УДК 76, 004.928 О. А. Прошкина
Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств Красноярск, Россия
РОЛЬ ЭСКИЗА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ.
ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АНИМАЦИОННОГО КИНО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
Статья посвящена межрегиональной выставке анимационного кино «Роль эскиза в мультипликации», состоявшейся в ноябре 2020 года в Екатеринбурге в залах Свердловского отделения Союза художников России. Экспозиция стала частью большого проекта «Урал-Гра-фо». На выставке были представлены рисованные эскизы к анимационным лентам, которые легли в основу реализованных мультфильмов или явились частью учебного процесса будущих художников-аниматоров. В экспозицию вошли работы художников из Москвы, Ярославля и Екатеринбурга, в их числе лауреат премии «Оскар» Александр Петров, представивший свои произведения к уже ставшими классикой мультфильмам, и его ученики. Также в выставку были включены работы известного мультипликатора Сергея Александровича Алимова (19382019). Важной частью его деятельности в течении двадцати пяти лет была педагогическая работа во ВГИКе им. С.А. Герасимова: в экспозицию вошли графические произведения его учеников. В целом выставка явилась попыткой открыть зрителю специфику создания фильмов, обладающих абсолютной достоверностью, несмотря на условность экранной реальности.
Ключевые слова: анимация; эскиз; мультипликация; графика; межрегиональная выставка.
С. С. Айнутди-нов. Кукурузинка и кот. Эскиз персонажей к анимационному фильму по мотивам сказки К. Лагунова «Городок на бугре». 2013. Бумага, шелкография. 50x38
Собственность автора
Современная российская анимация претерпела существенные изменения, что связано с внедрением компьютерных технологий в производственный процесс. «За последние десятилетия произошло взаимовлияние анимации и компьютерных технологий. Фактически, компьютерные технологии в анимационном творчестве представляют собой тонкий инструмент, бесценный ресурс для специалистов, без которого не обходится ни один современный фильм» [1, с. 70].
Возможность создания мультфильма при помощи компьютерных технологий доступна человеку без специального образования, даже ребенку, что не могло не сказаться на художественном уровне анимации, которая в избытке существует в Интернете. Как следствие, зритель привыкает к новой компьютерной эстетике. «Раньше анимации требовалось более гиперболизированное движение для убеждения зрителя в существовании персонажа. Теперь это становится менее актуальным, что связано с тем, что персонаж становится более "фотореалистич-
ным" (с точки зрения освещения, объема, текстуры)» [1, с. 70].
Несмотря на экспансию компьютерных технологий, продолжают существовать рисованные эскизы к анимационным фильмам. Это поиски образов, пространственные решения кадра и неотъемлемая часть обучения на факультетах анимационного кино.
На данный момент полнометражные мультфильмы, которые выходят в широкий прокат, создаются при помощи компьютерной анимации. «В авторском и фестивальном анимационном кино доля двумерных фильмов превалирует. Чем же так привлекательна плоская анимация? Лаконичной выразительностью условного образа, знако-востью. Лаконичный знак воспринимается быстрее и вызывает острые субъективные ощущения и ассоциации. Поэтому все движения, позы и мимика условных персонажей двумерной мультипликации всегда предельно просты, но предельно выразительны. Если цель художественного произведения - максимально быстрая передача информации (как логической, так и эмоциональной), то использование плоского, знакового изображения решает эту задачу эффективнее» [4, с. 105]. Рисованный эскиз для анимационного фильма является полноценным графическим произведением, при этом его лаконичность и знаковость способствуют наполнению образов живым духом мультипликации.
Выставка художников анимационного кино в Екатеринбурге объединила мастеров из нескольких регионов. Свердловское отделение Союза художников России по инициативе председателя, графика и художника анимационных фильмов Сергея Сагитовича Айнутдинова не первый раз проводит подобные проекты на Урале. В 2011 году состоялась межрегиональная выставка художников театра и кино. Инициативу тогда поддержал председатель секции кино- и театрально-декорационного искусства Союза художников России С. А. Алимов.
Проект 2020 года отчасти стал выставкой памяти Сергея Александровича Алимова
(1938-2019). В экспозиции представлены его произведения, работы его учеников и коллег из Ярославля и Екатеринбурга. Среди работ есть узнаваемые образы к уже вышедшим мультфильмам. Некоторые эскизы созданы как творческие работы и не будут иметь дальнейшего продолжения в законченной анимационной ленте.
Творчество крупных мастеров притягивает зрителей, коллег и учеников. Круг молодых художников формируется вокруг мастера и школы. Понимание эстетических и художественных ценностей появляется исключительно в среде, в пространстве поисков, находок, обсуждений, смотров и выставок. И этот процесс не может быть простым, линейным, предсказуемым - он создает почву для персонализации художника, для раскрытия индивидуальности в новом времени.
Искусство анимационного эскиза - довольно специфический жанр. Эти произведения, в большинстве случаев, графического искусства, которое в свою очередь тоже предъявляет требования к формату и логике изложения. Эскизы не являются разбивкой на кадры, однако содержат в себе и композицию кадра, и характеристику персонажей, и авторское прочтение стилистики всего фильма. Мультипликационные эскизы словно имеют развитие во времени: глядя на лист, зрители узнают момент и одновременно с этим понимают предысторию и развитие сюжета. Отчасти поэтому выставка худож-
С. А. Алимов. Путешествие. Эскиз к анимационному фильму «Каникулы Бонифация». 1965-1998. Бумага, гуашь. 30x50
Собственность семьи художника
ников-мультипликаторов - напряженное информационное поле, когда для более полного понимания от зрителя требуется знание сюжета произведений, некой предыстории кадра и при этом допущение возможности новой образной и пластической трактовки персонажей.
В память о С.А. Алимове хочется сказать несколько слов о его уникальной профессиональной деятельности. Творческая судьба Сергея Александровича была успешной и счастливой. В первую очередь зрителям он известен как художник-мультипликатор, который создал всеми любимые и узнаваемые образы: среди них Лев Бонифаций, Топтыж-ка и другие.
Одна из первых работ С.А. Алимова в анимации - картина «Каникулы Бонифация» -принесла ему известность и признание коллег. Художник о своих первых творческих стремлениях писал: «Мультипликация связана с гротеском, изобразительной остротой. Она есть "рисование из головы", что меня всю жизнь очень привлекало; меньше интересовался штудировкой натуры... Это сейчас так говорят: пришел в мультипликацию и сделал революцию. Тогда нам хотелось убрать из этого искусства набившую оскомину фабричность» [3, с. 11]. Создание особого мира, условного и достоверного одновременно, - вот, пожалуй, то, что удавалось Сергею Александровичу, и то, что он смог передать свои ученикам.
На выставке представлены его эскизы к анимационному фильму по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - это авторское прочтение темы к фильму, который не выходил на экраны. Эскизы не всегда становятся завершенной картиной, которую увидят зрители, и в этом они близки книжной иллюстрации. Роман «Мастер и Маргарита» полон глубоких смыслов, апеллирующих и к истории нашей страны, и к фантастичной катастрофичности. В эскизе С.А. Алимова «Полет над городом» ощущается стихийное приближение неминуемой беды: крупные складки плащей, развевающихся и заслоняющих твердь, спокойный и
торжествующий кот Бегемот в очках - несопоставимость динамики и статики вызывает чувства опасности и тревоги.
Также в экспозиции представлены шел-кографии С.А. Алимова к поэме Н. Гоголя «Мертвые души». Работы утверждают талант художника как иллюстратора, рационального, подмечающего емкие детали, которые расставляют смысловые акценты и передают точные характеристики. Композиции иллюстраций безупречны в своей лаконичности, соотношении глубины черного и ритма штриха. В 2013 году в издательстве «Вита Нова» вышло подарочное издание поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя с иллюстрациями Сергея Алимова.
Особое место в деятельности С.А. Алимова занимала его педагогическая работа во ВГИКе, где он на протяжении двадцати пяти лет готовил художников анимационного кино. Среди участников выставки - его ученики, состоявшиеся мастера, которые, отталкиваясь от среды педагога, вышли в свое творческое пространство.
Обучение будущих мультипликаторов -сложный процесс, который заключается не только в умении рисовать и строить композицию. Ф. С. Хитрук писал: «Если уж искать аналогию, то по своим задачам и по месту в творческом процессе мультипликатор ближе всего к профессии актера. Разница лишь в том, что он играет не сам, а с помощью рисунка» [4, с. 77].
Сергей Александрович Алимов научил своих студентов создавать художественный образ, который уверенно живет в условной реальности анимационного фильма.
Так, одна из его учениц, Юлия Вяткина, представила на выставке эскизы к анимационному фильму по роману И.А. Гончарова «Обломов». Здесь присутствует ощущение целостности кадра, крепости композиционного решения и мультипликационной пластичности, своеобразного авторского прочтения. После окончания вуза художница продолжила работать в анимации. В июне 2020 года на 60-м Международном фестивале анимационных фильмов в Анси (Фран-
ция) среди участников от России был представлен мультфильм, в создании которого Ю. Вяткина принимала участие.
Международные фестивали являются важными площадками, формирующими новую профессиональную среду и выявляющими основные тенденции и поиски современных авторов. Одна из участниц выставки, Александра Павлова, вошла в группу аниматоров, создавших под руководством А. Хржановского полнометражный мультипликационный фильм «Нос, или Заговор "не таких"» по опере Д. Шостаковича. В 2020 году на Международном Роттердамском кинофестивале прошла мировая премьера этого мультфильма. На выставке в Екатеринбурге А. Павлова показала эскизы 2013 года к «Евгению Онегину».
Концепция выставки не имеет ограничений по времени создания произведений, поэтому на ней представлены работы Ирины Гавриловой «Мэри Поппинс» 1997 года и эскизы Сергея Гаврилова «Посмертные записки Пиквикского клуба» 2007 года, соответствующие времени обучения во ВГИКе у С.А. Алимова. Повествовательное описание с яркими характерными персонажами делают образы узнаваемыми и понятными. Яркие образы английской литературы привлекают внимание в работах Натальи Успенской к «Оливеру Твисту». Елизавета Новикова представила ученические эскизы 2011 года, где она иллюстрирует Хармса: тени перекраивают пространство, выхватывая крупные фрагменты.
Мультипликация позволяет наполнять визуальные образы новым пространством, которое само оказывается важной художественной категорией. Значение пространства в эскизе может стать одним из первостепенных. Сопоставления фона и фигуры в пространственной бездне характерно для работ Екатерины Гавриловой в эскизе к фильму «Ностальгия Улисса», выход которого планируется в 2020 году. Наполненность смыслами, внутреннее напряжение персонажей на грани деформации обнажает сущностный скелет образов в ее эскизах к
анимационному фильму «Легенды о докторе Фаусте».
Пространство становится частью художественного решения в произведениях Олеси Габрильян по мотивам книги Л. Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине», где оно словно впускает восточное настроение в работу, а цветовые решения усиливают особенности освещения южного солнца.
Олег Добровольский в эскизах к мультфильму «Моби Дик, или Кит» создает целые сцены, напряженные, апеллирующие к мощи
С. А. Гаврилов. Эскиз к анимационному фильму «Посмертные записки Пиквикского клуба». Лист 1. 2007. Бумага, гуашь. 42x50
Собственность автора
О. Д. Добровольский. Эскиз к анимационному фильму «Моби Дик, или Кит». Лист 1. 2010-2017. Бумага, смешанная техника. 40x50
Собственность автора
Н. Д. Успенская. Эскиз к анимационному фильму «Оливер Твист». Лист 2. 2016. Бумага, гуашь. 50x70
Собственность автора
манускриптов. Соотношение графичности силуэтов и плоскости водной глади создают почти ощутимое противостояние. Художник учился во ВГИКе в мастерской Анатолия Владимировича Кузнецова (1937-2010), хорошего друга и коллеги С.А. Алимова. Сейчас О.Д. Добровольский занимается преподавательской деятельностью.
Некоторые из учеников Сергея Александровича также помимо творчества занимаются педагогической работой: так, Валерий Кожин преподавал во ВГИКе. Он нашел свой авторский стиль еще в студенческие годы: пластика мультипликационных персонажей смотрится завершенной и лаконичной, он
непростой образ, потому как всем известны иллюстрации самого автора. Она не отказывается от них, а скорее усиливает динамику всего кадра, вносит смысловые акценты за счет открытого пространства, соотношения величин.
Валерия Султанмуратова представила монохромное решение в эскизах к произведению М.А. Булгакова «Роковые яйца», которые отличаются некой повествовательной эпичностью.
Деликатная работа с цветом в эскизах Руслана Гаврилова, мягкость тональных решений утверждают демонические образы Э.
не боится быть парадоксальным, усиливать смысловые акценты. На выставке представлены эскизы к мультфильму «Сон Садовника» по произведениям Л. Кэрролла, который вышел в 2013 году и участвовал в конкурсной программе Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале 2014 года.
Полина Новикова обратилась к сказке «Маленький принц» А. Экзюпери. Это очень
Гофмана, усиливая напряжение искажением форм и пространства. Метафоричны образы Натальи Газеми: особая пластика фигур и певучесть линий создают стремительные динамичные диагонали, раскрывая внутреннюю силу.
Сергей Сагитович Айнутдинов представил на выставке эскизы к мультфильму «Городок на бугре», выполненные в технике шелкографии. Авторский штрих, соотноше-
ние более темных и светлых линий формируют калейдоскоп проявленных форм.
С 1993 по 2012 год мастер вел курс художников анимационного кино в Свердловском художественном училище им. ИД. Шадра. На выставке представлены работы художниц, прошедших обучение в училище под его руководством: Н. Грофпель, Н. Добрыниной, Е. Лапшиной, М. Цукерман. Наталья Грофпель представила в экспозиции эскизы 2020 года к мультфильму «Большой и Маленький». Совместно с С.С. Айнутди-новым она работала над дипломным проектом - анимационным фильмом «Ну вот еще!» для студии «Пилот». Сейчас она обучается на режиссерском факультете ВГИКа. Елена Лапшина в эскизах смело экспериментирует с формами, деформирует предметы, персонажей и само пространство. Марина Цукерман после обучения в Свердловском художественном училище поступила во ВГИК в мастерскую С.А. Алимова. В эскизах к роману М. Булгакова «Роковые яйца» художница передает ощущение времени, дух эпохи. Ей удались и гофмановские образы в работах над мультфильмом «Крошка Цахес»: деликатность цветового решения позволяет персонажам словно материализовываться из сказочного пространства, удерживая напряжение и парадоксальность ситуации.
С.С. Айнутдинов совместно со своей ученицей Надеждой Добрыниной в 2020 году завершил работу над анимационным фильмом «Валенки Бажова» для студии анимации «Инновационного культурного центра» Свердловской области. На выставке находятся эскизы Н. Добрыниной к этому фильму.
Из Екатеринбурга художница Людмила Скотникова представила лаконичное решение эскизов к анимационному фильму «Свинг»: в произведениях ощущается интенсивная работа цвета, несколько упрощенная форма.
Кроме того, в экспозиции представлены работы Александра Константиновича Петрова, удивительного и тонкого художника анимационного кино, получившего премию
«Оскар» в 2000 году за мультипликационный фильм «Старик и море». Эскизы к этой работе представлены на выставке. Александр Константинович работал маслом, техника исполнения диктует фактуру, выявляет образные акценты. Он решает кадр как большую картину, использует сложные тональные переходы.
Композиция кадра выхватывает фрагменты, словно зритель пристально что-то
М. В. Цукерман. Нарушенное обручение. Эскиз к анимационному фильму по мотивам произведения Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по имени Циннобер». 2007. Бумага, акварель, тушь, перо. 42x54
Собственность автора
А. К. Петров. На крыльце. Эскиз к анимационному фильму «Старик и море». 1999. Целлулоид, масло. 30x40
Собственность автора
Н. В. Лобанова. Тренировка. Эскиз к анимационному фильму «Уроки плавания». 2016. Целлулоид, масло. 38x25
Собственность автора
рассматривает или, находясь вместе с героем в шторм, не может ничего разглядеть.
В экспозиции представлены работы только двух учениц Александра Константиновича Петрова - Н. Лобановой и Е. Овчинниковой. Эскизы Натальи Лобановой к мультфильму «Уроки плавания» мягкие, немного ироничные. Автор усиливает целостность образов, убирая мелкие детали, однако те, что остаются, приобретают значение смысловых ориентиров. В работе Екатерины Овчинниковой много воздуха, маленький мальчик с яблоком имеет острую индивидуальную характеристику, ясный образ.
Объединяя такие яркие и разные работы в одном проекте, организаторы дали зрителям возможность погрузиться в захватывающий мир анимации на стадии формирования художественных образов героев, когда выявляются стилистика всего анимационного фильма, сюжетные доминанты и композиционные находки.
Однако остается несколько странное ощущение от выставки - ощущение уходящего мира рисованной анимации. Мир меняется и диктует новые правила. «В начале нулевых ключевыми становятся понятия "деньги" и "рынок". В обществе потребления искусство осмысляется как элемент сферы обслуживания. Рынок суровей тоталитарных крысоловов диктует художнику свои условия. И диктат этот не может не сказаться на работе отдельного режиссера, студии, анимации в целом» [2].
Экспозиция выставки не ставит своей целью отразить новые тенденции, скорее, она показывает традиционную рисованную мультипликацию, значение рукотворного эскиза и сущность подхода старой школы анимационных фильмов.
Литература
1. Зайцев, А.Я. Особенности подготовки специалистов анимационного кино с учетом эволюции компьютерных технологий // Педагогика искусства. - Москва, 2019. - №3. - С. 69-75.
2. Малюкова, Л.Л. От детали к метафоре жизни. Российская анимация. Хроника метаморфоз // Сеанс. - 2008. - 20.08. - URL: https://seance.ru/ articles/ot-detali-k-metafore-zhizni/ (дата обращения 28.10.2020).
3. Сергей Алимов. Штрихи к портрету : [ката-
лог] // С.А. Алимов из интервью Е. Долгих. - Москва, 2013. - 32 с.
4. Хитрук, Ф.С. Профессия - аниматор : в 2 т. -Т.1. - Москва : Гаятри, 2007. - 304 с.
5. Яцюк, О.Г. Михайлов, Ф.М. Плоскость экрана и пространство за экраном: анимация между модернизмом и реализмом // Наука телевидения. - Москва, 2007. - №4. - Том 13. - С. 104-121.
Об авторах
Прошкина Ольга Алексеевна - кандидат искусствоведения, доцент факультета теории и истории искусств Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске.
E-mail: olga-proshkina@ya.ru
THE ROLE OF A SKETCH IN ANIMATION.
EXHIBITION OF ANIMATED FILM ARTISTS IN YEKATERINBURG
Proshkina Olga Alekseevna
Candidate of arts, associate professor at the Faculty of theory and history of art at the Moscow State Academic Art Institute named after V I. Surikov, Regional Branch of the Russian Academy of Arts "Urals, Siberia and Far East" in Krasnoyarsk, Russia
Abstract: The article is devoted to the interregional exhibition of animated films "the role of a sketch in animation", held in November 2020 in Yekaterinburg in the halls of the Sverdlovsk branch of the Union of artists of Russia. The exhibition has become a part of a large project "Ural-Grafo". The exhibition featured hand-drawn sketches for animated films that formed the basis of implemented cartoons or were part of the educational process of future animation artists. The exhibition includes works by artists from Moscow, Yaroslavl and Yekaterinburg, including Oscar winner Alexander Petrov, who presented his works to the now classic cartoons, and his students. The exhibition also included works by the famous animation artist Sergey Alexandrovich Alimov (1938-2019). Teaching at the VGIK named after S. A. Gerasimov had been an important part of his activity for twenty-five years: the exhibition includes graphic works of his students. In general, the exhibition was an attempt to reveal the specifics of creating films that have absolute authenticity to the audience, despite the conventionality of screen reality.
Keywords: animation; sketch; cartoon; interregional exhibition.