Научная статья на тему 'Роль евреев в экономическом развитии местечек Беларуси в первой половине XIX в.'

Роль евреев в экономическом развитии местечек Беларуси в первой половине XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль евреев в экономическом развитии местечек Беларуси в первой половине XIX в.»

Роль евреев в экономическом развитии местечек Беларуси

в первой половине XIX в.

В конце XVIII в. белорусские губернии наряду с другими западными губерниями Российской империи были включены в позорнейшую в истории царской России, прогремевшую на весь мир так называемую «черту еврейской оседлости». Проживать во внутренних губерниях России, а позже и вне городов и местечек евреям запрещалось. Их массовое выселение из сельской местности активно началось после издания «Положения об евреях 1804 г.». Выселенчес-кие мероприятия неоднократно возобновлялись и были в основном завершены к концу 30-х гг. XIX в. В результате города и местечки белорусского края превратились в «резервации» для целого народа, что значительно усложняло их развитие, особенно экономическое.

Концентрация еврейского населения в местечках усиливала общую бедность жителей и ускоряла процесс пауперизации мещанства. Так, евреи м. Талочин в 1825 г. характеризовали свое положение следующим образом: «... от большого стеснения в одном доме по два и более семейств крайнею бедностию наказаны так, что и дневного пропитания иметь не можем»1. В этом же году евреи м. Шклов в прошении на имя императора отмечали: «Стеснение по городам и местечкам от переселения из деревень евреев, близкое к истреблению нас, дает нам смелость, Всеавгустейший монарх, припасть к стопам твоим. и просить себе спасения от предстоящей гибели еврейскому народу в белорусских губерниях. ныне мы находимся в совершенной бедности, так что в скором времени неизбежно подвергнемся всеобщему истреблению»2. Далее в этом прошении предлагались конкретные меры по выходу из тяжелого экономического положения. Шкловские евреи просили разрешить им: «1) содержать постоялые дома и почты с продажею для проезжающих съестных припасов и фуража; 2) иметь в откупах по соглашению с помещиками дойный скот, а ремесленникам заниматься работами там, где востребует надобность помещиков; 3) иметь в откупе мельницы, рыбные ловли, речные перевозы и выгодную землю для обрабатывания оной наймом по согласию крестьян»3.

Российское правительство не хотело поддерживать прежние занятия евреев, так как государство не получало доход от них и даже начинало считать их опасностью для экономики страны. В новых исторических условиях происходит переориентация экономист е ческой деятельности евреев, трансформация их профессиональной ^ § структуры. Если в конце XVIII - начале XIX в. основным способом §. | заработка для них оставалась эксплуатация доходных источников ® а помещичьего хозяйства и связанная с ним посредническая торгов-§ о ля,тов первые десятилетия XIX в. основной акцент экономической 'I ¡к жизни евреев переносится в местечки и города. Хотя и прежде мно-а & гие евреи жили в городских поселениях, однако большинство евреев о | являлись неотъемлемой частью традиционной экономики латифун-§ дий Речи Посполитой4. Они выступали в роли арендаторов и «пос-| сесоров», что объясняет доминирующую роль евреев в сельском 00 хозяйстве в качестве организаторов, в руках которых сосредотачивались все нити сельскохозяйственной жизни страны5.

С переносом основного акцента экономической жизни евреев в города и местечки важность торгово-промышленной деятельности для них значительно возросла, и евреи делали все, чтобы монополизировать ее. Архивные источники и опубликованные документальные материалы позволяют выделить и охарактеризовать сектор еврейского предпринимательства в местечках Беларуси рассматриваемого периода.

Основной и почти единственной сферой экономической деятельности местечковых евреев было неземлевладельческое (т.е. торгово-промышленное) предпринимательство. Привитие евреям нетрадиционного для них вида деятельности - занятия сельским хозяйством - закончилось неудачей. Речь идет о злополучном проекте об объединении евреев в земледельческие колонии. О том, как была организована эта кампания, красноречиво свидетельствует следующий архивный документ 1853 г.: «... в имении Сморгонь поселены 23 семейства евреев, в каждом из них состоит от 5 до 9 душ мужского пола. Они наделены участками в 111/2 десятин... Участки эти малы для многодушных семейств и плохи по качеству земли»6. Евреи таких колоний со временем отдавали предпочтение такому виду сельскохозяйственных занятий, как животноводство. Об этом свидетельствуют прошения евреев-землевладельцев о наделении их сенокосами

взамен пахотной земли. Так, 24 августа 1859 г. на имя люстратора м. Свислочь Рысинского поступило прошение, в котором «евреи-земледельцы колонии «Израильской» просили о наделении их сенокосами в урочище Мостки и Богатое, евреи-земледельцы колонии «Галилейской» - о замене им пахотной земли при д. Лашевичи и | о наделении сенокосами в урочище Дзики»7. Земледельческий вид и 1 деятельности, таким образом, постепенно почти полностью исчез и 1

из профессиональной структуры еврейского населения. 1 р

А„ в 1 вот размеры еврейского винокурения и корчмарства, несмот- е §

ря на все попытки запретов, оставались значительными. О широком Н К распространении этого необычайно прибыльного занятия среди 1 § местечковых евреев свидетельствуют следующие сведения. В Грод- ь вР ненской губернии, например, в 1829 г. в 11 казенных местечках СС насчитывалось 96 еврейских винокурень, в 67 помещичьих местеч- § ках их было 233 (219 из них находились в собственности и 14 - : в арендном содержании евреев). Всего в местечках Гродненской губернии существовало в это время 329 винокурень, где производилось 93 797 ведер вина ежегодно. Данный архивный документ содержит прошения евреев ряда местечек: Лунно, Кринки, Индура, Озеры, Большая Берестовица, Шерешово, Береза, Селец, Мальча, Каменец, Радунь, Острино, Мир, Кореличи, Любча и др., - в которых они жаловались на запрещение заниматься винокурением, отмечая при этом, что «таковым промыслом доставляют семействам своим содержание, и уплачивают государственные подати»8.

Важное место заняли евреи в секторе промышленного производства местечек. Начнем его анализ с рассмотрения ремесленной деятельности местечковых евреев, которая была направлена на удовлетворение бытовых нужд местного населения.

Сложившиеся исторические и экономические условия стимулировали, с одной стороны, высокий профессионализм евреев в ряде ремесел; с другой - параллельное владение несколькими специальностями (из еврейского фольклора: «Лучший портной среди сапожников - это пекарь Иосиф»). Для многих еврейских семей ремесло было единственным средством к существованию. По приблизительным подсчетам, в середине XIX в. от 40 до 50 % еврейского населения существовало исключительно благодаря ремесленным занятиям.

Однако фрагментарность источниковой базы не позволяет создать достаточно полную картину развития ремесла в местечках. На это ука-зытал И. Зеленский, полковник Генерального штаба, составитель «Материалов для географии и статистики России. Минская губерния» (1863— §о |ц 1864 гг.): «Определить цифрою развитие ремесленной промышленно-§ сти невозможно. Никакие законоположения, никакие народные перепи-1.1 си, никакие ремесленные уставы не поставят ремесло в такое положе-® |. ние, при котором можно было бы подвергнуть ее анализу... Все сведе-§ 8 ния о числе цеховых и ремесленников, имеющиеся в казенной па-| g лате, городских думах и магистратах, не только не верны, но и не til & приблизительны, и ни в каком случае не определяют степени раз-§ | вития ремесленной промышленности»9. Губернская статистика того о времени фиксировала, как правило, только цеховое ремесло. Абсо-| лютное большинство еврейских ремесленников в состав цехов не 00 входило. В.Б. Антонович отмечал: «Между тем как цехи падали под собственной тяжестью, подавленные лишней заботливостью об устранении конкуренции, последняя явилась в лице еврейского населения. Евреи, со свойственною им прозорливостью и экономическим чутьем, весьма искусно угадали причины, подавившие промышленную деятельность горожан, и успели отстранить их от себя. Они стали. заниматься промыслами, не подлежа ни цеховым стеснениям, ни тяжелым пошлинам, обременявшим христиан»10.

«Вольные» ремесленники-евреи были серьезными конкурентами для цеховых ремесленников-«христиан». Это нашло свое проявление в жалобах последних в разные государственные инстанции, в которых они ссылались на давние привилегии. Подобный конфликт имел место, например, в м. Мир в середине 20-х гг. XIX в. Здесь еще с 1686 г. существовал «христианский» ткацкий цех. Кроме того, ткацким ремеслом занимались около 40 еврейских семейств (около 200 душ). В 1832 г. евреи-ткачи в прошении на имя императора (интересно, что начиналось оно со слов «Обожаемый монарх!») отмечали, что «в 1852 г. ткацкий цех со стороны христиан начал воспрещать нам заниматься ткацким ремеслом и покупать на торгах тальки под сим предлогом, что будто бы евреям непозволено заниматься никакими промыслами, забрал у нас публично самовольным и насильственным образом материалы.» В 1827 г.

цехмастер Трушинский обратился к Радзивиловской комиссии, учрежденной в г. Вильно, «домогаясь удаления евреев от ткаческого промысла в м. Мире». Комиссия выполнила эту просьбу решением от 16 октября 1830 г. Гродненский генерал-губернатор в рапорте министру внутренних дел отмечал: «.судя по положению здешне- | с го края, нельзя признать выгодным воспрещение в м. Мире евреям и 1 заниматься ткацким ремеслом. но так как местечко вотчинное, то и 1 надо предоставить собственному усмотрению князей Радзивилов 1 р

« 11 в 1

все хозяйственные распоряжения.»11. е а

С конца 40-х гг. XIX в. количество еврейских цеховых ремеслен- Н к ников увеличивается. Так, в 1847 г. евреи-портные м. Свислочь 1 § (65 человек: 38 мастеров и 27 «работников») обратились в Волко- ь вр высский городовой магистрат с прошением о разрешении создать |< цех. Просьба не была удовлетворена, потому что, как отмечается в в документе, «право на учреждение цехов служит только городам, : закона на учреждение цехов по местечкам не существует». Однако настойчивые свислочане обратились с подобным прошением к министру внутренних дел Российской империи. Губернским органам было поручено собрать необходимые сведения о ремесленных цехах в уездах Гродненской губернии. Земские исправники Кобрин-ского, Волковысского, Пружанского, Брестского, Слонимского и Гродненского уездов докладывали, что «во вверенных им уездах цехи не существуют». Ремесленные цеха существовали только в заштатных городах Сокольского и Белостоцкого уездов, а также в местечках Орля, Семятичи и Цехановцы Бельского уезда. Причем в последних двух местечках цехов было несколько: в Семятичах -4, в Цехановцах - 7. Цеха в упомянутых местечках, как говорится в документе, «существуют от прусского правительства». Видимо, учитывая эти факты, МВД 23 января 1850 г. сообщило, что не видит «препятствий к разрешению евреям м. Свислочь составить цех.»12.

Стремление евреев-ремесленников пополнить цеха связано с их желанием освободиться от власти кагала, избежать конкуренции, а также попасть в число «полезных». Дело в том, что по указу от 23 ноября 1851 г. предполагалось разделить евреев на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, мещане оседлые и мещане неоседлые (в зависимости от наличия или отсутствия недвижимо-

сти). В разряд ремесленников записывали только цеховых. В связи с этим обращение евреев в соответствующие органы с прошениями об образовании ремесленных цехов участились. Архивные документы, которые это отображают, содержат сведения о количестве § е ремесленников-евреев в местечках, их специализации.

§ К сожалению, в моем распоряжении имеются подобные матери-а | алы только по Лидскому и Ошмянскому уездах. На момент сбора ® а сведений (начало 1852 г.) ремесленные цеха, куда входили евреи, § 8 существовали в местечках Щучин, Острино, Василишки, Эйшиш-5* ки и Желудок. Ремесленники-евреи местечек Ивье, Сморгонь, Ра-§■ о дунь и Белица обращались с прошениями о разрешении создать о | цеха, однако в этом им было отказано. Ошмянский и Лидский город-§ ские магистраты не решились удовлетворить эти просьбы, «не имея | закона на учреждение цехов по местечкам»13. 00 Согласно указу от 16 апреля 1852 г., цеховая система в губерниях

черты оседлости евреев значительно реорганизовывалась. Ликвидировалась цеховая организация в тех городах и местечках, где количество ремесленников было незначительным. Здесь создавались так называемые «упрощенные ремесленные управления». В каждом городе и местечке создавались особые «еврейские неремесленные цеха», куда должны были записаться мостовщики, землекопы, каменщики, каменотесы, плотники, штукатуры, извозчики, фурманы, садовники, рабочие на «фабриках» и «заводах», чернорабочие, поденщики и домашние слуги. Все эти предписания, как нам кажется, послужили только к увеличению переписки, но отнюдь не к изменению устройства корпорации ремесленников. Из переписки по этому делу мы только убеждаемся в том, что цехи к тому времени были совершенно бесполезны и даже обременительны. Тем не менее осуществление этих постановлений в местечках проследим снова на примере Лидского и Ошмянского уездов.

На протяжении второй половины 1852 - начала 1853 гг. в 9 местечках Лидского уезда - Эйшишки, Желудок, Белица, Острино, Новый Двор, Щучин, Василишки, Радунь, Вороново - были образованы сложные (или смешанные) ремесленные цеха, которые объединили 329 ремесленников разных специальностей, количество которых колебалось от 6 (Вороново) до 15 (Эйшишки). В 7 местеч-

ках Ошмянского уезда - Сморгонь, Воложин, Вишнево, Гольшаны, Солы, Ивье, Крево - были введены упрощенные ремесленные управления, которые объединяли 148 ремесленников. Уровень специализации ремесла в этом уезде также был меньшим по сравнению с Лидским - от 2 (Крево) до 8 (Сморгонь) профессий. Ремесленни- ! ® ки некоторых местечек, где их количество было незначительным, 1ри 1 приписывались к ремесленным организациям ближайших местечек ^ 1 (Липнишки - к Ивью, Трабы - к Гольшанам и др.). Данный источ- 1 р ник не отражает национальный состав местечковых ремесленни- е | ков. Однако косвенные сведения позволяют утверждать, что абсо- Н о лютное большинство среди ремесленников составляли евреи. н1 е А в отдельных местечках они были даже единственными ремеслен- ь вр никами. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в Ивье на дол- |< жности «старшины» ремесленной управы и двух его «товарищей» в были избраны евреи «по ненахождению ремесленников из христи- : ан»14. Кроме того, в Желудке, Белице, Острино, Новом Дворе, Щу-чине, Василишках, Сморгони, Воложине, Ивье были созданы особые еврейские «неремесленные» цеха, куда записались 139 человек перечисленных выше специальностей и занятий. А всего в местечках рассматриваемого региона упоминаются 39 ремесленных профессий. Самыми распространенными были портные, сапожники, плотники и кузнецы. Последние две специальности довольно часто встречаются и среди еврейского ремесленного населения, что не подтверждает распространенного в литературе мнения о редких случаях занятия евреями кузнечеством и плотничеством.

Анализ приведенных данных позволяет выделить такую особенность местечкового ремесла, как высокий процент мастеров, что указывает на широкое распространение здесь ремесленников-одиночек. Значит, ремесленные мастерские в местечках были очень мелкими, на них в минимальном объеме использовался наемный труд. Процесс капитализации сферы услуг, таким образом, местечки почти не затронул. Здесь ремесло являлось скорее последним средством к существованию скученной еврейской бедноты. «Означенные в сей ведомости ремесла, - читаем в данном архивном документе, - суть единственный источник к жизни и удовлетворению всех лежащих платежей ремесленников»15.

Интересную закономерность отметил И. Зеленский: «До сих пор о состоянии ремесленной промышленности судят по числу лиц, занимающихся каким-либо ремеслом, забывая при этом, что увеличение числа ремесленников иногда служит признаком нищеты. § е В Минской губернии из 10 еврейских семейств, питающихся ремес-§ лом, по крайней мере 8 погружены в самую ужасающую нищету»16. а | Обычно в ремесленных мастерских работало не более 14 чело® а век. При найме еще одного увеличивались налоги. Некоторые из § о такихмелкихпредприятийофициальнойстатистикойучитывались 'I ¡к как «фабрики» и «заводы», и не случайно, так как для них была & характерна усложненная технология производства (с включением, § | например, химических процессов) и широкое использование меха-§ нических приспособлений. В местечках таких предприятий мелко-| товарного сектора промышленности насчитывалось достаточно 00 много. Почти все они принадлежали евреям. Среди них, например, кожевенные, шляпочные и суконные мастерские местечек Ружаны, Изабелино, Шерешово, Пески, Береза и др. Работало на них не более 4-5 человек, а на некоторых - по 1-2. Промышленный капитал, который был в обороте, составлял от 100 до 1500 руб. серебром. Так, в 1815 г. в м. Ружаны на шляпном предприятии Якова Сурино-вича работали 2 чел., произведено «шляп простой овечьей шерсти для евреев 200 штук на 90 руб. серебром». В этом же году здесь действовала кожевенная «фабрика» Ицки Шерешевского, где работало 4 человека, было произведено 525 кож на сумму 1537 руб. сер.17 Предприятия мануфактурного типа наиболее соответствовали финансовым возможностям зажиточных предпринимателей-евреев. К мануфактурам традиционно относят промышленные предприятия ручного труда с 15 и более рабочими. В результате некоторых обстоятельств (узость местного рынка, дешевизна рабочей силы) мануфактуры часто были более прибыльными, чем фабрики.

В местечках Беларуси мануфактуры преимущественно принадлежали евреям или находились в их арендном содержании. Показательно, что в «Списке фабрикантов и заводчиков Российской империи» за 1832 г. названы фамилии 21 владельца промышленных предприятий в местечках Гродненской губернии, 17 из них - евреи (5 купцов 3-й гильдии, 1 купец 2-й гильдии, остальные - мещане)18.

Еврейские мануфактуры были представлены в основном суконной отраслью (местечки Ружаны, Шерешово, Высоко-Литовск, Береза, Изабелино, Мир, Дубровно и др.). Здесь концентрировалось наибольшее количество крупных промышленных капиталов евреев. В м. Ружаны, например, развивалась как арендная форма крупного ! с промышленного предпринимательства, так и частновладельческая. и 1 В арендном содержании мещан Ареля Шлиомовича и Гермона ^ 1 Янкелиовича находилась суконная «фабрика» князя Сапеги, рабо- 1 р тало на ней в 1822 г. 200 чел., произведено 48 360 аршин, в обороте е | капитала было около 18 тыс. руб. сер., арендная плата - 600 руб.сер. Н к в год19. Крупной была мануфактура в Ружанах, которая принадле- н1 е жала мещанину Лейбе Пинесу. В 1828 г. на ней работало 159 чел. ь вр Было произведено 28 600 аршин сукна, действовало 20 прядильных |< машин, 27 ткацких, 9 чесальных и 23 других «приспособлений»20. в Необходимо отметить, что на всех мануфактурах, которые при- : надлежали евреям, использовался вольнонаемный труд. Это были в полном смысле слова капиталистические предприятия (в отличие от вотчинных мануфактур, где работали в основном крепостные). Однако возможности заниматься промышленным предпринимательством ограничивались у евреев двойным налоговым гнетом и невозможностью получения кредитов. Если дворяне могли получить ссуду под залог имения, то евреи - только при условии поручительства всего кагала, который при этом нес материальную ответственность, поэтому кагалы таких поручительств не делали. Так, в 1809 г. еврей-фабрикант Габриель Шмуйлович Бегаров обратился в Главное управление мануфактур с прошением о выдаче ему ссуды в размере 30 тыс. руб. ассигнациями для расширения заведенного им суконного предприятия в м. Пески Волковысского уезда. В прошении он отмечал, что «выписал иностранных мастеров и принял к ним более 100 работников и употребил на сие весь свой капитал» и что он обязуется «поставлять с фабрики своей в казну ежегодно по 9 тыс. аршин солдатского сукна.»21. Несмотря на поручительство графа Казимира Грабовского, Бегарову было отказано в его просьбе. Именно нехватка крупных капиталов не позволила предпринимателям-евреям в рассматриваемый период перейти к фабричному производству.

В целом необходимо подчеркнуть, что еврейские промышленные предприятия играли важную роль в экономике края, в том числе и в функционировании местечек. Именно благодаря еврейскому предпринимательству многие местечки стояли в промышленном отно-§ е шении на уровне городов и даже превосходили некоторые из них.

§ Анализ ремесленного и мануфактурного производства в местеч-а | ках приводит к заключению о том, что на протяжении первой поло® а вины XIX в. профессиональная структура еврейского общества § о менялась в сторону возрастания занятий, связанных с производ-'I ¡к ством. Однако приоритетным видом экономической деятельности & евреев все же оставалась торговля, особенно мелкая. Можно утвер-§ ¿з ждать, что торговля в Беларуси была монополизирована евреями § (или как часто приходится встречать в источниках - «захвачена» | евреями). Еврейские торговцы проявили себя во всех видах торгов-00 ли: посреднической, розничной и оптовой, внутренней и внешней. Они играли весьма значительную роль во всех формах внутренней торговли: ярмарочной, базарной, развозно-разносной и стационарной. О том, что и местечковая торговля была сконцентрирована почти исключительно в руках евреев, свидетельствует высокий удельный вес евреев среди купечества местечек, а также принадлежность им почти всех местечковых торговых заведений (лавок, корчем, питейных и заездных домов, трактиров и т.п.). Например, в середине XIX в. в местечках Минской губернии насчитывалось 8 купеческих лавок и 377 мещанских, из них евреям принадлежали все 8 купеческих и 370 мещанских лавок22. В местечках действовали также лавки, которые существовали непосредственно при жилых помещениях евреев. Так, когда в 1853 г. житель м. Свислочь купец Броуда обратился к министру финансов с прошением о разрешении ему построить 12 каменных лавок, Гродненской казенной палате было поручено собрать сведения о лавочной торговле в Свислочи. Оказалось, что здесь имелось 40 казенных лавок, которые сдавались в аренду во время ярмарки, а «Свислочское еврейское общество не имеет особо лавок, а только таковые устроены во всяких домах жилых в комнате от фронту, и в оных по большей части из разной мелочи торг состоит». Интересно отметить, что «.всякий хозяин дома из еврейского общества имеет выданную крепостную сделку

от прежнего вотчинника имения Свислочь референдария В. Тышкевича, из коей видно, что им дозволено распоряжаться и перестраивать дома по своей воле и для собственной выгоды с тем только дабы не портить фронта.»23.

Еврейские торговцы купеческого и мещанского сословий распо- ! с ряжались небольшими оборотными капиталами. Из-за недостатка и 1 сведений невозможно сделать полный анализ торговых оборотов в ^ 1 местечках. В нашем распоряжении есть только данные об оборотах 1 р лавочной торговли в некоторых местечках Гродненской губернии за е | 1822 г. В 14 местечках (Антополь, Волчин, Высокое, Городище, н к Дрогичин, Каменец, Кореличи, Любча, Мир, Новая Мышь, Негне- 1 § вичи, Стволовичи, Хомск-Яново) показаны обороты 118 лавочни- 3 р ков-евреев. Они колебались от 5 до 900 руб. ассигнациями. Выде- |< лялись на общем фоне мелочной торговли только м. Мир, где насчи- в тывалось 18 лавочников с оборотным капиталом от 100 до 900 руб. : (323 руб. в среднем), и м. Городище, где было 11 лавочников с оборотом от 150 до 600 руб. (309 руб. в среднем)24. Интересный факт, подтверждающий тезис о небольших капиталах еврейских торговцев, содержит архивный документ 1814 г., в котором показаны купцы 3-й гильдии Брестского уезда. По одному такому купцу числилось в местечках Каменец и Высокое. Но далее указывалось: «.каждый из них по собственному обороту капитала на 8000 руб. не имеет, но в тех местечках есть торговцы-евреи мелочных товаров, имеющие в оборотах малые капиталы, коим согласно повеления губернского правления запрещена была продажа пока не запишутся в гильдию и не объявят капиталов для платежа купеческих процентов, почему торговцы мелочной продажи этих местечек сделали складку и под именем в каждом местечке одного купца 3-ей гильдии объявили капиталы и уплатили за 1813 г. купеческий процент. В самом деле никто из них такового капитала по неимении оного и процентов уплатить не в состоянии»25.

И. Зеленский, уже ранее цитированный нами, по поводу преобладания евреев в торговле белорусского края отмечал: «Все обороты как оптовой, так и мелочной торговли производятся преимущественно и даже почти исключительно через евреев. Ни одна сколько-нибудь значительная продажа, ни одна покупка, ни одно про-

мышленное предприятие не обходится здесь без прямого или косвенного участия еврея. Почти все лавки, все без исключения заезд-ные и постоялые дворы, почти все заводы, особенно винокуренные и пивоваренные, все корчмы и мастерские - все это составляет про-§ е мысел евреев. Они здесь всем заведывают - и торговлею, и спеку-^ § ляциями, и самыми кропотливыми уездными аферами. Если же а | рискнете обойтись без посредника-еврея, вы непременно потеряе-® а те барыши и останетесь в проигрыше»26. Неудивительно, что «боль-§ о шая часть помещиков не только сделать что-нибудь, но, кажется, и 'I ¡к подумать не может без еврея. Еврей у помещика в доме и в делах & равный с ним, если не больший его хозяин» (так отмечалось в из-§ | дании «Акцизный откуп и евреи-посредники в Минской губернии. о Труды Императорского Вольного Экономического общества. 1860 г. § ноябрь»)27.

00 Многие помещики, чтобы не лишиться посреднических услуг

евреев в тех условиях, когда их насильно переселяли в города и местечки, переводили обычные сельские поселения в своих имениях в разряд местечек. Фонды губернских администраций содержат большое количество дел о подобных прошениях помещиков. 16 марта 1826 г. Витебский, Могилевский, Смоленский и Калужский генерал-губернатор докладывал в Министерство внутренних дел: «Со времени высылки евреев из деревень в города и местечки поступают ко мне весьма часто представления от гражданских губернаторов Витебской и Могилевской губерний о дозволении помещикам учреждать в имениях местечки. Хотя помещики таковым исканиям придают благовидность. Якобы стараются распространить промышленность и торговлю посредством учреждения ежегодных ярмарок, но легко проникнуть в истинную цель таковых заведений -доставление евреям места жительства, за которое они предлагают весьма значительную плату»28.

Фактически евреи в рассматриваемый период выступали во множестве различных ролей. Разнообразие занятий еврейского населения просто удивляет. Например, евреи м. Городок Трокского уезда «промышляли продажею пьявок: летом они отправляются в Могилевскую губернию, в окрестности м. Гомеля, к зиме приносят несколько десятков тысяч пьявок, которые распродают в Виленской

и соседних губерниях»29. Нельзя не упомянуть о таком типичном занятии евреев, как факторство. Павел Шпилевский сравнивал: «Еврей-фактор в западной России для проезжего то же, что и для столичного жителя газета или для археолога архив редкостей. Он

и т

расскажет вам все достопримечательности. передаст вам все, что т с хотите, о своем городе и вдобавок возьмется исполнить все ваши и 1 поручения, как бы они ни были трудны, и действительно исполнит. ^ 1 Но не думайте, чтоб это обошлось вам дорого: ничуть! За полтин- 1 р ник фактор будет бегать целый день»30. е |

Таким образом, в результате насильственного выселения евре- н к ев из деревень в города и местечки происходит возрастание их роли 1 § в жизнедеятельности местечек. Еврейские торговцы, ремесленни- ть вр ки и промышленники заняли монопольное положение в «неземле- |< дельческом» предпринимательстве. «В небольших местечках, - в писал В.Б. Антонович, - евреи являются единственными купцами, : лавочниками, ремесленниками и бог весть еще чем». Представляется справедливым замечание И.Зеленского: «.на преобладание евреев в торговле и промышленности западного края мы смотрим не как на зло, останавливающее в стране развитие торговой предприимчивости, а как на необходимое последствие тех исторических событий, под влиянием которых образовались здесь нынешние сословия населения»31.

Изменение экономической ситуации привело к тому, что «христианское» население местечек утратило свои былые позиции в ремесле и торговле. Сектор «христианского» предпринимательства существенно сократился, но не исчез. Нееврейская часть населения местечек более активно занималась судостроением и так называемыми «отходными» промыслами. Предпринимателями в местечках выступали также дворяне - владельцы промышленных предприятий. Предприимчивое мещанство местечек в отдельных случаях пополнялось и за счет шляхты в результате ее «разбора».

Однако во многом благодаря именно еврейскому предпринимательству многие местечки Беларуси по уровню экономического развития, по степени организационного воздействия на ближайшие окрестности не уступали городам и даже превосходили некоторые из них. Но усилия населения местечек по торгово-промышленному

и культурному подъему своих поселений не находили поддержки в правительственных кругах. Даже крупные местечки Беларуси царизм не спешил переводить в разряд городов, хотя такие вопросы неоднократно поднимались. Заинтересованность в этом еврейского населения и владельцев местечек (ополяченных помещиков) просто игнорировалась.

1 Национальный исторический архив Беларуси (далее НИАБ), ф. 1297, оп. 1, д. 460, л. 8.

2 Там же, л. 6-6 об.

3 Там же, л. 7-7 об.

4 Джон Клиер. Значение евреев Беларуси в истории еврейского народа Российской империи (1772-1885) // Наш радавод. Кн. 4., ч. 3. Гродна, 1992. С. 611.

5 Коробков X. Экономическая роль евреев в Польше в конце XVIII в. // Еврейская старина. Т.Ш. СПб., 1910. С. 349.

6 Государственный исторический архив Литвы (далее ГИА Литвы), ф. 384, оп.5, д. 1332, л. 1 об.

7 НИАБ в Гродно, ф. 31, оп. 2, д. 1380, л. 1 об.

8 НИАБ в Гродно, ф. 1, оп. 3, д. 536, л. 137, 114.

9 Зеленский И. Материалы для географии и статистики России. Минская губерния. Ч. I. СПб., 1863. С. 594; ч. II СПб., 1864. С. 276.

10 Цит. по: КоробковX. Экономическая роль евреев... С. 365.

11 Российский государственный исторический архив (далее РГИА), ф. 1286, оп. 5, д. 443, л. 2-12 об.

12 РГИА, ф. 1287, оп. 37, д. 502, л. 1-15.

13 ГИА Литвы, ф. 381, оп. 17, д. 2762, л. 21, 123, 124, 126, 127.

14 Там же, л. 345.

15 Там же, л.512 об.

16 Зеленский И. Материалы для географии и статистики. ч. II. СПб., 1864. С. 276-277.

17 НИАБ в Гродно, ф. 1, оп. 1, д. 561, л. 80-81.

18 Матэрыялы да псторьп мануфактуры у часы распаду феадал1зма. Мн., 1934. Ч. 1. С. 201-203.

19 НИАБ в Гродно, ф. 1, оп. 1, д. 2661, л. 108-109.

20 Матырыялы да псторып мануфактуры.С. 250-251.

21 РГИА, ф. 17, оп. 1, д. 181, л. 215.

22 Зеленский И. Материалы для географии и статистики.. .Ч. II. С. 382.

23 НИАБ в Гродно, ф. 1, оп. 4, д. 494, л. 1-3.

24 Там же, ф. 1, оп. 1, д. 2642, л. 49-98.

25 Там же, ф. 1, оп. 1, д. 398, л. 6 об.

26 Зеленский И. Материалы. Ч. II. С. 375, 377.

27 Цит. по: Зеленский И. Материалы ... Ч. II. С. 377.

28 РГИА, ф. 1287, оп. 5, д. 1127, л. 2.

29 Корева А. Материалы для географии и статистики России. Виленская губерния. СПб., 1861. С. 530.

30 Цит. по: Зеленский И. Материалы. Ч. II. С. 375.

31 Зеленский И. Материалы. Ч. II. С. 378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.