Научная статья на тему 'Роль этнокультурных процессов в формировании традиционного крымскотатарского костюма'

Роль этнокультурных процессов в формировании традиционного крымскотатарского костюма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Крымский архив
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАДИЦИОННЫЙ КРЫМСКОТАТАРСКИЙ КОСТЮМ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / ETHNOCULTURAL PROCESSES / THE CRIMEAN TATAR TRADITIONAL COSTUME / ART HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аблямитова Лейля Халитовна

В статье автор выявляет роль этнокультурных процессов в формировании традиционного крымскотатарского костюма. Прослеживает связь с культурой древних народов половцев, монголо-татар, турок-сельджуков, турок османов, народами Северного Кавказа. Отмечает, что становление всероссийского рынка в конце XVIII начале XIX ст. оказало влияние на появления в конце XIX начале XIX ст. новых элементов в одежде, изменение кроя некоторых типов одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ETHNO-CULTURAL PROCESSES IN THE FORMATION OF THE CRIMEAN TATAR TRADITIONAL COSTUME

In the article the author reveals the role of ethno-cultural processes in the formation of the Crimean Tatar traditional costume. Traces the connections with the ancient cultures of the Polovtsy, Mongol-Tatars, Seljuk Turks, Ottoman Turks, the peoples of the North Caucasus. Notes that the development of the Russian market in the late XVIII early XIX century, influenced the emergence in the late XIX early XIX art. the new elements in the clothing, change the cut of certain types of clothing.

Текст научной работы на тему «Роль этнокультурных процессов в формировании традиционного крымскотатарского костюма»

УДК 391(=512.19) 18/19

РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТРАДИЦИОННОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОСТЮМА

Аблямитова Лейля Халитовна,

кандидат исторических наук,старший преподаватель кафедры начального образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

(Симферополь, республика Крым, Россия). Тел.: +79788564908; e-mail: lilya.ablyamitova@mail.ru.

В статье автор выявляет роль этнокультурных процессов в формировании традиционного крымскотатарского костюма. Прослеживает связь с культурой древних народов — половцев, монголо-татар, турок-сельджуков, турок — османов, народами Северного Кавказа. Отмечает, что становление всероссийского рынка в конце XVIII — начале XIX ст. оказало влияние на появления в конце XIX — начале XIX ст. новых элементов в одежде, изменение кроя некоторых типов одежды.

Ключевые слова: этнокультурные процессы, традиционный крымскотатарский костюм, художественное наследие.

С эпохи великого переселения в степях северного Причерноморья и Крыма на последующие полтора тысячелетия господствуют тюркские народы - гунны, тюрки, булгары, хазары, печенеги, кыпчаки, мон-голо-татары. По мнению Куртиева Р., с приходом гуннов (последняя четверть IV - 30-е годы VI вв.) произошел первый этнополитический контакт кочевых тюркских племен с оседлым нетюркским населением Крыма, пришедший на смену тысячелетнему господству иранских племен (киммерийцев, скифов, сарматов и т.д.) [15, с. 20].

В VIII в. Крым оказался в перекрестии борьбы между Византией и Хазарией, наследниками Тюркского Каганата, в результате чего Хер© Л. Х. Аблямитова, 2016

сонес отошел Византии, а весь восточный Крым и степи его западной части - Хазарии [17, с. 32]. Следы византийского влияния Л. И. Рос-лавцева усматривает в элементах костюма горно-прибрежных татар. Расшитые манжеты («кьапакь») женского платья, она сравнивает с поручами русского священства, которые были переняты с костюма византийских епископов XI ст. и не изменили с тех пор свой внешний вид. Для украшения использовалась симметричная орнаментальная композиция из растительных мотивов, выполненная в технике шитья («высокое шитье золотом») [19, с. 67]. Исследователь З. В Доде, усматривает византийское влияние на материальную культуру Северного Кавказа, и в качестве примера рассматривает глазчатые бусины, которые принято носить в качестве оберега от дурного глаза [9, с. 77]. У крымских татар глазчатые бусины также используются от сглаза, возможно, это также византийское влияние.

В Средние века в Крыму оседают племена печенегов (1Х-Х1 вв.), кыпчаков (Х-Х1 вв.). Походная жизнь, связанная с ездой на коне, сформировала у кочевников одинаковый комплекс мужской и женской одежды, состоящей из распашного кафтана, нижней рубахи, штанов и сапог. Разнообразием и сложностью отличались только женские головные уборы [9, с. 53]. Основным источником для изучения средневекового костюма кочевников является каменная половецкая пластика -«балбалы». Каменные изваяния в виде мужских и женских фигур несли культовое назначение и, зачастую, играли роль путевых указателей. В Крыму «балбалы» несут бесценный этнографический материал. Некоторые изваяния отличаются тщательностью в исполнении. Поздние статуи после принятия кочевниками мусульманства, были уже безликими. Мастера - скульпторы донесли облик кыпчаков и крой их одежды (кафтанов, рубах), которые помогают проследить формирование костюма крымских татар середины XIX - начала XX ст. Кафтаны на мужских статуях изображены плотно облегающими торс, с длинными рукавами и распахнутыми от талии до колен полами. Это - оптимальный для всадника покрой. Кафтаны половцев запахивались налево. Левый запах в костюме тюркских народов отмечают многие исследователи. Кафтаны украшались по вороту, вдоль рукавов, по линии низа изделия. К поясу с двух боковых сторон прикреплялись предметы, необходимые в бою и повседневной жизни: гребни, ножи, оружие. Пояс был важным компонентом костюма кочевника. З.В. Доде в своих исследованиях отмечает, что крючки археологически засвидетельствованы в половецких погребениях [9, с. 52]. Ю. А. Кулаковский, исследуя «Каменные баба» найденные близ с. Мирзабек, Евпаторийского уезда

обращает внимание на статуи, которые представляют женские образы и подмечает, что половчанки изображены в штанах, которые заправлялись в мягкие сапожки «мест». Головной убор представляет собой шапку с шарфом [14, с. 102].

С. А. Плетнева анализируя женский половецкий костюм, отмечает также, что половчанки носили разнообразные украшения: серьги, браслеты, бусы, подвески, кольца, амулеты. Особой оригинальностью отличались в степях серебряные серьги с дутыми биконическими (с шипами) подвесками. Характерным признаком костюма женщины-матери были особые головные уборы. Они отличались сложностью и разнообразием. С. А. Плетнева выделяет три типа головных уборов в костюме половчанок. К первому типу относятся шляпы с высокой тульей и изогнутыми полями, с нее на спину спускалась лопасть, которая прикрывала косы. Второй тип головных уборов - это небольшие круглые плоские шапочки с цепочками, спускающимися по щекам. Сзади затылок прикрывался небольшой лопастью и перехватывался лентой. Третий тип головных уборов - низкие плоские «шляпы» [18, с. 33].

Степень воздействия кочевников на культуру местных народов не была одинаковой. Половецкая культура, возможно, в большей степени оказала влияние на формирование элементов крымскотатарской одежды степных районов Крыма. Со слов респондентов Нижнегорского (с. Бешкъурткъа, с. Орус-Къоджа), Джанкойского (с. Барын) районов в крымскотатарском комплексе одежды пастуха, путника предполагалось наличие матерчатого пояса, к которому также прикреплялись предметы, необходимые для повседневной жизни. Головной убор второго типа в костюме половчанки, возможно, повлиял на ношение шапочки «фес» с шарфом «шербенти» - комплекса девичьего головного убора, а также следует отметить, что в степных районах Крыма женщины носили штаны, заправленные в сапожки «мест».

Аджи Мурат в своей работе «Европа, тюрки, Великая степь» приводит описание мужских головных уборов у кыпчаков. «У аристократов (узденей) - каракулевые, у свободных людей - из овчины, а рабам (кулам) носить папахи запрещалось. Летом папаху заменял картуз или войлочный колпак с полями. Круглый год за спиной настоящего мужчины, особенно в дороге, был башлык» [1, с. 92-93]. Следует отметить, что в крымскотатарском мужском костюме путника, пастуха, башлык также являлся важным элементом. Многие исследователи подчеркивают, что все элементы половецкого костюма обшивались галунами, тесьмой, шнурками. Ф. М. Домбровский в своих исследованиях выявлял, что элементы крымскотатарского костюма обшивались тесьмой

или шнурками [10, с. 459-490]. Аджи Мурат утверждает, что войлочного способа обработки шерсти в тот период, европейцы не знали, тогда, как кыпчаки носили удобные, легкие бурки, валяные сапоги, войлочный колпак и прочие повседневные мелочи [1, с. 65]. Г. А. Бонч-Осмаловский также подмечал, что в хозяйственной жизни крымских татар большое значение имеют производство войлока и кожевенное дело [4, с. 50-71].

С. Р. Изидинова в своих исследованиях подчеркивает, что «Формирование коренного населения - крымских татар, его языка, духовной культуры возникло на основе скифо-греко-гунно-гото—хазаро-булгаро-кыпчакских элементов». Вместе с тем он был включен в ара-бо-исламский мир, наиболее тесно в период мамлюкского Египта, являлся их частью и во многом питался постоянными связями» [13, с. 3].

И. Заатов отмечает, что с приходом в XIII ст. сельджуков (конгломерата тюрко-огузских племен), двигающихся из степей Средней Азии в Малую Азию и на Балканы, на полуострове распространяется ислам, который также оказал значительное влияние на появление ряда элементов в одежде. В сельджукскую эпоху произошел переход от раннехристианского типа культуры к новому типу - культуре мусульманской [11, с. 192]. С. М. Червонная отмечает: «С территории Турции в Крым идут сильнейшие импульсы исламской цивилизации, определяя обращение крымского населения к мусульманской религии и мусульманской культуре еще до наступления золотоордынской эры» [21, с. 99]. В. В. Бартольд отмечал, что до прихода в Крым татар - ордынцев здесь уже существовала устойчивая тюркская среда. Оставшиеся в завоеванных странах монголы быстро утратили свою национальность. Это была ассимиляция генетическая, т. е. результат смешанных браков [2, с. 459]. В середине XIII в. Плано Карпини, Вилгельм Рубрук составили подробные описания одежды, обычаев, быта, хозяйственной деятельности монгол. «Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи. Девушек с большим трудом можно было отличить от мужчин, так как они одевались во всем так, как мужчины. Девушки надевали шапочки опушенные мехом» [7, с. 54]. Следует отметить, что в степных районах в повседневной одежде мужчин, встречались безрукавки - камзолы, нижние шапочки, сшитые мехом во внутреннюю часть.

Наряду с этим, считал И. Н. Бороздин, не надо забывать влияние мамлюкского Египта и Средней Азии (Хорезма), торговые и кулкгур-ные сношения Крымской столицы Золотой Орды со странами Ближнего Востока[5, с. 26]. Выгодное географическое положение Крымского

полуострова еще в древности сделало его связующим звеном в торговле между Египтом, странами Передней Азии, Византией, Западной Европой и Дальним Востоком. Во время господства золотоордынских ханов через Крым стали продвигаться караванные пути, соединявшие морские и сухопутные дороги Востока, Европы, России со столицей золотоордынского государства (Сарай - Берке, позднее Сарай - Бату). Торговые пути на Восток, в Индию шли через Тану (район Азова), а в Турцию, Иран, Ирак и до Египта - через Севастополь [20, с. 218].

Следует отметить, что товарообмен имел определенное значение для появления новых тканей для пошива одежды, головных уборов, материала для пошива обуви [20, с. 217-218]. В ювелирных изделиях крымских татар просматривались традиции, привнесенные из Египта, Греции, Византии, однако в формах, стиле, декорировании четко прослеживалось влияние культуры мусульманского Востока. Появление надписей, в вышивках крымских татар следует рассматривать как влияние иранского искусства. «Традиция нанесения надписей на предметы прикладного искусства берет свое начало в иранской керамике 1Х-Х1 вв.» [11, с. 288].

Многочисленные тюрки-кыпчаки за период Х1-ХУ ст. и в позднем средневековье определяют особенности этнического процесса в степях Евразии и Крыма. Крым четко делится на степные районы (север полуострова), населенными кочевниками - степняками, и горную часть с южным побережьем, где в городах и деревнях проживает оседлое население. В первой четверти XIV в. кочевники начинают вести оседлый образ жизни, развивается земледелие.

Важнейшее значение в истории крымскотатарской культуры имела кардинальная перемена во внешнеполитическом положении Крыма, сложилась «Новая, отличительная золотоордынцам и христианам культура, которая походила на культуру ближневосточную, отличаясь от нее разнообразием, синкретичностью и содержательностью». Победа тюркского элемента сопровождалось победой ислама и мусульманской культуры [11, с. 213]. «Ее своеобразие, яркость и богатство во многом обуславливались факторами непрерывности, эффективным механизмом преемственности» [8, с. 126].

По мнению Г. А. Бонч-Осмоловского ремесла являлись элементами общемусульманской цивилизации «на крымской почве», прочно вошедшими в быт татар [3, с. 50]. Турки - османцы повлияли на смену элементов одежды татар в горно-прибрежных районах Крыма. Для всех новых подданных этой огромной империи, поставившей своей задачей объединение подвластных ей народов под своей политико-культурной,

конфессиональной и языковой эгидой, негласно был утвержден один тип костюма, придя из Турции через столицу ханства - Бахчисарай. В результате тюрбан был заменен на феску, камзол - на куртку. В женском костюме появились головные покрывала, которыми покрывались женщины при выходе из дома. Произошли изменения и в цветовом решении элементов одежды. Л. И. Рославцева в своем исследовании подмечает, что в элементах одежды синяя гамма цветов была заменена черной [19, с. 32].

Период XVII - XVIII вв. характеризуется тесными контактами, связями с украинским казачеством, что нашло отражение в костюме: « Общие для казаков и татар черты, которые, как известно, сближают народы, были причиной ускорения процесса татарско-казацкой аккультурации. Показателем ее может быть как бритье головы и бороды, в платье, вооружении и других объектах материальной культуры. Костюм татар схож с малороссийским: широкие шаровары, кушак и рубаха (только не вышитая узором)» [6, с. 8].

Еще одна наиболее древняя, но действовавшая в более позднее время этнокультурная связь - это связь Крыма с Северным Кавказом [12, с. 240]. Связь с костюмом ногайцев Северного Кавказа проявляется на примере сравнения деталей кроя крымскотатарского женского нарядного платья «кьаптан» конца XIX ст., с кроем бешметов северокавказских ногайцев. Шапочки крымских татарок «мыхъламалы фес», невысокие, цилиндрической формы, расшитые золотом - с головными уборами адыгейцев (на Северном Кавказе их называют «татарскими»). Выявлено сходство и в покрое некоторых вариантов женских рубах и штанов, а также в ношении комплексов женских головных уборов и украшений. В мужском костюме такие параллели наблюдаются в покрое штанов, некоторых типов верхней одежды, головных уборов, обуви. Например, мужские шапки «кьалпакь» - высокие жесткой яйцевидной формы, сшитые из суконных полосок-долек, соединенных золотистой тесьмой, имеют сходство с мужскими шапками населения Северного Кавказа.

Становление всероссийского рынка в конце XVIII - начале XIX вв. затронули изменения форм одежды крымских татар сначала в районах близлежащих к городам. В основной массе населения сохранились традиционные формы одежды, однако возросло употребление привозных тканей, главным образом хлопчатобумажных. В XIX - начале XX вв. кожевенные мастерские были в Евпатории (Гезлеве), Старом Крыму (Эски-Кырыме), Бахчисарае. Товар изготавливали из разных сортов кожи - сафьяны, юфти, шагрени, в богатом выборе оттен-

ков. В конце XIX - начале XX ст. появились рубахи «косоворотки», штаны европейского образца, сапоги с высокими голенищами. В женском костюме произошли изменения в покрое куртки, которую начали шить с вкроенными в пройму рукавами. Вначале XX ст. мужские рубахи начали украшать вышивкой «крестиком». На рубахах расшивались воротник и манжеты, используя нити красных и черных цветов. Передний разрез завершался завязками с кистями. Произошел переход от распашных платьев к не распашным платьям. Шили их с горизонтальным членением по линии талии. Во всех районах Крыма начали встречаться нагрудники, сшитые из ткани и украшенные вышивкой, строчкой, гипюром. Женские деревянные шлепанцы начали изготавливать на танкетке.

Таким образом, исследование традиционного костюма в историко-этнографическом аспекте свидетельствует о том, что крымскотатарский костюм сформировался под влиянием разный культур, вследствие этнокультурных взаимосвязей с различными народами. Формирование крымскотатарского костюма связано с культурой древних народов -половцев, монголо-татар, турок-сельджуков, турок - османов, народами Северного Кавказа. Становление всероссийского рынка в конце XVIII - начале XIX ст. оказало влияние на появления в конце XIX -начале XIX ст. новых элементов в одежде, изменения кроя некоторых типов одежды. Основываясь на наследии художественных наслоений целого ряда народностей и творческих эпох, крымские татары принимали то, что отвечало их художественным запросам и легко претворяли данное наследие в новые и ценные предметы материальной культуры, которые находили свое отражение на элементах одежды.

Список литературы

1. Аджи М. Европа, тюрки, Великая степь [Текст] / М. Аджи. - М.: Мысль, 1998. - 334 с.: ил.

2. Бартольд В. В. История турецко-монгольских народов [Текст] / В. В. Бартольд // Собр. соч: в 9 т. - М.: Наука, 1968. - Т. V. - 767 с.

3. Бонч-Осмоловский Г. А. Этнографические очерки Крыма. Крымские татары [Текст] / Г. А. Бонч-Осмоловский // Путеводитель по Крыму. - Симферополь: Крымгосиздат, 1925. - С. 50-71.

4. Бонч-Осмоловский Г. А. Этнографические очерки Крыма. Крымские татары [Текст] / Г. А. Бонч-Осмоловский // Путеводитель по Крыму. - Симферополь: Крымгосиздат, 1925. - С. 50-71.

5. Бороздин И. Н. Из Отузской старины [Текст] / И. Н. Бороздин // ИТОИАЭ. - Симферополь, 1927. - Т.1, № 58. - С. 24-26.

6. Васюков С. И. Крым и горные татары [Текст] / С. И. Васюков. -СПб., 1904. - 121 с.

7. Вильгельм де Рубрук. Путешествие в Восточные страны [Текст] / де Рубрук Вильгельм. - СПб., 1911. - 76 с.

8.Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар [Текст] / В. Е. Возгрин. - М.: Мысль, 1992. - 446с.

9. Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории [Текст] / З. В. Доде. - М.: Восточная литература, 2001. - 136 с.

10. Домбровский Ф. М. Очерк хозяйственного быта татар степной полосы Крыма [Текст] / Ф. М. Домбровский // Записки Императорского Общества сельского хозяйства южной России на 1850-й г. - Одесса, 1850. - № 7 (июнь). - С. 439-443; № 8 (август). - С. 459-490.

11.Заатов И. Крымскотатарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство [Текст] / И. Заатов. - Симферополь, 2003. -336 с.

12. Забвению не подлежит... ( Из истории крымскотатарской государственности и Крыма): научно - популярные очерки [Текст]; сост. Н. Ибадуллаев. - Казань: Татарское кн. изд- во, 1992. - 255 с.

13.Изидинова С. Р. О национальной музыке крымских татар [Текст] / С. Р. Изидинова / Севастопольское отделение Координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры. - Севастополь, 1995. - 47 с.

14.Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды [Текст] / Ю. А. Кулаков-ский // Краткий исторический очерк. - 2-е изд. - Киев, 1914. - 154 с.

15.Куртиев Р. И. Крымские татары: этническая история и традиционная культура [Текст] / Р. И. Куртиев. - Симферополь, 1998. - 152 с.

16. От киммерийцев до крымчаков [Текст]: Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в./ Ред.: И.Н. Храпунов, А.Г.Герцен // Ис-торио-археологический благотворительный фонд « Наследие тысячелетий», 2-изд. перераб и доп. - Симрерополь: Доля, 2004. - 288с.; ил.

17. Петренко Л. Удивительный богатый наряд (о мараме - головном покрывале крымскотатарской женщины) [Текст] / Л. Петренко // Qasevet - 2002. - № 1.(29). - С. 30-32.: цв.ил.

18.Плетнева С. А. Половцы [Текст] / С. А. Плетнева. - М.: Наука, 1990. - 208 с.; ил.

19. Рославцева Л. Н. Одежда крымских татар конца XVIII - начала ХХ в. [Текст]: историко-этнограф. исследование / Л. Н. Рославцева. -М.: Наука, 2000. - 102 с.

20. Тюркские народы Крыма: караимы, крымские татары, крымчаки [Текст] / отв.ред. С.Я.Козлов, Л. В. Чижова - М.: Наука, 2009. - 459 с.

21.Червонная С. М. Искусство татарского Крыма [Текст] / С. М. Червонная / Рос. акад. художеств НИИ; Ин-т теории и истории изобр. иск.; Меджлис крымскотатарского народа. - М., 1995. - 320 с.: фото (42).

THE ROLE OF ETHNO-CULTURAL PROCESSES IN THE FORMATION OF THE CRIMEAN TATAR TRADITIONAL

COSTUME

Ablyamitova Leylya Khalitovna,

Candidate of Historical Sciences, senior lecturer the Department ofprimary education of SBEI HE RC «Crimean engineering-pedagogical University» (Simferopol, Crimean Republic, Russia).

Tel.: +79788564908; e-mail: lilya.ablyamitova@mail.ru.

In the article the author reveals the role of ethno-cultural processes in the formation of the Crimean Tatar traditional costume. Traces the connections with the ancient cultures of the Polovtsy, Mongol-Tatars, Seljuk Turks, Ottoman Turks, the peoples of the North Caucasus. Notes that the development of the Russian market in the late XVIII — early XIX century, influenced the emergence in the late XIX — early XIX art. the new elements in the clothing, change the cut of certain types of clothing.

Keywords: ethno-cultural processes, the Crimean Tatar traditional costume, art heritage.

References

1. Adji M. Europa, Turkic, the Great steppe [Text] / M. aji. - M.: Thought, 1998. -334 p.: Il.

2. Bartold V. V. Istoriya turecko-mongolskih narodov [History of the Turkish and Mongolian Nations] [Text] / V. V. Bartold // Coll. [collected works: in 9 vol, Moscow: Nauka, 1968. - T. V. - 767 p.

3.Bonch - Osmolovskii, G. A. Ehtnograficheskie ocherki Kryma. Krymskie-tatary [Ethnographic sketches of the Crimea. Crimean Tatars] [Text] / G. A. Bonch-Osmolovsky // guide to the Crimea. - Simferopol: Kramgasse, 1925. - P. 50 - 71.

4. Bonch - Osmolovskii, G. A. Ehtnograficheskie ocherki Kryma. Krymskie-tatary [Ethnographic sketches of the Crimea. Crimean Tatars] [Text] / G. A. Bonch-Osmolovsky // guide to the Crimea. - Simferopol: Kramgasse, 1925. - P. 50 - 71.

5. Borozdin I. N. Is Otuzskoj stariny [From Otuz antiquity] [Text] / I. N. Borozdin // ITIAA. - Simferopol, 1927. - Vol. 1, No. 58. - S. 24 - 26.

6. Vasyukov S. I. Krym i gornye tatary [Crimea and the mountain Tatars] [Text] / S. I. Vasyukov. - SPb., 1904. - 121 p.

KPbIMCKHH APXHB, 2016, № 4 (23)

7. William de Rubruk. Puteshestvie v vostochnye strany [Journey to the East] [Text] / de Rubruk, William. - SPb., 1911. - 76 c.

8.Vozgrin V. E. Historical fate of the Crimean Tatars [Text] / V. E. Vozgrin. - Moscow: Mysl', 1992. - 446c.

9. Dode Z. V. Istoricheskie sudby krymskih tatar [Medieval costume of the peoples of the North Caucasus: essays on history] [Text] / Z. V. Dode. - M.: Vostochnaya Literatura, 2001. - 136 p.

10. Dombrowski, F. M. Srednevekovyj kostyum narodov Severnogo Kavkaza: ocherki istorii [Essay on the economic life of the Tatars of the steppe strip of the Crimea] [Text] / F. M. d№browski // Zapiski of the Imperial Society of agriculture of South Russia in 1850-th. - Odessa, 1850. - No. 7 (June). - P. 439 - 443; No. 8 (August). - S. 459 - 490.

11. Zaatov I. Krymskotatarskoe dekorativno-prikladnoe i izobrazitelnoe iskusstvo [The Crimean Tatar decorative and fine arts] [Text] / I. Saitov. - Simferopol, 2003. - 336 p.

12. Ne podlezhit iz istorii krymskotatarskoj gosudarstvennosti Kryma: nauchno-populyarnye ocherki [Not be forgotten... (From the history of the Crimean Tatar statehood and Crimea): popular science essays] [Text]; ed. N. Ibadullayev. - Kazan: Tatar book. publishing house, 1992. - 255 p.

13. Insidenova S. R. O nacionalnoj muzyke krymskih tatar [About the national music of the Crimean Tatars] [Text] / S. R. Insidenova / Sevastopol branch of the coordinating center for the revival of Crimean Tatar culture. - Sebastopol, 1995. - 47 S.

14. Kulakovsky Yu. A Proshloe Tavridy [Taurida Past] [Text] / Yu. a. Kulakovsky // a Brief historical sketch. - 2nd ed. - Kiev, 1914. - 154

15. Kortiev R. I. Krymskie tatary: ehtnicheskaya istoriya i tradicionnaya kultura [Crimean Tatars: ethnic history and traditional culture] [Text] / R. I. Kurteev. - Simferopol, 1998. - 152 p.

16. Ot kimmerijcev do krymchakov [From Cimmerians to Krymchaks] [Text]: the people of the Crimea from ancient times to the late eighteenth century/ Ed.: I. N. Khrapunov, A. G. Herzen // Historio-archaeological charitable Foundation "Heritage of millennia", 2nd ed. pererab and add - Simferopol: Share, 2004. - 288c.; Il.

17. Petrenko L. Udivitelno bogatyj naryad o marame - golovnom pokryvale krymskotatarskoj zhenshchiny [Rich is an Amazing outfit (marama - the head veil of the Crimean Tatar women)] [Text] / L. Petrenko // Qasevet- 2002. № 1.(29). - P. 30 - 32.: Col.Il.

18.Pletneva S. A. Polovcy [The Polovtsians] [Text] / S. A. Pletnev. M.: Nauka, 1990. - 208c.; Il.

19. Roslavtseva L. N. Odezhda krymskih tatar konca XVIII - nachala XX v. [Clothes of Crimean Tatars of the late XVH - early XX century] [Text]: historical and ethnographer. study / L. N. Roslavtseva. - M.: Nauka, 2000. - 102.

20. The Turkic peoples of the Crimea: the Crimean Karaites, Crimean Tatars,Krymchaks [Text] / ed.ed. S. Y. Kozlov, L. V. Chizhov, M.: Nauka, 2009. - 459 p.

21. Chervonnaya S. M. Iskusstvo tatarskogo Kryma [Art of the Tatar Crimea] [Text] / S. M. Chervonnaya / ROS. Acad. The arts research Institute; Institute of theory and history Fig. claim.; The Mejlis of the Crimean Tatar people. - M., 1995. - 320 p.:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.