Научная статья на тему 'Роль евреев в экономическом развитии местечек Западной Беларуси в 1921–1939 гг.'

Роль евреев в экономическом развитии местечек Западной Беларуси в 1921–1939 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль евреев в экономическом развитии местечек Западной Беларуси в 1921–1939 гг.»

Анна Вотейщик

Роль евреев в экономическом развитии местечек Западной Беларуси в 1921-1939 гг.

Штетл (то есть местечко) - это понятие, без которого невозможно представить себе жизнь евреев Восточной Европы. В результате революции и Гражданской войны «еврейский вопрос» бывшей Российской империи преобразовался в «местечковую проблему» нового Советского государства и термины «штетл», «еврейское местечко» стали утрачивать свой традиционный исторический смысл. В начале 1920-х годов, в связи с реформой избирательных округов, местечко как административно-территориальная единица было устранено с советской карты. Однако события 18 марта 1921 г. в Риге несколько изменили судьбу более 300 местечек, которые, согласно условиям мирного договора между РСФСР и Польшей, в составе 6 воеводств отошли к возрожденной Речи Посполитой, получив официальное название «Восточные Кресы». Отошедшая к Польше часть белорусских земель включала в себя территории Брестской, части Минской и Гродненской областей и впоследствии получила неофициальное название «Западная Беларусь». В 1931 г. в Западной Беларуси проживало 4,6 млн. человек, в том числе белорусов - 2 млн. 925 тыс. (65%), поляков - 675 тыс. (15%), евреев - 495 тыс. (11%), литовцев - около 113 тыс. (2,5%), прочих (немцев, татар, латышей, караимов, русских, цыган) - 293 тыс. (6,5%)1. В Западной Беларуси насчитывалось 85 городов и около 200 местечек. Термин «местечко» (штетл) на территории Западной Беларуси официально просуществовал до 1939 г. и представлял собою отдельный тип поселений наряду с городом и деревней, сохранив свой традиционный метонарратив как центра еврейской истории и культуры.

Польские власти в местечках видели своеобразную зону обмена (в первую очередь экономическую) между городом и деревней и не препятствовали их экономическому развитию. Интеграция местечковой экономики в экономику Польши | благодаря участию евреев произошла очень быстро, превратив многие местечки в торговые и промышленные центры ^ гмин и поветов. Несмотря на то, что уровень развития «Вос-® точных Крессов» был гораздо ниже, в сравнении с остальны-| ми воеводствами Польши, однако крайне тяжелым экономи-® ческое положение еврейских местечек (по сравнению с со-^ ветскими местечками), назвать нельзя.

| По данным переписи 1921 г. процентное участие евреев

? в экономике Польши представляется следующим образом: § в сельском хозяйстве - 0,9%; в ремесле и промышленно-^ сти - 23,5%; в торговле и страховании - 62,6%; на транспорте - 10,2%; в общественной службе и свободных профессиях - 12,4%; в домашнем хозяйстве и частной службе - 16,7%; в других видах деятельности - 15,7%2.

Еврейские ремесленники, торговцы и предприниматели задавали тонус всей местечковой экономике в силу того, что большинство белорусов и поляков были привязаны к своему земельному участку и занимались преимущественно сельским хозяйством. Крупных и средних собственников земли среди евреев не было, но если и был у еврея земельный надел, то он обязательно сдавал его в аренду.

Еврейское население Западной Беларуси традиционно было занято в торговле, ремесле и различных промыслах. Ремесло в местечках в 1921-1939 гг. было ориентировано на рынок и евреи постепенно монополизировали наиболее прибыльные ремесленные специальности, связанные с обработкой дерева, металла, кожи, изготовления одежды и обуви. В местечке Яново Полесского воеводства еврейскими считались следующие ремесленные специальности: слесарь, столяр, пекарь, колбасник, портной, сапожник3. В местечке Дуниловичи Виленского воеводства в 1937 г. было зарегистрировано 37 ремесленных мастерских, которые принадлежали евреям4. В местечке Ивье Новогрудского воеводства в 1929 г. среди еврейских ремеслеников было зарегистрирова-

ло

но 13 мастеров по ремонту обуви, 8 портных, 8 сапожников, 7 мастеров по коже, 6 мастеров по изготовлению резиновых галош, 5 кузнецов, 5 пекарей, 2 резника, 1 жестянник, 1 повар, 1 мастер по изготовлению веревки, 1 колпачник, 1 часовой мастер, которые составляли 85% от общего количества С ремесленников в местечке5. В 1930 г. на территории Полес- | ского воеводства промышленностью и ремеслом занимались н

12 954 евреев, или 11,7% от всего еврейского населения По- в

6 р лесья6. п

В 30-е гг. в местечках особенно возрос спрос на специаль- С, ности, связанные со сферой социального обслуживания на- ° селения: фотомастер, парихмахер, часовой мастер, фурман в (извозчик). Доля евреев в этих специальностях была особен- е но велика. Эти специальности особенно ценились в городах, | и местечковые мастера создавали конкуренцию городским § ремесленикам. Частным извозом людей и товаров в Полесском и Новогрудском воеводствах занимались исключительно евреи. Извоз считался очень тяжелым трудом, (т. к. в пути извозчик мог быть до 7-9 дней) но, в свою очередь, прибыльным зароботком. Водителей еврейского автобуса «Красовян-ка», который курсировал по маршруту Городея-Новогрудок, часто нанимали жители Новогрудского повета для празднования свадеб и других семейных праздников7.

Профессионализм еврейских мастеров очень ценили жители штетла. Еврейские мастера из местечка Влодово По-леского воеводства занимались изготовлением мебели из высококачественного дерева. Заказы поступали не только от жителей местечка, но и от жителей Бреста. Работа еврейского мастера из Высоко-Литовск по ремонту автомобилей и велосипедов ценилась по всему повету.

Польские власти, используя лесные и земельные богатства в качестве дешевого сырья для собственной экономики и дополнительной прибыли от иностранных инвесторов, не были заинтересованы в развитии промышленности Западной Беларуси. С 1921 по 1939 г. не было построено ни одного крупного государственного завода на территории Западной Беларуси, а около 39% лесных богатств были отданы в эксплуатацию иностранным фирмам и монополиям. Большин-

ство промышленных и ремесленных предприятий были частными и принадлежали в основном евреям или польским и иностранным фирмам. Случалось так, что польские или иностранные фирмы возглавляли на местах лица иудейского | вероисповедания. Директором лесопильного завода в Иваце-вичах (одного из крупнейших в Полеском воеводстве), при-а, надлежавшего польской фирме «Vic», был Батлай Янкель8. ее Для создания как промышленного предприятия, так и ре-§ месленной мастерской необходимо было получить промыш-® ленное свидетельство (карту) или концессию. Такие промыш-,о ленные свидетельства и концессии сохранились в архивах | Беларуси, Польши, Литвы. Получение ремесленной карты * сопровождалось весьма длительной бумажной процедурой, § требующей не только финансовых затрат, но и большого ко-^ личества времени. В силу указанных причин многие ремесленники и торговцы занимались своим ремеслом нелегально, без ремесленных карт и свидетельств. За деятельность без ремесленных карт, промышленных свидетельств торговцы и ремесленники привлекались к ответственности (на них на-логались штрафы, а в отдельных случаях их предприятия закрывали). Так, в 1937 г. жительница местечка Большая Глушь Камень-Каширского повета Геня Факс была аштрафована на 50 злотых (или 3 дня ареста в случае неуплаты) за нелегальное открытие швейного отелье9.

Анализируя промышленные свидетельства можно прийти к следующим выводам. Наибольшее развитие в местечках получили лесная, химическая, текстильная и пищевая отрасли промышленности. Все местечковые промышленные предприятия были мелкими с небольшим количеством наемных рабочих (от 2 до 10 человек), которые относились к 6-8 промышленным категориям (по количеству рабочих). Несмотря на то, что наиболее доходной отраслью была деревообрабатывающая промышленность, евреи предпочитали открывать свои предприятия в пищевой и химической отраслях, так как деревообрабатывающая промышленность была монополизирована иностранными и польскими фирмами, чей капитал надежно охранялся государством, так как экспорт белорусского леса был одним из главных источ-

ников доходов, на которых держалась польская казна. Так, 5 марта 1935 г. начала работу скипидарная фабрика М. Рубинштейна в местечке Св. Воля Косовского повета Полесского воеводства, на которой работали 2 рабочих10. В 1934 г. С. Борух получил разрешение на строительство кожевенно- с го завода в местечке Малеч Полесского воеводства11. Завод о по производству черепицы в Ивье, который принадлежал н еврею Ш. Заку, был единственным заводом по производству § данного продукта в Новогрудском воеводстве12. Название "о улицы «Фабричная» в местечке Зельва Белостокского вое- й водства происходила от единственной крупной в местечке ° текстильной фабрики, которая принадлежала еврею Боро- ев дитскому13. Единственные фабрики в Западной Беларуси по е производству дрожжей находились в местечках Ошмяны и ! Новой Вилейке и принадлежали евреям14. Сыроварение в о Несвижском повете находилось, как свидетельствуют архивные документы, в руках евреейских предпринимателей (всего 44 предприятия, 18 из которых находились в местечках, таких как Городея, Снов, Синявка, Нарушевичы, Белый Двор и др.)15. В 1938 г. еврейскому населению было выдано 46 концессий на строительство и работу скотобоен в 20 местечках Полесского воеводства16.

Промышленные предприятия, принадлежавшие евреям, были больше технически усовершенствованы электричеством, паровыми котлами и другим оборудованием в сравнении с польскими и белорусскими фабриками и заводами. Так, в 1935 г. в местечке Яново Дрогиченского повета на лесном заводе, принадлежавшем Б. Бурштейну был установлен паровой котел фирмы <^огЬиг», который в 1938 г. был заменен на электричество17. Лесные заводы А. Лихтенберга в Влодавке, Ш. Милнера в Дрогичине, С. Голдерга в Жабинке, С. Шнай-ского в Дамбровице были оснащены электрическими пилами и станками для обработки дерева, что повышало производительность предприятий18.

Однако ни промышленность, ни ремесло, а именно торговля стала приоритетным занятием для местечковых евреев. В центре каждого местечка находилась рыночная площадь, которая была просто «усыпана» еврейскими лавочками и ма-

газинами, предлагающими достаточно богатый ассортимент товаров местному населению.

Еврейский маркетинг 20-30 гг. ХХ в. жители местечка Мир Новогрудского воеводства описывали так: «Они вежливые | такие, с порога приглашают тебя в магазин. Зайди - пан -зайди! Всех панами называли. Пойдешь в лавку к еврею, если а, нет денег, он тебе в кредит даст. В книжечку свою запишет, а ее если не отдашь, то все евреи будут знать. Добрые были люди! § А сколько там товара было: и сироп, и шпроты, и колбаса, сыр. ® А белых семечек целые мешки стояли. Самым богатым евре-,о ем в местечке был Рабинович, владелец двух магазинов. Его | особенно уважали жители местечка за то, что он любую вещь * мог достать: из Польши привозил жителям местечка по инди-8 видуальному заказу швейные машины «Зингер», велосипеды ^ «Аист», фотооппараты, даже автомобиль помогал купить»19.

Еженедельные торги, ярмарки, базары, стационарная и развозно-разносная торговля давали евреям значительный доход. Периодические формы торговли в 1921-1939 гг. практически были вытеснены стационарными. Ярмарки проходили по католическим и православным праздникам, не чаще 10-12 раз в год и длились от 2 до 5 дней. Еженедельные торги проходили в большинстве местечек только один день. Торговым днем мог быть любой день недели, кроме субботы, что подчеркивает доминирующую роль евреев в развитии этой формы торговли.

Количество мелких лавок, средних и крупных магазинов варьировалось от 25 до 150 в зависимости от экономического и социального развития местечка. Стационарная торговля в местечках Западной Беларуси в 20-30 гг. ХХ в. отличалась видовым разнообразием торговых точек и функциональным их назначением. Доминировали продуктовые магазины, бакалеи, кондитерские, магазины колониальных и галантерейных товаров и мелкие лавки, специализирующиеся на продаже определенного товара: одежды, обуви, ремесленных изделий, чая, кофе, посуды и д.р. Около 80-90% всех торговых точек в местечках принадлежало еврейскому населению. Только в еврейских магазинах и лавках можно было купить товар в кредит.

Значительный доход приносили владельцам торговые заведения, где продавали спиртное: рестораны, таверны, корчмы, бары, кафе, магазины. Абраам Бейн в 30-е гг. был владельцем одного крупного вино-водочного магазина в Кажен-Городке, Ю. Карбутович - в Камень-Коширске, Фрейда Подоровская с содержала ресторан в Хомске, Ицек Белогурский - ресторан | в Столине20. ж

В каждом местечке были гостиницы и постоялые дворы, в количество которых зависело от торгово-промышленной ин- оп фраструктуры местечка. Доля евреев в этой сфере экономи- с ческой активности была значительной, но не доминирующей. о Владельцами гостиниц были в равной степени, как евреи, так ев и поляки, белорусы. Владельцами постоялых дворов были е преимущественно евреи. Исключительно евреи были соб- ст ственниками постоялых домов в местечках Воложинского во повета Новогрудского воеводства. В местечках Ивенец, Во-ложин, Вишнево имена И. Люска, М. Левина, З. Рабиновича, братьев Брудно были известны всем жителям местечек как самых успешных предпринимателей21. Ш. Борух был владельцем самой большой гостинницы в местечке Свентяны Вилен-ского воеводства, расчитанной на 16 мест (10 комнат).22

Евреи активно занимались разносно-развозной торговлей в деревнях и местечках Западной Беларуси. Их чаще всего называли уличными торговцами, которые закупали товар на ярмарках и базарах, а потом перепродавали этот же товар сельскому или городскому жителю, но уже по более высокой цене. Предметами скупки были: галантерейные товары, льняные изделия, мыло, свечи, спички, ягоды, грибы и д.р. Некоторые уличные торговцы специализировались на продаже одного продукта: мороженого, содовой воды, леденцов. Уличные продавцы обычно разносили свой товар по домам, но могли продавать со столов. Процент уличных торговцев был небольшим, для занятия этой формой непериодической торговли необходимо было получить лицензию. Уличная торговля не составляла конкуренции постоянным торговым точкам, так как цены у уличных торговцев были выше.

Важную роль в розничной местечковой торговле занимали мелкие оптовые купцы, которые по сниженным ценам

закупали у сельских жителей зерно и сельскохозяйственные продукты и перепродавали этот товар крупным торговым фирмам или оптовикам внешнего рынка. В царской России таких перекупщиков называли комиссионерами. Некоторые | источники позволяют выявить некоторых крупных местечковых комиссионеров Гродненского повета Белостокского к, воеводства. Так, М. Файнзилберг скупал зерно в местечке ее Лунно, А. Гришпан - в Свислочи, К. Плавский - в Яблоне-| во23. Нередко местечковым оптовикам помогали факторы, ей которые за определенное финансовое вознаграждение от ^ заказчика изучали экономическую конъюнктуру, прогнози-| ровали выгодность торговых сделок, давали рекомендации s? начинающим купцам, занимались юридическими вопросами то торговых сделок. Факторы по характеру оказываемых услуг оВ делились на торговые, промышленные и служебные.

Ростовщичество было весьма распространенным занятием еврейского населения, которые давали деньги в залог под 4-5% годовых. В некоторых местечках «деньги в долг» давались под залог ценных вещей или бумаг, а также процентами могла выступать работа плательщика, в зависимости от его ремесленной специальности. Банковская система кредитов только начинала появляться в местечках. Первые местечковые банки (bank ludowy) принадлежали в основном евреям. Так, банк в местечке Любешово Виленского воеводства, который действовал с 1925 г. возглавлял Шимон Кульбос. В администрации банка были заместитель управляющего (Голуб Рейфман), казначей (Вольф Абрамович), секретарь (Вайнер Берк). Банк в Любешово давал кредиты местным ремесленникам, купцам на 1-2 года под 8-10% годовых24.

Еврейское купечество в местечках Западной Беларуси в 1921-1939 гг. было тесно связанно с промышленностью и ремеслом. Очень редко купцы занимались исключительно торговлей, чаще они выступали владельцами или совладельцами промышленных предприятий, ремесленных мастерских, арендаторами лавок и магазинов. Такие купцы, как С. Групп и братья Шелубские из Ошмян, Ш. Гурвич и И. Левисон из Ви-лейки, И. Грунхаис и М. Мандаль из Влодово, А. Косовский из Лунно, Б. Ицкович из Городеи были владельцами лесных

заводов и торговали на внешних рынках только деревомате-

25

риалами25.

Согласно параграфу 11 польского торгового Кодекса 1918 г. в каждом населенном пункте, где количество купцов было больше 10 человек должен быть создан Союз купцов26. В 30-е ос гг. в местечках Полеского воеводства было создано 17 еврей- о ских купеческих союзов, которые насчитывали от 40 до 200 н членов27. Объединение купцов в союзы обеспечивало их ин- в тересы и охраняло от внешней конкуренции. оп

Таким образом, еврейские купцы, ремесленники и про- й мышленные предприниматели заняли монопольное положе- ° ние в экономической деятельности местечек Западной Бела- ев руси в 1921-1939 гг. Сектор «христианского» предпринима- е тельства существенно сокращается, но не исчезает. Возрас- ! тающая роль еврейского населения в торгово-ремесленной во сфере экономической активности западнобелорусского штетла определялась в первую очередь доминированием этой этнической групы в социальном составе местечек Западной Беларуси в 20-30 гг. ХХ в. и отсутствием правовых ограничений со стороны польского правительства в отношении к еврейскому предпринимательству.

1 Тарас А.Е. Анатомия ненависти (Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв.). Минск: Харвест, 2008. С. 505.

2 Sprawy narodowosciowe. 1929. № 1. S. 184.

3 Государственный архив Брестской области (ГАБО). Ф. 1. Оп. 2. Д. 760. Л. 3.

4 Зямчонак 1.П. Дашлавiчы 1473 - 1998. Паставы, 2004. С. 36.

5 Польский бизнес-справочник. 1929. [Электронный ресурс] / Ивье. Заболоть. - Режим доступа: http://www.shtetlinks.jewishgen.org/Lida-District/ iwje29.htm. - Дата доступа: 02.02.2010.

6 Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.12.1931 r. Woewódstwo Poleskie. Warszawa, 1938. С. 254.

7 Раманава I. Мiр: псторыя мястэчка, што расказалi яго жыхары / Раманава I. Маркоуская. - В1льня: ЕГУ, 2009. С. 29.

8 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3750. Л. 4.

9 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3643. Л. 5.

10 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3754. Л. 14.

е о н

S*

о

В

ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3732. Л. 12, 24.

Польский бизнес-справочник. 1929. [Электронный ресурс] / Ивье. Заболоть.

Данюк А. Зельва: страницы истории // Праца. 2007. 27 июня. С. 3. Литовский центральный государственный архив (ЛЦГА). Ф. 51. Оп. 6. Д. 380. Л. 1.

Государственный архив Гродненской области (ГАГО). Ф. 551. Оп. 1. Д. 2353. Л. 1-6.

ГАБО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1040. Л. 23. ДАБВ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2838. Л. 9. ГАБО. Ф. 1. Оп.1. Д. 687. Л. 1-30.

Раманава I. Мiр: псторыя мястэчка, што расказалi яго жыхары. C. 2123.

ГАБО. Ф. 1. Оп.1. Д. 585. Л. 7 об., 46. ГАГО. Ф. 551. Оп. 1. Д. 1915. Л. 2. ЛЦГА. Ф. 51. Оп. 15. Д. 605. Л. 12.

Polski przemysl i handel: ksi^ga adresowa i informacyjna przebsi^biorstw przemyslowych, handlowych i finansowych w Rzeczypospolitej Polskiej. War-szawa: Izba przemyslowo-handlowa, 1930. S. 651-654. ЛЦГА. Ф. 51. Оп. 15. Д. 1268. Л. 134.

Polski przemysl i handel: ksi^ga adresowa i informacyjna przebsi^biorstw przemyslowych, handlowych i finansowych w Rzeczypospolitej Polskiej. S. 915-916.

Kodeks handlowy obowi^zuj^cy w krolewstwie Polskim / pod red. J. Namitkie-wicza. Warszawa, 1918. S. 215. ГАБО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1200. Л. 2-37.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.