УДК 6М.72:661.641-074
МЫШЬЯКСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Н. П. Ватку лат
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены
им. А. Н. Марзеева
Ввиду возможного поступления мышьяка из окружающей среды в растения, кото-•рые используются населением, проживающим в зоне суперфосфатного производства, в пищу, возник вопрос об определении токсичности для теплокровных животных остаточных количеств мышьяксодержащих соединений, найденных в пищевых продуктах. Был поставлен хронический опыт в течение 6 месяцев на белых крысах. 1-я группа животных получала ежесуточно с пищевыми продуктами 0,05 мг/кг, 2-я группа — 0,5 мг/кг, 3-я группа — 5 мг/кг, 4-я группа (контрольная) получала продукты, содержащие природное количество мышьяка. Наблюдения показали, что общее состояние животных 1-й группы на протяжении всего опыта было таким же, как и в контроле. У крыс 2-й группы оно начало отличаться от контроля лишь с 4-го месяца и продолжалось до конца опыта. Крысы плохо поедали корм, были вялыми, у большинства появился понос, 3 животных погибли. На гибель некоторых крыс 2-й группы, по-видимому, повлиял сопутствующий фактор — воспаление легких среди отдельных особей. Поэтому гибель 3 животных 2-й группы нельзя с достоверностью расценивать как результат действия только соединений мышьяка. У крыс 3-й группы симптомы отравления мышьяком были более выражены, чем у животных 2-й группы, особенно на 3-м месяце наблюдения; 5 животных погибли. Простудных заболеваний в этой группе не было. Ввиду гибели крыс остальные животные этой группы были забиты на 3-м месяце наблюдения.
На протяжении первых 2 месяцев затравки животные всех групп прибавляли в весе в равной степени. С 3-го месяца опыта отмечалось выраженное и достоверное отставание в весе животных 3-й группы, а с 4-го по 6-й месяцы — 2-й группы.
При поступлении минимальных количеств мышьяка (0,05 мг/кг) в организме животных не обнаружено гематологических и биохимических сдвигов.
Длительная затравка белых крыс продуктами, содержащими мышьяк, не оказала выраженного влияния на форменные элементы белой крови.
В процессе эксперимента определялось содержание БН-групп в сыворотке и активность холинэстеразы крови животных. Оказалось, что доза мышьяка 0,5 мг/кг снижает активность холинэстеразы со 2-го месяца и число ¿Н-групп крови с 5-го месяца затравки (различия достоверны, Р=4). В 3-й группе наблюдалось статистически достоверное снижение числа БН-групп и активности холинэстеразы крови с 1-го и до последнего месяца опыта.
Содержание пировиноградной кислоты в сыворотке крови белых крыс изменялось в пределах 0,70—3,06 мг%. Отмечены достоверные различия в содержании пировиноградной кислоты у животных 2-й группы к концу 3-го месяца затравки (1,04 ± 0,083 мг%), а у животных 3-й группы на протяжении всего срока эксперимента (в 1-м месяце 3,06± ±0,69 мг%, во 2-м месяце 1,45±0,23 мг% и в 3-м месяце 1,18±0,14 мг%).
Весовые коэффициенты внутренних органов (печени, селезенки, почек, сердца, легких и головного мозга) у животных 2-й и 3-й групп были достоверно выше, чем у контрольных крыс.
Мышьяк в повышенных количествах обнаружен во внутренних органах подопытных животных, что говорит о постепенном накоплении его в организме.
Оценивая результаты патоморфологических изменений в органах (головной мозг, •сердце, легкие, печень, почки, селезенка, надпочечники, кишечник и желудок) животных в результате воздействия разных количеств мышьяка, можно отметить, что мышьяк в дозах 0,5 и 5 мг/кг обладает общетоксическим действием, вызывающим в организме воспалительные и дистрофические процессы, протекающие на фоне гемодинамических нарушений.
Поступила 10/111 1971 г.
УДК 616.24-002.2-02:613.1
РОЛЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ХРОНИЧЕСКОЙ ПНЕВМОНИИ
Н. А. Зарубина (Москва)
В последние годы все чаще появляются тревожные сигналы об увеличении числа хронических неспецифических заболеваний легких и, в частности, хронических пневмо-мин. По литературным и нашим собственным данным, наиболее часто предрасполагают
А*
99