Научная статья на тему 'ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ ПРОТИВ ВЫМЫСЛОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ'

ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ ПРОТИВ ВЫМЫСЛОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / воспоминания участников / источниковедение / фальсификации истории / историческая память / коллективная память / the Great Patriotic war / memoirs of participants / source studies / falsifications of history / historical memory / collective memory.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталья Владимировна Михайлова, Наталия Львовна Феднева

На основе обширной эмпирической базы — более 500 очерков о родственниках — участниках Великой Отечественной войны, подготовленных курсантами, слушателями и сотрудниками Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, проведен анализ воспоминаний и отразившихся в них представлений о военных событиях 1941-1945 годов, оказавшихся закрепленными в памяти четырех послевоенных поколений. Результаты анализа дают основания опровергнуть распространенные фальсификации истории Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY OF GENERATIONS AGAINST FICTIONS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

Based on extensive empirical base — more than 500 portraits of relatives — participants of the Great Patriotic war, prepared by cadets, students and staff of the Moscow University of the interior Ministry named after V. J. Kikot, the analysis of the memories reflected in them representations of military events of 1941-1945, caught fixed in memory of the four postwar generations. The results of the analysis give grounds to refute the widespread falsifications of the history of the Great Patriotic war

Текст научной работы на тему «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ ПРОТИВ ВЫМЫСЛОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10316

ББК 67 © Н.В. Михайлова, Н.Л. Феднева, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ ПРОТИВ ВЫМЫСЛОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Наталья Владимировна Михайлова, профессор кафедры истории государства и права, доктор юридических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: net-46@mail.ru

Наталия Львовна Феднева, доцент кафедры истории государства и права, кандидат исторических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: nfedneva@gmail.com

Аннотация. На основе обширной эмпирической базы — более 500 очерков о родственниках — участниках Великой Отечественной войны, подготовленных курсантами, слушателями и сотрудниками Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, проведен анализ воспоминаний и отразившихся в них представлений о военных событиях 1941-1945 годов, оказавшихся закрепленными в памяти четырех послевоенных поколений. Результаты анализа дают основания опровергнуть распространенные фальсификации истории Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, воспоминания участников, источниковедение, фальсификации истории, историческая память, коллективная память.

MEMORY OF GENERATIONS AGAINST FICTIONS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

Natalia V. Mikhailova, Professor of the Department of History of State and Law, Doctor of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: net-46@mail.ru

Natalia L. Fedneva, Associate Professor of the Department of History of State and Law, Candidate of Historical Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: nfedneva@gmail.com

Abstract. Based on extensive empirical base — more than 500 portraits of relatives — participants of the Great Patriotic war, prepared by cadets, students and staff of the Moscow University of the interior Ministry named after V. J. Kikot, the analysis of the memories reflected in them representations of military events of 1941-1945, caught fixed in memory of the four postwar generations. The results of the analysis give grounds to refute the widespread falsifications of the history of the Great Patriotic war.

Keywords: the Great Patriotic war, memoirs of participants, source studies, falsifications of history, historical memory, collective memory.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Михайлова Н.В., Феднева Н.Л. Память поколений против вымыслов о Великой Отечественной войне. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):20-5.

Предпринимаемые в последнее время за рубежом фальсификации ведущей роли Советского Союза во Второй мировой войне подлежат разоблачению не только в специальных исследованиях историков-профессионалов, но и посредством публикации сохранив-

шихся в памяти поколений свидетельств участников и очевидцев событий.

В преддверии 75-й годовщины Великой Победы в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя был осуществлен проект, результатом

которого стали создание электронной базы и выпуск печатного сборника воспоминаний участников Великой Отечественной войны — членов семей переменного и постоянного состава университета. В ходе проекта была проведена экспертная оценка более 1200 представленных материалов, отобрано и подготовлено к публикации более 500 очерков о родственниках, воевавших на фронтах и трудившихся в тылу в 19411945 годы.

Координаторы проекта и составители сборника исходили из представления о том, что в коллективной памяти поколений остаются те события, зачастую связанные именно с войнами, в ходе которых формируются идеалы и ценности, связывающие многие поколения и объединяющие народы на столетия вперед. Именно таким событием стала Великая Отечественная война.

Сила духовно-нравственного воздействия Победы нашего народа в Великой Отечественной и Второй мировой войнах многократно превышает влияние последствий всех предшествовавших исторических событий и войн. Заслуженная гордость за победоносное завершение войны стала идейным стержнем формирования гражданской идентичности многонациональной державы, национальной идеей.

В сознании мировой общественности после Второй мировой войны также произошли изменения, превосходящие по масштабу все прежние ментальные сдвиги.

Победа антигитлеровской коалиции, решающую роль в которой сыграл Советский Союз, объективно имела судьбоносное значение для всей последующей истории человечества. Она стала отправной точкой отсчета Новейшей истории для всего мира, рубежом, за которым сложились новые формы отношений между государствами на принципах мирного сосуществования, закрепленных Уставом Организации Объединенных Наций, пала колониальная система, установился паритет военных потенциалов двух полюсов мира — СССР и США.

Победа над фашизмом подвела черту над наиболее античеловеческими, антигуманными формами порабощения, более чем на полвека отбросив на задворки истории силы, открыто стремящиеся к агрессии, геноциду, исповедующие культ милитаризма и насилия. Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио, которые называют «Судом истории», вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам и японским милитаристам, признали совершенную под их руководством агрессию тягчайшим преступлением международного характера. Мировое

общественное мнение в тот период в целом разделяло позицию, обоснованную в приговорах военных трибуналов. Отдельные усилия преуменьшить значение победы начали предприниматься побежденными сразу после окончания войны, но они носили эпизодический характер.

Настойчивые и организованные попытки навязать европейской общественности пересмотр этих решений начались в ходе распада СССР и в настоящее время приняли системный характер1. Конечной целью этих стараний является оправдание политики открытого насилия, цивилизационной исключительности, нарушения международных договоров и прямой агрессии, которым противостоял Советский Союз, являясь основной движущей силой антигитлеровской коалиции.

Речь идет не только об извращении и замалчивании исторических фактов, разоблачение которых было и остается задачей профессионального сообщества историков2. Политические институты покушаются на память, как важнейшую составляющую общественного сознания европейских народов, стремятся лишить нынешние поколения правды о поворотном событии, принадлежащем прошлому, но определяющем настоящее.

Это происходит в условиях, когда высказываются мнения авторитетных историков о признании устаревшей позитивистской историографии эпохи Просвещения, описывающей события во времени, оперирующей документами и фактами, и констатируется переход к истории, в которой нет времени, а есть только место, объединяющее циклически развивающиеся события3.

Следовательно, учет обозначившихся тенденций и донесение до общества объективной истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также сохранение благодарной памяти о подвиге воинов и тружеников, отстоявших Отечество от захватчиков, пред-

1 Резолюция Европейского парламента от 19 сентября 2019 года «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» фактически поставила нацистских агрессоров, развязавших Вторую мировую войну, на одну доску с СССР, что является беспардонной ложью. См. Российская газета, 22 сентября 2019 года.

2 Анализ отечественного источниковедения и историографии по проблеме см. в работе: Вклад ученых-историков в сохранение исторической памяти о войне: на материалах Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР, 1941-1945 гг. / Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2015; Бушуева Т.С. Патриотическая традиция в освещении истории Великой Отечественной войны: источниковедческие и историографические подходы / Т.С. Бушуева; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. М.: Типография МПГУ, 2017. Библиогр. в примеч.: с. 323-420.

3 Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память. с. 17-50; Он же. Нация-память // Франция-память: Изд-во СпбГУ, 1999, с. 51-65; Он же. Эра коммемораций // Франция-память. с. 95-150; Хапаева Д. Прошлое как вызов истории. Послесловие // Франция-память, с. 225-295.

ставляется важной национальной задачей. 75-летие Великой Победы не только дает повод, но и настоятельно требует рассмотреть такое новое направление в исследовании истории Великой Отечественной и Второй мировой войн, сложившееся в последние десятилетия, как изучение исторической памяти о войне как судьбоносном событии, участниками которого были народы в целом и отдельные личности, в частности.

Это направление отражает современные тенденции в развитии источниковедения и историографии, зародившиеся в 70-е — 80-е годы прошлого века, проявившиеся в зарубежных исследованиях и нашедшие институционализацию в создании центров коммемо-рации (увековечения памяти) на базе музеев, архивов, научных библиотек и исследовательских центров в ряде европейских стран.

Смена парадигмы исторического знания затронула и нашу страну — обозначился интерес исследователей к проблеме человека на войне, становления его личности и осознания самооценки и мотивации, а также усилилось внимание к представлениям коллективной памяти нескольких поколений — от прошедших Великую Отечественную до их современных потомков.

Указанная тенденция нашла выражение в акции «Бессмертный полк», возникшей в 2012 году в недрах отечественной цивилизации, опиравшейся первоначально на общественную инициативу, ставшей выражением коллективной памяти народа. Акция возникла благодаря таким чертам нашей цивилизации, как высокая духовность, преемственность поколений, патриотизм, готовность к самопожертвованию во имя Родины, коллективизм.

Родившись как спонтанное проявление коллективной памяти отдельных социальных групп, акция «Бессмертный полк» была поддержана государственными и общественными институтами — архивами и музеями, образовательными и научно-исследовательскими организациями, средствами массовой информации — и приобрела качество исторической памяти российского народа, опирающейся не только на коллективное бессознательное, но и на рациональное знание, подкрепленное архивными документами и мемуарами. В акции «Бессмертный полк» коллективная и историческая память взаимно переплелись и дополнили друг друга1.

1 О противоположности и ограниченной возможности взаимодействия и взаимовлияния коллективной и исторической памяти писал основоположник концепции изучения памяти как атрибута общественного сознания психолог М. Хальбвакс, но российский опыт «Бессмертного полка» опроверг его представления. См. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас, 2005, №2-3(40-41).

Министерству внутренних дел, наряду с другими силовыми ведомствами, принадлежит ведущая роль в разработке и реализации политики памяти, в том числе, в проведении мероприятий по увековечению памяти о ветеранах Великой Отечественной войны.

В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Совет ветеранов Мосу МВД при поддержке Совета ветеранов Министерства внутренних дел объявил конкурс «Наш Бессмертный полк», который проводился в рамках проекта общественного гражданско-патриотического движения по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны «Бессмертный полк России».

На базе представленных на конкурс очерков сотрудниками кафедры истории государства и права под руководством профессора кафедры, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля Высшей школы Михайловой Н.В. было проведено исследование, научная новизна которого состоит в практическом применении современных достижений в области источниковедения, трактуемого не как вспомогательная историческая дисциплина, а как новое направление в исторической науке.

В основу проведенного исследования легла современная концепция источниковедения, основы которого оформились на рубеже XX — XXI веков в научном творчестве О.М. Медушевской, ее учеников и последователей, предложивших определять предмет источниковедения как универсальное онтологическое понятие «эмпирическаяреальность исторического мира»2.

Целью исследования явилось изучение творческих работ курсантов и лиц постоянного состава о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны как определенной сферы эмпирической реальности исторического мира в период 1941-1945 годов, когда наше отечественные общество и цивилизация держали и выдержали экзамен на выживание. Трудно представить другой период в истории, в котором эмпирическая реальность была бы представлена более разнообразными феноменами социальных связей, мотиваций, столкновений интересов как на макро-, так и на микросоциальном уровне. Координаторы проекта видели свою задачу в том, чтобы вычленить, структурировать и проанализировать ту часть этой реальности, которая оказалась запечатленной в творческих работах, написанных спустя 75 лет.

В эссе получила отражение совокупность доку-

2 Медушевская О.М. Эмпирическая реальность исторического мира // Вспомогательные исторические дисциплины — источниковедение — методология истории в системе гуманитарного знания: Материалы XX междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. — 2 февр. 2008 г. М.: РГГУ, 2008. С. 24-34.

ментально оформленных материалов, подтвержденных архивными ссылками (использовались фонды государственных архивов, выложенные на специальных сайтах), данных личных архивов (писем, фотографий, памятных предметов-реликвий), воспоминаний, записанных еще при жизни современниками и участниками событий, а также устных рассказов дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, передававшихся из поколения в поколение и записанных потомками уже после смерти предков.

Изучение текстов работ осуществлялось с учетом объективно имеющегося рассинхрона: первый временной план (собственно «документальная основа») укладывается в период 1941-1945 годов, в течение которого действовали герои очерков; второй временной план — наше время, в котором живут авторы очерков.

Два параллельных временных плана дают основания для проведения двухуровневого анализа содержания текста и выведения соответствующих каждому уровню умозаключений и выводов.

Синхронный анализ контента (с точки зрения отражения реальностей 1941-1945 годов) позволяет на основе документальной базы использованных источников сделать выводы о вычленении новых фактов по истории Великой Отечественной войны. Эти факты, выявленные в творческих работах курсантов и лиц постоянного состава, подтверждают и иллюстрируют события, описанные в научных трудах и известные, как правило, узкому кругу специалистов. Благодаря их наличию в очерках, они станут достоянием широкой общественности и помогут восстановить события реальной жизни, запечатленные в памяти участников событий. Сохраненные в памяти поколений представления приобретают новую жизнь и, пройдя испытания временем, опровергают домыслы и фальсификации, активно предпринимаемые в последнее время в псевдоисторических исследованиях и публицистике, в том числе, и в нашей стране.

Среди запечатленных в коллективной памяти военных реалий можно назвать подвиги, совершенные неизвестными героями; события, связанные с армейским и тыловым бытом; общественные настроения и нравы; особенности различных военных профессий. Приведем несколько наиболее ярких примеров.

Так, подвиг 28-ми героев-панфиловцев широко известен. Не менее известна, к сожалению, и попытка объявить бой панфиловцев выдумкой журналиста А. Кривицкого, несостоятельность которой подтверждают материалы рассекреченных архивов особых отделов НКВД.

Как известно, несостоятельность попытки объ-

явить бои панфиловцев выдумкой журналиста А. Кривицкого, впервые рассказавшего о них, была подтверждена материалами рассекреченных архивов особых отделов НКВД на рубеже XX — XXI веков. Но память о героях сохранилась не только в архивных документах, но и в сердцах потомков. Н. Шуляк, будучи правнуком Александра Ивановича Ковзика, осенью 1941 года принимавшего участие в обороне разъезда Дубосеково, представил очерк о своем героическом прадеде. В должности политрука пулеметной роты под командованием младшего лейтенанта И.И. Фади-на 7-й гвардейской стрелковой дивизии Ковзик А.И. участвовал и в боях под станцией Крюково. Его 7-я гвардейская дивизия (звание гвардейской было присвоено после боев за Москву) занимала позиции рядом с 8-й гвардейской дивизией, также получившей позднее звание гвардейской и почетное наименование Панфиловской.

В очерке курсанта Егоровой Анны о прабабушке Филоновой Анне Ивановне речь идет об известном только специалистам по военной истории Волжском вале укреплений, возводимом летом 1941 года от Ярославля до Астрахани как запасном сооружении на случай продвижения фашистской армии на восток. Филонова А.И. приводит в своих воспоминаниях новые факты — называет деревни, по которым проходил Волжский вал в районе Саратова: «С местными, саратовскими студентами, на окопы направили и эвакуированных студентов из Смоленского медицинского института. Рыли мы окопы у села Березовка, на подступах к Саратову, и у села Вязовка».

Курсант Даниил Ребров со слов прапрадеда Павлова Дмитрия Борисовича, зачисленного в конную пехоту, чьи рассказы сохранились в семейной памяти, пишет о том, что в годы Великой Отечественной войны это формирование использовало коней исключительно как средство доставки. Боевое использование конной пехоты, в отличие от кавалерии, предполагалось только в пешем строю. Лошади и бойцы проходили там, где застревала техника. Знание этих фактов из уст участника событий помогает опровергнуть домыслы фальсификаторов истории о том, что использование лошадей в Красной Армии было признаком ее отсталости в техническом оснащении.

Из очерка курсанта Юлии Прокофьевой о прабабушке Прокофьевой Ольге Тимофеевне мы узнаем о том, что на острове Нарген, расположенном недалеко от Баку в Каспийском море, где прабабушка служила наводчицей артиллерийского расчета, с начала Великой Отечественной войны располагались зенитные установки, позднее — батальон зенитной артиллерии

с центром управления, в который входило три бригады. Они обеспечивали прикрытие от налетов немецкой авиации на нефтяные районы Баку.

Примечательно, что в современном Азербайджане роль острова Нарген в обороне Кавказа не получила освещения; в путеводителе по острову, предлагаемом туристам, о нахождении на острове зенитных сооружений в годы Великой Отечественной войны даже не упоминается, хотя рассказывается о наличии на нем в 30-е годы сталинского лагеря для «врагов народа».

Свидетельства повседневного, обыденного героизма, подкрепленные наградными листами, находим в очерке курсанта М.В. Окиной о прадеде Земнухове Александре Павловиче, под командованием которого разведгруппа, в процессе захвата контрольного пленного, прихватила с собой важные документы и привела в часть через линию фронта две захваченные у врага подводы со скотом и военным имуществом.

Особо следует отметить очерки, содержащие воспоминания тех участников Великой Отечественной войны, которые служили в войсках НКВД или являлись сотрудниками милиции до, во время, после войны. Рассказы о боевом и служебном пути милиционеров, бойцов и командиров внутренних войск позволяют полнее раскрыть вклад органов внутренних дел в Великую Победу.

Так, курсант Илья Вогнистый с гордостью рассказывает о боевом пути своего прадеда — Крылова Ефима Ивановича, сотрудника НКВД, в годы Великой Отечественной войны направленного в 6-е управление уголовного розыска, занимавшееся борьбой с групповыми и организованными преступными проявлениями, во время одной из совместных спецопераций с отделом СМЕРШ, несмотря на ранение в живот, осуществившего задержание немецкого диверсанта.

Важной составляющей синхронного временного плана являются выявленные в ходе анализа эссе новые факты и обстоятельства героизма тружеников тыла. Из очерка курсанта Егора Гончарова мы узнаем о том, как в блокадном Ленинграде его беременная на последнем сроке прабабушка до последнего ходила на работу и родила прямо под обстрелом на Фонтанке, рядом со своим домом, здоровую девочку, его бабушку. Проведя дома положенные два месяца послеродового отпуска, прабабушка вышла на работу, а за малышкой ухаживали по очереди соседи.

В целом же в рассказанных авторами историях, ставших семейными преданиями, отразился широкий спектр боевых и тыловых, военных и мирных профессий. Деды и прадеды служили пулеметчиками, связистами, пехотинцами, артиллеристами, минерами

и саперами, разведчиками, железнодорожниками и моряками, санитарами и поварами; бабушки и прабабушки, — зенитчицами, санитарками, медсестрами и врачами.

Во многих очерках проходит тема тяжелого детства военных лет, тягот, выпавших на долю узников концлагерей. Эта тема часто освещается в исследованиях зарубежных и некоторых отечественных авторов исключительно с точки зрения посттравматического синдрома, суть которого трактуется таким образом, что перенесшие тяжелую психологическую травму тотального насилия в годы войны не имеют душевных сил, понятийных и речевых возможностей рассказать о своем опыте, да и сам личный индивидуальный опыт утрачивает свою значимость в силу тотальности насилия и невозможности ему противостоять1. Этот подход не может быть проигнорирована и заслуживает отдельного анализа.

В данной статье отметим только, что многие представители советского военного поколения, пережившие беспрецедентное насилие на оккупированной территории, угнанные на работу в Германию, прошедшие концлагеря, нашли силы и средства передать потомкам не только свои переживания, но и опыт духовного противостояния злу.

В изучаемых очерках имеются частые упоминания о нежелании участников войны возвращаться в прошлое. Вместе с тем, сам факт сохранения в памяти поколений подробностей жизни военной поры говорит об обратном. Общее кредо многих авторов емко выразила курсант Ю.В. Полякова, подводя итог жизни своего прадеда — Архипова Павла Васильевича: «Во время войны ему удалось сохранить самое важное — свою жизнь, силу духа и веру. Веру в то, что светлое будущее не за горами, в то, что родная держава восстанет из руин и покажет всему миру свою мощь».

Подводя итог синхронному уровню анализа эмпирической базы исследования, необходимо отметить, что эссе стали комплексным источником фактов, подтвержденных документально и прошедших экспертизу специалистов-историков, достаточно полно характеризующих историческую реальность периода Великой Отечественной войны.

Предметом анализа творческих работ второго, постсинхронного, уровня стало отношение к событиям 75-летней давности наших современников, прежде всего курсантов, ставших представителями четвертого по счету поколения, появившегося на свет после Великой Отечественной войны. Эссе дают основания

1 Гудков Л.Д. «Память» и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас, 2005, № 2-3 (40-41)

проследить это отношение не только применительно к отдельным конкретным событиям военных лет, но и применительно к общим проблемам войны, защиты Родины и патриотизма.

Характерно, что каждый очерк начинается словами о том, что нет ни одной семьи в нашем Отечестве, которую бы обошла стороной война. Понимание войны как великой беды, катастрофы, ломающей все жизненные планы, свойственное для всех авторов, основано на опыте предшествующих поколений, получено от родителей, дедов и прадедов. Но это понимание включает также восприятие войны как бедствия, противостояние которому возможно и необходимо в формах коллективного и индивидуального сопротивления. Победа воспринимается как общее достояние и как личное достижение.

Показательно, что со слов своих родителей авторы часто указывают, кого оставили дома ушедшие на фронт прадеды — добровольцы или мобилизованные по призыву: солдаты шли на фронт защищать своих жен, матерей, детей, стариков. Таким образом, мотивация к борьбе и победе имеет глубоко личный характер, но одновременно присутствует мотив необходимости объединения усилий, без которого достижение цели невозможно.

Характерно, что ни в одном из очерков не прозвучали ни от лица авторов, ни от лица героев претензии на роль сверхчеловека, национальную исключительность, расовое превосходство, хотя проблема героизма не игнорируется современной молодежью. Примером может служить размышление курсанта Валерии Арка-шевой: «В наше время понятие «герой» трактуется по-разному. Все знают героев книг, фильмов и комиксов. Но мало кто знает настоящих героев — героев жизни. Мы все привыкли думать, что герои живут только на больших экранах, разодетые в напичканные техникой

костюмы или яркие трико. Что все они неуязвимые, непобедимые и нереальные.

Моя семья знает других героев, пропахших порохом и кровью мужчин и женщин, которые не вечны и не всесильны. Которые, скрепя зубами, преодолевая боль, страх и усталость, одержали победу над главным врагом человечества — машиной смерти под названием «фашизм».

Лейтмотивом очерков является мысль о том, что нынешние поколения ответственны за сохранение памяти о событиях военных лет. Многие курсанты убеждены: «Наш Бессмертный полк» — это не только благодарность прадедам и прапрадедам, но и оружие правды в информационной войне. Они считают, что долг современной молодежи — защищать одну из важнейших жизненных ценностей — память, которую хранит уже четвертое послевоенное поколение, и быть достойными этой памяти.

Выступая перед Федеральным собранием 15 января 2020 года, президент Путин заявил, что в России будет создан крупнейший комплекс архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, доступных для всего мира: «Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты, — сказал Путин. — Такая работа — долг России как страны-победительницы перед будущими поколениями»1. Проект «Наш Бессмертный полк», представляя широкой общественности систему видов исторических источников как проекции культуры, изучая с ее помощью эмпирическую реальность исторического мира периода Великой Отечественной войны, вносит значительный вклад в решение поставленной Президентом задачи.

1 Путин анонсировал создание комплекса материалов по Второй мировой войне // РБК, 15.01.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.