интересовали теледокументалистика про войну, про его последствия, про жизнь во время войны, то сейчас мне захотелось еще больше об этом узнать, смотреть и читать. Данный факультатив нужен всем студентам, учащимся, чтобы сохранить историческую память о войне, о трагедии мирного населения.

Маннахов Тиимир-ПОИ21.

Рефлексия художественного фильма «Иди и смотри».

Посещая факультатив «Без срока давности» среди творческих заданий самостоятельной работы был просмотр фильма режиссера Э.Климова «Иди и смотри». Фильм снят в 1985 году в жанре военной драмы. Действие этого фильма следует Хатынской трагедии, в ходе которого все жители деревни были жестоко убиты. Правда, когда впервые посмотрел фильм, будучи еще подростком, где-то в классе 6-7-ых классах. Тогда мне неподготовленному подростку фильм глубоко запал в душу. Я почти точно помню, в какое время, смотрел и на каком канале шло. До того момента я вообще не знал о Хатыне и о фильме, так что не был готов просмотру такого жестокого фильма о войне, и тем более кульминации фильма. А именно того момента сожжения в амбаре всех жителей деревни. Представьте, какого было мне, не подготовленному подростку смотреть такое зверство фашистов. Было страшно, потекли слезы, в горле стал твердый ком, дальше смотреть без слез было невозможно. Жалко было невинных детей, горящих в ярком пламени пожара, эти крики, стоны беспомощных детей и стариков, женщин. Я впал в ступор на некоторое время, конечно с палачами расправились. Возможно именно с того момента, я начал рьяно интересоваться историей. Стал посещать кружок истории и по окончанию школы, твердо решил поступить на исторический факультет, связать свою судьбу с историей и учительством.

Фильм до сих пор вызывает ощущения страха и неудобства, что ли, показывая все зверства нацистов и предателей. Очень сильно понравилась игра актеров, особенно Кравченко, сыгравшего молодого партизана Флеру. Самый запоминающийся момент с ним, так это его старение прямо на глазах, произошедший в ходе тяжелого стресса. Фильм антивоенный, показывающий войну, какая она есть, "грязной, жестокой, реалистичной". И этим духом фильма ты заряжаешься с самого начала и до конца. Касаемо, одного момента, а именно концовки, где Флера не смог выстрелить в фото, где был изображен Гитлер в младенчестве. Этот момент для меня двоякий. Да Флера не выстрелив в фото, показывает, что он выше мести и кровожадности, таким образом, пощадив. Будь я на его место, я бы от злости разорвал это фото. Да это бесчеловечно, но учитывая, что сделал Гитлер со своими сподвижниками, он это заслуживает в некоторой мере. Это не означает, что Флера слаб и так далее, наоборот пощадив такого человека, он показывает, что выше этого, олицетворяя человека все же сильного духом.

Выводы. Таким образом, изучение факультатива «Великая Отечественная война: без срока давности» вызвана помочь студентам понимании главных проявлений политики геноцида. Ознакомление с историей злодеяний против человечества должно притянуть внимание к универсальным вопросам пацифизма и взаимопонимания и привести к осознанию своей ответственности как гражданина мира за предупреждение распространения идее нацизма.

Литература:

1. Бауман, 3. Актуальность холокоста [Электронный ресурс]: монография / 3. Бауман, С. Кастальский, М. Рудаков, A.A. Олейников. - Москва: Гвропа, 2010. - 316 с.

2. Смирнов, Т.А. Всемирная история [Электронный ресурс]: курс лекций / Т.А. Смирнов. - Норильск: НГИИ, 2020.-204 с.

3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: словарь. - Москва: Книжный мир, 2015. - 689 с. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445743 Л1.

4. Гибадуллина, Э.М. Великая Отечественная война советского народа [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э.М. Гибадуллина. - Казань: Познание (Институт ЭУП), 2014. - 124 с.

5. Петухов, H.A. Военный трибунал Ленинградского фронта: в лицах, событиях, и документах: учебное пособие / H.A. Петухов, Ю.М. Кунцевич.-Москва: РГУП, 2020. - 514 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.