Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВСЕРОССИЙСКИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ФОРУМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пронина Елена Викторовна

В статье аргументируется специфика применения эмпирического подхода в изучении социально-психологических детерминант социально активной молодежи. Цель исследования состоит в рассмотрении роли эмпирики в исследовании социально-психологических детерминант социально активной молодежи. Задачи исследования: проанализировать эмпирический подход в изучении социально-психологических детерминант социально активной молодежи, обосновать значимость исследования социально-психологических детерминант в образовательном процессе при работе с социально активной молодёжью. Эмпирические данные, приведенные, в данной статье, подтверждают гипотезу, выдвинутую авторами и приводят их к адекватным выводам по исследованию обозначенной проблемы. Работа выполнена на базе молодежных форумов общероссийского уровня («Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек», Дальневосточного образовательного молодёжного форума «Острова»), включает результаты наблюдений и эксперимента в среде социально активной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пронина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EMPIRICAL APPROACH IN THE STUDY OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SOCIALLY ACTIVE YOUTH

The article argues the specifics of the empirical approach in the study of socio-psychological determinants of socially active youth. The purpose of the study is to consider the role of empiricism in the study of socio-psychological determinants of socially active youth. Research objectives: to analyze the empirical approach in the study of socio-psychological determinants of socially active youth, to substantiate the significance of the study of socio-psychological determinants in the educational process when working with socially active youth. The empirical data presented in this article confirm the hypothesis put forward by the authors and lead them to adequate conclusions on the study of the designated problem. The work was carried out on the basis of youth forums of the all-Russian level (“Territory of Meanings”, “Tavrida”, “Baltic Artek”, the Far Eastern Educational Youth Forum “Islands”), includes the results of observations and experiments among socially active youth.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ»

Роль эмпирического подхода в изучении социально-психологических детерминант социально активной молодежи

Пронина Елена Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии, гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: pronina.ev@gmail.com

В статье аргументируется специфика применения эмпирического подхода в изучении социально-психологических детерминант социально активной молодежи. Цель исследования состоит в рассмотрении роли эмпирики в исследовании социально-психологических детерминант социально активной молодежи. Задачи исследования: проанализировать эмпирический подход в изучении социально-психологических детерминант социально активной молодежи, обосновать значимость исследования социально-психологических детерминант в образовательном процессе при работе с социально активной молодёжью. Эмпирические данные, приведенные, в данной статье, подтверждают гипотезу, выдвинутую авторами и приводят их к адекватным выводам по исследованию обозначенной проблемы. Работа выполнена на базе молодежных форумов общероссийского уровня («Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек», Дальневосточного образовательного молодёжного форума «Острова»), включает результаты наблюдений и эксперимента в среде социально активной молодежи.

Ключевые слова: эмпирический подход, социально-психологические детерминанты, социально активная молодежь, Всероссийские молодежные форумы.

о с

CJ

В отечественной социальной психологии особенно продуктивно разрабатываются вопросы, связанные с молодежной политикой, активизацией молодежных движений, творческой активностью молодежи, рассматриваются различные стороны проективной молодежной деятельности. Можно говорить о том, что молодежная проблематика стала несомненным лидером теоретических и практических исследований последних лет.

Наша статья посвящена одному из самых востребованных сегодня вопросов, связанных с молодежной проблематикой. Очень важно, чтобы изучение социально-психологических детерминант социально активной молодежи осуществлялось эмпирически, чтобы экспериментальные результаты свидетельствовали о тех процессах, которые происходят в молодежной среде, формируют ее, позволяют уловить динамику происходящих изменений во времени.

Мы предполагаем, что активность молодёжи связана, в первую очередь, с социально-психологическими объективными детерминантами и во вторую - с собственно-психологическими, когда личность непосредственно включена в про-ектно-творческую деятельность. Личность участника молодёжного форума нельзя рассмотреть вне ее социальной коммуникации в стихийно созданной творческой группе, вне социальной активности, в которую она включена.

В этой связи необходимо рассмотрение социально-психологической сущности молодёжи с точки зрения ее отношения к проектно-творческой деятельности, которая поглощала время и силы молодёжи до приезда на форум с готовым социальным проектом для публичного обсуждения и отстаивания своей творческой позиции. В данном случае можно предположить, что проявление социальной активности молодёжи в сложной конкретно непредсказуемой ситуации в значительной мере зависит от сформированности самооценочных, мотивационных, коммуникативных, эмоционально-волевых особенностей молодёжи, которые были сформированы в процессе онтогенеза и которые характеризуют личность участника форума с социально-психологической и личностной сторон [1; 2; 3; 4].

Таким образом, становление социальной активности представляет собой единство становления психической активности в форме социально-психологической (поведенческой), собственно-психологической (личностной) и в форме интегративно-психологического единства компонентов, что приводит к освоению индиви-

дом социального действия. Это единый процесс, где объективно-психологический и собственно-психологический полюсы психической активности индивида находятся во взаимодействии.

В гипотезе нашего исследования мы основываемся на теоретической концепции А.В. Зобко-ва, в которой саморегуляция деятельности должна осуществляться в единстве на индивидном, личностном и субъектном уровнях.

Аналитическая работа по изучению источников показала, что социальная активность проявляется как феномен интеграции интеллектуальных и коммуникативных факторов, проявляющихся в социально-психологическом взаимодействии. В соответствии с существующими в общественной деятельности сферами (политика, культура, СМИ и т.д.), мы посчитали необходимым в социальной активности выделить следующие формы активности молодежи: политическую, гражданскую, культурную, творческую, трудовую, коммуникационную, деловую.

Необходимо отметить, что выборку исследования составила социально активная молодёжь, которая проявляет социально-творческую активность, которая в дальнейшем может перейти в политическую или гражданскую формы. Таким образом, проблематика исследования требует всестороннего изучения взаимосвязи социально-психологических детерминант социально активной молодёжи [5;6;7;8].

Наше исследование, результаты которого представлены ниже, было посвящено изучению социально-психологических детерминант личности молодых людей, входящих в существующую сегодня в российском обществе группу социально активной молодежи.

Наше исследование социальной активности проходило на базе Всероссийских молодежных образовательных форумов: «Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек», Дальневосточного образовательного молодёжного форума «Острова». Молодёжный творческий форум - это социально заданная основа, в рамках которой строится творческая проектная деятельность. Форумы влияют на творческую деятельность, индивидуальную и коллективную, которая зависит от свойств личности, ярко проявляющихся в специально организованной социальной среде.

Если единицей изучения процессуальной стороны проектной творческой деятельности является презентация проекта, то единицей развития молодёжи в проектной деятельности выступает «позиция субъекта проекта в процессе её презентации». Хотя обе эти единицы тесно взаимосвязаны, однако позиция и её устойчивость, динамика во многом прослеживается через способы презентации, вопросно-ответную ситуацию, где ярко проявляются, а, следовательно, и фиксируются объективно-психологические и собственно-психологические (личностные) проявления участника форума [9;10;11;].

В исследовании применялось наблюдение, анализ продуктов деятельности, методика А.В. Зобкова «Диагностика объективно-деятельностных характеристик отношения к жизнедеятельности» [2013], позволившая выявить главные и дополнительные к ним социально-психологические объективные компоненты и их параметры, характеризующие молодежь с активной жизненной позиции [12;13].

В русле осуществления структурного подхода к социальной активности молодёжи на социально-психологическом объективном уровне анализа деятельности молодежи пока рано говорить об отсутствии «белых пятен». До сих пор, например, не выявлены параметры социальной активности молодёжи, не показано, как они влияют на реализацию молодежной активности.

По результатам исследования можно судить о структуре социальной активности молодёжи как о целостном единстве. Взаимодействие между компонентами, входящими в структуру активности молодёжи, оказалось в нашей выборке статистически значимым.

Исходя из полученных данных, мы установили доминирующие показатели в каждом из компонентов структуры. Оказалось, что доминирующим показателем в социально-мотивационном компоненте исследуемого контингента стала «ответственность», в интеллектуально-волевом - инициативность в исполнительной фазе деятельности, в социально-коммуникативном - коммуникативная совместимость, в эмоционально-волевом -уверенность. Причем, между всеми указанными выше показателями была выявлена сильная корреляционная связь.

При сравнении данных структурной организация компонентов социальной активности молодёжи с представлениями о субъективной активности через год и об идеальном творческом человеке, оказалось, что представления о структурной организации активности, отражающей настоящий момент, одинаковы по сути, идентичны. Кроме того, все показатели имеют тесную связь в корреляциях. Изучение обозначенных параметров позволило увидеть и определить перспективы, дистанцию личностного развития, направленность молодежи на саморазвитие при реализации активности. Следует обратить внимание на показатели средних значений уровня развития качеств/черт в данный момент, через год, идеальные значения, представленные на рис. 1.

В наблюдении было выявлено, что молодые люди, участники форумов, активно контактировали между собой, старались как можно больше общаться с руководителями, что свидетельствовало о потребности в активации связей, в использовании всех возможностей, дающих стимул к раскрытию себя и окружающих в сближающей всех атмосфере контактов на дружеском, вдохновляющем их уровне. И хотя в моменты презентаций проектов ощущалось волнение и не всегда уверенность в себе, это, вероятно, и стало причиной заниженных баллов по показателям эмоционально-волевой сферы при самооценке.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

о

трудолюбие уверенность эмпатия общительность умение совместно работать познавательная активность настойчивость ответственность организованность дисциплинированность инициативность самостоятельность

1 1 1

8,2 9,2 9,4 1

6,9 8,5 9,4

7,7 8,5 9,3 □

7,6 8,7 9,4

7,6 9,2 9,4 9,4

7,6 8,7 9,5

6,8 8,4 9,3

8,1 8,8 9,6

1 1

7,7 9,1 9,5

8,4 9,3

8,6 9,3 9,3 ш

7,9 8,5 9,5

1 1 '

Уровень развития качества в настоящий момент - через год - идеальное значение

Рис. 1

Социальная активность участников молодёжных форумов - это несомненно социальное образование, проявляющееся на уникальном индивидуальном уровне сформированности определенных показателей активности, направляющее на достижение максимального результата в деятельности и доминировании в нём ответственности

Таким образом, результаты нашего эмпирического исследования подтверждают необходимость их учета в характеристике социально-психологических детерминант социально активной молодежи.

Литература

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М: ИПРАН; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 392 с.

2. Евсина В.И. Развитие социальной активности студенческой молодёжи через проектную деятельность Гродно ГрГУ им. Я. Купалы 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://ebooks.grsu. by/esina/1-1-1 -sotsialnaya-aktivnost-lichnosti-v-nauchnoj-literature.htm (дата обращения: 15.04.2019).

3. Зобков В.А. Психология отношения человека к жизнедеятельности: теория и практика: монография. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. -264 с.

4. Зобков В.А. Социальные факторы преодоления кризисного состояния в воспитании учащейся молодежи / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 2. - С. 74-82.

5. Зобков В.А., Пронина Е.В. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты. - Владимир, Собор, 2008. -164с. - С. 55.

6. Кашапов М.М., Совершенствование творческого мышления профессионала. - М.-Ярос-лавль, МАПН, 2006. - 688 с.

7. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: подготовка кадров // Образование личности. - 2017. - № 3. - С. 34-42.

8. Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города (на материалах г. Нижнекамска) / С.А. Потапова. - СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2005. - 141 с.с. 36

9. Пронина Е.В. Творческое отношение к жизнедеятельности социально-активной молодежи: технологии развития // Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова). Коллективная монография под ред. С.Ю. Поповой (Смолик). - М.: Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2015. - 326 с. - С. 187.

10. Пронина Е.В., Попова С.Ю. Актуальные проблемы исследования социально активной молодежи: творческое отношение к жизнедеятельности / Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы III междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

11. Пронина Е.В., Пронина А.А. Психологические характеристики социальной активности личности // Гуманитарные и психолого-педагогические аспекты образования: история и современность: материалы межвузовской очно-заочной научно практической конференции (Покров, 21 декабря 2017 г.) / Покровский ф-л МПГУ, [под ред. Л.В. Бойченко]. - Казань: Изд-во «Бук», 2018. - 110 с. - С. 37-43.

12. Пронина Е.В., Попова С.Ю. Молодежные форумы как образовательные площадки // Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / Авт.: Зиненко В.Е., Карпова В.В., Орлова Н.В., Плешаков В.А., Попова С.Ю., Прокохина М.И., Пронина А.А., Пронина Е.В., Селезнева А.В., Чуев С.В., Шили-

на И.Б. / Под общей редакцией С.Ю. Поповой. - М.: Аквилон, 2019. - 448 с. 13. Пронина Е.В., Пронина А.А. Развитие творческого отношения молодежи к жизнедеятельности // Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / Авт.: Зинен-ко В.Е., Карпова В.В., Орлова Н.В., Плешаков В.А., Попова С.Ю., Прокохина М.И., Пронина А.А., Пронина Е.В., Селезнева А.В., Чу-ев С.В., Шилина И.Б. / Под общей редакцией С.Ю. Поповой. - М.: Аквилон, 2019. - 448 с.

THE ROLE OF THE EMPIRICAL APPROACH IN THE STUDY OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SOCIALLY ACTIVE YOUTH

Pronina E.V.

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov

The article argues the specifics of the empirical approach in the study of socio-psychological determinants of socially active youth. The purpose of the study is to consider the role of empiricism in the study of socio-psychological determinants of socially active youth. Research objectives: to analyze the empirical approach in the study of socio-psychological determinants of socially active youth, to substantiate the significance of the study of socio-psychological determinants in the educational process when working with socially active youth. The empirical data presented in this article confirm the hypothesis put forward by the authors and lead them to adequate conclusions on the study of the designated problem. The work was carried out on the basis of youth forums of the all-Russian level ("Territory of Meanings", "Tavrida", "Baltic Artek", the Far Eastern Educational Youth Forum "Islands"), includes the results of observations and experiments among socially active youth.

Keywords: empirical approach, socio-psychological determinants, socially active youth, All-Russian Youth Forums.

References

1. Brushlinsky A.V. Subject: thinking, teaching, imagination. - M: IPRAN; Voronezh: NPO "Modek", 1996. - 392 p.

2. Evsina V.I. The development of social activity of student youth through the project activities of Grodno GrSU named after. Ya. Kupaly 2011. [Electronic resource]. URL: http://ebooks.gr-su.by/esina/1-1-1 -sotsialnaya-aktivnost-lichnosti-v-nauchnoj-literature.htm (date of access: 04/15/2019).

3. Zobkov V.A. Psychology of human relation to life: theory and practice: monograph. - Vladimir: Kaleidoscope, 2011. - 264 p.

4. Zobkov V.A. Social factors of overcoming the crisis in the upbringing of students / Bulletin of the Kostroma State University. ON THE. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2010. V.16. No. 2. - S. 74-82.

5. Zobkov V.A., Pronina E.V. Creation. Attitude. Activity. Theoretical and methodological aspects. - Vladimir, Cathedral, 2008. -164 p. - P. 55.

6. Kashapov M.M., Improving the creative thinking of a professional. - M.-Yaroslavl, MAPN, 2006. - 688 p.

7. Popova S. Yu., Pronina E.V. Implementation of the State Youth Policy in the Russian Federation: Personnel Training // Personality Education. - 2017. - No. 3. - S. 34-42.

8. Potapova S.A. Social activity of student youth of a modern young city (based on the materials of Nizhnekamsk) / S.A. Potapova. - St. Petersburg: Publishing house "Info-da", 2005. -141 p. With. 36

9. Pronina E.V. Creative attitude to the life of socially active youth: development technologies // Technologies of work with youth (work experience of the department of social technologies and organization of work with youth of Moscow State University named after M.A. Sholokhov). Collective monograph, ed. S. Yu. Popova (Smolik). - M.: Moscow-Tver: "SFK-Office", 2015. - 326 p. - S. 187.

10. Pronina E.V., Popova S. Yu. Actual problems of the study of socially active youth: creative attitude to life / Actual directions of scientific research: from theory to practice: materials of the III Intern. scientific-pract. conf. (Cheboksary, January 29, 2015) / editorial board: O.N. Shirokov [and others]. - Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2015.

11. Pronina E.V., Pronina A.A. Psychological characteristics of the social activity of the individual // Humanitarian and psychological and pedagogical aspects of education: history and modernity: materials of the interuniversity full-time part-time scientific and practical conference (Pokrov, December 21, 2017) / Pokrovsky Faculty of Moscow State Pedagogical University, [ed. L.V. Boy-chenko]. - Kazan: Buk Publishing House, 2018. - 110 p. -S. 37-43.

12. Pronina E.V., Popova S. Yu. Youth forums as educational platforms // State youth policy in Russia: socio-psychological foundations and implementation technologies / Author: Zinen-ko V.E., Karpova V.V., Orlova N.V., Pleshakov V.A., Popova S. Yu., Prokokhina M.I., Pronina A.A., Pronina E.V., Selezne-va A.V., Chuev S.V., Shilina I.B. / Under the general editorship of S. Yu. Popova. - M.: Akvilon, 2019. - 448 p.

13. Pronina E.V., Pronina A.A. Development of the creative attitude of young people to life // State youth policy in Russia: socio-psychological foundations and implementation technologies / Author: Zinenko V.E., Karpova V.V., Orlova N.V., Pleshakov V.A., Popova S. Yu., Prokokhina M.I., Pronina A.A., Pronina E.V., Selezneva A.V., Chuev S.V., Shilina I.B. / Under the general editorship of S. Yu. Popova. - M.: Akvilon, 2019. -448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.