УДК 6М.72:661.641-074
МЫШЬЯКСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Н. П. Ватку лат
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены
им. А. Н. Марзеева
Ввиду возможного поступления мышьяка из окружающей среды в растения, кото-•рые используются населением, проживающим в зоне суперфосфатного производства, в пищу, возник вопрос об определении токсичности для теплокровных животных остаточных количеств мышьяксодержащих соединений, найденных в пищевых продуктах. Был поставлен хронический опыт в течение 6 месяцев на белых крысах. 1-я группа животных получала ежесуточно с пищевыми продуктами 0,05 мг/кг, 2-я группа — 0,5 мг/кг, 3-я группа — 5 мг/кг, 4-я группа (контрольная) получала продукты, содержащие природное количество мышьяка. Наблюдения показали, что общее состояние животных 1-й группы на протяжении всего опыта было таким же, как и в контроле. У крыс 2-й группы оно начало отличаться от контроля лишь с 4-го месяца и продолжалось до конца опыта. Крысы плохо поедали корм, были вялыми, у большинства появился понос, 3 животных погибли. На гибель некоторых крыс 2-й группы, по-видимому, повлиял сопутствующий фактор — воспаление легких среди отдельных особей. Поэтому гибель 3 животных 2-й группы нельзя с достоверностью расценивать как результат действия только соединений мышьяка. У крыс 3-й группы симптомы отравления мышьяком были более выражены, чем у животных 2-й группы, особенно на 3-м месяце наблюдения; 5 животных погибли. Простудных заболеваний в этой группе не было. Ввиду гибели крыс остальные животные этой группы были забиты на 3-м месяце наблюдения.
На протяжении первых 2 месяцев затравки животные всех групп прибавляли в весе в равной степени. С 3-го месяца опыта отмечалось выраженное и достоверное отставание в весе животных 3-й группы, а с 4-го по 6-й месяцы — 2-й группы.
При поступлении минимальных количеств мышьяка (0,05 мг/кг) в организме животных не обнаружено гематологических и биохимических сдвигов.
Длительная затравка белых крыс продуктами, содержащими мышьяк, не оказала выраженного влияния на форменные элементы белой крови.
В процессе эксперимента определялось содержание БН-групп в сыворотке и активность холинэстеразы крови животных. Оказалось, что доза мышьяка 0,5 мг/кг снижает активность холинэстеразы со 2-го месяца и число ¿Н-групп крови с 5-го месяца затравки (различия достоверны, Р=4). В 3-й группе наблюдалось статистически достоверное снижение числа БН-групп и активности холинэстеразы крови с 1-го и до последнего месяца опыта.
Содержание пировиноградной кислоты в сыворотке крови белых крыс изменялось в пределах 0,70—3,06 мг%. Отмечены достоверные различия в содержании пировиноградной кислоты у животных 2-й группы к концу 3-го месяца затравки (1,04 ± 0,083 мг%), а у животных 3-й группы на протяжении всего срока эксперимента (в 1-м месяце 3,06± ±0,69 мг%, во 2-м месяце 1,45±0,23 мг% и в 3-м месяце 1,18±0,14 мг%).
Весовые коэффициенты внутренних органов (печени, селезенки, почек, сердца, легких и головного мозга) у животных 2-й и 3-й групп были достоверно выше, чем у контрольных крыс.
Мышьяк в повышенных количествах обнаружен во внутренних органах подопытных животных, что говорит о постепенном накоплении его в организме.
Оценивая результаты патоморфологических изменений в органах (головной мозг, •сердце, легкие, печень, почки, селезенка, надпочечники, кишечник и желудок) животных в результате воздействия разных количеств мышьяка, можно отметить, что мышьяк в дозах 0,5 и 5 мг/кг обладает общетоксическим действием, вызывающим в организме воспалительные и дистрофические процессы, протекающие на фоне гемодинамических нарушений.
Поступила 10/111 1971 г.
УДК 616.24-002.2-02:613.1
РОЛЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ХРОНИЧЕСКОЙ ПНЕВМОНИИ
Н. А. Зарубина (Москва)
В последние годы все чаще появляются тревожные сигналы об увеличении числа хронических неспецифических заболеваний легких и, в частности, хронических пневмо-мин. По литературным и нашим собственным данным, наиболее часто предрасполагают
А*
99
к'возникновению хронической пневмонии перенесенные острые пневмонии, хронический бронхит, бронхиальная астма, детские инфекционные заболевания (корь, коклюш), грипп и острые респираторные заболевания, туберкулез легких и т. д. Кроме того, имеются указания на такие «вспомогательные» факторы, как загрязнение атмосферного воздуха, метеорологические условия, урбанизация, курение и др. Большое значение имеет также бактериальное загрязнение внешней среды.
Мы попытались выяснить значение загрязнений внешней среды в развитии и обострениях хронической пневмонии. Для этого провели наблюдения над 80 больными хронической пневмонией (43 мужчины и 37 женщин) со сроком заболевания от 2 до 7 лет. Больные были преимущественно среднего и пожилого возраста, жили в центральных и магистральных районах Москвы, являлись работниками умственного труда.
При тщательном сборе анамнеза, а также изучении историй болезни больных за 20 лет выяснилось, что 43,75% из них перенесли неоднократные острые пневмонии, 26,25% — туберкулез легких, 17,5% — хронический бронхит и 5% — бронхиальную астму. Немаловажную роль в возникновении и обострении хронической пневмонии имеет пылевое и бактериальное загрязнение атмосферного воздуха. По данным ВОЗ (1970), существуют 16 загрязнителей атмосферного воздуха, обладающих прямым или потенциальным действием на верхние дыхательные пути человека. Особое патогенетическое значение в развитии изменений в легких имеют бериллий, фториды, углеводороды, сероводород, неорганические и органические частицы, двуокись азота, озон, сернистый газ, серный ангидрид и ¡др.
При попадании в дыхательные пути загрязнителей возможно их двоякое воздействие — общее токсическое и местное раздражающее (С. М. Гавалов). При этом происходит десквамация эпителия слизистых оболочек с последующей дегенерацией и метаплазией. Кроме того, наблюдаются бронхоспастические реакции, нарушается вентиляция и дренаж бронхов, что приводит к застою секрета, его инфицированию и возникновению воспалительных явлений. Это наиболее неблагоприятно сказывается на тех сегментах легких, которые в силу анатомических и физиологических особенностей плохо аэрируются.
Возникновению и обострению хронической пневмонии способствует метеорологический фактор. Так, наибольшее количество обострений заболевания (36,1%) падает на первый квартал года, что связано с холодной погодой в это время, с увеличением числа «простудных заболеваний», несмотря на то что в этот период наблюдается наименьшая бактериальная загрязненность среды (В. И. Бугрова и Т. М. Федорова).
По данным А. Я. Цигельника и нашему мнению, в условиях современного города значительная нагрузка падает на нервную систему в связи с частотой переключения внимания, внезапностью новых ситуаций, что вызывает спастические реакции со стороны сосудов и бронхов.
Все это относится и к наблюдаемым нами больным. Основной «центр тяжести» у них падает на умственную и эмоциональную область жизнедеятельности организма. Но каковы бы ни были эти «вспомогательные» факторы, трудно представить себе развитие и обострение заболевания без бактериального начала. Особенно большая роль, по данным многих авторов (С. С. Байзакова; В. В. Дубилей и соавт.; В. А. Свиридова; Д. М. Злыдников, и др.), отводится стафилококкам. Наши данные согласуются с теми, которые сообщают эти авторы. У 80 больных, которых мы наблюдали в фазе обострения хронической пневмонии, произведено 243 исследования мокроты на флору. Выделено 540 штаммов различных видов микробов. В 92,9% случаев микробы находились в ассоциациях (по 2—3 и более). Наиболее частая ассоциация: стафилококк -+- стрептококк (67 раз).
Изучение характера микрофлоры показало, что наибольший процент (30) составляли стафилококки, затем стрептококки (27,5); пневмококки обнаружены в 9,5% случаев и ише-рихии коли в 7,4% случаев.
Патогенность выделенных культур стафилококков определялась с помощью следующих тестов: способности коагулировать плазму кроличьей крови, наличия лецитиназной и гемолитической активности, пигментообразования и реакции ферментации маннита. Среди стафилококков наибольшее число составлял белый гемолитический плазмокоагулирующий (57 штаммов). Меньше всего было золотистого гемолитического неплазмокоагулирукнцего стафилококка (13 штаммов). Почти поровну выявлено белого гемолитического неплазмокоа-гулнрующего и золотистого гемолитического плазмокоагулирующего стафилококков (47 и'45 штаммов). Из стрептококков больше всего выделено зеленящего (71 штамм) и негемолитического (62 штамма).
Таким образом, в возникновении и обострении хронической пневмонии немаловажную рать играет санитарнобактернологическая загрязненность внешней среды, а также другие факторы.
ЛИТЕРАТУРА. БайзаковаСС. В кн.: Материалы Объединенной научной сессии Всесоюзн. научно-исслед. ин-та пульмонологии и Киргизский мед. ин-та. Фрунзе, 1969, с. 55— Бугрова В. И., Федорова Т. М. Тезисы докл. 4-й Научно-практической конференции по вопросам коммунальной гигиены. М., 1958, с. 2. — Злыдников Д. М. Хронические пневмонии. Л., 1969. — Гавалов С. М. Хронические неспецифические пневмонии у детей. М., 1968.—ВОЗ Загрязнение внешней среды.
научные исследования. Женева., 1970.—Д убилейВ. В.,ДубилейП. В., Хороша-в и н Л. Д. Тер. арх., 1970, в. I, с. 94. — С в н р и д о в а В. А. Хроническая пневмония и дифференциальная диагностика ее с туберкулезом легких. Дисс. канд. М., 1969. — ЦигельникА. Я- Клин, мед., 1962, № 4, с. 6.
Поступила 7/1 1972 г.
УДК «15.277.4:547.625
К ПРЕКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА СОЛЯНОКИСЛОГО о-ТОЛИДИНА, ОБЛАДАЮЩЕГО ВЫСОКОЙ КАНЦЕРОГЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ
Канд. мед. наук И. JI. Липкин
Институт экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР, Москва
Химически чистый о-толидин представляет собой бесцветные листочки с температурой плавления 129°, растворимые в этиловом спирте и эфире; в горячей воде растворимость составляет 1:300. В нашей стране о-толидин начал вырабатываться с 1933 г. и выпускался в виде пасты солянокислой соли его с содержанием в перерасчете на основание около 25% продукта. Солянокислый о-тсхлидин — нерасслаивающаяся паста от серого до коричневого цвета, разлагающаяся при температуре выше 340°, растворимость в воде при 12° составляет 1:17.
о-Толидин обладает высокой канцерогенной активностью, что было установлено Г. Б. Плиссом экспериментами на животных.
Солянокислый о-толидин в нашей стране вырабатывается периодически, 1—I1/» месяца в году. В последние годы в связи с неблагоприятными в санитарном отношении моментами ликвидирована стадия высаливания (выделения), связанная с ручной загрузкой соли через люк аппарата при 75—80°, а ранее по требованию санитарных органов ликвидирована еше и горячая очистная фильтрация готового продукта на открытых фильтр-прессах.
Аппаратурное оформление производства, как совмещенное со схемой производства о-дианизидина, в целях оздоровления условий труда несколько раз подвергалось реконструкции и усовершенствованию. Так, если раньше фильтрация гидразотолуола и готового продукта производилась на примитивных открытых нутч-фильтрах с ручными операциями, связанными с утрамбовкой и выгрузкой их в бочки, то с 1949 г. введены для фильтрации механизированные барабанные вакуум-фильтры, при которых значительно уменьшился контакт работающих с указанными веществами. Усовершенствовалась и другая аппаратура.
К оставшимся неблагоприятным в санитарном отношении моментам, при которых работающие имеют значительный контакт с гидразотолуолом и о-толидином, относятся ручная выгрузка цинковой пыли в редукторы через каждые 20—30 мин. (осуществляется через воронку с краном), ручные операции по обслуживанию фильтрации гидразотолуола и готово-о продукта на барабанных вакуум-фильтрах (смена фильтровального полотна, периодическая очистка лопаткой пасты продукта с поверхности фильтра), загрузка пасты готового продукта в бочки, откатка их и затаривание, ручной отбор проб и замер уровней в аппаратах.
Проведенные нами в производстве солянокислого о-толидина исследования показали загрязнение рук работающих гидразотолуолом — промежуточным продуктом и солянокислым о-толидином, а также наличие последних в воздухе производственных помещений.
Результаты гигиенического изучения производства солянокислого о-толидина и экспериментальные данные о высокой канцерогенной активности его указывают на то, что условия этого производства опасны для работающих в канцерогенном отношении. Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей в течение ряда лет занимается вопросами замены канцерогенных полупродуктов, применяемых для получения органических красителей, другими веществами, в частности заменой солянокислого о-то-лидина. В последние годы из солянокислого о-толидина вырабатывались лишь 2 красителя — пигмент красный прочный и пигмент прямой оливковый X.
С 1971 г. в соответствии с решением главного управления органических полупродуктов и красителей Министерства химической промышленности СССР производство солянокислого о-толидина в нашей стране прекращено и на основе этого продукта органические красители больше не вырабатываются.
ЛИТЕРАТУРА. П л и с с Г. Б. Гиг. труда, 1965, № 7, с. 18.
Поступила 30/VIII 1971 г.